Географическая площадка, методика работы на ней с младшими школьниками.




Для проведения метеорологических наблюдений и прак­тических занятий на местности возле школы необходимо организовать географическую площадку. Для этого отводят свободный незатененный участок размером примерно 10 на 10 м. Выбранное пространство надо выровнять и огородить метровым забором. Забор окрашивают в разные -цвета и используют в качестве измерителя. По нему ученики должны научиться определять на глаз расстояние до ближайших объектов.

В центре располагается гномон — вертикальный стержень высотой 1-1,5 м с отвесом, показывающим правильное положение прибора. Гномон используется для определения полуденной линии и нахождения сторон гори­зонта по солнцу. С помощью гномона учащиеся должны научиться сравнивать высоту полуденной тени в зависимости от времени суток и года.

Дорожки на географической пло­щадке размещают так, чтобы по ним учащиеся смогли опре­делить основные и промежуточные стороны горизонта. В стороне от дорожек у забора выкапывают небольшую пря­моугольную яму для изучения почвенного среза

Для проведения наблюдений за погодой на площадке ус­танавливается флюгер — прибор для измерения направления и силы ветра. Он состоит из стрелки, поворачивающейся навстречу ветру и металлической пластины, укрепленной на металлическом столбе высотой не менее 10 м.

Термометр для определения температуры воздуха при недостаточном зате­нении площадки можно разместить у окна школы с теневой стороны.

Для измерения высоты снегового покрова используется снегомерная рейка длиной 1,5-2 м и шириной 8-10 см. Лицевую сторону рейки окрашивают в белый цвет и наносят на нее деления черной краской через 1см. Противоположную сторону окрашивают в черный цвет и белой краской наносят деления через 10 см.

Учащихся полезно приучать к наблюдениям за количест­вом выпадающих осадков с помощью дождемера. Это металлический цилиндр с ровным верхним краем, ограничиваю­щим определенную площадь (обычно 500 см); внутри нахо­дится воронка с отверстиями для защиты воды от испарения; сбоку имеется отверстие для выливания воды. Дождемер ставят на столбе высотой 2 м над поверхностью земли. Воду из дождемера (или растаявший снег) переливают в измери­тельный стакан и высчитывают толщину слоя выпавших осадков.

На географической площадке должна вестись работа по мо­делированию. Для этого отводится небольшой участок с песком.По заданию учителя учащиеся воспроизводят из влажного песка различные формы поверхности. Несколько сложнее, но вполне доступно организовать на географической площадке моделирование водоемов, островов и полуостровов.

Уголок живой природы, его объекты, организация работы с учащимися, значение при изучении интегративного курса «Окружающий мир».

Создание уголка начинается с подбора растений, отбираются наиболее типичные представители, на примере которых можно объяснить многие явления природы. Растения должны отвечать следующим требованиям:

а) не являются ядовитыми;

б) могут быть использованы в учебном процессе;

в) широко распространены и доступны для приобретения;

г) неприхотливы к условиям выращивания;

д) не занимают много места и декоративны;

Е) легко размножаются в комнатных условиях.

Выставляя на окно или горку растение, нужно обратить внимание на посуду, в которой оно растет. Школа - это учреждение, где не только обучают, но и воспитывают учащихся. Растения в приспособленной посуде, даже если они выращены заботливыми руками, не имеют эстетического вида и снижают воспитательное значение. Удачно подобранные и размещенные растения не загромождают классную комнату, а уголок живой природы делает её привлекательной. К горшку прикрепляется этикетка с указанием видового названия растения, семейства и происхождения.

При подкормке, пикировке, пересадке растений, а также уходе за животными учащиеся надевают халаты или передники, постоянно хранящиеся в помещении уголка живой природы, и защищают руки рукавицами или перчатками.

При приготовлении подкормок для растений учащимся запрещается прикасаться к удобрениям руками, надлежит набирать удобрения специальными неметаллическими ложечками. 3. Для борьбы с насекомыми-вредителями растений категорически запрещается пользоваться инсектицидами.

За животными в уголке живой природы устанавливается постоянный ветеринарный надзор во избежание возникновения инфекций, которые могут передаться людям.

Учащимся, осуществляющим уход за животными в уголке живой природы, крольчатнике и т. п., учитель должен показать и объяснить, как брать каждое животное в руки, чтобы избежать укуса.

При смене воды в аквариуме с помощью сифона запрещается отсасывание учащимися из трубки ртом. Это может привести к попаданию воды с микроорганизмами (среди которых могут быть болезнетворные) полость рта ученика. Отсасывать воздух следует резиновой грушей, единенной с трубкой сифона. Инструкция по технике безопасности для учащихся при работе в уголке живой природы вывешивается в его помещении и в кабинете

78. Особенности использования информационно-коммуникативных технологий в процессе изучения интегративного курса «Окружающий мир».

79. Характеристика изобразительных, схематических, аудиовидеотехнических средств наглядности и их использование при изучении интегративного курса «Окружающий мир».

Демонстрируемый объект должен быть виден всему классу.
Таблицы и картины вывешиваются на доску, предметные пособия размещают на демонстрационном столике. При необходимости создают специальный фон освещения. Не­большие объекты проносятся по классу, чтобы все ученики имели возможность их рассмотреть. Недопустимо во время демонстрации пускать объект по рядам, одновременно про­водя беседу с детьми, так как распределение внимания у младших школьников развито недостаточно. Мелкиеобъек­ты и рисунки могут быть показаны с помощью проекционных приборов.
2. Пособие должно находиться перед глазами детей только во время демонстрации. В противном случае внимание учащихся будет рассеяно.
Удобно пользоваться шторками на доске, откидными и магнитными досками.
3. Не следует показывать много пособий одновременно.
Объем внимания младших школьников — 3-4 объекта.
4. В элементарном курсе лучше избегать микроскопа и слишком сложных препаратов и рисунков.

Ученик обращает внимание прежде всего на то, что ему бросается в глаза. В микроскоп он главным образом видит светлый кружок и воздушные пузырьки.
5. С помощью вопросов внимание детей направляется на главные, существенные признаки демонстрируемого пособия.

6. Вопросы и задания составляются учителем заранее. Их можно задавать устно или записать на доске. Часто детям дается план описания природного объекта. Например, при демонстрации чучела или изображения животного учитель просит описать его по плану:

1. К какой группе относится это"животное (насекомое, пресмыкающиеся, птица, млекопитающее)?

2. Размеры и окраска тела.

3. Особенности внешнего строения.

4. Способ передвижения.

5. Образ жизни: чем питается животное, где селится, как
спасается от врагов, как приспособилось к жизни зимой?
Ответы на два последних вопроса дети находят в учебнике. Во время беседы выделяются черты приспособленности жи­вотного к условиям существования.
6. После демонстрации наглядных пособий делаются обобщения и выводы.
Необходимо связать представления и понятия, которые вырабатываются на уроке, с уже сформированными.

При индивидуальной и групповой демонстрации раздаточ­ный материал может быть у каждого ребенка или у группы (пары) учащихся. Вопросы и задания учителя помогают в опи­сании имеющихся у них объектов. Например, во время работы с гербарными экземплярами растений леса и степи учитель просит рассмотреть корень, стебель, листья у ковыля, типчака, полыни и выделить их отличительные особенности. Сравнить травянистые растения леса и степи и сделать вывод, как рас­тения степи приспособились к условиям жизни.


3. Методические требования к демонстрации учебных фильмов

В школе нет «...ни одного наглядного пособия, которое по богатству материала, по силе впечатления и но заниматель­ности могло бы сравниться с кино... Существуют процессы, которые совершаются очень медленно, и заметить ход этих процессов почти невозможно. Между тем кино может пока­зать эти процессы. Так на экране отлично видно прорастание семян, развертывание цветов, созревание плодов,...процессы движения ледников, роста оврагов, выветривания скал...»8.

1) Содержание фильма должно быть связано с темой уро­ка.

2) Фильм просматривается учителем до урока, выбирают­ся фрагменты для показа на уроке, составляются вопросы к беседе по содержанию фильма.

3) Определяется время и место фильма на уроке.

4) В зависимости от дидактических задач урока фильм может быть показан отдельными фрагментами на различных этапах урока.

5) До просмотра перед детьми ставится познавательная задача, которая должна быть решена в процессе анализа содержания фильма.

6) Вопросы, по которым будет анализироваться фильм, мож­но записать на доску. После просмотра по ним проводится беседа.

7) В ряде случаев учитель может заранеепознакомить учащихся с натуральными объектами, которые будут демонстрироваться в фильме.
Например, перед просмотром фильма «Размножение рас­тений: этапы развития растения из семени» проводится практическая работа с проростками семян бобовых культур или подсолнечника (которые дети увидят в фильме).

8) При необходимости сосредоточить внимание учащихся на отдельных кадрах, учитель может выключить дикторский текст и прокомментировать кадры сам. Так же поступают, если текст сложен для восприятия младшими школьниками.

Значение экранных пособий на уроке естествознания ве­лико: при продолжительности демонстрации 8-12 мин учеб­ные фильмы несут в 3-5 раз больше информации по сравне­нию с другими пособиями. В фильме дети могут наблюдать динамику природных процессов.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!