Принцип систематичности и последовательности в процессе изучения интегративного курса «Окружающий мир».




При изложении материала учебного предмета необходимо соблюдать принцип систематичности и последовательно­сти,который отвергает изучение отдельных фактов без вы­яснения их значения и связи с ранее изученным материалом. Построение материала школь­ного курса должно быть связным и цельным. Каждое последую­щее положение необходимо выводить из предыдущего. Логика построения курса естествознания базируется на уже названных дидактических правилах: «от неживого к живому», «от близ­кого к далекому», «от простого — к сложному».

Принцип научности и доступности в процессе изучения интегративного курса «Окружающий мир».

В основе построения любого школьного курса должен лежать принцип научности, но это не означает, что школь­ный предмет должен стать тонной копией науки в сжатом виде. «Таким образом, — считал В.В. Половцов, — ...неиз­бежно вводится догматизм, так как в погоне за сжатым изложением обильных фактов неизбежно приходится вы­пускать самое ценное, т.е. научную обработку этих фактов. Это то же самое, что выпустить кровь из живого организма и засушить его!»1.

Научностьпредполагает отборпроверен­ного фактического материала и его обработку и исследование научными методами. В начальном курсе естествознания невозможно полное изложение научной дисциплины и при­менение всего разнообразия методов обработки материала. Отбираться должен только тот материал, который знакомит младших школьников с основными объектамиокружающе­го мира и служит пониманию закономерностей протекания природных явлений и процессов.

Преподаватель обязан выбрать самое существенное и опустить все остальное, не дающее ничего нового по сравнению с уже изученным. На­пример, при введении представления о насекомых вполне достаточно выделить их главный отличительный признак — три пары ног, по которому дети легко узнают этих животных в природе. Все остальные особенности строения насекомых школьники изучат в курсе зоологии. При знакомстве с раз­множением растений нужно выяснить роль опыления, основные способы распространения плодов и семян и этапы развития растений из семени.

прин­цип доступности. Этот принцип предполагает использова­ние определенных правил, выработанных в педагогической науке со времен Я.А. Коменского. В их основе лежит знание возрастных особенностейдетей. Важнейшие дидактические правила:

1. От простого — к сложному, от известного — к неизвестному.
Эти правила предполагают начинать изучение курса не только с наиболее легкого и знакомого учащимся материала, но и использовать при этом самые простые методы и учебное оборудование. С этой точки зрения недопустимо в начальной школе изучение одноклеточных растений и животных, не­смотря на то, что они имеют самое простое строение, так как знакомство с простейшими организмами требует использо­вание микроскопа.

2. От близкого к далекому.Это правило лежит в основе краеведческого принципа обучения, который раскрывается ниже.

3. От конкретного к отвлеченному. Это правило требует, чтобы обобщению и выведению оп­ределенных закономерностей предшествовало знакомство с конкретными объектами и явлениями, которые будут слу­жить основой для создания в сознании ребенка ярких образов окружающего мира.

Вышеназванные правила не все используются в техноло­гиях развивающего обучения, которые будут рассмотрены в следующих главах.

Принцип наглядности в процессе изучения интегративного курса «Окружающий мир».

Принцип наглядности лежит в основе формирования понятий . При этом используются наглядные методы обучения. Наглядные методы- способы овладения учебным материалом, при котором новые знания дети получают при восприятии наглядных, экранных пособий и демонстрационных опытов.

Наглядные пособия должны использоваться на всех уроках по изучению окружающего мира, но это не означает, что все занятия проводятся с применением наглядных методов обу­чения. Наглядность может служить иллюстрацией к рассказу учителя для усиления его образности, но источником знаний в этом случае все же остается слово учителя.

При проведении урока наглядными методами именно де­монстрация опытов, экранных пособий, натуральных объек­тов, таблиц служит источником знаний учащихся. При восприятии демонстрируемых объектов или явлений уча­щиеся с помощью вопросов и заданий учителя осмысливают увиденное, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!