Оценочная безопасность:
Не скупиться на похвалу (не обязательно словесную; часто достаточно улыбки, одобрительного кивка головой и т.п.). Хвалить исполнителя, критиковать только исполнение. Ставить перед ребенком только конкретные цели..
Учитель должен начать практику оценочной безопасности с собственной самооценки.
1. Количественная оценка в баллах применительно к творческим работам детей неадекватна и вредна. Творческая работа всегда уникальна и в принципе не поддается количественной мерке, какой бы то ни было стандартизации.
2. Развитие оценочной самостоятельности предполагает расширение детских инициатив и свободных выборов
Как уже отмечалось, в начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания: стартовую диагностику, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание.
Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе2 и результатах оценки их готовности к изучению данного курса.
Итоговый контроль проводится по окончании четверти, триместра, полугодия или года
Текущий контроль осуществляется на каждом уроке естествознания. В процессе первичного восприятия нового материала обычно используются репродуктивные вопросы и задания.
1.Задания, которые помогают проверить и закрепить фактологический (эмпирический) уровень развития понятий.
2.Однако первичное восприятие нуждается в дальнейшем осмыслении и установлении логических связей с имеющимися знаниями. Понятие должно перейти на следующий уровень развития — операционно-доказательный. На этом уровне учащиеся выполняют задания, требующие приведения примеров, установления простейших причинно-следственных связей. 3. На следующем, теоретическом (понятийном), уровне усвоенные знания систематизируются и применяются в новых ситуациях. Для их проверки и закрепления используются более сложные задания.
|
Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой большой теме. Результат фиксируется с помощью отметки.
При этом виде контроля ученику должно предоставляться право доедать и пересдать материал, исправить полученную отметку. При выставлении окончательной отметки учитель ориентируется не на средний балл (который определяется текущими отметками), а учитывает итоговые отметки по сдаваемой теме. Они «отменяют» предыдущие, более низкие, что делает контроль объективным.
Методы и формы организации контроля
1. Устный опрос требует устного изложения учащимися пройденного материала. Он может строиться как беседа, рассказ ученика, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте. Устный опрос делится на фронтальный, когда учитель обращается с вопросами и заданиями ко всему классу, и индивидуальный с подбором вопросов и заданий для конкретного ученика. Для индивидуальных устных ответов целесообразно составлять карточки, содержащие вопросы, план ответа или слова-опоры.
Класс должен быть готов дополнить и исправить рассказ отвечающего, задать вопросы к рассказу.
2.Письменный опрос заключается в проведении самостоятельных и контрольных работ
Самостоятельная письменная работа проводится при текущей проверке знаний. Она обычно занимает 10-15 м ин урока. Главной целью самостоятельной работы является проверка усвоения школьниками новых понятий и видов деятельности. Если самостоятельная работа проводится на начальном этапе становления умения и навыка, то она не оценивается отметкой. Вместо нее учитель вместе с учеником проводит аргументированный анализ работы.
|
Если умение находится в стадии закрепления, автоматизации, то работа может оцениваться отметкой.
Самостоятельная работа бывает
Фронтальной,
Групповой или
3. индивидуальной. Последние целесообразно использовать для проверки знаний отстающих или робких учеников, стесняющихся отвечать у доски. В этом случае хорошо выполненная работа может стать основанием для открытой поддержки ребенка, повышения его уверенности в себе.
Самостоятельные работы по индивидуальным заданиям можно проводить и на этапе проверки домашнего задания, когда учитель работает с классом фронтально.
Контрольная работа применяется при тематическом и итоговом контроле. Она оценивается отметкой. Работа может выполняться по одноуровневым или разноуровневым (различным по степени сложности) вариантам. Последние целесообразно подбирать для развития самоконтроля и самооценки учащихся.
К стандартизированным методикам проверки успеваемости относятся тестовые задания. Они помогают быстро, достаточно точно и объективно получить общую картину уровня подготовки класса по предмету.,Контрольная работа по предметам образовательного компонента «Окружающий мир» не требует развернутых письменных ответов. Используются тестовые задания на выбор правильного ответа, поиск ошибки, продолжение высказывания, подпись под рисунком. Задания по естествознанию могут носить практический ха рактер.
|
Формой контроля развития естественнонаучных умений является работа с лабораторным оборудованием, приборами, моделями.
На уроках естествознания могут проводиться и графические работы.