Метод наблюдение при изучении интегративного курса «Окружающий мир»




.Наблюдение— это планомерное, целенаправленное чув­ственное восприятие предметов и явлений окружающего мира с целью его познания. Наблюдение — это главный научный метод изучения природы, с помощью которого учащиеся готовятся к более сложным научным исследова­ниям.
Результаты наблюдений должны фиксироваться в рабочей тетради или в «Дневнике наблюдений».
В процессе наблюдений выделяются общие и отличительные признаки природных объектов и на основе этого делают\ся обобщения и выводы. После проведения наблюдений проводится обработка результатов, устанавливаются про­стейшие причинно-следственные связи.
Основные правила проведения наблюдений были сформу­лированы немецким педагогом А. Любеном:

1.Начинать наблюдения с естественных тел родины и кончать телами отдаленных стран.

2.Выбирать по преимуществу тела, характерные по своему строению или другим особенностям, познакомить детей с те­лами, имеющими практическое значение.

3. Начинать наблюдения с тел природы наиболее доступ­ных для ребенка.

4. Выбирать тела так, чтобы ученик видел в каждом курсе нечто целое, а в следующемразвитие предыдущего.

5. Начинать с наблюдений за отдельными телами, а потом подводить детей к обобщению.

6. Давать учащимся естественные тела в руки, чтобы они рассматривали их собственными глазами, сами описывали и группировали.

7. Возобновлять сделанные наблюдения как можно чаще.

8. Приучать детей к самостоятельному изучению и наблю­дению природы.

Эти положения не потеряли своей актуальности до настоя­щего времени.
С помощью наблюдений младшие школьники учатся рас­познавать и определять различные объекты неживой и живой природы: полезные ископаемые, растения, животные и др.

По продолжительности наблюдения подразделяются на кратковременные и длительные.

Кратковременные могут проводиться на экскурсии или на уроке при работе с раздаточным материалом. Кратковременные наблюдения за феноло­гическими явлениями в жизни растений можно провести на сезонной экскурсии. При этом детям даются задания:

При изучении организма человека проводятся самонаблю­дения. Длительные в основном выполняются во внеурочное время.
Наблюдения за предметами и явлениями природы помо­гают младшим школьникам накопить фактический материал, необходимый для установления закономерностей в природе. Этот метод преподавания естествознания развивает наблюдательность детей.
Особенности наблюдений :1.Важным требованием из тех, которые предъявляются к наблюдениям, являются их конкретность и систематичность. Наблюдения — важнейший источник знаний об окружающем мире. Они дают основу, на которой строятся мыслительные операции. Поэтому наблюдения являются важным средством развития мышления детей. 2.Любые наблюдения на экскурсии начинаются с постановки цепи, определения объекта и сообщения задания. На этапе начального обучения цели могут быть самые простые. 3.Задания для наблюдений учитель берет из учебников, учебных пособий или формулирует сам, но в том и другом случае они должны направлять внимание детей на то, что их непосредственно окружает, т. е. содержание заданий должно строиться на краеведческом принципе. 4.Важным условием успешности ведения наблюдений является разумный отбор объектов. Прежде всего, для постоянных наблюдений следует отобрать объекты вблизи школы. Порядок наблюдений:1.Сам процесс наблюдения начинается с того, что учитель предлагает детям осмотреть объект в целом, чтобы у ребенка сложилось о нем целостное представление. 2.Затем следует организовать рассмотрение предмета по частям. Необходимо ограничить внимание, сосредоточив его лишь на некоторых частях, иногда всего на одной. При таком подходе к наблюдениям ученик привыкает концентрировать внимание только на том, что ему нужно для решения данной задачи. 3.Можно предложить ученику после однократного рассмотрения предмета или его части закрыть глаза и мысленно представить только что увиденное. Другой прием — это имитация учеником движений и звуков предметов, явлений природы. Например, повторить руками движения крыльев птицы, падающих листьев и т. д.; голосом — звук грома, пение птицы, или звуки других животных и т. д. Попытка таких имитаций заставляет ученика внимательно всматриваться, вслушиваться в явления, улавливать такие тонкости, которые при первом наблюдении прошли мимо внимания.4.Испытанным приемом продуктивных наблюдений является их фиксирование. Способы фиксирования разнообразны. Это, прежде всего, зарисовки и раскрашивание контурных рисунков. Делать это можно по памяти или с натуры. Наблюдения за погодой фиксируются с помощью условных знаков, которые даны в рабочих тетрадях с учетом объема этих наблюдений в каждом классе. Эти наблюдения фиксируются в специальных таблицах в рабочих тетрадях. Для этого используются общеизвестные условные знаки. Фиксирование наблюдений ведется также в календарях природы и труда.

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!