Организация тушения пожаров
На территории Воронежской области расположен 1731 населенный пункт с населением 2 млн. 335 тыс. человек.
В соответствии с приказом МЧС России от 25.10.2017 № 467 «Об утверждении Положения о пожарно-спасательных гарнизонах» (далее – приказ МЧС России № 467) на территории Воронежской области созданы 1 территориальный и 34 местных пожарно-спасательных гарнизонов.
В территориальный пожарно – спасательный гарнизон входят 257 пожарных подразделений, общей численностью 5468 человека и 6 аварийно-спасательных формирований, общей численностью 261 человек.
В целях обеспечения выполнения задач гарнизонной службы в территориальном и местных пожарно-спасательных гарнизонах созданы нештатные органы управления.
На сегодняшний день всеми видами пожарной охраны с учетом нормативного времени прибытия прикрыт 1703 населенных пункта или 98,38 с населением 2 млн. 325 тыс. 200 чел. (99,58 %).
За 9 месяцев 2018 года подразделениями пожарной охраны было совершено 7 637 выездов, вместе с тем, 2096 выездов (27 %) являются ложными.
Для обеспечения выполнения задач гарнизонной службы в гарнизонах пожарной охраны Воронежской области создана одна территориальная служба пожаротушения (далее – СПТ) в составе ФГКУ «1 ОФПС по Воронежской области».
На сегодняшний день в СПТ отсутствуют: помощник начальника смены СПТ, старший диспетчер. В штатном расписании СПТ отсутствуют должности трех водителей.
При проверке СПТ установлено, что в нарушении приказа МЧС России № 467;
на центрального пункта пожарной связи (далее – ЦППС) не ведется отдельная строевая записка местного пожарно-спасательного гарнизона (устранено в ходе проверки);
диспетчер ЦППС в недостаточной степени владеет основными положениями Плана привлечения сил и средств местного пожарно-спасательного гарнизона для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
|
не разработан план проверки пожарно-спасательных подразделений на год (проверки осуществляются по личному плану начальников смен СПТ);
Кроме того в нарушение рекомендаций по организации деятельности службы пожаротушения 2008 года в СПТ отсутствуют:
отсутствует отдельная комната отдыха сотрудников;
отсутствуют необходимые журналы для работы СПТ на пожарах и учениях, в результате качество работы штаба тушения пожара по записям определить не возможно (устранено в ходе проверки);
не спланированы и не проводятся проверки других видов пожарной охраны;
в плане рапортов крайне редко указываются дополнительные задания начальника пожарно-спасательного гарнизона, связанные с контрольной функцией СПТ;
автомобиль СПТ не имеет штабного стола и оборудования для работы штаба тушения пожара (фонарь, письменные принадлежности) (устранено в ходе проверки);
в анализах оперативно-служебной деятельности СПТ не раскрыта динамика деятельности по направлениям, в связи с чем выводы о фактическом состоянии дел, на основании указанных анализов, сделать не возможно (устранено в ходе проверки).
табели боевого расчета на пожарные автомобили (устранено в ходе проверки);
резервные баллоны дыхательных аппаратов;
графики пожарно-тактических занятий подразделений пожарной охраны местных пожарно-спасательных гарнизонов (устранено в ходе проверки).
|
Отдельным вниманием следует отнести тот факт, что в территориальном пожарно-спасательном гарнизоне при наличии одного отряда, расположенного в
г. Воронеже, СПТ не в состоянии осуществлять полноценный контроль на территории пожарно-спасательного гарнизона за подразделениями всех видов пожарной охраны.
Приказом начальника ГУ МЧС России созданы нештатные службы пожарно-спасательного гарнизона.
Вместе с тем, профилактическая служба, нештатная техническая служба и нештатная служба связи свои функции не выполняет, необходимые документы указанных служб не предоставлены (п 37, 41, 45 приказа МЧС России № 467).
Организация планирования деятельности ФПС, составление, отработка и корректировка документов предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ
В соответствии с требованиями приказа МЧС России № 467 разработан и утвержден губернатором Воронежской области А.В. Гусевым План привлечения сил и средств Воронежского территориального пожарно-спасательного гарнизона для тушения пожаров проведения аварийно-спасательных работ на территории Воронежской области.
Во всех 34 муниципальных образованиях разработаны и утверждены Расписания выездов подразделений местных пожарно - спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципальных районов и городских округов Воронежской области.
Вместе с тем распорядительные документы глав муниципальных образований на утверждение 3 расписаний выездов и плана привлечения сил и средств отсутствуют (находятся на стадии согласования).
|
Кроме того, ранги пожаров определены в соответствии с приказом центрального регионального центра МЧС России от 29.05.2015 № 247, который не соответствует приказу МЧС России № 467.
В анализах оперативно-служебной деятельности ГУ МЧС России не раскрыта динамика деятельности по направлениям, в связи с чем выводы о фактическом состоянии дел, на основании указанных анализов, сделать не возможно.
В городах и населенных пунктах Воронежской области расположено 6397 объектов на которые требуется составление документов предварительного планирования действий по тушению пожаров, из них планов тушения пожаров (далее – ПТП) – на 2088 объекта и карточек тушения пожара (далее – КТП) - 4309 объектов (в том числе 1699 КТП на населенные пункты).
В настоящее время в соответствии с приказом № 467 разработано 1736 (83,14 %) ПТП, 2474 КТП (89,4 %) и 1699 КТП на населенные пункты (100 %). Оотсутствие указанных документов негативно могут повлиять на исход тушения пожаров.
Вместе с тем, большинство ПТП и КТП требуют корректировки или переработки.
В территориальном гарнизоне единый учёт наличия планов и карточек тушения пожаров ведётся не на должном уровне. Указанная работа анализируется слабо, предложения по её улучшению не вырабатываются (устранено в ходе проверки).
Кроме того, имеющиеся в подразделениях планы и карточки тушения пожаров не соответствуют установленным требованиям. В частности в них:
допущены ошибки в расчетах и схемах расстановки сил и средств;
не в полном объёме отражаются оперативно-тактические особенности объектов;
на схемах расположения объектов на местности не указываются: степень огнестойкости и расстояния до соседних зданий, места установки специальной техники. На поэтажных планах отсутствуют наименования помещений.
Организация и повседневная деятельность территориальных и местных гарнизонов пожарной охраны.
Повседневная деятельность подразделений пожарной охраны Воронежской области осуществляется в соответствии с планами гарнизонных мероприятий территориального и местных пожарно-спасательных гарнизонов, и распорядками дня.
Количество действующих спортсменов разрядников в ОФПС области на сегодняшний день составляет 11 человек (в 2017 году 11 человек).
В 2016 и 2017 годах итоги выступления ГУ МЧС России в спартакиаде ЦРЦ не подводились.
По результатам смотров конкурсов, проводимых в ЦРЦ, ГУ МЧС России были показаны следующие результаты:
лучший начальник караула 13 место (категория «сотрудник»), 2 место (категория «работник») (результаты выступления в 2018 году не доведены до ГУ МЧС России);
лучший пожарный 7 место (категория «сотрудник»), 7 место (категория «работник») (результаты выступления в 2018 году не доведены до ГУ МЧС России);
лучшая специализированная пожарная часть 4 место;
лучшая пожарно-спасательная часть 1 место;
лучшая команда ЦРЦ МЧС России по проведению АСФ при ликвидации последствий ЧС на автомобильном транспорте – 17 место.
В 2016 и 2017 годах ПСЧ-14 по охране филиала ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Нововоронежская АЭС» ФГКУ «1 ОФПС по Воронежской области» занимала 1-е место в смотре-конкурсе на звание «Лучшая пожарно-спасательная часть ФПС ГПС».
Добровольцы Воронежской области в 2017 и 2018 годах занимали 1 место в межрегиональных соревнованиях среди подразделений добровольной пожарной охраны субъектов Российской Федерации Центрального федерального округа.
В соревнованиях ЦРЦ МЧС России по пожарно-спасательному спорту ГУ МЧС России заняло 3 место в зимнем первенстве и 8 место в летнем первенстве.
Результаты проведения смотров-конкурсов лучшая база ГДЗС, лучший пост ГДЗС не доведены до ГУ МЧС России.
Вместе с тем, в местных пожарно-спасательных гарнизонах имеется только 16 учебных башни (17,02), 10 стометровых полос с препятствиями (10,63 %), 3 спортивных городка (3,19 %) и 16 спортивных комнат (17,02 %), что недостаточно для проведения полноценных занятий по профессиональной подготовки.
Кроме того, пункты Планов гарнизонных мероприятий содержат мероприятия, касающиеся в большей степени подразделений ФПС, что противоречит сути указанных планов (приказ МЧС России № 467).
Проверены были 11 пожарных подразделений, из них: ФПС - СПСЧ, ПСЧ-3, ПСЧ-14, ПСЧ-27, ПСЧ-20, ПСЧ-31; ППС субъекта – ПЧ-91, ПЧ-99; ПЧ-9 ООО «Сервис – Безопасность»; муниципальная пожарная охрана п. Макашевка; добровольная пожарная команда.
При проверке подразделений пожарной охраны установлено, что приказы МЧС России по вопросам, касающиеся организации тушения пожаров, вышедшие в 2017 году, на должном уровне не реализованы, а именно:
изучение данных документов с личным составом дежурных караулов не проводилось;
аттестация начальствующего состава на право руководства тушением пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется только с сотрудниками (работниками) ГУ МЧС России и подчиненных подразделений, прием зачетов у других видов пожарной охраны не осуществляется (приказ МЧС России от 20.10.2017 № 450);
табеля боевого расчета под особенности пожарных автоцистерн и количества людей в дежурные смены не переработаны;
в подразделениях других видов пожарной охраны проведение занятий в соответствии с приказом МЧС России № 472 «Об утверждении Порядка подготовки личного состава пожарной охраны» (далее – приказ МЧС России № 472) на должном уровне не осуществляется;
подведение квартальных зачетов осуществляется с нарушением требований приказа № 472 (ПСЧ-3);
ежемесячное подведение итогов начальниками караулов не проводится.
Кроме того;
личный состав дежурных караулов показал недостаточные знания должностных обязанностей и вопросов по дисциплинам, изучаемым на боевой подготовке;
табель боевого расчета не изучается, действия отделений по табелю боевого расчета не отрабатываются;
передовой опыт подразделений не анализируется и по подразделениям не распространяется;
большинство учебных классов не оборудованы наглядными пособиями, приборами и мультимедийными устройствами (за исключением ПСЧ-14);
техническое обслуживание пожарнотехнического инструмента личным составом дежурных караулов не проводится (ПСЧ - 27);
заместитель начальника части (ПСЧ-27) не владеет вопросами по направлениям деятельности дежурных караулов, контроль за начальниками караулов отсутствует, документы на должном уровне не хранятся и не заполняются.
В соответствии с приказом МЧС России от 25.03.2015 № 143 с 01 июля 2015 года на базе существующей специализированной части по тушению крупных пожаров ФГКУ «1 ОФПС по Воронежской области» создано федеральное государственное казенное учреждение «Специализированная пожарно-спасательная часть федеральной противопожарной службы по Воронежской области» (далее – СПСЧ).
Территория СПСЧ имеет общую площадь 8651,59 м2. Площадь застройки составляет 2113,4 м2, для строительства объектов возможно использовать земельный участок площадью 240 м2.
Штатная численность СПСЧ составляет 98 должностей (из них средний и старший нач. состав - 15 ед. личного состава, рядовой и младший начальствующий состав - 80 ед., гражданский персонал (работники – 3 ед.).
Некомплект личного состава составил 7 единиц (6 ед. – сотрудники, 1 ед.- работники). Укомплектованность подразделения составляет 91 человек (92,8 %).
В соответствии со штатным расписанием в СПСЧ созданы службы:
дежурные смены - 76 человек;
телекоммуникационной и связи – 4 человека;
медико-психологическая – 2 человека;
группа робототехнических средств и беспилотных летательных аппаратов – 2 человека;
На дежурство заступает смена в количестве 15 человек.
В 2018 году СПСЧ зарегистрировано 215 (АППГ- 203) выездов, из них на тушение пожаров 131 (АППГ – 113). Для ликвидации последствий ДТП выезжали 28 раз (АППГ- 33). Для участия в ПТЗ, ПТУ – 53 (АППГ – 53) раза.
СПСЧ аттестована на 2 вида работ: поисково-спасательные работы в зоне ЧС; аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров.
В ходе проверки выявлены следующие недостатки:
С выходом приказа № 467 СПСЧ наделена районом выезда, вместе с тем ответственность за проверку противопожарного водоснабжения лежит на ПСЧ-6, на сегодняшний день указанные функции СПСЧС не переданы.
Также из ПСЧ-6 в СПСЧ не переданы КТП и ПТП, расположение шкафа с ПТП и КТП не позволяет диспетчеру обеспечить быстрый поиск и выдачу указанных документов начальнику смены СПСЧ при выезде на пожар.
Занятия по специализациям, за исключением дежурных смен не организованы.
Организация взаимодействия в области обеспечения пожарной безопасности с органами исполнительной власти субъекта РФ
В период с 2013 года по настоящее время текущего года в рамках реализации региональной программы Воронежской области «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах», утвержденной постановлением правительства Воронежской области от 27 декабря 2013 года № 1174 приобретено техники и оборудования на общую сумму 7 млн. 240 тыс. рублей, пожарно-технического вооружения на сумму 41 млн. 032 тыс. 472 рубля.
В соответствии с распоряжением правительства Воронежской области от 06.08.2018 № 584-р «О выделении денежных средств» казенному учреждению Воронежской области «Гражданская оборона, защита населения и пожарная безопасность Воронежской области» выделено 54 млн. 300 тыс. рублей на укрепление материально – технической базы (покупка 6 АЦ на базе «УРАЛ», запасные части, ГСМ, боевая форма пожарного пожарно – техническое вооружение и оборудование) по состоянию на 18.09.2018 проводятся торги.
В соответствии с пунктом 12 приказа МЧС России № 467 в орган управления пожарно-спасательного гарнизона не включены представители администрации субъекта Российской Федерации, муниципальных образований и служб жизнеобеспечения.
Показатели оперативного реагирования на пожары и ЧС
Основные временные показатели оперативного реагирования подразделений пожарной охраны Воронежской области следующие.
2013 год | год | год | год | год | 6 месяцев 2018 года | |
Среднее время прибытия первого пожарного подразделения к месту вызова, мин | ||||||
По РФ | 8,4 | 8,37 | 8,21 | 8,13 | 8,17 | 8,33 |
По Субъекту | 10,08 | 10,93 | 9,96 | 9,94 | 10,02 | 9,92 |
Среднее время подачи первого ствола, мин | ||||||
По РФ | 1,2 | 1,17 | 1,13 | 1,14 | 1,13 | 1,12 |
По Субъекту | 1,87 | 1,12 | 1,06 | 1,49 | 1,49 | 1,08 |
Среднее время локализации пожара, мин | ||||||
По РФ | 8,35 | 8,3 | 7,08 | 6,56 | 6,33 | 6,81 |
По Субъекту | 6,43 | 6,42 | 6,57 | 6,99 | 6,87 | 8,51 |
Среднее время ликвидации открытого горения, мин | ||||||
По РФ | 10,29 | 10,47 | 9,29 | 8,59 | 8,36 | 8,83 |
По Субъекту | 7,33 | 7,73 | 7,51 | 6,86 | 7,27 | 8,4 |
Среднее время тушения, мин | ||||||
По РФ | 18,78 | 18,86 | 16,36 | 15,14 | 14,8 | 15,74 |
По Субъекту | 13,59 | 14,17 | 13,82 | 13,86 | 14,16 | 16,91 |
Показатели оперативного реагирования значительно превышены:
по среднему времени прибытия первого пожарного подразделения к месту выезда, в том числе в 2017 году на 18,5 %, за 6 месяцев 2018 года на 14 %:
по среднему времени подачи первого ствола, в том числе в 2017 году на 24 %;
по среднему времени локализации пожара, в том числе в 2017 году на 8 %, за 6 месяцев 2018 года на 19 %;
по среднему времени тушения за 6 месяцев 2018 года на 7 %.
Организация координации деятельности всех видов пожарной охраны
В территориальный гарнизон пожарной охраны входят 257 пожарных подразделений, общей численностью 5468 человек, из них:
48 подразделений ФПС в составе 2588 человек, 213 единиц основной, 107 специальной и 45 вспомогательной техники:
47 подразделений противопожарной службы субъекта (далее - ППС) в составе 1121 человек и 104 единиц основной и 30 единиц приспособленной техники (АРС-14);
23 подразделения ведомственной пожарной охраны (далее – ВПО) в составе 426 человек, 35 единиц техники, 5 пожарных и 5 восстановительных поездов;
1 подразделение частной пожарной охраны (далее ЧПО) в составе 87 человек и 9 единиц основной техники;
10 подразделений муниципальной пожарной охраны (далее – МПО) в составе 50 человек и 14 единиц основной техники;
1029 общественных объединений пожарной охраны, в состав которых входит 128 подразделений добровольной пожарной охраны (далее – ДПО) в составе 1196 человек, 163 единиц основной и 90 вспомогательной техники:
Все указанные подразделения включены в расписание выезда и план привлечения.
Вместе с тем при проверке ПЧ-9 частной пожарной охраны ОАО «Сервис-Безопасность» установлено, что реализация приказов МЧС России от 25.10.2017 № 452 и от 26.10.2017 № 472 в полной мере не реализована;
аттестация должностных лиц на руководство тушением пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе местного пожарно-спасательного гарнизона не спланирована;
подготовка личного состава подразделений пожарной охраны с учетом новых требований не организована.
В подразделениях ППС субъекта (ПЧ-99) новое расписание выезда на момент проверки отсутствовало.
Подразделения МПО с 2010 года сокращены с 25 до 10 подразделений, по численности личного состава с 179 до 50 человек. МПО перестала существовать во всех муниципальных районах, за исключением Борисоглебовского городского округа. На сегодняшний день имеющиеся подразделения МПО имеют в своем составе на дежурстве одного водителя и не способны полноценно выполнять задачи по тушению пожаров и проведению АСР.
С 2012 года численность подразделений ДПО на территории Воронежской области увеличилась с 20626 чел. до 22269 чел. (добровольных пожарных команд (далее – ДПК) с 72 до 128 и добровольных пожарных дружин (далее- ДПД) с 897 до 963;
С начала 2018 года подразделениями ДПО Воронежской области самостоятельно потушено 94 пожара (АППГ -108, АППГ 2012 года - 5), что составляет 8,2 % от общего количества пожаров, принято участие в тушении пожаров в качестве дополнительных сил 203 раз, что составляет 15,4 % от общего количества пожаров.
В 34 муниципальных районах области создано и функционирует 38 клубов для добровольных пожарных, спасателей и волонтёров численностью 962 чел.
В настоящее время прошли обучение 22269 добровольных пожарных, что составляет 100 % от общей численности добровольцев. Обучение проводилось на базе ВДПО, подразделений ГПС Воронежской область.
Ведение сводного реестров общественных объединений пожарной охраны и сводного реестра добровольных пожарных проводятся с нарушением приказа МЧС России от 4 августа 2011 г. № 416, работа с общественными объединениями пожарной охраны не проводится, реестры с 2011 года не корректируются, соответствующие письма о корректировки реестров от общественных объединений пожарной охраны отсутствуют. Работу предлагается организовать и завершить до конца 2018 года.
Организация газодымозащитной службы
Всего на территории Воронежской области имеется 48 подразделений ФПС, принимающих участие в тушении пожаров. На сегодняшний день в соответствии с приказом МЧС России 09.01.2013 № 3 ГДЗС создана и функционирует во всех подразделениях. Допуск к работе в непригодной для дыхания среде имеют 1361 человек, из 1361 человека (100 %).
В подразделениях противопожарной службы субъекта газодымозащитная служба создана только в 35 подразделениях (74,5 % от общего количества), в ведомственной пожарной охране - в 7 подразделениях (30,4 %).
На вооружении подразделений ГПС Воронежского территориального пожарно – спасательного гарнизона имеется 1266 дыхательных аппаратов на сжатом воздухе, СИЗОД закреплены по групповому принципу. В 4 подразделениях СИЗОД закреплены по индивидуальному принципу (4,2 % от общего количества).
Для обеспечения эксплуатации СИЗОД имеется 8 баз ГДЗС (87 %) и 82 обслуживающих поста ГДЗС (100 %). Вместе с тем, базы и посты ГДЗС обеспечены 50 воздушными компрессорами (67,5 %) и 72 приборами проверки (40 %).
Для подготовки личного состава ГДЗС имеются 10 дымокамер (43 % от требуемого количества), 4 огневых полос психологической подготовки пожарных (50 % от требуемого количества).
На базе 3-х опорных пунктах по тушению крупных пожаров и проведению аварийно – спасательных работ занятия проводятся на приспособленных объектах (п.г.т. Анна, г. Борисоглебск, г. Павловск).
Кроме того, при проверке установлено, что личный состав пожарных подразделений показывает недостаточные знания обязанностей газодымозащитников, тактико-технические характеристики средств индивидуальной защиты органов дыхания, что указывает на низкое качество проведения занятий руководящего состава пожарных подразделений с газодымозащитниками.
Организация и осуществление на должном уровне контроля за проверкой наружного противопожарного водоснабжения
В Воронежской области на сегодняшний день имеется:
12723 пожарных гидрантов, неисправно 1055 (8,29 %);
1919 пожарных водоемов, неисправно 91 (4,74 %);
1656 водонапорных башен, неисправных 358 (21,62 %);
1132 пожарных пирсов, неисправно 15 (1,32 %).
Наибольшее количество неисправных гидрантов в городском округе город Воронеж.
В 2017 году отремонтировано 582 источников наружного противопожарного водоснабжения 463 пожарных гидранта, 42 пожарных водоема, 65 водонапорных башен, 12 пирсов), в 2018 году отремонтировано - 217 (1134 пожарных гидрантов, 32 пожарных водоемов, 157 водонапорных башен, 8 пирсов).
С 2014 по 2018 годы количество неисправных гидрантов уменьшилось с 1253 до 1055 (с 11,8 % от общего количества, до 8,29 %).
Количество безводных населенных пунктов составляет 64 (3,7 %), в которых проживает население численностью 24414 чел. (1,05 %). Наибольшее количество безводных участков в Каширском, Острогожском и Семилукском муниципальных районах области.
Главам органов местного самоуправления направлено 34 (АППГ – 71) информационных писем с предложениями и рекомендациями по обеспечению противопожарным водоснабжением населенных пунктов. Руководителям организаций, ответственных за содержание и ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения, направлены 34 (АППГ – 30) информационных писем, в органы прокуратуры 34 информационных письма (АППГ – 34).
Вопросы о состоянии источников наружного противопожарного водоснабжения рассматривались 38 раз, из них: на заседаниях комиссий по ЧС и ОПБ - 35 раз.
В 2017 – 2018 годах году к административной ответственности за ненадлежащее содержание источников наружного противопожарного водоснабжения надзорными органами привлечено 46 человек (должностные лица).
Вместе с тем, проверка противопожарного водоснабжения организована с нарушением Методических рекомендаций МЧС России по организации контроля за наружными системами противопожарного водоснабжения 2008 года, документация по проверке противопожарного водоснабжения на должном уровне не ведется (ПСЧ-27), документы по осеней проверке не представлены, проверка водопровода на водоотдачу не осуществляется, взаимодействие с органами прокуратуры по решению проблемных вопросов, связанных с противопожарным водоснабжением, не организована.
Результатом стал тот факт, что количество бесхозных гидрантов в настоящее составляет свыше 300 единиц.
Предлагается вынести вопросы по состоянию и проверке водоисточников на Правительственную комиссию Воронежской области и комиссии муниципального уровня по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Также предлагается ГУ МЧС России организовать работу с органами прокуратуры по привлечению соответствующих лиц к ответственности.
Работа по проведению квалификационных экзаменов (зачетов) у должностных лиц ФПС, выполняющих функции руководителя тушения пожара и проведения аварийно - спасательных работ
Работа по аттестации должностных лиц, допущенных к руководству тушением пожаров в Главном управлении МЧС России по Воронежской области организована в соответствии с требованиями приказа МЧС России от 20.10.2017 № 450 «Об утверждении Порядка проведения аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций»,.
В нарушение требований приказа МЧС России от 25.10.2017 № 452 аттестация начальствующего состава пожарных подразделений других видов пожарной охраны на право руководства тушения пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций порядком не осуществляется, предлагается устранить указанное замечание до конца октября 2018 годаВместе с тем работа по аттестации должностных лиц частной и муниципальной пожарной охраны не спланирована и не проводится.
В билетах по аттестации на руководство тушением пожаров и ликвидации ЧС вопросы по проведению аварийно-спасательных работ отсутствуют (устранено в ходе проверки).
Применение новых технологий в области пожаротушения
В подразделениях МЧС России Воронежской области на вооружении имеется 130 единиц высокотехнологического оборудования и техники.
За 9 месяцев 2018 года вышеуказанная техника и оборудование применялась 1136 раз, из них: при тушении пожаров 463 раза, при ликвидации дорожно-транспортных происшествий 97 раз, на пожарно-тактических и других учениях 576 раз.
Организация проведения аттестации пожарных подразделений на право проведения аварийно - спасательных работ
В Главном управлении МЧС России по Воронежской области на право проведения аварийно-спасательных работ аттестовано 42 подразделения ФПС (100 %).
Аттестации на классную квалификацию«Спасатель» подлежат 1694 человека личного состава МЧС России, из них аттестовано 1694 человек 100 %.
Вместе с тем в соответствии с приказом МЧС России от 25.07.2006 № 125 пожарные подразделения ФПС укомплектованы ГАСИ на 74 %, всего имеется 77 комплектов ГАСИ.
Предупреждение и тушение пожаров в организациях, в которых создаются объектовые подразделения ФПС ГПС
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.04.2005 № 477-рс в перечень организаций, в которых создаются объектовые и специальные подразделения ФПС включено 5 организаций, расположенных на территории Воронежской области, из них 4 охраняются ФГКУ «СУ ФПС№ 37 МЧС России», 1 охраняется ФГКУ «1 ОФПС по Воронежской области», в состав которого входит 4 пожарно – спасательные части и 2 отдельных поста.
Общая штатная численность объектовых подразделений ФГКУ «1 ОФПС по Воронежской области» составляет 438 единиц личного состава, из них 431 сотрудник и 7 работник. Указанная численность соответствует численности личного состава объектовых подразделений ФПС, установленной приказом МЧС России от 29.12.12 № 843. Некомплект составляет 39 человек (38 сотрудников и 1 работник).
ГУ МЧС России осуществляет свои полномочия по координации деятельности объектовых подразделений ФПС ГПС в соответствии с приказом МЧС России от 06.08.2004 № 372, Инструкцией о взаимодействии Главного управления МЧС России по Воронежской области и ФГКУ «Специальное управление ФПС № 37 МЧС России» от 18.04.2017 и другими нормативными правовыми актами МЧС России.
Функции по организационно-методическому руководству деятельностью объектовых подразделений ФПС ГПС возложены на управление организации пожаротушения и проведение аварийно-спасательных работ Главного управления.
За период с 2014 года и истекший период 2018 года на объектах, охраняемых объектовыми подразделениями ФПС Воронежской области пожаров не зарегистрировано.
Укомплектованность подразделений ФПС личным составом, пожарной техникой, ПТВ и запасами МТС
Численность личного состава пожарных частей (с учетом СПТ) и СПСЧ - 2196 единиц. Процентное соотношение административно - управленческого аппарата (обслуживающего персонала) подразделений и личного состава пожарных частей составляет 4,09 %.
На сегодняшний день в пожарно-спасательных подразделениях в соответствии с нормами положенности укомплектования личного состава для тушения пожаров на основной и специальной пожарной технике не хватает 226 единиц личного состава (201) непосредственно участвующих в тушении пожаров, из них: 2 начальника караула, 1 помощник начальника караула, 4 командира отделения, 81 водитель, 100 пожарных, 13 радиотелефониста (диспетчера).
Укомплектованность подразделений ФПС в соответствии со штатным расписанием составляет:
личным составом 90,8 % (по штату 2588, по списку 2351 человека);
пожарной техникой на 80,4 % (по штату 469, по списку 377), основной на 91 %, специальной на 75,3 %, вспомогательной на 55,9 %;
пожарно-техническим вооружением на 85,5 % (оборудованием рукавным и водопенным - 67 %, СИЗОД – 82 %, снаряжением пожарного – 93 %, диэлектрическим комплектом – на 82 %).
В настоящее время в территориальном пожарно-спасательном гарнизоне в неисправном состоянии находится 10 единиц пожарной техники. Денежными средствами на приобретение горюче-смазочных материалов, согласно приказу МЧС России от 30.03.2016 № 157, пожарно-спасательные подразделения ГУ МЧС России обеспечены только на 10 млн. 380 тыс. руб. 38 %.
В результате экономии ГСМ, выездные занятия по решению пожарно-тактических задач и оперативно-тактическому изучению объектов в 2018 году проведено на 30 %, что не позволяет личному составу дежурных караулов на должном уровне изучить особенности охраняемого объектах и полноценно отработать действия по тушению пожаров и проведению АСР.
Оснащенность подразделений пожарными рукавами не соответствует методическому руководству МЧС России по организации и порядку эксплуатации пожарных рукавов 2017 года. Фактическая оснащенность составляет только 46,4 %, из них: напорными рукавами Ø 51мм. – 54,6 %, напорными рукавами Ø 66 мм. – 41,1%, напорными рукавами Ø 77 мм. – 42 %, напорно–всасывающие рукавами Ø 75 мм. – 74,3%, всасывающими рукавами Ø 125 мм. – 77,4 %. Ø 150 мм. – 30,4 %, Ø 200 мм. – 66,7 %.
Предлагается ГУМЧС России совместно с УСПОР и ДГСП выйти с предложениями к руководству Министерства о выделении финансовых средств для приобретения пожарных рукавов в подразделения МЧС России Воронежской области.
Также отмечается, что, в большинстве подразделений не созданы условия для ремонта и обслуживания пожарных рукавов, отсутствуют помещения для их сушки, и мойки, а также необходимое оборудование для ремонта пожарных рукавов. Пожарные рукава, обслуживаются некачественно и не перематываются на другой шов, что непосредственно влияет на их срок эксплуатации.
Организация школы повышения оперативного мастерства
Школа оперативного мастерства (далее - ШОМ) организована в соответствии с приказом МЧС России от 26.10.2017 № 472.
Занятия в ШОМ проводятся ежемесячно в соответствии с расписаниями занятий, утвержденными начальником ГУ МЧС России. В каждой учебной группе ШОМ разработаны и утверждены планы выполнения индивидуальных заданий слушателями.
Вместе с тем проверка показала недостаточный уровень знаний по тактической подготовке среднего и старшего начальствующего состава вопросов пожарно-тактической подготовке, показанных при расчетах в документах предварительного планирования.
Организация охраны труда в основных и подчиненных подразделениях Главного управления соответствует требованиям законодательства Российской Федерации:
Охрана труда в ГУ МЧС России и подчиненных подразделениях организована в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23.12.2014 № 1100-н «Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы».
Руководящий состав Главного управления и подчиненных подразделений прошел обучение по охране труда в количестве 118 человек на базе автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Учебный центр «Логос»», ООО Воронежский учебный центр «Охраны труда», автономной некоммерческой организации Учебно-инженерный центр «Энергобезопасность экспертиза» и имеют удостоверения соответствующего образца (руководящий состав подразделений имеет законное право участвовать в организации охраны труда в подразделениях, проводить все виды инструктажей, участвовать в различных комиссиях проверке знаний по охране труда).
На занятиях в системе профессиональной подготовки и в рамках правового информирования до личного состава Главного управления и подчиненных учреждений доводится информация о несчастных случаях, произошедших на территории Воронежской области, Российской Федерации, ЦФО, а также обзоры и анализы о состоянии охраны труда.
В 2014 – 2015 годах в основных и подчиненных подразделениях Главного управления проведена специальная оценка условий труда 249 рабочего места. Вместе с тем на сегодняшний день требуется аттестация 60 рабочих мест (28 %) на которые требуется 28 000 рублей.
В подразделениях Главного управления за 2017 год и по настоящее время 2018 года несчастных случаев на производстве, пострадавших, погибших, групповых несчастных случаев не зарегистрировано.
Вместе с тем, места обслуживания аккумуляторных батарей не оборудованы местными вентиляционными системами;
в большинстве пожарно-спасательных частей отсутствует оборудование для испытания пожарно-технического вооружения;
первичный инструктаж на рабочем месте с личным составом дежурных караулов проводится не на должном уровне, в пожарных подразделениях инструкции первичного инструктажа к конкретному месту работы не привязаны;
в подразделениях отсутствуют копии приказов о допуске газодымозащитников, проработавших более 10 лет.
Организация работы с руководителями организаций по заключению договоров на оказание услуг в области ОПБ договорными подразделениями ФПС ГПС
В перечень создаваемых в 2009 году договорных подразделений ФПС вошли: объектовая пожарная часть № 7 (по охране АО Минудобрения).
Сумма договоров на 2018 год определена сметами расходов и составляет 30 млн. 702 тыс. 0 рублей.
Штатная численность подразделения на 2018 год составляет 91 человек, некомплект 6 человек (93,4%).
На вооружении подразделения находится 7 единиц техники.
За последние 5 лет на охраняемом объекте пожаров не зарегистрировано.
Ведение автоматической базы данных по дорожно-транспортным происшествиям
Ведение автоматизированной базы данных АБД ДТП организовано в соответствии с «Регламентом организации сбора и передачи информации МЧС России на сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащий информацию о ситуации на автомобильных дорогах федерального, регионального и межмуниципального значения» от 20.06.2018 № 2-4-71-16-18, утвержденным заместителем Министра МЧС России В.В. Аксеновым.