Ложная клятва и скупость




وَعَنْهُ رَضِيَ الله عَنْهُ ، عَنِ النَّبِي صَلَّى الله عَلَيْهِ وسَلَّمَ قَالَ: (ثَلاَثَةٌ لاَ يكَلِّمُهُمُ الله يوْمَ الْقِيامَةِ وَلاَ ينْظُرُ إلَيهِمْ: رَجُلٌ حَلَفَ عَلَى سِلْعَةٍ لَقَدْ أُعْطِيَ بِهَا أكْثَر مِمَّا أُُعْطِيَ وَهُوَ كاذِبٌ ، وَرَجُلٌ حَلَفَ عَلَى يمِينٍ كاذِبَةٍ بَعْدَ الْعَصْرِ لِيَقْتَطِعَ بِهَا مَالَ رَجُلٍ مُسْلمٍ ، وَرَجُلٌ مَنَعَ فَضْلَ مائِهِ ، فَيَقُولُ الله: الْيوْمَ أمَنَعُكَ فَضْلِي

كما مَنَعْتَ فَضْلَ ما لَمْ تَعْمَلْ يدَاكَ).

 

Шестнадцатый хадис из сборника «Сахих» аль-Бухари 1040(2369). Передано со слов Абу Хурайры (радыйаллаху анху) что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «С тремя не заговорит Аллах[24] в День воскрешения и не посмотрит на них: с человеком, который даёт ложную клятву в том, что он отдал за свой товар больше, чем он отдал (на самом деле), с человеком, который после послеполуденного намаза[25] даёт ложную клятву, для того чтобы присвоить имущество мусульманина, и с человеком, который отказывается (поделиться с другими) излишками своей воды, из-за чего Аллах скажет: «Сегодня Я откажу тебе в Своей милости подобно тому, как ты отказал (другому) в излишках того, что не создали твои руки!»

Аяты из Корана

3/77. Воистину, тем, которые продают завет с Аллахом и свои клятвы за ничтожную цену, нет доли в Последней жизни. Аллах не станет говорить с ними, не посмотрит на них в День воскресения и не очистит их. Им уготованы мучительные страдания.

2/268. Шайтан угрожает вам бедностью и велит творить мерзость. Аллах же обещает вам прощение от Него и милость. Аллах – Объемлющий, Знающий.

3/180. Пусть не думают те, которые скупятся расходовать то, что Аллах даровал им по Своей милости, что поступать таким образом лучше для них. Напротив, это хуже для них. В День воскресения их шеи будут обернуты тем, что они жалели. Аллаху принадлежит наследие небес и земли, и Аллах ведает о том, что вы совершаете.

4/37....которые скупятся, велят людям быть скупыми и утаивают то, что Аллах даровал им из Своей милости. Мы приготовили для неверующих унизительные мучения.

* * *

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) о честных торговцах, не обманывающих людей, говорил:

«Честный и благонадежный торговец-мусульманин в День Суда будет с пророками, праведниками и шахидами». (Тирмизи, Бую, 4/1209; Ибн Маджа, Тиджара,1).

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил о важности правдивости:

«Правдивость ведёт человека к добру, а добро приводит в Рай. Если человек остается правдивым в своих словах, то он записывается у Аллаха как правдивый. Ложь ведёт человека к измене, а измена непременно приводит в Ад. И если человек продолжает лгать, то, в конце концов, он записывается у Аллаха как лжец». (Бухари, Адаб, 69; Муслим, Бирр, 103-105).

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Пообещайте мне выполнять шесть вещей, чтобы я мог просить для вас рай:

говорить только правду;

держать свое слово;

оставаться верным своему долгу;

быть благочестивым;

отводить взор свой от греховного;

и не протягивать своих рук к запретному». (Ахмад,V, 323).

В хадисах говорится:

«Всевышний Аллах Щедр, и любит каждого, кто щедр. Он любит благонравных и не любит того, чей нрав скверен». (Суюти, I, 60).

«Всевышний Аллах Чистый, а посему любит всё благое и чистое. Он Щедр и любит того, кто щедр и добр...» (Тирмизи, Адаб, 41/2799).

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), который никогда не говорил «нет», когда его о чём-то просили[26], восхваляя щедрость в человеке, сказал:

«Щедрость – это одно из райских деревьев, ветви которого спускаются на землю. Кто ухватился за них, того они приведут в Рай. Скупость – это дерево, произрастающее из Ада, ветви которого тянутся до земли. Кто ухватился за них, того они неминуемо приведут в Ад!..» (Байхаки, Шуабуль-Иман, VII, 435).

«Скупой и щедрый подобны тем, на кого надеты доспехи, стесняющие их грудь и движения. С каждой милостыней доспех, что на теле подающего, расширяется, облегчает ему дыхание, а также, удлинившись до пят, покрывает его всего, стирая следы, что тянутся за ним. Когда же скупой пытается подать что-нибудь, кольца на доспехах сжимаются, не давая ему ничего сделать, и сколько бы тот ни старался, у него ничего не получается». (Бухари, Джихад, 89, Закят 28; Муслим, Закят 76-77).

«Щедрый человек близок к Аллаху, людям и далёк от огня Ада. Скупой человек далёк от Аллаха, людей и близок к огню Ада! Неграмотный, но щедрый человек, любимее Аллаху, чем много Ему поклоняющийся скупец». (Тирмизи, Бирр, 40/1961).

«Не обращайте внимания на недостатки щедрого человека, ведь каждый раз, когда он спотыкается, Всевышний Аллах держит его за руку». (Хайсами,VI, 282).

Абу Бакр (радыйаллаху анху) рассказывает, что его дочь Асма как-то рассказала ему, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал ей:

«Не затягивай горлышка сосуда! Ведь тогда и Аллах станет давать тебе лишь в меру!» (Бухари, Закят, 21).

«Жертвуй и не считай, тогда и Аллах не станет ограничивать и считать благ Своих тебе. Не прячь денег в сосуде, ведь тогда и Аллах станет прятать от тебя». (Муслим, Закят, 88).

 

Обет

عَنْ أَبِي هَرُيْرَةَ رَضِيَ الله عَنْهُ ، عَنِ النَّبِي صَلَّى الله عَلَيْهِ وسَلَّمَ قَالَ: (لاَ يَأْتِي ابْنَ آدَمَ النَّذْرُ بِشَيءٍ لَمْ يَكُنْ قََدْ قَدَّرْتُهُ ، ولكِنْ يُلْقِيهِ الْقَدَرُ وَقَدْ قَدَّرْتُهُ لَهُ ، أَسْتَخْرِجُ بِهِ مِنَ البَخِيلِ).

 

Семнадцатый хадис из сборника «Сахих» аль-Бухари 2045(6609). Передано со слов Абу Хурайры (радыйаллаху анху), что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «(Аллах Всевышний сказал): «Не принесёт обет сыну Адама ничего, кроме того, что Я предопределил ему, напротив, предопределённое Мною приводит его к (тому, ради чего он приносит обет), и таким путём Я заставляю скупого (тратить свои средства)».

Аяты из Корана

22/29. Затем пусть они завершат свои обряды, исполнят свои обеты и обойдут вокруг древнего Дома (Каабы).

76/7. Они исполняют обеты и боятся дня, зло которого разлетается.

* * *

Передано со слов Айши (радыйаллаху анха), что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Пусть давший обет повиноваться Аллаху повинуется Ему, а тот, кто дал обет не повиноваться Ему, пусть не выполняет (своего обета)». (аль-Бухари 2054(6696, 6700)).

Сообщается, что Ибн Аббас (радыйаллаху анху) сказал:
«Однажды Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), произносивший проповедь, неожиданно увидел стоящего человека и спросил о нём. (Люди) сказали: «(Это) Абу Исраиль, который дал обет (в этот день) стоять и не садиться, не укрываться в тени, не разговаривать и поститься». Тогда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал (кому-то): «Вели ему, чтобы он говорил, и укрывался в тени, и садился, а пост свой пусть доведёт до конца». (аль-Бухари 2056(6704)).

Сообщается, что Абд ар-Рахман ибн Самура (радыйаллаху анху) сказал:

«(Однажды) Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), сказал мне: «О Абд ар-Рахман ибн Самура, не добивайся власти, ибо, если она будет дана тебе по (твоей) просьбе, то на тебя будет возложена (и ответственность) за неё. Если же она будет дана тебе без (твоих) просьб, то (Аллах) окажет тебе в этом помощь. А если ты поклянёшься в чём-либо, но потом увидишь, что нечто иное лучше (того, что ты поклялся сделать), то искупи (нарушение) своей клятвы и сделай то, что лучше». (аль-Бухари 2048(6622)).

Передают со слов Са’да ибн Убады (радыйаллаху анху), что (в своё время) он обратился к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) за советом относительно обета его матери, которая скончалась, не успев выполнить его, и он вынес решение о том, что вместо неё (этот обет) должен выполнить Са’д. (аль-Бухари 2055(6698)).

 

Друзья Аллаха

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ الله عَنْهُ قالَ: قالَ رَسُولُ الله صَلَّى الله عَلَيْهِ وسَلَّمَ: (إنَّ الله تَبَارَكَ وَتَعَالَى قَالَ: مَنْ عَادَى لِي وَلِيًّا فَقَدْ آذَنْتُهُ بالحَرْبِ ، وَمَا تَقَرَّبَ إلَيَّ عَبْدِي بِشَيءٍ أَحَبَّ إلَيَّ مِمَّا افْتََرَضْتُ عَلَيْهِ ، وَمَا يَزَالُ عَبْدِي يَتَقَرَّبُ إلَيَّ بِالنَّوَافِلِ حتى أُحِبَّهُ ، فَإذَا أَحْبَبْتُهُ كُنْتُ سَمْعَهُ الَِّذِي يَسْمَعُ بِهِ ، وَبَصَرَهُ الَّذِي يُبْصِرُ بِهِ ، وَيَدَهُ الَّتِي يَبْطُشُ بِهَا ، وَرِجْلَهُ الَّتِي يَمْشِي بِهَا ، ولَئِنْ سَأَلَنِي لأُعْطِيَنَّهُ ، وَلَئن اسْتَعَاذَني لأُعِيذَنَّهُ ، وَمَا تَرَدَّدْتُ عَنْ شَيءٍ أنَا فَاعِلُهُ تَرَدُّدِي عَنْ نَفْسِ الْمُؤْمِنِ ، يَكْرَهُ الْمَوْتَ وَأنَا أَكْرَهُ مَسَاءَتَهُ).

 

Восемнадцатый хадис из сборника «Сахих» аль-Бухари 2023 (6502). Передано со слов Абу Хурайры (радыйаллаху анху), что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Поистине, Всеблагой и Всевышний Аллах сказал: «Я объявлю войну враждующему с тем, кто близок[27] ко Мне! Любимейшим из всего, что делает раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность. И будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, делая больше положенного /навафиль/[28], пока Я не полюблю его; когда же Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, его зрением, посредством которого он будет видеть, его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, которой он будет ходить[29], и если он попросит Меня (о чём-нибудь), Я обязательно дарую ему (это), а если обратится ко Мне за защитой, я обязательно защищу его, и ничто из совершаемого Мною не заставляет Меня колебаться[30] в такой мере, как (необходимость забирать) душу верующего, не желающего смерти, ибо Я не желаю причинения ему зла».

Аяты из Корана

10/62. Знайте, что тем, кому покровительствует Аллах, нечего страшиться и не изведают они горя.

10/63. Они уверовали и были богобоязненны.

10/64. Им предназначена радостная весть в этом мире и в Последней жизни. Слова Аллаха не подлежат отмене. Это – великое преуспеяние.

* * *

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Признаком любви к Аллаху является любовь к поминанию Всевышнего Аллаха». (Суюти, II, 52).

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) молился Аллаху так:

«О Аллах! Напитай меня любовью к Тебе и любовью к тем, кого Ты любишь. О Аллах! Дай мне сил и любви пожертвовать тем, чем Ты одарил меня и что любимо мной, делая то, что любимо Тобой, и чем доволен Ты. О Аллах! Сделай мой разум занятым лишь тем, что Ты любишь, дабы полностью отдаться служению Тебе». (Тирмизи, Даават, 73/3491).

Мать правоверных Айша (радыйаллаху анха) рассказывает:

«Когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) доживал последние часы своей жизни, он лежал, положив голову на мои колени. Я всё молилась: «О мой Господь! Вылечи его! Ведь Ты – Тот, кто лечит и исцеляет!..» Но Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Нет же, о Аллах! Возьми меня к Себе, о Высочайший Друг! О Аллах! Прости меня и смилуйся надо мной! Возьми меня к Себе, о Высочайший Друг». (Ахмад, VI, 108, 231).

В одном из военных походов Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) назначил командующим одного из сподвижников. Этот сподвижник возглавлял и намаз, читая в каждом ракаате суру «аль-Ихлас». Так было на протяжении всего похода. Когда они вернулись в Медину, об этом доложили Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям).

- Спросите его, почему он так поступал? – велел он.

- Эта сура говорит о всех качествах Милостивейшего. Поэтому я люблю читать её! – отвечал тот сподвижник.

Узнав об этом, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

- Скажите ему, что и Всевышний Аллах любит его. (Бухари, Таухид, 1).

О Господь! Укрась сердца и души наши любовью к вере! Дай нам видеть пагубность и скверность неверия и греховности и надлежащим образом сторониться их! Дай нам возможность обрести тот нрав, что был присущ Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), быть подобными живому Корану и вести благочестивый и прекрасный образ жизни! Одари души наши Своей любовью! Сделай нас теми, о которых Ты с любовью говоришь: «Рабы Мои!», а Пророк Твой говорил: «Братья мои!» Одари нас потомками, которые станут после нашей смерти молиться за нас и будут радостью и светом очей наших в обоих мирах!..

 

Община Мухаммада

В качестве свидетелей

عَنْ أَبِي سَعِيدٍ الخُدْرِي رَضِيَ اللهُ عَنْهُ قالَ: قَالَ رَسُولُ الله صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: (يُدْعَى نُوحٌ يوْمَ الْقِيامَةِ ، فَيقُولُ: لَبَّيكَ وَسَعْدَيكَ يارَبِّ ، فَيقُولُ: هل بَلَّغْتَ ؟ فَيقُـولُ: نَعَمْ ، فَيُقَالُ لأُمَّتِهِ: هَلْ بَلَّغَكُمْ ؟ فَيقُولُونَ: مَا أَتَانَا مِنْ نَذِيرٍ ، فَيقُولُ: مَنْ يشْهَدُ لَكَ ؟ فَيقُولُ: مُحَمَّدٌ وَأُمَّتُهُ ، فَيَشْهَدُونَ أَنَّهُ قَدْ بَلَّغَ وَيَكُونُ الرَّسُولُ عَلَيْكُمْ شَهِيدًا. فَذَلِك َ قَوْلُه ُ جَل َّ ذِكْرُهُ: وَكَذَلِكَ جَعَلْنَاكُمْ أُمَّةً وَسَطًا لِتَكُونُوا شُهَدَاءَ عَلَى النَّاسِ وَيَكُونَ الرَّسُولُ عَلَيْكُمْ شَهِيدًا.

 

Девятнадцатый хадис из сборника «Сахих» аль-Бухари 1638(4487). Передают со слов Абу Саида аль-Худри (радыйаллаху анху), что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «В День воскрешения будет призван Нух, и он скажет: «Я здесь, о Господь мой, и готов служить Тебе!» (Аллах) спросит: «Довёл ли ты?»[31], и он скажет: «Да!» Тогда его соплеменников спросят: «Довёл ли он до вас?» Они ответят: «Не являлся к нам увещатель!» (Аллах) спросит у (Нуха): «Кто засвидетельствует твою (правоту)?» Он скажет: «Мухаммад и (члены) его общины», и (мусульмане) засвидетельствуют, что он (действительно) довёл (послание Аллаха). Что же касается Посланника, то он станет свидетелем о вас, и в этом смысл слов (Всевышнего), да будет велика слава Его: «И так сделали Мы вас общиной посредников, чтобы стали вы свидетелями о людях, а Посланник стал свидетелем о вас».

Аяты из Корана

2/143. Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всём человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих. Мы назначили киблу, к которой ты поворачивался лицом прежде, только для того, чтобы отличить тех, кто последует за Посланником, от тех, кто поворачивается вспять. Это оказалось тяжело для всех, кроме тех, кого Аллах повел прямым путем. Аллах никогда не даст пропасть вашей вере. Воистину, Аллах сострадателен и милосерден к людям.

4/41. Что же произойдет, когда Мы приведем по свидетелю от каждой общины, а тебя приведем свидетелем против этих?

* * *

В хадисе говорится:

«Каждому пророку, которому Аллах отправил к людям для наставления их на путь истины, были даны способности показывать чудеса по воле Аллаха. Что касается меня, то Господь дал мне в качестве чуда Коран[32]. Вот почему я надеюсь, что в День Страшного суда у меня будет больше последователей, чем у других пророков». (Бухари, Итисам, 1).

Передает Абдуллах ибн Мас’уд (радыйаллаху анху):

«Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) велел мне:

- О Ибн Мас’уд! Прочти мне Коран!

Я же сказал:

- О Посланник Аллаха! Как же я могу читать тебе Коран, когда он был ниспослан тебе?

Он сказал:

- Мне нравится слышать его чтение и от других.

Тогда я начал читать суру «ан-Ниса». Когда же я дошел до того места, где говорится: «А что же будет [в Судный День], когда Мы от каждой общины верующих выставим [посланника] в качестве свидетеля, а тебя выставим свидетелем против тех [из твоей общины, которые ослушались тебя]?» (Ан-Ниса, 41), Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) остановил меня, сказав:

- Достаточно!

Когда же я взглянул на него, то увидел, что из глаз его текут слезы». (Бухари, Тафсир, 4/9; Муслим, Мусафирин, 247).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: