В) Стяжательская ориентация 2 глава




Ориентация

А) Общая

Характеристика

Со времени классической и средневековой литературы вплоть до концадевятнадцатого века было потрачено много усилий на описание образадостойного человека и достойного общества, какими они должны быть. Такиеидеи находили выражение отчасти в форме философских и теологическихпроизведений, отчасти в форме утопий. Двадцатый век блистает отсутствиемтаких образов. Внимание сосредоточилось на критическом анализе человека иобщества, в котором положительные образы человека, каким он должен быть,лишь подразумеваются. Хотя нет сомнения, что этот критицизм имеет огромноезначение и служит условием всякого совершенствования общества, отсутствиеобразов, рисующих "лучшего" человека и "лучшее" общество, парализующедействует на веру человека в самого себя и в свое будущее (и в то же времясамо отсутствие таких образов является результатам этого парализующегодействия). Современная психология, и в особенности психоанализ, в этом отношениине исключение. Фрейд и его последователи дали блестящий анализневротического характера. Их клиническое описание неплодотворного характера(в терминах Фрейда -- прегенитального характера) является исчерпывающим иточным, несмотря на то, что используемые ими теоретические концепциинуждаются в пересмотре. Но характеру нормальной, зрелой, здоровой личностине было уделено почти никакого внимания. Этот характер, названный Фрейдомгенитальным характером, остался довольно смутным и отвлеченным понятием.Фрейд определил его как склад характера личности, у которой оральное ианальное либидо утратило свое доминирующее положение и функции в результатепревосходства генитальной сексуальности, цель которой -- сексуальный союз спредставителем противоположного пола. Описание генитального характера невыходит далеко за пределы утверждения, что это склад характера индивида,способного исправно выполнять сексуальные и социальные функции. При рассмотрении плодотворного характера я пытаюсь выйти за рамкикритического анализа и исследовать природу вполне развитого характера,являющегося целью человеческого развития и одновременно идеаломгуманистической этики. Первым приближением к понятию плодотворной ориентацииможет послужить указание на ее связь с фрейдовским генитальным характером.Действительно, если мы применим фрейдовский термин не буквально, в контекстеего теории либидо, а символически, он вполне точно обозначит смыслплодотворности. Ибо стадия сексуальной зрелости -- это стадия, когда человекобретает способность естественной плодотворности: от слияния спермы сяйцеклеткой зарождается новая жизнь. В то время как этот тип плодотворностиодинаков у человека и животного, способность к материальному производству --специфическая способность человека. Человек не только рациональное исоциальное животное. Его можно также определить как животное производящее,способное трансформировать доступную ему материю, используя свой разум ивоображение. Он не только может производить, он должен производить, чтобыжить. Однако материальное производство -- это лишь самый общий символплодотворности, как аспекта характера. "Плодотворная ориентация"[38] личности означаетфундаментальную установку, способ отношений во всех сферах человеческогоопыта. Она включает ментальную, эмоциональную и сенсорную реакции на другихлюдей, на самого себя и на вещи. Плодотворность -- это человеческаяспособность использовать свои силы и реализовать заложенные в человекевозможности. Если мы говорим, что он должен использовать свои силы, мыподразумеваем, что он должен быть свободен и независим от кого-то, ктоконтролирует его силы. Мы подразумеваем, следовательно, что онруководствуется разумом, поскольку можно использовать свои силы, только еслизнаешь, каковы они, как и для чего их использовать. Плодотворность означает,что человек воспринимает себя как воплощение своих сил и как "творца"; чтоон ощущает себя единым со своими силами и в то же время что они не скрыты ине отчуждены от него. Чтобы избежать ложного понимания, к которому может склонитьупотребление термина "плодотворность", стоит кратко рассмотреть, что неследует считать плодотворностью. Обычно слово "плодотворность" ассоциируется с творчеством, особенно схудожественным творчеством. Подлинный художник, конечно, дает самыйубедительный пример плодотворности. Но не все художники плодотворны:посредственная живопись, например, может демонстрировать всего лишьтехническое умение воспроизвести на холсте фотографическое сходство. Ночеловек может воспринимать, видеть, чувствовать и думать плодотворно, необладая даром творить что-то видимое или информативное. Плодотворность --это установка, к которой способно каждое человеческое существо, неискалеченное ментально и эмоционально. Термин "плодотворный" также, бывает, смешивают с термином "активный", а"плодотворность" -- с "активностью". Хотя оба этих термина могут бытьсинонимами (например, в аристотелевской концепции деятельности) активность всовременном смысле часто означает прямую противоположность плодотворности.Активность обычно определяют как поведение, вызывающее изменениесуществующей ситуации путем затраты энергии. И, напротив, человека считаютпассивным, если он не в состоянии изменить существующую ситуацию или явноповлиять на нее, и подвергается влиянию или движим силами, внешними поотношению к нему. Это общепринятое понятие активности принимает в расчеттолько фактическую затрату энергии и вызванное ею изменение. Но не делаетразличия между основополагающими психическими факторами, управляющимиактивностью. Примером, хотя и крайним, неплодотворной активности служит активностьчеловека, действующего под гипнозом. У человека в глубоком гипнотическомтрансе могут быть открыты глаза, он может ходить и что-то делать, он"действует". Общее определение активности вполне применимо к нему, посколькупроисходит затрата энергии и изменения имеют место. Но если мы примем вовнимание особый характер и качество этой активности, то обнаружим, что вовсене загипнотизированный человек является действующим лицом, а гипнотизер,который, благодаря своим актам внушения, действует через него. Хотягипнотический транс -- это искусственное состояние, он дает крайний, нохарактерный пример ситуации, в которой человек может быть активен, и все жене он подлинный автор своей активности, к которой его принуждают силы,неподвластные ему. Распространенным видом неплодотворной активности является реакция натревогу, острую или хроническую, сознаваемую или бессознательную, котораячасто лежит в основе безумной занятости людей в наше время. От этойактивности, мотивированной тревогой, отличается активность, основанная наподчинении или зависимости от авторитета, хотя часто они идут в паре.Авторитета могут страшиться, восхищаться им или "любить" его -- обычно всетри вида смешаны -- но причиной активности, как по форме, так и посодержанию, является приказ авторитета. Человек активен, потому что этогохочет авторитет, и он делает то, чего хочет авторитет. Этот вид активностипроявляется в авторитарном характере. Для него быть активным значитдействовать во имя чего-то более высокого, чем собственное Я. Он можетдействовать во имя Бога, во имя прошлого или во имя долга, но не во имясебя. Авторитарный характер получает импульс к действию от высшей силы,неуязвимой и неизменной, и, следовательно, он не в состоянии прислушаться кспонтанным импульсам, идущим изнутри его самого[39]. Покорная активность сходна с активностью автомата. Здесь мыобнаруживаем зависимость скорее не от явного авторитета, а от авторитетаанонимного, как он представлен в общественном мнении, в культурных моделях,в здравом смысле или в "науке". Человек чувствует или делает то, что емуполагается чувствовать или делать; его активность лишена непосредственностив том смысле, что она зависит не от его собственного ментального илиэмоционального состояния, а от внешнего источника. Иррациональные влечения входят в число самых мощных источниковактивности. Человек, движимый язвительностью, мазохизмом, завистью,ревностью и всеми другими формами алчности, находится в подчинении у своихвлечений; его действия не свободны и не разумны, они противоположны разуму иинтересам этого человека, как человеческого существа. Человек, одержимыйэтими влечениями, повторяет себя, становясь все более негибким, все болеестереотипным. Он активен, но он не плодотворен. Хотя источник этих действий иррационален, а действующий человек несвободен и не рационален, здесь возможны значительные практическиерезультаты, часто приводящие к материальному успеху. Под понятиемплодотворности мы имеем в виду не активность, необходимо приводящую кпрактическим результатам, а установку, способ реакции и ориентации вотношении мира и самого человека в процессе жизни. Мы имеем в виду характерчеловека, а не его успех [40]. Плодотворность -- это реализация человеком присущих ему возможностей,использование своих сил. Но что такое "сила"? Ирония заключается в том, чтоэто слово обозначает два противоположных понятия: силу -- способность и силу-- господство. Однако эта противоположность особого рода. Сила-господстводействует, если парализована сила-способность. "Сила-господство" -- этоизвращенная форма "силы-способности". Способность человека плодотворноиспользовать свои силы -- это его потенция; неспособность -- его бессилие.Силой своего разума он может проникнуть в глубь явлений и понять ихсущность. Силой своей любви он может разрушить стену, отделяющую одногочеловека от другого. Силой своего воображения он может сделать зримыми вещи,еще не существующие; он может планировать и так начинает творить. Когдапотенция отсутствует, человеческое отношение к миру извращается в желаниегосподствовать, проявлять свою силу над другими, обращаться с ними, как свещами. Господство идет в паре со смертью, потенция -- с жизнью. Господствопроистекает из бессилия и в свою очередь развивает это бессилие, ибо еслииндивид может заставить кого-то другого служить ему, все более и болеепарализуется его собственная потребность быть плодотворным. Как человек относится к миру, когда использует свои силы плодотворно? Внешний мир можно воспринимать двояко: репродуктивно, воспринимаяреальность так же, как пленка воспроизводит сфотографированные вещи (хотядаже простое репродуктивное восприятие требует активного участия ума); и созидательно, постигая реальность, оживляя ее и воссоздавая этот новыйматериал посредством спонтанной активности своих ментальных и эмоциональныхсил. Хотя до известной степени каждый человек реагирует и репродуктивно, исозидательно, удельный вес каждого вида восприятия далеко не одинаков.Иногда один из видов восприятия атрофируется, и изучение тех крайнихслучаев, в которых репродуктивный или созидательный способ восприятия почтиотсутствует, дает наилучшую возможность понимания каждого из этих феноменов. Относительная атрофия созидательной способности наиболее частовстречается в нашей культуре. Человек может осознавать вещи как они есть(или какими их принято считать в его культуре), но он не в состоянии оживитьсвое восприятие изнутри. Такой человек -- совершенный "реалист", которыйвидит все, что видимо на поверхности, но совершенно неспособен проникнутьвглубь, в сущность, и мысленно представить то, что еще не вышло наповерхность. Он видит детали, но не целое, видит деревья, но не лес.Реальность для него это только общая сумма того, что уже материализовалось.Такой человек не лишен воображения, но его воображение лишь переносит вбудущее результаты перечисления и комбинирования уже известных и ужесуществующих факторов. Человек, утративший способность репродуктивного восприятиядействительности,-- безумен. Психотик строит в своем внутреннем миререальность, к которой он питает полное доверие; он живет в своем мире, авсеобщие факторы реальности, воспринимаемые всеми остальными людьми, длянего нереальны. Когда человек видит предметы, не существующие реально, ацеликом являющиеся продуктом его воображения, у него случаются галлюцинации;он интерпретирует события, полагаясь лишь на собственные чувства, несчитаясь с тем или, по крайней мере, не осознавая разумно то, что происходитв реальности. Параноик может считать, что его преследуют, и в случайномзамечании он может усмотреть намерение унизить его или погубить. Он убежден,что отсутствие какого бы то ни было достаточно очевидного или открытогопроявления такого намерения ничего не доказывает; хотя замечание можетказаться безобидным на поверхности, его истинный смысл становится ясным,если заглянуть "глубже". Для психотика актуальная реальность стерлась, и ееместо заняла внутренняя реальность. "Реалист" видит только поверхность вещей; он видит лишь проявленныймир, он может фотографически воспроизвести его в своем уме, он можетдействовать путем манипуляции вещами и людьми, как они предстают в этойкартине. Безумец не в состоянии видеть реальность, как она есть; онвоспринимает реальность только как символ и отражение его внутреннего мира.Оба -- больны. Болезнь психотика, утратившего контакт с реальностью, такова,что он не может функционировать социально. Болезнь "реалиста" обедняет егокак человека. Хотя он не лишен дееспособности в своем социальномфункционировании, его взгляд на реальность так искажен из-за отсутствияглубины и перспективы, что он впадает в заблуждение, когда дело касаетсячего-то большего, чем манипуляция непосредственными данными и достижениеблизлежащих целей. "Реализм" кажется прямой противоположностью безумию, ивсе же он лишь его дополнение. Подлинная противоположность и "реализму", и безумию -- этоплодотворность. Нормальное человеческое существо в состоянии относиться кмиру одновременно и воспринимая его данность, и постигая мир, оживив иобогатив его собственной энергией. Если одна из этих способностейатрофирована, человек болен; но нормальный человек обладает обеимиспособностями, хотя их удельный вес и различен. Наличие и репродуктивной, исозидательной способностей является исходным условием плодотворности; этопротивоположные полюса, взаимодействие которых является источникомплодотворности. Последним утверждением я хочу подчеркнуть, чтоплодотворность это не сумма или комбинация обеих способностей, а нечтоновое, порожденное их взаимодействием. Мы описали плодотворность, как особый способ отношения к миру.Возникает вопрос, существует ли нечто, что плодотворная личность создает, иесли да, то что это? Хотя плодотворный человек может создавать материальныевещи, произведения искусства и системы мысли, но куда более важным предметомплодотворности является сам человек. Рождение -- это всего лишь одна частная точка в континууме, которыйначинается зачатием и заканчивается смертью. Все, что заключено между двумяэтими полюсами, составляет процесс рождения собственных возможностей,привнесение в жизнь всего, что потенциально заключено в двух клетках. Ноесли физический рост происходит сам по себе, разумеется, при наличиинадлежащих условий, то процесс рождения на ментальном уровне, напротив, непроисходит автоматически. Нужна плодотворная деятельность, чтобы дать жизньэмоциональным и интеллектуальным возможностям, дать жизнь своему Я. Трагедиячеловеческой ситуации отчасти в том, что развитие Я никогда не бываетполным; даже при самых лучших условиях реализуется только часть человеческихвозможностей. Человек всегда умирает прежде, чем успевает полностьюродиться. Не претендуя на изложение истории концепций плодотворности, я хочу датьнесколько пояснений, которые могут помочь в дальнейшей работе с этимпонятием. Плодотворность -- одно из ключевых понятий аристотелевской системыэтики. Добродетель можно определить, говорит Аристотель, принимая вовнимание назначение человека. Как для флейтиста, скульптора или любогомастера благом считается наличие определенного назначения, которое отличаетэтих людей от других, и делает их тем, что они есть, благо человека вообщезаключается в определенном назначении, которое отличает его от другихсуществ и делает его тем, что он есть. Такое назначение -- "деятельностьдуши, согласованная с суждением, или не без участия суждения"[41]. "И может быть,немаловажно следующее различение,-- говорит он, -- понимать ли под высшимблагом обладание добродетелью или применение ее, склад души илидеятельность. Ибо может быть так, что имеющийся склад [души] не исполняетникакого благого дела -- скажем, когда человек спит или как-то иначебездействует,-- а при деятельности это [бездействие] невозможно, ибо она снеобходимостью предполагает действие, причем успешное"[42]. Добродетельный человек, поАристотелю,-- это человек, своей деятельностью под руководством разумадающий жизнь присущим человеку возможностям. "Под добродетелью и силой,-- говорит Спиноза,-- я понимаю одно и тоже"[43]. Свобода иблаженство состоят в понимании человеком себя и в его усилии стать тем, чемон является потенциально, приближаясь "все ближе и ближе к образцучеловеческой природы"[44].Добродетель у Спинозы идентична использованию человеком своих сил, а порок-- пренебрежению своими силами; сущность зла, согласно Спинозе, это бессилие[45]. В поэтической форме концепция плодотворной деятельности былавеликолепно выражена Гете и Ибсеном. Фауст -- символ вечного поискачеловеком смысла жизни. Ни наука, ни удовольствия, ни власть, ни дажекрасота не дают ответа на фаустовский вопрос. Гете предлагает единственныйответ на поиски человека -- плодотворную деятельность, которая идентичнаблагу. В "Прологе на небесах" Господь говорит: Слаб человек, покорствуя уделу, Он рад искать покоя,-- потому Дам беспокойного я спутника ему: Как бес, дразня его, пусть возбуждает к делу: А вы, сыны небес и рая,-- Пусть вечно радует вас красота святая, И ко всему, что есть и будет вновь, Пусть проникает вас священная любовь. И все, что временно, изменчиво, туманно, Обнимет ваша мысль, спокойно-постоянна[46]. В конце второй части Фауст выиграл пари, заключенное с Мефистофелем. Онзаблуждался и грешил, но он не совершил смертного греха -- греханеплодотворности. Последние слова Фауста вполне ясно выражают его идею,символизированную в акте отвоевания у моря земли под пашню: Мильоны я стяну сюда На девственную землю нашу. Я жизнь их не обезопашу, Но благодатностью труда И вольной волею украшу. Стада и люди, нивы, села Раскинутся на целине, К которой дедов труд тяжелый Подвел высокий вал извне. Внутри по-райски заживется, Пусть точит вал морской прилив, Народ, умеющий бороться, Всегда заделает прорыв. Вот мысль, которой весь я предан, Итог всего, что ум скопил, Лишь тот, кем бой за жизнь изведан, Жизнь и свободу заслужил. Так именно, вседневно, ежегодно, Трудясь, борясь, опасностью шутя, Пускай живут муж, старец и дитя. Народ свободный на земле свободной Увидеть я б хотел в такие дни. Тогда бы мог воскликнуть я: "Мгновенье! О как прекрасно ты, повремени! Воплощены следы моих борений, И не сотрутся никогда они". И, это торжество предвосхищая, Я высший миг сейчас переживаю".[47] В то время как Фауст Гете выражает веру в человека, присущуюпрогрессивным мыслителям восемнадцатого и девятнадцатого веков, "Пер Гюнт"Ибсена, написанный во второй половине девятнадцатого века, представляетсобой критический анализ современного человека и его неплодотворности.Подзаголовком этой пьесы вполне мог бы быть такой: "Современный человек впоисках своего Я". Пер Гюнт считает, что он действует во имя своего Я, когдаупотребляет всю энергию на то, чтоб сделать деньги и стать преуспевающим. Онживет по принципу троллей: "Будь доволен собой", а не по человеческомупринципу: "Будь самим собой". В конце жизни он обнаруживает, что егоэксплуататорство и эгоизм помешали ему стать самим собой, а реализация Явозможна, лишь если ты продуктивен, если можешь дать жизнь своимвозможностям. Нереализованные возможности Пер Гюнта являются, чтобы уличитьего в "грехе" и указать действительную причину его неудачи -- отсутствиепродуктивности: Клубки (на земле) Мы -- твои мысли; но нас до конца Ты не трудился продумать. Жизнь не вдохнул в нас и в свет не пустил, Вот и свились мы клубками!...Крыльями воли снабдил бы ты нас,-- Мы бы взвились, полетели, А не катались клубками в пыли, Путаясь между ногами. Сухие листья (гонимые ветром) Лозунги мы,-- те, которые ты Провозгласить был обязан! Видишь, от спячки мы высохли все, Лености червь источил нас; Не довелось нам венком вкруг плода -- Светлого дела -- обвиться! Шелест в воздухе Песни, тобою не спетые,-- мы! Тщетно рвались мы на волю, Тщетно просились тебе на уста. Ты нас глушил в своем сердце, Не дал облечься нам в звуки, в слова! Горе тебе! Капли росы (скатываясь с ветвей) Слезы мы -- те, что могли бы Теплою влагой своей растопить Сердца кору ледяную, Если б ты выплакал нас! А теперь Сердце твое омертвело; Нет больше силы целительной в нас! Сломанные соломинки Мы -- те дела, за которые ты С юности должен был взяться. Нас загубило сомненье твое. Против тебя мы в день судный С жалобой выступим -- и обвиним![48] До сих пор мы занимались исследованием общих свойств плодотворнойориентации. Теперь мы должны попытаться рассмотреть плодотворность,проявляющуюся в отдельных формах деятельности, так как только черезконкретное и особенное можно полностью понять общее.

Б) Плодотворная любовь

И мышление

Человеческое существование характеризует тот факт, что человек одинок иобособлен от мира; не будучи в состоянии вынести обособленности, он вынужденискать родства и общности. Есть много способов реализовать эту потребность,но только один из них не приносит вреда человеку как уникальному существу;только один из них позволяет ему раскрыть свои силы в самом процессеотношений. Парадокс человеческого существования в том, что человек долженодновременно искать и близости, и независимости; общности с другими -- и вто же время сохранения своей уникальности и особенности[49]. Как мы показали, ответ на этотпарадокс -- и на моральную проблему человека -- дает плодотворность. Плодотворные отношения с миром могут осуществляться посредствомдеятельности и посредством постижения. Человек производит вещи, и в процессесозидания он применяет свои силы к материи. Человек постигает мир, ментальнои эмоционально, при помощи любви и разума. Сила разума дает ему возможностьпроникать вглубь и постигать сущность предмета, вступая в активные отношенияс ним. Сила его любви дает ему возможность разрушить стену, отделяющуюодного человека от другого. Хотя любовь и разум -- это всего лишь дверазличные формы постижения мира, и одна невозможна без другого, они являютсявыражениями различных сил, силы чувства и силы мышления, и, следовательно,их нужно рассматривать по-отдельности. Понятие плодотворной любви имеет мало общего с тем, что часто принятоназывать любовью. Вряд ли какое-нибудь другое слово окружено такойдвусмысленностью и путаницей, как слово "любовь". Его используют дляобозначения почти каждого чувства, не сопряженного с ненавистью иотвращением. Оно включает все: от любви к мороженому до любви к симфонии, отлегкой симпатии до самого глубокого чувства близости. Люди чувствуют себялюбящими, если они "увлечены" кем-то. Они также называют любовью своюзависимость и свое собственничество. Они, в самом деле, считают, что нетничего легче, чем любить, трудность лишь в том, чтоб найти достойныйпредмет, а неудачу в обретении счастья и любви они приписывают своемуневезению в выборе достойного партнера. Но вопреки всей этой путанице ипринятию желаемого за должное, любовь представляет собой весьмаспецифическое чувство; и хотя каждое человеческое существо обладаетспособностью любить, осуществление ее -- одна из труднейших задач. Подлиннаялюбовь коренится в плодотворности, и поэтому собственно может быть названа"плодотворной любовью". Сущность ее одна и та же, будь это любовь матери кребенку, любовь к людям или эротическая любовь между двумя индивидами. (Чтосущность ее та же и в любви к другим, и в любви к себе, это мы рассмотримпозднее).[50] Хотяпредметы любви различны, и соответственно различны глубина и качество любвик ним, определенные основные элементы присутствуют во всех формахплодотворной любви. Это -- забота, ответственность, уважение и знание. Забота и ответственность означают, что любовь -- это деятельность, а нестрасть, кого-то обуявшая, и не аффект, кого-то "захвативший". Элементзаботы и ответственности в плодотворной любви замечательно описан в книгеИоны. Бог повелел Ионе пойти в Ниневию предостеречь ее жителей, что онибудут наказаны, если не исправят своих неправедных путей. Иона уклонился отсвоей миссии из боязни, что люди в Ниневии раскаются, и Бог простит их. Онбыл человеком с развитым чувством порядка и закона, но без любви. Однако егопопытка к бегству привела его во чрево кита, символизирующее состояниеизоляции и заточения, которое он навлек на себя отсутствием любви исолидарности. Бог спас его, и Иона пошел в Ниневию. Он проповедовал еежителям то, что Бог велел ему; чего он опасался, то и случилось. ЛюдиНиневии раскаялись в своих грехах, исправили пути свои, и Бог простил их ирешил не разрушать город. Иона был разгневан и разочарован; он хотел, чтобвосторжествовала "справедливость", а не милосердие. Наконец, он обрелнекоторое успокоение в тени дерева, которое Бог взрастил, чтоб защитить Ионуот солнца. Но когда Бог иссушил дерево. Иона впал в уныние и гневно выражалБогу свое недовольство. Бог отвечал: "Ты сожалеешь о дереве, над которым тыне трудился и которого не растил; которое в одну ночь выросло и в одну женочь пропало. Мне ли не жалеть Ниневии, города великого, в котором более стадвадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, имножество скота?" Ответ Бога Ионе следует понимать символически. Богобъясняет Ионе, что сущность любви -- "трудиться" ради чего-нибудь и"взрастить" что-нибудь, что любовь и труд -- нераздельны. Человек любит то,ради чего он трудится, и человек трудится ради того, что он любит. История с Ионой дает понять, что любовь нельзя отделить от ответственности. Иона не чувствовал себя ответственным за жизнь братьевсвоих. Он, как и Каин, мог бы спросить: "Разве сторож я брату моему?"Ответственность -- это не обязанность, наложенная на меня извне, она -- мойответ на чью-то надобность, небезразличную мне. Ответственность и ответимеют один корень; быть ответственным -- значит быть готовым к ответу. Материнская любовь -- самый общераспространенный и самый общепонятныйпример продуктивной любви; сама ее сущность -- забота и ответственность.Рождая ребенка, материнское тело "трудится" ради него, а после рожденияматеринская любовь состоит в напряженных усилиях взрастить дитя. Материнскаялюбовь не зависит от того, удовлетворяет ли ребенок определеннымтребованиям, чтоб быть любимым; материнская любовь безусловна, основанатолько на материнском отклике на надобности ребенка[51]. Неудивительно, что материнская любовьбыла в искусстве и религии символом высшей формы любви. На иврите любовьБога к человеку и любовь человека к ближнему обозначается словом рахамим,корень которого рэхэм означает материнское лоно. Но связь заботы и ответственности в любви между индивидами не стольочевидна; принято считать, что влюбленность -- это уже вершина любви, в товремя как на самом деле -- это начало и только возможность обретения любви.Принято считать, что любовь -- это результат таинственного влечения двухлюдей друг к другу, некое событие, совершающееся само собой. Да, одиночествои сексуальные желания делают влюбленность легким делом, и здесь нет ничеготаинственного, но это тот успех, который так же быстро уходит, как и пришел.Случайно любимыми не становятся; твоя собственная способность любитьвызывает любовь так же, как и заинтересованность делает человека интересным.Людей беспокоит вопрос, привлекательны ли они, при этом забывается, что сутьпривлекательности -- в их собственной способности любить. Любить человекаплодотворно значит заботиться о нем и чувствовать ответственность за егожизнь, не только за его физическое существование, но и за развитие всех егочеловеческих сил. Плодотворная любовь несовместима с пассивностью, состоронним наблюдением за жизнью любимого человека; она означает труд, заботуи ответственность за его развитие. Несмотря на универсалистский дух монотеистических западных религий ипрогрессивные политические концепции, обобщенные в идее, что "все людисотворены равными", любовь к человечеству еще не стала привычным делом. Налюбовь к человечеству смотрят, как на достижение, в лучшем случае, следующееза любовью к индивиду, или как на абстрактное понятие, осуществимое лишь вбудущем. Любить одного человека -- значит быть связанным с его человеческойсутью, с ним, как с представителем человечества. Любовь к одному индивиду,если она отделена от любви к людям, можно отнести лишь к чему-топоверхностному и случайному; она непременно остается чем-то мелким. Хотяможно сказать, что любовь к взрослому человеку отличается от материнскойлюбви настолько же, насколько взрослый человек отличается от беспомощногоребенка, все же следует сказать, что это отличие носит лишь условныйхарактер. Все люди нуждаются в помощи и зависят друг от друга. Человеческаясолидарность -- это необходимое условие раскрытия любой единичнойиндивидуальности. Забота и ответственность -- составные элементы любви, но без уважения и знания любимого человека любовь вырождается в господство и собственничество.Уважение -- это не страх и не благоговение; оно обозначает в соответствии скорнем этого слова*/respicere -- зн. вглядываться/, способность видеть человека таким, каков онесть, понимать его индивидуальность и уникальность. Нельзя уважать человека,не зная его; забота и ответственность были бы слепы, если бы их ненаправляло знание индивидуальности человека. =с. 101= Для понимания плодотворного мышления предварительно следует уточнитьразличие между разумом и сообразительностью. Сообразительность -- это человеческий инструмент достиженияпрактических целей, дающий возможность раскрыть те стороны вещей, знаниекоторых необходимо для манипуляции вещами. Сама цель или,-- что то жесамое,-- предпосылки, на которых покоится "сообразительное" мышление, неподлежат сомнению, признаются само собой разумеющимися и как таковые могутбыть или не быть рациональными. Это частное свойство понимания особенно ясновидно в его крайнем проявлении, в случае параноика. Например, его исходнаяпосылка, что все люди в заговоре против него,-- иррациональна и ложна, ноего мыслительные процессы, построенные на этой предпосылке, могут сами посебе демонстрировать замечательную сообразительность. В своей попыткедоказать этот параноидальный тезис он приводит в связь факты наблюдений иделает логические заключения, зачастую столь убедительные, что труднодоказать иррациональность его исходной посылки. Использование обычнойсообразительности при решении проблем, конечно, несводимо к такимпатологическим феноменам. По большей части наше мышление необходимо связанос достижением практических результатов, с количественными и "поверхностными"аспектами явлений, оно не вдается в проблему правильности полагаемых целей ипредпосылок и не пытается понять природу и качество явления. Разум имеет третье измерение -- глубину, благодаря которой он проникаетв суть вещей и процессов. Не будучи оторванным от практических жизненныхцелей (и я покажу сейчас, в каком смысле это верно), он представляет собойне просто инструмент непосредственного действия. Его назначение --познавать, понимать, схватывать суть, вступать в отношения с вещами путемпостижения их. Он проникает вглубь вещей, чтобы раскрыть их сущность, ихскрытые связи и не лежащие на поверхности значения, их "смысл". Он недвумерен, а, так сказать, "перспективен", по выражению Ницше; то есть, онсхватывает все возможные перспективы и измерения, а не только практическиуместные. Иметь дело с сущностью вещей -- значит иметь дело не с чем-то "за"вещами, а с существенным, родовым и всеобщим, с наиболее общими ираспространенными чертами явлений, освобожденными от всего поверхностного ислучайного (не поддающегося логическому учету). Теперь мы можем приступить к рассмотрению некоторых более специфическихсвойств плодотворного мышления. При плодотворном мышлении субъект небезразличен к предмету, а находится под его воздействием и заинтересован внем. Предмет не воспринимается как что-то мертвое и отчужденное от тебя итвоей жизни, как что-то, о чем ты думаешь только отстраненно; напротив,субъект глубоко заинтересован в своем предмете, и чем теснее они связаны,тем плодотворнее работает мышление субъекта. Именно взаимосвязь междусубъектом и объектом стимулирует мышление сильнее всего. Для субъектачеловек или любое явление становятся объектом мышления потому, что они емуинтересны, с точки зрения его индивидуальной жизни или с точки зрения егочеловеческого существования. Прекрасной иллюстрацией этому служит история отом, как Будда открыл "четыре истины". Он увидел мертвеца, больного человекаи старика. Он, юноша, был глубоко поражен неотвратимостью человеческойсудьбы, и его реакция на это наблюдение оказалась стимулом для размышления,в результате которого Будда создал свою теорию природы жизни и путейспасения человека. Такая реакция не была единственно возможной. Современныйврач в такой же ситуации начинает думать о том, как бороться со смертью,болезнью и старостью, но его мышление также задано его общей реакцией напредмет. В процессе плодотворного мышления думающий мотивирован своим интересомк объекту; он захвачен им и взаимодействует с ним; он заботится о нем иотвечает за него. Но плодотворное мышление характеризуется еще иобъективностью, уважением думающего к своему объекту, способностью видетьобъект таким, каков он в действительности, а не таким, каким хотелось быдумающему. Эта полярность между объективностью и субъективностью характернадля плодотворного мышления, как и для плодотворности вообще. Быть объективным можно, только если мы уважаем вещи, которые наблюдаем;т. е., если мы способны видеть их в их уникальности и взаимосвязи. Такоеуважение по существу не отличается от уважения, которое мы рассматривали всвязи с любовью; в той мере, в какой я хочу понять нечто, я должен уметьвидеть его таким, каково оно по своей природе; хотя это верно в отношениивсех объектов мысли, это особенно важно при исследовании человеческойприроды. Другой аспект объективности дает о себе знать, когда плодотворноемышление имеет дело с живыми и неживыми объектами: речь идет о видениицелостности феномена. Если наблюдатель изолированно рассматривает одинаспект объекта, не видя целого, он не сумеет надлежащим образом понять дажеодин этот аспект. На это, как на наиболее важный элемент плодотворногомышления, указал Вертхеймер. "Природа плодотворных процессов,-- пишет он,--часто такова: сбор данных и исследование начинается с желания достичьдействительного понимания. Определенная область в зоне рассмотрениястановится решающей, на ней сосредотачивается внимание; но она неизолируется от других областей. Развивается новый, углубленный структурныйподход к ситуации, включающий изменение значения функций, классификациюданных и т. д. Руководствуясь тем, чего требует структура ситуации врешающей области, разум вырабатывает приемлемый прогноз, который -- как идругие части структуры -- нуждается в прямой или непрямой верификации. Имеютместо два направления: получение логичной картины целого и уяснение того,какие требования структура целого предъявляет к его частям"[52]. Объективность требует не только видеть объект таким, каков он есть, нои видеть себя, каков ты есть, т. е. ос


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: