ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СЕМЕЙНОМ УКЛАДЕ 32 глава




с низко выраженным стремлением к соревнованию с другими людьми;

с более высокими значениями по шкале «подверженность чувствам — высокая нормативность поведения», то есть ответственные, уравновешенные, настойчивые в достижении целей, с выраженной деловой направленностью;

с более низкими значениями по шкале «робость — смелость», то есть эмоционально сдержанные, деликатные, внимательные к другим людям;

с более низкими значениями по шкале «конформизм — нонконформизм», то есть предпочитающие работать и принимать решения вместе с другими людьми, ориентированные на социальное одобрение;

с низко выраженным стремлением к риску;

с более высокими значениями по шкале «адекватность самооценки», то есть с высокой оценкой собственных возможностей;

с более низкими значениями по шкале «доверчивость — подозрительность», то есть открытые, доброжелательные, терпимые, характеризующиеся легкостью в налаживании социальных контактов.


Менее толерантными в социальном поведении являются респонденты следующих психологических типов:

с выраженным стремлением к соревнованию с другими людьми;

с более низкими значениями по шкале «подверженность чувствам — высокая нормативность поведения», то есть импульсивные, гибкие по отношению к социальным нормам;

с более высокими значениями по шкале «робость — смелость», то есть смелые, предприимчивые, активные, характеризующиеся выраженной готовностью к риску, способные принимать неординарные решения, склонные к авантюризму и проявлению лидерских качеств;

с более высокими значениями по шкале «конформизм — нонконформизм», то есть с выраженным нонконформизмом, независимостью, следующие по самостоятельно выбранному пути;

с выраженным стремлением к риску;

с более низкими значениями по шкале «адекватность самооценки», то есть склонные занижать свои возможности, критичные по отношению к себе;

с более высокими значениями по шкале «доверчивость — подозрительность», то есть подозрительные, эгоцентричные.

 

Таким образом, результаты выполненного исследования показали, что большая роль в формировании толерантности личности принадлежит особенностям ценностной сферы личности и выраженности определенных личностных свойств. Формирование склонности к толерантному социальному поведению опосредствуется целым комплексом психологических детерминант. Можно заключить, что общие толерантные установки закладываются в раннем возрасте вместе с формированием целостной системы личностных свойств и характеристик. А степень выраженности толерантности личности может быть лишь частично скорректирована путем осуществления программы общей личностной коррекции. РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ У ПОДРОСТКОВ Казиева Н.Н., Россия, г. Махачкала Анализ социокультурной ситуации в России показывает, что на развитие толерантности у молодежи в поликультурном пространстве одновременно оказывают влияние несколько факторов: интенсификация миграционных процессов; неравномерность социально-экономического развития регионов; усиление процессов международной интеграции; экспансия средств массовой информации. Современные исследования психологического состояния российского общества к характерным его особенностям относят: массовое чувство социальной несправедливости и незащищенности, неуверенности в завтрашнем дне; утрата смысла жизни и жизненных перспектив; распространенность тревожности, депрессий, страхов; повышенная агрессивность; нравственная деградация; криминализация массового сознания; кризис идентичности; конфликт поколений; понимание свободы как вседозволенности и др.[2]. Этот процесс может сопровождаться усилением проявлений в массовом сознании различных предрассудков и страхов (ксенофобия, этнофобия) приводящих к росту национализма, дискриминации и связанной с ними нетерпимости. В связи с чем, в условиях роста социального разнообразия российского общества существует опасная тенденция нарастания межэтнической, межконфессиональной, социально-экономической, межпоколенной и политической нетерпимости. Проблема развития толерантного сознания подрастающего поколения становится одной из приоритетных целей современной образовательной среды. В педагогической модели развития толерантного сознания Абдуразакова Д.М. выделяет два основных направления: 1) изучение культуры и искусства народа через сравнение и нахождение связей, отличий с культурами и искусством других народов, через гармонизацию регионального и исторического компонентов предполагает соотнесение культуры изучаемой эпохи с культурами других времѐн и современностью, когда на примере опыта прошлой культуры учащиеся могут освоить не только систему ценностей предков, но и ее связь с современностью. В этом случае народная культура и искусство, как ее важнейшая часть, предстают перед учащимися как система исторически развивающегося знания о мире, а произведения народного искусства воспринимаются как эволюционирующие образы, отражающие ценности национальной культуры; 2) целостный подход к обучению, включая опору на традиции народной педагогики и народной культуры, личностно-ориентированный подход на основе учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, их потребностей и интересов, создание условий для их творческого развития, самовыражения и самореализации.

В исследовании было показано, что наиболее высокий уровень толерантного сознания и общая готовность к его дальнейшему развитию свойственна тем подросткам, которые в свободное время принимают участие в коллективной творческой деятельности в различных студиях, ансамблях и др. Для них характерна оценка окружающих людей на основе прежде всего их личностных качеств, а не национальной принадлежности. Показательно, что и в своем видении перспектив решения проблем в многонациональных регионах эта молодѐжь опирается прежде всего на ресурсы культуры и образования, а не на политический


контроль. Это связано с тем, что их собственный опыт доказывает эффективность именно такой организации человеческого взаимодействия [1]. В развитии толерантного сознания огромное значение имеет личность самого педагога. Высокий уровень развития толерантного сознания педагога и его этнопедагогической культуры является ярким показателем и уровня общегуманитарной подготовки, и уровня развития нравственно-этических ценностей в целом, и уровня профессионально-педагогической культуры. Современные исследования показывают, что можно говорить о наличии социальных и психологических факторов, в той или иной степени нарушающих адекватность поведения детей в группах, в которых работают учителя с неадекватными формами выражения этнического самосознания. Дети, обучающиеся у учителей с адекватной позитивной формой выражения этнического самосознания, лучше адаптированы в микросоциуме, их поведение характеризуется больше гибкими и гармоничными способами взаимодействия с окружающими. Тогда как дети, обучающиеся у учителей с гиперболизованной и литотизированной формами этнического самосознания, отличаются затрудненной социально-психологической адаптацией в поликультурном пространстве [3]. Наиболее значимыми направлениями психолого-педагогической работы для создания условий развития толерантного сознания учащейся молодежи являются эмоционально-личностное; этическое; культурологическое; диалогическое; этнокультурное. В целом, можно сделать вывод о том, что современная социокультурная ситуация в многонациональных регионах характеризуется множеством инновационных изменений как в культурно-образовательной среде, так и в сфере образовательно-воспитательного процесса. Основной тенденцией является использование новых психолого-педагогических интерактивных технологий развития навыков коммуникации, что приводит к необходимости опоры на новые методы и приемы разработки современного стиля педагогического общения и методик психологического сопровождения. Литература:

1. Абдуразакова Д.М. Теоретико-методологические основы деятельности учреждений культуры и образования в развитии толерантного сознания молодежи многонационального региона. Диссертация д. п. н. – М., 2009.- 427 с.

2. Динамика психологического состояния современного российского общества по данным на 2007 г..// https://psyfactor.org/news/russia5.htm.

3. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. – СПб., 2000. – С. 186-187.

 

РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ Карпова Е.А., Россия, г. Санкт-Петербург Толерантность сегодня является одной из базовых составляющих современного человека, поскольку от его готовности и способности жить и конструктивно действовать в многообразном мире зависит будущее, как отдельного человека, так и всего общества в целом. Проблема толерантности была актуальна всегда, но в последние годы она приобрела особую значимость. В обществе наблюдается активный рост агрессивности, насилия, экстремизма, конфронтации. В классическом понимании толерантность рассматривается как «позиция признания иных ценностей, взглядов, обычаев как равноправных с привычными «своими» ценностями, взглядами и обычаями, вне зависимости от степени согласия с ними» (А.А. Леонтьев, Д.А. Леонтьев). «Толерантность предполагает… понимание относительности многих наших убеждений и суждений, невозможность такого их обоснования, которое было бы бесспорно для всех». В более широком значении толерантность трактуется как «норма устойчивости, определяющая диапазон сохранения различий популяций и общностей в изменяющейся действительности», как «уникальный эволюционный механизм сосуществования больших и малых социальных групп, обладающих различными возможностями развития». (А.Г. Асмолов, 2000). Как социальный термин, толерантность используется для характеристики ситуаций диалога культур, достижения консенсуса, рационального обоснования приоритетности поиска путей мирного и стабильного сосуществования в условиях многообразия. Термин интолерантность (нетерпимость) используется для описания ситуаций проявления насилия, дискриминации, нарушения прав человека, нагнетания социальной нестабильности, стремления к жесткому единообразию. Несмотря на частое использование относительно нового для российского сознания термина, единства в его понимании и применении пока не наблюдается, а диапазон расхождений во мнениях о том, что такое толерантность и каковы ее границы, достаточно широк. Формирование толерантности происходит на практике в рамках общего развития человека, преодолевающего различные препятствия, внешние и внутренние, для достижения поставленных целей. Толерантность возникает и проявляется в условиях совместности в пространстве и времени и при взаимодействии еѐ носителя, с одной стороны, и еѐ источника – с другой. Многочисленные исследования обращают внимание на комплексность и многоуровневость данного понятия, которые находят отражение в различных подходах и к самому определению.

В рамках основных психологических школ толерантность прямо или косвенно соотносится с целым рядом хорошо изученных явлений. Так, психоаналитический подход позволяет интерпретировать проявления толерантности в аспекте функционирования психологических защит и копинг-стратегий поведения (З. Фрейд, Р. Лазарус, С. Фолькман, К. Хорни, Э. Эриксон и другие). Когнитивная психология


способствует пониманию таких важных механизмов формирования и проявления толерантности, как социальная категоризация, когнитивный диссонанс, социальные установки, социальные стереотипы и атрибуции, социальные представления (Дж. Тернер, Л. Фестингер, Ф. Хайдер, С. Московичи и другие). В бихевиористической психологии моделируются отдельные аспекты проявления толерантности, базирующиеся на удовлетворении социальных потребностей, принятии окружения и самого себя, формировании основ компромиссного поведения (Б.Скиннер, Дж. Вольпе, А. Лазарус, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, В. Ромек). Гуманистическая психология раскрывает нормативную, ценностно-ориентационную и личностно-смысловую стороны толерантности (К. Роджерс). Особое внимание уделяется вопросам толерантности в кросс-культурной и этнической психологии, в частности, в связи с понятиями идентичности, межкультурной адаптации (Дж. Берри, М. Плизент, Г. Тэджфел, К. Оберг, Ю. Мартин, Т. Накаяма, Д. Мацумото, Н.М. Лебедева, Г.У.Солдатова, Т.Г. Стефаненко, В. Хармз и другие). Рассматривая проблему толерантности, большинство исследователей приходит к мнению, что это понятие не сводимо к русскому аналогу слова – терпимости. Быть толерантным – не значит терпеть, а принимать другого, воспринимать и уважать во всей его «непохожести» на себя. Но именно здесь в сознание зачастую вклиниваются установки, стереотипы, ценности препятствующие развитию толерантности личности. Обращаясь к проблеме постановки практических задач в области «воспитания в духе толерантности» Солдатова Г.У. выделяет четыре основных компонента: психологическую устойчивость, систему позитивных установок, комплекс индивидуальных качеств, систему личностных и групповых ценностей. Толерантность в этом случае приобретает интегральную характеристику личности, включающую все эти компоненты. На развитие этих составляющих и должны быть направлены разрабатываемые психологические технологии. В.А. Лекторский связывает толерантность с установкой «на независимость, автономность индивида, его личную ответственность за свои убеждения и поступки, недопустимость силового навязывания каких бы то ни было идей, сколь бы хорошими эти идеи не представлялись (В.А. Лекторский, 1997). С.Л. Братченко определяет «толерантность – как…активность особого рода: готовность человека выйти за пределы ограниченного круга «своих» (отделенных от «других» по любому признаку: по национальности, вере, социальному происхождению, возрасту, культуре и т.д.) навстречу «миру миров» – равнозначных, «равноразных» человеческих миров… Толерантность – это способность различать и признавать границы особого рода (нравственные, правовые, психологические) и умение конструктивно действовать в «пограничных» ситуациях, разрешать противоречия, согласовывать позиции, сотрудничать (С.Л. Братченко, 1999). В соответствии с концепцией Д.А. Леонтьева личностное измерение толерантности включает в себя ценностно-смысловую систему, в которой центральное место занимают ценность уважения человека как такового, ценности прав и свобод человека и равноправи я людей по отношению к выбору мировоззрения и жизненной позиции, ценность ответственности за собственную жизнь и признание таковой за каждым человеком. Личностное начало по отношению ко всем другим компонентам можно рассматривать как «системообразующий фактор», который предопределяет и интегрирует действие всех иных «периферийных» психологических составляющих толерантности. По мнению многих отечественных и зарубежных ученых (А.Г. Асмолов, Н.М. Г.Л.Барднер, Лебедева, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, Р. Бэрон, Дж. Вольпе, А. Лазарус, Б. Скиннер и др.) границы толерантности простираются от полного приятия, согласия, в широком смысле дружественности в отношении того или иного объекта – до полного безразличия, равнодушия, скрытого или явного неприятия людей, мнений, ситуаций, недопустимости мысли о возможном равенстве кого-то с собой, до нетерпимости, конфликта, ярко выраженной агрессии. Проблема возникает, когда личность сталкивается с необходимостью принять ценности, которые не соответствуют ее жизненным взглядам. Борьба между приверженностью собственным взглядам и признанием позиции и убеждений других определяет толерантность как внутреннюю напряженную категорию, которая требует от личности активного взаимодействия с внешней средой. Это взаимодействие должно носить характер общественной зрелости людей, культуру и компетенцию участников социального общения, их готовность к общему поиску путей примирения и согласия. Таким образом, понимание толерантности как неотъемлемого качества психологически зрелой личности ставит необходимой задачу ее активного формирования и развития, а также включения в социально-значимые процессы. Роль образования как социального института в формировании толерантности, в общем, достаточно четко определена, а задачи, которые следует решать, не новы, но актуальны. Это еще раз подчеркивает незаменимость групповых форм социально-психологической работы, призванных формировать личность с позитивным взглядом на мир, нравственную и социально активную позицию человека, осознающего собственную уникальность. Только в диалоге, возможно, найти совместное, прогрессивное решение насущных проблем.


ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В ВУЗЕ: ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД Кисляков П.А., Россия, г. Шуя В последнее время значительно обострились проблемы, связанные с обеспечением социальной безопасности. Национализм, религиозный экстремизм, террористические проявления, расовая нетерпимость, деятельность молодежных неформальных группировок и т.д. препятствуют оптимальной жизнедеятельности человека в социуме. В современном постоянно меняющемся мире проблема национального, этнического, социального и политического экстремизма стоит особенно остро. Участились случаи ксенофобии и национализма, главным участником которых является молодежь, как слой наиболее остро и чутко реагирующий на все изменения в обществе. Естественная для молодежи бескомпромиссность нередко входит в противоречие с требованием терпимости в социальных взаимодействиях, что способно привести к негативным последствиям для личности и общества, может стать объектом для внешнего манипулирования. Подтверждением тому является широкое участие подростков и молодежи в деятельности экстремистских организаций религиозного и политического толка. В России существуют партии и организации, попадающие под определение экстремистских. По своей идеологической направленности такого рода экстремистские объединения бывают, как правого, левого, так и религиозного толка и, в каждой из них существует определенная группа молодежи, всеми силами стремящаяся способствовать деятельности такого объединения. В этом смысле наличие или отсутствие толерантности в молодежной среде становится важной составляющей социальной безопасности общества в целом. В современной социально-экономической ситуации все большее число подрастающего поколения вовлечено в информационное взаимодействие, в котором явственно прослеживается увеличение агрессии. Чрезвычайно мобильное и динамичное общество требует, чтобы человек был готов к неожиданной мысли, способен отстаивать свою точку зрения и при этом сосуществовать с другими, отличными от своих, взглядами, убеждениями, традициями. Однако это приводит к появлению противостояния между взаимодействующими субъектами (индивидами, группами, нациями). В массовом сознании возникают негативизм и агрессия к иной точке зрения. Одной из первых и важнейших характеристик демократического государства в наши дни признается толерантность взглядов, суждений людей. Развитие гуманного общества невозможно без развития и повышения уровня толерантности современного человека. Признание суверенности и ценности другого является необходимым условием не только интеграции, но и элементарного выживания в современном мире (Байбаков А.М., 2003). Необходимость формирования толерантного сознания в современном обществе связана с развитием глобализации, сопровождающейся борьбой за передел территорий, сфер влияния, обладание природными и человеческими ресурсами, а также с появлением новых социальных явлений – терроризм, ксенофобия, экстремизм и т.д. Потребность в противодействии идеологии экстремизма и формировании толерантности осознается на всех уровнях, включая федеральный, разработано и совершенствуется законодательство, в 2001 году принята Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)». Однако эта потребность до настоящего времени не реализована, о чем свидетельствую события декабря 2010 года на Манежной площади в Москве, распространившиеся в десятках городах и собравшие десятки тысяч экстремистски настроенных молодых людей. В ходе обсуждения в декабре 2010 г. на заседании Госсовета РФ проблем молодежного экстремизма, Президентом Д.А. Медведевым актуализированы задачи защиты молодежи от проявления экстремизма и иных опасностей социального характера, даны соответствующие указания Министерству образования и науки РФ. Первые шаги со стороны Минобрнауки сделаны, так федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в число общекультурных компетенций выпускников включает способность к толерантности. В частности будущий педагог должен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование). Выше изложенное обусловливает необходимость поиска новых подходов к решению задач, заложенных в Стратегии национальной безопасности РФ до 2010 года, Федеральной целевой программе развития образования на период до 2015 года, что в свою очередь требует создания инновационной системы образования учащихся в данной сфере, готовых противодействовать идеологии экстремизма, интолерантности. Образовательное учреждение, в том числе вуз, представляет собой микросоциум с присущими ему опасностями и угрозами. Полноценный учебный процесс в вузе невозможен без создания толерантной среды, основанной на гуманистических, нравственных ценностях и создающей условия для развития и воспитания толерантной личности (Пчелинцева И.Г.).

Толерантность – одно из важных качеств в структуре личности, понимается как искреннее уважение и признание другой личности, ее духовных ценностей. Авторы выделяют несколько аспектов толерантности, в частности, этническая толерантность (отношение к людям иной расы и этнической группы), социальная толерантность (отношение к меньшинствам, нищим, психически больным людям), толерантность как черта личности (готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Этим и


другим вопросам, связанным с формированием толерантности у подрастающего поколения и профилактики идеологии экстремизма посвящены работы С.Г. Ильинской, С.В. Барыкиной, Г.А. Герцог, Ю.А. Зубок, А.Г. Антипьева, Г.В. Безюлева, В.М. Золотухина и др. Проведенный нами опрос среди студентов трех вузов (Шуйский государственный педагогический университет, Тульский институт управления бизнеса, Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова) (1000 чел.) позволил выявить следующие проявления интолерантности в студенческой среде: 43% опрошенных отметили, что за истекший с момента опроса год они испытывали раздражение по отношению к некорректному поведению приезжих – представителям той или иной национальности; каждый четвертый студент указал, свою информированность о проявлениях нетерпимости по отношению к представителям той или иной национальности (моральные или физические издевательства, неадекватное поведение), а также о проявлениях агрессивности представителей неформальных молодежных группировок, в том числе из числа учащихся (скинхеды, готы, эмо, и др.), каждый пятый – о проявлениях национализма (демонстрирование нацистской атрибутики, разжигание национальной розни). Толерантность имеет комплексную структуру и ее формирование представляет собой процесс, одной из главных составляющих которого является обучение. В этой связи для будущего педагога (учителя предметника, социального педагога) крайне важно понимание того, что толерантность необходима специалисту образования в личностном и профессиональном отношении. Очень важно, чтобы студенты педагогических специальностей не только знали психолого-педагогическую сущность толерантности, но и практически владели технологиями толерантного воспитания, умели творчески применять их в конкретных условиях образовательного учреждения. В рамках интегрированного подхода к формированию толерантности и профилактике распространения идеологии экстремизма студент вуза рассматривается в трех проекциях:

во-первых, является личностью, с накопленными факторами риска асоциального поведения (психологический аспект);

во-вторых, – представитель общества, нации, «носитель» культуры (культурологический аспект);

в-третьих, – представитель социума с присущими ему опасностями, который должен иметь хорошее физическое, психическое и нравственное здоровье, а также владеть навыками обеспечения личной безопасности в опасных ситуациях, технологиями антиэкстремистской пропаганды, формирования толерантности (педагогический аспект).

 

Таблица 1 Содержание образования в вузе направленное на формирование толерантности и профилактики распространения идеологии экстремизма
Дисциплина Содержание дисциплин
Правоведение Права человека, права ребенка в обеспечении личной безопасности. Правопорядок и общественная безопасность. Правовое регулирование борьбы с экстремизмом.
Философия Философско-мировоззренческие подходы к толерантности и экстремизму.
Культурология Анализ влияний культуры на деструктивные социальные явления в обществе; культурологический анализ экстремистских настроений, обусловленных межконфессиональными и межнациональными разногласиями. Идеи формирования толерантного сознания в поликультурном обществе. Этническая толерантность.
Безопасность жизнедеятельности Сохранение жизни и здоровья в опасных и чрезвычайных ситуациях социального характера (экстремизм, терроризм). Обеспечение безопасности образовательного учреждения.
Отечественная история История социальных конфликтов, экстремизма как социально-политического явления.
Социология Общество и социальные институты. Социальные группы и общности; общность и личность. Социальное неравенство. Социальное взаимодействие. Социальная толерантность.
Педагогика (педагогические теории, системы, технологии) Современные способы, методы, приемы и средства обучения, воспитания и развития учащихся, в том числе по вопросам профилактики асоциального поведения, формирования толерантности.
Психология (общая, возрастная, педагогическая) Мотивы поведения человека. Закономерности психического развития личности на разных возрастных этапах. Психология взаимодействия. Психология конфликта. Толерантность как черта личности.

 

Содержание гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин вносит свой вклад в формирование у студентов толерантности и профилактику распространения идеологии экстремизма. Взаимосвязь между содержанием таких дисциплин расширяет и углубляет знание в данном направлении,


способствует лучшему осознанию ценности безопасности, развивает творческую активность, самостоятельность. В таблице 1 представлены дисциплины, в которых прослеживается связь между содержанием материала и возможностью использования полученных знаний в формировании толерантности в педагогическом образовании. Разработка интегрированного сопровождения формирования толерантности и профилактики распространения идеологии экстремизма играет значительную роль в социализации личности студента, выполняя ряд важных функций: профилактика, коррекция, ориентация в социальных условиях жизни в поликультурном обществе, гуманизация отношений с окружающим миром, снижение количества рисков и опасных ситуаций экстремистского характера. Также способствует повышению качества воспитательного потенциала социума, гуманизации отношений между представителями разных наций, способствует процессам саморегуляции личности. Кроме того, позволяет конкретизировать компетентности, которыми должен обладать социальный педагог, классный руководитель, педагог дополнительного образования, любой специалист, осуществляющий целенаправленную социализацию детей и молодежи. Подготовка студентов педагогических и гуманитарных вузов должна обеспечить высокий уровень готовности к работе по антитеррористической пропаганде, формированию толерантности, обеспечению социальной безопасности обучающихся различных демографических и социальных групп. От компетентности будущих педагогов в данной сфере зависит, в перспективе безопасность среды образовательного учреждения. Названные подходы к формированию толерантности и профилактике распространения идеологии экстремизма реализованы в ШГПУ в рамках внедрения межкафедральной программы воспитательной работы «Культура безопасности студента» и показали свою эффективность, выражающуюся в формировании у студентов мотивации на безопасное и толерантное поведение; повышении качества знаний по вопросам технологий формирования толерантности у подрастающего поколения. ИССЛЕДОВАНИЕ И ОПТИМИЗАЦИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Коновалова Н.А., Россия, г. Тула Актуальность и необходимость практической разработки проблемы межнационального взаимодействия студентов обусловлена тем, что указанная социальная группа является «индикатором» происходящих в различных сферах общественных отношений процессов, и выступает в роли инновационного резерва и потенциальной элиты общества в целом. Проведение научных исследований, с одной стороны, позволяет получить яркую картину современного состояния межнационального взаимодействия в студенческой среде, выявить проблемы, которые беспокоят студентов в сфере этих отношений, а с другой, призвано дать представление о механизмах, новых формах и методах их оптимизации. Эмпирическое исследование особенностей межнационального взаимодействия в студенческой среде, в котором приняли участие более 200 студентов г. Тулы и Тульской области, показало, что 38% опрошенных определяют свое отношение к человеку, исходя из его национальной принадлежности; каждый третий однажды принимал участие в конфликтах на межнациональной почве, что еще раз подтверждает актуальность заявленной проблемы. На основе анализа матриц интеркорреляций были получены следующие результаты. Наиболее значимая положительная корреляция (p<0,01) была зафиксирована между отношением студентов к собственной национальности (национальной идентичностью) и их поведением в ситуациях оскорбления своей национальной группы (r =0,72), а также между значимостью национальной идентичности для респондента и его отношением к соблюдению национальных норм, праздников и традиций другими национальными группами (r=0,79). Выявлена положительная связь между переживаемыми чувствами студентов в ситуации межнационального общения и отношением респондентов к проблеме введения ограничений по национальному признаку (r=0,75, p<0,01), следовательно, возникающие в ходе межнационального взаимодействия чувства недоверия, раздражения прямо коррелируют с мнением студентов о введении ограничений по национальному признаку. Следует отметить, что самооценка отношения студентов к собственной национальности также положительно коррелирует с их отношением к введению ограничений по национальному признаку, но в меньшей степени (r=0,66, p<0,01). Фактом, подтверждающим предположение о влиянии эмоциональных переживаний студентов на характер межнационального взаимодействия, выступает положительная корреляция (p<0,01) между испытываемом в межнациональном общении чувства напряженности и избеганием межнационального взаимодействия студентами (r=0,84), а также возникающим чувством агрессии и конфликтностью в межнациональных взаимодействиях (r=0,83). Обобщив полученные данные, выделим наиболее значимые результаты.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: