В) Стяжательская ориентация 3 глава




Ориентация в

Процессе социализации

Как отмечалось в начале данной главы, жизненный процесс предполагаетдва вида отношений с внешним миром -- ассимиляцию и социализацию. Перваябыла подробно рассмотрена в данной главе,[54] а о второй речь шла в "Бегстве отсвободы", и потому я ограничусь здесь лишь кратким резюме. Мы можем выделить следующие виды межличностных отношений:симбиотический союз, отстраненность-деструктивность; любовь. В симбиотическом союзе человек соединен с другими, но утрачивает илиникогда не обретает своей независимости; он убегает от опасностиодиночества, становясь частью другого человека, "поглощаясь" этим человеком,или "поглощая" его сам. Первый случай описывается в клинической практике как мазохизм. Мазохизм -- это попытка человека избавиться от своегоиндивидуального Я, убежать от свободы и обрести безопасность, привязываясебя к другому человеку. Формы, какие принимает такая зависимость,многочисленны. Она может рационализироваться, как жертва, долг или любовь,особенно когда система культуры узаконивает такой вид рационализации. Иногдамазохистские устремления так сильно конфликтуют с теми частями личности,которые устремляются к независимости и свободе, что последние воспринимаютсякак причиняющие боль и мучения. Стремление поглотить других, садизм, активная форма симбиотическойзависимости, выступает во всех видах рационализаций как любовь,сверхпокровительство, "оправданное" превосходство, "оправданная" месть и т.д.; она также выступает в соединении с сексуальными влечениями каксексуальный садизм. Все формы садистского побуждения восходят к стремлениюобрести полное господство над другим человеком, "поглотить" его и сделатьбеспомощным объектом чужой воли. Полное господство над бессильным человеком-- это сущность активного симбиотического союза. Человек, над которымвластвуют, воспринимается и рассматривается как вещь для использования иэксплуатации, а не как человеческое существо, являющееся целью само по себе.Чем более эта жажда господства соединена с деструктивностью, тем более онажестока; но и благосклонное господство, часто выступающее под маской"любви",-- это тоже проявление садизма. Хотя благосклонный садист хочет,чтоб его объект был богатым, сильным, преуспевающим, есть одна вещь, которойон всеми силами старается помешать: чтобы его объект стал свободным инезависимым и, следовательно, перестал принадлежать садисту. Бальзак в "Утраченных иллюзиях" дает поразительный примерблагосклонного садиста. Он описывает взаимоотношения между юным Люсьеном икаторжником Ветреном, который выступает под личиной аббата. Вскоре послезнакомства с молодым человеком, который только что пытался совершитьсамоубийство, аббат говорит: "Я подобрал тебя, я дал тебе жизнь, и тыпринадлежишь мне, как творение принадлежит творцу, как -- в сказках Востока-- ифрит принадлежит духу, как тело принадлежит душе. Властной рукой яповеду тебя по пути к власти; и тем не менее, я обещаю тебе жизнь, полнуюудовольствий, почестей, нескончаемых праздников. Ты никогда не будешьнуждаться в деньгах, ты будешь сверкать, ты будешь блистать; тогда как я,опустившись до низости покровительства, буду охранять здание твоего успеха.Я люблю власть ради власти! Я всегда буду наслаждаться твоими наслаждениями,хотя я должен буду отказаться от них. Итак, я и ты будем одним существом...Я хочу любить свое творение, создать его по образу и подобию своему, короче-- любить его, как отец любит сына. Я буду мысленно разъезжать в твоемтильбюри, мой мальчик, буду радоваться твоим успехам у женщин, будуговорить: "Этот молодой красавец -- я сам". В то время как симбиотические отношения демонстрируют тесную связь иблизость с объектом, хотя и за счет свободы и целостности, отношения второговида основаны на дистанции, отстраненности и деструктивности. Чувствоиндивидуального бессилия может быть преодолено посредством отстраненности отдругих людей, воспринимаемых как угроза. В известной мере отстраненностьявляется частью нормального ритма во всех отношениях человека с миром, онанеобходима для сосредоточения, для умственной работы, для обработкиматериалов, мыслей, установок. Но в описанном здесь феномене отстраненностьстановится главной формой связи с другими людьми, так сказать, отрицающейсвязью. Ее эмоциональный эквивалент -- чувство безразличия к другим, частосопровождающееся компенсаторным чувством непомерного самомнения.Отстраненность и безразличие могут быть, но не обязательно бывают,осознанными; как правило, в нашей культуре они в большинстве случаевскрываются за поверхностным интересом и общительностью. Деструктивность -- это активная форма отстраненности; импульс кразрушению других проистекает из страха быть разрушенным ими. Посколькуотстраненность и деструктивность соответственно представляют пассивную иактивную формы одного и того же отношения, они часто в различных пропорцияхсмешаны вместе. Однако различия между ними больше, чем между активной ипассивной формами симбиотического союза. Деструктивность являетсярезультатом более интенсивной и более полной блокировки плодотворности, чемотстраненность. Это извращение жизненного импульса, энергия неизжитой жизни,трансформированная в энергию, направленную на разрушение жизни. Любовь представляет собой плодотворную форму отношения к другим и ксамому себе. Она предполагает заботу, ответственность, уважение и знание, атакже желание, чтобы другой человек рос и развивался. Это проявлениеблизости между двумя человеческими существами при условии сохраненияцелостности каждым из них. Как явствует из вышеизложенного, должно существовать определенноесродство между различными формами ориентаций соответственно в процессахассимиляции и социализации. Предложенная схема представляет картинурассмотренных ориентаций и сродства между ними.[55] Ассимиляция Социализация I. Неплодотворная ориентация: а) Рецептивная Мазохистская \ (берущая) (преданность) | | Симбиоз б) Эксплуататорская Садистская | (овладевающая) (авторитет) / в) Стяжательская Деструктивная \ (сберегающая) (настойчивость) | | Отстраненность г) Рыночная Безразличная | (обменивающая) (честность) / II. Плодотворная ориентация: Деятельная Любящая Разумная Ограничусь кратким комментарием. Рецептивная и эксплуататорскаяустановки по виду межличностных связей отличаются от стяжательской. Ирецептивная и эксплуататорская установки предполагают определенный видблизости и тесного контакта с людьми, от которых надеются получить нужноеили мирным путем, или агрессивно. При рецептивной установке доминирующееотношение -- подчиненность, мазохистское отношение: если я подчиняюсь болеесильному человеку, он дает мне все, что мне нужно. Другой человеквоспринимается как податель всех благ, и в симбиотическом союзе одинполучает все необходимое от другого. Эксплуататорская же установкаподразумевает обычно садистский тип отношений: если я силой отбираю удругого человека то, что нужно мне, я должен управлять им и сделать егобессильным объектом моей власти. В отличие от обеих этих установок стяжательское отношение предполагаетотстраненность от других людей. Оно основывается не на ожидании получитьвещи из внешнего источника всех благ, а на ожидании, что их можно накопить,не расходуя. Любой тесный контакт с внешним миром представляет угрозу дляэтого вида самодостаточной системы безопасности. Стяжательский характербудет склонен разрешать проблему взаимоотношений с другими путемотстраненности или -- если внешний мир кажется слитком огромным и грозным --путем разрушения. Рыночная ориентация также основывается на отдаленности от других людей,но в отличие от стяжательской ориентации, отдаленность здесь принимаетскорее дружественную, а не деструктивную форму. Сам принцип рыночнойориентации предполагает легкость контактов, поверхностность связей, аотдаленность от других существует лишь в более глубокой эмоциональной сфере.

Сочетание различных

Ориентаций

Описывая различные виды неплодотворных ориентаций и плодотворнуюориентацию, я подходил к ним как к обособленным явлениям ради того, чтобяснее указать на их отличие друг от друга. Такая трактовка представляетсянеобходимой из дидактических соображений, поскольку нам надо понять природукаждой ориентации, прежде чем мы сможем приступить к пониманию их сочетаний,ведь характер никогда не являет какую-нибудь одну из неплодотворныхориентаций или исключительно плодотворную ориентацию. =стр. 112= Среди комбинаций различных ориентаций нам нужно ввести разграничениемежду сочетанием неплодотворных ориентаций между собой и сочетаниемнеплодотворной ориентации с плодотворной. Некоторые из первых имеютопределенное сродство друг с другом; например, рецептивная чаще соединяетсяс эксплуататорской, чем со стяжательской. Рецептивную и эксплуататорскуюориентации объединяет тесный контакт с объектом, в то время какстяжательской ориентации свойственна отстраненность от объекта. Тем неменее, часто вступают в сочетание и менее сходные ориентации. Если мы хотимохарактеризовать человека, нужно, как правило, определить, какая ориентацияу него доминирует. Сочетание неплодотворной и плодотворной ориентаций требует болеетщательного рассмотрения. Нет человека, чья ориентация целиком плодотворна,и нет человека, полностью лишенного плодотворности. Но удельный весплодотворной и неплодотворной ориентации в характере каждого человекаварьируется и определяется качеством неплодотворных ориентаций. Ввышеизложенном описании неплодотворных ориентаций мы исходили из того, чтоони доминируют в характере. Теперь мы должны дополнить это описание,признав, что определенные качества неплодотворных ориентаций имеют место и вхарактере, где доминирует плодотворная ориентация. Здесь неплодотворныеориентации не имеют негативного значения, как при их доминировании вхарактере, а различаются по их конструктивным качествам. Фактически,описанные неплодотворные ориентации можно рассматривать как искаженияориентаций, которые являются сами по себе нормальной и необходимой частьюжизни. Каждое человеческое существо, чтобы выжить, должно обладатьспособностью брать вещи от других людей, овладевать вещами, сберегать их иобменивать. Человек должен также обладать способностью следовать авторитету,руководить другими людьми, оставаться в одиночестве и отстаивать себя. Только если его способ обретения вещей и взаимоотношений с другими людьми посуществу неплодотворен, то способность брать, овладевать, сберегать иобменивать превращается в жажду потреблять, эксплуатировать, стяжать,торговать, и это становится доминирующим способом жизни. Формы социальныхустановок у человека, по преимуществу ориентированного плодотворно,--преданность, авторитетность, честность, настойчивость превращаются вподчиненность, господство, отстраненность, деструктивность у человека спреимущественной неплодотворной ориентацией. Всякая неплодотворнаяориентация, следовательно, имеет положительную и отрицательную стороны, всоответствии с уровнем плодотворности в целостной структуре характера.Предложенный перечень положительных и отрицательных сторон различныхориентаций может служить иллюстрацией данного принципа. =[30]= =[36]= РЕЦЕПТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ (берущая)
Положительная сторона Отрицательная сторона
берущая пассивная, безынициативная
ответственная бездумная, бесхарактерная
почтительная подчиненная
скромная лишенная гордости
обаятельная паразитическая
сговорчивая беспринципная
социально приспособленная рабская, лишенная уверенности в себе
идеалистичная нереалистичная
восприимчивая трусливая
вежливая бесхребетная
оптимистичная принимающая желаемое за должное
доверчивая легковерная
нежная сентиментальная
ЭКСПЛУАТАТОРСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ (овладевающая)
Положительная сторона Отрицательная сторона
активная эксплуатирующая
способная взять инициативу агрессивная
способная предъявить требование эгоцентричная
горделивая самодовольная
импульсивная безрассудная
пленяющая обольщающая
СТЯЖАТЕЛЬСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ (овладевающая)
Положительная сторона Отрицательная сторона
практичная без воображения
экономная жадная
осторожная подозрительная
сдержанная холодная
терпеливая заторможенная
внимательная тревожная
стойкая, упорная упрямая
невозмутимая ленивая
устойчивая к стрессу инертная
аккуратная педантичная
методичная вязкая
преданная собственническая
РЫНОЧНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ (обменивающая)
Положительная сторона Отрицательная сторона
целеустремленная пользующаяся случаем
готовая к обмену непоследовательная
моложавая ребячливая
устремленная вперед не считающаяся с будущим или прошлым
свободомыслящая без принципов и ценностей
общительная неспособная к уединению
экспериментирующая бесцельная
недогматичная релятивистская
действенная сверхактивная
любознательная бестактная
понятливая умничающая
контактная неразборчивая
терпимая безразличная
остроумная глуповатая
щедрая расточительная
Положительная и отрицательная стороны не являются двумя отдельнымиклассами синдромов. Каждую из этих черт можно представить превалирующей вданный момент точкой в континууме, который задан уровнем плодотворнойориентации; рациональная систематическая аккуратность, например, имеет местопри высоком уровне плодотворности, а если плодотворность снижается, этачерта характера все более вырождается в иррациональную, педантическуюнавязчивую "аккуратность", которая фактически отрицает сама себя. То жесамое и с моложавостью, превращающейся в ребячливость, и с горделивостью,превращающейся в самодовольство. Если учитывать только основные ориентации,мы видим колеблющийся итог вариабельности, вызванный тем, что 1) неплодотворные ориентации соединяются в различные комбинации, взависимости от удельного веса каждой из них; 2) каждая из них качественно изменяется соответственно уровнюналичествующей плодотворности; 3) различные ориентации могут действовать с разной силой вматериальной, эмоциональной или интеллектуальной сферах деятельности. Еслимы добавим к этой картине личности различие в темпераменте и одаренности, томожем легко понять, что конфигурация этих основных элементов в личностиможет проявляться в бесконечном числе вариаций.

ГЛАВА IV

ПРОБЛЕМЫ

ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ

С амый очевидный аргумент против принципа гуманистической этики -- чтодобродетель равнозначна исполнению человеком обязанностей перед самим собой,а порок -- небрежению самим собой -- состоит в том, что мы делаем эгоизм илисебялюбие нормой человеческого поведения, когда в действительности цельюэтики должна быть победа над эгоизмом, и, далее, что мы не замечаемврожденного человеку зла, которое можно обуздать только страхом наказания ипочтением к авторитетам. Или, если человек от природы не зол, и этотаргумент отпадает, то не стремится ли человек постоянно к удовольствию, аоно само по себе не противоположно ли принципам этики или, по крайней мере,не безразлично ли к ним? Не сознание ли -- единственная сила в человеке,побуждающая его жить добродетельно, и не утратило ли сознание свою роль вгуманистической этике? Похоже, в ней нет места вере; но не вера лисоставляет необходимую основу этического поведения? Эти вопросы предполагают определенную трактовку человеческой природы истановятся предметом внимания всякого психолога, задумывающегося надпроблемой счастья и развития человека и соответственно над моральныминормами, способствующими достижению этой цели. В данной главе я попытаюсьрассмотреть эти проблемы в свете психоаналитических данных, теоретическоеоснование для рассмотрения которых было заложено в главе "Человеческаяприрода и характер".

СЕБЯЛЮБИЕ, ЛЮБОВЬ К

СЕБЕ И ЛИЧНЫЙ ИНТЕРЕС [56]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: