Работа студентов в западноевропейских залах музея раскрывает их творческий потенциал: активизации эвристической деятельности студентов способствуют разработки собственных сценариев – авторских приложений – избранных ими объектов исследования зарубежных произведений искусства. Студенты работают как редакторы текстов-описаний музейных коллекций, вникают в историю, изучают архивы, и что, самое главное, проводят свои творческие изыскания в двух направлениях: в русском и английском исполнениях. Такая работа, по отзывам участников нашего проекта, позволяет избегать
однообразия и монотонности традиционного учебного процесса, создаѐт широкое поле для созидания, позволяет обучаемым выйти за рамки академических будней. Совместная работа студентов над тематическими разработками направлена не только на овладение культуроведческими знаниями, но и на развитие коммуникативной компетенции, то есть практическому владению иностранным языком. Задача преподавателя состоит в том, чтобы создать условия для активизации познавательной деятельности обучаемых, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы им проявить свою активность, своѐ творчество в стремлении понять ценности человечества. Именно такая педагогическая технология, как проектная методика, помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учѐтом способностей обучаемых, их уровня обученности, склонностей и т.д. Моделирование ушедших в историю жизненных ситуаций, по мнению руководителей проекта, абсолютно мотивировано и предоставляет студентам большое количество ролей. Это - представители собственной национальной культуры, различных социальных, возрастных и этнических групп, иностранцев и т.д. Возможности ролевого перевоплощения практически безграничны. Здесь сочетаются вербальная коммуникация и невербальные стратегии, дающие возможность глубже понять сам смысл поведения, присущего той или иной культуре. Современным молодым людям прекрасно удаются психологические образы давно минувших столетий. Такие прочувствованные представления незабываемы. Овладение студентами культурологическими знаниями имеет непосредственное практическое приложение, так как оно связанно с планированием, прогнозированием и регулированием процесса познания социокультурной жизни на материале музейного наследия. Проектное обучение, включающее в себя изучение культурных ценностей, является именно той методикой обучения, которая несет ответственность за сохранение, передачу социокультурного опыта человеческой деятельности и существенно повышает эффективность учебно-воспитательного процесса в усвоении знаний, приобретении умений и навыков, а также развитии познавательных и творческих способностей. Культурологические знания могут успешно развиваться в интегративном процессе взаимодействия различных дисциплин при всѐ более усиливающихся связях с иностранными языками. Обучение иноязычному общению в контексте диалога культур предполагает, что коммуникативное и социокультурное развитие студентов высших учебных заведений средствами иностранного языка способствует формированию у них коммуникабельности, речевого такта, непредвзятости во мнениях и оценках, готовности к совместной деятельности с людьми различных взглядов независимо от этнической, расовой и социальной принадлежности [2, с. 41]. В рамках вузовской программы иностранный язык как инструмент познания и достижения взаимопонимания между людьми может стать действенным средством воспитания у студентов толерантности, которая в сегодняшнем мире начинает выступать в качестве неотъемлемого элемента современного понимания свободы, являющейся высшей человеческой ценностью. Эстетически воспитанный человек терпимо относится к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам других людей и сообществ. Это качество способствует достижению взаимного понимания и согласования разных мотивов, установок и ориентаций без насилия и подавления достоинства людей. В условиях глобализации современного мира необходимость перехода к новому типу социальных отношений, основанных на принципах плюрализма и толерантности, становится очевидной. Литература: 1. Кавнатская Е.В. Социокультурные аспекты развития умений профессионально-делового общения специалистов в области обучения иностранным языкам: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1999. –18 с. 2. Пустовалова О.С. Методика культуроведческого обогащения иноязычной практики школьников 10-11 классов школ с углубленным изучением ИЯ: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2001. – 21с. 3. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения.- Воронеж: Истоки, 1996. – 238 с. ПРОБЛЕМЫМИГРАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ: НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Блохин В.Н., Беларусь, г. Горки Одной из глобальных проблем международного сообщества в начале третьего тысячелетия является проблема миграции. Сегодня по всему миру насчитывается до 40 миллионов беженцев и других перемещенных лиц. Основная обязанность принимающих обществ заключается в том, чтобы защищать права и благополучие мигрантов и пытаться найти долгосрочные решения для них. Несмотря на значительный прогресс в области защиты прав человека, решение задачи защиты мигрантов стало более сложным, что требует применения инновационных подходов, сильной приверженности и вовлечения все большего числа участников.
|
|
|
Люди должны помнить о том, что зачастую, мигранты оставляют свои семьи, дома и имущество не по своей воле, а в силу обстоятельств, которые они не могут контролировать. Необходимо помнить и о том, что поиск убежища на чужой территории из страха перед насилием и преследованием является одним из основных прав человека и что права беженцев — это те же права человека. Принятие и уважение мигрантов является обязанностью каждого человека, которая должна внедряться в сознание наших детей в процессе их
воспитания [1, с.54]. Как отмечал в докладе к Саммиту тысячелетия Кофи Аннан, ныне уже покинувший пост Генерального секретаря ООН: «Люди должны уважать друг друга во всем многообразии своих вероисповеданий, своей культуры и своих языков. Различия внутри общества и между различными обществами не должны вызывать страхов и не должны подавляться – их следует лелеять» [2, с. 52]. Актуальность рассматриваемой темы не вызывает сомнений. Проблема беженцев и миграции – одна из главных проблем современного мира. Многочисленные военные, религиозные конфликты, природные катастрофы, экономическая ситуация толкают людей искать лучшее место для жизни. Перемещения большого количества людей непременно создают массу сложностей: размещение на новом месте жительства, оформление необходимых документов, трудоустройство, обеспечение социальных гарантий, интеграция в новые социокультурные традиции. Все эти проблемы требуют своего решения. К тому же Беларусь, в силу своего географического расположения, находится на пересечении путей миграции. Высокий уровень общей и правовой культуры населения, благоприятная социальная обстановка, отсутствие напряженности – характерные черты белорусского общества и, тем не менее, остается ряд проблем, связанных с увеличением миграционных потоков [3, с. 69]. Беларусь всегда отличалась своей толерантностью. Вместе с тем, необходимо с большим вниманием отнестись даже к малейшим деструктивным проявлениям таких опасных явлений, как ксенофобия и агрессия. Такого рода преступления подрывают авторитет наших соседей на мировой арене, уменьшают доверие со стороны других стран. Тема толерантности особенно актуальна в период, когда происходит расширение миграционных потоков. Эти процессы захватывают все без исключения страны. Беларусь сегодня классифицируется как страна транзита миграционных потоков. Возможно, проблема мигрантов в целом и беженцев в частности касается ее несколько меньше, чем других государств. Однако по мере экономического роста, повышения уровня жизни народа Беларусь все в большей степени будет становиться страной, в которую будут стремиться попасть мигранты из более бедных государств. Поэтому необходимо готовить к этому общественное мнение. Должно совершенствоваться законодательство, оно призвано в большей степени соответствовать будущим вызовам [3, с. 69]. Миграция может иметь значение и для обеспечения экономического роста государства. Интересен пример западных стран, в частности Швеции, где вызывает обеспокоенность проблема старения населения (это актуально и для Беларуси). Одним из способов решения данной проблемы является увеличение численности рабочей силы, в том числе за счет ее привлечения из других стран. Так, в 1950-е гг. доля мигрантов в численности рабочей силы Швеции составляла около 3%, сейчас эта доля возросла до 13%. Как показывает опыт, ключевое значение в интеграции мигрантов имеет трудоустройство. Данный принцип предполагает, что рост занятости среди населения неуклонно ведет к росту занятости мигрантов [4, с. 57]. Беларуси необходимо учитывать опыт европейских стран в обеспечении прав беженцев и их интеграции в общество. Видится нужным проведение реформирования и дальнейшее улучшение системы приема беженцев, стоит уделять больше внимания повышению качества образования для мигрантов, особенно молодежи и детей беженцев. Именно качественное образование дает возможность найти достойную работу и реализовать свой потенциал в новых условиях проживания. Представителям власти также не стоит забывать, что большую роль в решении этих вопросов играет позиция местного населения. Именно отношение коренных жителей к иностранным мигрантам создает имидж страны. Пожалуй, разъяснительная работа с населением, проявление толерантности, терпимости и уважения к представителям иных народов и культур, поможет беженцам быстрее интегрироваться в общество и приносить пользу для государства. В деле развития принципов толерантности нужно акцентировать внимание на борьбе с проявлениями различного рода дискриминации по отношению к мигрантам. Это касается и языковых различий, которые зачастую становятся сложным барьером на пути интеграции. Так, автор предлагает обратить на эту проблему пристальное внимание и по-возможности организовывать больше бесплатных и качественных языковых курсов для перемещенных лиц. По данным опроса 2008 г., только 23% беженцев сообщили, что они посещали языковые курсы. Вместе с тем, среди тех, кто посещал такие курсы, не все положительно оценили качество преподавания и соответственно результативность курсов. 67% опрошенных беженцев сообщили, что им вообще не предлагалось посещать языковые курсы. А ведь именно свободное владение государственным языком позволит иностранцу понять и приобщиться к национальной культуре и традициям Беларуси. Не помешает и содействие в прохождении профессиональной подготовки и повышении квалификации (если она имеется). Ведь проблемы связанные с занятостью, часто становятся причиной миграции населения, это особенно касается молодежи, как наиболее активной и подвижной части общества. Владение государственным языком и наличие места работы является главным гарантом того, что беженец гармонично впишется в белорусское общество и не станет на путь нарушения законов и устоев нашего государства.
Не менее важным моментом является пропаганда толерантности и многообразия культур среди нашего населения, особенно молодой его части. Встреча с беженцем или лицом без гражданства не должна вызывать страха или неприязни. Молодежь должна быть заинтересована в создании ни националистических группировок или деструктивных организаций, а в создании дружеской атмосферы, международных сообществ и товариществ. Это открывает путь к обмену опытом и культурными традициями, что в конечном итоге будет выгодно всем. До населения нашей страны необходимо донести четкое понимание того, что
Беларусь, как и соседние страны, исторически является многонациональным и поликультурным государством, а основы толерантности были заложены нашими предками много веков назад [5, с. 66]. Таким образом, только взаимодействие государственных структур, общественных организаций, СМИ и общества в целом, поможет решить основные проблемы и трудности, с которыми неизбежно сталкиваются люди, не по своей вине покидающие родину. Литература: 1. Селиванова, Т. В. Всемирный день беженцев – 2009 в Беларуси / Т. Селиванова // Журнал международного права и международных отношений. – 2009 – №2. – С. 54-57 2. Канашевич, Н.М. Беларусь в системе международных отношений / Н.М. Канашевич – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2002. – 108с. 3. Селиванов, А.В. Роль белорусских средств массовой информации в формировании атмосферы толерантности в обществе (по материалам «круглого стола» 28 января 2009 г.) / А.В. Селиванов // Журнал международного права и международных отношений. – 2009 – №1. – С. 69-74. 4. Матус, С.А., Тумашик, Т.В. Об опыте Швеции и Финляндии в области интеграции беженцев / С.А. Матус, Т.В. Тумашик // Журнал международного права и международных отношений. – 2009 – №1. – С. 57-63 5. Разработка рекомендаций по содействию местной интеграции беженцев в Республике Беларусь: материалы отчета о научно-исследовательской работе // Журнал международного права и международных отношений. – 2008 – №1. – С. 49-69. РЕЛИГИОЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ЛИЧНОСТИ Густова Л.В., Россия, г. Москва Центральным определением нашего исследования является понятие религиозности. В отечественной психологической науке не существует его чѐткого определения. Одной из задач нашего исследования является возведение этого понятия в общепсихологические рамки. Однако это возможно сделать лишь только в том случае, если мы в этих же рамки возведѐм понятие религии. Теоретический анализ показал, что в различных источниках религия рассматривается в нескольких значениях и нет чѐтко сформулированного определения, которое полностью объясняет феномен религии. Она рассматривается как сфера человеческой деятельности, как система, содействующая пробуждению высших духовных способностей, как особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину), а так же как совокупность мистических представлений, покоящихся на вере в сверхъестественные силы, которые являются предметом поклонения. Религии возникают в ходе исторического развития человечества в ответ на потребности человека в безопасности и познании, в ответ на духовный поиск человека, поиск смысла и целей своего бытия, предлагая один из путей духовного развития. Религия наделяет идеологическим контекстом духовные стремления человека, обличает в конкретную форму его состояния и поведение, устанавливает пределы человеческих возможностей. Мы будем понимать религию как систему духовного воспитания личности. Понятия религия и религиозная система мы будем понимать как синонимы. Как теория и практика, так и религиозная идеология (вероучение, догмы) и религиозный культ являются неотъемлемыми частями любой религии. Идеология — это теоретическая основа религиозной практики (культа). Религиозный культ регламентируется идеологией. Понятие «культ» происходит от латинского слова cultus, производного от глагола colere («поклоняться или воздавать почести божеству»), то есть имеет деятельностную основу. Идеологическое воспитание человека и человечества, лежит в основе религий, это видно на примере мировых религий, в которых инициация и посвящение в религии происходит с момента рождения человека. Религии качественно отличаются от того какие идеи их фундируют Религиозная идеология — это своего рода психологическая теория личности, в которой прописывается структура «Я» человека, его отношения к жизни, его личностные характеристики, даны ориентиры его воспитания. А религиозный культ выступает практическим компонентом воспитания такой личности, религиозная обрядность. В каждой религиозной системе есть свой набор религиозных качеств, которые она формирует, существуют свои эталоны — модели идеального человека — эталонное «религиозное-Я», которые опираются на предположение, что это в прошлом реально существовавшие личности, однако не всегда этому имеются подтверждения: Иисус Христос, Будда, пророки, праведники, мученики, святые, люди, погибшие за религиозные идеи, монахи, «блаженные», «жертвы» и т. п. Эти эталоны наделяются субъектностью, им приписываются конкретные личностные характеристики, особенности поведения и мышления. Такие модели служат ориентиром для формирования религиозных качеств личности. Равно как религии отличаются друг от друга идеями, которые их фундируют, так же модели идеального человека будут отличаться в зависимости от того, в какой религиозной системе они созданы.
Личностные качества, которые формируются в религиозных системах мы будем называть религиозными качествами. Религиозность — это совокупность религиозных качеств, которые проявляются в поведения, деятельности и коммуникации. Индивидуальный уровень религиозности — мера выраженности, степень сформированности религиозных качеств, мера соответствия личности эталону, лежащему в основе религиозной системы. Мы предполагаем, что религиозные качества, формируемые в религиозной системе, проявляются в активности: деятельности, поведении, коммуникации человека, — и образуют субъект активности — мы его будем называть «религиозным-Я», который встраивается в целостную структуру личности. Следует отметить, что любая религиозная система претендует на безальтернативность «религиозного-Я», стремится сделать его системообразующим фактором личности человека, единственным доминирующим субъектом активности. Можно сказать, что «эго-система религиозного-Я» не настроена на совместное принятие решений с другими субъектами активности в структуре личности и порождает внутренний конфликт. Когда «религиозное-Я» доминирует, поглощает или подавляет другие субъекты активности, то мы можем говорить уже не о субъекте активности, а о религиозной личности, в которой всѐ подчинено сформированному субъекту. Религиозность — это мера сформированности «религиозного-Я» в структуре личности. В связи с тем, что воздействие на личность, оказываемое религиозными системами императивно и не предполагает вариативности проявлений человека, мы будем говорить не о развитии, а формировании религиозности. Формирование задаѐтся извне и направлено на создание конкретного эталона, принятого в религиозной системе за основу воспитания. Индивидуальная религиозность питается извне, через механизмы социального влияния, такие как традиции, привычки, религиозная община. Имея в виду, что формирование субъекта активности — «религиозного-Я» происходит в соответствии с единичным эталоном, можно сделать вывод о том, что если в периметре одной религиозной системы различные люди будут иметь одинаковый уровень религиозности, то у них будут схожи проявления этой религиозности. А если точнее, то они будут похожи между собой по набору религиозных качеств и личностных характеристик. Проведѐнный теоретический анализ различных источников показывает, что религиозность не является врождѐнным свойством, а возникает лишь в ходе включения человека в процесс еѐ формирования. Это позволяет нам рассмотреть процесс формирования религиозности личности с позиции деятельностного подхода, представленного в работах В.Д. Шадрикова, и квалифицировать его как религиозную деятельность. Религия как система во всей совокупности сложной структуры и взаимосвязи между еѐ элементами зиждется на религиозной деятельности. Практика отправления ритуалов, таинств, обрядов, осуществление пропаганды и вовлечение новых людей в систему выступает своеобразным двигателем всей системы и является необходимым условием еѐ существования, функционированием религиозной системы. Общепсихологический принцип единства психики и деятельности, позволяет утверждать, что путѐм включения человека в религиозную деятельность происходит изменение структуры личности, чем более человек включѐн в религиозную деятельность, тем интенсивнее происходят изменения в его психике, изменяются индивидуальные качества личности. Характерной особенностью любой деятельности является осознанная цель, то есть понимаемый и предполагаемый результат. При анализе информационного компонента религиозной деятельности мы отмечаем, что процесс принятия собственного решения человека о вхождении в религиозную систему, включении в религиозную деятельность отсутствует, такое решение, как правило, принимают другие люди: родители, друзья семьи, родственники, мы их будем назвать агентами религиозного влияния. Это связано с тем, что человека включают в религиозную деятельность практически с рождения — в период жизни, когда онтогенетически его сознание не развито, тем самым цель религиозной деятельности им не осознаѐтся, поэтому он выступает в качестве объекта религиозной деятельности, минуется этап свободной воли и свободного выбора. Изначально цель религиозной деятельности является неосознаваемой. Формирование религиозных качеств с рождения во многом предопределяет содержание личности, а религиозная деятельность для человека представляет безусловную данность, что является залогом некритического и нерефлексивного восприятия религии, еѐ эталонов и идентификации с ними. Согласно системному подходу к деятельности В.Д. Шадрикова, наличие профессионально важных качеств является одним условий эффективности трудовой деятельности. Применяя это к нашему исследованию можно сказать, что в процессе религиозной деятельности будут активироваться и развиваться те необходимые, важные качества личности, представленные в модели идеального человека в каждой конкретной религиозной системе, которые будут обуславливать эффективность религиозной деятельности и эффективность всей религиозной системы. Мы утверждаем, что существует прямая зависимость между индивидуальным уровнем религиозности и эффективностью религиозной деятельности. Кроме того, высокая степень сформированности «религиозного-Я» обеспечивают эффективность функционирования и продвижения человека в религиозной системе.
Таким образом, религиозная деятельность — это процесс воздействия субъекта религиозной деятельности на собственную психику или психику другого человека, с целью повышения
индивидуального уровня религиозности. Субъект религиозной деятельности — агент воздействия религиозной системы. К ним можно отнести духовенство — профессиональных религиозных деятелей, а также людей, приобщающих к религии. Объектом религиозной деятельности выступает конкретный человек, его психика. И субъект, и объект религиозной деятельности являются адептами религиозной системы с различным индивидуальным уровнем религиозности. У субъекта религиозной деятельности высокий уровень религиозности — сильнее проявляются религиозные качества личности, более сформировано «религиозное-Я», у объекта низкий уровень религиозности — слабо выражены религиозные качества, менее сформировано «религиозное-Я». Средством религиозной деятельности являются религиозные таинства, обряды, ритуалы, проповеди, религиозная пропаганда, другие методы психологического воздействия. Использование средств религиозной деятельности лежит в основе религиозного опыта. В отличие от прямых способов воздействия на сознание, например религиозной пропаганды, в религиозных ритуалах и таинствах используются изменѐнные состояния сознания, которые достигаются при помощи алкоголя, наркотических веществ, благовоний, музыки, пения, повторяющихся движений, постов, медитаций, что способствует доступу к бессознательной сфере человека и позволяет осуществлять управление его поведением через различного рода внушения, установки. Этим во многом объясняется столь продолжительное господство некоторых религиозных систем. Маркером повышения индивидуального уровня религиозности является переход объекта в субъект религиозной деятельности, то есть использование человеком средств религиозной деятельности, а именно отправления ритуалов, религиозной пропаганды, отстаивания религиозных принципов, отрицание нерелигиозных источников знания, привлечения в религиозную систему своего окружения, появление религиозного сознания, «религиозного-Я», самоидентификации с религиозной системой, например: «Я раб божий», «Мы воины Аллаха», применение религиозной терминологии: обращение к другим людям «Брат», «Сестра», и так далее. Становясь субъектом религиозного воздействия по отношению к нерелигиозным или людям с низким индивидуальным уровнем религиозности, человек продолжает сохранять объектность по отношению к духовенству, стоящему во главе той или иной религиозной системы. Все это обусловлено религиозной моделью воспитания, в которой отсутствует субъект-субъектная диспозиция и существует жѐсткая иерархия, связанная с индивидуальным уровнем религиозности и включѐнности в религиозную систему. В процессе формирования религиозности человек «научается» делегировать локус субъективного контроля внешней системе, перекладывать ответственность за себя и свою жизнь на сверхъестественные силы, что ведѐт к снижению уровня субъектности и повышает пассивность. Человек адаптируется к сознанию себя как низшего существа по отношению к Богу, выступает в качестве объекта божественной воли, а также объекта по отношению к духовному наставнику в культовой части религиозной системы. В некоторых религиозных системах религиозная деятельность называется «служение» и «послушание», что прямо говорит о подавлении собственных волевых процессов и снижению субъектности человека. Отказ от мирской жизни и выбор религиозного пути служения подтверждает наличие качественно сформированного «религиозного-Я», показывает высокую степень адаптации к религиозной системе и соответствия религиозному эталону человека. Всѐ это говорит о том, что включение человека в религиозную деятельность ограничивает свободу воли, ограничивает еѐ религиозными законами жизни, догмами. Так, например, монашество — наивысшая ступень развития религиозности в любой религиозной системе. Для монахов и профессиональных религиозной деятелей религиозная деятельность становится основной, это говорит о наличии высокой степени религиозности, то есть доминировании «религиозного-Я» как субъекта активности в структуре личности. Содержание религиозной деятельности можно разделить на внутреннее — это субъективный план: обращение к сверхъестественным силам и существам в мыслях в молитвах, и на внешнее — ритуальная часть: отправление ритуалов. Мы выделяем два вида религиозной деятельности: бытовой и профессиональный. Профессионально религиозных деятелей готовят в специальных учебных заведениях, созданных при конфессиях. Бытовой уровень предполагает формирование религиозности через социальную среду: в семье, религиозной общине. Таким образом, проведя теоретический анализ религиозности личности, мы пришли к выводу о том, что она формируется в религиозной деятельности, выбор религиозной деятельности осуществляется с рождения не самим человеком, а агентами религиозного влияния: родителями, родственниками, друзьями семьи, что в зрелом возрасте во многом определяет религиозное поведение человека. Кроме того, обнаруживается неосознаваеммый человеком собственный субъект активности — «религиозное-Я», формируемое извне с детства. Всѐ это делает необходимым экспериментальное исследование феномена религиозности и выявление его взаимосвязи в структуре личности.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ВОЕННОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ Дзюбко Г.Ю., Россия, г. Рязань Сосуществование государств с разными политическими системами и разным уровнем экономического развития, разными национально-культурными традициями, обострение религиозных противоречий делают сегодня проблему толерантности центральной. Современная молодежь живет в новых условиях существования этноса, к которому принадлежит (и нередко вдали от территории, на которой сформировался этнос), в условиях многоязычия информационного пространства, действует в ситуациях пересечения многих культурных каналов. По сравнению со сверстниками «поколения отцов» ей свойственно более активное стремление к самоутверждению, и здесь этническая принадлежность становится одним из наиболее действенных средств такого самоутверждения, с одной стороны, а с другой – у молодых четко проявляется потребность в приобщении к «большому миру». Все это делает формирование толерантности у молодежи особенно значимой. Если же мы будем говорить о военной молодежи (курсантах военных вузов), то необходимость формирования толерантности у будущего офицера в значительной мере обусловлена и такими явлениями, как экстремизм, агрессивность, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. «Человек с оружием в руках» по роду своей деятельности обязан решать множество проблем, связанных со всеми сферами толерантности (например, межнациональной, расовой, религиозной, физиологической, политической, маргинальной) [1], и решать эти проблемы он должен в условиях военного конфликта, когда любые противоречия обостряются (вспомним Афганистан, Чечню). В то же время новое поколение не имеет той положительной практики межкультурных и межэтнических отношений, которая имела место в жизни их дедов, получивших опыт содружества во время войны и других тяжелых периодов в истории Родины. Главное же заключается в том, что в силу возрастных особенностей молодежь, и военная в том числе, не имеет необходимых знаний, позволяющих с достаточной глубиной понимать современные этнические проблемы, не имеет общей культуры и социально-психологической готовности к участию в них. В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как признание равенства, отказ от доминирования и насилия, осознание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо точки зрения. «Понятие толерантности в его современном значении предполагает не смиренно-выносливое отношение к неприятным людям или воздействиям, а напротив, расположенность и доброжелательность, уважение и признание других, признание их прав на собственный образ жизни, отношение к ним как к себе» [3]. В социальном контексте толерантность чаще всего понимается, как готовность человека позволить другим людям выбирать себе стиль жизни и поведения при ограничении таких отрицательных явлений, как насилие, хулиганские действия и поступки, компрометирующие общество или угрожающие его благосостоянию. Отметим, что это совпадает с функциями военнослужащего. Итак, толерантная личность – это человек хорошо знающий себя и понимающий других людей. Толерантность не сводится к индеферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов, а предполагает, с одной стороны, устойчивость как способность человека реализовать свои личные позиции, а с другой – гибкость как способность с уважением относиться к позициям и ценностям других людей. Проблема формирования толерантности у молодежи должна решаться комплексно, это очевидно. В военном вузе формирование толерантности имеет ряд особенностей. Остановимся на некоторых из них. Не секрет, что курсанты, в отличие от студентов гражданских вузов живут при учебном заведении. В одном взводе учатся юноши разного возраста, разной национальности, разного уровня начальной подготовки. Особенно эта разница заметна на факультете СПО, недавно открытом в Рязанском филиале военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия ВС РФ». Так, в одном подразделении обучаются сержанты и 20-летние, и 26-, 28-летние; кто-то закончил только среднюю школу, а кто-то несколько курсов гражданского вуза; кто-то приехал, например, из Бурятии, а кто-то из Краснодарского края. В таких условиях преподавание дисциплин гуманитарного цикла, на наш взгляд, становится базовым для формирования толерантности. Приведем примеры. В нашем вузе читается дисциплина «История и традиции Российской армии», в процессе изучения которой курсанты знакомятся с наиболее глубокими положительными армейскими традициями. Будущие командиры воспитываются на историко-патриотических и боевых традициях российской армии, опыте освободительных войн, которые вела Россия на протяжении многих столетий. Без сомнения, формирование толерантности неразрывно связано с воспитанием патриотизма. Дух патриотизма лежит в основе всякой национальной военной системы, в противном случае она не имеет никакой ценности. Проявление патриотизма русского воина уникально, ибо имеет глубокие исторические и социальные корни. Какие же силы питали патриотизм русских воинов? Во-первых, это естественное чувство самосохранения, зашита своего места обитания, российской земли от завоевателей. Чувство это формировалось долгим историческим опытом, выстрадано драматической судьбой Отечества и передается от поколения к поколению. По подсчетам исследователей, только за период с 1368 по 1893 год, то есть за 525 лет, россияне 329 лет воевали. Во-вторых, патриотизм русской армии имел особую силу и крепость еще и потому, что в ней даже на ранних этапах ее существования наемничество не имело широкого распространения. Армия, за редким исключением, пополнялась соотечественниками, которым была присуща любовь к Отечеству.