Неплодотворные ориентации




А) Рецептивная

Ориентация

При рецептивной ориентации человеку представляется, что "источник всехблаг" лежит вовне, и он считает, что единственный способ обрести желаемое --будь то нечто материальное или привязанность, любовь, знание, удовольствие-- это получить его из этого внешнего источника. При такой ориентациипроблема любви состоит почти исключительно в том, чтоб "быть любимым", а нев том, чтоб любить. Такие люди склонны к неразборчивости в выборе предметалюбви, потому что быть любимыми кем-то -- это для них такое захватывающеепереживание, что они "бросаются" за всеми, кто предлагает им любовь или то,что похоже на любовь. Они чрезвычайно чувствительны ко всякому отдалению илиотпору со стороны любимого человека. Такова же их ориентация и в сферемышления: если это интеллигенты, то они становятся самыми лучшимислушателями, поскольку ориентированы на восприятие идей, а не на ихсоздание; предоставленные самим себе, они чувствуют себя парализованными.Для этих людей характерно, что их первая мысль -- найти кого-то другого, ктодаст им нужную информацию, вместо того, чтобы самим сделать хоть малейшееусилие. Если это люди религиозные, то их понятие о Боге таково, что они ждутвсего от него, и ничего от собственной активности. Не будучи религиозными,они относятся к людям и институтам совершенно так же: всегда ищут"магического помощника". Они демонстрируют своеобразный вид верности, воснове которой благодарность к тому, кто питает их, и страх потерять его.Поскольку они нуждаются во множестве тех, кто обеспечивает их безопасность,они вынуждены быть верными многим людям. Им трудно сказать "нет", и онилегко попадают в конфликт между верностью и обещанием. Раз они не могутсказать "нет", они любят говорить "да" всему и всем, и в результате параличих критических способностей делает их слишком зависимыми от других. Они зависят не только от авторитетов, дающих им знания, помощь, новообще от людей, способных оказать какую бы то ни было поддержку. Оничувствуют себя потерянными, будучи предоставленными самим себе, посколькусчитают, что ничего неспособны делать без посторонней помощи. Этабеспомощность имеет решающее значение в тех действиях, которые по самойсвоей природе могут совершаться только самостоятельно -- принятие решенияили принятие ответственности. В личных отношениях, например, они спрашиваютсовета у того самого человека, относительно которого они должны принятьрешение. Люди рецептивного типа очень любят поесть и выпить. Они стремятсяпреодолеть тревожность и подавленность путем поедания пищи и выпивкой. Рот уних очень характерен, зачастую он очень выразителен: губы приоткрыты, какбудто постоянно ждут кормежки. В их снах поедание пищи -- это частый символлюбви, а чувство голода -- выражение фрустрации и разочарования. Вообще, мироощущение у людей рецептивной ориентации оптимистичное идружелюбное; у них есть определенное доверие к жизни и ее дарам, но онистановятся тревожными и приходят в смятение, когда им грозит утрата"источника питания". У них часто есть искренняя сердечность и желание помочьдругим, но делают они что-то для других также ради того, чтоб добиться ихрасположения.

Б) Эксплуататорская

Ориентация

Эксплуататорская ориентация, подобно рецептивной, имеет в качествеосновной предпосылки ощущение, что источник всех благ находится вовне иничего нельзя создать самому. Отличие между двумя этими ориентациями,однако, в том, что эксплуататорский тип не надеется получить что-либо отдругих в дар, а отнимает у них желаемое силой или хитростью. Такаяориентация распространяется на все сферы действий. В области любви и чувств такие люди склонны присваивать и красть. Онииспытывают влечение только к тем людям, которых они могут отнять у кого-тодругого. Условием привлекательности для них служит привязанность человека ккому-то другому; они не склонны влюбляться в непривязанного ни к комучеловека. Мы обнаруживаем ту же установку и в области мышления и интеллектуальнойдеятельности. Такие люди будут склонны не создавать идеи, а красть их. Этоможет проявляться прямо в форме плагиата, или более скрыто, в формепарафраза идей, высказанных другими людьми, и настаивании, что эти идеи новыи являются их собственными. Поразительно, что зачастую люди большихумственных способностей следуют этим путем, притом, что если б ониположились на собственные таланты, они вполне могли бы сами создавать своиидеи. Отсутствие оригинальных идей или независимого творчества у иныходаренных людей часто объясняется ориентацией их характера, а не каким-товрожденным отсутствием оригинальности. Это положение сохраняется и вориентации в сфере материальных вещей. Вещи, которые они могут отобрать удругих, всегда кажутся им лучше тех, какие они могут создать сами. Онииспользуют и эксплуатируют все и всякого, из чего или из кого они могутчто-то выжать. Их девиз: "Краденый плод -- самый сладкий". Поскольку онихотят использовать и эксплуатировать людей, они "любят" тех, кто прямо иликосвенно может стать объектом эксплуатации, и им "наскучивают" те, из когоони уже выжали все. Крайний пример -- клептоман, который наслаждается толькотеми вещами, какие можно украсть, хотя у него достаточно денег, чтоб купитьих. Символом этой ориентации, кажется, может служить язвительная гримаса,которая часто бывает отличительной чертой таких людей. Не ради игры словстоит отметить, что они часто делают "язвительные" замечания в адрес другихлюдей. Их установка окрашена смесью враждебности и манипуляции. Каждыйчеловек рассматривается как объект эксплуатации и оценивается по егополезности. Вместо доверчивости и оптимизма, свойственных рецептивному типу,здесь мы обнаруживаем подозрительность и цинизм, зависть и ревность.Поскольку они удовлетворяются только вещами, которые могут отнять у других,они склонны переоценивать то, что принадлежит другим, и недооценивать своесобственное.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: