Студенчество характеризуется позитивным восприятием своей национальности, сформированностью чувств внутреннего единства со своей национальной группой (ценность национальной принадлежности, гордость за свою нацию, готовность защищать своей народ и др.), но на межличностном уровне
межнационального взаимодействия эти свойства часто проявляются в позиции этноцентризма, демонстративной враждебности, уклонению или избеганию отношений с этнодругими. Позитивный образ представителей других национальных групп сформирован не полностью. Высокий уровень социальной категоризации студенческой среды, наличие негативных установок, предубеждений, стереотипов обуславливает проблемы в общении с представителями других национальностей, преобладание отдаляющих чувств раздражения и недоверия, повышенную озабоченность, участие в конфликтах на основе межэтнической неприязни. Безразличие, отсутствие определенного мнения о вкладе, который вносят представители других национальностей в развитие российской культуры и науки, порождает мнение о необходимости введения ограничений по национальному признаку на определенные виды деятельности, соблюдение национальных традиций. Следует обозначить и позитивные тенденции. Более половины опрошенных студентов стремятся к взаимодействию «на равных», установлению открытых, доверительных межнациональных отношений, проявляют толерантную позицию; многие не отрицают для себя возможность межнациональных браков, проявляют интерес к культуре и постижению менталитета другой национальности, что может служить основой для формирования конструктивного межнационального взаимодействия в студенческой среде. Предпосылками оптимизации межнационального взаимодействия в студенческой среде служат психологические особенности возраста, обусловливающие специфику его сензитивности для формирования ценностных жизненных установок, расширения знаний, приобретения умений и навыков, развития личностных и функциональных качеств. Психологическая атмосфера студенческой среды, интеллектуально-познавательная активность молодых людей, их мнения ориентируют на общение, взаимообмен ценностями, восприятие достижений наций, что способствует межнациональным контактам и оптимизирует межнациональные взаимодействия. Успешность этого процесса будет зависеть от национального самоопределения студента, усвоения им фундаментальных ценностей и социально-нравственных норм жития, толерантных убеждений и позитивных установок межнационального восприятия, наличия знаний в области национального многообразия культур и коммуникативных умений построения конструктивного диалога. Вместе с тем, к началу обучения в высших или средних профессиональных образовательных учреждениях студенты уже имеют отрывочную или случайную, иногда противоречивую информацию о национальных особенностях представителей тех культур, непосредственно с которыми им приходится сталкиваться. У большей части студентов уже сформированы поведенческие привычки, усвоены национальные стереотипы, установки, верования, служащие им системой ориентиров в практике межнациональных контактов. Поэтому оптимизация межнационального взаимодействия по существу это не только формирование эталонов толерантного поведения по отношению к представителям других национальностей, но и коррекция нездоровых поведенческих стереотипов, негативных оценок восприятия «этнодругого», межнациональных предубеждений, снижение тревожности и беспокойства. Такая задача представляет наибольшие трудности и может быть эффективно решена в воспитательно-образовательном процессе, где преподаватели целенаправленно приобщают студентов к толерантным отношениям и межнациональному взаимопониманию через диалоговое взаимодействие. Перед профессиональными учебными заведениями встает комплекс проблем, связанных с оптимизацией межнационального взаимодействия в студенческой среде. Среди них – расширение представлений студентов о межнациональных различиях, о психологии межнационального взаимодействия с позиции равноправного сотрудничества; развитие ценностных ориентаций и отношений студентов к толерантному поведению, преодолению межнациональных стереотипов и предубеждений; обучение конструктивным стратегиям поведения в различных ситуациях межнационального взаимодействия, в том числе и в конфликтных. Часто эти проблемы решаются независимо друг от друга, на примере отдельных специальных технологий, мероприятий или акций, поэтому необходимость разработать современную программу, содержащую диагностические, методические, организационные мероприятия. В ходе эмпирического исследования доказано, что наиболее эффективный результат в оптимизации межнационального взаимодействия в студенческой среде достигается при одновременном воздействии в шести личностных пространствах: аксиологическая сфера, когнитивная, эмоциональная, мотивационная, рефлексивно-оценочная и поведенческая. Выделенные функциональные направления определяют концепцию программы оптимизации межнационального взаимодействия в студенческой среде, поскольку, адекватно отображают психологические закономерности и принципы психолого-педагогической организации этого процесса. Составляющими элементами программы являются спецкурс «Как вести себя в многонациональном мире» и ценностно-ориентированный социально-психологический тренинг «Как взаимодействовать с другими конструктивно».
|
|
|
Спецкурс «Как вести себя в многонациональном мире» (32 часа) предназначен интегрировать и расширить знания и представления студентов об особенностях национальной психологии, традициях и культуре других народов, повысить интерес к изучению национальной вариативности окружающей действительности. Спецкурс базируется на основах этнопсихологии, психологии личности, конфликтологии и включает два модуля: «Особенности национальной психологии общения и взаимодействия» и «Основы
конфликтологии». Логика использования технологии модульного обучения аргументирована деятельностным принципом: учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных системных действий студента. Ценностно-ориентированный социально-психологический тренинг «Как взаимодействовать с другими конструктивно» (28 часов) проводится после изучения спецкурса. Методологическим основанием для использования тренинга является понимание того, что личный взгляд на мир и самих себя в нем влияет на поведение индивида, выбор стратегий построения взаимодействий с окружающим миром и наоборот. В содержании тренинговых занятий основное внимание уделяется таким упражнениям, которые помогут студентам выработать модель успешного межнационального взаимодействия. Тренинговые техники и упражнения, формирующие готовность и стремление студентов к конструктивному межнациональному взаимодействию, были составлены в комплекс взаимосвязанных блоков: - техники, раскрывающие индивидуальное своеобразие каждого человека; - техники укрепления положительной национальной идентичности; - техники позитивного настроя в общении и снятия эмоционального напряжения во взаимодействии с другими; - техники формирования привычки толерантного отношения к многообразию проявлений человеческой индивидуальности; - техники, обучающие преодолению межнациональных стереотипов во взаимодействии; - техники управления агрессией во взаимодействии; - техники формирования и развития конструктивности взаимодействия с другими. Экспериментальная проверка эффективности и результативности проведенной работы основывалась на диагностических срезах динамики личностных изменений студентов: - во-первых, изменения на мотивационном уровне проявились в повышении потребности в установлении и поддержании позитивного межнационального взаимодействия; в предпочтении конструктивных стратегий поведения конфронтационным; - во-вторых, на эмоциональном – развитие эмпатийности, эмоционального принятия этнодругого, стремления устанавливать толерантные отношения; - в-третьих, на ценностном уровне – снижение межнациональной предубежденности, и повышение беспристрастности восприятия людей других национальностей, их ценностей, традиций, обычаев; - в четвертых, на когнитивном – расширение этнопсихологических знаний студентов, в стремлении к познанию ментальности других народов; - на рефлексивно-оценочном – снижение личностной агрессивности и напряженности в межнациональном взаимодействии; - в пятых, на поведенческом – приверженность студентов толерантному восприятию представителей других национальностей, предпочтение стратегий конструктивного взаимодействия. Результаты подтверждают эффективность применения авторской программы, обоснованность выбора психологического и педагогического подходов в оптимизации межнационального взаимодействия студентов, предполагающей повышение национальной идентичности, признание общечеловеческих ценностей, осознание своих межнациональных стереотипов, повышение стремления к установлению контактов с представителями других наций, познанию этноментальности других, осознание преимуществ конструктивных форм межнационального взаимодействия, снижение межнациональной конфликтности. НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Лесите Э.Ю., Россия, г. Москва Сегодня практически всем очевидно, что реализация идеи развития толерантности обусловлена современным социальным заказом подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности. Не случайно эта проблема в последнее десятилетие неоднократно декларировалась на государственном уровне, в 2001-2005 годах реализовывалась федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», которая по ряду причин всех поставленных задач не решила и это сегодня широко проявляется в социуме. Поэтому возникает необходимость изучения данной проблемы, ее научного обоснования и поиска путей развития толерантности в процессе обучения. Под толерантностью мы понимаем многокомпонентное качество личности, предполагающее ее возможность адаптироваться к сложным и неоднозначным условиям современного профессионального социума, органично встраиваться в него, воспринимать его изменчивость как «норму развития», уметь видеть многогранность окружающего мира, сочетая собственное его видение с оценками и подходами других индивидов.
Актуальность формирования толерантности у будущих медицинских работников среднего звена обусловливается самой сущностью выбранной ими профессии, в которой очень ярко проявлена гуманистическая направленность, предполагающая наличие у профессионалов таких качеств как
добросердечное, душевное отношение к пациенту, понимание особенностей его анормального физического и психического состояния, выражение сочувствия, соучастия и сопричастности к его проблемам, высокая степень терпимости к негативу в общении и поведении. С нашей точки зрения формирование толерантности у студентов-медиков может происходить не только в процессе внеаудиторной коммуникации, но и посредством трансформации самого содержания психологического образования, акцентирующей внимание на толерантных стратегиях мышления и деятельности. Это связано в первую очередь с адресацией к гносеологическому прототипу толерантности, предполагающему нахождение аналогичных толерантным познавательных стратегий в самой науке и в ее методах, а следовательно, и в содержании образования, в частности, психологического. Таким образом сформированные в учебной деятельности стратегии и приемы встраиваются в структуру личности и впоследствии применяются выпускником в своей профессиональной и социальной деятельности. Мы считаем, что развитие толерантности у студентов системы СПО будет эффективным, если в учебно-воспитательном процессе будут реализованы следующие педагогические условия: Содержание обучения насыщено обобщенными идеями, а также соответствующими примерами, свидетельствующими о непродуктивности решения многих социальных и профессиональных проблем силовыми методами. В истории психологии достаточно много соответствующих примеров – в частности, они могут быть связаны с разгромом педологии и запретом в СССР западных психологических течений. Мы в связи с этим приводим студентам пример о том, как в 1932 году было принято постановление ЦК ВКПб «О педологических извращениях в системе наркомпросов», отвергнувшее силовым путем целое научное направление, ориентированное на формирование целостной теории развития ребенка, надолго похоронившее эту проблему. Студенты, осмысливая данный пример, приходят к выводу о том, что отвержение всего нового, непривычного, часто поначалу пугающего останавливает прогресс науки, практики и в конечном счете – цивилизации в целом. Описание данной ситуации приводит нас к следующему условию: содержание обучения ориентировано на соотнесение результатов многостороннего, многоаспектного и многопланового анализа изучаемых феноменов, их свойств и особенностей проявления в конкретных ситуациях. Еще одно предлагаемое нами педагогическое условие состоит в том, что в содержании обучения широко должны использоваться общие подходы и конкретные примеры, акцентированные на идее продуктивности перехода от дихотомичной (или - или) к диалектической логике (и то, и другое одновременно), позволяющей продуктивно сочетать полярные подходы к рассмотрению свойств изучаемых феноменов, различные методы решения задач, рассматривать антагонистические противоречия в ракурсе взаимоперехода. Раскрывая этот тезис, мы акцентируем внимание на тех случаях, в которых та или иная степень несогласия обусловлена тем, что оппоненты необоснованно преувеличивают значение логического закона «исключенного третьего», не видят того, что объект их спора вполне может быть рассмотрен с позиции идеи дополнительности: и первое, и второе одновременно, как различные непротиворечащие друг другу подходы, ракурсы рассмотрения одного феномена. Например, мы включаем в содержание обучения пример о том, что социологизаторская и биологизаторская теории личности на самом деле не исключают друг друга, а рассматривают «человека» во всей полноте данного понятия, как биосоциальное существо. Таким образом, студенты, погружаемые в традиционный учебный материал, модифицированный и специально насыщенный идеями толерантности, ненавязчиво и зачастую незаметно для себя начинают мыслить и воспринимать получаемую информацию и окружающую действительность толерантно, с позиции «единства противоположностей». Однако, трансформацией содержания обучения работа не ограничивается. Важное внимание мы уделяем трансформации методов психологического обучения – главным образом, такой, чтобы преднамеренно поставить студента в ситуацию, требующую разрешения того или иного заранее спроектированного преподавателем противоречия или высказывания своей точки зрения в каком-либо споре. При этом главный акцент делается на нахождении обсуждающим ситуацию студентом некоего «общего знаменателя», того основания, которое позволяет привести спор к стадии «разумного согласия сторон». К числу таких использованных нами методов относится, например, деловые игры и тренинги, основанные на разрешении смоделированных профессиональных ситуаций, в результате которых происходит интериоризация проигрываемых механизмов нахождения компромиссного решения. Такие ситуации в курсе психологии достаточно легко конструируются на базе клинической практики, в которой средний медперсонал ежедневно встречается с необходимостью разрешения конфликтов с пациентами, нарушающими режим, с разгневанными родственниками больных и т.д. Например, пациенты отказываются выполнять назначения врача или нарушают внутрибольничный режим, а медицинская сестра выступает в качестве «миротворца», учитывающего и компромиссно объединяющего требования лечебного процесса и желания пациентов. Процедура игр и тренингов заключается в том, что сначала специально подобранный пример разрешается самим преподавателем, а затем по аналогии подобное задание разрешают и проигрывают студенты, конечно с той или иной степенью помощи педагога.
К используемым нами методам относятся также дискуссии и кейс-стади, в которых у студентов формируется готовность решать возникающие проблемы и противоречия на паритетных началах, не прибегая к давлению и агрессии, а также приобретается опыт решения возможных профессиональных конфликтов, нахождения компромисса в «острых» ситуациях, не позволяющих пренебречь чьими-либо мнениями и интересами - в той степени согласия сторон, которая необходима для продуктивного функционирования профессионального микросоциума. Все вышеизложенное позволило нам сконструировать модель учебного процесса по психологическим дисциплинам, направленного на формирование толерантности у студентов-медиков:
Формы работы студентов
Деловые игры: - Операционная игра - Ролевая игра - Деловой театр - Психодрама и социодрама
Уровни включения идей толерантности в содержание обучения