В Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года выделено три сценария развития региона на основании прогнозов долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации:
1. Инерционный сценарий предполагает отсутствие новых источников роста экономики региона, неразвитость инновационных секторов и зависимость от импорта технологий, ограниченные темпы роста отраслей и секторов региональной экономики традиционной специализации (транспортно-логистического комплекса, традиционной промышленности, строительства), рост конкуренции с Санкт-Петербургом на рынке труда и нехватка квалифицированной рабочей силы.
2. Форсированный сценарий предполагает развертывание новых инновационных секторов экономики с размещением на территории региона высокотехнологичных компаний при сохранении высокой зависимости от внешних инвестиций, невысокой заинтересованности частного бизнеса и диспропорций в развитии территории.
3. Реалистичный сценарий выбирает в качестве технологического «ядра» транспортно-логистический комплекс, инновационно-технологические и промышленные кластеры (в ЛПК, строительстве, автомобилестроении, фармацевтике и радиологии) и туристско-рекреационный комплекс. При достаточном объеме долгосрочных инвестиций данный сценарий позволит в полной мере реализовать инновационный потенциал региона и существенно повысить уровень и качество жизни населения региона.
В качестве целевого сценария Концепцией выбран реалистичный сценарий развития Ленинградской области, предполагающий сочетание умеренных темпов роста экономики и перераспределение приоритетов в пользу долгосрочного устойчивого развития высокотехнологичных секторов. Ставка на инновационное развитие, вложение в человеческий капитал и формирование предпосылок для роста высокотехнологичных секторов являются стратегическими приоритетами Российской Федерации и Северо-Западного федерального округа.
Перспективы социально-экономического развития Лужского муниципального района в соответствии с реалистично-инновационным сценарием развития Ленинградской области ограничены технологическим и ресурсным потенциалом территории. Основная промышленная специализация Лужского района сосредоточена в традиционных отраслях обрабатывающей промышленности, строительства и сельского хозяйства. Реализация реалистично-инновационного сценария на территории муниципалитета также ограничивается качеством человеческого капитала и высокой конкуренцией на рынке труда со стороны регионального центра и формирующегося вокруг него «пояса» региональной агломерации. Таким образом, наиболее целесообразным представляется укрепление позиций Лужского района в отраслях традиционной специализации (обрабатывающая промышленность, агропромышленный сектор) и последовательная модернизация существующих производств в совокупности с развитием транспортного потенциала муниципального района и новых конкурентоспособных туристско-рекреационных услуг. Развитие АПК и отраслей обрабатывающей промышленности с высокой добавленной стоимостью, в том числе, с привлечением крупных частных инвесторов, позволит укрепить существующую производственную и инфраструктурную базу Лужского района и постепенно формировать конкурентные преимущества в новых отраслях экономики (туризм, сфера услуг, общественное питание).
На основании Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года в Стратегии социально-экономического развития Лужского муниципального района сформулированы три приоритетных сценария развития, представляющие возможные комбинации ресурсного потенциала территории с направлениями социально-экономической политики на муниципальном уровне. Формирование сценариев основано на следующих базовых принципах:
- общие тенденции социально-экономического развития Ленинградской области, в т.ч. повышение инвестиционной привлекательности муниципальных районов, снижение диспропорций регионального развития, формирование технологических заделов в новых сферах специализации;
- учет ресурсного потенциала и текущей специализации муниципального района, а также имеющихся конкурентных преимуществ и интересов крупных предприятий в отраслях обрабатывающей промышленности и агропромышленном секторе;
- формирование перспективной специализации в новых отраслях, в особенности, в сфере предоставления платных услуг населению, в т.ч. в туристско-рекреационном секторе и сфере общественного питания;
- необходимость развития и всесторонней поддержки малых форм предприятий как в отраслях традиционной специализации, так и в сфере потребительского рынка, повышение привлекательности и закрепление позитивного имиджа малого и среднего предпринимательства как вида деятельности.
Ключевыми факторами регионального и национального уровней, определяющими основные варианты долгосрочного социально-экономического развития Лужского муниципального района являются:
– динамика производительности труда в агропромышленном секторе и отраслях обрабатывающей промышленности, а также интенсивность инновационного обновления существующих производств;
– модернизация транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры;
– развитие и эффективность институтов, определяющих предпринимательскую и инвестиционную активность, повышение инвестиционной привлекательности;
– интенсивность повышения качества человеческого капитала и уровня жизни населения муниципального района;
– включение Лужского муниципального района в существующие цепочки создания добавленной стоимости и предпринимательские сети, участие в региональных кластерных инициативах и межмуниципальном сотрудничестве.
В зависимости от степени реализации этих факторов выделяются инерционный, реалистичный и форсированный сценарии социально-экономического развития Лужского района в долгосрочной перспективе.
Сценарий № 1. «Сценарий инерционного развития» коррелирует с аналогичным сценарием развития Ленинградской области и предусматривает развитие Лужского муниципального района в условиях прогнозируемого изменения внутренних и внешних факторов. Сценарий ориентирован на сохранение сложившейся структуры экономики муниципального района при использовании доступных природных, человеческих, технологических и производственных ресурсов. Основным итогом инерционного сценария может стать закрепление существующей модели экономического развития, то есть ключевая роль будет отводиться предприятиям АПК и обрабатывающих отраслей. При этом будет усиливаться тенденция стягивания населения в агломеративный пояс
г. Санкт-Петербург и дальнейшего снижения числа трудоспособного населения в муниципальном районе. Ключевыми источниками развития в рамках данного сценария являются развитие транспортной и инженерной инфраструктуры районного центра г. Луга, инвестирование собственных средств предприятий в существующие производства, сокращение неэффективных расходов, жесткое бюджетирование и совершенствование системы государственного управления. Особенность инерционного сценария заключается в том, что он не обеспечивает устойчивости социально-экономического развития муниципального района, опирается на усиление эксплуатации «портфеля» доступных ресурсов, его экстенсивное расширение.
Сценарий № 2. «Реалистичный сценарий развития» характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста и более высокими долгосрочными темпами роста экономики Лужского муниципального района. Сценарий направлен на создание новых и развитие существующих институтов привлечения инвестиций в экономику, а также создание новых современных центров притяжения туристов. В рамках данного сценария факторы инвестиционного развития должны стать ключевыми источниками экономического роста муниципалитета, что позволит повысить эффективность человеческого капитала и улучшить социальные параметры развития области. Реалистичный сценарий предполагает не только концентрацию ресурсов на существующей производственной специализации, но и создание условий для появления новых источников развития экономической и социальной сфер. Ключевыми источниками развития в рамках сценария становятся технологическое развитие существующих производств, поддержка институтов привлечения бюджетных и частных инвестиций в экономику муниципалитета, а также институтов развития малого бизнеса, создание современной инфраструктуры туристско-рекреационного сектора. Предполагается дальнейшее развитие транспортного сообщения, интеграция Лужского муниципального района в региональные транспортные потоки, в том числе, при реконструкции автодороги федерального значения Петербург-Минск через г. Луга.
Сценарий № 3. «Сценарий форсированного развития» предполагает комплексное повышение инвестиционной привлекательности Лужского муниципального района. В рамках данного сценария планируется более интенсивный приток государственных и частных инвестиций. Сценарий предполагает и более благоприятные демографические тренды, связанные с увеличением численности трудоспособного населения, в том числе, за счет привлечения кадров из других районов Ленинградской области. Ведется адресная работа с потенциальными инвесторами, осуществляется комплексная поддержка малого бизнеса, предоставление инвестиционной инфраструктуры – подготовленных инвестиционных и промышленных площадок оборудованных коммуникациями (в том числе, свободных от застройки), создание бизнес-инкубаторов для размещения производств для местных предпринимателей и привлечение регионального финансирования для организаций поддержки инвестиций. Реализация данного сценария обеспечит приток инвестиций в ключевые сектора экономики муниципального района, а также будет содействовать повышению доходов местного населения, в том числе, посредством значительного увеличения туристического потока. Политика в сфере потребительского рынка и услуг реализуется через создание благоприятного предпринимательского климата, защиту прав потребителей и внутреннего рынка от некачественной продукции. Сохраняются положительные тенденции на потребительском рынке, происходит наиболее полное удовлетворение спроса жителей Лужского района на товары в широком ассортименте по доступным ценам, торговые и бытовые услуги при гарантированном качестве и безопасности, преобразование предприятий потребительского рынка в современную индустрию сервиса.
Сравнительная характеристика сценариев стратегического развития Лужского муниципального района представлена в таблице ниже.
Таблица 6. Характеристика альтернативных сценариев развития Лужского муниципального района
Сценарий инерционного развития | Реалистичный сценарий развития | Сценарий форсированного развития | |
Основные гипотезы | Сохранение сложившейся структуры экономики муниципального района при использовании доступных природных, человеческих, технологических и производственных ресурсов, преимущественно моноцентрическое развитие территории с центром в г. Луга, усиление эксплуатации «портфеля» доступных ресурсов | Усиление инвестиционной направленности экономического роста, создание и развитие институтов привлечения бюджетных и частных инвестиций в экономику, комплексная поддержка малого бизнеса, создание современной инфраструктуры туристско-рекреационного сектора | Комплексное повышение инвестиционной привлекательности Лужского муниципального района. Адресная работа с потенциальными инвесторами, поддержка среднего и малого бизнеса, предоставление инвестиционной инфраструктуры, повышение привлекательности бизнес-инкубатора для местных предпринимателей, привлечение регионального финансирования для организации поддержки инвестиций, создание новых рабочих мест. Форсированное развитие туристско-рекреационного комплекса |
Предпосылки к реализации | Сценарий основан на сложившихся тенденциях социально-экономического развития, на сохранении и развитии текущей отраслевой специализации и уровня инвестиционной активности | Сценарий основан на создании новых и поддержке существующих институтов привлечения инвестиций и развития территории Лужского района, что позволит существенно увеличить инвестиционную активность в районе | Сценарий основан на эффективной реализации мероприятий настоящей Стратегии, результативном функционировании созданных и существующих институтов поддержки инвестиционной деятельности, активном привлечении инвестиций в экономику района и создании новых рабочих мест как в отраслях традиционной специализации, так и в отраслях, связанных с усилением специализации в обрабатывающем секторе |
Влияние сценария на: | |||
— экономику муниципального образования | Экстенсивное развитие агропромышленного сектора и обрабатывающей промышленности, закрепление имеющейся технологической специализации | Рост производительности предприятий АПК, специализация на мясном животноводстве, производстве комбикормов, нетрадиционном птицеводстве., растениеводстве. Развитие туристско-рекреационной отрасли, создание новых предприятий малого бизнеса. Восстановление объектов культурного наследия силами частных инвесторов | Увеличение объемов производства, внедрение новейших производственных технологий на предприятиях АПК. Опережающее развитие туристической инфраструктуры, восстановление объектов культурного наследия совместными усилиями инвесторов и муниципалитета, формирование туристического бренда территории, создание комплексных туристических маршрутов в сотрудничестве с соседними муниципальными районами. Рост потребительского рынка и рынка общественного питания |
— инвестиционную активность предприятий | Инвестиции в отраслях традиционной специализации преимущественно за счет собственных средств предприятий и участия в муниципальных/государственных программах развития | Заинтересованность крупных национальных и региональных инвесторов в реализации инвестиционных проектов в сферах АПК и туризма на территории Лужского района. Умеренный рост числа малых предприятий преимущественно в отрасли сельского хозяйства и потребительском секторе. Развитие транспортной и придорожной инфраструктуры (гостиниц, предприятий общественного питания) вдоль автодороги Петербург-Минск | Привлечение крупных инвесторов для реализация крупных инвестиционных проектов регионального значения. Предоставление индивидуального сопровождения, а также максимальных льгот и гарантий крупным инвесторам. Развитие частно-муниципального партнерства в проектах инфраструктуры и коммунального хозяйства. Предоставление льготных условий для резидентов инвестиционных площадок. Повышение инвестиционной привлекательности и инвестиционного потенциала района, реализация инновационных инвестиционных проектов в АПК |
— занятость | Сохранение текущего уровня безработицы, создание новых рабочих мест зависит от развития «якорных» районных предприятий в случае увеличения рынков сбыта и объемов производства | Создание небольшого числа новых рабочих мест за счет развития малого и среднего бизнеса в агропромышленной отрасли, сфере потребительского рынка и туристско-рекреационной отрасли | Повышение занятости на крупных инвестиционных проектах, реализуемых на территории муниципального образования. Рост занятости на малых предприятиях и увеличение числа индивидуальных предпринимателей |
— доходы населения | Сохранение тенденции умеренного роста доходов населения, при снижении реального уровня доходов, уровень начисленной месячной заработной платы остается на одном из последних мест в области | Относительное увеличение темпов роста доходов населения, уровень начисленной месячной заработной платы соответствует среднему уровню в регионе по реалистичному сценарию | Опережающий рост доходов населения, уровень начисленной месячной заработной платы соответствует среднему уровню заработной платы в регионе по форсированному сценарию |
— доходы бюджета | Сохранение высокого уровня дотационности местного бюджета | Рост налоговых доходов бюджета от крупных предприятий и малого предпринимательства при сохранении общей дотационности местного бюджета | Рост налоговых доходов бюджета от малого предпринимательства и реализации крупных инвестиционных проектов, заметное сокращение дотационности местного бюджета |
— экологию | Дальнейшее ухудшение экологической ситуации | Реализация единой экологической политики на территории Лужского района | Совместное решение экологических проблем с крупными инвесторами |
Риски, связанные с реализацией сценария | - недостаточный региональный спрос на продукцию отраслей традиционной специализации; - высокая зависимость от экономической ситуации в Ленобласти; - низкая инвестиционная активность; - сохранение инфраструктурных ограничений развития (в первую очередь, в отрасли электроэнергетики); - рост конкуренции с другими муниципальными районами на рынке труда; - снижение эффективности реализации сценария ввиду недостаточного финансирования, затянутых сроков реализации, зависимость от изменений региональной бюджетной политики; - исчерпание технологических заделов отраслей традиционной специализации, низкая инновационная составляющая и инвестиционная привлекательность на фоне других муниципальных районов Ленинградской области | - отставание темпов инфраструктурного развития территории от потребностей инвестиционного развития, и, как следствие, потеря их конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности; - низкая заинтересованность сельских поселений в развитии транспортной, инженерной и коммунальной инфраструктуры для размещения инвестиционных площадок и привлечения инвесторов; - недостаточный уровень бюджетного финансирования | - снижение инвестиционной привлекательности территории в связи с недостатком подготовленных инфраструктурных площадок; - ограниченная доступность финансовых ресурсов разной продолжительности; - несоответствие качества человеческого капитала требованиям потенциальных инвесторов; - усиление диспропорций развития территории муниципального района в зависимости от места реализации инвестиционных проектов, интерес инвесторов к инвестиционных площадкам в непосредственной близости от муниципального центра г. Луга; - ограничения в эксплуатации инвестиционных площадок в случае подготовки «под инвестора»; - сохранение и усугубление накопленных проблем развития коммунальной и инженерной инфраструктуры в поселениях, проявляющих пассивную политику социально-экономического развития |