ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СЕМЕЙНОМ УКЛАДЕ 27 глава




3. Художественная культура старообрядчества: книжное дело, иконопись, орнаментирование на лестовках, поясах (если оно есть);

4. Повседневная культура старообрядчества: культура быта, еда, утварь,

 

Данные направления исследования могут быть применены при изучении как программных тем по иностранному языку, так и обсуждении проблем культуры. Реализация предлагаемого проекта позволяет:

формировать межкультурную компетенцию за счет региональной идентичности на основе интегративного комплекса принципов, методов обучения и осуществления исследования;

изучить один из феноменов региона Среднего Урала – старообрядцев – как целостное историческое, культурное, общественное, ценностное явление, что способствует формированию и региональной идентичности, и межкультурной компетенции как основ толерантности;


осуществить интерпретацию и анализ комплекса материалов и источников исследования ( от неопубликованных архивных, фотодокументальных свидетельств и вещественных памятников до данных, приведенных в научной литературе (исследования по истории, лингвистике, этнографии и фольклору, публицистике, СМИ) как авторами исследования, так и контингентом обучаемых.

 

Практическая значимость предлагаемого проекта междисциплинарного проекта – формирование толерантности студентов Уральского региона на основе интегративной модели формирования межкультурной компетенции студентов на основе региональной идентичности на материале старообрядцев как феномена культуры Среднего Урала. Литература:

1. Декларация принципов толерантности: утвержд. резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года [Электронный ресурс] URL:https://www.tolerance.ru/declare.htm

2. Репина Л. П. «Новая историческая наука» и социальная история. М., 1998. С. 128.

3. Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России. Социально-политические процессы в меняющимся мире / Б.А. Ручкин.. – Тверь, 2000.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 032700 Филологии, квалификация (степень) «бакалавр», 2010. https://edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/trm34-1.pdf.

5. Council of Europe. Modern languages: Learning, Teaching, Assessment. A Common European Framework of Reference.Strasbourg, 1996. Recommendation of the European Parlament and of the Council (on key competences for lifelong learning). (https://europa.eu.int/comm/education/policies/2010/objectives en. html#basic)

 

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАСИЗМУ И КСЕНОФОБИИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ Овчаренко С.А., Кучумова Е.А., Дейкина Л.И., Россия, г. Санкт-Петербург К сожалению, такое негативное явление, как интолерантность являются очень древним и присутствует на нашем континенте гораздо дольше, чем демократия и понимание необходимости защиты прав человека. Одной из основ прав человека является принцип равенства между людьми и запрет на любую дискриминацию по признаку расы, религии, национальности или принадлежности к группе меньшинств, будь то меньшинства этнического, религиозного или сексуального. Совет Европы и был создан для защиты этих прав и борьбы с интолерантностью (ксенофобией и расизмом). С тех пор пройден длинный путь, но так и не удалось окончательно искоренить в наших обществах идеи интолерантности. Более того, в кризисные моменты, в периоды трудностей или принятия сложных решений, эти явления вновь выходят на поверхность и отравляют демократическую жизнь. В этом отношении не является исключением и Российская Федерация. Повседневной реальностью нашей страны стала ксенофобия и то, что ее сопровождает, – выражение все более ярого национализма. И если между различными этническими меньшинствами традиционно существует доброе согласие, происки некоторых групп или отдельных лиц подрывают сами основы такого согласия. Поэтому все российское общество должно активно реагировать на рост ксенофобии и расизма и формировать толерантную среду, особенно среди молодежи. Ксенофобия – это одна из черт массового сознания, которая носит преимущественно стихийный характер, даже и в тех случаях, когда развивается под воздействием целенаправленных информационно-пропагандистских усилий. Ксенофобия выступает важнейшим источником экстремизма и под ней обычно понимаются различные проявления интолерантности по отношению к группам, которые воспринимаются массовым сознанием как «чужие». Сам термин ксенофобия как раз и означает настороженность и недоброжелательство (т.е. фобии) к чужим. Ее разновидностью является этнофобия (или этнофобии), которая может быть направлена как против конкретных этнических общностей, так и против некоего слабо дифференцированного в массовом сознания конгломерата «чужих» народов («кавказцев», «южан», «инородцев»). Хоть ксенофобия, расизм, политический экстремизм и терроризм далеко не одно и то же, но ксенофобия является очень важным источником и дальней предпосылкой как политического экстремизма, так и терроризма. Ксенофобия - это массовое настроение подозрительности, переходящей в ненависть к "чужим". Экстремизм - организованная сила, эксплуатирующая страхи и объединяющая возбужденных этими страхами и ненавистью людей в различного рода группировки. В России действуют организации, члены которых, в основном молодежь, поддерживают и отстаивают лозунг "Россия для русских". Терроризм - это тот сегмент организованного экстремизма, который базируется на не-легитимном насилии против гражданских лиц, то есть против невооруженных людей. В противодействии экстремизму решающую роль должны играть меры раннего предупреждения ксенофобной агрессии.

В России принят Закон "О противодействии экстремистской деятельности", однако он, как и принятые до него законодательные акты, направленные на пресечение расовой, религиозной и национальной розни, не действует. Рядовые граждане зачастую не осуждают экстремистов, если это представители "своей" национальности. Что касается сотрудников правоохранительной сферы, скажем, милиции, то в их деятельности заметно стремление квалифицировать даже видимые невооруженным глазом проявления идеологически мотивированного насилия как разрозненные акты "хулиганства" или молодежные "разборки". Акты не работают, поскольку закон может быть действенным только в том случае,


если общество заинтересовано в его реализации и требует его применения. Пока же общественная ситуация в России не благоприятствует эффективному действию подобных законов. Если деятельность экстремистских движений не встречает отпора со стороны государства и общества, то начинается эрозия всей общественно-политической жизни, размывание конституционных устоев. Мировой опыт показывает, что с экстремизмом, ксенофобией, расовой дискриминацией, наркоманией, нельзя бороться только "сверху", только усилиями власти. Однако если это признают в России, то попадут в замкнутый круг, ведь в России и "верхи" не могут, и низы еще "не хотят" противодействовать экстремизму [1]. В настоящее время наиболее возмутительной формой проявления национального экстремизма, расизма, ксенофобии и антисемитизма стали вылазки «скинхедов». Причем для них характерен не столько антисемитизм, сколько агрессивная ксенофобия по отношению в первую очередь к выходцам из закавказских и среднеазиатских республик бывшего СССР, а также стран Африки. В последние три года активность скинхедов оставалась на высоком уровне. По оценкам правоохранительных органов, численность скинхедов в России составляет 10000 человек, объединенных в 35 крупных скин-группировок, большая часть которых находится в Московском регионе и Санкт-Петербурге. По подсчетам независимых экспертов, в России в настоящее время насчитывается свыше 50000 бритоголовых, что сравнимо с их общей численностью во всем остальном мире – 70000 человек. Они не объединены в единую организацию, а, напротив, рассеяны по множеству мелких банд. Основной состав скинхедов – выходцы из малообеспеченных семей, не видящие для себя особых перспектив. Впрочем, среди них встречаются и выходцы из семей предпринимателей (в основном среднего и малого бизнеса). В России принята Федеральная программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». Она направлена на оказание государственной поддержки процессу строительства гражданского общества и включает в себя создание на различных уровнях – федеральном, региональном и муниципальном – социально-психологической служб, введение гуманитарной и психологической экспертизы учебников, образовательных программ, критериев профессиональной подготовки государственных служащих, работников правоохранительных органов, органов управления и средств массовых информации. Теперь очень важно, чтобы она заработала в полную силу. По нашему мнению, сегодня необходимо улучшать просвещение граждан, необходим институт экспертизы по проблемам ксенофобии и антисемитизма, необходимо повышение квалификации работников прокуратуры, судов, полиции, совершенствование правоприменительной практики в этой сфере. Необходимо также, не посягая на свободу СМИ, продумать правовой механизм противодействия действию в России антисемитской прессы и литературы. При всех сложностях и недостатках должно быть главное – политическая воля власти и общества к сотрудничеству и взаимодействию в этой важной сфере. Кроме того, важно обратить внимание на то, в какой степени российское законодательство защищает граждан от наиболее опасных проявлений интолерантности. Так, в статье 19 Конституции РФ декларируется равенство прав и свобод для всех граждан страны. В ней указано, что «запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». В статье 29 содержится запрет на пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, а также на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды. Данные конституционные положения находят отражение в уже упоминавшихся статьях 136 («Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина») и 282 («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства») УК РФ, предусматривающих уголовную ответственность за указанные противоправные деяния. В уголовном законодательстве содержатся и иные запреты на проявления криминальной ксенофобии. В частности, в четырех статьях Особенной части Уголовного кодекса РФ совершение преступлений по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды является квалифицирующим признаком при назначении наказания. К их числу относятся статьи 105 («Убийство), 111 («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью»), 112 («Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью»), 117 («Истязание»), 244 («Надругательство над телами умерших и местами их захоронения»). Кроме того, в Общей части Уголовного кодекса в перечне обстоятельств, отягчающих наказание, указывается та же формулировка: «совершение преступлений по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды» (статья 63, часть 1, пункт «е»). Данное отягчающее обстоятельство, также как и любое другое, должно выявляться следователем в ходе расследования уголовного дела, а если оно установлено, то вменяться обвиняемому по любой статье Особенной части Уголовного кодекса. Вместе с тем по указанным мотивам, конечно же, могут совершаться лишь ограниченный круг преступлений. Таким образом, может совершаться широкий спектр криминальных деяний, направленных против личности, собственности, государственной власти, а также мира и безопасности человечества. К их числу относятся как насильственные преступления, так и деяния, посягающие на равноправие граждан. Наконец, в Уголовном кодексе России есть уже упоминавшаяся выше статья 357 («Геноцид»), предусматривающая ответственность за самые опасные проявления криминальной ксенофобии.

Соответствующие статьи, запрещающие пропаганду ксенофобии и дискриминацию граждан по национальному, расовому и религиозному признакам, имеются также в законодательстве о средствах массовой информации, об общественных объединениях, о свободе совести и религиозных объединениях, в


Трудовом кодексе РФ и др. Так, например, в статье 16 Федерального закона РФ «Об общественных объединениях» («Ограничения на создание и деятельность общественных объединений») сказано, что «Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности». В статьях 23 и 24 этого закона указано на то, что названия и символика общественных объединений не должны оскорблять национальных и религиозных чувств граждан. Статья 4 Закона РФ «О средствах массовой информации» («Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации») утверждает: «Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, … для осуществления экстремистской деятельности». В статье 51 («Недопустимость злоупотребления правами журналиста») говорится, что «Запрещается использовать право журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями». Литература:

1. Дружба народов", 2005, №1 https://magazines.russ.ru/druzhba/2005/1/pain15.html БОЛЬШАЯ КОНТАКТНАЯ ГРУППА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ Петрушин С.В., Россия, г. Казань Толерантность - это ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех граждан быть различными; обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. В связи с этим, актуальным становится поиск методов и средств развития толерантности, прежде всего, в молодежной среде. Одним из возможных направлений такой работы является разработка новых форм социальной, педагогической и психологической работы в условиях не только малой, но и большой группы. Сегодня в связи с радикальными преобразованиями в мире конца XX и начала ХХI века проблематика больших групп переживает второе рождение. Вновь наблюдается усиление внимания к большим группам, к возможностям их использования в социальной практике. Мир сегодня столкнулся с серьезной проблемой, обозначаемой разными терминами (зомбирование, программирование и т. д.), суть которой заключается в том, что существуют способы и технологии влияния на сознание отдельного человека за счет использования большой группы как условия и как средства этого влияния. В настоящее время уже назрела необходимость новой парадигмы в изучении больших групп. Традиционная идея о негативном влиянии большой группы, идущая от Г. Лебона, нуждается в пересмотре. С подачи З. Фрейда в качестве очевидного у многих исследователей присутствует мнение, что от большой группы людей, в которой нет четкого руководства, можно ожидать чего угодно; масса импульсивна, непостоянна и раздражительна; в основе ее поведения лежит исключительно инстинктивность (бессознательность). Действительно, исторически сложилось так, что наиболее разработанной в психологии оказалась именно манипулятивно-негативная сторона использования эффектов большой группы. В основе предлагаемой нами новой парадигмы в рассмотрения большой группы лежит представление о том, что в ней заложен мощный конструктивный и позитивный потенциал, который нуждается в отдельном изучении. О том, что большую группу пора реабилитировать, все чаще начинают говорить различные исследователи. Мы считаем, что сегодняшняя психологическая работа может значительно обогатиться использованием потенциала большой группе. Если малая группа является прообразом семьи, то большая группа может рассматриваться как модель гораздо большей общности, то есть как прообраз социума, окружающего мира. Групповая работа в ней позволяет решать широкий круг задач, связанных с взаимодействием личности и социума, личности в социуме. На наш взгляд, в перспективе возможно развитие целого направления психологической работы по формированию толерантности, где возможности большой группы будут использоваться адекватно.

Общая цель работы в большой группе может заключаться в социально-психологической подготовке толерантной личности в широком социальном контексте. Эта подготовка предполагает умение строить общение в группах с большим количеством человек, способность быстрой адаптации при переходе из одной общности в другую, пребывание в различных сообществах без внутреннего конфликта и невротизации, умение выстраивать взаимодействие между этими сообществами. Большая группа дает возможность свести людей разных национальностей, культур, социально-психологических миров, религиозных и политических убеждений. Возможности большой группы включают в себя построение различных «Мы», взаимодействия между «Я» и «Мы», между одним «Мы» и другим «Мы», между «Мы» и «Они». Чем динамичнее культура, тем быстрее происходят социальные изменения, в связи с чем человек должен непрерывно выстраивать адекватное взаимодействие с меняющимся миром. Активная социальная позиция, толерантность к другим сообществам, противодействие отчужденности, аутизму и страху перед людьми, саморегуляция и гибкость


реагирования в постоянно изменяющемся социуме рассматриваются как важные дополняющие в наборе компетенций современного человека, развитие которых возможно именно в условиях большой группе. Понимание того, каким образом люди общаются друг с другом в многочисленных по составу участников неформальных объединениях, поможет разрешить многие сложные вопросы. Как отдельные направления такой работы можно выделить следующие: обучение противодействию вовлечения в секты; обучение умению быть собой в толпе в экстремальной ситуации. Особый интерес представляет предположение, что в больших группах возможна тенденция к самоорганизации, что определяет актуальность их изучения в плане развития гражданского общества и повышения субъектности больших групп. Общение в большой группе всегда имеет элемент стихийности и ролевого многообразия, что может благотворно сказываться на психическом здоровье ее участников. В этом направлении нами были проведены многолетние исследования. Объектом являлись специфические большие группы, которые отличаются от простого скопления множества человек (например, тысячных толп фанатов на футбольных матчах, массовых скоплений на различных рок-фестивалях, участия тысячи бегунов в марафонских забегах, толпы студентов в университетах). Они также отличаются от всевозможных производственных событий, на которых необходимо присутствие всех сотрудников по поводу информирования или празднования (например, собрания, юбилеи, торжественные открытия какого-либо нового направления деятельности, выборы руководства и т. д.). Иначе говоря, такие группы не являются ни толпой, ни организацией, а могут рассматриваться как качественно другая форма взаимодействия. Особенность рассматриваемой нами большой группы «нового типа» в том, что в ней происходит управляемый процесс, главным условием является которого организация контактов (интеракций) между всеми присутствующими в направлении предложенной темы и общей цели. Этому способствуют специальные приемы, которые дают возможность всем участникам взаимодействовать друг с другом, вносить свои вопросы и предложения, сообща их обсуждать. Эти группы качественно отличаются от мероприятий, где, например, триста человек на пленарном заседании слушают трех различных ораторов и имеют только несколько минут, чтобы задать вопросы. Большую группу «нового типа» мы предлагаем обозначать особым термином «большая контактная группа», чтобы отделить ее от существующих больших стихийных групп (например, толпы) и от организованных групп. Название связано с тем, что особенностями такой большой группы являются наличие интеракций каждого с каждым и возможность непосредственного общения всех участников между собой. Выделенные нами большие группы можно рассматривать как организованную совокупность взаимопересекающихся и включенных друг в друга (в соответствии с принципом «матрешки») индивидов, пар, малых и средних подгрупп. При этом каждый участник может свободно перемещаться в пространстве всей группы, включаться в подгруппы различной численности. В настоящее время в практике зарубежной групповой работы используется уже свыше 70 методов эффективной проектной и развивающей работы в условиях большой группы, количество участников в которых доходит уже до 3 тысяч человек Ранее мы отмечали, что психологическая работа в группе с большим количеством участников связана с рядом серьезных трудностей. Они сопряжены с тем, что на большие группы нередко переносится методология работы в малой группе. В связи с этим результаты такой работы оказываются неэффективными. Большая контактная группа требует другого подхода. С опорой ранее на выявленные нами социально-психологические особенности большой контактной группы, мы теперь можем построить новую стратегию психологической работы в условиях большой группы. Она заключается в том, что важное отличие большой контактной группы от малой заключается в том, что по мере увеличения участников возрастает такой параметр группы, как стихийность. Именно она является одним из специфических ресурсов тренера при организации ситуаций в большой группе. Путь развития большой контактной группы заключается не в снижении стихийности, а в чередовании стихийной и организованной групповой активности с удержанием состояния группы на среднем неустойчивом уровне. Направление группового развития, осуществляемое ведущим группы, заключается не в упорядочивании и не в хаосе (то есть не в уходах в крайности), а в поддержании этого неопределенного состояния. Именно неопределенность и неустойчивость могут быть факторами ускоренного развития и трансформационных эффектов на уровне личности и группы. Если эту неопределенность специально не поддерживать, то у большой контактной группы возникает две опасности, которые сводят «на нет» ее преимущества. Уход в сторону организованности и структурированности ведет к возникновению группы по типу организации. В этом случае происходит фиксация ролевой структуры, закрепление лидеров в постоянном положении, возникновение иерархии и всех остальных процессов, благодаря которым стихийное начало группы минимизируется. В случае крена в строну стихийности, большая группа регрессирует на свой нижний уровень и становится толпой. В таком случае говорить о каком-то развитии участников не приходится, поскольку механизмы толпы формируют закрытость, де-индивидуализацию, подчинение лидеру и т. д. Только если в большой группе сохраняется баланс стихийного и организованного, тогда большая группа может соответствовать критериям большой контактной группы.


В заключение и в дополнение к вышесказанному можно выделить следующие преимущества работы по формированию толерантности в большой группе: – если группу рассматривать как «некий микрокосм, общество в миниатюре», то по мере увеличения числа участников увеличивается степень репрезентативности результатов для участников тренинга. В большой группе снижается эффект лабораторности и полученные результаты могут с большей легкостью переноситься во внешний мир. Значительно увеличивается количество обратной связи от участников; – большая группа может затрагивать не только межличностные проблемы, но и проблемы отношения к человечеству. Это тематика рода, племени, коллективного бессознательного, архетипы, экзистенциальные проблемы. Иначе говоря, открываются возможности для исправления недостатков персональной социализации, возникает возможность повторной социализации личности; – в большой группе значительно увеличивается уровень эмоций и переживаний участников, то есть в большой группе гораздо легче создать благоприятную, эмоционально насыщенную атмосферу, активизировать не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу личности; – в группе с большим количеством участников снижается влияние руководителя, психолога, так как он не в состоянии уделить внимание каждому участнику. Как следствие, обращение за помощью и советом происходит к равным себе партнерам, что может увеличивать активную позицию самих участников; – в большой группе возникает гораздо больше возможностей создания развивающих ситуаций, которые невозможно воспроизвести в малой группе. К таким ситуациям можно отнести следующие: один участник и большая группа, межгрупповое общение, общение в малой группе на фоне других групп, переход из одной малой группы в другую на протяжении одного тренинга. Для выяснения возможностей использования большой группы в тренинге нами был разработана и успешно использована методика психологической работы в группе с большим количеством человек. Ее основные принципы — импровизационно-диалогическая стратегия психологического воздействия, концентрация и синтез форм общения, поэтапное снижение активности ведущего, периодическая перегруппировка участников, волнообразное развитие групповой динамики. Данные разработки могут быть востребованными в самых различных сферах социальной жизни, в том числе, в молодежной среде. Групповая работа в условиях большого числа участников может стать не только изощренным способом манипулирования сознанием людей, но и новым измерением в социальной, педагогической и психологической работы по формированию толерантности среди молодежи и расширением арсенала социально-психологического инструментария у специалистов в этой сфере. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ И МЕТОДЫФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ Сатиева Ш.С., Досумбаева Ж., Казахстан, г. Семей

Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости». Кроме того, все словари XX века однозначно указывают прямое толкование толерантности как терпимости. Словари XX века определяют «толерантность» как терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям или просто называют «толерантность» синонимом понятия «терпимость». Словарь Брокгауза и Ефрона сводит толерантность в основном к веротерпимости. Слово «терпимость» трактует как способность что-либо терпеть только по милосердию или снисхождению. Другие словари дают похожее толкование. По мнению М.В.Семашко, понятие «терпимость» содержит в себе пассивное принятие окружающей реальности, непротивление ей, способность подставить вторую щѐку. Понятие «толерантность» было введено в научный оборот в XVIII веке. В отличие от «терпимости» (терпеть — «не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-то бедственное, тяжелое, неприятное»), толерантность (в современный язык слово пришло из англ. tolerance) — готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения или взгляды тобою не разделяются и не одобряются. Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Одним из важнейших факторов формирования личности является общение. Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое дальнейшее развитие в трудах отечественных психологов: Ананьева Б.Г., Бодалева А.А., Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Ломова Б.Ф., Лурии А.Р., Мясищева В.Н., Петровского А.В. и др. Отмечается, что проявления затрудненности общения, обусловленные фактором межличностных отношений, обнаруживаются в форме изменения стилей общения. По данным исследований, среди факторов затруднения общения межличностные отношения занимают I место. Одной из сложных проблем психологии являются затруднения, с которыми человек сталкивается в деятельности, общении. Проблема затруднений, или "барьеров" общения, в качестве объекта специального исследования изучается с середины 20 века (Д. Кати, Л. Ли, Г. Лассвелл, М. Андерсен, Е.С. Кузьмин, Б.Д. Парыгин, В.Ф. Ломов, А.А. Коломенский, А.А. Климов и др.) Поварницына Л.А. выделяет шесть групп трудностей общения. 1 группа – трудности, связанные с неумением вести себя, незнанием что и как сказать; 2 группа – трудности, связанные с непониманием и неприятием партнера общения; 3 группа – трудности, вызванные непониманием партнера общения, т.е. недостаточной сформированностью собственной перцептивной стороны общения; 4 группа - трудности, связанные с переживанием неудовольствия, даже раздражения по отношению к партнеру; 5 группа – трудности, вызванные общей неудовлетворенностью


человека общением. Таким образом, анализируя причины, вызывающие затруднения в общении, можно сделать вывод, что частыми причинами затруднений общения могут, по мнению исследователей, выступать индивидуально-психологические особенности общения, включающие интеллектуальные, волевые, личностные проявления человека. Зимняя И.А. дает такое определение. Затруднения в общении – это субъективно переживаемое человеком состояние "сбоя" в реализации прогнозируемого (планируемого) общения вследствие неприятия партнера общения, его действия, непонимания текста (сообщения), непонимания партнера, изменения коммуникативной ситуации, собственного психологического состояния. Кан-Калик В.А. называет затруднения в общении некими "психологическими барьерами", которые препятствую нормальному общению, влияют на деятельность субъектов. Затруднения, как считает А.К. Маркова, выявляются в форме остановки, перерыва деятельности, самого общения, невозможности его продолжения. Затруднения имеют несколько функций. Позитивная функция затруднения (по А.К. Марковой) имеет два значения: индикаторное (привлечение внимания слушателя-партнера); стимулирующее, мобилизирующее (активизация деятельности при анализе и преодолении затруднения, приобретение опыта). В то же время А.К. Маркова фиксирует и негативную функцию затруднения, имеющую два значения: сдерживающее (в случае отсутствия условий для преодоления затруднения или наличия неудовлетворенности собой, например, заниженной самооценки); деструктивное, разрушительное (затруднения приводят к остановке, распаду деятельности, уходу от общения). На современном этапе затруднения или "барьеры" общения рассматриваются с разных позиций. В рамках общей психологии они классифицируются как смысловые, эмоциональные, когнитивные, тактические. Зимняя И.А. выделяет следующие основные области затруднения человека в общении: этно-семиокультурная, статусно-позиционно-ролевая, индивидуально-психологическая, возрастная, деятельностная, область межличностных отношений. Статусно-позиционно-ролевая область затруднений в общении – Это область обуславливается целым рядом причин: семейным воспитанием, позицией в общности, атрибутами роли, статусом учреждения и т.д. Эти затруднения возникают в условиях асимметрии статусов, позиции комплементарности (взаимодополняемости) прав и обязанностей конвенциональных ролей. Вопрос о сущности человеческой толерантности рассматривались с различных позиций – с точки зрения философии, поэзии, религии. Однако только в нашем столетии данная проблема стала предметом систематического научного исследования, поэтому неудивительно, что не на все вопросы, возникающие в связи с проблемой толерантности, имеются ответы. можно отметить, что единой точки зрения на определение агрессии, ее природы так и не найдено, что заметно усложняет понимание этой проблемы. Кроме того, обзор литературы показал, что такой параметр толерантности как устойчивость не разработан. В становлении толерантности могут играть заметную роль возрастные особенности подростка и социальные факторы, но их не стоит переоценивать. Толерантность формируется как достаточно устойчивое личностное образование – качество личности. Основные механизмы: усвоение толерантности как поведенческий акт идеала или в результате закрепления как защитной реакции, связанной с неудовлетворением значимых потребностей ребенка. В сущности, изучение этой темы часто порождало больше вопросов, чем ответов. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает весь образ жизни подростков. Характерным для них становится нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Подростки попадают под сильное влияние подростковой группы, нередко формирующей асоциальную шкалу жизненных ценностей. Сам образ жизни, среда, стиль и круг общения способствуют развитию и закреплению девиантного поведения. Таким образом, имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях обуславливает возникновение отчуждѐнности, грубости, неприязни определѐнной части подростков, стремления делать всѐ назло, вопреки воле окружающих, что создаѐт объективные предпосылки для появления демонстративного неповиновения, агрессивности и разрушительных действий. Обзор литературы по теме показал, что аспект устойчивости толерантности как личностного образования освещен недостаточно. Был проведен эксперимент по выявлению толерантности у подростков 8, 9 и 10 классов. Исследование было посвящено изучению устойчивости толерантности в подростковом возрасте. Цель исследования – анализ динамики толерантности как личностного образования в подростковом возрасте. Гипотеза- на протяжении подросткового возраста толерантность выступает как относительно устойчивое личностное образование. Для статистической обработки использовался критерий Фишера (сравнение данных по дисперсиям). Все ответы испытуемых были условно распределены по 3 группам: I группа от -2 до -1; II группа от 0 до 1; III группа от 2 до 3. Анализ результатов: на протяжении 8 и 9 классов процент «толерантности» девочек оставался неизменным, но на 3 год исследования процент незначительно вырос с 40% до 50%. У мальчиков ситуация иная. С каждым годом процент «толерантности» мальчиков постепенно снижался с 63,63% до 45,45%. Были обнаружены гендерные различия: у девочек толерантность сохраняется, у мальчиков снижается. Необходимо научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов. Исследуя эту проблему, к одному знаменателю мы так и не пришли.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: