В) Стяжательская ориентация 1 глава




Стяжательская ориентация совершенно отлична от рецептивного иэксплуататорского типов, сходных в том, что оба надеются получить вещи извнешнего мира. Данная же ориентация дает людей, мало верящих в то, что онимогут получить из внешнего мира что-то новое; их безопасность основываетсяна стяжательстве и экономии, а траты они воспринимают как угрозу. Ониокружают себя как бы защитной стеной, и их главная цель -- как можно большев свое укрытие приносить и как можно меньше из него отдавать. Их скупостьраспространяется как на деньги и материальные вещи, так и на чувства имысли. Любовь для них -- это, по существу, обладание: сами они не даютлюбви, но стараются получить ее, завладевая "любимым". Ориентированный настяжательство человек часто демонстрирует особый вид верности людям и дажевоспоминаниям. Его сентиментальность превращает прошлое в золотой век; ондержится за прошлое и предается воспоминаниям о прежних чувствах ипереживаниях. Такие люди все знают, но они бесплодны и неспособны кплодотворному мышлению. Их также можно узнать по выражению лица и жестикуляции. У них плотносжаты губы; у них характерные жесты погруженных в себя людей. Если урецептивного типа жесты как бы манящие и плавные, у эксплуататорского --агрессивные и резкие, то у стяжательского -- жесты чопорные, как будто этилюди хотят обозначить границы между собой и внешним миром. Другойхарактерный элемент их установки -- педантичная аккуратность. У стяжателявсегда упорядочены вещи, мысли и чувства, но опять же, как и в случае спамятью, его аккуратность бесплодна и ригидна. Он терпеть не может, есливещи не на своем месте, и будет автоматически приводить их в порядок.Внешний мир для него -- это угроза вторжения в его оборонную позицию;аккуратность означает подчинение себе внешнего мира путем водворения его иудержания на надлежащем месте, чтоб избежать опасности вторжения. Егоманиакальная чистоплотность -- это еще одно выражение потребностиустраниться от контакта с внешним миром. Вещи за пределами его собственногомира воспринимаются как опасные и "нечистые"; он аннулирует угрожающийконтакт путем маниакального омовения, похожего на религиозный ритуаломовения, предписанный после контакта с нечистыми вещами и людьми. Вещинужно класть не только на надлежащее место, но и в надлежащее время:навязчивая пунктуальность -- это характерная черта стяжательского типа; этоеще одна форма подчинения себе внешнего мира. Раз внешний мир воспринимаетсякак угроза оборонной позиции, то логической реакцией будет упрямство.Постоянное "нет" -- это почти автоматическая защита от вторжения; упрямостоять на своем -- вот ответ на угрозу атаки извне. Такие люди склоннысчитать, что обладают только неким ограниченным запасом силы, энергии иментальных способностей, и этот запас тает, исчерпывается и никогда непополнится. Они не могут понять, что все жизненные субстанции обладаютфункцией самовосполнения, и активность и трата сил увеличивают энергию, в товремя как инертность ее парализует; для них смерть и разрушение обладаютбольшей реальностью, чем жизнь и развитие. Акт творчества -- это чудо, окотором они слышали, но в которое не верят. Их высшие ценности -- порядок ибезопасность; их девиз: "Нет ничего нового под солнцем". В отношениях сдругими людьми близость для них -- угроза: или отстраненность, или обладаниелюдьми -- вот в чем безопасность. Стяжатель склонен к подозрительности иимеет особое чувство справедливости, выражаемое так: "Мое -- это мое, а твое-- это твое".

Г) Рыночная

Ориентация

Рыночная ориентация развилась в качестве доминирующей только всовременную эпоху. Чтобы понять ее природу, нужно принять во вниманиеэкономическую функцию рынка в современном обществе, не только задающегомодель данной ориентации характера, но и являющегося основой и главнымусловием ее развития у современного человека. Товарообмен -- один из старейших экономических механизмов. Традиционныйлокальный рынок, однако, существенным образом отличается от рынка, каким онстал при современном капитализме. Товарообмен на локальном рынке давалвозможность встретиться для обмена товарами. Производители и потребителибыли знакомы; они представляли собой сравнительно небольшие группы; спросбыл более-менее известен, так что производитель мог производить товары,ориентируясь на этот определенный спрос. Современный рынок[32]уже не место встречи, а механизм, отличительная черта которого --абстрактный и безличный спрос. Производитель работает на этот рынок, а не наизвестный круг потребителей; вердикт рынка основывается на законах спроса ипредложения: и рынок определяет, какой из товаров может быть продан и закакую цену. Независимо от того, какова полезная ценность, например, парыботинок, если предложение превышает спрос, эти ботинки будут обречены наэкономическую смерть; их вообще можно было бы не производить. Рыночный день-- это "судный день" для меновой ценности товаров. Читатель может возразить, что такое описание рынка грешитупрощенностью. Производитель пытается определить спрос заранее, а примонопольных условиях даже обретает некую степень контроля над ним. И тем неменее, регулирующая функция рынка была и все еще остается достаточновластной, чтоб иметь глубокое влияние на формирование характера городскогосреднего класса, а благодаря социальному и культурному влиянию последнего --на все население. Рыночное понятие ценности, превосходство меновой ценностинад полезной привело к сходному понятию ценности в отношении людей и, вчастности, в отношении человека к самому себе. Ориентацию характера,коренящуюся в восприятии себя как товара, а собственной ценности какменовой, я называю рыночной ориентацией. В наше время рыночная ориентация получила ускоренное развитие сразвитием нового -- "личностного рынка", который является феноменомпоследних десятилетий. Клерки и продавцы, администраторы и врачи, адвокаты ихудожники -- все представлены на этом рынке. Правда, их правовой статус иэкономическое положение различны: одни -- независимы, взимая плату за своиуслуги; другие работают по найму, получая жалование. Но материальный успех увсех зависит от признания их личности теми, кто платит за их услуги илинанимает на работу за жалованье. Принцип оценки и на личностном рынке, и на товарном один и тот же: напервом на продажу предлагаются личности, на втором -- товары. Ценностью вобоих случаях является меновая ценность, для которой полезная ценностьнеобходимое, но не достаточное условие. Правда, наша экономическая системане могла бы функционировать, если бы люди не были искусны в том деле, какоеим надлежит исполнять, и обладали лишь приятной личностью. Даже самыеизысканные манеры в обращении с больными и самый красиво обставленный офисна Парк-авеню не принесут успеха нью-йоркскому врачу, если он не обладаетминимумом знаний и опыта. Какой бы обаятельной личностью ни была секретарша,это не спасет ее от потери места, если она не умеет быстро и грамотнопечатать на машинке. Однако, если мы зададимся вопросом, каков удельный весмастерства и личностной ценности как условий успеха, мы обнаружим, чтотолько в исключительных случаях успех оказывается преимущественнорезультатом мастерства и каких-то других человеческих качеств, вродеискренности, порядочности и честности. Хотя соотношение мастерства ичеловеческих качеств, с одной стороны, и "личности" -- с другой, какнеобходимых условий успеха, изменчиво, "личностный фактор" всегда играетрешающую роль. Успех зависит, по большей части, от того, насколько хорошочеловек умеет продать себя на рынке, насколько хорошо он умеет подать себя,насколько привлекательна его "упаковка"; насколько он "бодр", "крепок","энергичен", "надежен", "честолюбив"; к тому же, каково его семейноеположение, к какому клубу он принадлежит, знается ли он с нужными людьми.Тип желательной личности зависит от достигнутого человеком уровня в тойспециальной области, где он работает. Биржевой маклер, продавец, секретарша,железнодорожный служащий, преподаватель колледжа или управляющий отелем --каждый должен предложить требуемый тип личности, который, вне зависимости отего особенностей, должен удовлетворять одному условию: пользоваться спросом. Тот факт, что чтобы добиться успеха, недостаточно обладать умением иумственным багажом для выполнения поставленной задачи, но нужно еще бытьспособным вступить в состязание со многими другими, формирует у человекаопределенную установку по отношению к самому себе. Если бы для достиженияжизненных целей было достаточно полагаться на то, что ты знаешь и умеешьделать, самооценка была бы пропорциональна собственным способностям, т. е.собственной полезной ценности; но поскольку успех зависит, по большей части,от того, как ты умеешь продать свою личность, то ты воспринимаешь себя кактовар, или, вернее, и как продавца, и как товар одновременно. Человекзаботится не о своей жизни и счастье, а о том, чтоб стать ходким товаром.Это чувство можно было бы сравнить с чувством товара, например, с чувствомсумок на прилавке, если б они могли чувствовать и мыслить. Каждая сумкастаралась бы быть как можно "привлекательнее", чтобы привлечь покупателей, ивыглядеть как можно дороже, чтоб получить цену выше, чем ее соперницы.Сумка, проданная по самой высокой цене, чувствовала бы себя избранницей,поскольку это означало бы, что она самая "ценная" из сумок; а та, которая небыла продана, чувствовала бы себя печальной и прониклась бы сознаниемсобственной никчемности. Такая судьба могла бы выпасть сумке, которая,несмотря на свой отличный вид и удобство, имела несчастье выйти из моды. Подобно сумке, человек должен быть в моде -- на личностном рынке, ачтобы быть в моде, ему нужно знать, какой вид личности пользуется повышеннымспросом. Это знание сообщается в общем виде на протяжении всего процессавоспитания, от детского сада до колледжа, и восполняется в семье. Однакознания, полученного на этой ранней стадии, недостаточно; оно подчеркиваеттолько некоторые общие качества, такие, как приспособляемость, честолюбие ичуткость к меняющимся ожиданиям других людей. Более точную картину моделейуспеха дают другие источники. Иллюстрированные журналы, газеты, кинохроникана разный лад демонстрируют портреты и жизненные истории преуспевающихлюдей. Ту же функцию выполняет и реклама. Преуспевающий служащий, чейпортрет помещен в рекламе мужской одежды, это образец того, как нужновыглядеть и каким быть, если хочешь заработать "большие деньги" насовременном личностном рынке. Самое важное средство передачи обычному человеку образа желательнойличности -- это кино. Молодая девушка старается в выражении лица, вприческе, в жестах подражать высокооплачиваемой звезде, считая все это самыммногообещающим путем к успеху. Молодой человек старается быть похожим нагероя, которого видит на экране. Хотя обычный человек имеет мало контактов сжизнью самых преуспевающих людей, его отношения со звездами кино -- делодругого рода. Да, он не имеет реального контакта и с ними, но он может сноваи снова видеть их на экране, может написать им и получить их карточку савтографом. В отличие от тех времен, когда актер был социально унижен, но,тем не менее, передавал своей аудитории творения великих поэтов, нашикинозвезды не служат передаче великих творений или идей, их функция --служить как бы связующей нитью между обычным человеком и миром "великих".Даже если обычный человек и не может надеяться стать таким же преуспевающим,как они, он может стараться подражать им: они его святые, и благодаря своемууспеху они воплощают определенные нормы жизни. Поскольку современный человек воспринимает себя и как продавца, и кактовар для продажи на рынке, его самооценка зависит от условий, емунеподвластных. Если он "преуспевает" -- он ценен; если нет -- он лишенценности. Степень неуверенности, являющейся результатом данной ориентации,трудно переоценить. Если человек чувствует, что его ценность определяется неего человеческими качествами, а успехом в рыночной конкуренции с еепостоянно меняющимися условиями, его самооценка непременно будет шаткой ипостоянно будет нуждаться в подтверждении со стороны других людей. Есличеловек вынужден неуклонно пробиваться к успеху, и любая неудача являетжестокую угрозу его самооценке, то результатом будет чувство беспомощности,неуверенности и неполноценности. Если превратности рынка выступают мериломценности человека, чувства собственного достоинства и самоуваженияразрушаются. Проблема не только в самоуважении и самооценке, но и в восприятии себякак независимого существа, в идентичности самому себе. Как мы увидимпозднее, зрелый и плодотворный индивид черпает свое чувство идентичности вощущении себя творцом, когда он сам и его силы -- это нечто единое; такоесамоощущение можно выразить короткой фразой: "я -- то, что я делаю". Прирыночной ориентации человек сталкивается со своими собственными силами, какс товаром, отчужденным от него. Он не един с ними, и они скрыты от него,потому что значение имеет не его самореализация в процессе их использования,а его успех в процессе их продажи. И его силы, и то, что ими создано,отчуждается от него, становится чем-то от него отличным, чем-то, что другиебудут оценивать и использовать; в результате его чувство идентичностистановится таким же неустойчивым, как и самооценка; заключительная репликаво всех возможных здесь ролях: "я -- то, чего изволите". Такое самоощущениеИбсен выразил в Пер Гюнте: Пер Гюнт пытается открыть свое Я и обнаруживает,что оно подобно луковице -- можно снимать слой за слоем, а сердцевины так ине найдешь. Поскольку человек не может жить, сомневаясь в своейидентичности, он должен, при рыночной ориентации, черпать чувствоидентичности не в самом себе и в своих силах, а в мнении других о себе. Егопрестиж, положение, успех, известность другим как некоего определенного лицастановятся замещением подлинного чувства идентичности. Такая ситуация ставитего в полную зависимость от того, как другие воспринимают его, и вынуждаетпридерживаться роли, однажды уже принесшей ему успех. Раз я и мои силыотделены друг от друга, то, конечно, мое Я определяется ценой, какую за менядали. Способ, каким человек воспринимает других, не отличается от способасамовосприятия[33].Других, как и самого себя, воспринимаешь как товар; они тоже представляют несебя, а ту свою часть, какая идет на продажу. Различие между людьми сводитсяк простому количественному показателю большей или меньшей успешности,привлекательности, и так и оценивается. Этот процесс не отличается от того,что происходит с товарами на рынке. Произведение живописи и пара ботинокмогут быть выражены в их меновой стоимости и сведены к их цене; множествопар ботинок будет "равно" одному произведению живописи. Так же и различиемежду людьми подводится под один общий знаменатель, их цену на рынке. Ихиндивидуальность, то, что в них своеобразно и уникально, лишается ценности,это -- балласт. Значение, каким наделяется слово " своеобразие ", служит явнымпоказателем такой установки. Вместо определения величайших достиженийчеловека, достижений, развивших его индивидуальность, оно стало почтисинонимом слова " странность ". Слово "равенство" тоже изменило свое значение.Идея, что все люди сотворены равными, подразумевает, что все люди имеют однои то же неотъемлемое право считаться целями, а не средствами. Сегодняравенство стало эквивалентом взаимозаменяемости, а это уже прямое отрицаниеиндивидуальности. Равенство вместо того, чтоб быть условием развитиясвоеобразия каждого человека, означает изжитие индивидуальности,"самоотказ", характерный для рыночной ориентации. Равенство связывалось сразличием, а стало синонимом "без-различия"; и в самом деле, безразличие этокак раз то, что характеризует отношение современного человека к самому себеи к другим. Такая ситуация по необходимости окрашивает все человеческие отношения.Когда индивидуальным "я" пренебрегают, отношения между людьми понеобходимости должны стать поверхностными, потому что в отношения вступаютне сами люди, а взаимозаменяемые товары. Люди не в состоянии, да и не могутпозволить себе считаться с тем, что в каждом из них уникально и"своеобразно". Однако рынок порождает своего рода товарищество. Каждыйвовлечен в одну и ту же конкурентную борьбу, участвует в одной и той жепогоне за успехом; все встречаются с одними и теми же требованиями рынка(или по крайней мере верят, что это так). Каждый знает, что чувствуютдругие, потому что все в одной лодке: предоставленные самим себе,страшащиеся неудачи, жаждущие угодить; в этой борьбе не щадят и не ждутпощады. Поверхностный характер человеческих отношений побуждает многихнадеяться, что они могут обрести глубину и силу чувств в индивидуальнойлюбви. Но любовь к одному человеку и любовь к ближнему неразделимы; в любойиз культур любовные отношения -- это только более сильное выражение формыродства со всеми людьми, преобладающей в данной культуре. И потому иллюзия-- ожидать, что одиночество человека с рыночной ориентацией можно излечитьиндивидуальной любовью. Мышление так же, как чувствование, определяется рыночной ориентацией.Мышление берет на себя функцию быстро схватывать ситуацию, чтобы иметьвозможность успешно ею манипулировать. При широком и эффективном образованииэто ведет к высокому уровню сообразительности, но не разума[34]. Для манипуляции необходимо знать лишьповерхностные свойства вещей, верхи. Истина, добываемая проникновением всущность явления, становится вышедшим из употребления понятием,-- истина нетолько в донаучном смысле "абсолютной" истины, догматически сохраняемая безучета эмпирических данных, но также и истина, добытая человеческим разумом врезультате наблюдений и открытая проверкам. Большинство тестов насообразительность ориентированы на этот вид мышления; они проверяют нестолько способности разума и понимания, сколько способность быстройментальной адаптации к поставленной задаче; "тесты ментальногоприспособления" -- вот самое подходящее для них название[35]. Этому мышлению свойственно оперирование категориями сравнения иколичественного измерения, а не тщательный анализ того или иного феномена иего качеств. Все проблемы равно "интересны", и нет смысла углубляться вразграничение их по степени важности. Само знание становится товаром. Издесь человек отчужден от своих сил; мышление и знание воспринимаются какинструмент для производства результатов. Познание человеком самого себя,психология, которая в великой традиции западного мышления считалась условиемдобродетели, правильной жизни, счастья, выродилась в инструмент для лучшегоманипулирования другими и самим собой в рыночных изысканиях, в политическойпропаганде, в рекламе и т. д. Наконец, этот тип мышления имеет глубокое влияние на нашу системуобразования. От начальной до высшей шкалы цель обучения состоит в том, чтобнакопить как можно больше информации, главным образом полезной для целейрынка. Студентам положено изучить столь многое, что у них едва ли остаетсявремя и силы думать. Не интерес к изучаемым предметам или к познанию ипостижению как таковым, а знание того, что повышает меновую стоимость -- вотпобудительный мотив получения более широкого образования. Мы обнаруживаемдовольно большой энтузиазм к познанию и образованию, но вместе с темскептическое и презрительное отношение к якобы непрактичному и беспомощномумышлению, которое имеет дело "только" с истиной и не имеет меновой ценностина рынке. Хотя я представил рыночную ориентацию как одну из неплодотворных, онанастолько отличается от других, что ее следует выделить в особую категорию.Рецептивная, эксплуататорская и стяжательская ориентации имеют одно общеесвойство: каждая из них представляет одну из форм человеческих установок,которая, доминируя в человеке, является специфичной для него и егохарактеризует. (Позднее будет показано, что четыре эти ориентации необязательно обладают уже описанными отрицательными качествами[36]). Рыночная же ориентацияне развивает что-то, уже потенциально наличествующее в человеке (если мы несделаем абсурдного заявления, что "ничто" -- это тоже часть человека); самаее природа в том, что не развивается никакого специфического и перманентноговида отношений, но сама изменчивость установок и составляет единственноеперманентное свойство такой ориентации. При этой ориентации развиваются тесвойства, которые можно пустить на продажу. Доминирует не какая-то одначастная установка, а пустота, которую можно скорейшим образом наполнитьжелательным свойством. Но такое свойство перестает быть свойством в истинномзначении этого слова; оно только роль, претензия на свойство, готовое тут жезамениться другим, более желательным. Так, например, иногда желательнареспектабельность. Служащий в определенных сферах предпринимательства долженвпечатлять публику той надежностью, степенностью и респектабельностью, какиев самом деле отличали многих предпринимателей девятнадцатого века.Подыскивается человек, способный внушать доверие, поскольку он выглядит так,как если б и в самом деле обладал указанными свойствами; что этот человекпродает на личностном рынке, так это свою способность соответствоватьжелательному образу; что он представляет собой вне этой роли -- не имеетзначения и никого не касается. Его самого интересует не собственноедостоинство, а то, что он сможет за себя выручить на рынке. Предпосылкойрыночной ориентации является пустота, отсутствие всякого специфическогосвойства, которое не может быть предметом обмена, поскольку любая устойчиваячерта характера в один прекрасный день может вступить в конфликт стребованиями рынка. Какие-то роли могут не согласовываться с особенностямичеловека; следовательно, нужно расстаться с ними -- не с ролями, а сособенностями. Рыночная личность должна быть свободна, свободна от всякойиндивидуальности. Описанные ориентации характера ни в коем случае не следует отделятьдруг от друга, как может показаться возможным из этого краткого обзора.Например, у человека может преобладать рецептивная ориентация, но обычно онасоединяется с какой-то другой или со всеми вместе. Хотя позднее я рассмотрюразличные сочетания ориентаций, в данный момент я хочу подчеркнуть, что всеориентации имеют свою долю в человеческом жизнеустройстве, а доминирующееположение той или иной специфической ориентации в большой степени зависит отособенностей культуры, в которой живет индивид. Хотя более подробный анализсвязи различных ориентаций с социальными моделями следует оставитьисследованию, предметом которого станут проблемы социальной психологии, яхотел бы высказать здесь предварительную гипотезу касательно того, каксоциальные условия способствуют преобладанию того или иного из четырехнеплодотворных типов. Следует отметить, что значение анализа взаимосвязиориентации характера с социальной структурой не только в том, что онпомогает нам понять некоторые из наиболее важных факторов формированияхарактера, но также и в том, что он раскрывает роль специфических ориентаций(в той мере, в какой они присущи большинству членов некоей культуры илисоциального класса), как мощных эмоциональных факторов, действие которых мыдолжны знать, чтобы понять функционирование общества. Учитываяобщепризнанность воздействия культуры на личность, я хотел бы отметить, чтовзаимоотношение между обществом и индивидом не следует понимать в томсмысле, что культурные модели и социальные институты просто "воздействуют"на индивида. Взаимодействие идет глубже; вся личность обычного индивидаштампуется по образцу отношений, принятых меж людьми, и здесь настольковелика решающая роль социально-экономической и политической структурыобщества, что, в принципе, из анализа одного индивида можно вывестипредставление о всей социальной структуре, в которой он живет. Рецептивную ориентацию можно часто обнаружить в обществах, где за однойгруппой закреплено право эксплуатировать другую. Поскольку эксплуатируемаягруппа не имеет ни сил изменить ситуацию, ни идеи об изменении, она будетсклонна почтительно взирать на эксплуататоров, как на своих благодетелей, откоторых она получает все, что может дать жизнь. Независимо от того, как малораб получает, он считает, что собственными силами не мог бы добиться именьшего, поскольку структура этого общества внушила ему, что он неспособенчто-то организовать и действовать активно и разумно. Что касаетсясовременной американской культуры, то на первый взгляд кажется, чторецептивная установка здесь полностью отсутствует. Вся наша культура с ееидеями и практикой отвергает рецептивную ориентацию и делает акцент на том,что каждый должен сам о себе заботиться, отвечать за самого себя иполагаться на собственную инициативу, если он хочет "чего-то достичь".Однако, хотя рецептивная ориентация не поощряется, она вовсе не отсутствует.Необходимость приспосабливаться и угождать, рассмотренная на предыдущихстраницах, ведет к чувству неуверенности, которое служит источникомизощренной рецептивности у современного человека. Она особенно проявляется вотношении к "экспертам" и к общественному мнению. Люди надеются, что вкаждой сфере деятельности есть эксперт, который может сказать им, какобстоят дела и как нужно действовать, а все, что требуется от них,-- этослушаться эксперта и довериться его идеям. Есть эксперты по науке, экспертыпо счастью, а писатели становятся экспертами в искусстве жить уже лишьпотому, что они авторы бестселлеров. Эта трудно различимая, но довольнораспространенная рецептивность принимает несколько гротескные формы всовременном "фольклоре", развивающемся при активном содействии рекламы. Хотякаждый знает, что в реальности схемы "быстрого обогащения" не работают,множество людей предается мечтам о легком жизни. Рецептивность проявляется ив отношении к техническим новинкам; автомобиль, не требующий переключенияскоростей, авторучка, с которой не нужно возиться, чтобы снять колпачок,--вот наугад выбранные примеры такой фантазии. Более всего рецептивностьпреобладает в схемах, касающихся счастья. Вот характерная цитата: "Этакнига,-- говорит автор,-- расскажет тебе, как стать вдвое счастливее,здоровее, энергичнее, увереннее, способнее и беззаботнее, чем ты был прежде.Тебе не нужно следовать трудоемкой ментальной или физической программе; тутвсе намного проще... Предложенный здесь путь к обещанной выгоде можетпоказаться странным, поскольку мало кто из нас может вообразить достижение,не требующее усилий... И все же это так, в чем ты скоро убедишься" [37]. Эксплуататорский характер с его девизом: "Я беру то, что мне нужно",заставляет нас вспомнить о предках, пиратах и феодалах, а затем омагнатах-грабителях девятнадцатого века, эксплуатировавших природные ресурсыконтинента. "Парии" и "авантюристы", по терминологии Макса Вебера,капиталисты, скитающиеся по земле в поисках наживы, были людьми такогосорта, чьей целью было купить подешевле, а продать подороже, кто безогляднодобивался власти и богатства. Свободный рынок, как он сложился на основахконкуренции в восемнадцатом и девятнадцатом веках, взрастил этот тип людей.Наш век увидел возрождение голой эксплуатации в авторитарных системах,которые пытались эксплуатировать природные и человеческие ресурсы не тольков своей стране, но и в любой другой, куда у них хватало силы вторгнуться.Они провозгласили право силы и рационализировали его указанием на законприроды, заставляющий выживать сильнейшего; любовь и порядочность былиназваны слабостью, размышление -- занятием трусов и дегенератов. Стяжательская ориентация существовала бок о бок с эксплуататорской ввосемнадцатом и девятнадцатом веках. Стяжатель был более консервативен,менее заинтересован в безоглядном добывании, чем в методическом решенииэкономических задач, основанном на крепких принципах и сохранении добытого.Для него собственность была символом его "я", а ее защита -- высшейценностью. Эта ориентация в значительной мере обеспечивала ему безопасность;собственность и семья, защищенные относительно стабильной ситуациейдевятнадцатого века составляли безопасный и управляемый мир. Пуританскаяэтика, с ее акцентом на труде и успехе, как несомненных благах, укреплялачувство безопасности и стремилась придать жизненный смысл и религиозноезначение человеческой деятельности. Такая комбинация стабильного мира,стабильной собственности и стабильной этики обеспечивала представителямсреднего класса чувство общности, уверенности в себе и гордости. Рыночная ориентация не имеет истоков в восемнадцатом и девятнадцатомстолетиях; она вполне современный продукт. Лишь с недавнего времениупаковка, ярлык и фирменная марка стали важны как для товаров, так и длялюдей. Проповедь труда утрачивает силу, первостепенной становится проповедьпродажи. В феодальное время социальная мобильность была крайне ограничена, ичеловек не мог задействовать свою личность на то, чтобы преуспеть. Вовремена конкурентного рынка социальная мобильность стала довольнозначительной, особенно в Соединенных Штатах; если ты "выполнил взятыеобязательства", ты можешь преуспеть. Ныне возможности отдельного индивида,способного сделать карьеру самостоятельно, без посторонней помощи, всравнении с предшествующим периодом сильно уменьшились. Тот, кто хочетпреуспеть, должен влиться в большие организации, а его способность игратьроль, которой от него ждут,-- одно из главных его достоинств. Обезличивание, бессодержательность, утрата смысла жизни, автоматизацияиндивида ведут к растущей неудовлетворенности и потребности искать болееадекватный образ жизни и нормы, которые могли бы привести к этой цели.Плодотворная ориентация, которую я собираюсь теперь рассмотреть,демонстрирует такой тип характера, при котором рост и развитие всехвозможностей человека является целью, которой подчинены все остальныедействия.

Плодотворная



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: