ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СЕМЕЙНОМ УКЛАДЕ 20 глава




Сложность процесса развития толерантного сознания обусловлена еще и таким фактором, как специфика системных связей в этносе, не поддающаяся регулированию исключительно правовыми мерами. По мнению крупнейшего ученого, одного из основателей учения об этносфере – Л.Н. Гумилева, «…универсальный критерий отличия этносов между собой один - стереотип поведения - особый поведенческий язык, который передается по наследству, но не генетически, а… через механизм сигнальной наследственности, основанной на условном рефлексе, когда потомство путем подражания перенимает от родителей и сверстников поведенческие стереотипы, являющиеся одновременно адаптивными навыками…Системными связями в этносе служат ощущения «своего» и «чужого», а не сознательные


отношения, как в обществе. Поэтому этнос как явление несводим ни к одной из известных социальных форм человеческого общежития (Gesellschaft) и, следуя К. Марксу, должен быть отнесен к категории природных коллективов, естественно сложившихся общностей (Gemeinwesen) и изучаться как природный феномен» [3]. Таким образом, при разработке педагогической модели развития толерантного сознания современной учащейся молодежи необходимо учитывать все возможные факторы воздействия на этот процесс. В связи с этим мы обратились к трудам, в которых затрагиваются различные аспекты этноидентификации, внедрения этнопедагогики в образование и др. В ходе теоретического анализа основ развития толерантного сознания учащейся молодежи, нами был проведен системный анализ работ, посвященных: - теоретическому осмыслению путей развития национального образования и внедрения принципов этнопедагогизации в учебно-воспитательный процесс (Г.Н.Волков, К.Д.Ушинский, И.А.Шаров и др.); - разработке концептуальных основ этнопедагогики как науки о регионально-этнической культуре воспитания (К.Ш. Ахияров, М.И. Махмутов, Г.В. Мухаметзянова, Я.И. Ханбиков и др.); -вопросам проектирования педагогических систем национального образования (В.П.Беспалько, Б.С.Гершунский, Ю.С.Тюнников и др.). В трудах этих ученых раскрываются пути создания условий для эффективного формирования у учащихся национальной идентичности и национальной культуры в системе национального образования. В контексте изучения педагогических условий развития толерантного сознания учащейся молодежи наибольший интерес представляют следующие выявленные исследователями позиции: - опора на принципы преемственности, непрерывности и поступательности образовательного процесса во всех ее звеньях, поскольку процессы этнической самоидентификации и переоценки этнокультурных ценностей происходят в течение всей жизни человека; - активное использование и постоянный поиск новых подходов, педагогических технологий и методик, направленных на разработку проблемы формирования национальной культуры личности как стратегии, цели и результата всей системы национального образования; - проектирование содержания и процесса развития национальной культуры личности, включающих взаимосвязанные педагогические модели воспитания человека национальной культуры и этнокультурной среды; - использование в образовательном процессе следующих принципов: создание условий для целостного гармоничного восприятия национальной культуры; активизация национальной языковой среды, влияющей на процесс освоения личностью этнической самоидентификации; эмоционально-ценностное отношение личности к своему народу и его культуре; взаимосвязь национальной культуры с мировой культурой. В целом, в ходе обоснования и реализации теоретико-методологических подходов к построению содержания и процесса развития толерантного сознания личности в условиях учреждений образования и культуры нами были выделены такие направления педагогической работы:

эмоционально-личностное: это направление определяет педагогические действия, направленные на становление личности учащегося как носителя национальной культуры, осознанно разрешившего для себя сложнейшие противоречия этнической самоидентификации;

этическое: это направление связано с формированием у учащихся этнокультурной ответственности, которая понимается нами как стержневое качество личности, обладающей высоким уровнем развития толерантного сознания и устойчивой толерантной позицией;

культурологическое: это направление предполагает раскрытие для учащихся глубинной сущности этнокультурных явлений, что в дальнейшем позволяет осознанно принять личностью этнокультурные смыслы, являющиеся компонентами индивидуальной системы ценностей;

диалогическое: это направление обеспечивает изучение на занятиях национальных культур во взаимосвязи с другими культурами при условии признания равной ценности, автономности различных культур, дополнительности, эмпатии, идентификации с ценностями родной культуры при изучении содержания различных культур;

этнокультурное: это направление позволяет учитывать в учебно-воспитательном процессе специфические условия жизнедеятельности, социокультурные ситуации различных этносов при определении этнокультурного содержания образования и особенностей построения процесса развития толерантного сознания личности;

преемственность: это направление ориентировано на непрерывность процесса формирования человека национальной культуры в системе национального образования.

 

Выделенные направления педагогической работы подтвердили гипотетическое предположение о необходимости создания в образовательном процессе системы целенаправленного педагогического сопровождения развития толерантного сознания учащейся молодежи. Литература:

1. Абдуразакова Д.М. Теоретико-методологические основы воспитания толерантного сознания молодѐжи. – М.: МГУКИ, 2008. – С. 7 – 33.


2. Арнольдов А.И. Путь к храму культуры (образование как социокультурный феномен). – М.: МГУКИ, 2000. – С. 70.

3. Гумилѐв Л. Н., Иванов К. П. Этносфера и Космос // Материалы Второго Всесоюзного совещания по космической антропоэкологии. - М., 1984. - С. 214.

 

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫВОСПИТАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ Агафоночкин Н.Г., Россия, г.Кизляр Последние десятилетия XX века и начало XXI века в России оказались насыщенными социальными потрясениями открытой нетерпимости. Нашу страну не обошли получившие распространение в XX в. во всех частях мира гражданские, религиозные и этнические кризисы и конфликты, в связи с этим общество ставит проблему толерантности в качестве одной из приоритетных в ряду других, стоящих перед мировым сообществом. Исследования проблемы этнической толерантности активизируются в нашей стране в связи с тем, что вопросы состояния, динамики и взаимосвязь межнациональных и межконфессиональных отношений, их влияние на социально-политическую и морально-психологическую атмосферу в стране в целом и отдельных регионов в частности, в последние годы становится все более актуальной. Особую общественно-политическую значимости эти проблемы приобретает в условиях Северо-кавказского региона РФ и, в особенности в Дагестане. Интеграционные процессы, происходящие здесь, меняют ранее созданное национальное, культурное, конфессиональное развитие; в современных условиях усиливается роль религиозного фактора, активизируется деятельность религиозных организаций в социально-политической жизни общества. С начала 90-х гг. XX века в России и в ряде ее субъектов наблюдается заметная активизация ислама, усиливается его роль в различных областях жизни страны. Лишенные коммунистической идеологии и не очень понимающие в «мировых» ценностях дагестанские народы активно восприняли эту «новую исламизацию» со всеми ее различными течениями. В современном Дагестане острота проблемы толерантности усиливается и в связи с ростом социального расслоения, этническими и религиозными противоречиями, которые приобретают характер латентных и открытых конфликтов. В этот сложный период переоценки ценностей, в период вхождения России в единое мировое образовательное пространство, проблема поликультурного образования и воспитания молодежи стала актуальна для Дагестана образование - образование, включающее приобщение подрастающего поколения к этнической, национальной и мировой культуре, развитие на этой основе планетарного сознания, формирование готовности и умения жить в многонациональной среде. Поликультурное воспитание культивирует в человеке дух солидарности и взаимопонимания во имя мира и сохранения культурной идентичности различных народов, и в то же время оно ориентировано на развитие у каждого человека планетарного мышления и осознание принадлежности к человеческому сообществу в прошлом, настоящем и будущем. В полиэтноконфессиональном Дагестане, на территории которого проживают представители более 100 национальностей, исповедующих ислам, христианства, иудаизм, под влиянием процессов глобализации и регионализации происходит трансформация этноконфессинальных отношений. Анализ основных особенностей межэтнического взаимодействия на Северном Кавказе в целом и в Дагестане в частности показывает, что в республике существуют основы для этнической толерантности в виде близости культурных традиций населяющих ее народов, развитость культурных механизмов, регулирующих конфликты межэтнической комплементарности. В условиях Дагестана воспитание толерантности требует учета следующих факторов, негативность некоторых исторических традиций, этносов и народов; сложный полиэтнический, полилингвистический и поликонфессинальный состав населения; амбициозная позиция ряда религиозных руководителей и этнических элит; проявления среди населения определенных форм нетерпимости по отношению к тем или иным этносам и конфессиям.

Толерантность – это фактор, стабилизирующий любое сообщество людей, направляющий отношения в обществе в мирное русло, связывающий индивидов с традициями, нормами, культурой своего народа. Однако неправомерно полностью отказываться от опыта реализации советского интернационализма. Особый трагизм истории отдельных советских народов и те репрессии, которые сталинский режим осуществил в их отношении, не могут перечеркнуть тот факт, что официальная идеология, подкрепленная мощным механизмом партийно-государственного воздействия, нацеливала на восприятие дружбы и равноправия больших и малых народов СССР, уважения и понимания их культуры, традиций и обычаев. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну и ее историю также было подчинено идее единения всех советских народов. Особый вклад в решение этой задачи весло советское искусство. Проявление национализма и неуважительного отношения к представителям других народов жестко пресекались. Причем задействованы в этом были не только правоохранительные органы, но и партийные и общественные организации. Особую роль играли школа, комсомольская организация, армия, рудовые коллективы, которые целенаправленно работали с подрастающим поколением. Это система не была идеальной, но работала достаточно эффективно, создавая барьеры для этнического экстремизма. Думается, что в условиях современной России многое из советского опыта могло быть использовано в той или иной


степени в деятельности российских политических партий, общественных организаций, в государственных СМИ, в системе образования, учреждениях культуры. Этнодемографические процессы, происходящие в мире и в нашей многонациональной стране, оказывают на молодое поколение реальное воздействие, которое следует учитывать при разработке теорий и организации практики формирования толерантного сознания. Особое значение имеет учет отношений наций и народностей родной страны, позитивных и негативных явлений в этой сфере. Отсутствие адекватной политической и правовой оценки межэтнических конфликтов со стороны государства приводит к тому, что его институты утрачивают авторитет гаранта мира народами и личной безопасности людей. Перемещение масс беженцев, лишение их крова, средств к существованию, погромы, захваты заложников, безвинные жертвы – все это создает резко отрицательный межэтнический социально-психологический климат. Процветает эгоизм, сеющий национализм в открытых душах детей. Межэтническое напряжение возникает и в результате объективных миграционных и демографических процессов. В условиях отказов государства от собственной идеологии активизировались альтернативные идеологические системы, предлагающие свои утопические проекты политического социально-экономического, духовно-нравственного реформирования российского общества. Одно из таких альтернативных проектов сегодня и выступает и идеология религиозно-политического экстремизма. Основное содержание и смысл идеологии религиозно-политического экстремизма северно-кавказского регионе заключается в том, чтобы вырвать национальные республики с преимущественным мусульманским населением и состава Российской Федерации. Средством реализации этой цели является терроризм с многочисленными формами с проявлением, которого в последние годы мы все сталкиваемся. Что может противопоставить власть и общество и как вести работу с населением особенно с молодежью, как социальные группы наиболее подверженные риску экстремизма? В современных условиях нашего общества нужна система образования, способная разоблачать порочность экстремисткой идеологии и практики, формировать широкий кругозор знаний, прививать гуманистические ценности и мораль, обогащать жизнь людей здоровыми целями и нравственным смыслом, развивать способности самоанализа критического мышления научного склада ума, логики используя при этом все эффективные средства эмоционального и рационального воздействия на людей. Сегодня нельзя не учитывать роль религии в воспитании подрастающего поколения дагестанцев. Распространение религиозного и культурного образования, способствует развитию межконфессионального диалога и вопреки представлениям о внутренней консервативности религии и ортодоксальности богословия, позволит создать систему межкультурной коммуникации. Напротив, в исламе существует культурный пласт дервешских орденов, эти ордена аналогичны существованию монашества в православии и католицизме. Известная мудрость дервишей или странствующих монахов близка в современном представлении о толерантности. В средние века дервиш Мухаммед аль-Варавий указывал на то, что истина далека от знания, но близка к общению, то есть он подчеркивал приоритет общения перед законченными знаниями. Поэтому все большую роль в воспитании толерантности как одного из условий формирования культуры мира играют такие институты народной дипломатии, как маслиат (примирение), Совет старейшин джамаата, куначеств. Опора на эти традиции как на систему компромиссов, примирения приводит к отказу от насильственных мер, предотвращает доведение конфликта до необратимости. Эти морально-этические нормы дагестанских народов позволяли людям наряду с храбростью, мужеством, отвагой проявлять и такие прекрасные качества, как великодушие, взвешенность, терпимость, сдержанность и уступчивость, умение слышать и слушать собеседника. ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ Барабанова В.В., Мухортова Е.А., Россия, г. Москва В средствах массовой информации представлены взгляды о том, что сегодня все большее распространение среди подростков имеют настроения взаимной нетерпимости, недоброжелательности и агрессивности. Поэтому особо значимым является нахождение путей воспитания детей и подростков в духе толерантности Важнейшей проблемой воспитания в современном мире является формирование личности подростка, имеющего толерантные установки в системе социальных отношений. Ведущая роль в решении этого вопроса принадлежит школе как основному институту социализации личности. В соответствии с Декларацией Принципов толерантности под толерантностью понимается «терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность – это гармония в многообразии…» [1]. Проблемой нашего исследования было изучение вопросов: как понимают «толерантность» сами подростки, насколько они считают себя и своих одноклассников толерантными и насколько они в действительности являются толерантными? Методы исследования: опросник, направленный на изучение толерантности подростков и экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У.Солдатовой, О.А.Кривцовой, О.Е.Хухлаевой, Л.А.Шайгеровой), опросник для измерения общих социальных установок у детей (Э.Френкель-Брунсвик) [2].


Наше исследование носило пилотажный характер и предполагало измерение начального уровня представлений и особенностей толерантности, что необходимо учитывать при планировании в дальнейшем воспитательной работы по формированию толерантности. В исследовании приняли участие школьники 6-х, 7-х, 8-х классов одной из Московских школ, в количестве 75 человек в возрасте 12-14лет. В данной школе обучаются дети разных национальностей и этнических групп (около 20), представители различных народов России и других стран. Кроме этого семьи детей различаются образовательным профессиональным, социально-экономическим и культурным уровнем. Анализ результатов исследования показал, что у большинства учащихся средний уровень общей (84,9), социальной (29,2), этнической толерантности (27,0) и толерантности как черты личности (28,7). Это свидетельствует о том, что подростки имеют как толерантные, так и интолерантные черты, в одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, проявляя терпимость и доброжелательность к окружающим в других, могут проявлять нетерпимость и негативизм. Результаты обследованных классов приведены в таблице. Отвечая на вопрос, что такое толерантность, подростки называют «терпимость, уважение людей другой национальности, хорошее отношение к другим народам, нациям, странам, дружбу между народами» Около 15% опрошенных детей затрудняются с ответом на это вопрос. Толерантность, по мнению подростков нужна «чтобы все народы дружили, для хорошего отношения к другим нациям, чтобы все друг к другу хорошо относились, чтобы люди разной национальности не ссорились и старались жить в мире, не унижали друг друга» и пр. Однако многие учащиеся не различают толерантность и дружбу (например, в 6-м классе таких ребят - 40%). Таким образом, в многогранном понятии толерантности подростки выделяют в основном этнический компонент, не вычленяя другие аспекты толерантности, например отношение к различиям между людьми по поведению, внешности, экономическому положению и др. Это на наш взгляд отражает объективную реальность взаимодействия детей разных национальностей в школе. По мнению школьников учителя в основном толерантны (около 80%), а родители менее толерантны, по сравнению с классными руководителями (72%). Большинство обследованных подростков самих себя считают толерантными: учащиеся 6-го класса – 80%, 7-го – 68%,8-го – 85%. На вопрос: «В твоем классе все ребята толерантны друг к другу?» отвечают «нет» 28% шестиклассников, 68% семиклассников и 20% 8-миклассников, то есть ребята считают своих одноклассниковменее толерантными, чем себя. Анализ ответов учащихся и наблюдение показывают, что на взгляды школьников о толерантности влияют мнения учителей. Представления детей о толерантности во многом воспроизводят ту информацию о толерантности, которую им передают (транслируют) учителя. И в этом, но не только в этом, проявляется, на наш взгляд, влияние учителя на представления и установки детей, но и в том, что учитель воздействует на школьника всем своим поведением, манерой, взглядами, осознанно и неосознанно формируя те или иные социальные установки учащихся. Таблица 1 Результаты исследования толерантности подростков. Распределение учащихся, в %

Класс Уровень ПОКАЗАТЕЛИ
Этническая толерантность Социальная толерантность Толерантность как черта личности Общий бал толерантности
6 класс Средний балл 29,56 30,68 28,72 88,96
Низкий уровень 4% 12% 8% 4%
Средний уровень 64% 84% 60% 80%
Высокий уровень 32% 4% 32% 16%
7 класс Средний балл 24,0 27,8 27,6 79,7
Низкий уровень 24% 20% 4% 4%
Средний уровень 64% 76% 64% 88%
Высокий уровень 12% 4% 32% 8%
8 класс Средний балл 27,5 29,25 30,0 86,3
Низкий уровень 8% 17%    
Средний уровень 71% 75% 62% 88%
Высокий уровень 21% 8% 38% 12%
                       

 

Сравнивая результаты трех классов, мы видим, что наименее толерантны подростки 7-го класса, как порезультатам тестирования и наблюдения, так и по мнению самих школьников: 68% семиклассников считают своих одноклассников нетолерантными. В этом классе самый низкий балл общей толерантности (79,7), этнической (24,0) и социальной (27,8); 24% учащихся имеют низкий уровень этнической толерантности и 20% - социальной. На наш взгляд, это объясняется не столько присутствием в классе детей различных социальных групп, сколько уровнем взаимоотношений и сплоченности. Школьники 7 го класса до 5 класса учились в раздельных классах мальчиков и девочек и после объединения испытывают трудности


во взаимоотношениях и понимании, класс не сплоченный и недружный, в нем много отвергаемых и изолированных подростков («наш класс самый плохой» - мнение некоторых семиклассников). Результаты измерения общих социальных установок (опросник Э.Френкель-Брунсвик) показали, что у обследованных подростков преобладают толерантные социальные установки и, следовательно, с большой вероятностью они не будут с предубеждением относиться к иным этническим и другим социальным группам, отличающихся от них. Таким образом, по нашим результатам, подростки не являются столь нетерпимыми к представителям других национальностей, как зачастую указываются в средствах массовой информации. Однако проблемной областью в сознании детей мегаполиса является принятие своей этнической принадлежности и уважительное отношение к людям другой национальности. Подводя итоги, можно сказать, развитие толерантности является одним из приоритетных направлений работы современной школы, выполняющей заказ многонационального и многоконфессионального государства. Важно, чтобы у школьников были сформированы толерантные установки сознания благодаря которым сложится ситуация уважительного отношения к себе и окружающим, независимо от национальной принадлежности, убеждений, культурных особенностей, вероисповедания. Возможно, это будет еще одним из факторов противостояния силам, которые раскачивают ситуацию в России, разжигая национальную рознь, дестабилизируя обстановку в стране. Литература: 1.Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995,//Век толерантности: - Научно-публицистический вестник. - М.: МГУ, 2001 2.Психодиагностика толерантности личности. Под редакцией Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. - М.: Смысл, 2008. 172с. ВЗАИМОПОНИМАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ Бирюкова М.В., Россия, г. Серпухов Язык, как явление духовной жизни человечества, выполняя свою главную роль, способствует процессу коммуникации, социализации, профессионализации и социальной адаптации. Социализацию, понимаемую как процесс социального становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих культуре общества, невозможно представить вне контекста языка и речи. Культура во всем многообразии значений этого слова должна стать одной из целей обучения иностранным языкам, а предметом иноязычного учебного общения следует считать изучение духовной и материальной культуры страны изучаемого языка как части мировой культуры, культуры взаимодействия индивида и государства, общества и природы, культуры общения как инструмента достижения взаимопонимания между людьми [3, с. 10-11]. Культурологические знания призваны обеспечить понимание того, что есть человек, в каком мире он живет, что он должен делать и на что может надеяться, какими должны быть способы его коммуникации с окружающей действительностью. Эти знания отражают общие основы разнообразных фактов культуры, определяют порядок их системообразования и взаимодействия как формы существования, составляют содержание ориентировочной основы решения жизненных задач, определяют способы поведения в различных ситуациях в социокультурной практике. Усвоение культурологических знаний сопровождается усвоением способов их применения в ситуациях общения, а целям достижения межкультурного понимания в большой степени служат практические навыки по использованию полученной информации. Именно практические навыки, приобретаемые студентами в ситуациях общения по иностранному языку приводят к развитию у них интеллектуального и эмоционального уважения и терпимости к иному образу жизни, поведению, обычаям, идеям, верованиям. Современная эпоха рождает у будущих специалистов потребность к сравнению культур, к изучению взаимодействия элементов культур (традиций, норм, обычаев, социальных институтов, идеологий и т.д.), к постижению разумной человеческой формы общения и существования. В новом XXI веке, провозглашенном Юнеско веком полиглотов, важно использовать весь воспитательный потенциал иностранного языка, как межпредметной дисциплины, способствующей приобщению студентов к мировой культуре и тем самым развитию духовной культуры учащейся молодежи. В связи с этим основной целью обучения иностранному языку в вузе как средству международного общения становится понимание своей и чужой культуры, переход от обсуждения фактов культуры стран изучаемого языка к пониманию и осознанию способов влияния культурных различий на решение проблемы толерантности, которая является важнейшим принципом межкультурного общения и в современном поликультурном пространстве выступает как культурная норма и моральная ценность. Такой подход к обучению иностранному языку воспитывает у студентов терпимость ко всем, кто сам терпим, и не пропагандирует нетерпимость.

Какова роль преподавателя в области усвоения культурологических знаний? Общий ответ такой. Несмотря на тяжесть проблемы, мы должны делать свое дело: передавать, прививать культурные, эстетические ценности прошлого великих образцов классического искусства, ценности культуры так называемого образованного слоя общества. Кроме классического искусства к традиционной культуре следует отнести народную культуру, фольклор с его богатым воспитательным потенциалом, а также


духовную культуру в религиозном, а не светском значении слова ―духовный‖, конечно при этом учитывая современную ситуацию и выбирая адекватные средства. На этапе обмена культурологическими знаниями речевые правила общения становятся основным компонентом иноязычного взаимодействия. Студенты изучают такие разговорные формулы обращения, приветствия, которые имеют целью устанавливать и поддерживать речевой контакт со стороны слушающего (говорящего) в сочетании с национальными особенностями (мимикой и жестами), а также своеобразием национального менталитета. Обучение студентов правильному выбору речевых единиц в зависимости от их социальных и стилистических характеристик с учетом ситуации общения сохраняет свою значимость на всех этапах межкультурного взаимодействия по обмену знаниями об образе жизни, обычаях, идеях отличных от их собственных. От уровня подготовленности обучаемого к вступлению в реальное общение с носителем инофонной культуры, будет в значительной мере зависеть результативность иноязычного общения. Задачи ознакомления со спецификой речеролевого поведения реализуется на основе серии коммуникативных, ситуативных упражнений, проблемных заданий в рамках указанной сюжетной линии. Особое место в системе упражнений занимают коммуникативные упражнения этикетного содержания, в процессе выполнения которых обучаемые знакомятся со всеми присущими речевому этикету данной иноязычной культуры оценочными словами, выражениями, репликами, обслуживающими конкретные фазы общения: начало, продолжение, завершение. Большое место занимают ситуативные упражнения на формирование навыков речевого общения, основывающиеся не на противопоставлении культур, а на умении их понимать и сравнивать – прием, который создает положительный фон для достижения взаимопонимания при общении, осуществления взаимного обмена культурологическими знаниями, ценностями, положительным социальным опытом между представителями разных народов и культур средствами иностранного языка, целью которого является их взаимообогащение и развитие. Это в полном смысле равноправный диалог культур. Система духовного воспитания в вузе предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, духовно – просветительскую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами и общественными организациями. Создание системы духовного воспитания предполагает консолидацию деятельности вуза и такой общественной организации как музей. Серпухов - древний город и мы полагаем, что предметом духовного развития студентов, объединяющего такие дисциплины как культурология и иностранные языки, должны стать художественные ценности нашего всемирно известного историко-художественного музея. Так, при подготовке к Всемирному дню музеев роль преподавателей сводилась к тому, чтобы помочь студентам разобраться в сложных ситуациях, возникающих при общении с представителями других культур, дать необходимые знания и навыки успешного взаимодействия с ними, сформировать достаточный уровень культурологических знаний, культурной и коммуникативной компетенций для эффективного усвоения форм культурной жизни. Как писал русский историк В.О. Ключевский: ―Изучая предков, узнаешь самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем пришли в мир‖ [1, с. 15]. Изучение музейных разделов Российской истории и культуры, дает студентам возможность более наглядно представить закономерности развития Отечества и художественной культуры нашего необъятного государства. Понятие ―Родина‖ в сознании человека, прежде всего связано с местом, где находится родной дом. Необходимой в подготовке студентов социальных университетов и эффективной является работа по воспитанию гордости за отечественную науку, культуру своего народа, своей национальности. Так, при утверждении кандидатур на роль гидов для иностранцев по залам Серпуховского музея к Всемирному дню музеев одна из студенток не присутствовала, так как сломала ногу. С огромным волнением она убеждала руководителей проекта «Культура в иноязычном общении» никому не отдавать ―еѐ‖ Каминный зал, она выздоровеет и будет со знанием дела рассказывать гостям об исторических и художественных ценностях родного музея. В современных условиях при формировании мировоззренческих и нравственных убеждений, установок студентов разумно, очевидно, принимать принцип толерантности, терпимости к взглядам обучаемых, принцип самоопределения личности, что означает свободный выбор и ответственность за свои решения и действия. При этом очень важна нравственная позиция педагога. Он должен сам иметь убеждения, жить в соответствии с ними, уметь говорить о них студентам, не навязывая их и одновременно не отказываясь от них из конъюнктурных соображений. Можно считать, что в отечественной высшей школе преподаватель традиционно выступает как носитель определенных норм, идеалов и мировоззренческих позиций [2, с. 6-7].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: