Христос посреди нас!
Боголюбивейшая м. Платонида!
…Еще пишешь, что твоя знакомая попала в секту. Очень жаль, что наши православные очень мало знают свое учение и легко уклоняются в разные секты. Ибо все секты, ереси и расколы основаны на гордости и самовнушении. В Православии авторитет — Вселенские Соборы и учение святых отцов. Господь сказал: «Блажени чисти сердцем… тии Бога узрят» (Мф. 5, 8). Вот святые отцы с Божией помощью очистили сердца от страстей. Они правильно знают волю Божию, открытую в Священном Писании, а не очистившие сердце от страстей не могут правильно понимать Святое Писание, и такие люди претыкаются на Священном Писании, уклоняются с правильного пути и идут в разные стороны. Так сказать, сошли с большого парохода и сели на утлую ладью, и хотят переплыть житейское море, и погибают в волнах суетных мудрований. Они вырывают текст из Священного Писания для оправдания своего заблуждения.
Призываю на вас Божие благословение, с любовью о Христе ваш доброжелатель и сомолитвенник многогрешный схиигумен Иоанн.
19.01.1951, Новый Валаам
Боголюбивейшая раба Божия Т.!
Я писал тебе, как исполнять молитвенное правило в семейной жизни, а теперь пишу о духовной жизни.
Преподобный Агафон сказал: «Духовная жизнь подобна дереву: телесный труд, подвиг — листья, а душевное делание — плоды». Писание говорит: «Всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и в огонь вметаемо» (Мф. 3, 10). Вообще телесные подвиги не как добродетель, а средство, или пособие, к добродетели. Если не будет плодов: любви, радости, мира, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости, воздержания (см.: Гал. 5, 22), — тогда всуе будут телесные подвиги. Преподобный Варсонофий Великий сказал: «Если внутреннее делание по Богу не поможет человеку, то напрасно он трудится во внешнем».
|
Очень немногие знают, в сущности, о духовной жизни, и застревают на букве, убивающей дух: не коснися, ниже вкуси, ниже осяжи [Кол. 2, 21].
Святой Максим Исповедник сказал: «В мале [немного] упражняйся во внешнем делании, но все силы употреби на внутреннее делание». Святой Иоанн Лествичник говорит: «Весьма развратился нынешний век, и весь стал преисполнен возношением и лицемерием: труды телесные, по примеру древних отцов наших, может быть, и показывает, но дарований их не сподобляется, хотя, думаю я, естество человеческое никогда так не требовало дарований, как ныне. И справедливо мы это терпим, потому что не трудам, но простоте и смирению являет Себя Бог». Святой Исаак Сирин говорит: «Если будешь трудиться в прекрасной добродетели и не почувствуешь от нее помощи, то не дивись. Ибо пока не смирится человек, не получит награды за свое делание. Награда дается не за делание, но за смирение».
Преподобный Антоний Великий сказал: «Когда я сидел у одного аввы, пришла некоторая дева и сказала старцу: «Авва, я пощусь и вкушаю один раз в неделю и ежедневно изучаю Ветхий и Новый Заветы». Старец отвечал ей: «Сделалась ли для тебя скудость все равно что изобилие?» Она сказала: «Нет». — «Бесчестие как похвала?» Сказала: «Нет, авва». — «Враги как друзья?» Отвечала: «Нет». Тогда говорит ей мудрый тот старец: «Иди трудись, ты ничего не имеешь».
Действительно, так постилась и изучала Священное Писание, но духовной жизни не научилась, чему учит Священное Писание. Вот и трудилась, бедная, всуе. И фарисеи назубок знали все Писание, а по Писанию не жили. Вот и не познали истины — распяли Господа.
|
Духовная наука важнее всех наук, ибо она учит о Боге и о загробной вечной жизни. В духовной жизни главное делание — молитва, ибо мы очень слабенькие, без Божией помощи не можем приобрести ни одной добродетели. Наш должен быть труд, а успех зависит от благодати. А благодать помогает и хранит — не за труды, а за смирение, как и выше я упоминал.
Скажу немного о молитве. В уме не надо иметь никакого воображения: ни Спасителя, ни Божией Матери, ни святых. Ум заключать в слова молитвы, и внимание держать в верхней части груди, ибо внимание — душа молитвы. На сердце не надо нажимать вниманием. Если будет внимание в груди, тогда и сердце будет сочувствовать, и голова будет как бы пустая, то и в Церкви будем стоять не рассеянно, иначе мысли замучают и по закону сплетения будут носиться по предметам мира сего. «Наши мысли не что иное, как одни мечтательные образы вещей чувственных и мирских», — сказал преподобный Исихий.
Вот что еще: надо стараться, с Божией помощью, развить в чувстве смиренный дух, чтобы увидеть себя хуже всех. На опыте так и будет, если будешь следить за собой и не обращать внимания на недостатки других.
Святой архиепископ Феофил посетил однажды гору Нитрийскую, и пришел к нему авва горы. Архиепископ спросил его: «Какое делание, по твоему опытному сознанию, есть высшее на иноческом пути?» Старец отвечал: «Повиновение и постоянное самоукорение». Архиепископ сказал: «Иного пути, кроме этого, нет» («Отечник»). Ибо самоукорение есть невидимое преуспеяние, потому что человек хорошо совершает путь свой и не замечает этого. Так и самомнение, и самоугодие есть скрытая погибель. Можно сказать — это секрет в духовной жизни, редкие люди могут понять. Большинство смотрит только на внешние подвиги человека, и духовная жизнь, по их разумению, во внешних подвигах.
|
Скитяне египетского скита, если какая добродетель их делалась известною, уже не признавали ее добродетелью, но как бы грехом. Вот как они боялись тщеславия, человекоугодия и лицемерия. Вот черта подвижника: простота, откровенность и естественность. Это немногие понимают.
А от повиновения, или от послушания в полном смысле, — отсечение своей воли во всем — происходит бесстрастие. Святые отцы послушание приравнивают к мученичеству. Если кто подклонит свою волю под иго послушания, тогда он будет всегда мирен и спокоен.
В данное время очень трудно найти опытного руководителя в духовной жизни. Святой Петр Дамаскин сказал: «В начале я много терпел вреда от неопытных советников». Да, один рассудок, без опыта, не может руководить, у человека, живущего духовною жизнью, только покривит духовное делание.
Не хотел сказать свое замечание, но все же скажу: «Духовные академии и семинарии изучают только переплет Библии, а духа не изучают, теорию словесности проходят и подвешенным языком могут говорить хорошо, но чувствуется, что говорит один рассудок, ибо гортань различает брашно [пищу]. Науки очень нужны, без науки как ты будешь защищать Православие и говорить народу назидание? Но к ней также надо прибавить учение о едином на потребу».
Кончаю писать, конечно, много осталось недоговорено — в следующем письме добавлю.
Призываю на тебя Божие благословение.
Многогрешный схиигумен Иоанн.
07.06.1954
Боголюбивейшая м. Платонида!
Христос посреди нас!
Твое содержательное письмо я получил и с любовью прочел.
Что ты написала о своем внутреннем состоянии, все это у меня есть. Точно жила близ меня и записывала все мои душевные уклонения. Однако унывать не будем, но с Божией помощью постараемся положить доброе начало, чтобы жизнь проводить в полном смысле по-христиански.
Просишь меня сделать указание или определить правило и наладить твою жизнь на путь истинный. Эта твоя просьба превышает мой ум и духовные способности, но за послушание, позабыв свою немощь и неспособность, пишу, что Господь положит мне на сердце.
Старайся не осуждать никого ни в чем. Чего себе не хочешь, того и другим не делай. Помни, что за каждое праздное слово дадим ответ перед Богом на Страшном Суде. Двум господам служить нельзя. Примиряйся с соперником, чтобы он не заключил тебя в темницу. Чтобы вражды не было ни с кем, иначе молитва не будет угодна Богу, даже послужит во грех. Как же будем просить у Бога прощения нашим грехам, когда сами не прощаем?
Вот тебе коренное указание, на котором зиждется наше спасение. Конечно, легко указать и легко пожелать, но исполнить очень трудно, и мы — немощные. Одних наших сил не хватит — должны просить помощи у Бога, чтобы Он, по Своему милосердию, помог нам, грешным. Вот святые отцы и избрали молитву Иисусову — непрестанную. Вам, в миру живущим, очень трудно держать непрестанную молитву, однако знай, святые отцы всякое доброе дело приписывают молитве: добрый разговор, память Божию, терпеть поношение, укорение. Презрение и насмешки и т.д. Ты хочешь иметь определенное правило молитвенное. Преподобный Исаак Сирин не советует обременять себя вычитыванием количества стихословий и быть рабом у правила. Ибо в рабском делании нет мира (Слово тридцатое «О том, как должно молиться без кружения мыслей»).
Можно читать утром и вечером несколько молитв, сами определяйте сколько, сообразуйтесь с временем, только чтобы было не на ветер, а со вниманием, ибо внимание — душа молитвы. Ежедневно надо прочесть главу Святого Евангелия и главу Апостольских посланий.
По Божией милости, что было у меня на сердце, то и написал, и прими это не как закон или повеление, а как совет. Сама усматривай и сообразуйся с условием вашей жизни.
Прошу святых молитв ваших, твой недостойный сомолитвенник многогрешный схиигумен Иоанн.
05.08.1954, Новый Валаам
Кондак 1
Нетленный Царю веков, содержащий в деснице Своей все пути жизни человеческой силою спасительного промысла Твоего, Благодарим Тя за все ведомые и сокровенные благодеяния Твоя, за земную жизнь и за небесные радости Царства Твоего будущего. Простирай нам и впредь Твои милости, поющим: Слава Тебе, Боже, во веки.
Кондак 5
Не страшны бури житейские тому, у кого в сердце сияет светильник Твоего огня. Кругом непогода и тьма, ужас и завывание ветра. А в душе у него тишина и свет: там Христос! И сердце поет: Аллилуиа!
(Из благодарственного акафиста «Слава Богу за всё»)
[1] Очиститься «малой печатью» или «огненным крещением» — обрезать гениталии («удесных близнят») и половой орган («ключ бездны») ножом, серпом, топором или выжечь каленым железом. Как скопцы «крестили» женщин, лучше и не упоминать.
[2] «Если же рука твоя, или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненну.» (Мф. 18, 8-9)
[3] Радения — «богослужения», совершаемые скопцами. Радения совершаются четырьмя способами: «корабликом», когда радеющие становятся в круг один сзади другого и ходят, сильно припрыгивая, друг за другом гуськом; «стеночкой», когда радеющие становятся также в круг, но плечом к плечу, и ходят вприпрыжку посолонь (т.е. по солнцу, слева направо); «крестиком» — 4-8 человек становятся по одному или по два в каждый угол и затем скорым шагом, опять-таки припрыгивая, крестообразно сменяют друг друга; «в одиночку» — несколько человек выходят на середину и под такт скороговорчатых «распевцев» начинают кружиться на одном месте, все быстрее и быстрее, так что рубахи их надуваются и шумят как паруса. Это пляска, которой скопцы предаются до одурения, должна истощать силы и ослаблять «злую лепость». Это и есть их «богослужения».
[4] Кормчий — глава общины, так называемого «корабля».
[5] Евангелие от Матфея, глава 10, стих 16
[6] Откровение Иоанна Богослова, глава 3, стих 20
[7] Откровение Святого Иоанна Богослова, глава 3, стих 20
[8] Евангелие от Матфея, глава 21, стих 13
[9] Евангелие от Матфея, глава 18, стих 20
[10] Псалом 11, стих 2
[11] Псалом 142, стих 4
[12] Псалом 32, стих 22
[13] Откровение Иоанна Богослова, глава 13, стих 8
[14] Евангелие от Матфея, глава 5, стихи 43-45
[15] Валков Н. «Секта скопцов». С. 134-135
[16] Евангелие от Матфея. Глава 19, стихи 11-12
[17] Евангелие от Матфея. Глава 15, стихи 7-9
[18] Евангелие от Матфея, Глава 5, стих 8 (восьмая заповедь блаженства из Нагорной проповеди Иисуса Христа)
[19] Евангелие от Матфея, Глава 15, стих 14
[20] Евангелие от Матфея. Глава 6, стихи 19-21
[21] Евангелие от Матфея. Глава 27, стих 46
[22] Чистилище (лат.)
[23] Дмение — высокое самомнение
[24] Солея (греч.) — возвышение
[25] Амвон (греч.) — «край горы»
[26] Стихарь — верхнее богослужебное одеяние, длинное, с вырезом для головы и широкими рукавами, в которое облачается диакон и другие церковнослужители. Стихарь священников и епископов делается из более простой ткани, чем у диаконов, и, являясь нижним одеянием, называется подризником. Стихарь же диакона своим благолепием изображает ангельскую одежду.
[27] Епитрахиль (греч. «на шее») — одно из священнических облачений, представляющее собой надеваемую на шею и свободно ниспадающую спереди широкую ленту с вышитыми крестами. Знаменует сходящую свыше благодать священства, поэтому без нее священнослужитель не совершает никакого богослужения или священнодейства.
[28] Пояс — принадлежность священнических облачений. Представляет собой широкую ленту с крестом и надевается поверх подризника и епитрахили. Знаменует духовную бодрость и силу.
[29] Фелонь (риза) — верхнее богослужебное облачение священника, представляющее собой длинное широкое одеяние с вырезом для головы и высокими, твердыми оплечьями. Вмещая в себя множество высоких духовных символов, фелонь общим своим обликом преимущественно означает сияние Божественной славы и крепости, облекающих священнослужителей, одеяние праведности и духовной радости.
[30] Поручи — принадлежность священнического облачения. Представляют собой две немного выгнутые полосы плотной материи с крестом посредине, которые плотно надеваются на запястья рук при посредстве шнура. Поручи знаменуют Божественную силу священства, а также символизируют узы Христа Спасителя.
[31] Срачи́ца — нижнее белое покрывало престола. Знаменует собою плащаницу, в которую было обернуто тело Спасителя при положении во гроб.
[32] Индития (греч. «надеваю») — верхняя одежда (покров) престола и жертвенника, светлая и праздничная, знаменующая сияние Божественной Царственной славы.
[33] Первый член из «Символа веры» — краткого и точного изложения основных истин Православной веры, составленного и утвержденного на I и II Вселенских Соборах. Состоит из двенадцати членов, в каждом из которых содержится особая истина, догмат веры.
[34] Орарь — принадлежность диаконского облачения: длинная широкая лента, которую диакон носит закрепленной на левом плече, а конец ее держит правой рукой. Орарь знаменует благодать священного сана, ангельские крыла, благое бремя служения Христу.
[35] Часы — ежедневные богослужения, приуроченные к определенному времени дня и посвященные воспоминанию страданий Спасителя.
[36] Псалом 5, стих 8
[37] Евангелие от Матфея. Глава 18, стих 20
[38] Евангелие от Матфея. Глава 26, стихи 26-28
[39] Евангелие от Луки. Глава 22, стих 19
[40] Евангелие от Иоанна. Глава 6, стихи 53-58
[41] Евангелие от Матфея. Глава 26, стих 42
[42] Евангелие от Матфея. Глава 26, стих 52
[43] Евангелие от Матфея. Глава 10, стих 28
[44] Евангелие от Матфея. Глава 5, стих 44
[45] 3-й Псалом Давида в переводе на русский литературный язык
[46] Евангелие от Иоанна. Глава 15, стих 13
[47] См.: Псалом 89, стих 10
[48] Евангелие от Матфея. Глава 5, стихи 10-12 (заповеди блаженства из Нагорной проповеди Иисуса Христа)