Экскурсии присущи все признаки урока: она проводится со
стабильной группой учащихся примерно одинакового возраста и одинаковой подготовки, имеет определенную продолжительность, такую же, как все другие уроки в данном классе и в данной школе, она обязана выполнить те же функции, что и другие уроки. На экскурсии основным источником информации является
метод наблюдений. Возможно применение эксперимента. Экскурсии различаются по особенностям организации познавательной деятельности учащихся: они могут быть
иллюстративными, исследовательскими или комбинированными. Из словесных методов, на
иллюстративных экскурсиях применяется
рассказ, на исследовательских — объяснение и беседа. В процессе экскурсии, учащиеся имеют дело
непосредственно с предметом изучения. Природные объекты изучаются в естественной обстановке или приближенной к ней. В содержание экскурсии необходимо включать
лишь то, что дети непосредственно могут изучить на месте ее проведения. Не следует
тратить экскурсионное время на рассказы о том, чего дети не могут непосредственно воспринимать на экскурсии. Источником знаний на экскурсии является
не сама по себе экскурсия, а наблюдения, которые выполняют дети в природе, в музее, в заповеднике и т. п. Дети наблюдают как самостоятельно, так и под руководством учителя.
Особенности наблюдений: 1.Важным требованием из тех, которые предъявляются к наблюдениям, являются их
конкретность и систематичность. Наблюдения — важнейший источник знаний об окружающем мире. Они дают основу, на которой строятся мыслительные операции. Поэтому наблюдения являются важным средством развития мышления детей. 2.Любые наблюдения на экскурсии начинаются
с постановки цепи, определения объекта и сообщения задания. На этапе начального обучения цели могут быть самые простые.
3.Задания для наблюдений учитель берет из учебников, учебных пособий или формулирует сам, но в том и другом случае они должны направлять внимание детей на то, что их непосредственно окружает, т. е. содержание заданий должно строиться на краеведческом принципе.
4. Важным условием успешности ведения наблюдений
является разумный отбор объектов. Прежде всего, для постоянных наблюдений следует отобрать объекты вблизи школы.
Порядок наблюдений: 1.Сам процесс наблюдения начинается с того, что учитель предлагает детям
осмотреть объект в целом, чтобы у ребенка сложилось о нем целостное представление. 2.Затем следует организовать
рассмотрение предмета по частям. Необходимо
ограничить внимание, сосредоточив его лишь на некоторых частях, иногда всего на одной. При таком подходе к наблюдениям ученик привыкает
концентрировать внимание только на том, что ему нужно для решения данной задачи. 3.Можно предложить ученику после однократного рассмотрения предмета или его части
закрыть глаза и мысленно представить только что увиденное. Другой прием —
это имитация учеником движений и звуков предметов, явлений природы. Например, повторить руками движения крыльев птицы, падающих листьев и т. д.; голосом — звук грома, пение птицы, или звуки других животных и т. д. Попытка таких имитаций заставляет ученика
внимательно всматриваться, вслушиваться в явления, улавливать такие тонкости, которые при первом наблюдении прошли мимо внимания.4.Испытанным приемом продуктивных наблюдений является их
фиксирование. Способы фиксирования разнообразны. Это, прежде всего,
зарисовки и раскрашивание контурных рисунков. Делать это можно
по памяти или с натуры. Наблюдения за погодой фиксируются с помощью
условных знаков, которые даны в рабочих тетрадях с учетом объема этих наблюдений в каждом классе. Эти наблюдения фиксируются в специальных таблицах в рабочих тетрадях. Для этого используются общеизвестные условные знаки. Фиксирование наблюдений ведется также
в календарях природы и труда.
Подготовка к экскурсии. Каждая экскурсия должна быть определенным образом подготовлена1. Прежде всего, следует
определить и изучить место экскурсии. Если экскурсия проводится в природу, то накануне надо побывать на месте экскурсии,
наметить объекты для изучения, направления передвижения экскурсантов, определить возможности
экскурсионных сборов, продумать, а затем и подготовить
оборудование, которое необходимо для работы на экскурсии.2. Накануне следует детей
предупредить о том, что тогда-то и туда-то состоится экскурсия, посоветовать им, как надо одеться. Часть необходимого для экскурсии оборудования могут
подготовить сами школьники, что учитель определяет в каждом конкретном случае. 3. Следующий этап —
это сама экскурсия. Она начинается с
вводной беседы, в которой сообщается тема экскурсии, ее цель, коротко выясняется, что учащимся известно по данной теме. Последнее важно, так как позволяет установить связь новых знаний с уже известными детям, установить научную точность этих знаний. При проведении
исследовательской э кскурсии учитель разрабатывает
задания для исследований. Он заранее
записывает их на карточках или задает детям
устно по ходу экскурсии. Экскурсию можно проводить
фронтально, т. е. по заданию и сигналу учителя все дети проводят
одинаковые исследования за установленный учителем промежуток времени. Но учащиеся могут быть разделены
на группы. При этом группы могут получить
одинаковые задания для изучения одинаковых объектов или одинаковые задания по разным объектам. Н апример, этим группам предлагаются для
изучения разные растения, но план исследования последних одинаковый. Кроме того, группы могут изучать разные
объекты по разным заданиям. Используют также вариант проведения исследовательской экскурсии без деления учащихся класса на группы, когда все дети выполняют одинаковые задания. Возможен и
смешанный вариант, который реализуется в процессе комбинированной экскурсии. Ход исследовательской экскурсии может быть представлен в следующей схеме.1. Учащимся или группам детей
указываются объект или объекты для наблюдений.2. До сведения экскурсантов
доводятся задания, по которым пойдет исследование объектов.3. Далее следует
самостоятельная работа учащихся по изучению объекта. На этом этапе ведущим является метод наблюдений. 4. Обсуждение результатов
самостоятельно й работы. 5. Обобщение и формулировка
вывода. Домашнего задания после экскурсии может и не быть. Но классу можно предложить выполнить соответствующие задания в рабочих тетрадях, провести аналогичные наблюдения в другом месте, дополнить наблюдения на экскурсии другими наблюдениями за объектами, которых не было на месте экскурсии. Если на экскурсии
были проведены сборы, то после экскурсии необходимо привести их в порядок. Обобщающий урок обычно строится на материале отдельной темы или учебного предмета в целом. Важнейшей задачей обобщающих уроков является раскрытие сущности природоведческих понятий, установление взаимосвязей между объектами и явлениями природы, а на их основе — первоначальное знакомство с некоторыми закономерностями