Имитационное обучение в курсе психологии
Дискуссии
Метод «Мозговой штурм»
Метод «Кейс-стади»
Тренинг толерантности
Деятельность преподавателя
Содержание обучения
Таким образом, после имитационного обучения студенты становятся более толерантными, причем не только по отношению к мнениям, точкам зрения и позициям других людей, но и к восприятию людей и феноменов окружающего мира в целом. Это особенно важно для студентов-медиков – с учетом специфики их будущей профессиональной деятельности. Применение имитационного обучения позволяет развить у студентов общие позитивные установки по отношению к окружающему миру, убеждения и ценности, существенные для взаимодействия с окружающими людьми в процессе будущей профессиональной деятельности. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ Маленов А.А., Россия, г. Омск Дальнейшее развитие современного общества, отличающегося ярко выраженным социальным разнообразием, настоятельно требует формирования и закрепления терпимости к проявлениям индивидуальности, непохожести при взаимодействии разных групп, сообществ, отдельных их представителей. «Поиск оптимальной меры согласия, диапазона толерантности становится одной из ключевых задач государственной политики, направленной на достижение социального доверия и толерантности как факторов экономического роста, социальной стабильности и личной безопасности» [1, С. 513]. Решение этой непростой задачи, безусловно, должно осуществляться на разных уровнях и разными способами, объединенными движением в одном направлении – укрепление социального взаимодействия. Однако выдвижение данной задачи должно происходить на уровне государственном как формирование осознанной потребности общества в толерантности, интериоризация которой в сознании его отдельных социальных субъектов будет способствовать поиску оптимальных способов ее решения. По мнению А.Г. Асмолова толерантность должна существовать в качестве цивилизационной нормы, направленной на обеспечение устойчивого развития отдельного человека, имеющего право «быть иным», и разнообразных социальных групп, что способствует сбалансированию индивидуальных и коллективных интересов в разных сферах общественной жизни, а также создает возможность диалога различных мировоззрений, религий, культур [1].
|
В связи с этим на первый план выходят области знания, способные оказать значительную помощь в формировании и развитии толерантного отношения к личности, декларирующие ценность другого человека, имеющие мощный мировоззренческий потенциал и обеспечивающие условия для его реализации. К числу
таких сфер деятельности, безусловно, следует относить отрасль психологии во всем ее многообразии – как науку, практику, профессию, образование. Современная образовательная среда подтверждает, что интерес к психологии не угасает многие годы, проецируясь в активном стремлении оптантов разного возраста выбирать психологическую профессию, усиливая тем самым социальный заказ на психологические знания в современном обществе. Особая привлекательность психологии обусловлена стремлением к квалифицированному воздействию на отдельных людей (группы) не только решая профессиональные задачи, но и личные проблемы человека как субъекта разных видов деятельности. Изучая психологические особенности других, причины их поступков и реакций, обращаясь к самопознанию, потенциальные потребители этих знаний формируют особую мировоззренческую позицию в отношении других людей и мира в целом. Последнее, на наш взгляд, имеет особую значимость для общества, разделяющего демократические ценности, имеющего ярко выраженную гуманистическую направленность. Таким образом, возвращаясь к изначальному тезису нашей работы, можно обосновано предположить, что потребность в психологических знаниях, сформированная и реализуемая в жизни, способна выступать своеобразным механизмом развития и укрепления толерантности в обществе. И, психологическое образование, поддерживающее идею уникальности личности, может, таким образом, оправдывать как личные, так и социальные ожидания. В связи с этим, особый научный интерес представляет изучение возможных сфер приложения психологических знаний как своеобразной предпосылки мировоззрения, обращенного на принятие Другого, допущение его «инаковости». В нашем случае для установления данных сфер мы обратились к оптантам факультета психологии ОмГУ зрелого возраста, полагая, что обращение к образованию в этот период может отражать не только недостаточный уровень сформированности профессиональных компетенций, но и компетенций социальных, связанных с необходимостью решения соответствующих возрастных задач в процессе взаимодействия с другими людьми. Мы осознаем, что формирование толерантности как терпимости к проявлениям индивидуальности неповторимости личности, ее поведения, образа жизни, должно закладываться на ранних этапах онтогенеза. Вместе с тем, развитие данного конструкта у взрослого населения не теряет своей актуальности, вследствие обостренной потребности в социальных связях в силу изменения или утраты многих звеньев прежней системы межличностных отношений. Ситуация своеобразной социальной депривации, обусловленная возрастной динамикой, повышает ценность других людей, прежде всего, близких, и отношений с ними, что, в свою очередь, создает основу для усиления толерантных проявлений лиц зрелого возраста. Выборку нашего исследования составили 73 слушателя очно-заочной формы обучения факультета психологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. Согласно периодизации Д.Б. Бромлей, все испытуемые были разделены на три группы, представляющие периоды ранней (38 человек от 21 до 25 лет), средней (24 человека от 25 до 40 лет) и поздней (10 человек от 40 до 55 лет) взрослости. Методом сбора информации был выбран способ изучения продуктов деятельности, в качестве которых выступали сочинения оптантов на тему «Ресурсы психологического образования для меня». Математическая обработка данных осуществлялась при помощи критерия (угловое преобразование Фишера). В целом участниками было указано достаточное количество возможностей, предоставляемых психологическим образованием – более тридцати, условно разделенных нами на несколько групп: профессиональные ресурсы, культурное развитие, информационно-организационные возможности, практическая ориентированность, коммуникативная компетентность, личностный рост, самопознание и самосозидание, отношение с другими людьми и миром. В контексте данной работы нас будут интересовать не все выделенные ресурсные области, а лишь те, которые способны оказать влияние на развитие толерантного отношения к окружающим. Прежде всего, следует отметить ярко выраженный интерес к психологическим знаниям представителей социономических профессий, составляющих большую часть слушателей ускоренной формы обучения факультета психологии, с целью повышения уровня компетентности в выполнении основной деятельности специалиста. Причем наблюдается тенденция к росту такой потребности в зависимости от возраста опрашиваемых (29,6% опрошенных средней и поздней зрелости против 5,3% лиц ранней зрелости, эмп.=2,9 при =0,00). В свою очередь студенты молодого возраста преимущественно стремятся к работе в качестве психолога (36,8% опрошенных, эмп.=1,95 при =0,02). Очевидно, что успешность взаимодействия с другими людьми при решении профессиональных задач определяет в целом успех деятельности специалиста социономического профиля. В связи с этим можно предположить, что взаимодействие с людьми, отличными от нас, требует наличия соответствующих знаний, потенциально обеспечивающих необходимый эффект, что, по сути, провоцирует развитие толерантности по отношению к другим. И психологическое образование в этом случае способно обеспечить определенную основу успешного профессионального общения. Это тем более актуально для будущих психологов, для которых толерантность выступает важным профессиональным качеством.
|
|
Еще одна отчетливая тенденция, обусловленная возрастом субъектов образования, связана с возможностью оказания адекватной и квалифицированной психологической помощи людям, благодаря соответствующему уровню образования, отнесенная нами также к группе профессиональных ресурсов. В
целом, представление о значимости этого ресурса с возрастом усиливается (21,1%, 29,2% и 70% опрошенных соответственно). Хочется отметить, что данная миссия особенно актуальна для лиц, получающих психологическое образование после 40 лет (эмп.=2,88 при =0,00 и эмп.=2,23 при =0,01). Это приобретает важное значение на фоне того, что работать по прежней специальности из студентов этой возрастной группы собираются 30% (эмп.=1,83 при =0,03), а по новой – лишь 20% (эмп.=2,35 при =0,00) опрошенных. Следовательно, помощь другим людям, которую, благодаря психологическим знаниям и умениям, они смогут оказывать, будет распространяться на достаточно большой круг лиц, выходящих за пределы исключительно профессиональных контактов. На наш взгляд, данные результаты также отражают сформированную потребность в знаниях о психологических особенностях других людей с целью оказания им поддержки, независимо от сходства с индивидуальностью самого субъекта, оказывающего эту помощь. Данную идею также поддерживают ответы студентов, объединенные нами в группу коммуникативных ресурсов. По мнению опрошенных, психологическое образование способно повысить их коммуникативную компетентность в целом (более свойственно для лиц ранней зрелости - 42,1% опрошенных, эмп.=2,15 при =0,01), распространяясь, в том числе на взаимоотношения с ближайшим социальным окружением (более свойственно для лиц средней зрелости - 45,8% опрошенных, эмп.=2,56 при =0,00). Таким образом, обращение к психологии в зрелом возрасте обусловлено не только стремлением повысить профессиональную компетентность, но и преодолеть определенные коммуникативные барьеры, возникающие при общении с близкими людьми. Одним из механизмов, обеспечивающих лучшее понимание окружающих, и выступает формирование толерантного отношения к ним. Собственно о толерантности в качестве самостоятельного ресурса и продукта психологического образования заявляют 21,1% студентов ранней и 12,5% студентов средней взрослости. При этом более половины опрошенных этих возрастных групп (55,3% и 50% соответственно) отмечают потенциал психологии в направлении понимания и принятия других людей, что на наш взгляд включает в себя, в том числе, и терпимость в отношении окружающих. Еще одна группа ресурсов, потенциально связанная с повышением толерантного отношения к другим, может быть обозначена как «самосозидание». На наш взгляд, стремление к личностному росту, саморазвитию, самореализации, наиболее часто указываемые в ответах студентов (65,5%, 41,7%, 40% представителей ранней, средней и поздней зрелости соответственно), невозможно без осознания значимости других, их помощи и поддержки. Как впрочем, допускается и обратное – саморазвитие с целью оказания поддержки в этом процессе окружающим, по крайней мере, близким людям. В завершении обсуждения полученных результатов можно отметить, что оптанты факультета психологии зрелого возраста отмечают изменение мировоззрения и мироощущения в целом, заключающееся в преобладании позитивного и более глубокого отражения действительности. Таким образом, можно заключить, что действительно «…психология выходит за границы образования в общество и дерзко претендует на мировоззренческую идеологическую роль, роль конструктора толерантного образа жизни как социального обеспечения согласия и доверия непохожих и разных людей» [1, С. 503]. Оптимизм также вызывает тот факт, что потребность в психологических знаниях у населения нашей страны возрастает. В частности результаты наших исследований актуальности данной области знаний для представителей социономических профессий отражают, что большая часть опрошенных – 72%, в той или иной степени испытывает потребность в психологических знаниях, и потенциально желает обладать ими (при этом диапазон лиц с высокой степенью выраженности потребности варьирует от 61% до 81% опрошенных в зависимости от принадлежности к конкретной профессиональной группе). По мнению опрошенных, повышение психологической компетентности окажет им помощь не только в решении профессиональных, но и бытовых задач. Особое значение психологические знания приобретают в сфере семейных отношений, способствуя оптимизации общения супругов, родителей, детей. Таким образом, психологию в целом и психологическое образование в частности следует рассматривать как важный ресурс жизни и деятельности взрослого человека, повышающий уровень его профессиональной и коммуникативной компетентности, в том числе за счет формирования и развития толерантного отношения к другим людям. Литература:
1. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. - М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007. – 528 с.
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Манузина Е.Б., Россия, г. Бийск Процессы интеграции и глобализации, происходящие в современном мире, приводят к росту активного взаимодействия различных культур и государств. Мобильность населения земного шара превращает многие страны в поликультурные сообщества, гармоничное развитие которых возможно только на принципах равноправия, равноценности и толерантного отношения.
Происходящие в Российском обществе преобразования поставили перед профессиональной школой проблему подготовки специалистов, способных ориентироваться в поликультурном мире, понимать его ценности и смыслы, взаимодействовать с представителями других сообществ. В связи с этим культура толерантности рассматривается как важная составляющая профессиональной подготовки будущего специалиста, в том числе и педагога школы. Однако анализ практики позволяет обнаружить многочисленные негативные явления. У студентов, да и педагогов со стажем не всегда сформированы толерантные взаимоотношения. В работах А.А. Погодиной были выделены симптомы нетерпимости учителя по отношению к ученику: амбициозность, настороженность в общении, раздражение, повышенная чувствительность, резкие эмоциональные взрывы (негодование, ненависть), дискриминирующее поведение, тактика запугивания, негативная вербализация в адрес детей, агрессивная и враждебная позиция по отношению к человеку, не похожему на учителя и др. Все это может привести к серьезным последствиям: обостряются взаимоотношения между учителем и учеником, происходит отчуждение школьника от учебного процесса, педагог теряет контроль над детьми. В свою очередь, будущий педагог может разочароваться в избранной профессии и остаться неудовлетворенным собственной профессиональной деятельностью. Современные условия развития общества выдвигают новые требования к педагогу, предусматривающие формирование педагогической толерантности. Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, можно отметить, что понятие «толерантность» не имеет однозначного определения. С позиций диалогического подхода толерантность рассматривается как особый способ взаимоотношения и межличностного взаимодействия, общения с Другим, как межличностный диалог. А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, характеризуя толерантность как социальную категорию, отмечают, что данное понятие раскрывается через уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. На основе анализа психолого-педагогической исследований (А.Г. Асмолов, А.М. Байбаков, Б.З. Вульфов, Е.О. Галицких, О.В. Исаева, В.П. Комаров, П.Ф. Комогоров, Н.Я. Макарова, М.А. Перепелицына и др.) мы пришли к выводу о том, что педагогическая толерантность – это, прежде всего, владение умениями и навыками толерантного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса. Педагогическая толерантность является социальной категорией и проявляется в установке на принятие другого человека, на эмпатическое понимание, на открытое и доверительное общение. Педагогическая толерантность определяется, как способность учителя понять, признать, принять ученика таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, форм поведения. Таким образом, педагогическая толерантность может быть рассмотрена как профессионально важное качество педагога, оказывающая влияние на эффективность его труда, а также на взаимоотношения со всеми субъектами образовательного процесса с точки зрения профессионального становления специалиста. Педагогическая толерантность включает в себя когнитивный, перцептивно-аффективный и поведенческий компоненты. Когнитивный компонент работает на реализацию информационной функции, способствующей фиксированию в сознании субъекта информации об основных фактах, понятиях, раскрывающих сущность толерантности как качества личности и смысловой функции, обуславливающей осознание и принятие толерантности как качества личности. Содержание компонента представляет знание о ценности ненасилия, правах человека, границах толерантности. Перцептивно-аффективный компонент выполняет функцию понимания, реализующуюся в восприятии и во взаимном понимании субъектом намерений, установок, переживаний, состояний другого субъекта, и эмотивную, определяющую эмоциональное восприятие субъекта, а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний. Смысловую нагрузку компонента представляют эмпатия, идентификация, децентрация, принятие, эмоциональная устойчивость. Поведенческий компонент выполняет регулятивную функцию, реализующуюся в регуляции субъектом собственного действия на основе толерантности. В содержание компонента входят оценка ситуации, выбор и обоснование собственной модели действия, коррекция собственного действия, реализация выбранного действия [1]. Процесс формирования педагогической толерантности студентов включает несколько этапов. На первом этапе необходимо дать будущим педагогам знания о ценности ненасилия, правах человека, границах толерантности. С этой целью целесообразно использовать беседы, диалоги, анализ конкретных ситуаций. Особую значимость имеет проведение дискуссий, задача которых состоит в том; чтобы предоставить возможность получить разнообразную информацию от собеседников, проверить и уточнить собственные представления и взгляды на обсуждаемую проблему, применить имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных задач. На данном этапе идет процесс уточнения ожиданий студентов по формированию педагогической толерантности и осуществляется диагностика на основе методики Д.В. Зиновьева «Суммарный показатель толерантности».
На втором этапе необходимо создать предпосылки для выработки умений понимать другого человека и контролировать собственное эмоциональное состояние. Решение этих задач происходит путем вовлечения студентов в игровые упражнения, беседы, просмотр видеосюжетов. Ведущим средством на данном этапе
будут являться элементы социально-психологического тренинга, позволяющие понять основные особенности другого человека. На третьем этапе необходимо стимулировать будущих педагогов на самостоятельный поиск толерантных способов взаимодействия и создание предпосылок для выработки способности к осуществлению толерантных действий. В связи с этим, важно использовать социально-психологический тренинг, дискуссии, анализ конкретных ситуаций. Доминирующим средством является ролевая игра, способствующая не только осознанию, но и практической отработке и закреплению форм поведения на основе толерантности. Эффективным способом формирования педагогической толерантности является социально-психологический тренинг. При этом, развитие толерантности должно быть основано на целостном подходе и рассматриваться как движение от случайно-ситуативного проявления толерантности, через признание возможных толерантных отношений, к доброжелательным отношениям в малой группе, от них – к становлению толерантности, выходящей за пределы тренинговой группы, готовность личности к самосовершенствованию. Программа формирования педагогической толерантности предполагает реализацию следующих условий: - осознание личностью проблемы толерантности, стремление к самопознанию и самоизменению; - оценка себя как толерантной личности, возможность самоизменения, формирование принятия индивидуальности другого человека; - отработка понимания границ толерантности, формирование взаимопонимания и эффективного взаимодействия; - оценка достигнутых результатов в ходе тренинга; - использование активных методов обучения. Занятия должны носить дискуссионный характер взаимодействия между участниками. Преподаватель может активно использовать такие методы организации деятельности как диалог, мозговой штурм, ролевые игры, деловые игры, тренинговые упражнения и др. В ходе дискуссии появляется возможность продуцировать и обсуждать этические идеи, прояснять понятия, выдвигать гипотезы, оценивать возможные следствия из них. Ценность такой работы заключается в том, что она развивает навыки исследования, рассуждения и образования понятий. Вне зависимости от проблемного содержания обсуждения подобные навыки содействуют развитию умений вести направленную и результативную дискуссию, и критический диалог, который является неотъемлемым атрибутом толерантности, выступая одним из ее проявлений в действии. При проведении данных занятий очень высока роль преподавателя, который является ведущим. Он предстает не только в качестве арбитра, но и в качестве равноправного члена дискуссии, предлагающего темы для рассмотрения, делающего вывод по каждому из обсужденных вопросов, следящего за тем, чтобы ни один из аспектов проблемы не был упущен, а мнение ни одного из участников не осталось незамеченным. Полностью запрещенным приемом для ведущего является метод наставления. Более того, он на всем протяжении дискуссии должен подчеркивать сложность и неоднозначность решения обсуждаемой темы, а также то, что у него самого нет готового ответа на вопрос. В ходе целенаправленного формирования толерантности необходимо соблюдать баланс между развитием практических навыков толерантного поведения с одной стороны, и накоплением информации с другой. В основе программы, направленной на формирование педагогической толерантности, заложены принципы: 1. Физическая и психологическая комфортность. 2. Акцент на положительные эмоции студентов, позитивную Я-концепцию. 3. Опора на жизненный опыт. 4. Диалогическое общение. Формирование толерантности должно основываться на таких приемах, как сообщение теоретических сведений о сущности данного явления, дискуссионные формы работы, конструирование и анализ жизненных и педагогических ситуаций, анализ материалов художественной литературы, кинофильмов и других видов искусства, ролевые игры. Если первые из перечисленных приемов в большей степени направлены на сообщение обучающимся знаний о предмете, то последние способствуют развитию практических умений толерантного отношения и взаимодействия. В качестве основных критериев сформированности педагогической толерантности у студентов необходимо выделить: - умения контролировать себя; - преодоление эгоцентризма; - сопереживание и сочувствие; - признание за «другим» права на отличие; - осознание неправомерности принуждающего действия; - критичность в выборе поведения; -воплощение в реальной деятельности выбранных альтернатив поведения.
В заключение необходимо отметить, что в данной статье представлен один из возможных вариантов разработки научных основ формирования педагогической толерантности студентов. Литература:
1. Перепелицына, М.А. Формирование педагогической толерантности у будущих учителей [Текст]: автореф. дис. …канд. пед. наук: 13.00.08 / М.А. Перепелицына; Волгоград, 2004.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ Марченко Г.Б., Россия, г. Сергиев Посад В последнее время в обществе продолжают нарастать социальная напряженность, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты, что является внутренней угрозой безопасности нашей страны. Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской среде. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей проникают в образовательные учреждения. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов формирования толерантности у детей, в том числе приятия чужой культуры и уважения прав других людей. В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единению или к преобладанию какой-то одной точки зрения [4]. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы, готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей [2]. В настоящее время молодое поколение воспитывается во многом под влиянием реальной жизни. Наблюдается разрушение всеобщих человеческих ценностей, заложенных в основе мировых религий и культуры. Базовые ценности личности закладываются именно в детстве в процессе воспитания и образования. В формировании толерантности у детей особая роль отводится дошкольному образованию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Толерантной личности присущи многие качества, такие как: эмпатия, адекватная самооценка, активная жизненная позиция, ответственность, альтруизм, сдержанность, уступчивость, терпимость, самоуважение, чувство юмора и другие качества. Естественно, эти качества не возникают на пустом месте, ниоткуда, и не являются - как любое социальное качество – врожденными [5]. Следовательно, и активная нравственная позиция, и установки толерантного поведения формируются, стимулируются и корректируются, сначала окружающими нас взрослыми, а потом самим человеком. Целью формирования этих качеств является позитивное взаимодействие с людьми иных культур, взглядов, позиций, ориентаций. Эти личностные особенности начинают развиваться с того самого момента как ребенок начинает взаимодействовать с другими людьми, включается в систему социальных связей. Нравственное развитие ребенка, связано с развитием толерантности и происходит через усвоение моральных эталонов предлагаемых обществом. Как правило, эти эталоны существуют не в форме правил и представлений, а в форме конкретных художественных персонажей из сказок, обладающих какими-либо качествами (положительными или отрицательными) и совершающих соответствующие поступки. Особенно велика роль таких эталонов, по мнению Л.И. Божович [1], в период формировании у ребенка в дошкольном возрасте первых глубинных представлений о наиболее общих моральных и правовых понятиях о добре и зле, хорошем и плохом, правильном и неправильном. Они включают собственное эмоциональное отношение ребенка к добру и злу и стремление к хорошим поступкам. Эти представления становятся тем фундаментом, на котором строится все здание личности человека - его отношение к себе, к миру в целом и толерантное отношение к другим людям. Изменить или перестроить эти глубинные моральные представления в более поздних возрастах чрезвычайно трудно.
Начиная уже с младшего дошкольного возраста, когда происходит расширение и углубление социальных контактов, необходимо активное обучение, направленное на развитие коммуникативных умений, навыков сотрудничества и конструктивного преодоления конфликтов. Необходимой предпосылкой для продуктивного обучения является личностное и эмоциональное развитие детей. Так как развитие рефлексии, самоуважения, эмпатии, терпимости по отношению к другим людям, активной жизненной позиции и других качеств толерантной личности необходимо для усвоения адекватных моделей поведения и эффективного функционирования в обществе. Толерантность, обусловливающая желание и умение ребенка осуществлять социальные коммуникации на основе тактичного и уважительного отношения к окружающим людям, вне зависимости от пола, возраста, национальности, социальной принадлежности необходима для способности восприятия многообразия мира.
Для определения уровня развития толерантности у дошкольников были использованы две экспериментальные ситуации «Нужен твой совет», «Невыдуманная история» [3]. Целью данного исследования являлось изучение особенностей представлений у детей 5-7 лет о необходимости
уважительного, доброжелательного отношения к детям другой национальности и знание способов налаживания дружеских взаимоотношений с ними. Респондентами являлись 32 ребенка МДОУ № 10 пос. Богородского в возрасте 5-7 лет. Детям был предложен рассказ о том, что в соседнем детском саду появился мальчик, который приехал из другой страны, он плохо говорит на русском языке, с ним никто не хочет играть, все дети над ним смеются, его обижают и не разговаривают с ним, поэтому этот мальчик очень грустит и не хочет ходить в детский сад. Далее задавался вопрос: «Что можно посоветовать детям из группы, в которой находится этот мальчик?» После обсуждения данной ситуации детям предлагалась следующая ситуация: «Ты гулял на детской площадке, и появилась девочка непохожая на остальных детей. У нее были черные кудрявые волосы и темная кожа. Несколько детей решили с ней подружиться и стали играть, делились своими игрушками, а другие дети начали ее обижать, не хотели с ней разговаривать, смеялись над девочкой, потому, что она не была похожа на всех остальных детей. Для вовлечения детей и активизации их эмоциональной сферы предлагался коллаж, в котором схематично были изображены герои ситуации: в центре – афро-американская девочка, справа – дети, которые обижали девочку (-), а слева дети, которые с ней подружились (+). В каждой группе детей имеется силуэт «без лица», с которым ребенок может соотнести то место, которое он бы занял в данной ситуации. В ходе анализа результатов эмпирического исследования были выявлены следующие проявления этнотолерантных установок. У 64% детей представления о необходимости уважительного, доброжелательного отношения к детям другой национальности и знание способов налаживания дружеских взаимоотношений с ними отсутствуют. Дети отказывались от общения и совместных игр с детьми другой национальности, давали им отрицательную эмоциональную оценку, при этом было отмечено, что преимущественно они ориентировались на внешние особенности сверстников других национальностей, фиксируя внимание на их «непохожесть на нас». Формализованные представления о необходимости уважительного, отношения к детям другой национальности продемонстрировали 36% детей. Они же рассматривали совместную игру как основной способ налаживания дружеских взаимоотношений с ними. Отношение к сверстнику другой расы и национальности у них индифферентно, интерес не устойчив, так как изменяется под воздействием внешней ситуации. В ходе наблюдения большинство детей (86%) при взаимодействии с детьми другой национальности отмечено, что они проявляют интерес только при высказываниях о необходимости вежливого общения по указанию взрослых. У 14% дошкольников умение организовывать общение и совместные игры находится в стадии становления. Проявляются данные качества фрагментарно, определяются личными интересами, потребностями ребенка и при возникновении конфликтной ситуации дети не стремились наладить диалог самостоятельно, предпочитали обратиться за помощью к взрослым. Диагностика показала, что в данной группе дошкольников доминирует общее доброжелательное отношение к «иным» взрослым и детям, иногда с некой долей снисходительности. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о важности формирования у детей умения строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Особенностями формирования межэтнической толерантности в дошкольном возрасте заключаются в организации толерантного воспитания, изучение природы толерантности, способов толерантного взаимодействия. Так как толерантная личность способна конструктивно разрешать конфликты, а не избегать их, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, поэтому в дошкольном возрасте необходимо учить детей самостоятельно и творчески мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом. Литература: