Оглавление
Введение..................................................................................................................................... 2
1.Основные выводы сравнительного анализа социально-экономических показателей Лужского муниципального района........................................................................................................... 5
2.Цели, задачи и приоритеты социально-экономического развития Лужского муниципального района (в том числе г. Луга)................................................................................................... 18
2.1. Сравнение и выбор стратегических альтернатив.................................................... 18
2.2. Обоснование выбора реалистичного сценария развития....................................... 29
2.3. Ключевая идеология, миссия, образ будущего и главная цель социально-экономического развития Лужского муниципального района................................................................... 32
2.4. Выбор и обоснование приоритетности мероприятий социально-экономической политики в разрезе основных направлений в соответствии с этапами реализации Стратегии... 34
2.5. Выбор и обоснование приоритетности мероприятий социально-экономического развития г. Луга....................................................................................................................................... 39
Механизмы реализации Стратегии....................................................................................... 42
Ожидаемые результаты реализации Стратегии................................................................... 52
Информация о муниципальных программах, утверждаемых в целях реализации Стратегии, а так же информация о государственных программах Ленинградской области, на основе которых будут сформированы новые муниципальные программы (или в которых предполагается участие). 64
Приложение 1..................................................................................................................... 67
Анализ развития Лужского муниципального района (в том числе г. Луга)................ 67
1. Анализ основных показателей, тенденций, проблем и диспропорций, сложившихся в социально-экономическом развитии................................................................................ 67
2. Анализ внешней среды................................................................................................. 141
Приложение 2.................................................................................................................... 166
Международный опыт формирования стратегий развития депрессивных муниципальных образований....................................................................................................................... 166
Введение
Стратегия социально-экономического развития Лужского муниципального района на 2016-2030 гг. (далее – Стратегия) разработана в соответствии с требованиями Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 №172-ФЗ, Методических рекомендаций по осуществлению стратегического планирования на уровне муниципальных образований Ленинградской области, утвержденных распоряжением Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области от 10.06.2015 № 60 и иных нормативно-правовых актов.
Разработанная в 2007 г. Концепция социально-экономического развития Лужского муниципального района Ленинградской области на период 2008-2017 годы (далее -Концепция) определила в числе приоритетных целей развития района:
1. Обеспечение роста реальных доходов в расчете на одного жителя в 2,0 раза и не ниже, чем в среднем по Ленинградской области.
2. Преодоление сокращения, стабилизация и последующее увеличение численности населения района.
3. Создание стабильной базы занятости населения, преодоление кризиса в отдельных поселениях.
4. Решение жилищной проблемы, переселение жителей из ветхого и аварийного жилья, повышение качества услуг жилищно-коммунального хозяйства.
5. Модернизация экономической базы, создание условий для реализации современных инвестиционных проектов в промышленности на транспорте и в других отраслях. Рост объема промышленного производства не менее чем в 2,5 раза.
6. Развитие и восстановление сельскохозяйственных предприятий, сельских населенных пунктов, преобразование системы социально-культурного обслуживания населения, повышение качества предоставляемых услуг. Увеличение объема сельскохозяйственной продукции не менее чем на 70 %.
7. Повышение культурно-технического уровня населения района, восстановление квалификации и трудовых навыков работников.
8. Укрепление доходной базы местных бюджетов и повышение бюджетной обеспеченности в расчете на одного жителя (по консолидированному бюджету района) до уровня средней обеспеченности по районам Ленинградской области.
9. Создание надежной системы энергообеспечения района, позволяющей обеспечить гарантированное энергоснабжение населения и хозяйства и привлечь в район стратегических инвесторов.
10. Модернизация структуры и развития новых форм организации в промышленности и иных сферах экономической деятельности, создание дополнительных стимулов привлечения внешних и внутренних инвесторов.
11. Инициирование и реализация двух-трех крупных высокоэффективных для развития экономики муниципального района инвестиционных проектов (строительство транзитной магистрали Луга – Усть-Луга; создание предприятий производственного кластера Ленинградской области в зоне существующих и проектируемых транспортных артерий; организация в районе культурно-рекреационного комплекса федерального значения).
Анализ целевых ориентиров социально-экономического развития района, представленных в Концепции, и их сопоставление с фактическими значениями соответствующих показателей не позволяет утверждать, что задача, связанная с реализацией положений Концепции, решена на территории района в полном объеме. Планировавшееся ранее изменение негативного демографического тренда не реализовано: численность постоянного населения района в 2015 году составляет 75,8 тыс. чел. вместо 85 тыс., спрогнозированных в Концепции.
На территории района сохраняются значительные проблемы в сфере ЖКХ, система энергообеспечения района является дефицитной и не позволяет в полной мере обеспечить инвестиционную привлекательность территории. Заявленные в Концепции крупные инвестиционные проекты в сфере развития транспортной инфраструктуры, формирования кластерных образований и развития туристско-рекреационного потенциала не реализованы.
Данные обстоятельства требуют проведения стратегического анализа развития Лужского района, выявления глубинных причин несоответствия фактических показателей развития района запланированным в Концепции и актуализации приоритетных направлений развития муниципального образования в рамках разработки Стратегии социально-экономического развития Лужского муниципального района на 2016-2030 гг.
Важным стимулом, определяющих необходимость актуализации основного стратегического документа района, являются произошедшие в стране макроэкономические изменения, а также новые акценты федеральной и региональной политики.
Экономика России в последние годы характеризуется такими тенденциями как снижение потребительского спроса, вызванное сокращением реальных располагаемых доходов населения; сокращением товарооборота, экспортно-импортных операций; появлением значительных ограничений выхода отечественных предприятий на внешние рынки; сокращением расходов федерального и региональных бюджетов. Указанные факторы вместе с сохраняющейся внешнеполитической напряженностью привели к значительному снижению темпов экономического развития страны, а также выразились в негативной динамике изменения основных показателей социально-экономического развития Ленинградской области.
Учитывая положения Методических рекомендаций по осуществлению стратегического планирования на уровне муниципальных образований Ленинградской области, утвержденных распоряжением Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области от 10.06.2015 № 60, настоящая Стратегия разработана на основании комплексного анализа развития Лужского муниципального района (в том числе города Луга), включающего анализ внешней среды и основных тенденций, проблем, диспропорций, ограничений, сложившихся в социально-экономическом развитии района.
Назначение Стратегии заключается в необходимости определения и формулирования долгосрочных стратегических целей, приоритетов и задач развития муниципального образования, улучшения инвестиционной привлекательности муниципального образования и качества муниципального управления. Кроме этого, Стратегия является основой для разработки документов территориального планирования, муниципальных программ и плана мероприятий по реализации стратегии.
Основные выводы сравнительного анализа социально-экономических показателей Лужского муниципального района
Инвестиционная привлекательность Лужского муниципального района определяется не только ресурсным и социально-экономическим потенциалом территории, но и уровнем социально-экономического развития других муниципальных районов Ленинградской области. Несмотря на выгодное расположение на пересечении транспортных магистралей регионального и федерального значения, Лужский район не является частью формирующейся региональной агломерации вокруг г. Санкт-Петербург. Таким образом, муниципальные районы, граничащие с региональным центром, имеют больше преимуществ по интеграции в экономическое пространство региона и промышленной кооперации, а также более высокий рейтинг инвестиционной привлекательности.
Сравнение Лужского муниципального района с другими муниципальными районами Ленинградской области по основным социально-экономическим показателям отражены в таблице представленной ниже. На основании представленных показателей можно выделить потенциальные источники роста, а также «узкие места» развития Лужского муниципального района.
Таблица 1. Позиция Лужского муниципального района среди муниципальных районов Ленинградской области в 2014 г.
Показатель | Ранг | Лужский район | Лучшее значение по региону | Район-лидер | |
Численность населения, тыс. чел. | 76,1 | 285,8 | Всеволожский | ||
Среднесписочная численность работников, чел., по организациям без субъектов малого предпринимательства в действующих ценах, по "чистым" видам экономической деятельности | 11 043 | 45 206 | Всеволожский | ||
Уровень регистрируемой безработицы, % | 0,83 | 0,11 | Всеволожский | ||
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в расчете на 1 работника, руб., по организациям без субъектов малого предпринимательства в действующих ценах, по "чистым" видам экономической деятельности | 26 478,4 | 50 991,2 | Сосновоборский | ||
Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения, ед. | 404,4 | Кингисеппский | |||
Объем инвестиций в основной капитал на душу населения, тыс., руб., по организациям без субъектов малого предпринимательства в действующих ценах, по "чистым" видам экономической деятельности | 18,3 | 492,2 | Сосновоборский | ||
Введено в действие общей площади жилых домов на 1000 чел. населения, кв. м | 229,8 | 2 668,8 | Всеволожский | ||
Оборот организаций в расчете на душу населения, тыс. руб., по организациям без субъектов малого предпринимательства в действующих ценах, по "чистым" видам экономической деятельности | 736,2 | 2 013,8 | Ломоносовский | ||
Оборот организаций в обрабатывающих производствах, млн. руб., по организациям без субъектов малого предпринимательства в действующих ценах, по "чистым" видам экономической деятельности | 8 732,9 | 115 528,4 | Ломоносовский | ||
Оборот организаций в сельском хозяйстве, млн. руб., по организациям без субъектов малого предпринимательства в действующих ценах, по "чистым" видам экономической деятельности | 1 474,3 | 23 257,8 | Кировский | ||
Оборот общественного питания в расчете на душу населения, руб. (формируется по данным сплошного статистического наблюдения за крупными и средними организациями, а также выборочных обследований малых предприятий с распространением данных нагенеральную совокупность объектов наблюдения). | 227,0 | 7 110,0 | Всеволожский | ||
Оборот розничной торговли в расчете на душу населения, тыс. руб. (формируется по данным сплошного статистического наблюдения за крупными и средними организациями, а также выборочных обследований малых предприятий с распространением данных на генеральную совокупность объектов наблюдения). | 23,7 | 180,3 | Всеволожский | ||
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в расчете на душу населения, тыс. руб., по организациям без субъектов малого предпринимательства в действующих ценах, по "чистым" видам экономической деятельности | 146,2 | 1 774,9 | Кингисеппский | ||
Объем платных услуг населению в расчете на душу населения, тыс. руб. (формируется по данным сплошного статистического наблюдения за крупными и средними организациями, а также выборочных обследований малых предприятий с распространением данных на генеральную совокупность объектов наблюдения). | 4,1 | 27,0 | Кировский | ||
Грузооборот, тыс. т-км | 42 679,6 | 804 697,3 | Всеволожский | ||
Показатели производительности сельского хозяйства | |||||
- Среднесуточный привес крупного рогатого скота, г | 815,0 | 815,0 | Лужский | ||
- Средний надой молока на 1 корову, кг | 7 514,0 | 9 035,0 | Приозерский | ||
- Производство картофеля, т | 5 896,0 | 24 579,4 | Тосненский | ||
- Производство молока, тыс. т | 35,4 | 266,7 | Лодейнопольский | ||
- Производство мяса (в живом весе), т | 11 981,7 | 255 389,2 | Кировский | ||
Доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета в общем объеме собственных доходов бюджета муниципального образования (без учета субвенций), % | 89,2 | Сосновоборский | |||
Источник: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Петростат). База данных показателей муниципальных образований. Электронный ресурс [https://www. petrostat.gks.ru] дата обращения 20.12.2015 г; Мониторинг Ленинградской области. Показатели развития МО. Мониторинг «Показатели развития муниципальных образований», Электронный ресурс [https://monitoring.lenreg.ru/] дата обращения 20.12.2015 г
Одним из инструментов анализа и выявления, перспективных для развития отраслей сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности является метод сравнительных преимуществ, основанный на анализе соотношения отраслевого объема выручки в районе с отраслевой структурой выпуска в Ленинградской области.
Индекс, представляющий собой коэффициент «выявленного сравнительного преимущества» (Revealed comparative advantage – RCA) представляет собой соотношение доли выручки предприятий Лужского района по каждому виду экономической деятельности в общей выручке предприятий Лужского района к доле выручки предприятий Ленинградской области по каждому (соответствующему) виду экономическому деятельности в общей выручке предприятий Ленинградской области. При этом общая выручка предприятий Ленинградской области представляет собой сумму выручки предприятий всех муниципальных районов Ленинградской области. Формула выглядит следующим образом
RCA = (Xij / Xit) / (Xnj / Xnt) = (Xij / Xnj) / (Xit / Xnt) (1),
где Х – объем выручки, млн. руб., i – муниципальный район, j –вид экономической деятельности, t – вся совокупность видов экономической деятельности и n- Ленинградская область.
Полученный индекс, другими словами, позволяет определить те отрасли, в которых Лужский район имеет относительно более высокую долю выручки предприятий относительно структуры выручки Ленинградской области или, иначе, относительно более высокую концентрацию предприятий одной отрасли.
Данный анализ проведен с использованием базы данных Спарк-Интерфакс, откуда были получены данные о выручке предприятий Ленинградской области. Определение размещения предприятий на территории того или иного муниципального района осуществлялось на основе фактического адреса размещения предприятия, указанного в системе Спарк-Интерфакс.
На основе произведенного расчета выявленных сравнительных преимуществ было выделено до шести ключевых отраслей для каждого района. Результаты для отраслей промышленности и сферы услуг представлены на нижеприведенном рисунке.
Коды ОКВЭД | ||||
Лесное хозяйство и предоставление услуг в этой области | Производство электрических машин и электрооборудования | |||
Добыча прочих полезных ископаемых | Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов | |||
Производство пищевых продуктов, включая напитки | Производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств | |||
Производство табачных изделий | Производство мебели и прочей продукции, не включенной в другие группировки | |||
Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели | Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды | |||
Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них | Сбор, очистка и распределение воды | |||
Издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации | Строительство | |||
Производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов | Торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт | |||
Химическое производство | Оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами | |||
Производство резиновых и пластмассовых изделий | Розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования | |||
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов | Деятельность гостиниц и ресторанов | |||
Металлургическое производство | Деятельность сухопутного транспорта | |||
Производство машин и оборудования | Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность | |||
Рисунок 1. Выявленные сравнительные преимущества муниципальных районов Ленинградской области в соответствии с кодами ОКВЭД
В соответствии с проведенным анализом, Лужский район имеет сравнительное преимущество в отрасли 26 ОКВЭД, что соответствует отрасли производства строительных материалов. Соответственно, наращивание преимуществ в этой отрасли может стать ключевым для дальнейшего развития муниципального района. Ниже представлены основные предприятия отрасли производства строительных материалов в районе и их соотношение по размеру выручки с крупнейшими предприятиями отрасли в Ленинградской области.
Таблица 2. Предприятия отрасли производства строительных материалов Лужского муниципального района
Наименование | Отрасль | Выручка 2014, млн руб. | Место среди топ крупнейших предприятий отрасли в регионе |
Лужский абразивный завод, ОАО | Производство абразивных изделий | 4 102,84 | |
Толмачевский завод ЖБИМК,ОАО | Производство изделий из бетона для использования в строительстве | 154,49 | |
Петербургское стекло, ООО | Производство полых стеклянных изделий | 90,84 | |
ЛЗЖБИ, ООО | Производство изделий из бетона для использования в строительстве | 9,16 | |
Стройпрогресс, ООО | Производство кирпича, черепицы и прочих строительных изделий из обожженной глины | 0,06 |
По результатам проведенного расчета выявленных сравнительных преимуществ отраслей сельского хозяйства муниципальных районов Ленинградской области, наиболее конкурентоспособными отраслями сельского хозяйства Лужского района являются животноводство и разведение крупного рогатого скота, дальнейший потенциал роста данных отраслей определяет существующая высокая производительность растениеводства.
Таблица 3. Предприятия агропромышленного сектора Лужского района*
Краткое наименование | Дата регистрации | Отрасль | Выручка 2014, тыс. руб. |
ООО "Агрохолдинг "Приозерный" | 07.04.2008 | Разведение свиней | 714,911 |
ОАО "Рассвет" | 12.03.1999 | Разведение крупного рогатого скота | 386,448 |
ЗАО Племзавод "Рапти" | 22.06.1979 | Животноводство | 256,538 |
СПК "Оредежский" | 02.12.1961 | Разведение крупного рогатого скота | 142,831 |
ОАО "Партизан" | 01.12.1961 | Разведение крупного рогатого скота | 117,184 |
ООО "ПЗ "Урожай" | 27.11.2000 | Разведение крупного рогатого скота | 90,318 |
ООО "Правда" | 06.07.2011 | Разведение крупного рогатого скота | 80,407 |
ООО "Петровил" | 04.04.2003 | Сбор лесных грибов и трюфелей | 79,806 |
АО "Волошово" | 26.12.2000 | Разведение крупного рогатого скота | 71,935 |
ЗАО "Новое Время" | 22.05.1995 | Разведение крупного рогатого скота | 59,922 |
ОАО "Новый Мир" | 28.02.1995 | Разведение крупного рогатого скота | 28,034 |
ООО Зверохозяйство "Лужское" | 14.10.2013 | Разведение кроликов и пушных зверей в условиях фермы | 24,195 |
СПК "Мичуринский" | 22.06.1979 | Выращивание картофеля, столовых корнеплодных и клубнеплодных культур с высоким содержанием крахмала или инулина | 13,987 |
ЗАО "Скреблово" | 26.01.1993 | Разведение крупного рогатого скота | 10,777 |
ООО "НПС "Клевер" | 15.02.1993 | Выращивание картофеля, столовых корнеплодных и клубнеплодных культур с высоким содержанием крахмала или инулина | 10,202 |
*Примечание: указаны предприятия с выручкой более 10 млн руб. в 2014 году
Примечание: 1 - Растениеводство; 2 - Выращивание зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур, не включенных в другие группировки; 3 – Овощеводство, декоративное садоводство и производство продукции питомников; 4 – Животноводство; 5 - Разведение крупного рогатого скота; 6 - Разведение овец, коз, лошадей, ослов, мулов и лошаков; 7 - Разведение свиней; 8 - Разведение сельскохозяйственной птицы.
Рисунок 2. Выявленные сравнительные преимущества муниципальных районов Ленинградской области по секторам сельского хозяйства
Оборот розничной торговли и общественного питания существенно уступает показателям в большинстве муниципальных образований Ленинградской области, однако в последние годы в Лужском районе наблюдается положительная динамика потребительского рынка. Учитывая тенденции импортозамещения и обеспечения продовольственной самодостаточности района, дальнейшее стимулирование агропромышленного комплекса представляется целесообразным. При этом особое внимание следует уделить формам финансовой и административной поддержки малых сельскохозяйственных предприятий, а также содействовать их прямому взаимодействию с малыми предприятиями торговли и крупными торговыми сетями. Таким образом, существует потенциал для синергии агропромышленного сектора и потребительского рынка на территории муниципального района, что, в свою очередь, положительно скажется на уровне жизни и занятости местного населения, а также послужит стимулом к привлечению молодых специалистов из других муниципальных районов.
Для повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности Лужского муниципального района как для местных, так и для региональных инвесторов, необходим непрерывный мониторинг социально-экономических показателей соседних муниципальных районов Ленинградской области, а также оперативное принятие административных решений, направленных на развитие инвестиционной инфраструктуры и эффективных форм поддержки малого бизнеса. При этом наличие инфраструктурных ограничений (в отраслях электроэнергетики и транспорта) и исчерпание технологических заделов в ряде отраслей при нарастающей потребности в активизации инновационно-инвестиционной компоненты роста являются основными угрозами сбалансированного и устойчивого социально-экономического развития территории. Реализация потенциала в области инфраструктуры, в особенности, в малочисленных и сельских населенных пунктах, позволит сократить отток населения из сельской местности в муниципальный центр и устранить диспропорции территориального развития муниципального района.
Перспективным направлением развития является межрайонная кооперация по привлечению частных и бюджетных инвестиций для реализации масштабных инвестиционных проектов, в особенности, в отраслях сельского хозяйства и туризма. В условиях повышенной конкуренции муниципальных районов Ленинградской области за привлечение инвесторов (в особенности со стороны районов «агломерационного пояса» г. Санкт-Петербург) сотрудничество с соседними муниципалитетами и создание единого «инвестиционного пространства» положительно скажется на инвестиционной привлекательности Лужского района. В перспективе следует рассмотреть возможность создания агропромышленного и туристско-рекреационного кластеров.
Таблица 4. SWOT-анализ социально-экономического развития Лужского муниципального района
Внутренние факторы | Внешние факторы | ||||
Сильные стороны | Слабые стороны | Возможности | Угрозы | ||
Природные ресурсы и географическое положение | |||||
-Самое южное географическое положение в Ленинградской области -Умеренный мягкий климат -Месторождения твердых полезных ископаемых (формовочные и стекольные пески) -Обширные земельные ресурсы, плодородные почвы -Бальнеологические, водные и прочие природные ресурсы -Благоприятные агроклиматические условия | -Обострение экологической ситуации | -Удовлетворение растущего спроса на качественную и экологически чистую сельскохозяйственную продукцию -Развитие туристско-рекреационного комплекса -Дальнейшая транспортная интеграция в структуру международных транспортных коридоров -Развитие отраслей, основанных на использовании природных ресурсов, в том числе, предприятий стекольной промышленности | - Ограниченное участие в развитии формирующегося агломерационного «пояса» вокруг регионального центра | ||
Коммунальное хозяйство и инфраструктура | |||||
-Расположение района на пересечении федеральных и региональных транспортных коридоров | - Высокий уровень износа инженерной инфраструктуры и отсутствие свободных мощностей - Необходимость капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения - Недостаток бюджетного финансирования в отрасли инженерной и коммунальной инфраструктуры - Отсутствие подготовленных инвестиционных площадок, промышленных парков | -Участие в региональных программах инфраструктурного развития и развития автомобильных дорог Ленинградской области -Развитие внутрирегионального транспортного сообщения -Строительство автодороги федерального значения Санкт-Петербург-Минск через г. Луга | -Растущая конкуренция со стороны других муниципальных образований Ленинградской области, особенно в части предоставления инвестиционной инфраструктуры (промышленных площадок) -Недостаток финансирования реконструкции и строительства новой инфраструктуры -Рост цен на тарифы ЖКХ является препятствием развитию малого и среднего бизнеса | ||
Население и уровень жизни | |||||
- Значительный сезонный приток населения - Равномерное распределение населения между центром муниципального района и сельской местностью | - Уровень средней заработной платы сравнительно ниже других муниципальных образований Ленинградской области - Высокая доля пенсионеров в общей численности населения, сокращение населения в трудоспособном возрасте - Неразвитость рынка социальных услуг и дефицит кадров в учреждениях социального обслуживания обслуживающих сельское население Лужского района. | - Расширение подготовки специалистов по программа среднего профессионального образования в соответствии с требованиями локального рынка труда - Создание конкурентоспособных условий на рынке труда для сокращения оттока трудоспособного населения в г. Санкт-Петербург и другие районы Ленобласти - Внедрение лучших практик развития современных компетенций среди талантливой молодежи | - Старение населения и уменьшение количества трудоспособного населения и граждан репродуктивного возраста - Отрицательный естественный и механический прирост населения - Деградация качества человеческого капитала - Конкуренция с другими муниципальными районами за привлечение молодых специалистов | ||
Промышленность | |||||
- Наличие «якорных» для местной экономики предприятий с развитой промышленной базой и опытом работы - Рост производства комбикормов | - Концентрация большинства промышленных предприятий в муниципальном центре - Высокий риск снижения объемов промышленного производства обрабатывающих отраслей и зависимость от рыночной конъектуры - Снижение объема инвестиций в основной капитал крупных и средних промышленных предприятий | - Рост спроса предприятий мясного животноводства Ленинградской области на комбикорма - Снижение концентрации производственного потенциала в районном центре г. Луга, создание рабочих мест в сельской местности посредством организации промышленных и инвестиционных площадок | - Инерционность развития локальных предприятий на фоне опережающего научно-технического прогресса - Высокая конкуренция со стороны других муниципальных районов Ленинградской области в отраслях обрабатывающей промышленности - Экономическая нецелесообразность дальней перевозки комбикормов - Валютные и инфляционные риски и сокращение спроса на продукцию промышленных предприятий | ||
Сельское хозяйство | |||||
-Высокая производительность молочного скотоводства и свиноводства -Высокая урожайность зерновых и кормовых культур -Реализуемые инвестиционные проекты крупных сельскохозяйственных организаций в отраслях молочного скотоводства, свиноводства, птицеводства | -Неполное использование имеющихся сельскохозяйственных угодий -Наличие сельскохозяйственных предприятий, которые находятся в кризисной ситуации | -Реализация региональных кластерных проектов в АПК -Региональная поддержка малых форм хозяйствования в АПК и содействие повышению финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей -Дальнейшее развитие животноводства, в том числе создание предприятий в новых для района подотраслях животноводства, аквакультуры -Дальнейшее развитие растениеводства, в том числе возрождение садоводства | -Высокая конкуренция с другими муниципальными районами Ленинградской области в отрасли молочного животноводства и сокращение доли Лужского района в общем объеме производства отрасли | ||
Потребительский рынок | |||||
-Положительная динамика роста розничного товарооборота, предоставления услуг и общественного питания | - Неудовлетворительное качество предоставляемых населению услуг - Низкий оборот общественного питания в расчете на душу населения, отсутствие спроса местного населения. | - Рост денежных доходов населения, увеличение объемов потребительского рынка - Региональное стимулирование прямого взаимодействия предприятий малых форм торговли с представителями предприятий АПК, в том числе фермерских хозяйств - Стимулирующее воздействие развития туристско-рекреационной отрасли на рынок потребительских услуг и общественного питания | - Вытеснение предприятий мелкой розницы сетевыми предприятиями - Отсутствие спроса на услуги и услуги общественного питания в отдаленных населенных пунктах | ||
Туризм и спорт | |||||
-Высокий туристско-рекреационный потенциал, наличие уникальных объектов культурного и природного наследия -Возможность предоставления широкого спектра туристических пакетов – патриотический, паломнический, лечебно-оздоровительный туризм -Высокая доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом | - Недостаточный уровень развития туристско-рекреационной инфраструктуры, низкий уровень предоставляемых туристических услуг - Низкая информированность потенциальных туристов и отсутствие туристического бренда района - Низкая заинтересованность частного бизнеса --недостаточное количество спортивных сооружений | - Реализация региональных кластерных проектов в туризме - Региональное содействие муниципалитетам в поиске частных инвесторов для воссоздания существующих объектов культурного наследия и развития инфраструктуры военно-патриотического туризма - Создание туристического бренда Лужского района - Возможность кооперации с соседними муниципальными районами для создания общих тематических туристских продуктов - Проведение региональных туристических, спортивных мероприятий, популяризация физической культуры и спорта среди молодежи | - Высокая конкуренция за туристов и отдыхающих между другими районами Ленинградской области и Санкт-Петербургом, соседними областями и регионами | ||
Инвестиционный климат и малый бизнес | |||||
- Взаимодействие с правительством Ленинградской области в целях повышения инвестиционной привлекательности, разработка инвестиционной стратегии муниципального района - Высокая эффективность реализации муниципальных программ - Оказание государственных и муниципальных услуг по принципу одного окна - Наличие офисного бизнес-инкубатора и площадки для размещения индустриального парка - Обеспечение информационной, консультационной и финансовой поддержки малых предприятий | - Высокие издержки на создание и ведение бизнеса - Отсутствие отраслевых приоритетов развития предпринимательства - Ограниченная доступность финансовых ресурсов, обусловленная сложностью получения заемного финансирования для хозяйствующих субъектов малого предпринимательства и высокой стоимостью банковских кредитов - Усиление зависимости малого бизнеса от ситуации в секторах промышленности, в которых занята большая часть населения - Несогласованность работы органов местного самоуправления и государственных органов власти (затруднения в выработке общей позиции и ее последовательной реализации) | - Привлечение федерального финансирования на развитие/обеспечение деятельности районных институтов развития и организаций поддержки инвестиций - Диверсификация адресатов государственной инвестиционной поддержки - Региональная поддержка инфраструктурных проектов для удаленных террит |
| Поделиться: |
Поиск по сайту
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Поиск по сайту:
Читайте также:
Деталирование сборочного чертежа
Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей?
Собственные движения и пространственные скорости звезд