ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СЕМЕЙНОМ УКЛАДЕ 24 глава




Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2001 г. была утверждена Федеральная целевая Программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российской обществе на 2001-2005 годы". Активно реализуются проекты, направленные на просвещение журналистов, повышение уровня публикаций, посвященных освещению сложных аспектов межэтнических отношений и конфликтных ситуаций. Безусловно, реализация этих проектов сыграла свою положительную роль. По крайней мере, само слово "толерантность" уже вошло в наш обиход. Правда, следует отметить, что разные люди вкладывают в это понятие разные смыслы. Лингвисты понимают под толерантностью терпимость, снисходительность к чужим недостаткам. Политологи рассматривают толерантность как способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать мнение, отличное от своего. Психологи используют это понятие для обозначения способности понять другого человека, способности проникаться и понимать ощущения других людей. В этом смысле толерантность раскрывается через понятия дружелюбия, спокойствия, мирной настроенности, как антипод агрессивности, злобности и раздражительности. Инвариантом всех этих толкований является морально-нравственная установка человека на терпимость, снисходительность, понимание другого. Толерантный человек - это человек, который с уважением относится к интересам, привычкам, верованиям


других людей, стремится понять их и достичь взаимного согласия без применения насилия, давления. На наш взгляд, это чрезмерно узкое толкование данной категории. Представляется возможным рассматривать толерантность как характеристику любых социальных структур - отдельного человека, социальной группы, общественного института или общества в целом, - фиксирующую специфическую ориентацию на разрешение конфликтных ситуаций, возникающих в процессе взаимодействия с другими социальными структурами. Специфичность этой ориентации заключается в стремлении понять позицию другой стороны, объяснить ей свою позицию и в процессе диалога найти взаимоприемлемое компромиссное решение. Категорией, противоположной по своему социальному смыслу толерантности, является экстремизм, опирающийся на насилие как главный инструмент решения проблем. Таким образом, толерантность есть не только нравственная характеристика отдельного человека, но и специфическая технология взаимодействия людей, такая технология, которая обеспечивает достижение целей через уравновешивание интересов, убеждение сотрудничающих сторон в необходимости поиска взаимоприемлемого компромисса. Только в обществе, признающем в качестве высшей ценности и главного богатства свободную суверенную человеческую личность, толерантность становится естественным атрибутом цивилизованности. И, наоборот, в обществе, где к идее суверенной личности относятся с подозрением, толерантность также рассматривается как синоним мягкотелости и неумения бороться "за светлые идеалы". Говоря о толерантности, можно предложить следующие параметры этой категории: Уровень толерантности. Если исходить из предложенной выше оппозиции "экстремизм-толерантность", то можно предположить, что высшая точка толерантности связана с идеей непротивления злу насилием и следованием принципу "Если тебя ударили по правой щеке, подставь левую". Нормальная, средняя степень толерантности обозначена максимой "Око за око, зуб за зуб". И минимальная толерантность описывается тезисом "Если враг не сдается, его уничтожают". При таком подходе толерантность становится измеряемой характеристикой, как личности, так и общества, и дело за малым - определением индикаторов и разработкой социологического инструментария, позволяющего более или менее точно определить степень толерантности с помощью определенной шкалы. В качестве гипотезы можно предположить, что есть социальные структуры, изначально ориентированные на агрессию, на силовое решение проблем, и есть структуры, в большей степени ориентированные на переговоры, на поиск согласия, на компромисс. Субъекты толерантности. Под субъектами толерантности понимаются различные индивиды, социальные группы, общественные институты, на которые распространяется принцип толерантности, с которыми возможен поиск компромисса. Понятно, что перечень таких субъектов у каждой социальной системы разный. Так, Аслан Масхадов для российского правительства не являлся субъектом переговорного процесса, а для некоторых правозащитников являлся. Для одних журналистов такие структуры, как МВД, армия, ФСБ, парламент выступают субъектами толерантности, то есть могут требовать уважительного отношения, понимания, снисходительности, а для других они достойны только осмеяния, остракизма и ненависти. Предмет толерантности. Под предметом толерантности понимается та характеристика личности, социальной группы или иного объединения людей, которая может быть полем согласования интересов, взаимопонимания, поиска компромиссов. Понятно, что у разных субъектов предмет толерантности может быть разным. Кроме того, следует выделить факторы, влияющие на параметры толерантности. Первый фактор - общая социальная ситуация, в которой живут люди. Трудно быть терпимым, снисходительным, уважительным, если вокруг рвутся мины и стреляют в затылок. Чем выше уровень общественного напряжения, тем выше агрессивность и нетерпимость людей. Второй фактор - ситуация в конкретном сообществе, членом которого является индивид. Третий фактор - специфический тип культуры межличностных и социальных отношений. Следовательно, толерантность не только теоретическое понятие, но и элемент определенной культуры жизни, определенной культуры поведения. Под культурой понимается совокупность знаний, ценностей и норм, которые определяют нашу жизнь. Можно предположить, что в фундамент так понимаемой культуры может быть вписана и толерантность. Но ее там может и не быть. И если ее там нет, то мы можем сколько угодно рассуждать о толерантности, но в жизни ее не увидим. Стоит ли удивляться тому, что сегодня для многих россиян, особенно среди молодежи, характерны ненависть к приезжим, презрение к инвалидам, желание "очистить Россию от иностранной скверны", искоренить "нетрадиционные религии" и фундаменталистов, и т.д. Участились проявления нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии, агрессивного национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения, дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, рабочим-мигрантам, иммигрантам и социально наименее защищенным группам в обществах. Есть факты насилия и запугивания в отношении отдельных лиц, осуществляющих свое право на свободу мнений и выражение убеждений, не говоря уже о насилии в семье, которое становится обыденным явлением в нашем обществе.

Все это говорит о том, что прежде чем наращивать усилия по пропаганде толерантности, надо проанализировать причины интолерантного поведения как всего населения, так и молодежи в частности. Чаще всего в качестве такой причины называют нашу ненормальную жизнь, которая, дескать, заставляет людей быть нетерпимыми. Вероятно, доля правды в таком утверждении есть. Но только в том смысле, что


бессмысленно учить толерантному поведению до тех пор, пока вокруг будут образцы успешного интолерантного поведения. Однако и сама жизнь, и анализ показывают, что в одних и тех же условиях одни люди стараются унизить, оскорбить другого человека, использовать его в качестве инструмента достижения своих целей, а другие не могут себе этого позволить, реализуя даже в самых беспощадных условиях жизни нормы толерантного поведения. Нынешняя российская культура представляет собой амальгаму из трех разных культур. Одна из них провозглашает в качестве основы отношения человека к окружающему миру принцип органичности, целостности и взаимосвязанности всего сущего в этом мире; принцип признания суверенности мельчайших элементов мироздания и уважения к правам этих элементов; принцип естественности роста, приращения всего сущего, неприятия революций, взрывных преобразований. Это космоцентрическая культура. Второй тип культуры отношений, который отчетливо проявляется в российской культуре, я называю социоцентрической культурой. Особенность этой системы отношений определяется идеей, согласно которой центром мироздания является некая человеческая общность, к которой причисляет себя данный индивид. Фундаментальной особенностью социоцентрической культуры является растворение личности в некоем "Мы", какой-либо общности, которая выступает по отношению к этому индивиду как высшая власть и высшая сила. Следует подчеркнуть, что речь идет о добровольном и зачастую самим индивидом не замечаемом усвоении принятых в данной общине шаблонов, схем и образцов мышления и поведения, которые рассматриваются как единственно возможные. И третий компонент российской культуры, который ярко проявляется во всех наших отношениях, а в особенности, в молодежной среде, называют эгоцентрической культурой. Эгоцентрическая культура характеризуется стремлением к самоутверждению личности, к радости потребления и созидания, к власти над другими. Этот тип культуры связан с представлением о том, что каждый человек - кузнец своего счастья, а счастье заключается в обладании. "Ты должен непрерывно идти вперед и испытать свое счастье" - вот первая заповедь носителя эгоцентрической культуры. Все другие люди, занимающиеся тем же делом, что и данный индивид, рассматриваются им как конкуренты. Эгоцентрическую культуру иногда называют западной культурой, прибавляя при этом, что нам ее импортировали (иногда даже говорят - имплантировали). На самом деле это естественный результат приспособления человека к определенным условиям бытия, и для России он столь же естественен, как и для других стран. Следует подчеркнуть, что обозначенные выше типы культуры - это идеальные модели, практически не встречающиеся в чистом виде. Они образуют три вектора того пространства, в пределах которого самоорганизуются реальные культуры, представляющие собой своеобразные "сгущения", "облака" с относительно плотным ядром и разреженными "оболочками". Речь идет о преобладании - большем или меньшем - одного из типов. И в этом смысле можно говорить о европейско-американской, азиатской, российской и множестве других - реальных и возможных - культур. Вместе с тем практика показывает, что каждое из этих "сгущений" тяготеет к одному из обозначенных выше идеальных типов. Таким образом, развитие толерантности есть функция от развития прав человека. Чем глубже проникнет в толщу национальной ментальности идея неотчуждаемости личных прав и свобод, тем толерантней будет общество и все его структуры. Те преобразования, которые происходят в России в последние годы, еще не настолько глубоко затронули ментальные основы человеческого поведения, чтобы мы могли говорить о действительной перестройке поведенческих стереотипов. И нынешняя ситуация в российском обществе мало способствует развитию толерантности. Мало кто верит в стабильность происходящих процессов, и все ждут чего-то, как правило, чего-то плохого. И это ожидание порождает постоянно циркулирующие слухи то о готовящемся государственном перевороте, то о переносе выборов, то о введении чрезвычайного положения. Понятно, что эти "тревожные ожидания" создают тот специфический климат всеобщего недоверия, в котором не может произрастать древо общественного согласия и терпимости. Все сказанное выше понадобилось для того, чтобы констатировать, что российская культура просто проходит тот цикл развития, который двести лет назад прошли другие культуры. Мы ушли от космоцентризма, дошли до социоцентризма, побыли в нем и теперь плавно переходим в эгоцентризм. Понятно, что развитие на этом не остановится и когда-нибудь, если верить Гегелю, мы на новом уровне вернемся к космоцентризму. Сейчас же можно констатировать, что названные выше три составляющие российской культуры находятся в постоянном конфликте, что является основой интолерантности подавляющего большинства наших людей. На основе обозначенных выше типов культур, составляющих тело российской культуры, формируется определенная коммуникативная культура, то есть культура коммуникации, культура общения, культура создания и предъявления посланий и сообщений.

Заключая сказанное, можно сделать общий вывод. Не стоит уповать на то, что демонстрацией образцов толерантного поведения можно изменить общую атмосферу в обществе и стране, в сознании молодежи. Понадобится долгий и трудный путь пересмотра многих казавшихся незыблемыми представлений и культурных установок. Что же касается профилактики ксенофобии и дискриминации по национальному признаку в молодежной среде, то из истории отечественного и зарубежного опыта видно, что борьба с этими явлениями эффективна не только усилием власти, но и всех членов социума в целом. К сожалению, власти реагируют зачастую на уже свершившиеся факты и более того, не могли, да и не могут,


по сей день, предоставить полную правовую защиту от проявлений расизма, этнической дискриминации и ксенофобии в современном обществе и в частности в молодежной среде. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ-СПОРТСМЕНОВ Лоскутова Л.И., Россия, г. Москва Общеизвестно, что занятия физической культурой и спортом являются мощным фактором, влияющим на процесс формирования индивидуальности на разных этапах онтогенеза, но особенно значимы в подростковом возрасте, поскольку этот возраст знаменует собой интенсивное физическое развитие, изменение образа жизни, системы отношений, построение личной жизненной перспективы, постепенный переход от увлеченности к осознанному личностному и профессиональному самоопределению. Формирование толерантности в группах школьников-спортсменов подросткового возраста направлено на повышение их психологической компетентности и формированию психологической готовности благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения или взгляды не разделяются и не одобряются. Для спортивных достижений и успехов в учебе школьникам-спортсменам особое значение имеет сплоченность коллектива, дружба, проявление толерантности по отношению друг к другу, как на спортивной площадке, так и в повседневной, обычной жизни. Создание единой, монолитной, «толерантной» команды, в широком смысле – это наиболее существенный вопрос из всех, с которыми приходится встречаться в своей работе тренеру и спортивному психологу. Существуют разнообразные технологии и методы формирования толерантности в подростковых группах. К действенным психологическим условиям формирования толерантности в подростковом возрасте мы относим психологическое сопровождение. Методологический анализ позволяет утверждать, что на сегодняшний день психологическое сопровождение — это особая форма осуществления пролонгированной социальной и психологической помощи. В отличие от коррекции оно предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов развития человека, опору на его собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для восстановления связей с миром людей. Предлагаемая нами программа психологического сопровождения включает реализацию тренинга, цель – формирование активного социального поведения, к которому человек приходит добровольно и сознательно. Формой реализации программы, выбран тренинг, так как имеет ряд преимуществ работы с подростками, это: Наличие группы как модели социума (множество «Я» сверстников расширяет поведенческий репертуар индивидуальности: тип поведения другого может становиться личностно-усвоенным потенциалом поведения «Я», ресурсом); Наличие правил, которые задают партнерский тип общения и обеспечивают психологическую безопасность участникам; Особый режим, который обеспечивает интенсивность проживания: концентрированность процесса взаимодействия и законченность его во времени. Эти три условия дают возможность осознавать себя, свой потенциал и нарабатывать опыт взаимодействия с другими «здесь и теперь». Формирование толерантности это, прежде всего, готовность подростка к изменению (самоизменению), самостоятельному выбору и ответственному поведению в поликультурном окружении. Психологическое сопровождение подростков-спортсменов в процессе учебно-тренировочной деятельности является сложным образованием, включающим совокупность взаимосвязанных компонентов, содержащую когнитивно-информационную, личностную и поведенческую готовность. Базовыми психологическими условиями эффективной организации психологического сопровождения развития толерантности школьников-спортсменов являются: реализация личностно-ориентированного и субъектно-деятельностного подходов в рамках, как учебно-тренировочной деятельности, так и в условиях специально организованного психологического взаимодействия. На основе принципов личностно-ориентированного и субъектно-деятельностного подходов мы разработали теоретическую модель психологического сопровождения учебно-тренировочной деятельности школьников-спортсменов, направленную на развитие толерантности, развитие чувства самоценности и ценности иных взглядов на окружающий мир, ненавязывание своих взглядов и идеалов, на умение контролировать свои эмоции на проявления действий окружающих. Тренинг состоит из пяти модулей, которые тесно связаны между собой и гармонично взаимодействуют.

Когнитивно-ценностный модуль – выполняет информационную функцию и направлен на конструирование новых знаний об окружающем мире. Здесь важно показать школьникам-спортсменам красоту разнообразия действительности, иногда непонятное и чуждое мы считаем неверным, только лишь потому, что не обладаем достаточным информационным багажом об этом предмете. Мы включили в этот модуль информационные сообщения, мини-лекции, просмотры видеоматериалов и встречи с различными людьми. Проводили также дискуссии на темы: ―Красота разнообразия‖, ―Я, ты, он, они - мы‖, ―Навстречу


друг другу‖, ―Понять, принять‖, ―Только вместе можно многое сделать‖. Предоставили поле для осмысления своих возможностей в коммуникации учебно-тренировочной деятельности, на актуализацию общих ценностей команды, отражающих характер спортивной деятельности. Знакомили с типологией характера с акцентом на сильные и уязвимые черты и их роли в достижении целей личности. Эмоциональный модуль – выполняет поддерживающую функцию и работает на принятие себя и окружающих, внутренних противоречий и развитие чувства самоценности и ценности окружающих. Здесь важно обучение саморегуляции, чтобы сложные моменты коммуникации подросток смог управлять своим психоэмоциональным состоянием. Мы включили в этот модуль психотехнические игры, метод аутотренинга, музыкотерапию и психогимнастику. Личностно-смысловой модуль – направлен на развитие навыков самопознания, согласование образов «Я - реального» и «Я - идеального» в тренировочной и коммуникативной деятельности, раскрытие скрытых ресурсов личности, повышение мотивации к самоизменению. Развитие Я - концепции, т.е. способности к выделению, восприятию разных компонентов собственной индивидуальности и создание условий для включения личности в процесс самопознания. Мастерство общения лицом к лицу часто находится в прямой зависимости от того, как человек умеет оценивать свои способности, возможности влиять на других людей, осознавать свои преимущества и недостатки. Регулятивно-поведенческий модуль – направлен на формирование высокого уровня регуляции своих действий и модели поведения, ориентированного на командное достижение результатов; умений планировать «личный жизненный сценарий» и ставить адекватные, достижимые цели. Ощущать состоятельность значит чувствовать свою успешность, быть убежденным в собственной эффективности (действенности). Путь к успеху – повышение индивидуального уровня «Я могу». Представление школьника-спортсмена о своих реальных способностях обеспечивает активную мотивацию учебно-тренировочной деятельности. Технология повышения уровня «Я могу» основана на следующих стратегиях: раскрыть сильные стороны, показать ценность ошибки как опыта, концентрация внимание на прошлых успехах, делает процесс обучения толерантности ощутимым, признает достижения. Прикосновение к ресурсам собственной состоятельности должно давать ощущение собственной целостности и непримитивности, напоминать об опыте успеха и достижения, иными словами, это высшая стадия навыков поддержки — самоподдержка. Коммуникативный модуль – нацелен на эффективное взаимодействие в команде, на развитие навыков конструктивных взаимоотношений в условиях учебно-тренировочной деятельности, разрешение межличностных конфликтов, на поиск средств их благополучного преодоления, принятие своих товарищей по команде. В основе чувства коммуникативной состоятельности безусловное принятие тренером ученика, позитивное к нему внимание, признание, одобрение его действий. Состоятельность в глазах коллектива удовлетворяет базовую потребность человека быть нужным. Тренер структурирует отношение между членами команды так, чтобы каждому школьнику спортсмену хотелось вносить собственный вклад в процесс улучшения жизнедеятельности, эффективности своей команды. Приемы, активизирующие потребность вносить свой собственный вклад в командные отношения, можно сгруппировать в две стратегии: поддержка личного вклада школьника-спортсмена и поддержка тех, кто старается помочь другим, кто устанавливает отношения на основе принятия, доверия и взаимопонимания. Критериями эффективности программы психологического сопровождения школьников-спортсменов выступают качественно новые отношения в группе и за ее пределами. Таким образом, в качестве психологического условия формирования толерантности школьников-спортсменов подросткового возраста можно выделить – психологическое сопровождение, которое поможет сделать осознанный и ценностно-осмысленный личностный выбор. В результате этого школьник-спортсмен, имея собственное мнение, позицию, уважая и признавая право окружающих его людей воспринимать и мыслить иначе, видит ценность многообразия, а также готов строить взаимоотношения на основе понимания и учета других точек зрения. Литература:

1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого [Текст] / Т.Ф. Базылевич. — М.: ФиС, 1988. — 208с.

2. Волков И.П. Социально-психологический тренинг как метод подготовки физкультурных кадров [Текст] / И.П.Волков // Теория и практика физической культуры. - 1983. - № 3. - С.35-37.

3. Доекин В.А. Вопросы дифференцированной самооценки функционального состояния [Текст] / В.А. Доекин и др. // Вопросы психологии. - 2008. - №6.- С. 77-82.

4. Зайцева Е.С. Современное состояние изучения идеологии и технологий психологического сопровождения Формирование профессиональной культуры будущего специалиста [Текст] / Е.С. Зайцева: мат-лы X студ. научн. конф. и V междунар. пед. чтений. - Архангельск, 2009. – С. 117-122.

5. Пахомов Ю.В. Занимательный аутотренинг: игры и упражнения в обучении релаксации. – Изд. 2-е, доп. – М.: Независимая фирма «Класс», 2009. – 172 с.

6. Слюсарев Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности [Текст]: автореф. дис.... канд. психол. наук / Ю.В. Слюсарев. - С.-Пб., 1992. - 24с.

7. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2010. - 490 с.


8. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения – Изд. 2-е, доп. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999. – 272 с.

9. Яничева Т. Психологическое сопровождение деятельности школы. Подход. Опыт. Находки [Текст] / Т. Яничева // Журн. практ. психолога. - 1999. - №3. - С.101-119.

 

КУЛЬТУРНАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭТНОЦЕНТРИЗМА И ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Макарова Е.А., Россия, г. Таганрог XXI век – время необычайно активного взаимодействия культур. Расширение международных дипломатических и торговых контактов, организация учебы и работы в других странах, создание всемирной компьютерной сети Internet и даже войны послужили своего рода катализатором контакта культур. Сравнительно недавно появилась новая область знания – теория межкультурной коммуникации. Она изучает вопросы контакта и взаимодействия культур. Неразрывно связанной с взаимодействием культур является проблема толерантных способов поведения и преодоления культурных стереотипов. Различные культурные группы думают, чувствуют и действуют по-разному, не существует научных стандартов для определения одной группы как внутренне превосходящей или низшей по отношению к другой. Изучение различий культуры в разных группах и обществах заранее предполагает позицию культурного релятивизма, призывает к объективному оцениванию, когда речь идет о культурных отличиях. Мощным оружием преодоления этноцентризма (убеждения, что собственная культура превосходит другие культуры) становится образование. Информация о природе культурных различий между обществами должна предвосхищать оценку и действия. Только при наличии культурных фоновых знаний возможно формирование предпосылок к успешной коммуникации. Культурно обусловленные различия приводят к особой разновидности коммуникации, называемой межкультурной, при которой коммуниканты из разных культур используют при прямом контакте специальные дискурсивные стратегии, компромиссные подходы и знания о культурных особенностях партнера по коммуникации. Это процесс непосредственного взаимодействия культур, при этом сам процесс осуществляется в рамках несовпадающих национальных стереотипов мышления и поведения, что существенно влияет на взаимопонимание сторон. Ценностно-смысловая направленность гуманитарных наук обусловлена, прежде всего, объектом их исследования, каким выступает культура. Она представляет собой совокупность явлений, связанных с человеческими ценностями и формируемых ради этих ценностей. Сущность культуры – духовное гуманистическое начало, мир культуры безграничен, чем обусловлены трудности в ее изучении. Если наиболее общим понятием естественных наук является понятие природы как бытия вещей, то наиболее общим понятием гуманитарных наук является понятие культуры как социального бытия человека. Основным элементом культуры являются культурные особенности, которые принимают различные формы от материальных артефактов до поведенческих норм и до абстрактных концепций и убеждений. Все эти многообразные проявления обладают одной общей характеристикой – они являются символами и как таковые, выражают значение [2]. В процессе коммуникации происходит обмен значениями, то есть осуществляется передача информации, которая кодируется с помощью определенной символьной системы, передается и затем декодируется, или интерпретируется адресатом сообщения. Из всех видов знакового поведения в человеческом сообществе важнейшими являются использование языка и сопровождающая его невербальная коммуникация (поведение, сигнализирующее о характере взаимодействия и эмоциональных состояниях общающихся индивидов, дополнительный источник информации к вербальному сообщению). Выделяют следующие формы невербальной коммуникации: паралингвистические компоненты, к которым относятся неязыковые звуки и такие признаки, как высота и интенсивность звука, тембр речи. Как эмоциональные индикаторы могут выступать запинки, оговорки, паузы и молчание; мимические выражения; кинестезические выражения (поза, телодвижения); движения глаз; проксемика (характеристики межличностной дистанции) [3]. В когнитивных теориях личности в качестве основного всегда выступало положение о том, что искать объяснение личностным чертам и своеобразию индивидуального поведения следует в особенностях восприятия, понимания, и объяснения человеком происходящего. С этой точки зрения принципиальным является разведение содержательных и структурных аспектов познавательной сферы (что человек думает и как он думает). Содержательные переменные – это представления личности о тех или иных элементах своего окружения и о собственных состояниях. При этом знание рассматривается как наиболее общая составляющая психологических структур, которая, проявляясь во всех сферах практической деятельности человека, детерминирует основные психологические феномены [4]. Структуру знания можно описать как множество компонентов, представляющих совершившиеся взаимодействия субъекта с миром, и взаимоотношения между этими компонентами [5]. В этом случае формальное описание структуры знания как семантической сети дает основание для того, чтобы сопоставить ее с характеристиками рационального и интуитивного способов взаимоотношения субъекта с миром.


В современном мире многие проблемы возникают из-за ошибок в коммуникации. Коммуникативные взаимодействия зависит от многих факторов: от наличия лингвистической компетентности участников диалога, от культурно обусловленной взаимной коммуникативной компетентности участников коммуникативного события, от наличия или отсутствия общих языковых и культурных фоновых знаний и баланса между общим и различным в их процессах восприятия и символьных системах. И здесь можно говорить об интроекции схем и фона, в результате которой возникает все необходимое для того, чтобы коммуникация состоялась. Интроекция — это включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им взглядов, мотивов и установок других людей, что является основой его собственной идентификации. Это эпистемологическая концепция, согласно которой индивидуальное сознание ограничено кругом собственных идей и способно постигать внешний мир лишь благодаря проецированию вовне своего внутреннего содержания, психологический механизм, играющий важную роль в процессе формирования фоновых знаний и извлечения этих знаний, «это психоаналитическое понятие, включение через идентификацию во внутреннюю психическую структуру элементов внешнего мира для перенесения на них эмоциональных переживаний» [6], предполагает «размывание» конкретных знаний, организованных в когнитивные схемы, и их переход в фоновые знания, а также реминисценцию фоновых знаний обратно в схемы. Механизмом интроекции служат личностные смыслы – лучше всего запоминается и воспроизводится из памяти то, что имеет для человека первостепенное значение, понятно и структурно оформлено. Интроекция применима к коммуникации на родном языке, но если общении происходит между культурами, то мы говорим об интроекции в межкультурной коммуникации. Это относится к случаям, когда культурные фоновые знания участников коммуникативного события столь различны, что это может отрицательно отразиться на результатах общения и даже приводит к искажению смысла или к полному провалу коммуникативного события. Способность к развитию коммуникативной компетентности присуща всем людям, однако та или иная реализация этой способности культурно обусловлена, определена уникальным индивидуальным опытом, при коммуникации, являющейся процессом обмена значениями, постоянно происходит воссоздание смыслов, так как они не совпадают даже у людей, говорящих на одном и том же языке и выросших в одной и той же культурной среде. При наличии разных культур коммуникация осложняется настолько, что о полном понимании и толерантности к культурным особенностям других не может быть и речи. Без специального обучения добиться такого рода коммуникации фактически невозможно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: