ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СЕМЕЙНОМ УКЛАДЕ 17 глава




1. Акмалова А.А., Капицын В.Н. Социальная работа с мигрантами и беженцами. М.: ИНФРА-М, 2008.

2. Основы социальной работы /Под ред. Павленка П.Д.. М.: ИНФРА-М, 2006.

3. Паин Э.А. между империей и нацией: Модернистский проект и его традиционалистическая альтернатива в национальной политике России. М., 2004.

4. Российская газета, 2006, 26 мая.

 

ПРИЧИНЫИНТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МИГРАНТАМ Оршанская М.В., Россия, г. Санкт-Петербург По данным некоторых исследователей самые ксенофобские настроения наблюдаются среди подростков и молодежи до 25 лет. В Россию в конце 20 века хлынули потоки мигрантов. Согласно итогам... переписи населения, за 14 лет, с 1989-го по 2002 год, население России за счет миграции увеличилось на 5560 тысяч человек, т.е. годовая прибавка составила всего около 400 тысяч [1]. Мигранты, прибывающие в экономически развитые страны, с одной стороны, испытывают большие трудности по адаптации в новых условиях, стрессы от неудач, трудности во взаимодействии с местным населением, и нуждаются в помощи и поддержке со стороны государства. С другой стороны, мигранты составляют активную часть населения своей страны и поэтому входят в конкурентные отношения с местными жителями, вызывая недовольство местного населения. По опросам 2000 года, в России мигранты гораздо чаще аборигенов оказывались довольны своим экономическим статусом и своими достижениями. Даже если в абсолютных цифрах они живут гораздо сложнее и скромнее местных жителей, психологически они оказываются более устойчивыми и позитивно настроенными. Выявлено, что дети мигрантов обладают большим оптимизмом, чем их московские сверстники. Таким образом, по эмоционально-волевым характеристикам (оптимизм, упорство, настойчивость, склонность к риску) мигранты оказываются порой сильнее местных жителей. Миграцией населения отчасти обусловлена такими причинами как войны, политические конфликты или катастрофы, другая причина для миграции – экономическая. Люди перемещаются в те регионы, где они будут получать больше денег за свою работу. Интересны данные опроса населения ряда регионов России о миграции внутри страны. В России на данный момент нет достаточного социального опыта самостоятельной внутренней миграции. Около 17-20% респондентов готовы выехать за рубеж на учебу или постоянную работу, такое же количество готово сменить место жительства внутри страны. Это, в основном, люди активные, с высшим образованием, средней возрастной группы [2]. Существуют «антистимулы», которые сдерживают миграцию. К ним относятся незнание языка, отсутствие денег, опасение, что в другой стране люди не найдут работу, не смогут адаптироваться. В России переезд из города в город чаще всего связан с семейными обстоятельствами или учебой, и только около 17% жителей переезжают в связи со сменой работы. Таким образом, россияне не очень активны с точки зрения миграции. Те, кто стабильно живут на одной и той же территории, с опаской относятся к переменам, в том числе, национального состава населения своего района, школы, где учатся дети.


Благодаря исследованиям на предмет толерантного отношения местных жителей к мигрантам, проводимым в Курганской области, было выявлено, что 30:% молодых людей относятся к мигрантам крайне негативно и только около 10% характеризуется лояльным отношением к "чужой" социокультурной группе, не видят ничего негативного в ее присутствии для принимающего сообщества. Остальные опрошенные допускают присутствие мигрантов, но при определенных условиях, многие неприязненно относятся к социокультурным характеристикам данной группы [3]. Современная политика государства направлена на формирование толерантного отношения к мигрантам, однако, для того, чтобы изменить отношение значительных групп населения, надо понимать, почему формируется негативное, а порой и агрессивное отношение к переселенцам. Зачастую самыми нетерпимыми к мигрантам оказываются русские, при этом отношение к русскоязычным мигрантам скорее сочувственное, а негативное отношение высказывается в адрес мигрантов иных национальностей. Наиболее непримиримыми по социальному составу являются молодежь, безработные, люди с тяжелым материальным положением. Причинами «особого» отношения к мигрантам с Кавказа являются особенности их восприятия русским населением. Так, местные жители отмечают «нахальство» мигрантов, что они ведут себя как «хозяева жизни», захватывают торговые зоны. Отмечается, что с мигрантами с Кавказа ассоциируется возрастание преступности, в том числе, наркоторговли, опасность террактов и игнорирование принятых норм поведения.

Таким образом, миграционные процессы имеют на территории нашей страны следующие особенности. Население России остается малоподвижным. При этом мигранты воспринимаются как потенциальная угроза, особенно это касается мигрантов с Кавказа и Средней Азии. Угроза воспринимается в различных аспектах.

1. Угроза физическая связана с представлением о террористической и преступной деятельности сообществ мигрантов.

2. Угроза физическая на индивидуальном уровне связана с формированием сообществ, готовых противостоять местному населению в конфликтах, обладающих достаточной силой и агрессивностью, чтобы представлять реальную опасность.

3. Угроза экономическая связана с конкуренцией за рабочие места и с использованием пособий. «Хотя в Европе, как и в США, иммигранты получают меньшую заработную плату, чем коренное население, безработица среди них вдвое превосходит средний уровень. В результате, иммигранты в большей степени зависят от социальных пособий и выплат, что усиливает негативное отношение к ним» [4].

4. Угроза культуральная связана с внедрением в современную действительность элементов другой культуры (строительство мечетей, публичные жертвоприношения на мусульманском религиозном празднике «Курбан-Байрам»).

 

Интолерантное отношение к мигрантам связано с особенностями поведения переселенцев. Иные обычаи, наличие родного языка, непонятного местному населению, стремление к поддержке друг друга, - вот поводы для возникновения тревоги, часто неосознанной и выливающейся в агрессивные акты. Собственная несостоятельность, неуверенность в будущем, неумение трудиться, неспособность добиваться цели характеризует значительную часть населения, стремящегося найти причины своим бедам во внешнем враге. Нежелание ряда мигрантов (чаще женщин) учить русский язык приводит к тому, что и их дети хуже знают русский, во взаимоотношениях с представителями различных профессий (врач, учитель, социальный работник) часто возникает недопонимание, раздражение, связанное с тем, что мигранты требуют обеспечить их всеми правами, но не готовы становиться гражданами страны, уважающими права, обычаи, язык. Основная проблема детей мигрантов в школе — также плохое владение русским языком. «Чем больше интегрированность детей в российский контекст, которая, как правило, происходит через посещение российского детского сада или хотя бы начальной школы, тем больше вероятность того, что адаптация в школьную среду будет проходить легче и быстрее» [5]. Как сообщает сайт «Мигрант.Фергана.ру», в московских школах хотят ввести вступительное тестирование для мигрантов на знание языка. По официальной статистике, в Москве есть школы, где доля учеников с неродным русским превышает 25 процентов. На данный момент, в столице создаются школы и классы для детей с плохим знанием русского языка, но популярностью они не пользуются [6]. Насаждение своих обычаев – следующий шаг во взаимодействии мигрантов с местным населением. Можно это называть обогащением культуры, но к борьбе за право носить паранджу в ряде западно-европейских школ с большим процентным содержанием арабского населения присоединяются требования мусульман, чтобы европейские девочки приходили в школу в длинных юбках и с длинными рукавами, дабы не смущать арабских детей. Существует ряд механизмов формирования толерантных отношений в рамках цивилизованной миграции. Однако для этого надо понимать, каких результатов мы хотим достичь.

«В обществе нет единства, какую Россию мы хотим видеть в будущем, – считает Владимир Мукомель, директор Центра этнополитических и региональных исследований. – То ли это будет Россия полиэтничная, многоконфессиональная, нуждающаяся в притоке эмигрантов в связи с серьезнейшими демографическими и экономическими проблемами. То ли мы будем ориентироваться на сохранение русско-


православного ядра, на отказ от эмиграции, что предполагает совершенно иное выстраивание межэтнических и межконфессиональных отношений внутри России» [7]. Первый вариант является проявлением политики мультикультурализма, характерной для Европы. Он предполагает, прежде всего, включение в культурное поле элементов культур иммигрантов из стран третьего мира. Американская политика «плавильного котла» предполагает слияние всех культур в одну. Отказ от приема мигрантов на настоящий момент вряд ли возможен. Так или иначе, важными являются: регуляция миграционных потоков и требование от мигрантов выполнение ряда правил, таких как обязательная регистрация, изучение русского языка; одновременно необходимо требовать от местных граждан не поддерживать нелегальнуюю миграцию предоставлением нелегальной работы. Школа является тем местом, где формируются правила взаимодействия в социуме. Благодаря школе формируется современное общество из подрастающего поколения. От того, как будут сформированы отношения в школе между мигрантами и местными жителями, в значительной степени зависят их взаимоотношения во взрослом возрасте. Мы провели исследование в школах и детских садах, чтобы выявить отношение к мигрантам педагогов и воспитателей. Выявлено, что 80% педагогов встречались в своей деятельности с мигрантами. При этом 92% считает, что проблемы возникают из-за «неподготовленности приезжих к условиям жизни в российском обществе, незнания языка и культуры», 53% считает, что проблемы возникают из-за низкого уровня толерантности приезжих, 41% - из-за того, что мигранты диктуют свои порядки. И 40% считает, что проблемы связаны с низким уровнем толерантности местного населения. Таким образом, около половины опрошенного педагогического состава имеет потенциально интолерантную позицию, что, предположительно, связано с собственной неуверенностью во взаимоотношениях с мигрантами, опасениях, тревожных представлениях, непонимании, как выходить из конфликтных ситуаций. Вопрос формирования общей стратегии, которая включает как толерантное отношение к мигрантам, так и поддержку собственного населения, является крайне актуальным. Именно помощь местной молодежи в формировании уверенности в себе и своем будущем, обучение конкурентноспособности снизит экономические страхи и ослабит межэтническое напряжение. Важно также создавать условия, при которых мигранты не будут навязывать местному населению свои порядки, будут с уважением относится к культуре и обычаям принимающей их страны. Литература: 1. Зайончковская Ж.А. Трудовая миграция в Россию. (Ж-л"Отечественные записки", 2003, №3, с. 177-188 под названием "Трудовая миграция").

2. Миграция: фактор общественных настроений. Аналитический обзор по материалам социологических исследований и опросов общественного мнения. Исследовательская группа «Циркон». https://www.antropotok.archipelag.ru/keys2/keys2-1.htm#_ftn1. 3.Типы толерантного отношения молодежи к мигрантам [Текст] / О. М. Коморникова. - // Социологические исследования. - 2010. - N 8. 4. Иноземцев В.Л. Иммиграция в современном мире: новая проблема нового столетия. (ж-л "Социологические исследования", 2003, №4, с. 64-72 под названием "Иммиграция: новая проблема нового столетия").

5 Исследование детей-мигрантов в школах. Лаборатория социологии образования и науки, https://slon.hse.spb.ru/polnye-teksty/articles/issledovanija-detej-migrantov-v-shkolax. 6. Москва: при приеме в школу детей мигрантов обяжут сдать тест на знание русского языка. 12.07.2011, https://migrant.ferghana.ru/newslaw/chronicle/moskva-pri-prieme-v-shkolu-detey-migrantov-obyazhut-sdat-test-na-znanie-russkogo-yazyika.html

7. Герасимова Е. Школа, плохо говорящая по-русски./ https://www.ng.ru/education/2011-08-10/7_migration.html РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ДАГЕСТАНА В 90–Е ГОДЫXX ВЕКА Пирова Р.Н., Россия, г.Кизляр Демократические преобразования в России в последние десятилетия характеризовались складыванием и развитием многопартийной системы, активизацией общественно-политической жизни в стране. В Дагестане, как и в целом в стране, многопартийная система начала складываться на рубеже 80-90-х годов. На начало декабря 1991 года Министерством юстиции Республики было зарегистрировано 36 политических партий, общественно-политических движений и объединений, отражающих социально-политические и национальные интересы и требования всех слоев и прослоек народностей Дагестана. Социально-экономические и политические процессы в стране и Республике, поляризация общества 90-е годы обусловили зарождение и развитие новых политических партий и общественно-политических объединений, изменение их политической окраски и целей. Всего на 1.01 2000 года Министерством юстиции Республики Дагестан было зарегистрировано 220 политических партий, национальных движений, общественных и религиозных организаций, общественных фондов [5, с.612].


Политическая жизнь обогатилась разнообразными подходами, взглядами на решение социально-экономических, общественно-политических и духовных проблем Дагестанского общества. Общественные организации, занимаясь идеологической и разнообразной политической деятельностью, пытались влиять на развитие политической обстановки, решение актуальных задач экономического, социального и духовного развития Дагестана. Новым элементом общественно-политической жизни Дагестана стали национальные движения, которые зародились в конце 80-х годов с появлением благоприятных возможностей для утверждения плюрализма идей и мнений в обществе. Создание национальных движений в республике было обусловлено нарастанием трений и проблем в расстановке кадров высшего административно-государственного аппарата, трудностями и ошибками в решении социально-экономических и культурных вопросов конкретных этносов [5, с.622]. Среди них наибольшую активность проявляли аварское народное движение (АНД), кумыкское народное движение (Тенглик), лакское «Кази-Кумух», лезгинское «Садвал», ногайское «Бирлик», «Кизлярский круг Терского казачьего войска». Национальные движения Дагестана зародились как сугубо просветительские, культурные, преследующие благородные цели: возрождение истории, культуры, языка, содействие решению экономических проблем конкретных этносов многонационального края. Однако довольно быстро национальные движения республики отошли от просветительских идей и целей, началась весьма интенсивная их политизация, причем в ряде случаев в их деятельности проявились радикалистские, экстремистские тенденции. Среди активистов национальных движений появились лица, которые, оправдываясь своей «патриотической» позиции опелировали чувством людей и умышлено толкали их на действия, чреватые непредсказуемыми последствиями. В этой связи, давая оценку деятельности национальных движений, съезд народов Дагестана, состоявшийся в 1992 году, указал: «Заметное влияние на общественно-политическую обстановку в республике оказывают возникшее в последние годы многонациональные движения и другие общественные объединения. Хотя в целом они играют определенную роль повышении политической активности населения, своими выступлениями они побуждают органы государственной власти и управления критически оценивать свои действия, нельзя умалчивать и то что неконструктивные противопоказанные действия, инсценируемые лидерами некоторых движений, не расставили под серьезную угрозу мир и спокойствие в Дагестане [3, с.6]. Тем не менее, национальные движения сыграли заметную роль в пробуждении национального самосознания и интереса к духовному наследию народов горного края, творческому наследию и общественно-политической деятельности представителей национальной интеллигенции. Правда, нередко деятельность их преподносилась исключительно в розовых очках. Национальные движения Дагестана возродили демократические формы борьбы за реализацию собственных идей и политических установок. Заметное оживление деятельности национальных движений в республике и их желание скоординировать свою деятельность проявилось во время выборных компаний в законодательные органы, во время выборов в Государственную думу в РФ они образовали «Общественный блок», в которой вошли: кумыкское народное движение «Тенглик», «Межрегиональное общество ногайского народа», «Берлик», «Кизлярский круг Терского казачьего войска», Славянское общественное движение «Россия». Основная задача нового блока заключалась в объединении усилий предвыборной компании. Была определена единая команда кандидатов, которые вошли: С. Алиев – председатель КНД «Тенглик», выдвинутую блоком «совет федерации» И. Заргишиев - депутат бывшего ВС РФ и Ю. Кульчик, в Государственную Думу. Кандидатура И. Умаханова в государственную думу РФ в 1995 году была поддержана народным фронтом имени Шамиля и даргинским народным движением «Цогели». Национальные движения стали фактом политической жизни Дагестана и во многом заполнили ниши, в обществе которые должны были быть заняты организациями гражданского общества и политическими партиями. Более того, в условиях ослабления и паралича власти отдельные лидеры этих движений и криминальные авторитеты брали на себя функции параллельного правосудия. Возникала угроза, что всякий конфликт (хозяйственный или бытовой) могли перевести на межнациональную почву [2, с.17]. Руководители национальных движений осознанно или неосознанно своими действиями обостряли межнациональные отношения в республике. Нередко они использовали существующие проблемы для достижения целей политического характера, прежде всего для обеспечения доступа к властным рычагам. Так, в свое интервью в газете «Дагестанская Правда» в 1997 году лидер Лакского народного движения «Кази-Кумух» заявил: «В Дагестане существует ряд проблем, которые оптимально разрешаются именно силами национальных движений. Официальная власть не предпринимает адекватных мер для решения проблемы переселения Новолака и единственная структура пытающееся сегодня защитить интересы переселенцев – это лакское народное движение» [4, с.4].

Руководство Дагестана самого начала возникновения национальных движений вело политику установления с ними диалога, привлекало их лидеров к разработке решений, имеющих важнейшее экономическое, политическое и социально-культурное значение. Например, при разработке новой Конституции Дагестана на всех этапах многие из лидеров национальных движений являлись членами конституционной комиссии и ее рабочей группы. Они же привлекались и подготовке и принимали активное участие в проведении 1992 году съезда народов Дагестана, ставшего событием огромного политического


значения в истории народов республики, оказавшего сильное влияние на стабилизацию общественно- политической обстановки республике в тот период [1, с.11]. Однако, признавая, что взятый руководством республики курс на сотрудничество, а не на конфронтацию с национальными движениями, хоть и послужили во многом фактором, стабилизирующих обстановку в Дагестане все же нельзя считать оправданной политику привлечения отдельных лидеров и активистов национальных движений, отличившихся своими националистическими взглядами, в органы государственной власти и управления республики назначений их на руководящие должности поскольку это расширяло их возможности проведения именно угодной им политической линии. Позиция властных структур республики хоть и была направлена не на конфронтацию, а на сотрудничество с национальными движениями, однако деятельность ряда национальных движений носило характер противостояния власти, что негативно отражалось на общественно-политической жизни республики в целом. Такая политика национальных движений не имела перспектив и поддержки со стороны народа, который был заинтересован в стабилизации и обеспечении единства республики. Особенностью общественно-политического развития Дагестана в 90-е годы являлось то обстоятельство, что в период обострения политической обстановки роль и значение национальных движений резко усиливались, политические партии и объединения нередко отходили на второй план. Являясь разнородными политическими образованиями, национальные движения отражают весь спектр политических отношений и противоречий, проявляющихся в Дагестанском обществе. В их деятельности наряду с позитивной, в ряде случаев проявлялись радикалистские, экстремистские тенденции, способные, в конечном счете, вызвать угрозу территориальному единству и национальному миру в республике [5, с.625]. На сегодняшний день ни одно национальное движение не прошло перерегистрацию в главном Управлении регистрационной службы РФ по РД. Не проявляется активность с их стороны в общественно-политической жизни Дагестана. Литература: 1.Алиев М.Г. Программа решения проблем национальных отношений в республике Дагестан // Возрождение.- 1994.- №1. 2.Амиров С.Д. Особенности разрешения этно-конфессиональных конфликтов в Дагестане и многоэтнические сообщества в условиях трансформаций опыт Дагестана.- М., 2005. 3.«Дагестанская правда», 1992 г. 18 ноября. 4.«Дагестанская Правда». 1997 г. 18 августа 5.История Дагестана с древнейших времен до наших дней в 2-томах. –Т.2.-Махачкала, 2005. ПРИНЦИП РЕЛИГИОЗНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПОСТРОЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ Поканинова Е.Б., Россия, г. Москва Исторически в России сложилась такая религиозная ситуация, когда религиозные организации неофициально получают различный статус в системе государственно-конфессиональных отношений. Причину этого многие исследователи видят в клерикализации политики и политизации религии. Ж.Т. Тощенко считает, что «чиновники, заигрывающие с религией, так или иначе, осознанно или стихийно олицетворяют клерикальные тенденции в жизни российского общества, но и одновременно ведут к большим конфликтам, к обострению не только межконфессиональных, но и социально-политических отношений» [3]. Того же мнения придерживается и О. К. Шиманская, говоря о возникновении в конце 90-х годов прошлого столетия опасной тенденции все большего сближения православия с государственной властью [4]. «Процесс политизации присущ всем мировым религиозным системам в целом», – утверждает С. А. Семедов [2]. Данный процесс, на наш взгляд, зашел настолько далеко, что в современной науке возникает новое понимание термина «политическая религия» [6], появившегося еще в 1938 году [7]. В течение двух десятилетий существенно изменилась структура конфессионального пространства России. К началу 90-х гг. ХХ в. она была представлена 15-20 традиционными для России конфессиями: христианами (православными, старообрядцами, лютеранами, католиками, евангельскими христианами, баптистами, адвентистами седьмого дня, христианами веры евангельской - пятидесятниками), мусульманами, буддистами, иудаистами. К 2008 году в стране насчитывается почти 130 конфессий, деноминаций, религиозных направлений. Такое конфессиональное многообразие сформировалось во-первых, выхода из подполья или возобновления деятельности ряда религиозных направлений, ранее не получавших официальною признания и преследовавшихся государством; во-вторых. дезинтеграционных процессов и расколов в традиционных религиях России; в-третьих, активной миссионерской деятельностью зарубежных религиозных организаций, в основном протестантской направленности, проникновения в нашу страну так называемых новых религиозных движений (НРД) западного и восточного происхождения, а также распространения отечественных религиозных новообразований.

На современном этапе надо констатировать, что в России многоконфессиональность распространилась на регионы, в том числе такие, которые прежде были полностью или в основном моноконфессиональными. Исторически носителями определенных религий были конкретные этносы или группы этносов. Ареалы их традиционного, исторически сложившегося расселения были одновременно и


ареалами распространения исповедуемых ими религий. Европейская часть России, большая часть Украины и Белоруссии, значительные пространства Сибири и Дальнего Востока, заселенные славянами — русскими, украинцами, белорусами, а также принявшими христианство финно-угорскими и уральскими народами и народностями – это территории распространения православия. Западные области Украины и Белоруссии, а в дореволюционной России и Польша — это зона распространения католицизма. Прибалтика, Финляндия — это территории распространения лютеранства. Среднее и частично Нижнее Поволжье, часть Приуралья и Западной Сибири, заселенные татарами, башкирами и другими тюркскими народами, а также Казахстан, Средняя Азия, Северный Кавказ — это традиционные регионы распространения ислама. Алтай, юг Сибири и Дальнего Востока — ареал бытования буддизма, а также шаманизма. Эти регионы и сейчас в известной мере сохраняют свою традиционную этническую и конфессиональную определенность. Но их этноконфессиональные границы уже размыты, а многие вообще перестали быть моноконфессиональными. В XX в. произошли гигантские процессы миграции, прежде всего трудовой, стимулированные индустриализацией и урбанизацией страны, бурным экономическим развитием отдельных регионов, промышленным освоением Сибири, Севера, Дальнего Востока, развитием путей сообщения. Это повлекло за собой и планомерное, и стихийное перемещение трудовых ресурсов, исход массы людей из трудоизбыточных регионов или регионов с дисбалансом полового состава населения. К большим перемещениям масс людей и, соответственно, изменению этнического состава населения приводили массовые депортации (в том числе целых народов), эвакуация в годы Великой Отечественной войны и, наконец, вынужденная миграция в последние годы, вызванная распадом СССР, межнациональными конфликтами, образованием на территории России «горячих точек». И этот процесс пока не ослабевает. Глобализация и порождаемые ею проблемы заставляют задуматься над тем, как сохранить самобытность культур, вековых традиций и основополагающих ценностей отдельных наций и народов путем преодоления раздробленности и разногласий. В этой связи резко возрастает значение религиозного фактора, усиливающего свое влияние на общекультурные, духовные, социальные и политические процессы. Глобализация, являющая «реальное единство людей на земле» [5] требует толерантных взаимоотношений между государствами и этносами. В эпоху крушения различных идеологий именно религия стала основным фактором, формирующим систему политических, социальных и др. взглядов индивидуума на различные сферы жизни современного общества. Религиозный фактор, как известно, может оказывать как интегрирующее, так и дезинтегрирующее влияние на глобализационные процессы. Поэтому, для создания объективных условий для решения новых проблем и преодоления новых опасностей, которые, по мнению К.Ясперса стали мировыми [5] необходим межрелигиозный диалог, позволяющий «разрушить неверные представления о других вероучениях и конфессиональных общностях, преодолеть религиозным сообществам «образ врага», проникнуться доверием к намерениям и действиям друг друга, а, следовательно, вести к гармонизации межрелигиозных и межэтнических отношений и, в конечном счете, к сглаживанию политических противоречий» [1]. Автор считает, что основной причиной возникновения новой религиозной ситуации в России на современном этапе является то, что Российская политика исторически всегда была основана на духовном базисе, в связи с чем, после распада Советского Союза и падения коммунистического режима возникла объективная необходимость наполнения духовной составляющей политической жизни традиционными религиозными ценностями. Межкультурная компетентность, открытость по отношению к идеям и социокультурным ценностям других народов – непременное условие становления и развития гражданской зрелости населения. С нашей точки зрения, толерантность – важная норма поведения члена общества, выражающая его гражданскую позицию. Таким образом, цель государства в области отношений с религиозными организациями — прочный межрелигиозный мир и согласие, и сохранение исторически сложившейся духовной самобытности, национальных духовных традиций. Литература: 1. Нуруллаев А.А. Проблемы диалога религий в эпоху глобализации. // Вестник Российского университета дружбы народов. - Серия: Политология. - 2001. - № 3. - С. 28 2. Семедов С.А. Причины политизации ислама в современном мире//Государство, религия и церковь в России и за рубежом, С. 231 3. Тощенко Ж.Т. Религиозная идентичность и бюрократия//Религия в самосознании народа (Религиозный фактор в идентификационных процессах)/Отв. ред. М. П. Мчедлов - М.: Институт социологии РАН, 2008, С. 65 4. Шиманская О.К. Диалог интеллигенции и православия: прошлое и настоящее//Религии Поволжья: проблемы социального служения: Сборник материалов конференции. - Нижний Новгород. 2009,С.161 5. Ясперс К. Смысл и назначение истории, М.,1991, С.141. 6. Van der Veer, P.Political religion in the Twenty –first Century // International order and the Future of World Politics/ Ed by T.V.Paul,J.A.Hall.-Cambridge: Cambridge University Press,1990-P.311-327 7. Voegelin E. The New Science of Politics. An Introductory Essay. Chicago, 1952


СПОСОБЫИ МЕТОДЫПРОГНОЗИРОВАНИЯ И УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ Солынин Н.Э., Харитонов Я.В., Россия, г. Ярославль В России проживает 142,9 млн. человек, что на 2,8 млн. меньше, чем показала предыдущая перепись. По численности наша страна находится на 7-м месте в мире. По объему миграции - на 3-м, уступая лишь США и Германии. Именно миграция восполняет 75% естественной убыли населения. Въехало в Россию 11 млн. человек, выехало - 6 млн. 75% мигрантов - русскоязычное население из стран СНГ. Всего в России проживает 1 млн. граждан из 116 стран, из которых 42 тысячи имеют двойное гражданство. 400 тысяч человек гражданства не имеют вовсе. Еще 1,3 млн. человек предпочли свое гражданство не указывать. В России растет численность башкир, чувашей, кавказских народов. Быстро растет количество китайцев - их, по официальной статистике, уже 55 тысяч. Число национальностей в России выросло до 160, за 14 лет это число увеличилось на 17 народов, и ни один народ не был потерян. Россия не единственное многонациональное государство и не единственное государство, столкнувшееся с убылью населения, которую восполняет миграция. Количество мигрантов в различных странах растѐт с каждым годом. Увеличивается количество этнических конфликтов. Конфликтология - сравнительно новая наука, и пока недостаточно развита как в России, так и в других странах. Этническая конфликтология также находится на начальных этапах своего формирования. Получается, что большинство стран не имеют достаточной подготовки для урегулирования этнических конфликтов, которые с каждым годом случаются чаще, и вызывают всѐ более серьезные последствия. Исходя из этого, несомненной является актуальность изучения способов прогнозирования и профилактики этнических конфликтов. Поэтому целью исследования является изучение способов и методов прогнозирования и урегулирования этнических конфликтов. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: определить методы, с помощью которых можно успешно прогнозировать и предотвращать этнические конфликты; проанализировать материалы СМИ и другие публикации с целью выявления социальной напряженности; изучить влияние СМИ на формирование общественного мнения об этнических конфликтах. В исследовании реализуется комплексный подход к изучению этнических конфликтов в современном российском обществе. Проблемное поле исследовательской работы включает в себя анализ целостной системы теоретических (концептуальных), методологических, эмпирических, организационно-методических и процедурно-технических проблем, связанных с изучением этнических конфликтов, а так же их прогнозированием и предупреждением. В работе проведена научная инвентаризация важнейших методических инструментов, применяемых в российской и зарубежной исследовательской практике для изучения этнических конфликтов, их прогнозирования и урегулирования, дана оценка их достоинств и недостатков, возможностей и ограничений, определены сферы их возможного применения и перспективы использования. В исследовании использованы мало изученные в конфликтологии источники: отечественные и зарубежные средства массовой информации, мнение иностранных граждан о происходивших этнических конфликтах. Эмпирическую базу исследования составили материалы средств массовой информации, материалы интеренет-форумов, мнения иностранных граждан об этноконфликтах. Современные этнические конфликты могут иметь различную социокультурную природу, разные исторические истоки, в том числе вытекать из другого конфликта. Поэтому для управления этническим конфликтом, его прогнозирования и профилактики необходимо учитывать исторические связи. Кроме того, из истории народностей можно узнать их культурные ценности, с помощью которых можно сделать выводы о мотивации и приоритетах изучаемой общности. Существует множество факторов, из которых формируется этнический конфликт. Территориальные споры. По мере повышения фактического статуса, развития экономики, культуры этносов, не имеющих собственных суверенных государств, в их среде нередко возникают движения, имеющие целью формирование независимого национального государства. Особенно влиятельным подобное движение может быть в том случае, если этнос имел на определенном этапе своей истории независимое государство и впоследствии утратил его. Подобные тенденции изменения своего государственного статуса - одна из наиболее частых причин этнических конфликтов формирующихся из-за территориальных споров. Социально-экономический. Когда появляются экономические трудности, возникает этноизоляционизм, стремление к этническому доминированию. Сегодня в испытывающих свои трудности западных странах также - немцы начинают бороться с турками, англичане не хотят впускать к себе этнических мигрантов и т.д. Сейчас и в России есть зоны, где отказывают в приюте вынужденным мигрантам из различных регионов бывшего СССР. В результате борьбы весьма космополитических национальных элит за собственность из бывших республик Союза в центральные области устремились миллионные потоки беженцев (как русскоязычное население, так и представители коренных национальностей). Национализм нередко является лишь маскировкой для сокрытия узких интересов местных элит и, как следствие, средством мобилизации масс для реализации этих интересов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: