| № варианта | Исследуемое изделие | Изделия конкуренты |
| 3, 15 |
Выделение сегмента рынка по параметрам изделия.
При сегментации рынка по продукту на стадии разработки новой продукции проводятся следующие мероприятия:
а) определяются факторы, отражающие систему потребительских предпочтений и технические параметры нового изделия, при помощи которых можно удовлетворить запросы потребителей (табл. №2)
Технико-экономические показатели моделей блоков.
| Показатели | Модели мотоблоков | |||
| Исследуемое изделие | Изделия конкурентов | |||
| 1. | Мощность, л.с. | |||
| 2. | Максимальная скорость, км/ч | |||
| 3. | Количество выполняемых операций, шт. | |||
| 4. | Ресурс работы, час | |||
| 5. | Надежность, отк/час | 0,008 | 0,006 | 0,006 |
| 6. | Масса, кг | |||
| 7. | Цена. тыс.руб | |||
| 8. | Амортизация, руб/час | 11,0 | 18,5 | 10,0 |
| 9. | Затраты на топливо, руб/час | 17,5 | ||
| Техническое и ремонтное обслуживание, руб/час | 5,0 | 6,2 | 4,9 | |
| Оценка престижа фирмы, баллы |
б) выделяются группы потребителей, каждая со своим набором запросов и предпочтений (психографическая сегментация) (табл. №3)
Характеристика потребительских запросов по рыночным сегментам, баллы
(психографическая сегментация)
| Параметры | Рыночные сегменты | ||||
| Р1 | Р2 | Р3 | Р4 | ||
| 1. | Мощность | ||||
| 2. | Количество операций | ||||
| 3. | Ресурс работы | ||||
| 4. | Надежность | ||||
| 5. | Цена | ||||
| Потенциальный спрос, тыс. шт. |
в) проводится ранжирование факторов по степени их значимости для потребителей. При этом каждый из параметров должен получить количественную оценку их важности (в баллах) в зависимости от достигнутого уровня эксплуатационных значений.
Шкала оценок имеет следующие значения:
4 – очень важный фактор
3 – важный фактор
2 – маловажный фактор
1 – незначительный фактор
Для перехода от конкретных единиц измерения к оценкам в баллах диапазон возможных изменений значений параметров разбивается на интервалы, каждый из которых соответствует конкретной балльной оценки согласно потребительских предпочтений (табл. №4)
Оценки ранжирования значений показателей по степени их значимости для
потребителей (баллы)
| Параметр | Оценка в баллах | |||
| Мощность, л.с. | до 5 | 6 – 8 | 9 – 10 | св. 10 |
| Кол-во операций | до 10 | 11 – 15 | 16 – 20 | св. 20 |
| Ресурс работы, час | до 1000 | 1001 – 1500 | 1501 – 2000 | св. 2000 |
| Надежность, отк/час | св. 0,01 | 0,01 – 0,005 | 0,006 – 0,007 | менее 0,006 |
| Цена, тыс.руб. | св. 30 | 20 – 30 | 15 – 20 | менее 15 |
г) по каждому параметру определяется балльная оценка (его ранг) по сегментам рынка и модели изделия и формируется матрица (форма №1)
Функциональная карта для мотоблока.
Форма 1
| Функциональные параметры | Сегменты рынка по группам покупателей | Исследуемое изделие | |||
| Р1 | Р2 | Р3 | Р4 | ||
| Мощность | |||||
| Кол-во операций | |||||
| Ресурс работы | |||||
| Надежность | |||||
| Цена | |||||
| Потенциальный спрос | |||||
| Целевой сегмент | + |
д) проводится анализ матрицы с целью определения: целевых сегментов рынка для каждой модели изделий (на основе сопоставлений числа совпадений оценок); параметров изделия, которые нуждаются в доработке.
В результате проведения анализа ориентируемся на 4-й рынок.
2. Оценка конкурентоспособности изделия осуществляется в следующей последовательности:
а) определяется сводный индекс конкурентоспособности изделия по техническим параметрам

где
- количественная оценка значимости j параметра может быть определена по формуле
, где
– количество предпочтений при попарном сравнении, отданных j-му параметру.
- относительный показатель качества по j-параметру рассчитывается по формулам:
(1);
(2)
где
,
– количественные значения j-го параметра, соответственно для анализируемого изделия и лучшего изделия-конкурента.
Первая формула используется для показателей, при увеличении абсолютных значений которых возрастает потребительская ценность изделия, в противном случае – вторая формула.
Оценка весомости показателей изделия осуществляется на основе экспертных оценок. Наиболее простым является метод попарных сравнений.
Результаты экспертизы представляются в виде матрицы (форма №2), в которой на пересечении строки и столбца фиксируются порядковые номера тех параметров, которые при попарном сравнении являются более важными в оценке потребительских свойств и качества изделия.
Матрица попарного сравнения параметров.
Форма №2.
| Параметры | № | 1. | 2. | 3. | 4. | 5. |
|
| Мощность, л.с. | 1. | ||||||
| Количество выполняемых операций, шт. | 2. | ||||||
| Ресурс работы, час | 3. | ||||||
| Надежность, отк/час | 4. | ||||||
| Цена. тыс.руб | 5. | ||||||
|
Выбираем конкурента №15.