ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СЕМЕЙНОМ УКЛАДЕ 29 глава




Чтобы правильно понимать толерантность на уровне личности, важно знать, в чем заключаются основные различия между толерантной и интолерантной личностями. В психологи принято считать, что интолерантная личность характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, высокой тревожностью, потребностью в порядке, желанием сильной власти. Толерантная личность — это человек, хорошо знающий себя и признающий других.


Проявление сочувствия, сострадания — важнейшая ценность толерантного общества и черта толерантного человека. В работах, выполненных в рамках теории формирования толерантной личности, А.Г. Асмолова, Г.У. Солдатовой, С.К. Бодырева, Д.В. Колесова [1; 2: 5] доказано, что в возрасте 15-16 лет возможно с помощью специальных методов формировать толерантную личность, а именно терпимого отношения к себе и к окружающим, независимо от индивидуальных особенностей, убеждений, этнической принадлежности. Толерантная личность это основа мирного проживания людей и групп с разными ценностными, национальными, религиозными, культурными отличиями. Нами было проведено исследование на определение психологических условий и средств формирования качеств толерантной личности у студентов экономического колледжа специальности «реклама». В исследовании принимали участие студенты колледжа 15 - 16 лет в количестве 43 человек. Гипотеза исследования: психологическое воздействие в виде тренинга можно рассматривать как условие формирования качеств (открытость, уверенность, отзывчивость, уравновешенность и др.) толерантной личности студентов экономического колледжа специальности «реклама». Использовались методики: многофакторный личностный опросник FPI (И. Фаренберг, Х. Зарг, Р. Гампел), личностная методика разработанная А. Бассом и А. Дарки предназначена для диагностики агрессивных и враждебных реакций личности, тест межличностных отношений Лири и психологический тренинг «Учимся толерантности» Г.У. Солдатовой В результате проведенного исследования выявлено положительное влияние формирующего эксперимента в форме психологического игрового тренинга на толерантность личности у студентов экономического колледжа специальности «реклама». Установлено четырнадцать из возможных тридцати шести статистически значимых различий, между средними оценками ответов на одни и те же вопросы до и после тренинга в экспериментальной и контрольной группах. При уровне значимости <0,05. Что, свидетельствует о повышении толерантности и снижении интолерантности у студентов после проведенного тренинга. Результаты по тесту FPI. В рамках проведенного исследования наиболее информативными по проявлениям толерантности были выделены депрессивность, уравновешенность, открытость, эмоциональная лабильность. Как видно из результатов первого измерения разброс средних величин по всем шкалам у испытуемых экспериментальной группы находится в пределах от 4,3 по шкале «уравновешенность» до 9,1 по шкале «открытость», колебания средних по выборке составляет 4,8. Высокие оценки свидетельствуют о стремлении к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми. По шкале «уравновешенность» в экспериментальной и контрольной группах при повторном измерении после формирующего эксперимента имеются статистические различия при уровне <0,05. Результаты по шкале «открытость», как готовность к принятию другого, готовность к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими характерная черта толерантной личности возросла у экспериментальной группы. Статистические различия в группах есть при уровне <0,05. По шкале «эмоциональной лабильности» в экспериментальной и контрольной группах показатель эмоциональной лабильности имеет статистические различия при уровне <0,05. По результатам исследования тест Баса-Дарки выявлено, что для проведенного исследования наиболее информативными оказались шкалы: «физическая агрессия, обидчивость, вербальная агрессия, враждебность, подозрительность, общая агрессия». Данный тест дает представления о поведенческих проявлениях интолерантности. Но если сравнить повторные результаты экспериментальной группы и контрольной, то разница в средних значениях составляет по данной шкале 1,2. Учащиеся после прохождения тренинга стали менее обидчивы, чем учащиеся не прошедшие тренинг данные различия подтверждены статистически при уровне <0,05. По шкале «враждебность» данные у испытуемых контрольной группы не изменились, а у экспериментальной показатель средних выборочных стал ниже на 1,4.. Они значительно различаются при уровне <0,05. В экспериментальной группе у школьников снизился уровень интолерантных проявлений. Хотелось сказать о том что шкала «общей агрессии» по замыслу создателей теста дает характеристики по таким составляющим личности как стремление, проявляющееся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними. Целью агрессии может быть причинение страдания, вреда жертве [3]. Сравним обе группы по данной шкале. Экспериментальная группа имеет показатель средних значений 14 контрольная 18,7. Статистически значимые различия при уровне <0,05 что в данном контексте можно зафиксировать как эффективность тренинга. Цель создания тренинга снижение интолерантных характеристик личности достигнута. В данном случае по данному показателю. Также имеет место значимых различий по шкалам соответствующим формам проявления агрессии «физическая агрессия»; (Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица). По шкале «вербальная агрессия» у испытуемых экспериментальной группы 7,1 при повторном 5,4. У испытуемых контрольной группы при первоначальном измерении 6,4 при повторном 8. Статистические различия значимы при уровне <0,05

Полученные результаты по тесту Лири по шкале «Отзывчивость» видим изменения средних выборочных с 9,2 до 10,5. Тогда как у контрольной группы отзывчивость незначительно снизилась с 9 до 8,6


единиц. Рост данных говорит о специфичности данного тренинга к формированию проявлений теплоты и дружелюбия в отношениях, готовности прийти на помощь. Статистическая значимость имеет место при уровне <0,05. Шкала «уверенность» - у экспериментальной группы среднее выборочное стало ниже на 0,7, тогда как у контрольной группы она выросла на 0,4. Различия по данному параметру имеют статистическое значение при уровне <0,05. Результаты по тесту смысложизненых ориентаций Д. Леонтьева (СОЖ). Выборочные средние первоначального измерения в группах говорят о том, что самые низкие показатели имеет шкала локус контроля «Я», что характеризует испытуемых не ощущающими себя в полной мере «Я - хозяин своей жизни», а самые высокие показатели имеет шкала «направленность на процесс». По мнению авторов данной методики высокие оценки по данной шкале говорят о «верности ложному пути». Ребята ответственно выполняют возложенные на них обязанности, даже если это вызывает внутренний протест. В экспериментальной группе изменился показатель по шкале «Локус контроля - жизнь» он стал на 1.6 десятых ниже. Данная шкала характеризует «управляемость жизни». Высокие оценки по данной шкале, по мнению Д. Леонтьва [4] говорят об уверенности в принципиальной возможности самостоятельного осуществления жизненного выбора. По результатам эксперимента можно сделать следующие выводы: содержание психологического игрового тренинга «Учимся толерантности» соответствует поставленной цели – формованию качеств толерантной личности, снижению интолерантных проявлений. Освоение студентами содержания данного тренинга позволит им избежать неблагоприятных тенденций в формовании личности, таких как озлобленность, враждебность, подозрительность. Применение программы психологического игрового тренинга «Учимся толерантности» показало, что данный тренинг может стать важной составляющей психолого-педагогической работы по воспитанию студентов колледжей в духе толерантности и культуры мира. Тренинг помогает студентам понять нормы гражданского общества [1] и формирует понимание и принятие основных культурных норм толерантной личности. Результаты, позволяют предположить, что применение данного тренинга возможно в воспитательной работе в многонациональных колледжах. Применение тренинга возможно для разрешения конфликтных ситуаций в любых студенческих коллективах. Конечно, хотелось бы видеть более заметные изменения в смысловой сфере личности как результат влияния тренинга на личность учащихся. Но вероятно все же тренинг формирует более осмысленное отношение к принятию других. Для более глубокого осмысления жизненных целей и усиления ответственности за свои решения необходимо создание других программ. Литература:

1. Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. М.: Смысл, 2000.-255с

2. Бодырева С К. Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему).-М.: Издательство Московского психологического института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.-240 с.

3. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. Пособие для высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. -288 с.

4. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности.- М.: Смысл, 1999.- 487с.

5. Солдатова Г.У. Межэтническая напряженность. М.: Смысл 1998.-230 с

 

ВЗАИМНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ ЧЛЕНОВ ШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ Ясвин В.А., Россия, г. Москва Методология исследования В основу теоретического конструкта разработанной нами экспертной методики 2 положено общее понимание толерантности, как субъективного отношения к другому, иному, к отличающемуся, к тому, что не совпадает с собственными индивидуальными особенностями человека и с привычными ему формами культуры. Поскольку процесс развития субъективного отношения связан с изменениями, которые затрагивают эмоциональную, познавательную сферы людей, касаются осуществляемой ими практической деятельности и – самое главное – совершаемых поступков, нами, соответственно, выделяются четыре компонента отношения: эмоциональный, познавательный, практический и поступочный.

Для анализа отношения к иному (другому) важно иметь структурно-содержательную модель этого иного, будь то отдельный человек, малая или большая группа. Нами выделяются следующие основные структурные элементы, составляющие понятие «иной»: облик; поведение; культура; идеи. «Облик» характеризует внешние признаки. К таким признакам могут быть отнесены лицо, фигура, одежда, украшения, орудия труда и т.д. «Поведение» в данном случае характеризует действия и поступки «иного», направленные на того, чья толерантность оценивается, или связанные с ним. «Культура» характеризует образ жизни «иного», его действия и поступки, направленные на других людей. Наконец, «идеи» характеризуют особенности мировоззрения «иного». Субъективное отношение к различным структурным


элементам «иного» может, как совпадать, так и иметь существенные различия или даже различаться кардинально. Для экспертного анализа толерантности-интолерантности была введена система координат с осями «принятие-непринятие» иного и «активность-пассивность» по отношению к этому иному. Соответственно, активное принятие иного может рассматриваться как «сотрудничество » с ним, а активное непринятие – как «агрессивность » по отношению к нему; в свою очередь, пассивное принятие – как «симпатия», а пассивное непринятие – как «терпимость». При этом агрессивность рассматривается как интолерантность. Предметом экспертного анализа являются взаимные отношения различных категорий членов образовательного сообщества (учащихся, педагогов, родителей, администрации школы) друг к другу. В качестве экспертируемых объектов могут выступать поведенческие акты, высказывания, тексты, изображения и т.п. и их совокупность. Экспертам предлагается на основе разработанного критериального аппарата квалифицировать степень толерантности соответствующих категорий членов образовательного сообщества по отношению к другим субъектам образовательного процесса. В экспертную группу входили классные руководители, воспитатели, учителя и т.д. Опыт показывает, что в экспертную группу не стоит включать более 4-5 человек. Естественно, для оценки толерантности различных групп учащихся формируются различные экспертные группы. Оценку толерантности педагогов дают представители администрации школы и школьные психологи. Школьный психолог путѐм тематического собеседования с экспертами на основе критериального комплекса заполняет экспертные матриц ы для каждой фокусной группы по различным объектам оценки толерантности (отношение к другим учащимся, к учителям и т.п.).Экспертам надлежало отметить своѐ субъективное мнение о степени принятия-непринятия членами анализируемой фокусной группы представителей другой фокусной группы, а также квалифицировать это принятие (непринятие) как активное или пассивное. «Индекса толерантности» определялся по формуле: 1 – 1/16 X, где X – количество отмеченных позиций в секторе «Агрессивность». Число «16» обусловлено количеством теоретически возможных позиций в рамках данной методики: 4 компонента субъективного отношения и 4 структурных элемента «иного». Результаты исследования: Далее будут приведены некоторые результаты исследования взаимной толерантности различных категорий членов образовательных сообществ, полученные в ряде московских и подмосковных школ 3. По результатам экспертного анализа толерантности педагогов по отношению к старшеклассникам были констатированы следующие позиции: пассивное эмоциональное непринятие учителями внешнего облика старшеклассников, их поведения по отношению к педагогам, их образа жизни и мировоззренческих позиций; низкий интерес и неодобрительное обсуждение внешности старшеклассников, их образа жизни и мировоззрения; отсутствие взаимодействия с учащимися по поводу коррекции их внешнего облика, неадекватного (с точки зрения педагогов) времяпрепровождения и мировоззрения; наличие резких негативных высказываний и трансляция в окружающий социум своего неприятия образа жизни учащихся и их мировоззренческих идей; активный интерес к поведению учащихся в школе и негативная оценка этого поведения, преобладание жѐстких, агрессивных действий по отношению к старшеклассникам, связанных с их неадекватным (с точки зрения педагогов) поведением в школе, «борьба» за «приличную внешность» и «приличное поведение» старшеклассников путѐм жалоб родителям и проведения различных акций «карательного» характера. Можно констатировать, что отношение педагогов к старшеклассникам характеризуется пассивным неприятием – «Терпимостью» с элементами «Агрессивности» (активного неприятия), связанного с их внешним обликом и поведением в школе. Индекс толерантности – 75 %. Подчеркнѐм, что экспертами не было отмечено у учителей ни одной позиции по отношению к старшеклассникам по шкале «Принятие» в секторах «Симпатия» и «Сотрудничество» (!). При оценке толерантности старшеклассников по отношению к педагогам были отмечены следующие позиции: пассивное эмоциональное непринятие старшеклассниками внешнего облика педагогов и их поведения по отношению к учащимся; низкий интерес к педагогам на фоне общего их принятия; активно-протестное поведение старшеклассников по поводу критики их поведения со стороны учителей; стремление к совместному обсуждению с педагогами мировоззренческих вопросов..

Таким образом, отношение старшеклассников к педагогам характеризуется в основном симпатией – пассивным приятием. Индекс толерантности выше, чем аналогичный показатель у педагогов – 94 %. Проявления агрессивности, судя по всему, связаны в основном с «защитными реакциями» на критику со стороны педагогов. Старшеклассники готовы к сотрудничеству с педагогами в сфере обсуждения мировоззренческих проблем, различных идей и т.п. (у педагогов подобного стремления отмечено не было…). Результаты анализа отношения учащихся подросткового возраста к педагогам позволяют сделать следующие выводы: пассивное эмоциональное принятие внешнего облика педагогов; активное эмоциональное приятие поведения педагогов по отношению к учащимся; пассивное эмоциональное принятие культуры и образа жизни учителей; пассивное эмоциональное принятие мировоззренческих позиций и идей учителей; определѐнный интерес к внешнему облику учителей; активный интерес к действиям педагогов по отношению к учащимся и высказывание позитивных суждений о них; одобрение образа жизни педагогов; отрицание мировоззренческих позиций педагогов, отсутствие интереса к их идеям


и ценностям; активное обсуждение внешнего облика учителей, который в целом оценивается положительно; сотрудничество с педагогом, связанное с его поступками по отношению к школьникам; активное участие во внеурочных мероприятиях, организованных педагогами в соответствии с их интересами и увлечениями; пассивное участие в обсуждение различных идей учителей, их мировоззренческих взглядов; позитивные высказывания о внешности педагогов; публичные положительные оценки поведения учителей по отношению к учащимся; активное обсуждение с учителями «житейских» и нравственных вопросов, в целом принятие их позиций. В целом «сотрудничество» подростков с педагогами связано с активным эмоционально положительным принятием их действий, направленных на учащихся. Индекс толерантности – 100 %. Результаты экспертного анализа отношения учащихся подросткового возраста к старшеклассникам позволяют сделать следующие выводы: пассивное эмоциональное непринятие внешнего облика многих старшеклассников; активное эмоциональное неприятие поведения многих учащихся, особенно 8-9 классов по отношению к ученикам 5-6 классов; пассивное эмоциональное непринятие образа жизни старшеклассников; пассивное эмоциональное непринятие мировоззренческих позиций и идей старшеклассников; пассивное принятие внешнего облика старшеклассников; активный интерес к действиям старшеклассников по отношению ученикам 5-6 классов и попытка влиять на их поведение; пассивное принятие образа жизни старшеклассников на фоне низкого интереса к данному вопросу; одобрение многих мировоззренческих позиций старшеклассников и высокий интерес к обсуждению с ними их идей; обсуждение между собой поведения старшеклассников по отношению к учащимся 5-6 классов с его общей положительной оценкой; периодическое взаимодействие со старшеклассниками в рамках школьных мероприятий; пассивная критика различных идей старшеклассников, их мировоззренческих взглядов; нередки публичные негативные высказывания о внешности старшеклассников в своей среде; нередки высказывания «в лицо» обид и негативных оценок поведения старшеклассников по отношению к младшим подросткам; негативные высказывания в своей среде об образе жизни старшеклассников; публичная критика в своей среде неразделяемых мировоззренческих идей старшеклассников. Таким образом «Агрессивность» и «Терпимость» отношения подростков к старшеклассникам связана, прежде всего, с активным непринятием их действий, направленных на более младших школьников, а также с неодобрением их образа жизни, что возможно, декларируется педагогами. Индекс толерантности – 88 %. Результаты анализа отношения старшеклассников к учащимся подросткового возраста позволяют сделать следующие выводы: пассивное эмоциональное принятие внешнего облика подростков; активное эмоциональное приятие поведения подростков по отношению к старшеклассникам; нейтральное эмоциональное принятие образа жизни подростков; пассивное эмоциональное непринятие мировоззренческих позиций и идей подростков; низкий интерес (пассивное принятие) к внешнему облику подростков; активный интерес к действиям младших подростков по отношению к старшеклассникам и позитивные суждения о них; неодобрительное обсуждение в своей среде образа жизни и мировоззренческих позиций подростков и низкий интерес к ним; отсутствие взаимодействия, связанного с внешним обликом подростков, который в целом оценивается положительно; частое конфликтное взаимодействие с подростками, связанное с их поступками по отношению к старшеклассникам; периодическое деловое взаимодействие с подростками в рамках проводимых для них школьных мероприятий; заинтересованное участие в обсуждение различных идей подростков; нейтрально-позитивные высказывания о внешности подростков; отсутствие публичной критики по отношению к подросткам в случаях, когда их поведение не одобряется; нейтрально-позитивные высказывания об образе жизни подростков; отсутствие публичной критики неразделяемых мировоззренческих идей подростков. Таким образом «Агрессивность» и «Терпимость» отношения старшеклассников к младшим подросткам связана с активным непринятием их мировоззрения, а также действий по отношению к старшеклассникам. Индекс толерантности – 94 %. Психолого-педагогические меры по коррекции взаимной толерантности учащихся и педагогов представляются достаточно простыми с методологической точки зрения (совместная внеурочная деятельность учащихся и педагогов – социальные проекты, круглые столы, диспуты, совместные психологические тренинги и т.д.), и столь же трудными, в плане их методической и практической реализации. Наш достаточно большой опыт проведения совместных тренингов для старшеклассников и их учителей показывает психологическую неготовность последних к позитивному принятию учащихся и реальному партнѐрскому сотрудничеству с ними. Преобладает родительская, часто субъект-объектная, позиция учителей по отношению к учащимся – либо гиперопека, либо стремление к тотальному подчинению школьников своей воле. Проводимые нами тренинги 1 направлены на формирование субъект-субъектной партнѐрской позиции педагогов по отношению к школьникам, взаимодействия по типу «Взрослый-Взрослый». Литература:

1. Ясвин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде. – М.: Молодая гвардия, 1998.

2. Ясвин В.А.. Экспертная методика «Индекс толерантности» Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». 2007. № 2. –М.: МГОУ. - С. 277-282.

3. Ясвин В.А. Исследование толерантности в школе // Школьный психолог, 2009. № 20 (450). - С. 17-32.


ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКА КСЕНОФОБИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ МЕТОДЫФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ Ахунова И.Г., Беларусь, г. Минск Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью: терпимость к различиям среди людей, умение жить, уважая других и не мешая им, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свободы других, признавая возможность и право быть «другим». Толерантность является своеобразной этической доктриной современности, претендующей на центральное место в направлениях XXI века, основой демократии и прав человека, той общественной силой, которая противостоит нетерпимости в полиэтническом, поликонфессиональном, поликультурном обществе, зачастую приводящей к нарушению прав человека, насилию и вооруженным конфликтам. Согласно Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 г., толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Это гармония в многообразии, это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Анализ философских, психолого-педагогических, социологических трудов показывает, что исследование педагогических аспектов проблемы толерантности и ее формирования значительно расширилось в последние годы. Положения, касающиеся роли и места толерантности в общественной жизни, содержатся в трудах А.Г. Асмолова, A.M. Байбакова, С.К. Бондыревой, P.P. Валитовой, A.A. Гусейнова, П.Ф. Комогорова, Г.У. Солдатовой, Т.Н. Петровой и многих других. Известный российский исследователь А.П. Садохин, анализируя сущность понятия толерантность (от лат. tolerantia – терпение), выделяет такие ее признаки: уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Вместе с тем толерантность не предполагает индифферентности, конформизма, ущемления своих интересов. Формирование способности к толерантному межкультурному общению возможно только в том случае, если человек глубоко и всесторонне овладел культурой собственного народа, – это обязательное условие самой возможности интеграции в иные культуры. И.И. Просвиркиной введен в лингводидактическую практику и всесторонне проанализирован термин толерантная коммуникативная личность, под которой понимается участник толерантного коммуникативного акта, реально действующий, способный применять в процессе речевого общения вербальные и невербальные средства, позволяющие достичь взаимопонимания между общающимися людьми. Толерантная коммуникативная личность, по мнению ученого, это одно из проявлений языковой личности, обусловленное совокупностью ее индивидуальных свойств, которые определяются степенью ее толерантности, когнитивным диапазоном, сформировавшимся в процессе толерантного опыта, и умением выбрать коммуникативный ход, обеспечивающий толерантное восприятие в конкретной речевой ситуации. Среди целей общения толерантная коммуникативная личность приоритетной считает достижение взаимопонимания, согласия. В психологии выделяются три уровня развития толерантности личности:

1) естественная или натуральная (толерантность типа «А»),

2) моральная (толерантность типа «Б»),

3) нравственная толерантность (толерантность типа «В»).

 

Толерантность первого типа – это естественная открытость и доверчивость, свойственная маленькому ребенку, которая еще не ассоциируется с его личностными качествами. Этот уровень развития толерантности предполагает безусловное и некритическое принятие другого человека. Толерантность второго уровня – это толерантность взрослого человека. Толерантная личность этого типа в ситуациях «столкновения культур» стремится сдерживаться, используя механизмы психологической защиты, но за «толерантным фасадом» могут скрываться нетерпимость, отвержение и даже скрытая агрессия. Третий (высший) уровень развития толерантности – это, с одной стороны, позитивное отношение к собственной личности, собственному внутреннему миру, ценностям, целям, желаниям, с другой – осознанная готовность принять другого таким, какой он есть, принять ценности и смыслы, значимые для другого. Процесс формирования толерантности будет эффективным, если: -- рассматривать формирование толерантности в качестве приоритетной задачи; -- учебно-воспитательный процесс строить на принципах междисциплинарности, оптимизации, поликультурности, полиэтничности, практической направленности; -- планировать работу на основе определения критериев и выявления уровней сформированности толерантности;


-- использовать современные технологии (интерактивные методы обучения, практико-ориентированный, дифференцированный подходы). Методы воспитания толерантности – это способы формирования готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам. В работе Рожкова М.И., Байбородовой Л.В., Ковальчук М.А выделяются следующие методы формирования толерантности. В интеллектуальной сфере необходимо формировать объем, глубину, действенность знаний о цен-ностях толерантности: идеалы терпимости, принципы отношений с людьми иных социальных и нацио-нальных групп. При воздействии на интеллектуальную сферу используется, прежде всего, метод убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство необходимого толерантного поведения. В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др. Воспитание толерантности приносит плоды только в том случае, если оно происходит в правильном эмоциональном тоне, если удается сочетать требовательность и доброту. Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение его управлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу, является внушение. Под внушением понимают такое психическое воздействие, словесное или образное, которое вызывает некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации. В воспитании толерантности нельзя ограничиться только знаниями о толерантном поведении и толерантных поступках и возникающими в процессе внушения эмоциями. Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование, в основе которого лежит формирование осознанных жизнедеятельности. В результате стимулирования толерантного поведения должна формироваться устойчивая мотивация терпимого отношения к людям, блокирующая агрессивные поступки. Стимулирует толерантное поведение организация общения и совместной деятельности представителей различных национальных и социальных групп. В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации толерантного поведения: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов. Здесь важно не столько то, что личность ставит цели, сколько то, как она их реализует, на что пойдет личность ради достижения целей. Принятие решений это не только выбор альтернатив на рациональной основе, но и волевое разрешение противоречий, способность выполнять деятельность на оптимальном уровне активности, психическая устойчивость по отношению к трудностям. Проявление активности в необходимой форме, инициатива, требовательность к себе есть особые качества личности, возникающие на волевой основе. Методы воздействия на волевую сферу с целью воспитания толерантности предполагают: развитие инициативы, уверенности в своих силах; развитие в сфере саморегуляции в качестве оценивающего выступает сам субъект и его субъективные параметры оценки. В сфере саморегуляции необходимо формировать нравственную правомерность выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, умение соотнести свое поведение с другими, добропорядочность, самоконтроль и др. Саморегуляция осуществляется как система внутреннего обеспечения направленности действия при наличии множества внешних условий, возможностей, задач. В процессе саморегуляции раскрывается организация активности субъекта, ее системный характер. Методы воздействия на сферу саморегуляции направлены на формирование навыков психических и физических саморегуляций, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение навыкам осознания своего поведения и состояния других людей, формирование навыков честного отношения к самим себе и другим людям. К ним можно отнести метод коррекции поведения. Метод коррекции направлен на то, чтобы создать условия, при которых субъект внесет изменения в свое поведение в отношениях с людьми. Коррекция невозможна без самокоррекции. Человек часто может сам изменить свое поведение и регулировать свои поступки, что можно назвать саморегулированием. В предметно-практической сфере необходимо развивать способность совершать нравственные поступки, честно и добросовестно относиться к действительности; умение оценить нравственность поступков; умение оценить поведение современников с точки зрения моральных норм. В экзистенциальной сфере требуется формировать сознательное отношение к своим действиям, стремление к нравственному самосовершенствованию, любовь к себе и другим, заботу о красоте тела, речи, души, понимание морали в себе. Эта сфера помогает человеку вступать в определенные отношения с другими людьми. Она характеризуется умением человека управлять своими отношениями. Метод дилемм заключается в совместном обсуждении моральных дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу приводятся убедительные доводы «за» и «против». Анализ ответов полезно провести по следующим признакам: выбор, ценность, социальные роли и справедливость.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: