Ориентация в
Процессе социализации
Как отмечалось в начале данной главы, жизненный процесс предполагаетдва вида отношений с внешним миром -- ассимиляцию и социализацию. Перваябыла подробно рассмотрена в данной главе,[54] а о второй речь шла в "Бегстве отсвободы", и потому я ограничусь здесь лишь кратким резюме. Мы можем выделить следующие виды межличностных отношений:симбиотический союз, отстраненность-деструктивность; любовь. В симбиотическом союзе человек соединен с другими, но утрачивает илиникогда не обретает своей независимости; он убегает от опасностиодиночества, становясь частью другого человека, "поглощаясь" этим человеком,или "поглощая" его сам. Первый случай описывается в клинической практике как мазохизм. Мазохизм -- это попытка человека избавиться от своегоиндивидуального Я, убежать от свободы и обрести безопасность, привязываясебя к другому человеку. Формы, какие принимает такая зависимость,многочисленны. Она может рационализироваться, как жертва, долг или любовь,особенно когда система культуры узаконивает такой вид рационализации. Иногдамазохистские устремления так сильно конфликтуют с теми частями личности,которые устремляются к независимости и свободе, что последние воспринимаютсякак причиняющие боль и мучения. Стремление поглотить других, садизм, активная форма симбиотическойзависимости, выступает во всех видах рационализаций как любовь,сверхпокровительство, "оправданное" превосходство, "оправданная" месть и т.д.; она также выступает в соединении с сексуальными влечениями каксексуальный садизм. Все формы садистского побуждения восходят к стремлениюобрести полное господство над другим человеком, "поглотить" его и сделатьбеспомощным объектом чужой воли. Полное господство над бессильным человеком-- это сущность активного симбиотического союза. Человек, над которымвластвуют, воспринимается и рассматривается как вещь для использования иэксплуатации, а не как человеческое существо, являющееся целью само по себе.Чем более эта жажда господства соединена с деструктивностью, тем более онажестока; но и благосклонное господство, часто выступающее под маской"любви",-- это тоже проявление садизма. Хотя благосклонный садист хочет,чтоб его объект был богатым, сильным, преуспевающим, есть одна вещь, которойон всеми силами старается помешать: чтобы его объект стал свободным инезависимым и, следовательно, перестал принадлежать садисту. Бальзак в "Утраченных иллюзиях" дает поразительный примерблагосклонного садиста. Он описывает взаимоотношения между юным Люсьеном икаторжником Ветреном, который выступает под личиной аббата. Вскоре послезнакомства с молодым человеком, который только что пытался совершитьсамоубийство, аббат говорит: "Я подобрал тебя, я дал тебе жизнь, и тыпринадлежишь мне, как творение принадлежит творцу, как -- в сказках Востока-- ифрит принадлежит духу, как тело принадлежит душе. Властной рукой яповеду тебя по пути к власти; и тем не менее, я обещаю тебе жизнь, полнуюудовольствий, почестей, нескончаемых праздников. Ты никогда не будешьнуждаться в деньгах, ты будешь сверкать, ты будешь блистать; тогда как я,опустившись до низости покровительства, буду охранять здание твоего успеха.Я люблю власть ради власти! Я всегда буду наслаждаться твоими наслаждениями,хотя я должен буду отказаться от них. Итак, я и ты будем одним существом...Я хочу любить свое творение, создать его по образу и подобию своему, короче-- любить его, как отец любит сына. Я буду мысленно разъезжать в твоемтильбюри, мой мальчик, буду радоваться твоим успехам у женщин, будуговорить: "Этот молодой красавец -- я сам". В то время как симбиотические отношения демонстрируют тесную связь иблизость с объектом, хотя и за счет свободы и целостности, отношения второговида основаны на дистанции, отстраненности и деструктивности. Чувствоиндивидуального бессилия может быть преодолено посредством отстраненности отдругих людей, воспринимаемых как угроза. В известной мере отстраненностьявляется частью нормального ритма во всех отношениях человека с миром, онанеобходима для сосредоточения, для умственной работы, для обработкиматериалов, мыслей, установок. Но в описанном здесь феномене отстраненностьстановится главной формой связи с другими людьми, так сказать, отрицающейсвязью. Ее эмоциональный эквивалент -- чувство безразличия к другим, частосопровождающееся компенсаторным чувством непомерного самомнения.Отстраненность и безразличие могут быть, но не обязательно бывают,осознанными; как правило, в нашей культуре они в большинстве случаевскрываются за поверхностным интересом и общительностью. Деструктивность -- это активная форма отстраненности; импульс кразрушению других проистекает из страха быть разрушенным ими. Посколькуотстраненность и деструктивность соответственно представляют пассивную иактивную формы одного и того же отношения, они часто в различных пропорцияхсмешаны вместе. Однако различия между ними больше, чем между активной ипассивной формами симбиотического союза. Деструктивность являетсярезультатом более интенсивной и более полной блокировки плодотворности, чемотстраненность. Это извращение жизненного импульса, энергия неизжитой жизни,трансформированная в энергию, направленную на разрушение жизни. Любовь представляет собой плодотворную форму отношения к другим и ксамому себе. Она предполагает заботу, ответственность, уважение и знание, атакже желание, чтобы другой человек рос и развивался. Это проявлениеблизости между двумя человеческими существами при условии сохраненияцелостности каждым из них. Как явствует из вышеизложенного, должно существовать определенноесродство между различными формами ориентаций соответственно в процессахассимиляции и социализации. Предложенная схема представляет картинурассмотренных ориентаций и сродства между ними.[55] Ассимиляция Социализация I. Неплодотворная ориентация: а) Рецептивная Мазохистская \ (берущая) (преданность) | | Симбиоз б) Эксплуататорская Садистская | (овладевающая) (авторитет) / в) Стяжательская Деструктивная \ (сберегающая) (настойчивость) | | Отстраненность г) Рыночная Безразличная | (обменивающая) (честность) / II. Плодотворная ориентация: Деятельная Любящая Разумная Ограничусь кратким комментарием. Рецептивная и эксплуататорскаяустановки по виду межличностных связей отличаются от стяжательской. Ирецептивная и эксплуататорская установки предполагают определенный видблизости и тесного контакта с людьми, от которых надеются получить нужноеили мирным путем, или агрессивно. При рецептивной установке доминирующееотношение -- подчиненность, мазохистское отношение: если я подчиняюсь болеесильному человеку, он дает мне все, что мне нужно. Другой человеквоспринимается как податель всех благ, и в симбиотическом союзе одинполучает все необходимое от другого. Эксплуататорская же установкаподразумевает обычно садистский тип отношений: если я силой отбираю удругого человека то, что нужно мне, я должен управлять им и сделать егобессильным объектом моей власти. В отличие от обеих этих установок стяжательское отношение предполагаетотстраненность от других людей. Оно основывается не на ожидании получитьвещи из внешнего источника всех благ, а на ожидании, что их можно накопить,не расходуя. Любой тесный контакт с внешним миром представляет угрозу дляэтого вида самодостаточной системы безопасности. Стяжательский характербудет склонен разрешать проблему взаимоотношений с другими путемотстраненности или -- если внешний мир кажется слитком огромным и грозным --путем разрушения. Рыночная ориентация также основывается на отдаленности от других людей,но в отличие от стяжательской ориентации, отдаленность здесь принимаетскорее дружественную, а не деструктивную форму. Сам принцип рыночнойориентации предполагает легкость контактов, поверхностность связей, аотдаленность от других существует лишь в более глубокой эмоциональной сфере.Сочетание различных
|
|
|
Ориентаций
Описывая различные виды неплодотворных ориентаций и плодотворнуюориентацию, я подходил к ним как к обособленным явлениям ради того, чтобяснее указать на их отличие друг от друга. Такая трактовка представляетсянеобходимой из дидактических соображений, поскольку нам надо понять природукаждой ориентации, прежде чем мы сможем приступить к пониманию их сочетаний,ведь характер никогда не являет какую-нибудь одну из неплодотворныхориентаций или исключительно плодотворную ориентацию. =стр. 112= Среди комбинаций различных ориентаций нам нужно ввести разграничениемежду сочетанием неплодотворных ориентаций между собой и сочетаниемнеплодотворной ориентации с плодотворной. Некоторые из первых имеютопределенное сродство друг с другом; например, рецептивная чаще соединяетсяс эксплуататорской, чем со стяжательской. Рецептивную и эксплуататорскуюориентации объединяет тесный контакт с объектом, в то время какстяжательской ориентации свойственна отстраненность от объекта. Тем неменее, часто вступают в сочетание и менее сходные ориентации. Если мы хотимохарактеризовать человека, нужно, как правило, определить, какая ориентацияу него доминирует. Сочетание неплодотворной и плодотворной ориентаций требует болеетщательного рассмотрения. Нет человека, чья ориентация целиком плодотворна,и нет человека, полностью лишенного плодотворности. Но удельный весплодотворной и неплодотворной ориентации в характере каждого человекаварьируется и определяется качеством неплодотворных ориентаций. Ввышеизложенном описании неплодотворных ориентаций мы исходили из того, чтоони доминируют в характере. Теперь мы должны дополнить это описание,признав, что определенные качества неплодотворных ориентаций имеют место и вхарактере, где доминирует плодотворная ориентация. Здесь неплодотворныеориентации не имеют негативного значения, как при их доминировании вхарактере, а различаются по их конструктивным качествам. Фактически,описанные неплодотворные ориентации можно рассматривать как искаженияориентаций, которые являются сами по себе нормальной и необходимой частьюжизни. Каждое человеческое существо, чтобы выжить, должно обладатьспособностью брать вещи от других людей, овладевать вещами, сберегать их иобменивать. Человек должен также обладать способностью следовать авторитету,руководить другими людьми, оставаться в одиночестве и отстаивать себя. Только если его способ обретения вещей и взаимоотношений с другими людьми посуществу неплодотворен, то способность брать, овладевать, сберегать иобменивать превращается в жажду потреблять, эксплуатировать, стяжать,торговать, и это становится доминирующим способом жизни. Формы социальныхустановок у человека, по преимуществу ориентированного плодотворно,--преданность, авторитетность, честность, настойчивость превращаются вподчиненность, господство, отстраненность, деструктивность у человека спреимущественной неплодотворной ориентацией. Всякая неплодотворнаяориентация, следовательно, имеет положительную и отрицательную стороны, всоответствии с уровнем плодотворности в целостной структуре характера.Предложенный перечень положительных и отрицательных сторон различныхориентаций может служить иллюстрацией данного принципа. =[30]= =[36]= РЕЦЕПТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ (берущая)Положительная сторона | Отрицательная сторона |
берущая | пассивная, безынициативная |
ответственная | бездумная, бесхарактерная |
почтительная | подчиненная |
скромная | лишенная гордости |
обаятельная | паразитическая |
сговорчивая | беспринципная |
социально приспособленная | рабская, лишенная уверенности в себе |
идеалистичная | нереалистичная |
восприимчивая | трусливая |
вежливая | бесхребетная |
оптимистичная | принимающая желаемое за должное |
доверчивая | легковерная |
нежная | сентиментальная |
Положительная сторона | Отрицательная сторона |
активная | эксплуатирующая |
способная взять инициативу | агрессивная |
способная предъявить требование | эгоцентричная |
горделивая | самодовольная |
импульсивная | безрассудная |
пленяющая | обольщающая |
Положительная сторона | Отрицательная сторона |
практичная | без воображения |
экономная | жадная |
осторожная | подозрительная |
сдержанная | холодная |
терпеливая | заторможенная |
внимательная | тревожная |
стойкая, упорная | упрямая |
невозмутимая | ленивая |
устойчивая к стрессу | инертная |
аккуратная | педантичная |
методичная | вязкая |
преданная | собственническая |
Положительная сторона | Отрицательная сторона |
целеустремленная | пользующаяся случаем |
готовая к обмену | непоследовательная |
моложавая | ребячливая |
устремленная вперед | не считающаяся с будущим или прошлым |
свободомыслящая | без принципов и ценностей |
общительная | неспособная к уединению |
экспериментирующая | бесцельная |
недогматичная | релятивистская |
действенная | сверхактивная |
любознательная | бестактная |
понятливая | умничающая |
контактная | неразборчивая |
терпимая | безразличная |
остроумная | глуповатая |
щедрая | расточительная |
ГЛАВА IV
ПРОБЛЕМЫ
ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ
С амый очевидный аргумент против принципа гуманистической этики -- чтодобродетель равнозначна исполнению человеком обязанностей перед самим собой,а порок -- небрежению самим собой -- состоит в том, что мы делаем эгоизм илисебялюбие нормой человеческого поведения, когда в действительности цельюэтики должна быть победа над эгоизмом, и, далее, что мы не замечаемврожденного человеку зла, которое можно обуздать только страхом наказания ипочтением к авторитетам. Или, если человек от природы не зол, и этотаргумент отпадает, то не стремится ли человек постоянно к удовольствию, аоно само по себе не противоположно ли принципам этики или, по крайней мере,не безразлично ли к ним? Не сознание ли -- единственная сила в человеке,побуждающая его жить добродетельно, и не утратило ли сознание свою роль вгуманистической этике? Похоже, в ней нет места вере; но не вера лисоставляет необходимую основу этического поведения? Эти вопросы предполагают определенную трактовку человеческой природы истановятся предметом внимания всякого психолога, задумывающегося надпроблемой счастья и развития человека и соответственно над моральныминормами, способствующими достижению этой цели. В данной главе я попытаюсьрассмотреть эти проблемы в свете психоаналитических данных, теоретическоеоснование для рассмотрения которых было заложено в главе "Человеческаяприрода и характер".СЕБЯЛЮБИЕ, ЛЮБОВЬ К
СЕБЕ И ЛИЧНЫЙ ИНТЕРЕС [56]