ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СЕМЕЙНОМ УКЛАДЕ 19 глава




Таким образом, стремление народов познать свои исторические корни, понять религию предков, восстановить национальные праздники является естественным и закономерным процессом, проходящим в духе воспитания культуры общения и уважения к живущим рядом народам. Государство в этом вопросе придерживается принципа паритета, т.е. равенства перед законом всех народов, национальных объединений и представителей различных вероисповеданий, создавая благоприятные условия для существования всех конфессий. Пропагандируемая в Казахстане во всех учебно-образовательных учреждениях, начиная с детского сада и заканчивая высшими учебными заведениями, межрелигиозная и межнациональная


толерантность, даѐт равные возможности для всех народов, независимо от национальности и вероисповедания. По данным социологических исследований, проведенных институтом политических решений, ныне более 93% казахстанцев соотносят себя с какой-либо религией, интересуются историей своего этноса, культурой, многовековыми традициями. По статистическим данным ныне 64% населения указывают на свою приверженность к исламу, 94% из них - казахи; 29% населения считают себя христианами, 83% из них составляют русские; и лишь 6% населения считают себя атеистами. Религия большинством населения понимается не только как мировоззрение, но и как часть культурного наследия и образа жизни предков, сохраняя свою ценность и значимость и для современного человека. В современном Казахстане существуют независимо 2815 исламских, 306 православных, 1283 протестатских, 118 католических, 25 иудейских и, 4 будистских объединений, но все они не конфликтуют друг с другом, а ведут единую линию, направленную на самоочищение и самосовершенствование человека перед лицом Всевышнего. Можно отметить, что главным и приоритетным направлением всех религиозных конфессий является соблюдение общечеловеческих морально-этических норм, призывающих к толерантности и проповедующих уважительное взаимоотношения с другими религиями, что также способствует профилактике возникновения ксенофобий в стране. Религиозный фактор становится одним из элементов этнической самоидентификации и вместе с тем, уважительного отношения к представителям других религий. Политика межконфессионального согласия проявляется и в том, что по инициативе Казахстана в 2007 г была проведена исламская конференция, посвященная вопросам межцивилизованного диалога, определившая стремление заменить «идеологию противостояния религий» на «культуру мира». Именно в Казахстане удалось впервые собрать за один стол представителей почти всех конфессий для обсуждения вопросов толерантности и взаимоуважения и придти к взаимопониманию, ибо у всех подлинных религий единая этическая основа, нацеливающая человека на самосовершенствование и ответственность перед Всевышним за свои деяния, поступки, взаимоотношения с окружающими. Ведь не случайно еще известный поэт-мыслитель средневекового Востока Омар Хайям писал: «если нет под рукой муллы и мечети – поп сгодится и вера чужая сойдѐт», ибо все религии нацеливают все народы на единый путь самоочищения и добропорядочных взаимоотношений. Задолго до Д.Карнеги, Омар Хайям также смог определить пути формирования толерантности и добропорядочных межличностных взаимоотношений. Он мудро рекомендовал: «Чтоб всем прийтись по нраву улыбки расточай налево и направо, евреев, мусульман и христиан хвали, - и добрую себе, приобретешь ты славу». Следование принципу нейтралитета государства по невмешательству во внутренние дела религиозных объединений подчѐркивает уважительное отношение к религиозным убеждениям. Председатель агенства РК по делам религии Кайрат Лама Шариф отмечает, что религия является неотъемлемой частью нашего общества, но поскольку государство отделено от религии, то ни одна религия не должна устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Следуя принципу консенсуса ныне в Республике в Мажилисе (парламенте) сентября 2011г. обсуждался законопроект «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» который был единодушно одобрен. Он направлен на защиту безопасности и здоровья граждан Республики и предусматривает недопущение экстремистской пропаганды и разжигания межнациональной вражды, ксенофобий, подчѐркивая при этом, что и оскорбление религиозных чувств недопустимо. Вместе с тем, в Республике не допускается деятельность организаций, склоняющих и принуждающих входить в то или иное объединение, нанося ущерб нравственности, здоровью, получению образования. Несмотря на самое большое количество различных народов, населяющих Казахстан, в нѐм не практически не возникают межнациональные конфликты и языком сближения разных народов, наряду с казахским и русским, является направленность образования и на развитие национальных языков. Перенимая всѐ лучшее и прогрессивное, обновляя стиль межличностных взаимоотношений, молодѐжь стала более раскованной, избавилась от комплексов и зависимости от довлеющих на неѐ «табу», что открыло новые широкие горизонты в плане личностного самоутверждения и наиболее полного удовлетворения всѐ возрастающих потребностей. Современная молодѐжь получила ныне реальные возможности для актуализации и воплощения в жизнь своих этнических идеалов, наиболее полного самовыражения во всех сферах деятельности, равно как в науке и культурной жизни страны, обретая дружбу и толерантность к специфике традиций, менталитета и образа жизни представителей других народов. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ГЕОГРАФОВ Ямсков А.Н., Россия, г. Москва

Студенты педагогических университетов, обучающиеся по специальности «учитель географии», непременно должны иметь базовые знания о том, что такое толерантность в сфере этнических, конфессиональных и расовых отношений (далее – этнотолерантность), и в каких регионах России и почему потенциально возможны проявления нетолерантности в этой сфере. Придя в школу, они на уроках по географии населения России, которая является обязательным разделом социально-экономической географии, должны будут обеспечить усвоение детьми и подростками сведений о том, какие народы (этнические общности) проживают в нашей стране, где и как именно в последние годы менялась их


абсолютная численность и доля во всѐм населении рассматриваемого региона и государства в целом вследствие миграций, естественного движения и т.д. Несомненно, в этом контексте учителю географии было бы желательно также сформировать у школьников представления о том, что такое этнотолерантность, почему она так необходима в российском полиэтничном обществе и какие различия между контактирующими этническими (конфессиональными, расовыми) группами теоретически могут привести к проявлениям нетолерантности в том или ином регионе. Исходя из этого был разработан для магистрантов по направлению «Естественнонаучное образование» (специализация «Географическое образование») учебный курс «Географическое образование в воспитании толерантности межнационального общения» (32 аудиторных часа, в т.ч. 24 часа практических занятий). Основными принципами составления этого учебного курса, а значит и еѐ конечными целями, должны быть, во-первых, ознакомление студентов или магистрантов с возможными предпосылками проявлений нетолерантности, а во-вторых – углублѐнное изучение ими этнокультурного многообразия населения России и расселения отдельных этнических общностей по территории страны. Речь идѐт именно о латентных предпосылках, отражающих степень выраженности различий между представителями контактирующих этнических групп (прежде всего между этническим большинством – русскими, и другими народами – этническими меньшинствами в составе россиян), которые лишь при определѐнном стечении социально-экономических и политических обстоятельств действительно могут превратиться в причины нетолерантности и вызвать еѐ социальные проявления. Основной акцент в преподавании указанной дисциплины магистрантам следовало сделать на их самостоятельную работу (практические задания). Учебный курс включает всего четыре лекционные занятия. В трѐх первых лекциях последовательно рассматриваются история и содержание термина толерантность, в том числе на примере Декларации ЮНЕСКО, социальные идентичности человека и место среди них этнической идентичности, отличительные черты этнических общностей (народов) и специфика этнических отношений, возможные причины конфликтов в этой сфере. Эти первые лекции, кроме той, что посвящѐна понятию толерантности, фактически резюмируют сюжеты, которые магистранты изучали ранее в рамках курсов по этногеографии [9] и этнотерриториальным конфликтам [10]. Четвертая лекция имеет обобщающий характер. Из двенадцати практических занятий, первое имеет форму семинара и посвящено разбору и обсуждению итогов классических социально-психологических опытов Г. Таджфеля по формированию групповой идентичности и проявлениям внутригрупповой солидарности и межгрупповой конкурентности [11]. Девятый практикум – тоже семинар, посвящѐнный обсуждению этнических конфликтов и их причин [7]. В рамках оставшихся десяти практикумов магистранты выполняют короткие письменные работы, предваряемые инструктажем преподавателя иподробно обсуждаемые после их завершения на последующем занятии. Второе (после обсуждения идей Таджфеля) практическое занятие заключается в том, что каждый магистрант готовит таблицу с этнолингвистической классификацией 10 наиболее многочисленных этнических групп, входящих в население выбранного им региона России. Вертикальные графы таблицы: народ, этнолингвистическая группа, этнолингвистическая семья. В последующем обсуждении, помимо вопросов лингвистической классификации и этнографической специфики рассматриваемых этнических групп, затрагивается проблема политических движений и идеологий, апеллирующих к лингвистическим общностям (финно-угорское движение, пантюркизм, панславизм и т.п.), и перспективы их актуализации в рассматриваемых регионах. Третий практикум продолжает тему лингвистической составляющей межэтнических отношений – магистранты готовят таблицу с самостоятельно составленной классификацией тех же 10 наиболее многочисленных этнических групп населения в том же выбранном ими регионе по степени их языковой интегрированности в русскоязычное российское общество. Вертикальные графы таблицы: народ, доля владеющих русским языком среди представителей народа в регионе, доля владеющих русским языком среди представителей народа в России. Обсуждение посвящено выявлению и объяснению вероятных причин заметных различий в степени овладения русским языком народами страны, а также в целом языковым аспектам межэтнических контактов. Четвѐртое практическое задание состоит в том, что магистранты в выбранном регионе проводят классификацию 10 наиболее многочисленных этнических групп населения по их антропологическому облику, заполняя новую таблицу. Вертикальные графы таблицы: народ, большая раса, малая раса. В обсуждении выполненных работ делается акцент на роль видимых антропологических (расовых) различий в формировании предубеждений и негативных установок, и анализируются сложности интеграции антропологически видимых меньшинств.

Пятый практикум посвящѐн анализу конфессиональных отношений и толерантности в этой сфере. Магистранты вновь готовят таблицу с классификацией выделенных ими 10 крупнейших по численности этнических групп выбранного региона России, включающую вертикальные графы: народ, религия, конфессия. При обсуждении внимание уделяется не только проблемам межконфессиональных отношений, но прежде всего проявлениям религиозного фундаментализма и экстремизма, а также


внутриконфессиональным конфликтам, масштабам отхода от религии и взаимоотношениям верующих и неверующих. Шестое практическое занятие касается темы социо-культурной модернизированности и различий между народами России по этому параметру, предопределяющему важнейшие черты их бытовой культуры и поведения. Магистранты готовят таблицу по тому же выбранному региону и 10 этническим группам его населения, в которой есть следующие вертикальные графы: народ, урбанизированность (доля горожан) в регионе, урбанизированность (доля горожан) в России. Обсуждение направлено на выявление различий в степени урбанизированности (которая рассматривается как индикатор социо-культурной модернизированности) между этническими группами и объяснение причины этих различий.. Седьмой практикум предполагает построение столбчатых диаграмм, отражающих динамику абсолютной численности в 1989-2002 гг. каждой из 10 этнических групп населения в выбранном регионе. Восьмой практикум требует от магистрантов построения и сравнительного письменного краткого анализа двух секторных диаграмм, отражающих долю в населении выбранного региона каждой из 10 этнических групп и сводной категории «других» по состоянию на 1989 и 2002 гг. Обсуждения в обоих случаях строятся вокруг выяснения того, какие именно этнические группы и почему продемонстрировали в межпереписной период наибольшие изменения как абсолютной численности, так и доли в населении, и как это сказалось на межэтнических отношениях. Десятое и одиннадцатое практические задания сводятся к составлению магистрантами списков. Во-первых, это так называемые «новые меньшинства» в регионе (этнические группы, которые не входили в число 10 крупнейших по численности в 1989 г., но вошли в данную категорию по итогам переписи 2002 г.). Во-вторых – выделение из «новых меньшинств» тех, кто в основном или в значительной мере представлен ныне гастарбайтерами (гражданами иных государств, прибывшими на временную работу на низкооплачиваемых или непрестижных должностях). Обсуждение ведѐтся вокруг определения причин этих этноизбирательных миграций, проблемы социального отчуждения и эксплуатации труда гастарбайтеров, трудностей интеграции временных трудовых мигрантов в принимающее общество. Двенадцатый практикум посвящѐн анализу демографических аспектов межэтнических отношений в России. В заключение подчеркну, что введение курса по этнотолерантности в программу подготовки учителя географии является весьма перспективным и с практической стороны важным делом. Наряду с ознакомлением студентов-старшекурсников или магистрантов с этой остро актуальной для современной России проблематикой, подобный курс также позволяет дополнить и углубить подготовку учащихся в сфере этногеографии. Литература: 1. Всероссийская перепись населения 2002 года. Том 4. Национальный состав и владение языками, гражданство: www.perepis2002.ru/ct/doc/TOM_04_03.xls (обращение 29.09.2011 г.). 2. Декларация принципов терпимости. Принята резолюцией № 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года (обращение 29.09.2011 г.): https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml 3. Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г. Тренинг этнической толерантности для школьников. Учебное пособие для студентов психологических специальностей. М.: Изд-во «Привет», 2004, 356 с. 4. Малькова В.К., Тишков В.А. Этничность и толерантность в средствах массовой информации. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002, 348 с. 5. Народы России: Энциклопедия. Гл. ред. В.А. Тишков. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. С. 433–451 [таблицы с данными переписи 1989 г. по этническому составу населения по всем субъектам Российской Федерации]. 6. Тишков В.А. Толерантность и экстремизм // Тишков В.А. Политическая антропология. Lewiston – Queenston – Lampeter: The Elwin Mellen Press, 2000. Pp. 177-209. 7. Ямсков А.Н. Этнический конфликт: проблемы дефиниции и типологии // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. Ред.: М. Олкотт, В. Тишков, А. Малашенко. М.: Московский Центр Карнеги, 1997. С. 205–224. 8. Ямсков А.Н. Опыт оценки уровня лингвистической интегрированности полиэтнического российского общества // Релятивистская теория нации: новый подход к исследованию этнополитической динамики России. Ред. А.Г. Здравомыслов. М.: изд. РНИСиНП, 1998. С. 133-142 (эта и большинство других статей и учебных программ автора также размещены на сайте: www.scribd.com). 9. Ямсков А.Н. Программа дисциплины «Этногеография и география религий» // Физическая география и геоэкология: Программы учебных дисциплин. Специальность 032500 (050103) «География». Отв. ред. В.Т. Дмитриева. М.: МГПУ, 2008а. С. 141-164 (см. также на сайте Кафедры физической географии и геоэкологии ИЕН МГПУ: https://geomgpu.edu.ru/_ld/1/139_eggr.pdf – обращение 29.09.2011 г.). 10. Ямсков А.Н. Территориальные этнические конфликты. Учебная программа спецкурса // Программы курсов по выбору и факультативов для географических факультетов педагогических вузов. Отв. ред. О.В. Шульгина. М.: МГПУ, 2008б. С. 42-58. 11. Tajfel, H. Human Groups and Social Categories: Studies in Social Psychology. Cambridge: Cambridge University Press, 1981, 369 pp.


12. Yamskov A. Ethnic Conflict in the Transcaucasus: The Case of Nagorno-Karabakh // Theory and Society, 1991, vol. 20, No 5 (October), pp. 631-660. 13. Yamskov A. The "New Minorities" in Post-Soviet States: Linguistic Orientations and Political Conflict // Cultural Survival Quarterly, 1994, vol. 18, No 2-3, pp. 58-61. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В ПОЛИКОНФЕССИОНАЛЬНОМ РЕГИОНЕ: СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННО-РЕЛИГИОЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА) Яшин В.Б., Россия, г. Омск Российская Федерация - одно из крупнейших в мире многонациональных и поликонфессиональных государств. Сегодня основные задачи Российского государства лежат в области преумножения человеческого капитала страны, что предполагает формирование позитивного национального самосознания, укрепление и развитие систем социальной, ценностной и духовно-идеологической ориентации населения. При решении проблем в названных сферах государственная политика должна быть подкреплена осознанными совместными усилиями всего населения или его значительной части, что определяет приоритетность развития интеграционных процессов и институтов гражданского общества. Для реализации этих задач государству необходимо в максимальном объеме учитывать ожидания и потребности населения, интересы представителей различных электоральных, этнических групп и религиозных объединений. Кроме того, в целях сохранения стабильности, предупреждения социальных конфликтов государство должно своевременно выявлять ситуации возможных напряжений. Без постоянного исследования и учета общественного мнения решения власти в современном, быстро меняющемся, динамичном социуме неизбежно будут иметь недостаточную эффективность. Примером региона эффективной реализации государственной политики в конфессиональной сфере является Тюменская область. По состоянию на 2010 г. в Тюменской области зарегистрировано 179 религиозных организаций различных конфессий. В целом сложившуюся здесь к настоящему времени религиозную ситуацию можно охарактеризовать как стабильную. В регионе сложились устойчивые конструктивные взаимоотношения между различными религиозными сообществами (прежде всего это касается крупнейших из них – православных, мусульман и протестантов), а также между конфессиями и светскими институтами, включая органы власти. Сегодня в Тюменской области действует ряд объединений межденоминационного (например, «Совет христианских церквей») и межконфессионального («Конгресс религиозных организаций Тюменской области») характера. Однако ситуация социального взаимодействия в конфессиональной сфере динамична; ее формируют не только члены, религиозных организаций, но и все население региона. Поэтому обратная связь власти Тюменской области с ее населением не ограничивается совместной работой с представителями религиозных кругов, обладающими активной гражданской позицией. Законом Тюменской области № 315 от 28 декабря 2004 г. «О государственной поддержке национально-культурных автономий и иных общественных объединений» и Долгосрочной целевой программой «Основные направления деятельности по реализации государственной политики в сферах национальных, государственно - конфессиональных и общественно - политических отношений в Тюменской области на 2010-2012 годы» закреплена такая форма взаимодействия с общественностью, как проведение социологических исследований. Следует подчеркнуть, что наличие системы сбора и анализа социологической информации в режиме мониторинга особенно значимо именно на региональном уровне, поскольку, с одной стороны, на нем непосредственно организуется реализация социальной политики в сфере общественно-политических, межнациональных и общественно-религиозных отношений, а другой стороны, каждый регион обладает социально-экономической и этнокультурной спецификой. Мониторинг зафиксировал увеличение доли респондентов, считающих себя верующими, с 63,56% в первом полугодии 2009 г. до 66,42% в конце 2010 г. Тем не менее, этот показатель остается ниже, чем по России в целом: согласно данным ВЦИОМ, в 2010 о своей религиозности заявляли 83,00% россиян. Доля жителей Тюменской области, колеблющихся между верой и неверием, в конце 2010 г. составила 12,83%, доля неверующих– 19,67% (по России в целом опрос ВЦИОМ выявил только 8,00% атеистов). Наиболее распространенной в Тюменской области конфессией остается православие – о принадлежности к этому вероисповеданию в конце 2010 г. заявили 60,00% респондентов. Ислам занимает вторую позицию – 5,58% опрошенных. За последние годы доля православных и приверженцев ислама в регионе практически не меняется. По сравнению с первым полугодием 2009 г. к концу 2010 г. отмечено сокращение числа как тех тюменцев, кто «безусловно» или «скорее» стараются исполнять религиозные обряды, так и тех, кто «скорее » или «совершенно » не старается этого делать. В первой группе спад составил 3,44% до 32,42%, во второй – 4,51% до 14,33%. В то же время на 9,05% возросла доля респондентов, затруднившихся с ответом или отказались отвечать (34,75%). Наиболее высока доля тех, кто «безусловно» или «скорее» старается придерживаться обрядовой стороны, среди опрошенных католиков и православных респондентов – соответственно 50,00% и 49,58%. Мусульмане по этому показателю оказались на третьем месте (40,30%).

Во втором полугодии 2010 г. 80,50% респондентов отметили, что ситуация в сфере религиозных отношений на территории юга Тюменской области «совершенно» или «относительно» спокойная. Что


касается религиозной ситуации в стране в целом, то она участниками была оценена более критически: только 60,83% опрошенных посчитали ее благоприятной. О негативных тенденциях в сфере религиозных отношений на территории области во втором полугодии 2010 г. заявили 12,33% опрошенных на территории России в целом – 27,08% респондентов. Рост тревожности в сфере общественно-религиозных отношений среди населения юга Тюменской области объясним, прежде всего, тем, что религиозная идентификация нередко определяется не столько по принадлежности к той или иной конфессии, сколько на основе соотнесения с определенной национальной культурой и образом жизни. Поскольку зафиксирован рост респондентов, недовольных увеличением в регионе числа трудовых мигрантов из Средней Азии и Кавказа, логично предположить, что это «недовольство» перенесено и на последователей основной для этих территорий религии. Сами респонденты, которые указали, что ситуация в сфере общественно-религиозных отношений в Тюменской области в настоящее время является напряженной, отметили следующие основания для такого мнения. 25,68% этой категории опрошенных видят истоки напряженности в различии/ отдалении культур последователей различных религий, в отсутствии необходимых для толерантного отношения к инаковерующим внутренней культуры и знаний («низкий уровень культуры и образования», «различия в духовной культуре, ментальности», «необразованность, незанятость молодежи», «нарастание непонимания между представителями различных конфессий», «различие между религиями, религиозными взглядами» и т.д.). Вторую по значимости причину напряженности респонденты видят в нарастании фанатизма в среде верующих, не уточняя их конфессиональную принадлежность («много мигрантов с экстремистскими настроениями», «нежелание найти компромисс, отсутствие веротерпимости») – доля таких суждений составила 18,24%. К этой же группе примыкают еще 8,72% суждений, в которых главным фактором негативных тенденций в межконфессиональных отношениях называется радикальный ислам («активизация мусульман-фанатиков», «рост числа конфликтов с представителями народностей, исповедующих ислам», «агрессия со стороны кавказцев-мусульман »). Тем самым можно говорить о переносе на мигрантов – фактических конкурентов на рынке труда – негативного отношения к представителям экстремистских течений в исламе. Этот тезис полностью подтверждает предыдущий вывод о причине увеличения доли жителей тюменского региона, ощущающих напряжение в сфере общественно-религиозных отношений. Значима доля (10,81%) и таких суждений, как «в регионе представлено много конфессий» и «представители различных конфессий заманивают к себе (конкуренция)». Еще одна причина (к ней можно отнести суждения 6,76% респондентов) – активизация различных сект, в частности, Свидетелей Иеговы. В ходе опроса респондентам было предложено уточнить, были ли в их жизни или в жизни их близких и знакомых конфликтные ситуации на религиозной почве. Как выяснилось, по состоянию на конец 2010 г. только у 7,08% опрошенных такой негативный опыт был. Доминирующая же доля респондентов (92,17%) заявили, что не испытывали со стороны людей других вероисповеданий враждебных взглядов или действий; 95,17% опрошенных никогда не испытывали личной неприязни в отношении верующих, принадлежащих к другим конфессиям. При этом ни один из 1200 респондентов не заявил, что чувство враждебности (как у себя, так и к себе) возникало «очень часто». В ходе опроса респондентам было предложено указать, представители каких конфессий вызывают у них наибольшие симпатии и антипатии. Наибольшие симпатии опрошенные испытывают к последователям православия (34,50% от общего числа участников исследования), что закономерно, поскольку данная религия является основной в регионе. В то же время доля тех, кто заявляет о симпатии к православным, оказалась почти в 2 раза меньше доли тех, кто заявляет о своей собственной принадлежности к православной вере. По-видимому, для большинства считающих себя православными самоидентификация с этим вероисповеданием обусловлена не столько собственно религиозными, сколько этнокультурными мотивами. С другой стороны, можно констатировать, что личная «православная ориентация» не всегда сочетается у тюменцев с ощущением своей причастности к православному сообществу и групповой солидарностью. На втором месте – симпатии к мусульманам (5,58% респондентов), что фактически совпадает с долей мусульман среди участников опроса. Следует отметить, что доля лиц, которые не испытывают симпатий к верующим людям вообще, составила 26,00% 73,83% респондентов опроса не испытывают неприязни к представителям ни одной из конфессий. Самая высокая доля антипатий наблюдается в отношении мусульман, но она составляет всего 4,50%. Распределение значимости причин неприязненного отношения к представителям тех или иных конфессий по результатам различных «волн» мониторинга остается неизменным: на первом месте – угроза агрессии со стороны «иноверцев», на втором – неприятие «чужих» религиозных обрядов

Таким образом, результаты социологических исследований, проведенных ГЭПИЦентром-2 среди жителей Тюменской области отражают несомненные успехи органов управления региона в регулировании чрезвычайно сложной и деликатной конфессиональной сфере. Мониторинг подтверждает репутацию юга Тюменской области как одного из наиболее благополучных регионов Российской Федерации, в том числе по динамике ситуации с общественно-религиозными отношениями. Именно эта стабильность и придает региону особую привлекательность в миграционном плане. Однако в условиях постоянного притока не все мигранты оптимально адаптируются в инонациональной и инокультурной среде, что создает риск усиления фрагментации диаспор и роста конфликтогенности на национальной и религиозной почве. Также риск роста напряженности в социальных и этноконфессиональных отношениях обусловлен меньшей готовностью к


миграции принимающего населения и повышенными ожиданиями прибывающего, особенно в ситуации выхода из мирового финансово-экономического кризиса. Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что дальнейшее проведение социологического мониторинга в сфере общественно-конфессиональных отношений является актуальной задачей и обладает несомненной практической значимостью, поскольку дает прикладную информацию для совершенствования законодательной базы региона и оперативной корректировки принятых управленческих решений.


ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МОЛОДЕЖНЫХ ГРУППАХ И ОБЪЕДИНЕНИЯХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ Абдуразакова Д.М., Россия, г. Махачкала Важность развития толерантного сознания молодежи определяется рядом общественно значимых социокультурных изменений, произошедших в России в 1990-х гг. Это и деформация ценностной системы, и усложнение социальной структуры, дефицит доверия людей друг к другу и структурам гражданского общества, порождающий разобщенность и антагонизм. Все эти изменения привели к забвению таких традиционных ценностей отечественной культуры, как духовное подвижничество, милосердие, терпимость. Современная социокультурная ситуация в России определяет необходимость постановки и разработки многоаспектных вопросов развития культуры личности и как ее необходимой части – национальной идентичности, исходя из современных принципов интеграции теоретических знаний и практической апробации выявленных наукой позиций, что предполагает системный социально-педагогический и культурологический анализ на стыке философии, культурологии, социологии, социальной психологии, этнопсихологии, педагогики. Эти возможности связаны с разработкой теоретических основ развития толерантного сознания учащейся молодежи, что достигается посредством ориентации всего образовательно-воспитательного процесса в каждом звене национального образования на одновременное развитие национальной культуры личности и развитие ее толерантного сознания. В ходе опытно-экспериментального исследования было выявлено, что в современной системе отечественного образования (в частности, в Республике Дагестан) наиболее острыми и проблемными являются организационные, научно-методические и управленческие вопросы развития и функционирования национальной школы и, как следствие, создание культурно-образовательной среды, в которой создаются условия для развития толерантного сознания учащихся и выработки у них навыков осуществления конструктивного диалога культур. В логике авторской концепции наиболее значимым фактором развития толерантного сознания учащейся молодежи является создание особой культурно-образовательной среды, которая оказывает большое влияние на формирование и развитие современного регионального образования и функционирования учреждений культуры и образования в полиэтническом пространстве [1]. Изучая мировоззренческий и аксиологический потенциал диалога культур, современный культуролог справедливо заключает: «Ценность культурного диалога состоит в том, что он создает духовное пространство для новых ценностей и мировоззренческих ориентаций, усиливает различные формы человеческого сотрудничества, предполагающего свободу и ответственность человека, признание его самоценности… Диалог культур представляет собой целостный мировоззренческий феномен, утверждающий этническую толерантность и многообразие культур» [2]. Исходя из этих положений, можно обосновать взаимосвязь процесса развития толерантного сознания учащейся молодежи и процесса диалога культур, когда происходит общение личностей, находящихся на зачастую противоположных позициях (как интеллектуальных, так и ценностных), но готовых к признанию возможности другой культуры, других правил общения, другой логики. Таким образом, культурно-образовательная среда, построенная на основе диалога культур, оказывается важнейшим условием развития толерантного сознания и выработки толерантного отношения к другим культурам. Можно выделить несколько факторов значимости этого принципа в построении культурно-образовательной среды: 1. Диалог культур позволяет одновременно интегрировать учебную, воспитательную и культурно-досуговую деятельность в учреждении образования и культуры и осуществлять аксиологическое наполнение всех процессов. Следовательно, диалог культур способствует ценностному самоопределению личности, формируя систему ценностей учащихся. 2. По своим сущностным характеристикам диалог культур напрямую взаимосвязан с развитием толерантного сознания учащихся, так как наличие у личности высокого уровня этого качества предполагает осознанное освоение и даже укорененность ряда мотивационных и поведенческих установок на создание в отношениях с Другими взаимопонимания, атмосферы доверия, терпимости, согласия мыслей и действий. Безусловно, нельзя сводить диалог культур исключительно к этому процессу, наиболее точно можно обозначить диалог культур как непременное условие становления и существования толерантного общества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: