Предопределение и Судьба




Избранные

Хадисы кудси

Казанский Исламский Колледж

 

Москва - 2009

 

 

Подготовлено к изданию:

Коллектив преподавателей

Казанского исламского колледжа

 

Канонические редакторы:

Рашад Манафов, Ишмурат Хайбуллин

 

Литературный редактор:

Сафия Хабибуллина

 

Избранные Хадисы Кудси. Перевод с арабского. М.: ООО «Издательская группа «САД», Казанский исламский колледж, 2009 г. – 136 стр., тираж: 6.000 экз.,1-е издание.

 

 

ISBN 978-5-902855-84-2

 

В книге собраны более 30 хадисов-кудси из сборника хадисов Имама Аль-Бухари «Аль-джами ас-сахих»

Рекомендуется для широкого круга читателей, а также для студентов исламских образовательных учреждений.

Все права защищены.

 

Издательская группа «САД»

г. Москва, м. Петровско-Разумовская, ул. Ангарская, 21

тел. 8 (499) 9066717, 8 (495) 7074666, 8 (905) 7347083

www.sadpress.com / izdatelstvo-sad@yandex.ru

 

 

ISBN 978-5-902855-84-2 © ООО «Издательская группа «САД» 2009

 

SAD GRAPHICS

 

Вёрстка и обложка: Адем Оздемир

 

بِسْمِ اللّٰهِ الرَّحْمـٰنِ الرَّحِيمِ

 

Введение

 

اَلْحَمْدُ لِلّٰهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ وَالصَّلاَةُ وَالسَّلاَم

عَلَى رَسُولِناَ مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِهِ وَصَحْبِهِ أَجْمَعِينَ.

 

Альхамду лилляхи раббиль ‘алямин вассаляту вассаляму ‘аля расулина Мухаммадин ва ‘аля алихи ва сахбихи аджма’ин!

 

Хвала Всевышнему Аллаху, который одарил всё сущее и, конечно, человечество последним из Пророков (саллаллаху алейхи ва саллям)! Хвала Всевышнему Аллаху, который наделил его всеми непревзойдёнными качествами, которыми должен обладать Посланник Господа миров, и, при божественной поддержке и помощи Своему Пророку, сделал нас из тех, кто следует за ним!

Пусть дойдут наши приветствия и благословение до величайшего из Пророков, Мухаммада Мустафы (саллаллаху алейхи ва саллям), чей высочайший нрав всегда оставался и остаётся источником милосердия и блага, чьи поступки и деяния навсегда стали руководством и примером для подражания всему человечеству!

Кудси хадисы – это предания, рассказанные Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям) от имени Аллаха, которые были переданы им дословно, без искажения текста и смысла, и дошли до нас через единичные или многочисленные цепочки рассказчиков, но уступали по своей распространенности Корану («Каваид ат-Тахдис» шейха Джамал ад-Дина аль-Касими стр. 65).

Разница между Священным Кораном и кудси хадисами заключается в том, что чтение Корана является поклонением. Его слог неповторим и чудесен, и Аллах бросил вызов неверующим, предложив им сочинить нечто подобное ему. К нему следует прикасаться в состоянии ритуальной чистоты, нельзя читать его без гусуля. Чтение его в намазе является обязательным для каждого мусульманина, причём чтение каждой буквы из Корана оценивается как доброе дело, за которое воздается как за десять добрых дел. Всё это отличает Коран от кудси и хадисов Пророка, которые не обладают этими особенностями.

 

Предисловие

 

В данной книге приводится более 30 хадисов на различные темы. Некоторые из этих хадисов полностью являются словами Всевышнего Аллаха, а другие переданы вместе с изречениями Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Все приведенные хадисы содержатся в сборнике «Сахих» аль-Бухари. Их номера указаны в начале текста. После хадисов приведены аяты, схожие с ними по смыслу. После аятов и хадисов даются пояснения. Тексты хадисов даны с огласовками, благодаря чему они читаются легче и удобны для заучивания.

Пусть же Аллах сделает всех нас из числа тех, кто обрел совершенство веры и смог прожить во имя этого свою жизнь!..

Аминь!..

Издательская группа “САД”

Казанский Исламский Колледж

 

Единобожие

عَنْ أَنَسٍ رَضِيَ الله عَنْهُ يرْفَعُهُ: (إنَّ اللهَ يقُولُ لأَهْوَنِ أهْلِ النَّارِ عَذَابًا: لَوْ أنَّ لَكَ مَا فِي الأَرْضِ مِنْ شَيءٍ كُنْتَ تَفْتَدِي بِهِ ؟ قَالَ: نَعَمْ ، قَالَ: فَقَدْ سَأَلْتُكَ ما هُوَ أَهْوَنُ مِنْ هَذَا وَأَنْتَ

في صُلْبِ آدَمَ: أنْ لاَ تُشْرِكَ بِي ، فَأَبَيتَ إلاَّ الشِّرْكَ).

 

Первый хадис из сборника «Сахих» аль-Бухари 1339 (3334).

Передано со слов Анаса, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Аллах спросит человека, который подвергнется самому лёгкому наказанию ада: «Будь у тебя всё то, что есть на земле, отдал бы ты это, чтобы избавиться (от мук)?» Тот воскликнет: «Да!» (Тогда Аллах) скажет: «Когда ты был ещё в чреслах Адама, Я просил тебя о том, что намного меньше этого, − не поклоняться никому наряду со Мной, но ты отказался (и настоял на своём) многобожии!»

Аяты из Корана

4/36. Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками, находящимся рядом спутникам, странникам и невольникам, которыми овладели ваши десницы. Воистину, Аллах не любит гордецов и бахвалов,

4/116. Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. А кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тот впал в глубокое заблуждение.

5/76. Скажи: «Неужели вы станете поклоняться вместо Аллаха тому, что не властно принести вам ни вреда, ни пользы? Это Аллах является Слышащим, Знающим!»

59/23. Он – Аллах, и нет божества, кроме Него, Властелина, Святого, Пречистого, Оберегающего, Хранителя, Могущественного, Могучего, Гордого. Пречист Аллах и далёк от того, что они приобщают в сотоварищи.

* * *

Как неверие, так и многобожие, и лицемерие являются противоположностью вере и единобожию, причём неверие (подобно многобожию и лицемерию) бывает двух видов: большое и малое.

Большое неверие (многобожие, лицемерие) абсолютно несовместимо с верой и единобожием, тогда как малое несовместимо с полнотой веры и единобожия. Большое неверие (многобожие, лицемерие) ставит человека вне рамок Ислама, тогда как малое не приводит к этому. Большое неверие (многобожие, лицемерие) Аллах может простить только при условии покаяния, тогда как малое неверие Аллах может простить, если будет Ему угодно, даже без покаяния.

Что касается большого многобожия (неверия, лицемерия), то наказанием за него послужит вечное пребывание в аду, малое же навлекает на человека наказание, которым Аллах пригрозил многобожникам, неверным и лицемерам.

Два вида многобожия

Большое многобожие

Проявлением большого многобожия является приравнивание кого-либо или чего-либо Аллаху. Аллах Всевышний говорит, что в огне многобожники скажут своим богам: «Клянёмся Аллахом, мы ведь явно заблуждались, когда равняли вас с Господом миров!» (26/97 - 98).

Большое многобожие также бывает двух видов.

1. Многобожие в отношении признания Аллаха единственным Творцом, а также в отношении Его имён, сыфатов и действий. То есть, этот вид многобожия касается сущности Аллаха, Его имён, сыфатов и действий. Поистине, Господь, слава Ему, является Творцом, Правителем, Дарующим, Защищающим, Благоволящим, Унижающим, Возвышающим, Дающим силу и Принижающим. Если кто-либо засвидетельствует, что подобное присуще ещё кому-нибудь хоть в чём-то, то это будет означать, что этот человек впал в многобожие.

2. Многобожие в отношении божественной природы, обладателем которой является только Аллах.

Этот вид многобожия выражается в том, что наряду с Аллахом раб начинает поклоняться ещё кому-то или чему-то точно также, как он поклоняется Аллаху, начинает любить этого другого, бояться его, надеяться на него и обращаться к нему со своими просьбами, как он обращается к Аллаху.

Аллах Всевышний сказал: «Среди людей есть такие, которые приравнивают к Аллаху идолов и любят их так же, как любят Аллаха. Но Аллаха сильнее любят те, кто уверовал» (2/165).

Аллах Всевышний сказал, что они говорили: «Мы поклоняемся им только ради того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно больше» (39/3).

И они говорили также: «Неужели он хочет заменить многих богов одним Богом?! Поистине, это поразительно!» (38/5).

Малое многобожие

Эта форма многобожия не выводит человека из Ислама, но сводит к нулю деяние, в котором оно присутствует. К его проявлениям относятся, например, лёгкие формы лицемерия, клятвы кем-то или чем-то кроме Аллаха, произнесение фраз наподобие: «Как угодно Аллаху и тебе» и так далее.

Как-то Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Поистине, больше всего я боюсь, что вы впадёте в малое многобожие!» Люди спросили: «А что такое малое многобожие, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Это двуличие». (Хадис приводит имам Ахмад).

Однажды Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил: «Не сообщить ли вам о том, чего я боюсь для вас больше, чем Даджаля (Антихриста)?» Они сказали: «Конечно!» Тогда он сказал: «Скрытого многобожия, когда человек будет становиться на намаз и совершать его должным образом лишь потому, что будет знать, что на него смотрят люди!» (Хадис приводит имам Ахмад со слов Абу Саида аль-Худри).

Сообщается также, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Поклявшийся не Аллахом впал в многобожие».

В другом варианте этого хадиса сообщается, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «...впал в неверие». (Хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи со слов Абдуллаха ибн Умара).

Ибн Аббас (радыйаллаху анху) передал: «Однажды к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) пришёл какой-то человек, чтобы спросить его о чём-то, а в конце сказал: «Как будет угодно Аллаху и тебе». Услышав это, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) воскликнул: «Ты что, приравниваешь меня к Аллаху?! Говори: «Как будет угодно одному лишь Аллаху!» (Этот хадис приводят Ахмад и Ибн Маджа).

Сообщается также, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Не говорите: «Как будет угодно Аллаху и Мухаммаду», а говорите: «Как будет угодно Аллаху, а потом – Мухаммаду» (Со слов Хузайфы ибн аль-Йамана передали имам Ахмад и Ибн Маджа).

 

Воскрешение

عَنْ أَبِي هُرَيرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى الله عَلَيْهِ وسَلَّمَ: (قَالَ اللَّهُ تَعَالَى: يشْتِمُنِي ابْنُ آَدَمَ ، وَمَا ينْبَغِي لَهُ أَنْ يشْتِمَنِي ، وَيكَذِّبُنِي ، وَمَا ينْبَغِي لَهُ. أَمَّا شَتْمُهُ فَقَوْلُهُ: إنَّ لِي وَلَداً ، وَأَمَّا تَكْذِيبُهُ فَقَوْلُهُ لَيسَ يُعِيدُنِي كَمَا بَدَأَنِي).

 

Второй хадис из сборника «Сахих» аль-Бухари 1288(3193).

Передано со слов Абу Хурайры (радыйаллаху анху), что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Аллах Всевышний сказал: «Сын Адама оскорбляет Меня[1], тогда как не следует ему оскорблять Меня, и он возводит на Меня ложь, тогда как не следует ему делать этого. Что касается его оскорблений, то (суть их в том, что) он говорит, будто у Меня есть сын, а что касается возведения им лжи на Меня, то (суть этого в том, что) он говорит: «Он не вернёт меня (к жизни) подобно тому, как Он создал меня (в первый раз)».

 

Аяты из Корана

2/116. Они сказали: «Аллах взял Себе сына». Пречист Он! Напротив, Ему принадлежит то, что на небесах и на земле. Ему одному все покоряются.

4/171. О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии и говорите об Аллахе только правду. Мессия ‘Иса (Иисус), сын Марйам (Марии), является посланником Аллаха, Его Словом, которое Он послал Марйам (Марии), и духом от Него. Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите: «Троица!» Прекратите, ведь так будет лучше для вас. Воистину, Аллах является Единственным Богом. Он пречист и далек от того, чтобы у Него был сын. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Довольно того, что Аллах является Попечителем и Хранителем!

6/31. Те, которые отрицали встречу с Аллахом, уже оказались в убытке. Когда же внезапно для них настанет Час, они, неся свои ноши на своих спинах, скажут: «Горе нам за то, что мы упустили там!» Как же скверно то, что они понесут!

6/60. Он – Тот, Кто забирает ваши души ночью и знает, что вы делаете днём. Затем Он воскрешает вас днём, чтобы исполнился назначенный срок (завершился срок вашей жизни). Затем к Нему вам предстоит вернуться, и затем Он поведает вам о том, что вы совершали.

7/25. Он сказал: «На ней вы будете жить, на ней будете умирать и из неё будете выведены».

20/55. Мы сотворили вас из неё (земли), в неё Мы вас вернём и из неё выведем ещё раз.

11/7. Он – Тот, Кто создал небеса и землю за шесть дней, когда Его Трон находился на воде, дабы испытать, чьи деяния будут лучше. Если ты скажешь: «Вы будете воскрешены после смерти», – то неверующие скажут: «Это – не что иное, как очевидное колдовство!»

23/101. А в тот день, когда затрубят в Рог, между ними не останется родственных связей, и они не будут расспрашивать друг друга.

* * *

Сообщается, что Сахль ибн Сад (радыйаллаху анху) сказал:

«Я слышал, как Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «В День воскрешения люди будут собраны на бело-красной земле, подобной чистой лепёшке».
Сахль или другой (передатчик) сказал:

«И не будет на ней ни для кого какой-либо возвышенности». (аль-Бухари 2027(6521)).

Передано со слов Абу Хурайры (радыйаллаху анху), что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«(В День воскрешения) люди будут собраны тремя способами: (первым будут собраны) желающие и боящиеся, (вторым способом будут собраны те, кого посадят) на верблюдов по двое, по трое, по четверо и по десять человек, что же касается остальных, то их соберёт огонь, который останется вместе с ними там, где они остановятся на полуденный отдых, и там, где они будут ночевать, и там, где они встретят утро, и там, где их застанет вечер». (аль-Бухари 2028(6522)).

Передано со слов Абу Хурайры (радыйаллаху анху), что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«В День воскрешения люди будут обливаться потом так (сильно), что пот их пропитает собой землю на семьдесят локтей (в глубину, а некоторых из) них он обуздает, (ибо поднимется до уровня) их ушей». (аль-Бухари 2030(6532)).

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит: «Умным человеком является тот, кто, не следуя своим желаниям и страстям, готовится к тому, что ожидает его после смерти…» (Тирмизи, Кыяма, 25/2459).

Пусть Всевышний Аллах одарит нас жизнью, полной благих и красивых поступков, жизнью, полной примерами превосходства, которые приведут нас к Его довольству. Пусть Он сделает нас спутниками Своего Посланника в обоих мирах и соберет нас под его защитой!.. Аминь!..

Предопределение и Судьба

عَنْ عَبْدِ اللهِ بْنِ مَسْعُودٍ رَضِيَ الله عَنْهُ قَالَ: حَدَّثَنَا رَسُولُ الله صَلَّى الله عَلَيْهِ وسَلَّمَ وَهْوَ الصَّادِقُ الْمَصْدُوقُ ، قالَ: (إنَّ أَحَدَكُمْ يُجْمَعُ خَلْقُهُ في بَطْنِ أُمِّهِ أرْبَعِينَ يَوْمًا ، ثُمَّ يكُونُ عَلَقَةً مِثْلَ ذلِكَ ، ثُمَّ يكُونُ مُضْغَةً مِثْلَ ذلِكَ ، ثُمَّ يبْعَثُ الله مَلَكًا فَيُؤْمَرُ بِأَرْبَعِ كَلِمَاتٍ ، وَيقَالُ لَهُ: اكْتُبْ عَمَلَهُ ، وَرِزْقَهُ ، وَأَجَلَهُ ، وَشَقِيٌ أوْ سَعِيدٌ ، ثُمَّ يُنْفَخُ فِيهِ الرُّوحُ ، فَإنَّ الرَّجُلَ مِنْكُمْ لَيَعْمَلُ حتَّى مَا يكُونُ بَينَهُ وَبَينَ الجَنَّةِ إلاَّ ذِرَاعٌ ، فَيسْبِقُ عَلَيهِ كِتَابُهُ فَيعْمَلُ بِعَمَلِ أَهْلِ النَّارِ ، وَيعْمَلُ حتى ما يكُونُ بَينَهُ وَبَينَ النَّارِ إلاَّ ذِرَاعٌ ، فَيسْبِقُ عَلَيهِ الْكِتَابُ ، فَيعْمَلُ بِعَمَلِ أَهْلِ الجَنَّةِ).

 

Третий хадис из сборника «Сахих» аль-Бухари 1294(3208).

Сообщается, что Абдуллах ибн Мас’уд (радыйаллаху анху) сказал: «Правдивый и достойный доверия Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал нам: «Поистине, каждый из вас (сначала) формируется в чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли, затем столько же пребывает (там) в виде сгустка крови и ещё столько же − в виде кусочка плоти, а затем Аллах направляет ангела, который получает веление записать четыре вещи. Ему говорится: «Запиши его дела, его удел, его срок, а также то, счастливым он будет или несчастным», после чего в него вдувается дух. И, поистине, любой из вас может совершать (благие) дела до тех пор, пока не окажется от рая на расстоянии (всего лишь одного) локтя, и тогда сбудется написанное ему (на роду), и станет он совершать дела обитателей огня. И (точно так же любой из вас) может совершать (дурное), пока не окажется от огня на расстоянии (всего лишь одного) локтя, и тогда сбудется написанное ему (на роду), и станет он совершать дела обитателей рая».

Аяты из Корана

54/49. Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению.

6/59. У Него ключи к сокровенному, и знает о них только Он. Ему известно то, что на суше и в море. Даже лист падает только с Его ведома. Нет ни зернышка во мраках земли, ни чего-либо свежего или сухого, чего бы не было в ясном Писании.

9/51. Скажи: «Нас постигнет только то, что предписано нам Аллахом. Он – наш Покровитель. И пусть верующие уповают на одного Аллаха».

10/49. Скажи: «Я не способен причинить себе зло или принести себе пользу, если того не пожелает Аллах. Для каждой общины установлен срок. Когда же наступает их срок, они не могут отдалить или приблизить его даже на час».

13/39. Аллах стирает и утверждает то, что пожелает, и у Него – Мать Писания.

50/4. Мы знаем, что земля отнимает от них, и у Нас есть сохраняющее (или хранимое) Писание.

* * *

Слово القدر «кадар» – отглагольное имя. Выражение قدرت الشيء قدْراً وقدَراً означает «знать размер или количество чего-либо». (Фатх аль-Бари (1/118)).

Ибн Хаджар дал следующее определение: «Под предопределением подразумевается то, что Всевышний Аллах знал о судьбах и сроках всего сущего до сотворения этого, а потом Он создал то, что изначально знал, и всё происходящее является следствием Его знания, могущества и желания» (Фатх аль-Бари (1/118)).

Слово القضاء «када» означает «окончательное решение», «приговор».

Када – это извечное знание, предрешенное Аллахом до сотворения мира, а кадар – творение сообразно тому, что было предопределено. Ибн Хаджар аль-Аскалани писал: «По мнению учёных, када – это извечное решение об общих понятиях, а кадар – это отдельные детали и подробности того решения». (Фатх аль-Бари (11/477)).

Сообщается, что Имран ибн Хусейн (радыйаллаху анху) сказал:

«Один человек спросил:

- О Посланник Аллаха, можно ли отличить обитателей рая от обитателей огня?

(Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям)) ответил:

- Да.

(Человек) спросил:

- Так ради чего же (люди стараются) делать (добрые дела)?

(Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям)) ответил:

- Каждый будет делать то, ради чего он создан (или: то, что было для него облегчено). (аль-Бухари 2043(6596)).

Сообщается, что Абдуллах ибн Мас’уд (радыйаллаху анху) сказал:

«(Однажды) Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) начертил прямоугольник, (потом) начертил в середине (его) линию, выходящую за его (пределы, потом) начертил (несколько) маленьких линий, (доходящих) до той (линии,) которая была посередине, после чего сказал: «Это – человек. То, что его окружает, есть его срок. То, что выходит за пределы (прямоугольника) – его надежды. А эти маленькие чёрточки – превратности судьбы (которые его постигают), и если минует его одно, то схватит зубами другое, если же минует его (второе), то схватит зубами (первое)». (аль-Бухари 1999(6417)).

Пусть же Всевышний сделает нас всегда бдительными в отношении наших страстей, предоставляя нам возможность продолжать служение Ему, оставаясь истинно богобоязненными!.. Аминь!

* * *

Вознесение

عَنْ أَنَسٍِ بْنِ مَالِكٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَالَ:كَانَ أَبُو ذَرٍّ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ يُحَدِّثُ:أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى الله عَلَيْهِ وسَلَّمَ قَال:)فُرِجَ عَنْ سَقْفِ بَيْتِي وَأَنَا بِمَكَّةَ ، فَنَزَلَ جِبْرِيلُ فَفَرَجَ صَدْرِي ، ثُمَّ غَسَلَهُ بِمَاءِ زَمْزَمَ ، ثُمَّ جَاءَ بِطَسْتٍ مِنْ ذَهَبٍ مُمْتَلِئٍ حِكْمَةً وَإِيمَانًا ، فَأَفْرَغَهُ فِي صَدْرِي ثُمَّ أَطْبَقَهُ ، ثُمَّ أَخَذَ بِيَدِي فَعَرَجَ بِي إِلَى السَّمَاءِ الدُّنْيَا ، فَلَمَّا جِئْتُ إِلَى السَّمَاءِ الدُّنْيَا قَالَ جِبْرِيلُ لِخَازِنِ السَّمَاءِ: افْتَحْ قَالَ: مَنْ هَذَا ؟ قَالَ هَذَا جِبْرِيلُ قَالَ:هَلْ مَعَكَ أَحَدٌ ؟ قَالَ: نَعَمْ مَعِي مُحَمَّدٌ صَلَّى الله عَلَيْهِ وسَلَّمَ، فَقَالَ: أُرْسِلَ إِلَيْهِ ؟ قَالَ: نَعَمْ ، فَلَمَّا فَتَحَ عَلَوْنَا السَّمَاءَ الدُّنْيَا ، فَإِذَا رَجُلٌ قَاعِدٌ عَلَى يَمِينِهِ أَسْوِدَةٌ وَعَلَى يَسَارِهِ أَسْوِدَةٌ ، إِذَا نَظَرَ قِبَلَ يَمِينِهِ ضَحِكَ ، وَإِذَا نَظَرَ قِبَلَ يَسَارِهِ بَكَى ، فَقَالَ: مَرْحَبًا بِالنَّبِيِّ الصَّالِحِ وَالإبْنِ الصَّالِحِ ، قُلْتُ لِجِبْرِيلَ: مَنْ هَذَا ؟ قَال: هَذَا آدَمُ ، وَهَذِهِ الأَسْوِدَةُ عَنْ يَمِينِهِ وَشِمَالِهِ نَسَمُ بَنِيهِ ، فَأَهْلُ الْيَمِينِ مِنْهُمْ أَهْلُ الْجَنَّةِ ، وَالأَسْوِدَةُ الَّتِي عَنْ شِمَالِهِ أَهْلُ النَّارِ ، فَإِذَا نَظَرَ عَنْ يَمِينِهِ ضَحِكَ ، وَإِذَا نَظَرَ قِبَلَ شِمَالِهِ بَكَى ، حَتَّى عَرَجَ بِي إِلَى السَّمَاءِ الثَّانِيَةِ فَقَالَ لِخَازِنِهَا: افْتَحْ ، فَقَالَ لَهُ خَازِنُهَا: مِثْلَ مَا قَالَ الأَوَّلُ ، فَفَتَحَ). قَالَ أَنَسٌ: فَذَكَرَ: أَنَّهُ وَجَدَ فِي السَّمَوَاتِ آدَمَ ، وَإِدْرِيسَ ، وَمُوسَى ، وَعِيسَى ، وَإِبْرَاهِيمَ صَلَوَاتُ اللَّهِ عَلَيْهِمْ ، وَلَمْ يُثْبِتْ كَيْفَ مَنَازِلُهُمْ ، غَيْرَ أَنَّهُ ذَكَرَ أَنَّهُ وَجَدَ آدَمَ فِي السَّمَاءِ الدُّنْيَا ، وَإِبْرَاهِيمَ فِي السَّمَاءِ السَّادِسَةِ ، قَالَ أَنَسٌ: فَلَمَّا مَرَّ جِبْرِيلُ بِالنَّبِيِّ صَلَّى الله عَلَيْهِ وسَلَّمَ بِإِدْرِيسَ قَالَ: مَرْحَبًا بِالنَّبِيِّ الصَّالِحِ وَالأَخِ الصَّالِحِ ، (فَقُلْتُ: مَنْ هَذَا ؟ قَالَ: هَذَا إِدْرِيسُ ، ثُمَّ مَرَرْتُ بِمُوسَى فَقَالَ: مَرْحَبًا بِالنَّبِيِّ الصَّالِحِ وَالأَخِ الصَّالِحِ ، قُلْتُ مَنْ هَذَا ؟ قَالَ: هَذَا مُوسَى ، ثُمَّ مَرَرْتُ بِعِيسَى فَقَالَ: مَرْحَبًا بِالأَخِ الصَّالِحِ وَالنَّبِيِّ الصَّالِحِ ، قُلْتُ: مَنْ هَذَا ؟ قَالَ: هَذَا عِيسَى ، ثُمَّ مَرَرْتُ بِإِبْرَاهِيمَ فَقَالَ: مَرْحَبًا بِالنَّبِيِّ الصَّالِحِ وَالإبْنِ الصَّالِحِ ، قُلْتُ: مَنْ هَذَا ؟ قَالَ: (هَذَا إِبْرَاهِيمُ صَلَّى الله عَلَيْهِ وسَلَّمَ).

قَالَ: وَكَانَ ابنُ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُما وَأَبُوحَبَّةَ الأَنْصَارِيُّ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ يَقُولانِ: قَالَ النَّبِيُّ صَلَّى الله عَلَيْهِ وسَلَّمَ: (ثُمَّ عُرِجَ بِي حَتَّى ظَهَرْتُ لِمُسْتَوَى أَسْمَعُ فِيهِ صَرِيفَ الأَقْلامِ). قَالَ ابْنُ حَزْمٍ وَأَنَسٌ بْنُ مَالِكٍ: قَالَ النَّبِيُّ صَلَّى الله عَلَيْهِ وسَلَّمَ: (فَفَرَضَ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ عَلَى أُمَّتِي خَمْسِينَ صَلاةً ، فَرَجَعْتُ بِذَلِكَ حَتَّى مَرَرْتُ عَلَى مُوسَى ، فَقَالَ: مَا فَرَضَ اللَّهُ لَكَ عَلَى أُمَّتِكَ ؟ قُلْتُ: فَرَضَ خَمْسِينَ صَلاةً ، قَالَ: فَارْجِعْ إِلَى رَبِّكَ ، فَإِنَّ أُمَّتَكَ لا تُطِيقُ ذَلِكَ ، فَرَاجَعْتُ فَوَضَعَ شَطْرَهَا ، فَرَجَعْتُ إِلَى مُوسَى قُلْتُ: وَضَعَ شَطْرَهَا ، فَقَالَ: رَاجِعْ رَبَّكَ ، فَإِنَّ أُمَّتَكَ لا تُطِيقُ ، فَرَاجَعْتُ فَوَضَعَ شَطْرَهَا فَرَجَعْتُ إِلَيْهِ فَقَالَ: ارْجِعْ إِلَى رَبِّكَ ، فَإِنَّ أُمَّتَكَ لا تُطِيقُ ذَلِكَ ، فَرَاجَعْتُهُ ، فَقَالَ: هِيَ خَمْسٌ وَهِيَ خَمْسُونَ لا يُبَدَّلُ الْقَوْلُ لَدَيَّ ، فَرَجَعْتُ إِلَى مُوسَى فَقَالَ: رَاجِعْ رَبَّكَ ، فَقُلْتُ: اسْتَحْيَيْتُ مِنْ رَبِّي ، ثُمَّ انْطَلَقَ بِي حَتَّى انْتَهَى بِي إِلَى سِدْرَةِ الْمُنْتَهَى ، وَغَشِيَهَا أَلْوَانٌ لا أَدْرِي مَا هِيَ ، ثُمَّ أُدْخِلْتُ الْجَنَّةَ ، فَإِذَا فِيهَا حَبَايِلُ اللُّؤْلُؤِ ، وَإِذَا تُرَابُهَا الْمِسْكُ).

 

Четвёртый хадис из сборника «Сахих» аль-Бухари 221(349). Передано со слов Анаса ибн Малика, что Абу Зарр (радыйаллаху анхума) рассказывал, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Когда я находился в Мекке, кровля моего дома раскрылась, и с



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: