Б) Организация работы по прогнозированию чрезвычайных ситуаций в рамках системы мониторинга и прогнозирования ЧС.




Работа по наблюдению и лабораторному контролю организована и проводится в соответствии с постановлением администрации Воронежской области от 23.05.2006 № 393 «О сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Воронежской области» (в ред. постановления правительства Воронежской области от 16.05.2011 № 388 «О внесении изменений в постановление администрации Воронежской области от 23.05.2006 № 393»).

В целях осуществления развития системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций в ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Воронежской области» согласно приказу № 571 от 02.09.2013 «О совершенствовании ОДС ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Воронежской области» создан отдел мониторинга и прогнозирования, организовано круглосуточное дежурство специалистов данного отдела в составе оперативной дежурной смены ЦУКС. Штатная численность отдела составляет 5 человек, укомплектован на 100%.

Для обмена информацией с органами управления функциональных и территориальной подсистемы Воронежской территориальной подсистемы РСЧС по вопросам мониторинга и прогнозирования ЧС заключено 128 соглашений. С головными организациями Воронежской сети наблюдения и лабораторного контроля заключено 11 соглашений – 100%.

Для расчета параметров чрезвычайной ситуации и моделирования ее развития специалистом по мониторингу и прогнозированию оперативной дежурной смены ЦУКС по 17 основным типам ЧС и происшествий используется более 50 расчетных задач:

транспортные аварии (катастрофы) – 1 расчетная задача (программа расчета заторов);

пожары и взрывы – 31 расчетная задача (оценка последствий горения ЛВЖ и ГЖ, пожар разлития, горение парогазовоздушного облака, горение зданий и промышленных объектов, расчет взрыва газовоздушных смесей в открытом пространстве, расчет взрыва газопаровоздушных смесей в производственных помещениях, расчет взрыва пылевоздушной смеси в производственных помещениях, расчет взрыва топливовоздушной смеси, расчет взрыва при аварийной разгерметизации магистрального газопровода, расчет взрыва конденсированных взрывчатых веществ);

аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) аварийно химических опасных веществ – 9 расчетных задач (прогноз масштабов заражения (РД-52-04), определение угрозы химического заражения, определение опасности химического заражения, определение продолжительности химического заражения, оценка масштабов поражения при промышленных авариях с выбросом опасных химических веществ (ОХВ), расчет параметров заражения при проливе одного АХОВ, расчет параметров заражения при проливе нескольких АХОВ, загрязнение открытых водоисточников, определение сил и средств радиационной и химической защиты при ликвидации аварий на ХОО);

аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса, сброса) радиоактивных веществ – 4 расчетных задачи («Радиация» – оценка обстановки при разрушении ядерного реактора на АЭС, «RO» - выявление и оценка радиационной обстановки, «RDO» – расчет доз облучения, «Trace» – расчет последствий аварий с выбросом радиоактивных веществ);

внезапное обрушение зданий, сооружений, пород – 1 расчетная задача (расчет параметров завала);

гидродинамические аварии – 2 расчетные задачи («Волна», «Прорыв» – определение параметров волны прорыва при разрушении напорного фронта ГТС);

аварии на системах теплоснабжения – 2 расчетные задачи (расчет времени охлаждения помещения в жилых домах, расчет времени ликвидации аварии поврежденного участка тепловой сети и падения температуры воздуха в зданиях);

природные пожары – имеется 3 расчетные задачи (САУР «Экстремум» – моделирование развития лесного пожара; «Пожар 1.01» – определение линейных параметров распространения лесных пожаров, «КосмоМониторинг» – система расчета времени достижения фронтом пожара населенных пунктов).

Так же для оценки обстановки при опасных геологических явлениях (оползни, обвалы, осыпи), опасных метеорологических явлениях, опасных гидрологических явлениях (половодье, паводок) – по 1 расчетной задаче.

Для биолого-социальных ЧС имеется автоматизированная система информационного обеспечения данными по параметрам биолого-социальных источников ЧС.

Для поддержки принятия решений при моделировании ЧС различного характера используется система автоматизированного управления рисками «Экстремум». Данная система позволяет в кратчайшее время выявить зоны с показателями индивидуального риска, моделировать развитие обстановки на пожароопасных, взрывоопасных, химически опасных объектах; при наводнениях, лесных пожарах, геологических опасностях; определить комплексный риск территорий с учетом техногенных и природных рисков с отображением на картографической основе.

Для подготовки специалистов в области мониторинга и прогнозирования установлена система тестирования специалистов НЦУКС и ЦУКС территориальных органов МЧС России.

В настоящее время идет активное освоение информационного ресурса АИУС РСЧС-2030: заполнен блок «общая информация» и основные риски паспортов территории Воронежской области и муниципальных районов (100%), ведется заполнение общей информации по сельским поселениям, внесены паводкоопасные участки Воронежской области.

В информационно-справочной системе «Базы сценариев развития возможных ЧС» по каждому риску регионального и муниципального уровней имеется не менее 3-х вариантов развития ЧС, разработанных на основе рисков, характерных для территории Воронежской области.

Для мониторинга и прогнозирования обстановки на территории Воронежской области, а также в целях поддержки принятия управленческих решений специалистами ОДС ЦУКС используются около 90 информационных ресурсов:

20 информационных систем МЧС России;

39 информационных системы органов управления Ф и ТП РСЧС;

более 30 открытых информационных ресурсов сети интернет.

Для мониторинга лесопожарной обстановки используется информационная система дистанционного мониторинга федерального агентства лесного хозяйства. Имеется доступ к геоинформационным ресурсам управления космического мониторинга НЦУКС «КАСКАД» и «Космоплан». Установлен автоматизированный комплекс «Лесной дозор», позволяющий осуществлять мониторинг пожарной обстановки в режиме реального времени в лесных массивах. Заключен договор с федеральным государственным автономным учреждением «Управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации на использование информационной системы АИС «Оборонлес».

Для мониторинга радиационной обстановки специалисты оперативной дежурной смены используют информационную справочную систему автоматизированной системы контроля радиационной обстановки «АСКРО» государственной корпорации Росатом, а так же Воронежскую территориальную подсистему радиационного мониторинга ПАК «МониторРО» - мониторинг радиационной обстановки на 16 постах радиационного контроля Воронежской области.

Контроль обстановки на водных объектах Воронежской области осуществляется через сайт Центра регистра и кадастра Федерального агентства водных ресурсов, Российский регистр гидротехнических сооружений, Единую информационно-аналитическую систему управления водохозяйственным комплексом Российской Федерации Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Мониторинг обстановки, складывающейся на федеральных автомобильных дорогах области, производится с использованием 47 модулей видеонаблюдения ПК ЦУП (из них 32 оснащены метеостанциями).

Для контроля эпидемиологической обстановки на территории области используется система раннего оповещения «Сирано» федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

Для оперативного прогнозирования в ОДС ЦУКС имеются следующие информационно – справочные системы:

ИИУС (Интегрированная информационно-управляющая система трансляции и сбора информации на базе геоинформационных технологий) "БРИЗ";

электронный Атлас зон, подверженных воздействию быстроразвивающихся чрезвычайных ситуаций и требующих создания систем экстренного оповещения населения;

автоматизированная система информационного обеспечения СМПЧС и НЦУКС данными по параметрам АХОВ;

автоматизированная система информационного обеспечения СМПЧС и НЦУКС данными по параметрам биолого-социальных источников ЧС;

автоматизированная система краткосрочного оперативного прогноза природно-техногенных чрезвычайных ситуаций на территории субъектов российской федерации, входящих в центральный федеральный округ;

автоматизированная система расчета времени достижения фронтом пожара населенных пунктов;

информационно-справочные системы Всероссийского центра медицины катастроф «Всероссийская система оперативных донесений о чрезвычайных ситуациях» и «Силы и средства ВЦМК».

В информационно-справочной системе «База ЧС» отработано 100% информации по рискам возникновения ЧС различного характера, характерных для территории Воронежской области.

С января по сентябрь 2018 года подготовлено 368 прогнозов развития ЧС различной заблаговременности:

долгосрочный прогноз циклических ЧС, обусловленных весенним снеготаянием;

долгосрочный прогноз циклических ЧС, обусловленных природными пожарами;

долгосрочный прогноз циклических чрезвычайных ситуаций на осенне-зимний период;

9 среднесрочных прогнозов ЧС на месяц;

36 краткосрочных недельных прогнозов ЧС;

269 оперативных ежедневных прогнозов ЧС;

12 прогнозов развития обстановки при чрезвычайных ситуациях;

39 экстренных предупреждений.

Время с момента поступления информации о возможном возникновении опасных явлений до подготовки соответствующего прогноза составляет не более 30 минут.

Организовано доведение прогнозов развития ЧС до центра мониторинга и прогнозирования ЧС ЦУКС ЦРЦ, 19 территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, 19 органов исполнительной власти Воронежской области, 14 органов управления Ф и ТП РСЧС, 34 органов местного самоуправления и населения.

Все прогнозы доводятся своевременно. Оправдываемость прогнозов составляет 85%.

В соответствии с постановлением администрации Воронежской области от 23.05.2006 № 393 «О сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Воронежской области» (в ред. постановления правительства Воронежской области от 16.05.2011 № 388) на территории Воронежской области осуществляется координация деятельности региональной СНЛК за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях, воздействием вредных факторов на здоровье населения, с учетом требований нормативных правовых актов, в том числе государственных стандартов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: