ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СЕМЕЙНОМ УКЛАДЕ 12 глава





Начиная с 1990-х годов Россия является частью мирового сообщества, которое испытывает как положительные, так и отрицательные последствия общемирового развития. Помимо прочего в России действует и целый ряд собственно исторических обстоятельств, как традиционных для страны, так и приобретѐнных в результате реформ. В наше время актуально одно из знаменитых высказываний Н. Макиавелли. «Римляне, - писал он, - поступали так, как надлежит поступать всем мудрым правителям, то есть думали не только о сегодняшнем дне, но и о завтрашнем, и старались всеми силами предотвратить возможные беды, что нетрудно сделать, если вовремя принять необходимые меры, но если дожидаться, пока беда грянет, то никакие меры не помогут, ибо недуг станет неизлечимым. Здесь происходит тоже самое, что и чахоткой: врачи говорят, что вначале эту болезнь трудно распознать, но легко излечить; если же она запущена, то еѐ легко распознать, но излечить трудно. Также и в делах государства: если своевременно обнаружить зарождающийся недуг, что дано лишь мудрым правителям, то избавиться от него нетрудно, но если он запущен так, что всякому виден, то никакое снадобье уже не поможет … Римлянам не по душе была поговорка, которая не сходит с уст теперешних мудрецов: полагайтесь на благодетельное время, - они считали благодетельным лишь собственную доблесть и дальновидность. Промедление же может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро, как добро, так и зло» [5, с. 100]. Решение многих проблем затруднительно по причине того, что социальные и духовные вопросы запущены, что привело к распространению экстремизма в самых грубых его проявлениях. Примером том служат недавние события, произошедшие в одном из городов Дагестана Кизляре, в которых пострадало мирное население, представители ГАИ и органов внутренних дел. Среди пострадавших представители разных этносов Дагестана, разных вероисповеданий (христиане и мусульмане). Картина складывается таким образом, что люди, принадлежащие не классическому исламу и навязывающие свою трактовку развития общества, взаимоотношений заставляют людей боятся за себя, своих детей, не могут планировать свою последующую жизнь без страха. И эти люди живут среди нас и могут проявить свой негатив в любое время, тем самым подчеркивая отсутствие общепринятых моральных принципов и ценность человеческой жизни. На одном из совещаний о мерах по стабилизации социально-политической обстановки и нейтрализации терроризма в Северокавказском регионе президент РФ Д.А. Медведев сказал, что «внешние факторы имеют место быть. Но основная причина кренится внутри страны»… Таким образом, современный экстремизм отличается сложностью и многообразием (ваххабиты, салафиты, язычники). Эффективная борьба с этими негативными социальными явлениями и системами должна опираться на глубокое научное понимание их сущности, истоков, причин формирования, законов их развития. Таким образом, преобразование и развитие общества, народов, столкнулась с извечной проблемой полярных противоположностей, которые определяются через друг друга и в отдельности не могут существовать – это добро и зло. Эта аксиома диалектической этики Добро утверждает себя через активное преодоление зла. Оно закаляется в борьбе со злом и никаким иным способом. Объясняется это абсолютизацией целей и идеалов, которые по своему трактует каждое идеологическое направление. Сегодня идея Бога и его нравственные заветы, идея Общества, идея человеческой личности, идея Этноса, идея социальной Справедливости существует абсолютно отдельно, доведенные до крайности перешли в свою противоположность. Республика Дагестан обладает уникальным историческим опытом совместного проживания, мирного общения и сотрудничества народов. Данная модель этнонациональных отношений характеризуется приспособлением и согласованностью специфических интересов в единой целостности и может быть использована в качестве примера другими многонациональными регионами. Поэтому, с учѐтом глобализации и развитием общества необходимо: -реальное улучшение социально-экономического положения широких масс, особенно в Дагестане, создание уверенности в завтрашнем дне, создание перспектив; - выработать убедительное и доступное идеологическое обоснование верности пути развития страны; -разработать программу социально-психологической реабилитации исторического сознания дагестанских народов; -проводить комплексную работу по усилению общероссийской национальной и идентичности, в основе которой должно лежать убеждение и чувство принадлежности к единой светской, толерантной, высокодуховной и высокоморальной нации, гордящейся своим славным прошлым и создающей новое, социально справедливое, мощное и процветающее современное общество. Литература:

1. Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому экстремизму: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х томах/ Под ред. А-Н.З Дибирова, М.Я. Яхъяева, А.М. Муртузалиева, К.М. Ханбабаева. – Махачкала: Издательство «Лотос», 2008. Т.1.

2. Выступление на совещании о мерах по стабилизации социально-политической обстановки и нейтрализации террористических и экстремистских угроз в Северокавказском регионе. 19 августа 2009 год. Ставрополь //Официальный сайт президента РФ: https://www.kremlin.ru/text/appears/2009/08/221024.shtml)

3. Мирский Г.И. Возврат в Средневековье? // Россия в глобальной политике. 2006.

4. Смит Э. Д. Национализм и модернизм: Критический обзор современных теорий наций и национализма. / Пер. с англ. А. В. Смирнова, Ю. М. Филиппова, Э. С. Загашвили, И. Окуневой. — М.: Праксис, 2004.


ПОИСК СИСТЕМНЫХ ОСНОВАНИЙ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ИНТОЛЕРНАТНОСТИ В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ: УДАЧИ И ПРОБЛЕМЫ Авксентьев В.А., Россия, г. Ставрополь Северо-Кавказский федеральный округ был создан в январе 2010 года на волне резкой эскалации напряженности, роста терроризма и экстремизма на Юге России. С первых дней существования нового округа стало очевидным, что перед полномочным представителем президента в округе стоят задачи, отличающиеся не только от тех, которые решают полпреды в других округах, но и от задач, с которыми пытались справиться предшественники по Южному федеральному округу, а именно: изменить обстановку на Северном Кавказе не методом реагирования на уже свершившиеся события, а путем воздействия на системные причины роста напряженности, национализма и экстремизма. В этих условиях особое значение приобретает точное определение системного основания затяжного кризиса на Северном Кавказе, с разной интенсивностью протекающего в регионе в течение всего постсоветского периода. На этапе создания округа высшим политическим руководством страны была поставлена задача изменить динамику событий чисто экономическими методами. Сомнение в результативности такого подхода неоднократно высказалось в научно-экспертном сообществе региона. Однако в течение нескольких первых месяцев работы в должности полпреда А.Г. Хлопонин существенно изменил свое видение проблем. В его выступлениях все отчетливее стала звучать мысль о том, что экономические средства недостаточны для решения этнополитических проблем. В выступлении на заседании этнического совета при губернаторе Ставропольского края 18 января 2011 г. А.Г. Хлопонин отметил: «Я никогда не соглашусь, что ключом к решению национальных проблем является экономика». Несколько позднее, в феврале этого же года в выступлении в Кабардино-Балкарском госуниверситете полпред категорически опроверг расхожую версию о том, что обострение ситуации в округе вызвано высокой безработицей. «На Кавказе в этом отношении не хуже, чем в остальных регионах», отметил полпред. Идеи о том, что проблемы национализма, экстремизма и терроризма не могут быть сведены к экономическим неурядицам, наиболее последовательно среди региональных руководителей проводит глава Ингушетии Ю.Б. Евкуров. В интервью газете «Новые известия» 28 февраля 2011 г. он сказал, что в большинстве своем ребята, которые «ушли в лес», имели работу, достаток, учились или имели образование. То есть они ушли в лес не от безысходности, не из-за безработицы, по крайней мере, в большинстве случаев. Кроме того, отметил глава республики, отсутствие работы не повод взрываться и взрывать других. Более того, даже среди самых отъявленных бандитов, которые творят беспредел, не было мотива мести. Таких единицы, где экстремизм порождается жесткими акциями силовиков. Серьезным прорывом в управленческой деятельности была принятая в сентябре 2010 года Стратегия социально-экономического развития СКФО, в которой впервые в документах такого рода содержался анализ социально-политической обстановки в регионе как серьезного препятствия для масштабной реконструкции. Однако общественный дискурс по поводу публикации этого документа был кратковременным и интерес к нему стал снижаться с весны 2011 года. Кроме того, добротный анализ социально политической обстановки в «Стратегии…» не привел к рациональному выбору сценария развития Северного Кавказа. Несмотря на то, что в регионе отсутствуют условия даже для базового сценария (т.е. умеренного, «среднего»), был выбран т.н. оптимальный сценарий, предполагающий масштабную экономическую реконструкцию и большие инвестиции. Таким образом, в конечном итоге, в выборе пути развития региона в управленческой среде в конечном итоге возобладал экономический детерминизм. Тем не менее, полпред А.Г. Хлопонин сделал большую ставку на работу с населением, с гражданским обществом, минуя республиканские властные структуры. Это большое отличие позиции А.Г. Хлопонина от полпредов в Южном федеральном округе и большинства местных руководителей, с недоверием относящихся к институтам гражданского общества. В СКФО было создано несколько дискуссионных площадок – Общественный совет округа, Совет старейшин, ежегодный молодежный форум «Машук» и другие. Что касается федеральных органов власти, они по-прежнему ориентируются на финансовые вливания и главную проблему видят в безработице. Официальная безработица, действительная, большая, однако эти цифры мало отражают реальность. Во-первых, они не фиксируют того факта, что большой объем регионального продукта создается в «теневом секторе», во-вторых, получение того или иного пособия стало важной частью жизни северокавказского социума. В регионе не хватает престижных рабочих мест, требующих экономического или юридического образования. В то же время чиновники наиболее трудоизбыточных регионов (например, Дагестана) ставят вопрос о борьбе с незаконной трудовой иммиграцией.

Не вызывает сомнений тот факт, что экономические неурядицы вносят свою лепту в социально-политическую напряженность на Северном Кавказе, но они не являются ключевыми. Гораздо более важным является тот факт, что социум Северного Кавказа представляет собой расколотый мир, причем не только по экономическим параметрам. Это явление не является специфически северокавказским. В Аналитическом докладе «Двадцать лет реформ глазами россиян (опыт многолетних социологических замеров)», подготовленном институтом социологии РАН, показана отчуждѐнность значительной части населения от собственной жизни, которая представляется им неуправляемой, точнее – управляемой какими-то внешними


силами, и в которой они, не имея возможности рассчитывать на чью-то поддержку, являются лишь «игрушкой в руках судьбы». Разница в условиях материального благосостояния порождает в современном российском обществе не только различия в доступе к разного типа материальным благам, но и своего рода принадлежность к двум разным мирам – миру, где ты уверен в себе, можешь управлять своей жизнью и рассчитывать на поддержку окружающих, и миру социальной эксклюзии, для которого характерно зависимое, отчуждѐнное существование, без опоры на социальные сети, не только без чувства уверенности в себе, но, как правило, и без каких-то надежд на будущее. Этот вывод авторов доклада «Двадцать лет реформ глазами россиян» имеет важное объяснительное значение для ситуации на Северном Кавказе, а также для понимания того, почему массированные финансовые вливания в регион не дают желаемого эффекта и не приводят к снижению экстремизма и интолерантности. На Северном Кавказе, как и во всей стране, сложился обширный мир социальной эксклюзии, еще более жесткий и инертный вследствие кланового устройства регионального социума. Отчуждение от власти воспринимается как отчуждение от российского государства, многие люди не видят своего места в нынешней системе раздела сфер влияния между властью, бизнесом и «остальным» обществом. Социальная эксклюзия – один из важнейших макросоциальных факторов распространения экстремизма и терроризма на Северном Кавказе. Не безработные и якобы не имеющие средств к существованию люди, а люди оказавшиеся в ситуации социальной эксклюзии становятся «питательной средой» для распространения радикальных исламистских идеологий типа неоваххабизма. Конечно, безработица и бедность являются составной частью социальной эксклюзии, но не единственной и не самодостаточной. Люди, наблюдая за тем, как возникают капиталы и богатство, какая тесная связь между богатством и властью, лишенные не только реального доступа во власть, но даже гипотетической возможности этого, поскольку принадлежат «не к тому клану», не имеют нужных родственных или иных связей, ощущают свою полную выключенность из жизни. На этом фоне им предлагается вариант радикального переустройства общества на якобы аутентичных исламских принципах, а на самом деле на основе передела власти под религиозными лозунгами. Длительный опыт научно-экспертной деятельности в северокавказском регионе позволяет сделать вывод о том, что основой затяжного регионального системного кризиса является этнополитический кризис, который, однако, также не является самостоятельным или самодостаточным. Кризис на Северном Кавказе, протекающий с разной степенью интенсивности, является специфическим региональным выражением кризиса российской государственности. Этничность (а в последние годы конфессиональные отношения) являются формой, в которой протекают кризисные процессы. Проблемы Северного Кавказа – это резонансный эффект наложения общих проблем современной России на реальные или надуманные, правильно понятые или ошибочно интерпретированные, затяжные или кратковременные противоречия, проблемы, травмы в межэтнических отношениях. Коррупция, неэффективность государственного управления, экономическая депрессия в той или иной степени характерны всей России. Даже клановость, считающаяся отличительной чертой северокавказской социальной жизни, в той или иной степени распространилась по всей России, а на Кавказе она имеет специфическую черту – этническую. Интолерантность, радикализм и экстремизм на Северном Кавказе – это «прорыв на поверхность» тех глубинных процессов, которые происходят в современной России. Борьба с этими явлениями ведется на уровне следствий, а не причин. Несмотря на рост террористической активности, большая часть северокавказской молодежи настроена конструктивно и пророссийски. В Кабардино-Балкарии как реакция на усиление террористической активности в 2010-2011 гг. возникло движение «анти-джихад». При различных оценках этого феномена эксперты сходятся во мнении, что оно имеет негативный характер: в любом случае возникновение «анти-джихада» свидетельствует о неверии граждан в способность власти справиться с бандподпольем и снизить остроту терроризма. Эксперты также говорят о реальной опасности возрождения кровной мести, что свидетельствует о недоверии к способности государственных институтов поддерживать правопорядок. Таким образом, мы имеем дело с двумя группами причин роста интолерантности и экстремизма на Северном Кавказе. Первая группа – накапливающиеся и нерешающиеся проблемы современной российской государственности, совокупность и динамика которых позволяет говорить о том, что страна вступает в полосу политического кризиса. Вторая группа – затяжные этнополитические проблемы, напряжения и конфликты на Северном Кавказе, многие из которых, в свою очередь, порождены отсутствием эффективной государственной национальной политики (не принята адекватная современным реалиям концепция государственной национальной политики, долгое время проблемы Северного Кавказа рассматривались в современной России как «досадная помеха», сохраняется стремление скрыть этническую компоненту в социальных конфликтах и др.). Часть из этнополитических проблем связана с исторически сложившимися отношениями между этническими общностями, многие, действительно, имеют исторически обусловленные причины, но динамика этнополитической напряженности обусловлена не столько характером этих проблем, сколько эффективностью государственной политики на современном этапе и общим состоянием российского социума.

Очевидно, что эти две группы причин отнюдь не составляют «замкнутый круг» и зависимость второй группы от первой очевидна. Это, однако, не означает, что вся деятельность, направленная на формирование общероссийской идентичности. культуры межнационального общения, этнокультурных компетенций будет


бесполезной до тех пор, пока не будут решены актуальные проблемы современного российского государства. Наоборот, сферы культуры, образования, медийный комплекс представляют собой наиболее эффективный инструмент формирования нового типа межэтнических и межкультурных отношений. В этом направлении наиболее актуальными представляются следующие направления деятельности. Во-первых, необходим переход от проекта формирования гражданской российской идентичности к проекту российской цивилизации. Определенные результаты по формированию гражданской идентичности достигнуты, однако этого недостаточно. Необходим следующий шаг – от сообщества граждан к народу как социокультурной целостности. Во-вторых, необходима переориентация массового сознания от прошлого к будущему. «Зацикленность» на прошлом, гипертрофированная увлеченность историей привели к тому, что исторические сюжеты стали фактом современной политики, вокруг них выстраиваются многие этнические мифы. Выборочные исторические факты используются для предъявления претензий, а из истории извлекаются в основном негативные сюжеты. В то же время отсутствует проективное мышление, не сформированы позитивные образы будущего. В-третьих, необходимо возрождение светских ценностей, научно-реалистического мировоззрения, назрела необходимость последовательной секуляризации общественно-политической жизни. Работа выполнена в рамках исследовательского проекта «Этнополитические основания системного менеджмента на Северном Кавказе», реализуемого при поддержке РГНФ, грант № 11-03-00070а РАЗВИТИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Афонасенко Е.В., Россия, г. Благовещенск В условиях современного мира, насыщенного интенсивными межэтническими контактами, развитие этнической толерантности приобретает особое звучание. Актуальность разработки проблемы формирования этнической толерантности определяется не только эффективностью межэтнической коммуникации, но и вопросами национальной безопасности и стабильности общества в условиях интеграции и взаимодействий народов и их культур. Сегодня развитие толерантности по отношению к другой культуре, представителям других национальностей является необходимым и значимым аспектом современного общества. Научно-образовательное сотрудничество между разными странами, расширение спектра образовательных услуг для иностранных граждан в условиях российского вуза порождает ряд проблем, связанных с вопросами этнической толерантности. Известно, что межнациональное общение сопряжено с преодолением множества трудностей, в том числе и психологического характера. Неизбежно возникающие противоречия, связанные с разными культурными традициями, особенностями поведения, ценностными ориентациями, являются одними из самых трудноразрешимых, поскольку столкновения разных точек зрения, мнений, ценностных ориентаций могут вызывать конфликтные ситуации, обусловленные переживаниями по поводу потери своего лица, престижа, своего собственного этнического образа, сложившегося в самосознании. Одним из эффективных механизмов разрешения конфликтов подобного рода можно стать развитая этническая толерантность. Ее формирование фактически означает следующее: «я уважительно отношусь к вашей системе ценностей и принципов, допускаю ее самостоятельное существование, так как осознаю необходимость существования иного, чем мое, в качестве условия для развития моего; но при этом я понимаю и то, что иное не может быть принято мною в качестве жизненного ориентира» [1]. Данная установка способствует осуществлению полноценной толерантности, поскольку предполагается не только уважение в отношении к иному, но и понимание необходимости его существования для собственного развития. Амурская область исторически является своеобразным местом встречи двух великих цивилизаций – России и Китая. Толерантность в условиях взаимодействия двух сопряженных в едином геоисторическом пространстве культур является одним из основных моментов их развития и сосуществования. В столицу Приамурья приезжает учиться молодежь из разных областей КНР. В процессе обучения в вузе происходит встреча различных систем мировосприятия и миропонимания. Именно в результате такого рода межэтнических контактов у многих студентов закрепляются стереотипы межэтнического восприятия и поведения, которые они могут пронести через всю жизнь. Поэтому среди множества задач, решаемых вузом, особое место занимают вопросы формирования этнической толерантности, способности понимать ценности разных культур, развитие у учащихся интереса к своей исконной культуре, формирование этнокультурной компетентности (кросскультурной грамотности).

Этнокультурная компетентность степень проявления человеком знаний, навыков и умений, позволяющих ему правильно оценивать специфику и условия взаимодействия, взаимоотношений с представителями других этнических общностей, находить адекватные формы сотрудничества с ними с целью поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия. Кросскультурная грамотность понимается, как умение человека принимать содержание и формы культуры другого народа, участвовать в совместной культурной деятельности, обогащающей и развивающей его как личность. Ведущее значение кросскультурной грамотности – становление позитивного отношения к иной культуре, к межкультурным различия [2]. Кроме того, развитие кросскультурной грамотности способствует формированию


компетентности и углублению знаний о своей собственной традиционной культуре, становлению позитивной этнической идентичности. Процесс формирования кросскультурной грамотности может осложняться имеющимися стереотипами межличностного восприятия, непонимания и неприятия культурной специфики другого человека, житейской психологией, предубеждениями, страхами межэтнического взаимодействия. В тоже время декларировать этническую толерантность вне настоящей ситуации общения с представителями другого этноса и быть толерантным в реальных условиях межэтнического взаимодействия не одно и то же. К сожалению, в учебных заведениях данным вопросам еще не уделяется достаточного внимания. Довольно редко или совсем не ведется работа по подготовке учащихся к межкультурному взаимодействию. В Благовещенском государственном педагогическом университете на протяжении нескольких лет проводится определенная работа в данном направлении. Так, например, в рамках исследовательского направления осуществляется изучение вопросов, касающихся этнокультурной специфики развития личности; проблем межэтнических взаимодействий и отношений; адаптации китайских и русских студентов, обучающихся за рубежом к условиям новой социокультурной среды. Проводится изучение этнических стереотипов представителей данных общностей, что позволяет определить основные особенности психологического фона сложившихся межэтнических отношений в Приамурье. Особое внимание уделяется изучению этнического самосознания, выявлению традиционных и инновационных представлений в содержании ценностных ориентациях молодежи двух стран. Исследование этнической идентичности свидетельствует о том, что большинство российских и китайских студентов имеют положительную этническую идентичность, которая является необходимым условием и основой этнической толерантности. Одним из направлений исследовательской деятельности является изучение общего и специфического в плане ценностных ориентаций, моральных норм, суждений, представлений. Так, например, осуществлялось исследование морального сознания китайской и русской молодежи, в ходе которого были выявлены особенности представлений россиян и китайцев о справедливости в трудовых отношениях, этике семейных отношений, нормах тактичности, моральных ценностей и принципов, специфике решения моральных дилемм, экологической этике. Были выделены особенности представлений о достойном человеке в культурах Китая и России. Просветительская работа, основанная на понимании того, что построение толерантных отношений невозможно без знаний особенностей поведения, традиций, привычек того или иного народа, заключается в ориентации студентов на понимание ценностей, как отечественной культуры, так и иных культур; предоставлении информации о сущности феномена толерантность и формах его проявления в межэтническом взаимодействии; формировании представлений о возникновении и закреплении в общественном сознании различных форм этнических стереотипов и дискриминации по признаку расы и этничности; получении знаний о различных культурах и психологических особенностях их представителей. Вышеуказанные задачи в условиях вуза реализуются в различных организационных формах: от включения информации, демонстрирующей значимость толерантности в современном обществе, в программу учебных курсов до проведения специальных тренинговых занятий. На психолого-педагогическом факультете разработаны и ведутся занятия для студентов по спецкурсу «Этническая психология», задачами которой являются не только сведения о культурных различиях представителей разных народов, но и развитие способности студентов к рефлексии, позволяющей осуществлять выбор культурных ценностей, ведущей к пониманию содержание родной и иной культуры. В содержании учебной программы данного спецкурса включены сведения о региональной специфике взаимодействий русских и китайцев на территории Приамурья, психологических особенностях современной молодежи России и Китая. С целью развития этнической толерантности молодежи в условиях межэтнического взаимодействия в период обучения в вузе специалистами разрабатываются психолого-педагогические программы, направленные на формирование этнической толерантности с использованием кросскультурных ассимиляторов, дискуссий, встреч, тематических семинаров, совместных занятий российских и китайских студентов. Проводятся психологические тренинги по преодолению трудностей в межэтническом общении, развитию сплоченности и толерантности в студенческой группе. Одним из удачных примеров решения задачи по формированию межэтнической толерантности можно назвать исследование взаимосвязи особенностей кросскультурной грамотности с уровнем этнической толерантности российских и китайских студентов педагогического университета. Гипотезой исследования послужило предположение о том, что существует взаимосвязь между уровнем кросскультурной грамотности с уровнем этнической толерантности: в частности, после проведения специальных занятий по развитию кросскультурной грамотности, уровень этнической толерантности у китайских и российских студентов возрастет. Исследовательская работа проводилась в три этапа:

На первом этапе была проведена диагностику уровня этнической толерантности, кросскультурной грамотности у китайских и российских студентов. В целом, можно отметить, что выраженность кросскультурной грамотности и этнической толерантности находиться на среднем уровне у обеих групп студентов, однако, многие российские студенты отмечали, что плохо знают свои традиции, исконную


культуру и еще меньше культурологических сведений имеют о соседях с другой стороны Амура. Представление о других этнических группах скорее носит стереотипный характер, прослеживается явно размытое представление о других культурных общностях. На втором этапе с экспериментальными группами были проведены специальные занятия, направленные на формирование кросскультурной грамотности, развитие представлений об этнопсихологических особенностях разных народов, выявление различий и сходств между своей и иной этнической общностью. Одной из особенностей занятий являлось моделирование ситуаций взаимодействия с представителями других этносов, и, в частности, с представителями китайского этноса, что давало возможность студентам поставить себя на место представителей данных групп, глубже осознать их этнокультурную специфику. На третьем этапе, после проведения тренинга, были сделаны повторные замеры у экспериментальной и контрольной группы. Результаты психодиагностики продемонстрировали повышение уровня этнической толерантности у экспериментальной группы, по сравнению с контрольной группой. Полученные результаты свидетельствуют о некотором изменении установок студентов в сторону осознания ценности толерантного отношения к «другим» и понимания необходимости уважения традиций и особенностей представителей других. В частности, после проведения тренинга, увеличилось количество положительных ответов в таких вопросах как: «важно ли любить свой народ, но уважать язык и культуру других народов?»; «важно ли быть готовым иметь дело с представителем любого народа, несмотря на национальные различия?»; «важно ли всегда находить возможность мирно договориться в межнациональном споре?»; «важно ли предпочитать образ жизни своего народа, но с большим интересом относиться к другим народам?». Результаты нашего исследования наглядно демонстрируют значимость системы психоло-педагогических мероприятий, развивающих этнокультурную компетентность и формирующих этническую толерантность в условиях образовательного пространства. В целом можно сказать, что формирование этнической толерантности в условиях образовательного пространства вуза является важнейшей задачей современного общества. Решение этой проблемы тесно связано с необходимостью создания комплексной системы психолого-педагогических условий, направленных на развитие толерантного сознания учащейся молодежи. Литература:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: