Аудиальный
Относящийся к слуху.
Визуальный
Относящийся к зрению.
Вкусовой
Относящийся к вкусу.
Встраивание
Процесс облегчения овладения новой стратегией или поведением. Новую стратегию можно встроить с помощью любого из навыков или приемов нейролингвистического программирования и/или их комбинации.
Вторичная выгода
Наблюдается, когда поведение, кажущееся деструктивным и проблемным, в действительности имеет позитивную функцию на каком-то другом уровне. Например, курение может позволять человека расслабиться или соответствовать определенному представлению о самом себе.
Гибкость поведения
Способность изменять свое поведение, чтобы извлечь или получить реакцию от другого человека.
Глубинная структура
Полная репрезентация логических семантических отношений в предложении.
Калиброванная петля
Подсознательный паттерн коммуникации в поведенческих сигналах одного человека инициирует определенные реакции в другом в ходе взаимодействия.
Калибровка
Процесс научения распознаванию бессознательных, невербальных реакций другого человека в ходе взаимодействия путем сопоставления видимых поведенческих сигналов и характерной внутренней реакции.
Кинестетический
Относящийся к телесным ощущениям. В НЛП этот термин обозначает все виды ощущений: тактильные, висцеральные и эмоциональные.
Ключи доступа
Малозаметные элементы поведения, как инициирующие репрезентативную систему, посредством которой мыслит человек, так и указывающие на нее. Типичные виды ключей доступа — это движение глаз, тон голоса, темп речи, поза, жесты и паттерны дыхания.
Конгруэнтность
|
Наблюдается, когда все внутренние убеждения, стратегии и элементы поведения человека полностью согласованы и направлены на получение желаемого результата.
Контекст
Фрейм, в котором происходит отдельно взятое событие. Этот фрейм нередко определяет, как будет интерпретирован данный опыт или событие.
Критерии
Ценности и нормы, используемые человеком при принятии решений и составлении суждений.
I8o
Метамодель
Модель, разработанная Джоном Гриндером и Ричардом Бэндлером и характеризующая синтаксическое окружение, с помощью которого можно определить и оспорить опущения, обобщения и искажения.
Метапрограмма
Процесс, с помощью которого одновременно обрабатывается несколько обобщений. Поэтому метапрограммы способны контролировать, как и когда человек будет использовать некую группу стратегий в данном контексте.
Метафора
Истории, иносказания, аналогии.
Моделирование
Акт создания гипотезы, характеризующей данную систему.
Модель ТОГЕ
Разработана Миллером, Галантером и Прибрамом, сокращение от Test-Operate-Test-Exit (проверка-действие-проверка-выход). Она дает описание основной петли обратной связи, которая используется для направления всех элементов поведения.
Нейро-лингвистическое программирование (НЛП)
Изучение структуры субъективного опыта и того, что из него можно вычислить.
Обонятельный
Относящийся к обонянию.
Поведение
Характерные физические действия и реакции, посредством которых человек взаимодействует с людьми и окружением.
Поверхностная структура
|
Высказывание
Подстройка к будущему
Процесс мысленного переживания какой-то ситуации, которая произойдет в будущем, чтобы обеспечить естественное и автоматическое осуществление желаемого поведения.
Подстройка
Метод, используемый коммуникатором для быстрого установления раппорта путем приведения определенных аспектов своего поведения в соответствие с поведением человека, с которым он общается, — присоединение к поведению или его отзеркаливание.
Предикаты
Слова, обозначающие процесс (например, глаголы, наречия и прилагательные), которые выбирает человек, чтобы описать предмет. В НЛП предикаты используются, чтобы определить, какую из репрезентативных систем использует человек для обработки информации.
Преобладание репрезентативной системы
Систематическое использование одного из чувств для обработки и организации информации в данном контексте.
Раппорт
Присутствие в отношениях доверия, гармонии и сотрудничества.
Результаты
Цели или желаемые состояния, которых стремится достичь человек или организация.
Репрезентативные системы
Пять видов чувствительности: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус.
Синестезия
Процесс частичного совпадения репрезентативных систем, характеризуемый такими явлениями, как цепи “вижу—чувствую”, при которых человек испытывает ощущения от того, что видит, и цепи “слышу—чувствую”, при которых человек испытывает ощущение от того, что слышит. Подобная связь может возникать между любыми двумя модальностями.
Состояние
|
Совокупность текущих состояний сознания и тела, оказывающих влияние на действия человека.
Стратегия
Последовательность эксплицитных умственных и поведенческих шагов, предпринимаемых для достижения определенного результата.
Субмодальности
Особые сенсорные признаки, воспринимаемые каждым из пяти чувств. Например, визуальные субмодальности — цвет, форма, движение, яркость, интенсивность и т. д., аудиальные субмодальности — громкость, высота, темп и т. д., к кинестетические — давление, температура, текстура, местоположение и т. д.