ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СЕМЕЙНОМ УКЛАДЕ 22 глава





В-третьих, патриотизм русской армии питали мощные силы православия. На страницах Евангелия утверждалось, что "нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". Русская Православная Церковь имеет вековые традиции патриотического воспитания. Идеологическую основу патриотического воспитания россиян, армии составляли идеи православия, самодержавия, народности, воплощенные в призыве "За Веру, Царя и Отечество!" В любом вузе студенты изучают такую дисциплину, как «Культурология». В военном вузе при ее изучении рассматриваются темы, позволяющие более глубоко осознать роль солдата в мире: «Военная тема в мировой культуре», «Образ солдата-миротворца в живописи», «Проблемы войны и мира в мировом искусстве». Нельзя не сказать о воспитательной работе. Так, в Рязанском филиале преподавательским составом кафедры гуманитарных дисциплин регулярно проводятся диспуты (именно диалог, следовательно, и диспут, в большинстве научных исследований считается основным способом формирования толерантности). Темы выбираются злободневные, неоднозначные, например, «Женщина в многонациональном мире» (диспут был проведен со студентами Рязанского педагогического колледжа), «Военное образование: от века 19 к веку 21», «Человек в поликультурном пространстве». Таким мероприятиям предшествует серьезная подготовка, потому что в числе правил диспута есть: «Говори конкретно, ясно, красиво и аргументированно», «Уважай чувства как оппонента, так и слушателя». В диспутах принимают участие и курсанты, и сержанты вуза. Мы перечислили только некоторые формы и методы работы по формированию толерантности в военном вузе. По сути, весь процесс «общежития» курсантов военного учебного заведения должен быть направлен на это для того, чтобы, говоря словами из Устава первого кадетского корпуса, «Сделать добродетельными и благочестивыми воспитанников, привить им точное исполнение обязанностей, прочное усвоение учебных дисциплин, чувства долга, преданности государю, повиновение начальству, почтительность к родителям, уважение к старшим, любовь к ближним» [2]. Литература: 1. Мацковский М. Толерантность как объект социологического исследования // Век толерантности. М.: МГУ, 2001, N 3 - 4. Режим доступа: [www.tolerance.ru] 2. РГА ВМФ, ф. 212, указы (отдел II), д. 23, л. 208. 3. Смирнова Е.О. Межличностные отношения как сфера зарождения и проявления толерантности // Возрастные особенности формирования толерантности. Труды по социологии образования. Т. VIII. Вып. XIV / Под ред. В.С. Собкина. – М.: Центр социологии образования РАО, 2003. – С. 11-13. КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Жукова Н.Н., Россия, г. Рыбинск Сегодня все большее распространение в детской, особенно подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм окружают детей повсюду: дома, в школе, на улице. Понимая толерантность как одно из проявлений отношений человека к другим людям, можно утверждать, что опыт толерантности, положительный или отрицательный, имеется у каждого ребенка, даже самого маленького, у которого есть «любимые» и «нелюбимые» люди. Тем более такой опыт есть у школьников, обладающих разными характерами, темпераментами, представлениями, ожиданиями, манерой поведения, но вынужденных принимать правила внутреннего распорядка образовательного учреждения, окружающих одноклассников и учителей и изучать неинтересные по их понятиям предметы. Любой опыт можно специально обогащать, пополнять, насыщать. С педагогической точки зрения воспитание толерантности – это целенаправленное создание условий, требующих взаимодействия с другими людьми, какими бы в глазах ребенка они ни были. В связи с этим среди педагогов активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, т.е. уважения прав и свобод других, непохожих на тебя, людей и принятия, возможно, непонятных или чуждых тебе идей. Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера осуществляет воспитание обучающихся через содержание, формы и методы работы, принципы и функции деятельности. Посещение учреждения дополнительного образования является для ребенка добровольным, т.е. исключает обязательность и какое-либо принуждение, в том числе и в выборе содержания и видов интересующей его деятельности. Учреждение дополнительного образования детей в отличие от массовой школы разделяет детей по их индивидуальным особенностям и интересам, учит всех по-разному, причем содержание и методы обучения предполагают учет уровня умственного развития и корректировку программы в зависимости от конкретных возможностей, способностей и запросов ребенка. Особенности учреждений дополнительного образования детей заключаются и в том, что они осуществляют диалоговый характер отношений между педагогом и обучающимся, создают условия для формирования процессов самопознания, самовыражения и самореализации каждого ребенка.

Обращенность к процессам самопознания, самовыражения и самореализации обеспечивается включением личности в деятельность. Выделяют основные виды деятельности: общение, игра, учение и труд. В нашем Центре детского и юношеского технического творчества (ЦДЮТТ) эти виды деятельности


реализуются через внедрение в образовательный процесс технологий личностно ориентированного обучения, таких как технология сотрудничества, технологии игровой, проектной, исследовательской и коллективной творческой деятельности. Педагоги технических направленностей формируют опыт адаптации, сотрудничества, взаимопомощи в коллективе через организацию дел творческого характера: выставки, конкурсы, интеллектуальные турниры, фестивали, аукционы, презентации и др. Опыт практического использования современных педагогических технологий в дополнительном образовании детей – это опыт трансформации и адаптации эталонов организации образовательного процесса, разработанных учеными и практиками для применения в средней школе. Наиболее плодотворно в системе дополнительного образования применяется технология коллективной творческой деятельности. Ее цель - выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.). Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию. Главная методическая особенность технологии – субъектная позиция личности. Главная идея – учиться вместе, а не просто что–то выполнять вместе. В результате работы у обучающихся развивается умение активно работать в группе с любым партнером или партнерами с индивидуальной ответственностью за общий результат (качественно новый уровень развития всех субъектов, включая педагогов). Творческая деятельность разновозрастных групп направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость. Коллективный труд значительно ускоряет процесс работы над изделием, позволяет правильно распределить задания, учитывая способности каждого обучающегося. Работа подростков коллективно в составе группы дает им возможность непосредственно обмениваться результатами своего труда и сравнивать их, создает благоприятные условия для активного включения в работу. Педагоги ЦДЮТТ используют следующий алгоритм работы над моделью (изделием) в рамках коллективной творческой деятельности: 1. Возникновение идеи: осознание цели и задач работы, уточнение информации, выбор модели. 2. Работа над эскизом: обсуждение цветовой гаммы, деталей, текстуры материала, техники исполнения, распределение объема и содержания работы. 3. Индивидуальная работа: индивидуальное выполнение выбранных заданий. 4. Коллективная сборка: монтаж композиции, обсуждение, добавление деталей, «заселение» при необходимости персонажами. 5. Анализ выполнения модели: коллективное обсуждение работы, знакомство с оценкой педагога. 6. Рефлексия. При работе над идеей у обучающихся развиваются такие качества толерантности как умение слушать и слышать, стремление разобраться в ситуации. Разработка эскиза подразумевает создание педагогом специальных ситуаций, позволяющих каждому ребенку проявить независимость своих суждений, уважительное отношение к мнению других. Взаимный обмен мыслями, идеями способствует проявлению внимания к другим. Индивидуальная деятельность создает условия для формирования самовыражения личности. Этап коллективной сборки учит ребенка принимать другого как значимого и ценного члена коллектива. При анализе итогов совместной деятельности особое внимание обращается на оценку взаимоотношений детей, комфортность каждого при выполнении коллективного задания, значимость действий каждого в достижении общих результатов. Принципы технологии коллективной творческой деятельности имеют много пересечений с принципами толерантности:

активность участников взаимодействия;

диалогичность, способность к плодотворному общению;

свобода выбора;

удовлетворенность деятельностью и общением участников взаимодействия.

 

Коллективная творческая деятельность способствует формированию толерантности, т.к. при правильной организации она помогает увлечь обучающихся общим делом, снять межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами детей, раскрывает их лучшие стороны, учит детей договариваться при коллективном планировании, выборе средств реализации намеченного. Коллективный анализ деятельности формирует умения доброжелательно давать оценки, высказывать мнения о действиях других людей, дети приобретают опыт гуманного взаимодействия с педагогом и другими ребятами, старшими и младшими. Коллективная творческая деятельность помогает учить детей жить в мире других людей, а, значит, учит быть добрыми, отзывчивыми и терпимыми. ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ Иванова А.В., Россия, г. Ставрополь

Воспитание этнокультурной толерантности в молодежной среде как своего рода логического продолжения здравого национального самосознания личности является одной из актуальнейших проблем


современности. Как важный элемент культуры общения толерантность признается сегодня необходимым условием общественного единения людей различных верований, культурных традиций, политических убеждений. Интеграция в мировое сообщество и процесс построения открытого демократического общества ставят перед российской системой образования новую цель – воспитание поколения, обладающего общепланетарным мышлением. Общепланетарное мышление характеризуется способностью человека рассматривать себя не только как представителя национальной культуры, проживающего в определенной стране, но и в качестве гражданина мира, воспринимающего себя субъектом диалога культур и осознающего свою роль и ответственность в глобальных общечеловеческих процессах. Многоплановость проблемы «толерантности» предполагает ее изучение с различных точек зрения. Понятие «толерантность» используется в разных областях знания: в психологии, философии, педагогике, этике, медицине и других науках. Для формирования и поддержания этнической толерантности необходимо понимание и объяснение психологических явлений и особенностей через глубинную сущность культур. Поскольку, личность формируется в определенной культуре, несомненно, подходить к вопросам воспитания толерантности в молодежной среде необходимо с учетом этнопсихологических особенностей. Вот уже более десяти лет, как слово «толерантность» обсуждается в научных кругах. Если значение слова толерантность, при употреблении его в обыденных ситуациях, легко улавливается из контекста, слово «терпимость» более знакомое и привычное, употребляемое в обычной речи, означает способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей. Слово «терпимость» часто ассоциируется с пассивным принятием окружающей реальности, непротивлением, способностью «подставит вторую щеку», жизненной позицией, предполагающей защиту прав любого человека и отношение к проявлениям нетерпимости, как недопустимым [1]. В научных кругах вновь заговорили о необходимости создания нового учения о ценностях, основой которых будут принципы толерантности, адаптированные нашему времени В «Философском энциклопедическом словаре»: «Толерантность - терпимость к иного рода взглядам, нравам и привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции» [6]. В словаре социально - психологических понятий под редакцией Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова: «Толерантность является признаком культуры ума и выражается в уважении к чужим мнениям и убеждениям». В научной литературе толерантность рассматривается как признание и уважение равенства, отказ от доминирования и насилия, признание много мерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения и позиции. По утверждению В.А. Тишкова «Толерантность - это не врожденное групповое или индивидуальное свойство, а постоянное и направленное усилие на конструирование и осуществление личных и общественных ценностей и норм поведения. Общественная толерантность - это сумма индивидуальных толерантностей, когда личность культивирует в себе установку на самоограничение, согласие и сотрудничество, а общество такую установку поощряет. Терпимость - это не вседозволенность и всепрощение, она заключает в себе и активное действие по отношению крайних форм нетерпимости» [5]. По определению А.Г. Асмолова термин «толерантность» выражает три пересекающихся значения: 1) устойчивость, выносливость; 2) терпимость; 3) допуск, допустимое отклонение. Отдельные исследователи рассматривают «толерантность» как возможность решения межкультурных и межнациональных проблем: по мнению О. Хеффе толерантность предполагает взаимное уважение различных культур и традиций, признание ценности других культур. Исходя из вышесказанного «толерантность» можно рассматривать как «моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной либо культурной принадлежности, терпимое отношение к взглядам иного рода, нравам и привычкам, но и основой безопасности. Толерантность является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции. Толерантность выражается в стремлении достичь понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, методами разъяснения и убеждения. Толерантность необходима по отношению к особенностям культуры различных групп или к их представителям. Толерантность - это сложный, многоаспектный и многокомпонентный феномен, имеющий несколько линий проявления и развития. Толерантность (и самотолерантность) — это не что иное, как мировоззренческая установка и механизм, с помощью которых можно частично исключить из общества факторы, порождающие иррациональное поведение, формулировать и реализовывать оптимальное поведение, а для личности — создавать психологический комфорт и уверенность в самой себе, в своем правильном выборе. Как толерантность в целом может служить одним из критериев гуманизма общества, так и самотолерантность является показателем человеческого в человеке.


Толерантность пронизывает все сферы социальной и индивидуальной жизни человека, является одним из ключевых «экзистенциалов» человеческой жизни. Из осознания многообразия видов и форм толерантности становится ясно, что вряд ли корректно вести речь о «толерантной (интолерантной) личности» как таковой – точнее будет говорить об уровне или степени проявления толерантности (интолерантности), об измерениях и аспектах применения принципов толерантности в конкретных ситуациях. Важнейшая цель воспитания толерантности в молодежной среде состоит в утверждении ценности человеческого достоинства и неприкосновенности каждой человеческой личности с учетом культурных и психологических факторов. Этнопсихология – наука, изучающая психологические особенности индивида или группы людей, связанные с этнической или культурной принадлежностью и проявляющиеся на сознательном и бессознательном уровнях. Предположение о существовании национального характера всегда было более или менее скрытой посылкой, как обыденного сознания, так и социальных наук. Первоначально описательное понятие «национальный характер» использовалось в литературе о путешествиях с целью выразить образ жизни народов. В дальнейшем, говоря о национальном характере, одни авторы подразумевали, прежде всего, темперамент, другие обращали внимание на личностные черты, третьи на ценностные ориентации, отношение к власти, и т.д. [4]. Этнокультурный подход делает актуальной задачу восстановления образа человека культуры как личности целостной, самобытной, свободной, духовной, гуманной, ориентированной на сохранение и воспроизводство ценностей национальной культуры в творческой жизнедеятельности, способной к культурному саморазвитию и культурно-нравственной саморегуляции поведения» [3]. Воспитание этнокультурной толерантности как своего рода логического продолжения здравого национального самосознания личности является одной из актуальнейших проблем современности. Методологическим ориентиром в процессе социально-педагогического целеполагания, а также в отборе содержания образования, методов и средств образовательно-воспитательной деятельности, должны стать интеграция ментальных ценностей людей и социумов, формирование единого ментального и поликультурного пространства. Оптимальная образовательная стратегия возможна лишь при условии соединения принципов монокультурности и поликультурности - единства и многообразия бытия культуры, их взаимной коррекции, равновесия. Этой стратегией является диалог, который представляет собой не простое наложение двух противоположных идеалов — единства и отдельности, монокультурализма и мультикультурализма, но поиск «срединной культуры». Важнейшая цель современного образования - воспитание диалогического человека, способного воспринимать и создавать мир в гармонии его многообразия. Система образования должна сформировать систему духовной интеграции, диалога ментальности и межнациональной толерантности. В многонациональном обществе теоретическое и практическое решение проблемы культурной и духовной консолидации этносов, подготовку личности к жизни можно считать одной из главных функций системы образования. Так же считает Кузнецова Е.В.: «В своем развитии образование должно опираться на культуру, духовные традиции, исторический опыт взаимодействия и взаимопонимания народов». Реализация принципа национального в образовании и воспитании в контексте интернационального призвано создавать условия для формирования национального самосознания параллельно с освоением соответствующих социальных и нравственных норм поведения: "Я - представитель своего этноса", "Я - россиянин", "Я живу в содружестве народов России", "Я - гражданин мира". Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания, в связи с этим неоспоримым фактом является учет этнопсихологических факторов при воспитании толерантности, как неотъемлемых составляющих личности человека. Таким образом, воспитание толерантности в молодежной среде должно носить системный подход и учитывать этнопсихологические особенности личности. Литература:

1. Асмолов А.Г. О смыслах понятия толерантность.//Век толерантности - М., 2001. - С. 5-6.

2. Волова Л.А. Диалог культур: теория и реальность (на примере Северного Кавказа). Пятигорск, 2003. – 338с.

3. Иванова С.Ю. Взаимодействие этнического и общечеловеческого в современной культуре. Авт. диссертации … канд. филос. наук. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999.

4. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. – М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. – 320 с.

5. Тишков В.А. Толерантность и согласие в трансформирующихся обществах (доклад на Международной научной конференции ЮНЕСКО «Толерантность и согласие»)/Очерки теории и политики этничности в России. - М., 1977.- С. 57-58.

6. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА - М, 2001. - С. 457.


ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ Исрафилова Г.Ю., Россия, г. Нижнекамск Сколь многогранна и сложна сама личность, столь же велико количество факторов, влияющих на ее прогрессивное развитие и самореализацию в профессиональной деятельности. Поэтому в акмеологии (от греч. «акме» – развитие) широкое распространение получили исследования психологических, акмеологических и иных условий и факторов, способствующих (или препятствующих) прогрессивному личностно-профессиональному развитию. Значительная часть получаемой информации может непосредственно использоваться при решении практических задач воспитания [1]. Студенты высшей школы относятся к периоду ранней взрослости в классификациях Дж. Бирена, Э.Эриксона, В.Квин, Г. Крайга. Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт – процесс, проанализированный в работах таких ученых, как Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриев, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, 3.Ф. Есарева и др. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах – целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.). Вместе с тем специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17-19 лет развита не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы. Так, В.Т. Лисовский отмечает, что 19-20 лет – это возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений. Отечественные психологи считают, что воспитание, обучение, то есть работа по формированию личности, лишь предопределяют ее развитие. Поэтому ключ к управлению развитием личности — организация ее деятельности. Анализ результатов многочисленных исследований позволяет выделить три группы условий успешного формирования личности студента в вузе, обеспечиваемые 1) самим учащимся; 2) преподавателями и руководителями вуза; 3) совместной деятельностью студентов и преподавателей [3]. В формировании личности важное место отводится нравственной сфере. А толерантность выступает одним из наиболее значимых, определяющих понятий в системе ценностей личности. Понятие толерантности на современном этапе трактуется неоднозначно. Удачное определение толерантности даѐт А.Г. Асмолов: это «искусство жить в мире непохожих людей и идей». Словарь иностранных слов трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. Однако в последнее время все чаще уходят от понимания толерантности как снисходительно-равнодушного отношения к Другому. Профессор Б.З. Вульфов предлагает рассматривать толерантность в контексте таких понятий как: признание, принятие, понимание. Признание – это способность видеть в Другом именно Другого как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения, а также осознание его права быть другим, отличаться от меня. Принятие – это умение видеть Другого изнутри, способность взглянуть на мир его одновременно с двух точек зрения: своей собственной и Другого. Формирование толерантности происходит в процессе коммуникаций. Качество межличностного общения зависит от умения строить отношения, устанавливать оптимальные контакты, основанные на толерантности. В структуру общения входит: знание правил поведения в коммуникативных ситуациях, умение устанавливать контакты, культурно и корректно отстаивать свою точку зрения в спорах, умение понимать личностные особенности и эмоциональное состояние собеседника, управлять собственным эмоциональным состоянием. По мнению психолога Н.К. Баклановой, диалогическое общение подразумевает: умение вслушиваться в собеседника, избегать оценочных суждений, способность видеть ситуацию глазами партнѐра по общению, уважение к личности с малых лет, естественность поведения. Анализируя качественную сторону толерантности, Е.Ю. Пономарѐва даѐт основание констатировать еѐ обусловленность эмоционально-чувственной стороной процесса общения. Скрытый смысл сказанного, отражѐнный невербальными средствами коммуникации, понимается глубже людьми с развитой эмпатией. Поэтому толерантность тесно связана с эмпатийным общением. В последние годы наблюдается тенденция роста количества девушек, поступающих в технические вузы. Авторы Миллер (1976), Гиллиган (1982) и Джордан (1989, 1991) выделили, что главной движущей силой в жизни женщины является стремление к общению, взаимности, отзывчивости, и создали новую схему изучения жизненного опыта человека — в контексте его отношений с другими. Ядром человеческих отношений являются: взаимная эмпатия (empathy) и доверие (empowerment). Эмпатия включает в себя: мотивацию стремление узнать другого человека, восприятие (способность воспринимать вербальную и невербальную информацию), эмоции (возможность понимать чувства другого) и познание (способность вынести из общения смысл), другими словами, эмпатия – это способность понимать и проникать в мир человека, передавая ему это понимание. Взаимность (mutuality) – это когда каждый человек полон уважения к жизненному опыту другого (Jordan, 1986). Благодаря девушкам формируются толерантные, эмпатичные отношения в коллективе юношей.

Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Учебный процесс вуза предполагает такие формы как семинарские занятия, практические, где формируются


коммуникативные компетенции. Коммуникативный аспект толерантности видится как способность к бесконфликтному, гармонизирующему общению, деятельностный еѐ аспект находит воплощение в умении выслушивать и уважать мнение собеседника, сохранять спокойствие в споре и конфликте, корректно вести межличностный спор и дискуссию. Проявление терпимости, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Оно означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Оно означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. Толерантность, с точки зрения профессора Б.З. Вульфова, не столько качество, черта личности, сколько ее состояние, точнее – реализуемое состояние. Условия образовательного процесса позволяют целенаправленно организовать ситуации, реализуемые состояния. Поэтому еще одной особенностью воспитания толерантности выступает теснейшее единство его задач: развитие готовности и подготовленности человека к сосуществованию с другими людьми, сообществами, обстоятельствами и принятию их такими, каковы они есть. Готовность – это внутреннее состояние, мотивация, желание и способность положительного отношения к объекту, а подготовленность – практические умения коммуникации и понимания, умения разобраться, постараться понять другого и его обстоятельства, динамичную – обновляющуюся или новую – среду. Однако существуют и факторы, препятствующие этому. Следует отметить свойственные многим сегодняшним юношам эгоцентричные установки сознания. Эгоцентризм – это видение мира через призму только своих интересов, с точки зрения наивно оцениваемой как исключительно правильной. Дети часто испытывают трудности, связанные с неумением, а отсюда и нежеланием принять и понять Другого именно как Другого. В большинстве своем они не могут даже представить себе, что перед ними другая культура – с иной, своей собственной, особой логикой мышления и поведения. И зачастую пытаются проецировать на других собственные мысли и качества. Исследуя феномен диссинхронии психического развития студентов в процессе учебной деятельности, нами были выявлены некоторые особенности. Феномен диссинхронии психического развития проявляется в рассогласованном состоянии систем взаимосвязанных психических явлений в определенный момент их развития, в несбалансированности когнитивного, волевого, эмоционального, поведенческого и других компонентов психического. Изучение особенностей диссинхронии психического развития студентов технических специальностей, были выявлены рассогласование в коммуникативно-аффективной сфере. Студенты часто испытывают состояния «тревожность», «фрустрация, «агрессия», «ригидность», которые в свою очередь, могут формировать нетерпимое отношение в общении с окружающими людьми. Нарушение внутреннего равновесия, неприятные аффекты, представления (воспоминания, фантазии) выступают в качестве поводов к защите. Под защитой понимается совокупность действий, нацеленных на уменьшение или устранение любого изменения, угрожающего цельности и устойчивости индивида. Защитный процесс осуществляется автоматическими бессознательными (по крайней мере, отчасти) механизмами психологической защиты личности [4]. Защитные механизмы отвергают или искажают реальность, блокируют прямое выражение потребностей, не приводят к разрешению проблемы (З.Фрейд). Студенты чаще используют механизмы защиты: «рационализация», «замещение», «регрессия». Но наблюдаются отличия среди юношей и девушек. Девушки используют еще «отрицание», «подавление», «компенсацию». Чрезмерно выраженные проявления психологических защит могут привести к искажению и даже разрушению различных аспектов объективной реальности, что, в свою очередь ведет к серьезным нарушениям адаптации личности в социальной среде. В психическом развитии студентов диссинхрония играет двойственную роль. По мнению И.Ф. Сибгатуллиной с одной стороны, любые преграды, любое рассогласование в психическом развитии выступают как ограничения, тормозящие процесс становления гармоничной личности. Однако, создавая определенные трудности, они одновременно являются и своеобразными стимулами порождения процессов компенсации. Поэтому изучение качественных сторон психического развития личности требует не только выявления и анализа этих психологических преград, их особенностей и степени выраженности, но и рассмотрения всех возможных путей и способов их преодоления, в том числе и различных компенсаторных процессов [5]. Исследование «Эмоционального интеллекта» позволяет говорить о формировании компенсаторных процессов. Эмоциональный интеллект понимается, как способность осознавать отношения личности, представленные в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой (на основе принятия решений) [2]. Он объединяет в себе самосознание, контроль импульсивности, настойчивость, уверенность, самомотивацию, эмпатию и социальную ловкость. В общении эмоциональный интеллект ответственен за принятие решений относительно того, в какой форме, в какое время, в каком месте, и с какой целью человек должен выразить собственные эмоции партнеру. Эта функция эмоционального интеллекта может быть названа функцией «хорошей формы». В общении эмоциональный интеллект выполняет работу по саморегуляции и самозащите индивида от чрезмерных разрушительных переживаний.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: