==44
упоминавшийся нами Герман Кан, который отнюдь не смирился с тем, что его футурологический бестселлер “Год 2000” поблек в ослепительном взрыве “Футурошока” и первых докладов Римскому клубу, и до самой своей смерти в 1983 г. (он умер за год до Аурелио Печчеи) продолжал год за годом выпускать книги, где доказывал, что, несмотря на временные трудности, все идет к лучшему в этом лучшем из миров, что в XXI в. наука и техника поднимут человечество на недосягаемые ныне высоты.
Своих идейных противников в Римском клубе и идеологически примыкавших к нему течениях Герман Кан и его единомышленники заклеймили ярлыком “экологических пессимистов” (“экопессимистов”), чересчур выпячивающих экологическую сторону дела и не верящих во всемогущество научно-технического прогресса. В свою очередь, они тут же получили от оппонентов ярлык “технологических оптимистов” (“технооптимистов”) — идолопоклонников НТР. Борьба между “экопессимистами” и “технооптимистами” составила основное содержание истории футурологии во второй половине 70-х годов. Она продолжается и поныне.
“Технооптимисты” обрели союзников там, где меньше всего ожидали. Воинствующий антикоммунист, злейший враг Советского Союза Герман Кан вдруг сделался самым любимым автором “Правды”. Конечно, о переводе его трудов на русский язык и речи быть не могло, поскольку там СССР и “социалистический лагерь” представали в довольно неприглядном свете. Но утверждение “технооптимистов”, что все хорошо, а будет еще лучше, как нельзя лучше соответствовало идейным установкам Кремля того времени. Как раз во второй половине 70-х годов несколько сановных московских авторов из верхушки партийной номенклатуры пробили строжайший запрет касаться каких бы то ни было проблем будущего, кроме как в порядке комментариев к политической программе Коммунистической партии (хотя ее полная несостоятельность стала очевидной для всех еще за десятилетие до этого), либо в порядке “критики буржуазной футурологии”. С 1976 г. в советской прессе стали появляться статьи по проблемам глобалистики — запоздалая
|
==45
реакция на первые доклады Римскому клубу, а с конца 70-х годов плотину запрета словно прорвало: за какие-нибудь 5—7 лет по данной проблематике появилось свыше двух десятков монографий и сотни научных статей, тысячи публицистических — все до единой в единственно разрешенном “технооптимистическом” ключе, хотя ряд авторов более или менее эзоповым языком пытался показать серьезность глобальной проблемной ситуации.
Фонтан советской глобалистической футурологии пустил в 1985 г. последнюю струю уже упоминавшимся коллективным трудом “Марксистско-ленинская концепция глобальных проблем современности”, после чего вскорости иссяк: во времена горбачевской перестройки стало не до глобалистики. По иронии судьбы мы вновь — в который уже раз! — опоздали на целую эпоху. До этого (и отнюдь не впервые) мы точно так же опоздали с признанием научно-технической революции. Мы открещивались от нее, как от дьявола, почти все 50-е и 60-е годы, когда мир восторгался ею. И только в 1968 г., когда весь мир, в свою очередь, в ужасе отшатнулся от НТР с ее атомными грибами и разрушением окружающей среды, провозгласили необходимость “соединения НТР с преимуществами социализма” (после чего, как водится, хлынул поток из сотен книг и диссертаций, тысяч статей “об НТР”). А в 1985 г., когда мы только-только ввязались в драку “технооптимистов” и “экопессимистов” (на стороне первых, разумеется) — эта драка в глазах мирового общественного мнения давно уже отошла на задний план перед появлением другого лагеря оппонентов “экопессимистов” — провозвестников “альтернативной цивилизации”.
|
Разум человеческий никогда и ни при каких обстоятельствах не может смириться с неизбежностью какой бы то ни было катастрофы — тем более глобальной. Так уж устроен разум человеческий. Правда, разные обладатели упомянутого достоинства по-разному реагируют на надвигающуюся опасность. Одни из трех общеизвестных сестер предпочитают Надежду — например, на знаменитое русское “авось пронесет!” Другие обращаются к Вере — в Бога или в Научно-Технический Прогресс,
==46
в данном случае безразлично. Подавляющее большинство целиком отдается Любви, скажем, к своим ближним, во всяком случае замыкаясь в личных делах и знать ничего не желая о судьбах человечества. Ну, а некоторым общества трех сестер недостаточно, они взывают к их матери — Софии-Мудрости. И та вразумляет, наставляет на путь истинный. Например, указывает на возможность спасения от надвигающейся катастрофы переходом от зашедшей в гибельный тупик существующей мировой цивилизации к цивилизации качественно иной, альтернативной, способной успешно преодолеть трудности, связанные с глобальными проблемами современности.
Первые, сравнительно робкие голоса “софийской” тональности зазвучали еще в первой половине 70-х годов — в самом апогее триумфа глобалистики. С каждым годом они слышались громче и громче, а примерно с 1978— 1979 гг., в свою очередь, выплеснулись десятками книг, сотнями статей. Уже в 1978 г. библиография по альтернативистике, приложенная к книге Марка Сатина “Политика новой эры: спасая себя и общество”, насчитывала 250 названий, плюс 20 произведений, так сказать, предтеч альтернативистики в одних только США 1847—1967 гг. С тех пор счет пошел на сотни одних только первоклассных научных трудов на английском языке, не говоря уже о литературе на других языках и о тысячах, десятках тысяч брошюр, статей, докладов.
|
Мы и в данном случае верны себе — отстаем позорнейшим образом. Лишь с 1990 г. стали появляться первые работы по альтернативистике. Одним из первых появился препринт В.Г. Буданова “Альтернатива общественного прогресса: гомо агенс” (тиражом 50 000 экз.). Правда, автор сосредоточил внимание лишь на одном вопросе — перестройке сознания. Более широко интересующая нас проблематика освещена в работе И.М.Савельевой “Альтернативный мир: модели и идеалы” (М., 1990; работа носит преимущественно обзорный характер, давая некоторое представление о западной литературе). Заявлена в проспекте книга А.Н.Чумакова “Философия глобалистики: поиск путей выживания цивилизаций” (как видим, предполагается работа также обзорного характера)
==47
Тот же обзорный характер носит докторская диссертация Л.Н.Вдовиченко “Формирование социально-политических воззрений альтернативистов” (1990). И только статья Г.Г.Дилигенского “Конец истории или смена цивилизаций?”, подготовленная к международному семинару в Новосибирске в мае 1991 г. содержит попытку выработки собственной концепции альтернативистики. Но и то лишь в качестве реакции на нашумевшую в 1990 г. статью американского футуролога Ф.Фукуямы “Конец истории?”.
Возможно, здесь перечислены далеко не все наиболее значительные советские работы по альтернативистике. Но в количестве ли дело? Важно, что это— последние советские работы. И по альтернативистике тоже.
Каким будет старт российской альтернативистики, пока еще ничем не успевшей заявить о своем существовании? Это зависит от того, какое внимание будет уделено данной проблематике в условиях, когда, мягко говоря, не до нее: выжить бы России в ближайшие годы, а уж потом думать о выживании человечества в ближайшие десятилетия. Но “первые ласточки” уже пытаются сделать альтернативную весну.
Что касается их многочисленных западных коллег, то из них трудно выделить сколько-нибудь общепризнанных лидеров типа Германа Кана для “технооптимистов”, Аурелио Печчеи для “экопессимистов” или Элвина Тоффлера, которого, в известной мере, правда, можно отнести к предтечам альтернативистики. На память приходят разом несколько десятков имен одинаково первоклассных авторов, перечислять которые здесь — значит намного выйти за рамки настоящей работы, а упомянуть лишь некоторых — значит обидеть остальных. Скажу лишь, что по сравнению с глобалистикой здесь намного выше процент сравнительно молодых (от 25 до 40 лет) авторов и еще выше — процент авторов-женщин, сильнее предрасположенных к проблематике именно альтернативистики, в чем нетрудно убедиться даже по вышеприведенному перечню советских авторов. Что ж? Молодежь, да еще женского пола — это не так уж плохо для старта нового направления междисциплинарных исследований.
==48
ю
Чтобы альтернативистика — в противоположность глобалистике — не выглядела совсем уж безликой, сошлемся в качестве иллюстрации на две-три выдающиеся работы, которые произвели наибольшее впечатление в ряду двадцати-тридцати столь же выдающихся из двухсот-трехсот первоклассных трудов.
Это, конечно же, Гейзел Гендерсон — “Создание альтернативных будущностей” (1978). С характерным подзаголовком: “Конец экономики” и с предисловием одного из наиболее авторитетных предтеч альтернативистики — Э.Шумахера. Основная идея труда, нашумевшего в свое время — необходимость перехода от привычных категорий политэкономии к оптимальному сочетанию критериев экономики и экологии, к качественно иному образу жизни общества, включая полное переосмысление сущности научно-технического прогресса на благо людей. Эти идеи она развивала позднее еще в двух столь же нашумевших книгах: “Политика солнечной эпохи: альтернатива экономике” (1981) и “Парадигмы в Прогрессе (Смена парадигм): жизнь за пределами экономики” (1991).
Следует назвать и Мэрилин Фергюсон — “Заговор Водолея: личные и общественные трансформации в 80-х годах” (1980). Основная идея книги: на смену эпохе Рыб, в которой мы мыкались последние две тысячи лет, грядет такой же продолжительности эпоха Водолея, с совершенно иной системой ценностных ориентации людей, с качественно иным менталитетом и образом жизни. Первые признаки наступления новой эпохи (“заговор Водолея”) уже дают себя знать: на смену “вертикальной” иерархии бюрократических структур приходят “горизонтальные” сети взаимодействия; на смену здравоохранению — изначальное “здравоСохранение”, с минимизацией медицинского вмешательства; на смену образованию как средству повысить свой статус в обществе — непрерывное образование как процесс, как радость познания нового; на смену труду для выживания — труд как радость самореализации личности. И так далее. Прямо-таки мечты утопистов XIX в., до марксистов включительно, только шаг за шагом находящие свое воплощение в реальной жизни развитых стран мира сегодня! И
==49
следует сделать все возможное, чтобы приблизить эпоху Водолея целенаправленными усилиями.
Чтобы не создалось обманчивого впечатления, будто современная альтернативистика представлена только симпатичными американскими дамами с фамилиями, оканчивающимися на “сон”, упомянем еще две книги вполне равноценные, на наш взгляд, предыдущим: Л.Броун (США) “Созидание устойчивого общества” (1981) — широчайшая панорама альтернативистики, и Ж.Робен (Франция) “Смена эпох” (1989) — с упором на радикальную переориентацию экономики и политики, а также на необходимость реморализации общества. Как уже говорилось, этот список нетрудно дополнить еще несколькими десятками названий работ того же качества.
Вместо того, чтобы перечислять названия, которым все равно не хватит места даже для наикратчайших аннотаций, гораздо разумнее, по нашему убеждению, задаться вопросом: почему десятки блестящих книг по альтернативистике — ничуть не менее, а в некоторых отношениях даже более интересные, чем книги Кана и Тоффлера, первые доклады Римскому клубу — не получили в мировой аудитории того же отзвука, не дали того же эффекта разорвавшейся бомбы? Виной ли тому изменение обстановки, когда на первый план в глазах читателей выходят проблемы не столько будущего, сколько настоящего — распад Советской империи, предродовые судороги рождения нового Багдадского халифата от Марокко до Индонезии, от Казани до Южной Африки, смена противостояния СССР—США противостоянием США—Зап. Европа—Япония и т.п.? Или психологическая усталость читательской аудитории от любой “литературы о будущем”, ничего, кроме неприятностей, не несущей? Или неспособность самих авторов преодолеть психологический барьер неприятия всего качественно нового, “пробиться” к читателю, “достучаться” до его ума и сердца? Или что-то еще?
Собственно, попытки найти ответы на эти вопросы и составляют суть настоящей книги. Начать эти поиски, как представляется, необходимо, в свою очередь, с вопроса: что имеется общего во всех работах по альтернативистике при
К оглавлению
==50
всех различиях между отдельными авторами? Внимательный анализ литературы обнаруживает, что таких “пунктов схождения” насчитывается ровно пять. Они же и составляют основные условия спасения от катастрофы на путях перехода к альтернативной цивилизации.
Во-первых, если не все, то подавляющее большинство авторов считают, что коль скоро то или иное состояние общества в конечном счете определяется состоянием энергетики, значит, переход к альтернативной цивилизации невозможен без восстановления на качественно новой основе серьезно нарушенного к настоящему времени глобального топливно-энергетического и зависимого от него материально-сырьевого баланса.
Во-вторых, признается столь же необходимым восстановление на качественно новой основе столь же серьезно нарушенного глобального демографического баланса, нормализация воспроизводства поколений.
В-третьих, в точности то же самое относится к катастрофически “идущему вразнос” глобальному экологическому балансу, который также подлежит восстановлению на качественно новой основе.
В-четвертых, ясно, что всего этого невозможно достичь не то, что при гонке вооружений, но даже при сохранении сегодняшнего уровня производства оружия — тем более, что оно ежечасно грозит человечеству уничтожением. Следовательно, подразумевается необходимость всеобщего и полного разоружения.
Наконец, в-пятых, человечеству не выжить — даже при исполнении всех четырех вышеперечисленных условий, если не поставить во главу угла системы ценностей гуманность, т.е. самого человека, его благополучие и полноценное развитие.
Так родилась наиболее распространенная формула альтернативной цивилизации: низкоэнергетическая (в смысле экономичности потребления энергии), высокоустойчивая (в смысле восстановления глобальных балансов, на которых зиждется человечество), экологически чистая, полностью демилитаризованная и подлинно человечная.
В последующих главах мы рассмотрим эту формулу подробнее, пункт за пунктом.
==51
00.htm - glava02
Глава II. "Низкая энергетика"
1. Современную энергетику запрещает природа
Когда вы переезжаете из хижины “без удобств” (избы, хаты, сакли, чума, вигвама и т.д.) в благоустроенную квартиру или пересаживаетесь с велосипеда в автомашину, вы меньше всего думаете о последствиях этого шага для судеб человечества. В голову приходят приятные мысли о том, как хорошо не заботиться больше о лишнем ведре воды, лишней охапке дров, о необходимости с утра до вечера напрягать мускулы, чтобы обеспечить себе сносный быт. Теперь не просто в помощь, а на смену вашей мускульной энергии приходит энергетика всего земного шара. Она кажется неисчерпаемой и даровой. Увы, это не так. Она жестко ограничена в своих масштабах, и за нее приходится дорого расплачиваться либо собственными удобствами, либо даже не удобствами уже, а самой жизнью ваших внуков и правнуков.
Конечно, энергию можно и нужно экономить. И в развитых странах мира — особенно после “нефтяного кризиса” 70-х годов, когда цены на нефть подскочили едва ли не вдесятеро — в этом отношении добились впечатляющих успехов. По некоторым видам потребления энергии ее расход за считанные годы был сокращен на четверть, наполовину и даже больше. По прогнозам экспертов ООН, энергосберегающие технологии снизят на Западе потребление энергии в целом на протяжении ближайших 10—15 лет еще приблизительно на 19—20%, т.е. еще на одну пятую. И это далеко не предел. Те же эксперты считают, что в принципе возможно уменьшить расход электроэнергии на освещение и горячую воду в 4—6 раз, на обогревание дома — в 6— 11 раз, на работу холодильника — в 6—7 раз. И так далее.
==52
Даже в России, где на каждый рубль дохода давно тратится вдвое больше энергии, чем в Западной Европе, причем третья часть всей производимой энергии тратится впустую, и то намереваются в ближайшие 10—15 лет снизить энергоемкость общественного производства на 20 — 25%. Но это у тех, у кого горит электросвет, имеется горячая вода и центральное отопление, работает холодильник. А у кого — нет? Специалисты подсчитали, что в США потребление энергии в шесть раз превосходит среднемировой уровень и в тридцать раз — уровень развивающихся стран. Чтобы подтянуться к уровню хотя бы современных Соединенных Штатов, этим странам в перспективе XXI в. нужно каждые несколько лет удваивать производство и потребление энергии, тем более, что население этих стран стремительно растет, и для их индустриализации, для переселения новых и новых миллиардов латиноамериканцев, африканцев, арабов, индийцев, китайцев, индонезийцев и т.д. из их хижин в благоустроенные жилища рост потребности энергии составляет 6—9% в год. По нарастающей!
Но производство и потребление энергии, в принципе, просто физически не может удваиваться без конца ни вообще, ни тем более за считанные годы. Где же и когда конец?
Помню, в давние времена, когда еще только начинал знакомиться с состоянием мирового энергобаланса, три колонки цифровых выкладок поразили меня.
Первая. Если бы развивающиеся страны сумели добиться роста потребления минеральных ресурсов до уровня Соединенных Штатов, то известные запасы нефти истощились бы через 7 лет, природного газа — через 5 лет, угля — через 18 лет. Правда, имеются еще потенциальные запасы, до которых пока не добрались геологи. Если приплюсовать и их, то природного газа должно хватить на 72 года, нефти в обычных скважинах на 60 лет, а в сланцах и песках (откуда ее чрезвычайно трудно и дорого “высасывать”) — на 660 лет, угля — на 350 лет. Тоже, как видим, не на тысячелетия, а всего лишь на ближайшие десятилетия и столетия, да и то при условии сохранения сегодняшних масштабов потребления энергии. Но
==53
это еще не все: включается другой ограничитель, гораздо более суровый, чем первый, демонстрируемый еще одной выкладкой.
Вторая выкладка. Предположим, что на нужды энергии можно использовать, как нефть, всю массу нашей планеты. Если скорость увеличения потребления энергии останется такой же, как сегодня, это “горючее” будет сожжено целиком всего за 342 года. Допустим далее, что мы располагаем запасами горючего (все равно какого), скажем, на миллион лет. Если мы станем увеличивать размеры его потребления всего на 2% в год (а это — приблизительный темп роста мирового народонаселения), то запасов хватит на...501 год.
Но вот вопрос: есть ли у нас у самих в запасе не 500, а хотя бы 50 лет на такое производство и потребление энергии? На этот вопрос исчерпывающе отвечает третий ряд цифр.
Третья выкладка. При современных темпах развития техники производство энергии на Земле через 240 лет превысит количество солнечной энергии, падающей на нашу планету, через 800 лет — всю энергию, выделяемую солнцем, а через 1300 лет — полное излучение всей нашей Галактики.
Ясно, что такого просто не может быть. Потому что, как говаривал известный герой Чехова, не может быть никогда. И, добавим от себя, ни при каких ухищрениях. Это запрещает природа. Но еще задолго до истечения вышеуказанных 240 лет — буквально на протяжении грядущего столетия — земная поверхность при существующих масштабах и темпах роста производства и потребления энергии превратится в поверхность типа венерианской, с температурой и атмосферой, для жизни не то что людей — микробов никак не приспособленной. Практически речь идет, как минимум, о повышении среднегодовой температуры у земной поверхности и о неизбежном таянии полярных — сначала арктических, а затем и антарктических — льдов. Первые поднимут уровень Мирового океана на несколько метров, вторые — на несколько десятков метров (чаще других в научной печати называются цифры 8 и 50 м соответственно). А
==54
как максимум — существенное изменение соотношения воды и суши на земной поверхности (в пользу Мирового океана, способного занять не две трети земной поверхности, как сейчас, а до восьми-девяти десятых), плюс столь же существенное изменение химического состава земной атмосферы. Словом, возможно нечто вроде возвращения Земли к временам сотнемиллионнолетней давности, когда на планете обитали динозавры и бронтозавры, но не было — и быть не могло — людей.
Значит, современная энергетика — это всего лишь на несколько ближайших десятилетий. А дальше — либо переход ее в иное качество, либо переход жизни на Земле в смерть. И чем позднее спохватимся, чем позднее начнем переходить в иное качество — тем кошмарнее будет переход из жизни в смерть миллиардов людей, населяющих планету.
Возможно, Господь за грехи наши уготовал нам второй потоп — на сей раз энергетический?
Но он же снабдил нас, как и Ноя, разумом для поисков спасения.
Каким же может стать “энергетический ковчег”, способный вынести нас к “земле обетованной”?
2. Ничто не даст нам избавленья — ни нефть, ни атом, ни ядро
Прежде всего очевидно, что к этому спасительному “ковчегу” не имеет никакого отношения подавляюще господствующая ныне тепловая энергетика, основанная на нефти, природном газе, угле, а в некоторых районах также на торфе, горючих сланцах и дровах.
Сразу по двум очень веским причинам. Первая. Запасов горючего для топливной энергетики — не только разведанных, но и потенциальных — в мировых масштабах хватит, как мы уже говорили, на весьма ограниченное количество лет. И чем дальше — тем труднее будет их добывать и тем дороже будет обходиться их добыча. Правда, в некоторых регионах горючих
==55
ископаемых — хоть отбавляй. На Украине, например, одних только разведанных запасов угля должно хватить по меньшей мере на тысячу лет. Но в других регионах угля вообще нет, и трудно поверить, чтобы украинцы через тысячу лет все еще грелись своим углем, а их менее счастливые соседи давно бы уже погибли от холода. Скорее они прихватят с собой в свою холодную могилу и украинцев тоже. Не забудем, что речь идет о путях спасения человечества в целом: при наступлении глобальной катастрофы ни одному народу поодиночке не спастись. Или все — или никто.
Сказанное полностью относится не только к нефти, газу, углю, но также к торфу, сланцам и дровам, чья роль в мировом топливно-энергетическом балансе гораздо скромнее, а возможности роста производства энергии на этой основе — значительно уже.
Вторая. Даже если бы запасов горючего для тепловой энергетики оказалось вдоволь — их сжигание нарастающими темпами и масштабами уже в обозримом будущем ближайших десятилетий неизбежно привело бы к необратимому воздушному и тепловому загрязнению окружающей природной среды, т.е. к ускорению глобальной катастрофы по чисто экологической линии. Не приходится говорить о том, что нефть, газ, уголь, торф, сланцы, древесина — ценнейшее сырье для промышленности, что сжигая их, по выражению Д.И.Менделеева, мы “топим ассигнациями”. Не до “ассигнаций”! Речь о том, что если не притормозить темпы и масштабы роста мощности тепловых электростанций, то человечество, образно говоря, задушит себя в дымно-газовой душегубке, которая сменит земную атмосферу, не позднее первой половины грядущего столетия.
Следовательно, тут на пути спасения — неодолимая преграда.
Огорчительно, что к “ковчегу” не имеет и не может иметь никакого отношения ни ставшая уже традиционной атомная, ни еще не родившаяся ядерная (термоядерная) энергетика, на которые совсем недавно возлагались большие надежды.
Атомная не может сразу по четырем столь же веским причинам.
==56
Первая (и главная), которая в полную меру прояснилась после Чернобыля. Оказывается, каждая атомная электростанция, независимо от степени своей надежности, является как бы стационарной атомной бомбой, которую можно в любой момент взорвать путем диверсии, бомбардировкой с воздуха, обстрелом ракетами или обычными артиллерийскими снарядами, играющими в данном случае роль капсюля в гигантском атомном патроне. Таким образом, население каждого региона, где расположена АЭС, сидит как бы на пороховой бочке с фитилем, к которому любой злодей в любой момент может поднести спичку. В сегодняшнем мире, где люди озверели от взаимной ненависти до такой степени, что бьют по больницам и детским садам из ракетных установок и не задумываются снести с лица земли город противника, если на то появится хоть малейшая возможность, это — отнюдь не маловажное обстоятельство. Напомним, что чернобыльская катастрофа по мощности радиационного поражения равнялась почти четырем сотням хиросимских атомных бомб. Правда, взрыв был как бы “замедленного действия” и убитых не было. Но от радиации уже скончались тысячи, а в той или иной степени пораженными радиацией, которых вполне можно приравнять к раненым, насчитываются сотни тысяч, если не миллионы. Кроме того, практически необитаемыми, опасными для жизни сделались цветущие прежде территории, равные по площади Бельгии или Нидерландам. Вот что такое обстрел АЭС или диверсия на ней!
АЭС — и это вторая причина — может обернуться Чернобылем не только в результате обстрела или диверсии, просто из-за аварии по чьей-то небрежности. Россия, как и все недоцивилизованные страны Африки, Азии, Европы и Америки, постоянно отличается по этой части столь часто и столь ужасающим образом, что заводить в ней АЭС все равно, что давать в руки ребенку спички. В мае 1986 г., как раз в дни Чернобыля, сенатор Гленн (США) опубликовал доклад, предназначавшийся ранее для служебного пользования, где сообщалось, что с 1971 по 1984 г. на АЭС мира произошла 151 серьезная авария, причем учитывались только такие, при которых имел
==57
место “значительный выброс радиоактивных материалов с опасным воздействием на людей”. С тех пор года не проходило, чтобы в той или иной стране мира не происходило серьезной аварии на АЭС, иногда по нескольку. Вот почему делать упор на атомную энергетику, даже если бы не было опасности обстрела или диверсий на АЭС, — значит, отдавать здоровье и жизнь миллионов людей на произвол случая, делать их заложниками адской игры в “атомную рулетку”.
Третья причина связана с радиоактивными отходами АЭС. За десятилетия их накопилось порядочно, а на протяжении грядущего столетия, если атомная энергетика станет преобладающей, и вовсе накопятся целые горы смертоносного шлака. Куда его девать? Куда ни закопай, где ни схорони — все равно через какое-то время, в силу круговорота веществ в природе, радиоактивный яд обязательно окажется в желудке — не твоем, так твоих детей или внуков. Единственно надежный способ — забрасывать ракетами в ближний космос и там сосредоточивать в точках, где они могли бы как бы неподвижно зависать над землей на высоте 36 000 км. Но это безумно дорого! Советские умельцы предлагали складировать такие отходы в стеклообразной массе на большой глубине в пещерах Урала или Сибири, где вокруг мало людей. Но где гарантия, что через какое-то время стеклообразная масса не “прохудится”, и тогда... Впрочем, уже сейчас богатые страны мира за большие деньги норовят “спихнуть” радиоактивные отходы бедным (нам в том числе). А если атомная энергетика станет преобладающей, кто, кому и куда повезет неминучую смерть? Особенно в условиях роста плотности мирового народонаселения.
Наконец, четвертая причина возвращает нас к атомному горючему, которое с одинаковой эффективностью может быть использовано и в генераторе АЭС, и в атомной бомбе. Совет безопасности ООН не зря пресекает попытки развивающихся тоталитарных государств ввозить атомное горючее якобы для развития атомной энергетики. Стоит вынести из АЭС чемодан с горючим — и труда нескольких инженеров будет достаточно, чтобы
==58
изготовить портативную тактическую атомную бомбу с самым малым радиусом действия. Взорвал ее в крупном городе — и миллионы людей в панике кинутся во все стороны по дорогам, давя друг друга, погибая от голода и болезней. Одна лишь эта перспектива напрочь закрывает атомной энергетике дорогу в XXI век в качестве доминирующей составной части мирового энергобаланса.
Вообще-то без атомной энергетики не обойтись. Уже предрешено, что к 2010 г. новые АЭС России повысят свою мощность почти вдвое. Американские специалисты подсчитали, что если к началу 90-х годов в СССР все атомные электростанции заменили бы на угольные той же мощности, (пример, разумеется, сугубо условный), то загрязнение воздуха стало бы настолько велико, что это привело бы к 50-кратному увеличению преждевременных смертей в XXI в. в сравнении с самыми пессимистическими прогнозами последствий чернобыльской катастрофы. Вот почему от АЭС никуда не деться и удельный вес их в мировом энергобалансе возрастает и будет возрастать, тем более, что только разведанных запасов атомного горючего на Земле хватит на десятки тысяч лет. Не говоря уже о еще более значительных потенциальных запасах.
Но мировая энергетика никогда не превратится в атомную — слишком дорогой может оказаться для людей ее цена в смысле человеческих жертв.
Гораздо больше надежды вселяет ядерная (термоядерная) энергетика. Запасов ее горючего (например, дейтерия в морской воде) — на миллионы и миллионы лет. И никаким Чернобылем не пахнет. Но, во-первых, когда еще будет раскрыт секрет управления термоядерной реакцией? И будет ли? Физики-ядерщики хвастались, что одолеют проблему управляемого термоядерного синтеза к 90-м годам. Но 90-е проходят, а света в конце термоядерного тоннеля пока не видно. Во-вторых, даже при условии полного триумфа “термояда”, вступает в действие другой ограничитель, о котором мы упоминали выше: катастрофический перегрев земной поверхности. Спастись от него можно только единственным способом: при любых масштабах производства и потребления энергии