ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СЕМЕЙНОМ УКЛАДЕ 31 глава




1. Декларация принципов терпимости. Принята резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Сайт ООН. – [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml (дата обращения: 30.09.2011).

2. Толерантность / Общ. ред. М. П. Мчедлова. – М.: Республика, 2004.

3. Шеляг Т. В. Принцип толерантности в социальной работе // Российский журнал социальной работы. – 1996. – № 2.


ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ Викторова Л.П., Россия, г. Санкт-Петербург Этническая идентичность - осознание личностью своей принадлежности к определенному этносу. Этническая идентичность приобретается по рождению или воспитанию с раннего детства в определенной этнической среде. Человек усваивает язык, культуру, традиции, социальные и этнические нормы окружения. Этническая идентичность удовлетворяет, с одной стороны, потребность в самобытности и независимости от других людей, с другой - потребность в принадлежности к группе и защите. Этническая самоидентификация - сознательный акт этнического самоопределения человека, отнесения самого себя к определенной этнической общности. Одним из процессуальных факторов самоидентификации является образование и формируемые им ценности. В условиях многомерной глобализации на первый план выходят проблемы воспитания, связанные с преодолением проявлений национализма, этноцентризма и расизма в разных странах. В педагогических кругах утверждается концепция воспитания жителей Земли как общечеловеческого дома. Ведущие страны мира относятся к многокультурным и многонациональным сообществам. Необходимость обеспечить толерантное сосуществование в этих странах больших и малых этносов порождает потребность поликультурного воспитания как инструмента и принципа педагогической политики. Поликультурное воспитание должно снимать противоречия между системами и нормами воспитания доминирующих наций, с одной стороны, и этнических меньшинств, с другой. Оно делает акцент на взаимосвязи культур и способствует адаптации к друг другу этнических групп при отказе национального большинства от культурно-образовательной монополии. Поликультурное воспитание предусматривает межнациональное взаимодействие, формирует чувство взаимопонимания, противодействует дискриминации, национализму и расизму. Оно сфокусировано на освоении отечественной и мировой культурно-образовательных ценностей, взаимодействии различных культур в плюралистической культурной среде, адаптации к иным культурным ценностям, приобретении навыков общежития с представителями иных наций. В поликультурном воспитании важен учет этнических и национальных особенностей. Поликультурное воспитание выступает в виде альтернативы интернациональному воспитанию, которое формировало личность вне национальной культуры, что было условием идеологического единства общества. В современной России поликультурное воспитание означает интегративный процесс с тремя главными источниками: русским, национальным (нерусским) и общечеловеческим. Объективно ведущую роль в российском образовании должна играть русская культура, важно учитывать также, что народы России относятся к различным цивилизационным типам и, следовательно, нуждаются в разнообразных моделях воспитания. В ведущих странах мира поликультурное воспитание имеет свои особенности. В российском образовании активно разрабатывается энопедагогическое направление, основателем которого является Г.Н. Волков. Поликультурное воспитание в современном обществе призвано поддержать существование больших и малых наций в условиях интеграции. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГОВ О РОЛИ И МЕСТЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СИСТЕМЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Вислова А.Д., Россия, г. Нальчик Процесс преобразований в системе отечественного образования обусловливает трансформацию форм и методов учебно-воспитательной деятельности. Особую значимость приобретают вопросы формирования толерантных установок у участников образовательного процесса. В этих условиях функции развития толерантности на основе принципов субъект-субъектных отношений все больше принимает на себя поликультурное образование. Степень толерантности педагога, его способность учитывать индивидуально-психологические особенности детей и подростков, становится важным критерием эффективности профессиональной деятельности. Нередко требования, связанные с формированием толерантности у учащихся, предъявляемые к педагогу, вступают в противоречие с его способностью к осуществлению данной деятельности. Из этого следует, что представления педагогов о роли и месте толерантности в системе поликультурного образования и готовность к ее формированию у учащихся требуют серьезного изучения. В настоящее время недостаточно изучены представления педагогов и связь педагогических установок с особенностями формирования толерантности у учащихся.

Проведенное нами исследование направлено на изучение роли педагогических установок в обеспечении развития толерантности у детей и подростков в контексте поликультурного образования. Эмпирические методы включали анкетирование и опрос с использованием авторского психологического инструментария. Исследовательская база формировалась на выборке, включающей учителей средних школ Кабардино-Балкарии в количестве 693 чел. Из них 279 (40,2%) - учителя г. Нальчика, 241 (34,7%) - из Майского района, 173 (25%) - из Черекского района. Возрастной состав обследованных: 20-30 лет - 159 чел. (22,9%); 30-40 лет - 210 чел. (30,3%); 40-50 лет - 193 чел. (27,8%); старше 50 лет - 131 чел. (19%). Женщины


составляли 575 чел. (83%), мужчины - 118 чел. (17%). По стажу работы состав учителей распределился следующим образом: до 3 лет - 90 чел. (13 %); 4-6 лет - 64 чел. (9,2%); 7-10 лет - 52 чел. (7,5%); свыше 10 лет - 487 чел. (70,3%). Полученные результаты позволяют оценить степень соответствия педагогических установок параметрам толерантности и задачам поликультурного образования. Обнаружено, что многие педагоги готовы сменить свою профессию, если представится такая возможность (535 чел.-77,2%). Третья часть опрошенных затруднились однозначно определить содержание поликультурного образования (236 чел. – 34,1%); четверть испытуемых (180 чел.- 26%) считают, что оно позволяет расширить знания школьников о многообразии культурных традиций. Указывают на продуктивный способ формирования толерантности у детей 115 человек (16,6%); «позволяет преодолеть предрассудки» - думают 85 человек (12,3%); «чтобы легче было общаться с представителями других этносов» отмечают 85 человек (12,3%). Самый низкий показатель - 4 человека (0,6%) - соответствует признаку «научиться жить вместе». Испытуемые не уверены в том, что могут достаточно компетентно интерпретировать культурные различия (236 чел. – 34,1%); но проявляют интерес (186 чел. – 26,8); и существует потребность в их знании (123 чел. -17,7%); остальные выражают безразличие (117 чел.-16,9%), некоторые уклонились от ответа (31 чел.-4,5%). В отличие от молодых педагогов, среди учителей старшего возраста фиксируется большая сдержанность в суждениях относительно культурных различий. Большинство учителей (562 чел.- 81,1%) получают информацию о различных аспектах культурных различий случайно и лишь некоторые ищут ее целенаправленно (38 чел.-5,5%); не проявляют особого интереса лишь 16 человек (2,3%). Педагоги обсуждают вопросы культурных различий: «с коллегами» (293 чел.-42,3%); «с детьми» (115 чел.-16,6%); «с родными» (91 чел.-13,1%); «с друзьями» (89 чел.-12,8%) и др. Характер обсуждаемой информации связан с распространенностью нетерпимости (258 чел.-37,2%); с профилактикой предрассудков и ксенофобии (77 чел.-11,1%); с культурными традициями (64 чел.- 9,2%). Равное количество опрошенных - 48 человек (6,9%)- отмечают циркуляцию информации о влиянии социальных и культурных различий на толерантность/интолерантность личности. Менее дискутабельны вопросы, касающиеся социально-политических реалий, отражающихся на межкультурных отношениях (24 чел.-3,5%) и правовых аспектов борьбы с проявлениями нетерпимости (31 чел.- 4,4%). Радикализм и экстремизм расцениваются как недопустимые явления и высказывается убеждение относительно необходимости проведения интенсивной профилактики среди несовершеннолетних (610 чел. – 88%), несмотря на сложность данной проблемы (80 чел.-11,5%). Причины вхождения молодых людей в радикальные группировки связываются с социально-экономической неустроенностью (171 чел.-24,7%); с разочарованием в жизни и избытком свободного времени (111 чел.-16,0%); с социокультурными преобразованиями и обесцениванием значимости духовно-нравственных ценностей (71 чел.-10,2%); с влиянием сверстников, имеющих опыт общения в радикально ориентированных субкультурах (61 чел.-8,8%). Ранжирование представлений учителей о связи проявления интолерантных тенденций с возрастными особенностями, выявило: 14–15 лет (158 чел.- 22,8%); 12–13 лет (139 чел.-20,1%); 9–10 лет (97 чел.-14%); с 16 лет (47 чел.- 6,8%); равное количество испытуемых (14 чел – 2 %) выбирает возраст «5–9 лет» и «17 лет». Причины интолерантных проявлений у детей и подростков (раздражительность, обидчивость, капризность, негативизм и др.) связываются с влиянием окружения (142 чел.-20,5%); «примером родителей» (124 чел.-17,9%); «стремлением к автономии» (116 чел.-16,7%) и др. Как способ неадекватного совладания с возрастным кризисом, рассматривают проинтолерантные проявления у подростков 540 человек (77,9%). Представления о том, с какого возраста следует начинать формирование толерантных установок, выглядят следующим образом: с 5-9 лет (97чел.-14%), с 9-11 лет (348чел.- 50,2%), с 12-13 лет (127чел.-18,3%), с 14-15лет (38чел.-5,5%). Почти половина испытуемых (340 чел. - 49,1%) полагает, что формированием толерантных установок должна заниматься семья. На систему «семья-школа» указывают треть испытуемых (192 чел.-27,7%); «все вместе» - отмечают 112 человек (16,2%); СМИ - 12 человек (1,7%). Остальные отдают приоритетное значение школе. При этом почти все учителя (613 чел. – 88,5 %) уверены, что формирование толерантных установок должно проводиться со всеми детьми и подростками без исключения и лишь 80 человек (11,5 %) выделяют необходимость такой работы только среди детей «группы риска». Основными методами формирования толерантных установок в школе являются беседы и лекции (302 чел.-43,6%), пример взрослых (108 чел.-15,6%); психологические тренинги (76чел.-10,2%). Содержание работы по формированию толерантных установок включает: обсуждение различных аспектов поликультурного образования (290 чел.-41,8%); обсуждение проблемных ситуаций (124 чел.-17,9%); обсуждение вопросов предвзятого отношения к «чужим» (44 чел.-63%) и др. Чем моложе педагог, тем более ранний возраст формирования толерантности и профилактики проявлений интолерантности называется им. Абсолютное большинство испытуемых находят недопустимым проявление негативных эмоций по отношению к детям (648 чел.-93,5%) и себе это не позволяют (558 чел.- 80,5%). Такие проявления редко имеют место у 23 человек (3,3%) и немногие теряют контроль над психоэмоциональным состоянием (19 чел.-2,7%). При оценке значимости самообладания и выдержки в педагогической деятельности, доминирующим является мнение о необходимости этих качеств (481 чел. — 69,4%).

Участникам исследования было предложено определить перечень вопросов, связанных с поликультурным образованием, по которым они испытывают недостаточную осведомленность и хотели бы


получить дополнительную информацию. В структуре полученных ответов выделяются: потребность в информации о формах и методах поликультурного образования -161 человек (23,2%), о способах профилактики предрассудков и межкультурных противоречий -113 человек (16,3%), о технологиях формирования толерантности у детей - 80 человек (11,5%), об опыте поликультурного образования за рубежом - 51 человек (7,4%), о правовых аспектах противодействия дискриминации по национальному признаку (43 чел.- 6,2%), о влиянии поликультурного образования на формирование толерантности в детско-подростковом возрасте - 81 человека (11,7%). Педагоги полагают, что поликультурное образование обладает потенциалом, способным обусловить формирование толерантности личности на разных этапах возрастного развития. Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы: 1. Система образования нуждается в модернизации, которое позволит наиболее продуктивно решать задачи, связанные с формированием толерантных установок у детей и подростков. 2.Толерантные установки педагогов в отношении детей и подростков совмещаются с их недостаточной подготовленностью к формированию толерантности у подрастающего поколения и потенциал поликультурного образования, направленного на сохранение социокультурной идентичности личности, снижение социальной и психологической напряженности, используется не в полной мере. 2. Необходима разработка и реализация программы формирования толерантных установок на разных этапах возрастно-психологического развития с учетом этнонациональной специфики поликультурного общества. Целесообразно включение в циклы повышения квалификации кадров курса по формированию толерантности и профилактике экстремизма среди молодежи. Литература:

1. Вислова, А.Д. Толерантность в современном образовании. Монография / А.Д.Вислова. - М.:Ваш партнер, 2010.- 174с.

2. Вислова, А. Д. Парадигма толерантности: теоретический анализ феномена/А.Д. Вислова //Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». – М.:МГОУ, 2007. – № 4. – С. 110–115.

3. Вислова, А.Д. К вопросу о личностном потенциале толерантности /А.Д. Вислова // Вестник гос. университета управления. Серия «Социология и управление персоналом». – М.: МГОУ,2007. – № 11(37). – С. 22–24.

4. Вислова, А. Д. Компетентность педагога как основа развития толерантности в образовательном процессе /А.Д. Вислова // Российский научный журнал. – М., 2008. – № 6(7). – С. 59–65.

5. Вислова, А. Д. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления/А.Д. Вислова // Воспитание школьников. – М.,2008. – № 3. – С. 15–20.

6. Вислова, А. Д. Образование: от «культуры полезности» к «культуре достоинства» /А.Д. Вислова // Учитель. – М., 2008. – № 2. – С. 92.

7. Вислова, А. Д. Формирование толерантной личности – стратегическая задача педагогики /А.Д. Вислова // Социально-гуманитарные знания. – М.,2008. – № 4. – С. 152–162.

 

ТОЛЕРАНТНОСТЬ - СОСТАВЛЯЮЩАЯ СТАРТОВОЙ ГОТОВНОСТИ К СИСТЕМАТИЧЕСКОМУ ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Голкина В.А., Россия, г. Ярославль Особенности современной жизни во многом обусловлены интенсивностью и многообразием социальных контактов. В результате этого эмоциональное благополучие и стабильность человека, эффективность его деятельности становятся все более зависимыми от взаимодействия с другими людьми. Вместе с тем, как отмечает Д. И. Фельдштейн, в последе время произошли сдвиги в межличностных, межгрупповых отношениях людей, включая отношения в семье, на работе. Изменилось пространство детства: «сегодня ребенок поставлен в принципиально новую ситуацию – разорванных связей, когда уже с дошкольного, младшего школьного возраста находится в огромном развернутом социальном пространстве…». В связи, с этим все большее значение приобретает проблема формирования толерантности в детском возрасте. Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики ребенка на основании тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. Именно в этот период закладываются основы самосознания моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценности своей личности и других людей, воспитывается уважение к ним, толерантность, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций.[6] В социальной психологии толерантность рассматривается как поиск возможных путей избегания межличностного конфликта, в сфере межличностных отношений в малой группе и организации. Поступая в школу, ребенок включается в новый для него коллектив, новую систему отношений: «ученик-учитель», «ученик – ученик», «ученик – класс». От того насколько он готов к бесконфликтному взаимодействию в новой для него социальной ситуации зависит успешность его обучения в школе. Поэтому достаточный уровень толерантности у детей поступающих в школу является важным условием их готовности к началу школьного обучения.


К систематическому обучению каждый ребенок подходит с определенным уровнем развития психических функций (внимания, восприятия, памяти, мыслительных функций), эмоционально-волевой зрелостью, запасом умений, знаний и навыков. Степень развития этих качеств индивидуальна. В педагогической психологии большое внимание уделяется воспитанию и обучению детей с индивидуальными особенностями развития. Создание условий для равных стартовых возможностей в обучении для всех учащихся, независимо от их социального происхождения, национальности и индивидуальных особенностей, является одним из основных требований новых образовательных стандартов. Существуют разные подходы к пониманию сущности феномена готовности к обучению. В концепциях школьной зрелости, основанных на эндогенной теории развития, авторы исходят из того, что основа психического развития обусловлена вызреванием врожденных задатков. В рамках данного подхода «школьная зрелость» является функцией возраста и детерминирована морфологическим развитием. Я. Йирасик выделил три аспекта «школьной зрелости»: интеллектуальный, эмоциональный, социальный. Интеллектуальную зрелость автор понимает как перцептивную зрелость, концентрацию внимания, аналитическое мышление, логическое запоминание. Эмоциональная зрелость детей выражается в уменьшении импульсивных реакций и способности выполнять непривлекательные задания. Социальная зрелость – потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение правилам детских групп, принятие роли ученика во время обучения. Развитость этих аспектов обеспечивает успешность обучения детей в школе. В рамках данного подхода роль социальной ситуации развития в формировании готовности ребенка к началу систематического обучения минимальна. [7] В рамках другого направления основное внимание уделяется накоплению индивидуального опыта и знаний, как основе «готовности к обучению в школе». Авторы этого направления считают, что готовность к систематическому обучению в большей степени обусловлена воспитанием и обучением, формированием «входных навыков». [4,5,11] В отечественной психологии, наряду с интеллектуальным развитием ребенка, отмечается важность для успешности обучения в школе развития личности в дошкольном возрасте. В понимании Л. С. Рубенштейна «готовность к обучению в школе» - это уровень развития всей психики ребенка, который достигается в результате дошкольного обучения и воспитания. Отмечая важность принципа единства сознания и деятельности, он выделял, что в процессе обучения изменяется сам учащийся. Изменяется память, внимание, мышление, возникают новые мотивы деятельности, формируется сознательный контроль, меняется система отношений ребенка с другими людьми – происходит перестройка всей психики. [11] Л.И. Божович в качестве основного критерия готовности к началу систематического обучения в школе определила формирование у старших дошкольников «внутренней позиции школьника» [4]. Позже, в работах Н. Г. Салминой отмечается значение развития личностных характеристик начинающих школьников. Е.Е. Кравцова главным критерием готовности к обучению выделила уровень развития общения ребенка с взрослыми и сверстниками, в сотрудничестве и кооперации. [2] В системогенетической концепции учебной деятельности Н.В. Нижегородцевой готовность к обучению определяется как готовность к учебной деятельности, которая представляет собой сложное системное образование, включающее качества и свойства всех уровней психики: свойства личности; знания и навыки; познавательные, психомоторные и интегральные способности [7]. При этом подчеркивается, что учебная деятельность на этапе начального обучения имеет совместный характер и осуществляется во взаимодействии учащегося с педагогом, учащегося с одноклассниками. Успешность взаимодействия всех участников образовательного процесса одно из условий успешности школьного обучения. Поэтому в структуре стартовой готовности к обучения в школе выделены такие учебно-важные качества как «отношение к учителю», «отношение к одноклассникам», «отношение к себе», «отношение к учебной деятельности». Все сказанное, в качестве постановки проблемы, позволяет сделать вывод об актуальности исследования толерантности в контексте проблемы готовности к обучению. Литература:

1. Ананьев Б.Г., Сорокин А.И. Подготовительный период в первом классе и формирование готовности детей к обучению. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955.47 с.

2. Блонский П.П. Психология младшего школьника. - М.: Ин-т практ. психологии, 1997. – 574 с.

3. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению// Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста/ Под. ред. А.Н. Леонтьева, А.В.Запорожца. М.- Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948.С.122-131.

4. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.517 с.

5. Вовк Л.А. Толерантность как способность понять и принять другого / Л.А. Вовк// Валеология: научно-практический журнал. - 2003. - № 3. - С. 51-52.

6. Кравцова Г.Г. Царевна Несмеяна и др., или формирование произвольности / Дошкольное воспитание. - 1991. - №12. – С. 13 – 19.

7. Нижегородцева Н.В. Системогенетический анализ готовности к обучению. – Ярославль: «Аверс Пресс», 2004. – 338 с.


8. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М.: Владос, 2002. – 256 с.

9. Рубинштейн М.М. Педагогическая психология в связи с общей педагогикой. М.: Мир, 1927. 310 с.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ Журавлева Н.А., Россия, г. Москва Каждому человеку присущи неповторимый комплекс потребностей, своя система взглядов на мир и пространство психологических отношений. Каждый имеет собственные нравственные принципы, жизненные смыслы и идеалы, поэтому разные люди по-разному относятся к одним и тем же ценностям, по-разному выстраивают их приоритеты в своем сознании, что в свою очередь влияет на особенности социальных представлений и социального поведения личности. С одной стороны, ценностное сознание личности обнаруживает черты, присущие социальным группам, народу, обществу в целом. При этом большое значение имеют социально-экономические и социально-культурные условия социализации личности. Социальные и профессиональные характеристики личности (жизненный опыт, образ жизни, социальный статус, сфера профессиональной деятельности) также оказывают значимое влияние на формирование личностной системы ценностей. В то же время формирование ценностных ориентаций происходит во взаимосвязи с многочисленными личностными свойствами. Поэтому сформировавшийся тип ценностных ориентаций во многом зависит от индивидуальных особенностей личности. Выполненное исследование посвящено изучению взаимосвязи толерантности личности с ее психологическими характеристиками. В качестве показателя толерантности личности рассматривается выраженность значимости для нее ценности терпимости. Для изучения ценностных ориентаций личности применялся адаптированный вариант методики М. Рокича «Ценностные ориентации». Ценностные ориентации понимаются нами как относительно устойчивая, социально обусловленная направленность личности на те или иные цели, имеющие для нее смысложизненное значение, и на определенные способы их достижения, выражающиеся в виде каких-либо личностных качеств, образцов (способов) поведения и являющиеся относительно независимыми от наличных ситуаций. Образуя высший уровень диспозиционной иерархии в структуре личности, ценностные ориентации являются основаниями для оценок окружающей действительности и детерминируют предрасположенность личности к той или иной социальной активности. В исследовании используется предложенное М. Рокичем группирование ценностей на терминальные и инструментальные. Терминальные ценности (ценности-цели) определяются как такие значимые объекты социальной действительности, на которые распространяются убеждения личности в том, что с личной, групповой или общественной точек зрения они стоят того, чтобы к ним стремиться, чтобы их добиваться. Инструментальные ценности (ценности-средства) — это такие качества и способы действий, на которые распространяются убеждения личности в том, что с личной, групповой или общественной точек зрения они являются более предпочтительными для личности в большинстве социальных ситуаций. Для диагностики психологических свойств личности применялись шкалы 16-факторного опросника Кэттелла (форма С): фактор МD «адекватность самооценки», фактор G «подверженность чувствам — высокая нормативность поведения», фактор H «робость — смелость», фактор L «доверчивость — подозрительность», фактор М «практичность — мечтательность» и фактор Q2 «конформизм — нонконформизм». Для оценки отношения личности к соревнованию (конкуренции) с другими людьми использовалась 5-позиционная текстовая шкала от утверждения «Мне абсолютно чуждо это чувство» до «Предпочитаю жить и работать в условиях конкуренции». Для оценки отношения личности к экономическому риску использовалась 5-позиционная текстовая шкала от утверждения «Я полностью избегаю экономического риска» до «Предпочитаю жить и работать в условиях экономического риска». Сравнительный анализ психологических характеристик личности с разной выраженностью толерантности был выполнен с помощью Т-критерия Стьюдента. В исследовании было опрошено 745 человек – жителей Московского региона. Выбор исследуемых групп производился по трем критериям: по основному роду занятий (работающие, учащиеся и безработные), по форме экономической деятельности (наемные работники и предприниматели различных сфер малого бизнеса), по форме собственности предприятий, на которых работали респонденты (работники государственных и частных предприятий, открытых и закрытых акционерных обществ). Учитывались также демографические критерии: пол, возраст (от 15 до 55 лет), уровень образования и семейный статус. Тем самым достигалась высокая степень разнородности выборки.

Различие и сходство в структуре ценностного сознания личности могут выступать основанием для построения их типологии, в результате которого могут быть выделены достаточно устойчивые группы людей с близкой структурой ценностных ориентаций. По результатам кластерного анализа структуры жизненных ценностей респондентов были выявлены пять наиболее распространенных в обществе психологических типов ценностной направленности. Полученные данные показали, что два из выявленных личностных типов, составляющие 45% от общей выборки опрошенных, как правило, в социальном поведении отличаются сравнительно высоко выраженной ориентацией на ценность терпимости, а другие


три психологических типа, к которым принадлежат 55% респондентов, характеризуются сравнительно низкой значимостью терпимости. По результатам исследования, респонденты, относящиеся к первым двум типам и проявляющие выраженную толерантность в социальном поведении, были объединены в одну группу, а опрошенные, характеризующиеся тремя другими типами ценностной направленности и демонстрирующие, как правило, низкую толерантность – во вторую. Исследование показало, что представленные две группы респондентов с низкой и высокой склонностью к толерантному поведению характеризуются и разными психологическими особенностями: как разной структурой ценностных ориентаций, так и различной выраженностью личностных свойств. Полученные различия значимы на уровне р<0,01. Выявленные психологические особенности можно рассматривать в качестве предпосылок формирования в целом толерантности личности. Итак, по результатам исследования, первую группу психологических предпосылок формирования толерантности личности составляет структура жизненных ценностей. Опрошенные, склонные к толерантности, в первую очередь, отличаются более выраженной ориентацией на ценности социальной ответственности: семью (занимает 2-е ранговое место), работу (занимает 3-й ранг), ответственность (ранжируется 4-й по значимости) и общение с друзьями (находится на 5-м ранговом месте). В то время, как в структуре ценностной направленности личности, характеризующейся низко выраженной толерантностью, данные ценностные ориентации имеют меньший ранговый «вес». Так, в этой группе по средним значениям ценность семьи менее значима, но так же располагается на 2-й строчке в списке ценностных приоритетов, ценность работы занимает 5-е ранговое место, ответственность и общение с друзьями выступают 6-ми по значимости. Как правило, личность склонная к проявлению толерантности в социальном поведении, характеризуется и более выраженной ориентацией на альтруистические ценности: честность (выступает 1-й по значимости), самоконтроль (является 5-м в иерархии), воспитанность (следует 6-й в ранговом ряду) и чуткость (занимает 14-ю строчку в ценностной иерархии). Приэтом в структуре ценностных ориентаций респондентов, не обладающих выраженными толерантными установками, данные ценности менее значимы. Так, ценность честности этой группой опрошенных ранжируется лишь 11-й, самоконтроль стоит 9-м в ряду ценностных приоритетов, воспитанности отводится 16-й ранг, а чуткость является лишь 18-й по значимости. Личности, не склонной к толерантности в социальном поведении свойственна высокая значимость прагматических ценностей: образованности (приписывается 1-ое ранговое место), предприимчивости (ранжируется 2-й по значимости), твердой воли (является 3-й в иерархии), эффективности в делах (занимает 4-й ранг), богатства (выступает 10-й в списке терминальных ценностней и следует 7-й в ряду инструментальных ценностей), рационализма (ранжируется 12-й по значимости) и собственности как инструментальной ценности (приписывается 15-й ранг). Тогда как в системе жизненных ценностей личности с выраженной толерантностью данные ценностные ориентации занимают более низкие ранговые места. Так, образованность следует 3-й в списке ценностных приоритетов этой группы опрошенных, предприимчивость является 12-й по значимости, твердая воля занимает 7-е ранговое место, эффективность в делах ранжируется 11-й, богатство в ряду терминальных ценностей выступает 13-м, а в списке инструментальных ценностей – 16-м, рационализму приписывается 18-й ранг, а ценности собственности отводится последнее, 19-е место. Низко выраженная толерантность сопровождается также высокой значимостью индивидуалистических ценностей: независимости (занимает 5-ю строчку в ряду ценностных приоритетов), свободы (приписывается 7-й ранг) и развлечений (ранжируется 15-м в списке). В свою очередь, в ценностном сознании личности, склонной к проявлению толерантности в социальном поведении, независимость выступает 10-й по значимости, свобода является 8-й по рангу, а развлечения занимают предпоследнее, 17-е место. Ко второму классу психологических детерминант формирования толерантности мы относим выраженность тех или иных личностных свойств. Результаты исследования показали, что к толерантному социальному поведению более склонны следующие типы опрошенных:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: