Блага Аллаха и спрос за них




عَنْ عَدِيٍّ بْنِ حَاتِمٍ رَضِيَئ الله عَنْهُ قَالَ: كُنْتُ عِنْدَ رَسُولِ الله صَلَّى الله عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَجَاءَهُ رَجُلاَنِ ، أَحَدُهُمَا يشْكُو الْعَيْلَةَ ، وَالآخَرُ يشْكُو قَطْعَ السَّبِيلِ ، فَقَالَ رَسُولُ الله صَلَّى الله عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: (أمَّا قَطْعُ السَّبِيلِ: فَإنَّهُ لاَ يأْتِي عَلَيكَ إلاَّ قَلِيلٌ حَتَّى تَخْرُجَ الْعِيرُ إلَى مَكَّةَ بِغَيرِ خَفِيرٍ ، وَأَمَّا الْعَيلَةُ: فَإنَّ السَّاعَةَ لا تَقُومُ حَتَّى يطُوفَ أَحَدُكُمْ بِصَدَقَتِهِ ، لاَ يجِدُ مَنْ يقْبَلُهَا مِنْهُ ، ثُمَّ لَيقِفَنَّ أَحَدُكُمْ بَينِ يدَيِ اللَّهِ ، لَيس بَينَهُ وَبَينَهُ حِجَابٌ وَلاَ تَرْجُمَانٌ يُتَرْجِمُ لَهُ ، ثُمَّ لَيقُولَنَّ لَهُ: أَلمْ أُوتِكَ مالاً ؟ فَلَيقُولَنَّ: بَلَى ، ثُمَّ لَيقُولَنَّ: أَلَمْ أُرْسِلْ إلَيكَ رَسُولاً ؟ فَلَيقُولَنَّ: بَلَى ، فَينْظُرُ عَنْ يمِينِهِ فَلاَ يرَى إلاَّ النَّارَ ، ثُمَّ ينْظُرُ عَنْ شِمَالِهِ فَلا يرَى إلاَّ النَّارَ ، فَلْيتَّقِينَّ أَحَدُكُمْ النَّارَ وَلَوْ بِشِقٍّ تَمْرَة ٍ، فَإنْ لَمْ يجِدْ فَبِكَلِمَةٍ طَيبَةٍ.

 

Пятый хадис из сборника «Сахих» аль-Бухари 676(1413). Сообщается, что Адий ибн Хатим (радыйаллаху анху) сказал: «(Однажды,) когда я находился у Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), к нему пришли двое мужчин, один из которых стал жаловаться на бедность, а другой − на грабежи на дорогах. (Выслушав их,) Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Что касается грабежей, то пройдёт совсем немного времени, и караваны смогут отправляться (из Медины) в Мекку без охраны. Что же касается бедности, то, поистине, не наступит Час этот до тех пор, пока один из вас не станет ходить повсюду со своей милостыней, но не будет находить того, кто принял бы её от него. А потом каждый из вас обязательно предстанет перед Аллахом, и не будет меж ними ни преграды, ни переводчика, который стал бы переводить (слова человека), и (Аллах) обязательно спросит (у человека): «Разве не даровал Я тебе богатство?», и тот ответит: «Да». Потом Он обязательно спросит: «Разве не направил Я к тебе посланника?», и тот ответит: «Да», а потом (человек) посмотрит направо и не увидит ничего, кроме пламени (ада), и посмотрит налево и не увидит ничего, кроме пламени (ада), так пусть же каждый из вас защитит себя от огня хотя бы половинкой финика[7], а если не найдёт и этого, то с помощью доброго слова!»

Аяты из Корана

102/8. В тот день вы будете спрошены о благах.

2/168. О люди! Вкушайте на земле то, что дозволено и чисто, и не следуйте по стопам сатаны. Воистину, он для вас – явный враг.

2/172. О те, которые уверовали! Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас, и будьте благодарны Аллаху, если только вы поклоняетесь Ему.

7/32. Скажи: «Кто запретил украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам, и прекрасный удел?» Скажи: «В мирской жизни они предназначены для тех, кто уверовал, а в День воскресения они будут предназначены исключительно для них». Так Мы разъясняем знамения людям знающим.

10/31. Скажи: «Кто одаряет вас уделом с неба и земли? Кто властен над слухом и зрением? Кто мертвое превращает в живое, а живое превращает в мертвое? Кто управляет делами?» Они скажут: «Аллах». Скажи: «Неужели вы не устрашитесь?»

* * *

Однажды Абу Бакр (радыйаллаху анху) во время одной из пятничных проповедей сказал: «Соберитесь завтра – будут раздаваться верблюды, собранные в качестве закята. И пусть никто не подходит, не предупредив предварительно!»

На следующее утро жена одного сахабы, вложив ему в руки повод, сказала: «Бери это и ступай, может быть, повезет, и Всевышний Аллах одарит и нас верблюдом».

Человек взял повод и отправился туда, где были Абу Бакр и Умар (радыйаллаху анхума). Он нашел их в загоне для животных и, не спросив разрешения, подошел к ним. Увидевший его Абу Бакр (радыйаллаху анху) сказал:

– Как ты смог зайти сюда? – и, желая наказать, слегка ударил. Но вскоре понял, что поступил неправильно. Когда работа закончилась, он подозвал того человека и сказал:

– Давай, ударь и ты меня, чтобы не было обиды!

Но Умар (радыйаллаху анху) вмешался и сказал:

– Нет, клянусь Аллахом, так не пойдёт. Не надо подавать такой пример тем, кто после нас!

Абу Бакр (радыйаллаху анху) спросил:

– Что же я отвечу в День Суда?

Умар (радыйаллаху анху) посоветовал:

– Постарайся загладить свою вину перед ним!

На что Абу Бакр (радыйаллаху анху) велел своему слуге привести одного верблюда и отдал его, заплатив этому человеку ещё пять динаров сверху. И тот простил Абу Бакра (радыйаллаху анху). (Али аль-Муттаки, V, 595-596, /14058/).

Следующий пример прекрасно показывает, каким был страх Абу Бакра (радыйаллаху анху) перед Аллахом.

Однажды он вышел на улицу, стояла ясная погода. Он посмотрел наверх, наблюдая за проявлениями могущества Аллаха, и его взгляд упал на птицу, которая сидела на ветке и красиво щебетала. Тогда, тяжело вздохнув, Абу Бакр (радыйаллаху анху) сказал: «Какая же ты счастливая! Хотел бы я быть как ты. Ведь ты прилетаешь, клюешь плоды со всякого дерева и снова улетаешь. И нет с тебя спроса, и ни за что ты ни перед кем не отвечаешь! Клянусь Аллахом, я предпочел бы быть деревом, растущим на краю дороги, а не человеком, которому суждено предстать с ответом пред Господом, чтобы проходящие мимо животные срывали с меня листья, пережевывали и глотали!» (Ибн Абу Шайба, VIII, 144).

Передано со слов Ибн Аббаса (радыйаллаху анху), что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Многие люди обманываются относительно двух благ: здоровья и свободного времени» (аль-Бухари 1997(6412)).

Сообщается, что Абдуллах ибн Умар (радыйаллаху анху) сказал:
«(Однажды) Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) взял меня за плечо и сказал: «Будь в этом мире (таким), будто ты чужеземец или путник».
(Передатчик этого хадиса сказал, что) Ибн Умар (радыйаллаху анху) часто говорил:

«Если ты дожил до вечера, то не жди (, что доживёшь и) до утра, а если ты дожил до утра, то не жди (, что доживёшь и) до вечера, и бери у твоего здоровья (то, что пригодится) для твоей болезни, а у твоей жизни – (то, что пригодится) для твоей смерти». (аль-Бухари 1998(6416)).

Передано со слов Абу Хурайры (радыйаллаху анху), что (однажды) Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

- Никого не спасут дела его.

(Люди) спросили:

- И даже тебя, о Посланник Аллаха?

(Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям)) сказал:

- И даже меня, если только Аллах не окажет мне (Свою) милость (, а поэтому) придерживайтесь правильного, и приближайтесь, и (занимайтесь делами поклонения) утром, вечером и (некоторое время) ночью – так мало-помалу вы достигнете (цели). (аль-Бухари 2010(6463)).

Пусть же Всевышний Аллах дарует нам благо и облегчит наш путь к этому. Аминь!..

Поминание Аллаха

عَنْ أَبِي هُرَيرَةَ رَضِيَ الله عَنْهُ قَالَ:

قَالَ رَسُولُ الله صَلَّى الله عَلَيْهِ وسَلَّمَ: (إنَّ لِلَّهِ مَلاَئِكَةً يطُوفُونَ في الطُّرُقِ يلْتَمِسُونَ أهْلَ الذِّكْرِ ، فَإذَا وَجَدُوا قَوْمًا يذْكُرُونَ اللَّهَ تَنَادَوْا: هَلُمُّوا إلَى حَاجَتِكُمْ. قَالَ: فَيحُفُّونَهُمْ بِأجْنِحَتِهِمْ إلَى السَّمَاءِ الدُّنْيا ، قَالَ: فَيسْأَلُهُمْ رَبُّهُمْ ، وَهْوَ أَعْلَمُ مِنْهُمْ ، مَا يقُولُ عِبَادِي ؟ قَالَ تقُولُ: يُسَبِّحُونَكَ وَيُكَبِّرُونَكَ وَيَحْمَدُونَكَ وَيُمَجِّدُونَكَ ، قَالَ: فَيقُولُ: هَلْ رَأَوْنِي ؟ قالَ: فَيقُولُونَ: لاَ واللهِ مَا رَأَوْكَ ، قَالَ: فَيقُولُ: كَيفَ لَوْ رَأَوْنِي ؟ قَالَ: يقُولُونَ: لَوْ رَأَوْكَ كَانُوا أَشَدَّ لَكَ عِبَادَةً ، وأَشَدَّ لَكَ تَمْجِيدًا وَتَحْمِيدًا وَأَكْثَرَ لَكَ تَسْبِيحًا ، قَالَ: يقُولُ: فَمَا يسْأَلُونَنِي ؟ قَالَ: يسْأَلُونَكَ الجَنَّةَ ، قَالَ: يقُولُ: وَهَلْ رَأَوْهَا ؟ قَالَ: يقُولُونَ: لاَ وَاللهِ يا رَبِّ مَا رَأَوْهَا ، قَالَ: يقُولُ: فَكَيفَ لَوْ أَنَّهُمْ رَأَوْهَا ؟ قَالَ: يقُولُونَ: لَوْ أنَّهُمْ رَأَوْهَا كَانُوا أَشَدَّ عَلَيهَا حِرْصًا ، وَأَشَدَّ لَهَا طَلَبًا ، وَأَعْظَمَ فِيهَا رَغْبَةً ، قَالَ: فَمِمَّ يتَعَوَّذُونَ ؟ قَالَ: يقُولُونَ: مِنَ النَّارِ، قَالَ: يقُولُ: وَهَلْ رَأَوْهَا ؟ قَالَ: يقُولُونَ: لاَ واللهِ يا رَبِّ مَا رَأَوْهَا ، قَالَ: يقُولُ: فَكَيفَ لَوْ رَأَوْهَا ؟ قَالَ: يقُولُونَ: لَوْ رَأَوْهَا كَانُوا أَشَدَّ مِنْهَا فِرَارًا ، وَأَشَدَّ لَهَا مَخَافَةً ، قَال: فَيقُولُ: فَأُشْهِدُكُمْ أَنِّي قَدْ غَفَرْتُ لَهُمْ ، قَالَ: يقُولُ مَلَكٌ مِنَ الْمَلائِكَةِ: فِيهِمْ فُلاَنٌ لَيس مِنْهُمْ ، إنَّمَا جَاءَ لِحَاجَةٍ. قَالَ: هُمُ الجُلََسَاءُ لاَ يَشْقَى بِهِمْ جَلِيسُهُمْ).

 

Шестой хадис из сборника «Сахих» аль-Бухари 1996(6408). Передано со слов Абу Хурайры (радыйаллаху анху), что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Поистине, у Аллаха есть ангелы, которые обходят дороги в поисках занятых поминанием, а когда они находят людей, поминающих Аллаха, то обращаются друг к другу (со словами): «Идите к тому, которого вы ищете». И окружают (таких людей) своими крыльями (, заполняя собой всё пространство) до самого нижнего неба, а Господь их, знающий (обо всём) лучше (ангелов), спрашивает их: «Что говорят Мои рабы?» (Ангелы) отвечают: «Они прославляют Тебя, возвеличивают Тебя, воздают Тебе хвалу и превозносят Тебя[8]». Тогда (Аллах) спрашивает: «Видели ли они Меня?» (Ангелы) отвечают: «Нет, клянёмся Аллахом, они Тебя не видели!» (Тогда Аллах) спрашивает: «А что, если бы они увидели Меня?» (Ангелы) отвечают: «Если бы они увидели Тебя, то поклонялись бы Тебе ещё истовее, превозносили и восхваляли бы Тебя больше и прославляли бы Тебя чаще». (Тогда Аллах) спрашивает: «А что они просят у Меня?» (Ангелы) отвечают: «Они просят у Тебя рай». (Аллах) спрашивает: «А видели ли они его?» (Ангелы) отвечают: «Нет, клянусь Аллахом, о Господь мой[9], они его не видели!» (Аллах) спрашивает: «А что, если бы они увидели его?» (Ангелы) отвечают: «Если бы они увидели его, то добивались бы его ещё сильнее, и стремились бы к нему ещё упорнее, и желали бы его ещё больше». (Аллах) спрашивает: «А от чего они просят защиты?» (Ангелы) отвечают: «От пламени (ада)». (Аллах) спрашивает: «А видели ли они его?» (Ангелы) отвечают: «Нет, клянусь Аллахом, о Господь мой, они его не видели!» (Аллах) спрашивает: «А что, если бы они увидели его?» (Ангелы) отвечают: «Если бы они увидели его, то ещё больше старались бы убежать от него и страшились бы его ещё сильнее». (Тогда) Аллах говорит: «Призываю вас в свидетели, что Я простил им!» И один из ангелов говорит: «Есть среди них такой-то, который к ним не относится, а пришёл только по надобности». (Тогда Аллах) говорит: «Они – (такие люди), благодаря которым их товарищ не попадёт в бедственное положение!»

Аяты из Корана

4/103. Когда вы завершите намаз, то поминайте Аллаха стоя, сидя или лежа на боках. Когда же вы окажетесь в безопасности, то совершайте намаз. Воистину, намаз предписан верующим в определенное время.

33/41. О те, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно!

32/16. Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили.

39/9. Неужели тот, кто смиренно проводит ночные часы, падая ниц и стоя, страшась Последней жизни и надеясь на милость своего Господа, равен неверующему? Скажи: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» Воистину, поминают назидание только обладающие разумом.

* * *

Играя важную роль в служении, «зикр» (поминание) упоминается в Священном Коране более чем двести пятьдесят раз, ибо истинное служение Всевышнему Аллаху и постижение Его возможно лишь с постоянным осознанием и поминанием Его Величия, что должно быть запечатлено в сердце человека.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил о превосходстве зикра: «Человек, поминающий Аллаха, по сравнению с тем, кто не поминает Его, – как живой по сравнению с мёртвым». (Бухари, Даават, 66).

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), говоря о необходимости пребывать в постоянном бдении и поминании Аллаха, объяснял: «Не впадайте в беспечность, предавая Аллаха забвению, погружаясь в пустые разговоры. Ибо пустые разговоры, далекие от поминания Аллаха, делают сердце черствым. А самым далеким от Аллаха человеком является тот, чье сердце черство». (Тирмизи, Зухд, 62/2411).

Так, мать правоверных Айша (радыйаллаху анха) говорит: «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) поминал Всевышнего Аллаха почти каждый миг». (Муслим, Хайд, 117).

Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) рассказывал своим сподвижникам о превосходстве зикра в кругу:

– Когда вы проходите мимо садов Рая, воспользуйтесь их благами, не проходя мимо.

– Что вы имеете в виду, говоря о садах Рая, о Посланник Аллаха? – спросили его.

Он отвечал:

- Кружки зикра. (Тирмизи, Даават, 82/3510).

Абдуллах ибн Раваха (радыйаллаху анху), встречаясь с одним из своих товарищей, всегда говорил: «Идем, друг мой, посидим вместе и освежим нашу веру зикром!»

Однажды один из сахабов, не знавший, какое значение это имеет, пошел к Пророку Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), чтобы спросить об этом. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) объяснил ему: «Пусть будет милостив Аллах к Абдуллаху ибн Равахе. Он очень любит кружки зикра, восхваляемые ангелами». (Ахмад, III, 265).

О Господь! Обереги нас в столь короткой жизни нашей от беспечного провождения времени и не делай нас из числа тех, кто навредил самому себе и тем самым потерпел убыток!

Быть с Аллахом

وَعَنْهُ رَضِيَ الله عَنْهُ قَالَ: قَالَ النَّبيُّ صَلَّى الله عَلَيْهِ وسَلَّمَ: (يقُولُ الله تعالى: أنا عِنْدَ ظَنِّ عَبْدِي بِي ، وأَنَا مَعَهُ إذَا ذَكَرَنِي ، فَإنْ ذَكَرَنِي في نَفْسِهِ ذَكَرْتُهُ فِي نَفْسِي ، وَإنْ ذَكَرَنِي في مَلأٍ ذَكَرْتُهُ في مَلأٍ خَيرٍ مَنْهُمْ ، وَإنْ تَقَرَّبَ إلَيَّ شِبْرًا تَقَرَّبْتُ إلَيهِ ذِرَاعًا ، وَإنْ تَقَرَّبَ إلَيَّ ذَرَاعًا تَقَرَّبْتُ إلَيهِ بَاعًا ، وَإنْ أَتَانِي يمْشِي أَتَيتُهُ هَرْوَلَةً).

 

Седьмой хадис из сборника «Сахих» аль-Бухари 2129(7405). Передано со слов Абу Хурайры (радыйаллаху анху), что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Аллах Всевышний говорит: «Я буду таким, каким считает Меня раб Мой[10], и Я нахожусь вместе с ним[11], когда он поминает Меня. Если он помянет Меня в душе, то и Я помяну его про Себя, а если он помянет Меня в обществе (других людей), то и Я помяну его среди тех, кто лучше них[12]. Если раб приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь к нему на локоть, если Он приблизится ко Мне на локоть, Я приближусь к нему на сажень, а если он направится ко Мне шагом, то Я побегу к нему навстречу!»

Аяты из Корана

2/152. Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас. Благодарите Меня и не будьте неблагодарны Мне.

8/45. О те, которые уверовали! Когда вы сталкиваетесь с отрядом, то будьте стойки и многократно поминайте Аллаха, – быть может, вы преуспеете.

13/28. Они уверовали, и их сердца утешаются поминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?

20/124. А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым.

62/10. Когда же намаз завершится, то разойдитесь по земле, ищите милость Аллаха и часто поминайте Его, – быть может, вы преуспеете.

* * *

А Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил так:

«Наивысшей степенью веры является осознание человеком того, что он находится в присутствии Аллаха, где бы он ни был». (Хайсами, I, 60).

Рассказывает Абдуллах ибн Аббас (радыйаллаху анху):

«Однажды я сидел за трапезой вместе с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), тогда он сказал мне: «Дитя мое, я обучу тебя некоторым правилам», а затем продолжил: «Следуй тому, что велел Аллах, и тогда Он станет оберегать тебя. Если ты поставишь благоволенье Аллаха и Его довольство перед собой, то найдешь Его перед собой. И чего бы ты ни пожелал, проси это у Аллаха. Если просишь о помощи, то проси ее у Аллаха!» (Тирмизи, Кыямат. 59/2516).

В другом хадисе говорится:

«Следуй тому, что повелел и запретил Аллах, и тогда ты найдешь Его перед собой. Помни Аллаха, когда ты в благоденствии, и тогда Он вспомнит тебя в момент, когда тебе трудно…» (Ахмад, I, 307).

Рассказывает Абдуллах ибн Буср (радыйаллаху анху):

«Однажды к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) пришли два бедуина, и один спросил:

- О Посланник Аллаха! Который из людей самый благой?

- Тот, чья жизнь долгая, а деяния благие.

Другой спросил:

- О Посланник Аллаха! Повелений Ислама стало много. Укажи же мне на то, за что я мог бы ухватиться.

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) посоветовал ему:

- Пусть язык твой будет постоянно влажным от поминания Аллаха!» (Ахмад, IV, 188).

Однажды к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) пришел человек и спросил:

- Какой джихад является самым превосходным?

Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:

- Джихад того, кто больше всех поминает Всевышнего Аллаха!

Тогда человек спросил:

- А чей пост самый предпочтительный?

- Пост того, кто больше поминает Аллаха!

После этого человек спросил о намазе, закяте, хадже и милостыни и каждый раз получал ответ:

- Того, кто больше всех поминает Всевышнего Аллаха!

Услышав это, Абу Бакр сказал Умару (радыйаллаху анхума):

- Умар! Те, кто поминает Аллаха, унесли с собой всё благо!

А Посланник Аллаха сказал:

- Да, это так! (Ахмад, III, 438; Хайсами, X, 74).

Муаз ибн Джабаль (радыйаллаху анху) рассказывает:

«Как-то я обратился к Пророку Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям):

- О Посланник Аллаха! Посоветуй мне что-нибудь!

На что он сказал мне:

- Бойся Аллаха, насколько у тебя хватит сил! Поминай Аллаха у каждого камня, у каждого дерева. И кайся за каждое совершенное тобой прегрешение: тайно за совершенное тайно и явно за совершенное явно!» (Хайсами, Х, 74).

Пусть же каждый из нас станет из числа тех, кто поминает Аллаха многократно! Аминь!..

 

 

Милость Аллаха

عَنْ أَبِي هُرَيرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى الله عَلَيْهِ وسَلَّمَ: (لَمَّا قَضى اللَّهُ الخَلْقَ كَتَبَ فِي كِتَابِهِ ، فَهُوُ عِنْدَهُ فَوْقَ الْعَرْشِ: إنَّ رَحْمَتِِي غَلَبَتْ غَضَبِي).

 

Восьмой хадис из сборника «Сахих» аль-Бухари 1289 (3194). Передано со слов Абу Хурайры (радыйаллаху анху), что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Завершив творение, Аллах сделал в Своей Книге, которая находится у Него на престоле[13], (такую) запись: «Поистине, милость Моя будет превосходить Мой гнев».

Аяты из Корана

3/74. Он избирает для Своей милости, кого пожелает. Аллах обладает великой милостью.

6/12. Скажи: «Кому принадлежит то, что на небесах и на земле?» Скажи: «Аллаху! Он предписал Себе милосердие. Он непременно соберет вас вместе в День воскресения, в котором нет сомнения. Те, которые потеряли самих себя, никогда не уверуют».

7/156. Предпиши для нас добро в этом мире и в Последней жизни, ибо мы обращаемся к Тебе». Он сказал: «Я поражаю Своим наказанием, кого пожелаю, а Моя милость объемлет всякую вещь. Я предпишу ее для тех, которые будут богобоязненны, станут выплачивать закят и уверуют в Наши знамения,

39/53. Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он – Прощающий, Милосердный».

28/73. По Своей милости Он сотворил для вас ночь и день, чтобы вы отдыхали во время нее и искали Его милость, – быть может, вы будете благодарны.

43/32. Разве это они распределяют милость твоего Господа? Мы распределили между ними их средства к существованию в мирской жизни и возвысили одних из них над другими по степеням, чтобы одни из них брали в услужение себе других. Милость твоего Господа лучше того, что они собирают.

76/31. Он вводит в Свою милость, кого пожелает, а для беззаконников Он приготовил мучительные страдания.

* * *

Однажды, когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сидел вместе со своими сподвижниками, пришёл человек с перевязанной рукой и сказал:

– О Посланник Аллаха! Я пришел сюда, узнав, что ты здесь. Когда я шёл мимо зарослей, я услышал писк птенцов. Я нашёл их, взял и спрятал под одеждой. Но в это время вернулась их мать и стала клевать меня в голову. От растерянности я открыл птенцов, но та стала клевать и их. Тогда я снова укрыл их и принёс с собой.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

– Отпусти их немедленно!

Тот отпустил птенцов. Мать же их всё это время следовала за человеком, унесшим птенцов, не улетая прочь. Тогда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил нас:

– Вы поражаетесь милосердию этой птицы, не так ли?

– Да, о Посланник Аллаха! – отвечали мы.

Тогда он сказал:

– Клянусь Тем, кто послал меня с религией Истины, Милость Аллаха к рабам Его намного больше, чем милосердие этой птицы к её птенцам. Отнеси их на место, пусть будут вместе со своей матерью!

Сподвижник тотчас же отнёс их обратно. (Абу Дауд, Джанаиз, 1/3089).

Сообщается, что Абу Хурайра (радыйаллаху анху) сказал:

«Я слышал, как Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Поистине, в тот день, когда Аллах создал милосердие, Он создал его из ста частей, девяносто девять частей оставил у Себя, а одну часть ниспослал всем Своим созданиям, и если бы неверному было известно о всём милосердии, которое имеется (в запасе) у Аллаха, то он не терял бы надежды на рай, а если бы верующему было известно о всех (видах) мучений, которые имеются (в запасе) у Аллаха, то он не (считал бы), что находится в безопасности от огня!» (аль-Бухари 2012(6469)).

Пусть же Всевышний Аллах дарует нам Свою милость. Аминь!..

Прощение Аллаха

عَنْ أَبِي هُرَيـرَةَ رَضِيَ الله عَنْـهُ قالَ: سَمِعْتُ النَّبَّي صَلَّى الله عَلَيْهِ وسَلَّمَ قَالَ: (إنَّ عَبْدًا أَصَابَ ذَنْباً ، وَرُبَّمَا قالَ: أَذْنَبَ ذَنْباً ، فَقَالَ: رَبِّ أَذْنَبْتُ ، وَرُبَّمَا قالَ: أَصَبْتُ ، فَاغْفِرْ لي ، فَقَالَ رَبُّهُ: أَعَلِمَ عَبْدِي أنَّ لَهُ رَبَّاً يغْفِرُ الذَّنْبَ وَيأْخُذُ بِهِ ؟ غَفَرْتُ لِعَبْدِي ، ثُمَّ مَكَثَ مَا شَاءَ اللَّهُ ثُمَّ أَصَابَ ذَنْباً ، أوْ أَذْنَبَ ذَنْباً ، فَقَالَ: رَبِّ أذْنَبْتُ - أوْ أَصَبْتُ - آخَرَ فَاغْفِرْهُ ، فَقَالَ: أَعَلِمَ عَبْدِي أنَّ لَهُ رَبَّاً يغْفِرُ الذَّنْبَ وَيأْخُذُ بِهِ ؟ غُفَرْتُ لِعَبْدِي ، ثُمَّ مَكَثَ مَا شَاءَ الله ، ثُمَّ أَذْنَبَ وَرُبَّمَا قالَ: أَصَابَ ذَنْباً ، فَقَالَ: رَبِّ أَصَبْتُ - أوْ قَالَ: أَذْنَبْتُ - آخَرَ فَاغْفِرْهُ لِي ، فَقَالَ: أَعَلِمَ عَبْدِي أنَّ لَهُ ربَّاً ، يغْفِرُ الذَّنْبَ وَيأْخُذُ بِهِ ؟ غَفَرْتُ لِعَبْدِي ، ثَلاثاً ، فَلْيعْمَلْ مَا شَاءَ).

 

Девятый хадис из сборника «Сахих» аль-Бухари 2131(7507). Передано со слов Абу Хурайры (радыйаллаху анху), что он слышал, как Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Поистине, (один из) рабов (Аллаха) совершил грех и сказал: «Господь мой, я согрешил, прости же меня!» И Господь его сказал: «Узнал ли раб Мой, что у него есть Господь, который прощает грехи и наказывает за них? Я прощаю Своего раба». Потом прожил он, (не совершая грехов,) сколько пожелал Аллах, (снова) совершил грех и сказал: «Господь мой, я согрешил, прости же меня!», и (Господь) сказал: «Узнал ли раб Мой, что у него есть Господь, который прощает грехи и наказывает за них? Я прощаю Своего раба». Потом прожил он, (не совершая грехов,) сколько пожелал Аллах, (снова) совершил грех и сказал: «Господь мой, я снова согрешил, прости же меня!», и (Господь) сказал: «Узнал ли раб Мой, что у него есть Господь, который прощает грехи и наказывает за них?» (и трижды повторил): «Я прощаю Своего раба», (а потом добавил): «Пусть же делает, что хочет»[14].

Аяты из Корана

3/16. которые говорят: «Господь наш! Воистину, мы уверовали. Прости же нам наши грехи и защити нас от мучений в Огне».

3/17. Они терпеливы, правдивы, смиренны, делают пожертвования и просят прощения перед рассветом.

3/129. Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Он прощает, кого пожелает, и подвергает мучениям, кого пожелает. Аллах – Прощающий, Милосердный.

3/135. Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, – ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха? – и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили,

4/48. Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает всё остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех.

4/110. Если кто-либо совершит злодеяние или будет несправедлив по отношению к себе, а затем попросит у Аллаха прощения, то он найдет Аллаха Прощающим и Милосердным.

11/3. Просите прощения у вашего Господа и раскаивайтесь перед Ним, чтобы Он наделил вас прекрасными благами до определенного срока и одарил Своей милостью каждого милостивого. Если же вы отвернетесь, то я боюсь, что вас постигнут мучения в Великий день.

16/119. Воистину, твой Господь прощает и милует тех, кто совершил злодеяние по незнанию, но после этого раскаялся и исправил содеянное.

* * *

«Всевышний Аллах обещал мне для моей уммы две вещи:

Пока я нахожусь среди последователей своих, Аллах не накажет их.

Аллах не накажет их и в том случае, если они будут каяться и сожалеть о совершаемых ими прегрешениях. И я, уходя от них, оставляю с ними вплоть до самого Судного Дня возможность раскаяться». (Тирмизи, Тафсир, 8/3082).

Чтобы пояснить, насколько важное значение имеет покаяние в жизни людей, Посланник Аллаха привел следующий пример:

«Довольство Всевышнего Аллаха раскаянием Своего раба схоже с довольством человека, от которого в бескрайней пустыне убежал его верблюд, с которым были еда и питье. Человек, несмотря на все поиски, так и не нашел верблюда, а затем, потеряв всякую надежду, присел под первым же деревом и вдруг увидел пред собой убежавшего от него верблюда. Ухватив того за поводья и от переполнявшей его радости не понимая, что говорит, он закричал: «О Аллах! Ты – раб мой, я же – Твой Господь!» Довольство Аллаха раскаянием раба Его превыше радости даже такого человека». (Муслим, Тауба, 7; Тирмизи, Кыйама, 49, Даават, 99).

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«О люди! Кайтесь пред Аллахом и просите у Него прощения. Ведь и я каюсь и прошу у Него прощения более ста раз в день». (Муслим, Зикр, 42).

О Аллах! Укрась наши души той красотой, что украшала преданных и верных Тебе и Твоему Посланнику праведников! Сделай деяния и поступки наши чистосердечными и правильными и сделай так, чтобы каждый из нас унаследовал сады Эдема! Одари нас потомками, которые станут светом очей наших и их радостью, служа примером для подражания для тех, кто придет после нас! Сделай каждого из нас верным и преданным Тебе, Посланнику Твоему!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: