Понятие "толерантность" до сих пор вызывает дискуссии в содержательном плане, что создает трудности для исследователей при употреблении этого термина. Этимология термина «толерантность»
восходит от лат. tolero – нести, держать, а также переносить, сохранять. Указывая, таким образом, на то, что все, что мы держим в руках и несем по жизни, требует от нас определенных усилий и умений «выносить, страдать, терпеть». Как отмечает А.Г. Асмолов, в последние десятилетия тема толерантности стала одной из наиболее актуальных и широко востребованных во всем мире. Она обсуждается на различных уровнях, в разных аспектах, включает пласт различных проблем, связанных с отношениями людей [1]. И несмотря на то, что понятие «толерантность» трактуется широко, оно не получило научного обоснования как по уровням и формам проявления, так и по отношению ко многим близким по смысловой нагрузке терминам. Основная проблема толерантности заключается в том, что в фактуальном плане она не симметрична, поскольку трудно одной стороне быть толерантной к другой при одновременной нетерпимости другой. На эту особенность толерантности, возможность изменения позиций взаимодействующих сторон указывает ряд исследователей. Показателем толерантности является намеренное допущение или воздержание от препятствования действиям, рассматриваемым как ложные с моральной точки зрения. Человеку может быть что-то непонятно в плане норм и ценностей другой культуры, но это не дает ему права чувствовать и проявлять свое превосходство. Произведя анализ различных дефиниций, мы остановились на трактовке, которая характеризует толерантность как личностный концепт отрицания и сдерживания неприязненного отношения к инокультурным ценностям, моральный идеал, позволяющий преодолеть эти чувства, ориентирующий на нравственные действия и поступки по отношению к этим культурным ценностям. Мы живем в мире, который характеризуется многообразием различных социальных групп, многие из которых обладают своей неповторимостью и не похожей на другие этической системой, ритуалами, обычаями, миропониманием. Кроме этого многообразие интересов и мнений людей в современном обществе априори содержит в себе потенциал конфликтности и напряженности, что актуализирует ценность толерантности в поликультурном образовании между социальными группами и индивидами. Студенчество как часть социальной группы молодѐжи характеризуется специфическими чертами, среди которых - большая активность и вовлеченность в общественные процессы. Таким образом, современное российское общество требует усиления внимания к готовности студентов к межкультурной толерантности, так как от ее результативности зависит мирное сосуществование народов и взаимное обогащение различных культур. Мировая педагогическая мысль в ответ на появление новых социокультурных реалий (стремление к этническому самоопределению в условиях нарастающей глобализации, проблемы мультикультурного общества и др.) разрабатывает новые стратегии образования, базирующиеся на теории толерантности. Среди них:
|
мультикультурное образование (Д. Бэнкес, А.Г. Абсалямова, Н.Б. Крылова, А.В. Шафрикова и др.);
межкультурное образование (П. Бателаан, Г. Ауернхаймер, В. Нике и др.);
|
многокультурное образование (Г.Д. Дмитриева);
поликультурное образование (В.В. Макеева, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова);
воспитание национального самосознания и межэтнической толерантности (В.Х. Абэлян, Д.В. Зиновьев, З.Ф. Мубинова и др.);
педагогика культуры мира (М.В. Кабатченко, Э.С. Соколова, З.К. Шнекендорф и др.).
Следует подчеркнуть, что основная идея всех концепций – воспитание толерантного отношения ко всем культурам, отличным от собственной, приобщение к мировым гуманистическим ценностям. Общие цели всех направлений в развитии образования предполагают диалог культур, критическое осмысление собственной культурной традиции «как чужой», преодоление этноцентрической фиксации, воспитание толерантности через признание равенства шансов для всех, ведущее к сознательному и ответственному социальному поведению и этим - к взаимному обогащению культур, составляющих общество. Вместе с тем путь к развитию толерантности открыт только в том случае, когда человек имеет прочную этнокультурную идентичность. Подлинная интеграция и диалог культур, ведущие не к редуцированию, а обогащению человеческой личности, возможны в случае одновременного формирования у индивида этно- и межкультурной идентичности и толерантности. Однако, как указывает В. Лекторский [3], проблема воспитания толерантности достаточно сложна. Как было уже отмечено, это связано, с одной стороны, с пониманием независимости, автономности индивида, недопустимости навязывания ему каких-то идей, сколь хорошими они не представлялись бы. С другой стороны, толерантность предполагает понимание относительности многих наших убеждений и суждений, невозможность такого их обоснования, которое было бы бесспорно для всех.
|
Опираясь на исследования В. Лекторского, мы выделяем четыре возможных способа протекания толерантности в межкультурном взаимодействии: безразличие, невозможность взаимопонимания, снисхождение, расширение собственного культурного опыта. Последний способ выступает как полифония культур, стремление к взаимодействию, к диалогу с человеком, субъектом культуры. По мнению М.М. Бахтина, любая культура существует не сама по себе, а во взаимодействии «на границе» с другими [2]. Толерантность в этом случае выступает как уважение и принятие другой культуры, чужой позиции,
предполагающей взаимное изменение позиций (иногда изменение культурной и индивидуальной идентичности) в результате критического диалога. Межкультурному взаимодействию соответствует концепция поликультурализма - учения о равноправности и взаимном сосуществовании множества культур, уважении различий, требующих одновременного сохранения национального самоуважения. Применение этой концепции в практике образования имеет свою специфику. Оно направлено на сохранение и развитие многообразия культурных ценностей, норм, образцов и форм деятельности, существующих в конкретном сообществе, в общественной системе и цивилизации в целом, в частности таких, как межкультурная толерантность и уважение. По мнению Л.Л. Супруновой, образование на идеях поликультурализма есть «приобщение подрастающего поколения к этнической, общенациональной (российской) и мировой культурам в целях духовного обогащения, а также развития планетарного сознания и формирования готовности и умения жить в многокультурной среде» [4, с.81]. Такое образование позволяет развивать поликультурную или межкультурную толерантность студентов. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам дать определение межкультурной толерантности студентов как устойчивому личностному состоянию, определяющему особый тип взаимодействия студента с другими людьми и характеризующемуся наличием в его сознании личностно значимого образца терпимого поведения с доминантной направленностью сознания на его выполнение. Межкультурная толерантность личности - это сложный синтез связанных между собой компонентов. К ним относятся:
когнитивный, включающий осознание и интериоризацию идей межкультурной толерантности: многомерности культуры человечества, многообразия этнических культурных традиций, абсолютного уважения к этнокультурным воззрениям личности и др.;
эмоциональный, отражающий отношение личности к процессу и результатам межкультурной толерантности через культурные знаки, модальность и силу эмоций, удовлетворенность возникающей ситуацией;
инструментальный, предполагающий умение личности проектировать межкультурное взаимодействие как толерантность, овладение языком и средствами народной художественной культуры;
конативный, ориентирующий личность на интенсивное участие в межкультурном взаимодействии, инициативность, социальную ответственность.
Таким образом, готовность студентов к межкультурной толерантности в поликультурном образовании предполагает проект поликультурной образовательной ситуации, который объединяет несколько языковых и культурных систем на основе целостного представления о взаимодействии культурологического, общепрофессионального и социолингвистического знания, обусловленного теорией межкультурной коммуникации; наличие структурно-содержательных этапов учебной деятельности; преемственностью культуроведчески ориентированного содержания в рамках межпредметной интеграции; взаимодействие этнических культур путем альтернативной сравнительности, которая носит только аналитический характер, позволяющий понять общность тех ценностных идеалов, к которым стремились разные народы. Литература:
1. Асмолов А.Г. О смыслах понятия «толерантность» /Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Г.А. //Век толерантности: научно-публицистический вестник. – М.: МГУ, 2001. – С. 56-59
2. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Эстетика словесного творчества. М., 1979.
3. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. – 1997. - № 11. – С.48-54.
4. Супрунова Л.Л. Поликультурное образование в современной России: поиск стратегии // Магистр. – 2000. - №3. – С. 77-81.
ОСНОВЫВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ Нуганова А.Г., Казахстан, г. Актобе Проблема толерантности была актуальна всегда, но в последние годы она приобретает особенно большую значимость. Трудности взаимопонимания, которые закономерно возникают у людей вследствие расовых, национальных, возрастных, половых и других различий в ситуации их постоянного интенсивного взаимодействия, ведут к росту психологической напряженности, культурной нетерпимости, межэтнической агрессии, религиозного экстремизма, которые невозможно преодолеть без решающего вклада со стороны психологической науки. Формирование толерантности должно начинаться с первых классов школы, так как в настоящее время для многих детей школа становится первым местом, где они могут и должны быть членами стабильного коллектива сверстников. Миграция населения привела к тому, что многие образовательные учреждения становятся микрокосмом культурного многообразия, что нередко и порождает конфликты.
Распространение нетерпимости – не только внутренняя проблема Казахстана. Это глобальная проблема. Она встала во весь рост именно в эпоху глобализации. Многие в этих условиях испытывают
дискомфорт, с которым далеко не всегда умеют справиться. Одна из главных целей воспитания толерантности – научить преодолевать дискомфорт, формировать умение положительно реагировать на новое. Не подлежит сомнению, что интолерантность имеет не только социальные, но и духовные корни. Существенные причины агрессивности человека – размытость и искаженность ценностных ориентиров, низкий уровень культуры, извращенные представления о себе и окружающих. По мнению ряда ученых (Эрих Фромм, Леонард Берковиц), можно говорить о пассивной и активной интолерантности. Пассивная интолерантность характерна для внутреннего состояния человека: при отсутствии навыков признания инаковости могут развиваться различные виды депрессий, при которых человек чувствует себя неуютно. Активная интолерантность предполагает различные формы деятельности, направленной на борьбу с тем или иным явлением, вызывающим неприятие. Большая роль в профилактике интолерантности может и должна быть отведена системе школьного образования, создающей условия для становления толерантного сознания учащихся и накопления ими опыта толерантного поведения. Школа как важнейший социальный институт призвана помочь обществу стать более гуманным и толерантным. Это место открытого межличностного общения, поэтому ее психологический климат должен способствовать личностному росту не только учеников, но и всех участников образовательного процесса. В последнее десятилетие в научно-педагогическую литературу прочно вошел термин «толерантность». В разных языках слово «толерантность» имеет сходное значение и является своеобразным синонимом «терпимости». Основой толерантности является признание права на отличие. Основные критерии «толерантности» и их показатели можно определить, исходя из определения самого понятия «толерантность» - активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды. 1995 год по инициативе ЮНЕСКО был объявлен Международным годом Толерантности. С того времени слово «толерантность» прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Представители более чем 185 стран подписали Декларацию Принципов Толерантности, в которой четко определили этот термин. Он формулируется так: "Толерантность (от лат. tolerantia — терпение; терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям) – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений". Толерантность – терпимость по отношению к инакомыслию, чужим взглядам, верованиям, поведению, к критике другими своих идей, позиций и действий и т.д. … Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного. Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для социального развития без какой-либо дискриминации. Это качество личности, которое является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим. 2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Это объяснимо, ибо события, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации. Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного, благожелательно - терпимого отношения друг к другу. Из-за такого дефицита происходит много бед. Казалось бы, так просто – живи и давай жить другим, имей свой образ жизни, веруй, выражай частным образом и публично свое мировоззрение, признай право других на то же самое, и все будет хорошо. Но почему-то не получается. Очевидно, проблема терпимости затрагивает какой-то глубокий уровень подсознания, и никакие рационалистические доводы разума часто не действуют. Поэтому огромную важность сегодня для нашей страны имеет теоретическая и практическая разработка принципов, методов, форм и содержания нового, культурного образования, воспитания. Особая роль в формировании толерантности у всех категорий обучаемых – от дошкольной до послевузовской образовательной системы - принадлежит, безусловно, педагогам.
В настоящее время перед всеми педагогами встает вопрос: как обеспечить формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования. В современной социокультурной ситуации школа, должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других
народов, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального, формального и неформального общения. Таким образом, для становления толерантной личности адекватным является включение ее в коллективную творческую деятельность, и обучение ее социально приемлемым способам предъявления своей индивидуальности. Но таким способам и формам, которые одновременно удовлетворяют самого человека. Одним из основных условий формирования толерантности у младших школьников является работа с эмоциями детей, систематическая реализация преподавателем Принципа трансформации когнитивного содержания (информации) в эмоциональное. Составляющие толерантности младшего школьника могут быть описаны как: позитивное отношение к себе; готовность принимать на себя ответственность за свои поступки; выделение человеческих отношений как значимой и самостоятельной ценности; многоплановое восприятие субъектов взаимодействия как несущих в себе опасность и ресурс в их нераздельности; восприятие людей как активных субъектов, обладающих чувствами эмоциями и желаниями; различение и раздельная оценка личности и поведения; комплексное восприятие ситуации взаимодействия; рефлексия действий и текущих психологических состояний; творческость, гибкость и оригинальность мышления; коммуникативная компетентность. Основными показателями сформированности толерантности у детей младшего школьного возраста являются: просоциальная направленность; успешная социальная адаптация; способность к активному творческому взаимодействию со средой. Ребенок, обладающий высоким уровнем толерантности, выделяет других детей как значимых в своей жизни людей, стремится к установлению конструктивных отношений, способен самостоятельно и творчески решать проблему взаимоотношений. Отношение ребенка к себе можно оценить как самопринятие. Одновременно он принимается своим непосредственным детским окружением. Ребенок, имеющий средний уровень толерантности, выделяет других людей как значимых в своей жизни людей, стремится к установлению конструктивных отношений. Действует с переменным успехом. В одних случаях демонстрирует понимание, принятие, ответственность и творческую активность. В других случаях демонстрирует неспособность к пониманию и сочувствию, реактивность и стандартность действий, непринятие и безответственность. Отношения со сверстниками неровные. Ребенок, имеющий низкий уровень толерантности, не воспринимает других детей как самостоятельных субъектов; неспособен учитывать их эмоции и желания, прогнозировать их действия. Не принимает на себя ответственность за собственные действия. В проблемных и кризисных ситуациях рассчитывает на помощь и защиту значимых взрослых. Действует реактивно, стандартно. Самооценка не сформирована и колеблется от максимальных до минимальных значений, принимая преимущественно крайние значения. Детским окружением не принимается. Выявлено своеобразное сочетание психологических характеристик детей с низким уровнем толерантности, для которых на фоне низких показателей по всем диагностическим методикам характерны: отрицание страха самовыражения при высокой социальной тревожности; показатели разработанности творческого мышления ниже возрастной нормы. Общая самооценка и оценка собственной доброжелательности чаще завышены, чем занижены, что сочетается с явно неблагополучным социометрическим статусом. Для младших школьников с высоким уровнем толерантности на фоне высоких показателей по всем диагностическим методикам особенно характерны: высокий уровень развития творческого мышления (прежде всего, высокие показатели разработанности); высокий коэффициент удовлетворенности общением. Занятия по экспериментальной программе способствуют формированию толерантности как целостного явления. Полученные изменения статистически значимы; корреляционная взаимосвязь между всем рассматриваемыми параметрами увеличилась, что свидетельствует о том, что действительно развивалась толерантность как комплексная характеристика. Подобранный диагностический инструментарий позволяет оценить уровень становления толерантности и эффективность формирования толерантности у младших школьников. Литература: 1. Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. // Ярославский педагогический вестник. 2003 №1 2. Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся., М., 2007 3. Макова Л.Л. Воспитание толерантности в учебно-воспитательном процессе школы как путь к преодолению межличностных конфликтов подростков. 4. Пикалова Т.В. Формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования на уроках. 5. Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001 6. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия.// Семья и школа. 2001 №№11-12 7. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (НА МАТЕРИАЛА СТАРООБРЯДЦЕВ КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА СРЕДНЕГО УРАЛА) Овечкина Ю.Р., Безденежных А.Ю., Россия, г. Екатеринбург Трудный процесс утверждения в России цивилизованных взаимоотношений между неодинаковыми в культурном, религиозном и социально-политическом отношении людьми, привел к принятию в российском законодательстве норм и принципов гуманистического характера. Одним из таких принципов является толерантность. Согласно определению, предложенному в Декларации принципов толерантности (1995), толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности» [1, ст. 1.1.]. Такое определение подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, языку, религии и пр. В этой связи мы предлагаем рассмотреть возможность формирования толерантности в молодежных группах, в частности, в среде студенческой молодежи. Следует отметить, что «молодежь – это не только будущее, она – «живое настоящее», которое определит содержание и характер будущего» [3, с. 90], как справедливо замечает директор Научно-исследовательского центра при Институте молодежи Б.А. Ручкин. Спецификой студенческой молодежи как человеческого ресурса является ее перспективность, динамичность, оптимистический настрой и вера в будущее. Все это говорит о том, что студенты способны не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения. По этой причине и были избраны студенты языкового вуза, которые способны преобразовать, внести вклад в развитие такого поликультурного региона как Средний Урал. Мы опишем опыт формирования толерантности в студенческих группах на примере междисциплинарного проекта, реализуемого на базе Уральского государственного педагогического университета. Предлагаемый междисциплинарный проект реализуется в рамках двух исследований – в области обучения иностранным языкам и истории по темам «Интегративная модель формирования межкультурной компетенции студентов языкового вуза», «Современный тип старообрядческого лидера у поповцев Среднего Урала: традиции и новации». Исследователи, являясь жителями такого поликультурного региона как Средний Урал, имеют целью внести вклад в развитие региональной идентичности его жителей, в частности, молодого поколения в лице студентов вузов. Ведь региональная идентичность – рефлексия региона в сознании индивида, посредством которой индивид интерпретирует внешний мир и формирует в соответствии с этим модели своего поведения, сохраняет и передает социальный и культурный опыт, осуществляет межкультурную коммуникацию. Важно отметить, что согласно и ФГОС ВПО 2010, и международным стандартам по ИЯ [5], выпускники вузов должны быть компетентными в осуществлении коммуникации как межкультурной, так и межнациональной, реализуемой между народами РФ [4], осуществлению которой способствует формирование межкультурной компетенции. В документах Совета Европы по культурному сотрудничеству межкультурная компетенция предполагает владение не только языковой, но и этнографической информациями, отражающими специфику национального образа коммуниканта. Это усиливает потребность в определении культурно-цивилизационной идентичности в целом, региональной идентичности, в частности. Предлагаемый проект позволит мотивировать студентов на осуществление межнационального общения внутри Уральского региона, что позволит им «творить» региональную культуру с общими ценностями, смыслами, нормами, и знакомить иноязычных партнеров по коммуникации с культурой Среднего Урала, т.е. осуществлять межкультурную коммуникацию. В связи с этим актуально обращение к пониманию самоценности региона его жителями через один из феноменов региона – старообрядчество. Оно является многомерным явлением русской и мировой культуры. Культура старообрядцев является актуальной благодаря уникальному характеру процессов, протекающих в старообрядческой среде (интеграция и дезинтеграция в рамках поликультурного субэтноса). Старообрядчество – альтернатива современной русской культуры, формировавшейся в специфических условиях. Трансформация традиционного общества старообрядцев происходила под влиянием современной постиндустриальной цивилизации. Интерес для исследования представляет проблема лидерства в рамках различных культурных традиций староверов, а также имеющийся у исследователей комплекс материальной культуры старообрядцев. Исследователи проекта располагают богатым комплексом археографических и этнографических источников, полученных в экспедициях, в которых принимал участие один из авторов проекта, что позволяет рассмотреть новые грани культуры и мировоззрения старообрядцев Среднего Урала. Это обусловило необходимость внедрения данных материалов в образовательный процесс с целью реализации нового подхода – исторической регионалистики – «исследование и изучение истории отдельных поселений» [2, с. 128]. Цель проекта способствует реализации теоретических положений выше упомянутых диссертационных исследования в области методики преподавания ИЯ и истории.
Цель – создать интегративную междисциплинарную модель формирования региональной идентичности как основы межкультурной коммуникации студентов языкового вуза на материале изучения старообрядчества как феномена культуры Среднего Урала. Данная модель будет способствовать формированию толерантности студентов языкового вуза. Поскольку толерантность – сложное социально-психологическое явление, именно интегративный подход, лежащий в основе модели, позволит осуществить ее формирование через региональную идентичность и межкультурную компетенцию студентов. Для достижения указанной выше цели мы предлагаем применять следующие методы и технологии обучения. Методология организация процесса обучения строится на прагматической парадигме, отличающейся наличием проблемной ситуации; позицией рефлексивной самооценки, позволяющей реализовать обучаемому свое внутреннее отношение к изучаемому культурно-историческому феномену, осознавать результаты собственной исследовательской деятельности; использованием современных исторических методов истории и лингвистики, способствующих самообразовательной активности и, соответственно, развитию межкультурной компетенции в качестве основы толерантности.
Методы проблемного обучения и методология «понимающего образования», позволяющие обучаемому пережить прошлое, реализовать внутреннее отношение к феномену старообрядчества. К ним мы относим метод проектов, порфолио. Данные методы предоставляют обучаемым свободу выбора. Это способствует формированию готовности к межкультурному общению, которая заключается в готовности владеть системой знаний и умений и творчески их использовать в межкультурной коммуникации и самообразовании; квалифицированно и независимо решать задачи межкультурной коммуникации.
Информационно-коммуникационные методы (телекоммуникационный проект, блоги, студенческие газеты, телевизионные передачи). Технологии этой группы используют компьютерные сети и современные коммуникации для проведения консультаций, конференций, переписки и обеспечения учебной и другой информацией из электронных библиотек, баз данных и систем электронного администрирования. Важным достоинством этой группы технологий является возможность более оперативного руководства обучаемым, его воспитания в процессе общения с преподавателем и группой, что является неоспоримым преимуществом традиционных форм очного обучения.
Тандем-метод (обучение и проведение исследования в тандеме преподавателя истории, иностранного языка и обучаемого).
Технология кейс-стади или метод кейсов (ситуаций). Данный метод позволяет применить студентам принципы этнолингвистики в своих исследованиях. Данный метод позволяет студентам проследить отражение в языке культурных, народно-психологических и мифологических представлений старообрядцев.
Кейс-технология состоит в том, что в начале обучения, составляется индивидуальный план, каждый обучающийся получает так называемый кейс, содержащий пакет учебной литературы, мультимедийный видеокурс, виртуальную лабораторию и обучающих программ на CD-ROM, а также электронную рабочую тетрадь. Последняя представляет собой своеобразный путеводитель по курсу и содержит рекомендации по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания. Изучая материал курса, обучающийся может запрашивать помощь по электронной почте, отправлять результаты выполнения практических заданий, лабораторных работ. Учебно-методические материалы, используемые в данной группе технологий, отличаются полнотой и целостностью системно организованного комплекта материалов. К их достоинствам можно отнести: доступность, как возможность организации самостоятельной работы в электронной библиотеке, так и дома; наглядность, т.е. красочные иллюстрации, видеофрагменты, мультимедиа-компоненты, схемы, квантованный текст с выделенными важными определениями и т.д.; звуковое сопровождение лекций; наличие интерактивных заданий; Исследование имеет общее направление, состоящие из следующих тем, затрагивающих аспекты культуры, истории, искусства, музыки старообрядцев:
1. Старообрядчество Среднего Урала: исторический взгляд;
2. Мировоззренческие основы старообрядчества;