По определению Б.Т. Лихачева сущность экологической культуры может быть рассмотрена как органическое единство экологически развитых сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности.
К компонентам экологической культуры относятся:
1) когнитивный, экологические знания и умения;
2) ,перцептивно-эмоциональный формировании духовно-эмоциональной сферы
3) аксиологический ценностные ориентации;
4) деятельностного экологически оправданное поведение.
В концепции непрерывного экологического образования указывается, что формирование основ экологической культуры как качества личности включает:
1) формирование знаний о единстве природы, ее значении для жизни человека, о взаимодействии в системе человек — природа — общество;
2) формирование интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке, улучшению состояния окружающей среды;
3) воспитание ценностных ориентации экологического характера;
4) формирование мотивов, потребностей, привычек целесообразного поведения и деятельности, способности научных и нравственных суждений по экологическим вопросам;
участие в активной практической деятельности по охране окружающей среды
25. Экологическое образование при изучении интегративного курса «Окружающий мир», его содержание, и этапы.
Концепция общего среднего экологического образования рассматривает его как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентации, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природно-социалъной среде и здоровью.
|
Ученые-педагоги, занимающиеся вопросами экологического образования (И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина, Л.П. Симонова и др.) считают, что целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества.
В основу выделения обязательного минимума содержания экологического образования в начальной школе положено научное понятие о живом организме и его связях со средой обитания.
Экологическое содержание направлено на формирование отношений, представляющих из себя сплав знаний, чувств и действий. Оно включает научно-познавательный, ценностный, нормативный и деятельностный аспекты.
Научно-познавательный аспект природопользования позволяет воспринять природу как единое целое, где объекты неживой и живой природы тесно взаимосвязаны.
Ценностный аспект обосновывает необходимость охраны природных объектов, комплекс нравственных, эстетических, познавательных, практических, санитарно-гигиенических и других ценностей и их значение в жизни человека.
Нормативный аспект отражает нормы поведения человека в природе, знакомит с ними, приучает действовать в соответствии с ними.
Деятельностный аспект предусматривает усвоение соответствующих знаний норм и правил, позволяющих оказывать реальную помощь растениям и животным, воспроизводить природные ресурсы.
Эти аспекты лежат в основе определения основных задач начального экологического образования, которые требуют:
1) доказать у ченикам, что в природе все взаимосвязано;
|
2) помочь понять, для чего человек должен знать природные связи: для того, чтобы не нарушать их, ибо нарушение людьми природных связей влечет за собой отрицательные последствия (и для природы и для самого человека;
3) научить строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков (по А.А. Плешакову).
Содержание экологических знаний охватывает следующий круг вопросов:
1. Многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов.
Знакомство с группами живых организмов позволяет развивать у младших школьников представление о некоторых экосистемах, пищевых и других зависимостях, которые существуют в них. При этом формируется понимание единства и многообразия форм живой природы, дается представление о сообществах растений и животных, обитающих в сходных условиях.
2. Связь р астительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональ ная приспособленность к ней; связь со средой в процессе роста и развития.
Ознакомление с конкретными примерами жизни растений и животных, их связи с определенной средой обитания и полной зависимости от нее позволяет сформировать у школьника первоначальные представления экологического характера. Дети усваивают, что механизмом связи является приспособленность строения и функционирование различных органов, контактирующих с внешней средой. При этом труд людей рассматривается как средообразующий фактор.
3. Человек, как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность.
Первоначальные представления об экологии человека позволяют познакомить детей с биологическими потребностями человека, которые могут быть удовлетворены лишь в нормальной жизненной среде. У детей закладывается понимание самоценности здоровья и первые навыки здорового образа жизни.
|
4. Использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды.
Это элементы социальной экологии, позволяющие продемонстрировать на некоторых примерах используемые в хозяйственной деятельности природные ресурсы. Это позволит вырабатывать у детей экономное и бережное отношение к природе, ее богатствам.
5. Охрана и восстановление природных богатств.
Все обозначенные позиции содержания экологических знаний согласуются с содержанием обязательного минимума образовательного компонента «Окружающий мир».
При изучении естествознания определяются три уровня развития экологических представлений (по А.А. Плешакову).
1-й уровень. Объекты природы рассматриваются в отдельнос ти без выделения связей между ними.
Этот уровень достигается в 1 классе; Дети узнают о компонентах неживой и живой природы
2-й уровень. Рассматриваются взаимосвязи между неживой и живой природой и внутри живой природы. роль воздуха, воды, почвы в жизни живых организмов, каково значение растений и животных в природе. Устанавливать следующие взаимосвязи м ежду растениями и животными:
1) по местообитанию (учащиеся должны уметь рассказывать о роли растений в расселении животных);
2) по способу питания (дети должны научиться составлять простейшие цепи питания);
3) по участию одного вида в распространении другого (младшие школьники должны объяснять, какую роль играют животные в распространении плодов и семян растений).
Ученики должны уметь находить признаки приспособленности растений и животных к условиям обитания. На этом уровне вполне осознанно усваивается информация об охране воздуха, воды, почвы, растений и животных.
3-й уровень. Рассматриваются природные явления и процессы (сезонные изменения в природе, причины смены природных зон с Севера на юг, виды вращения Земли). При этом устанавливаются причинно-следственные связи. На этом уровне особое внимание уделяется рассмотрению изменений в природе, вызванных деятельностью человека
Конечная цель экологического образования—формирование у человека готовности к рациональной деятельности в природе. Это значит необходимо развитие следующих умений:
1. ориентироваться во взаимозависимостях природных компонентов;
2. оценивать состояние этих компонентов с точки зрения их благополучия;
действовать в природе так, чтобы, не нанести ей ущерб.