ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СЕМЕЙНОМ УКЛАДЕ 18 глава





Религия. Поддержка религиозными организациями той или иной политической группировки может способствовать усилению конфронтации. Одновременно такие действия могут вести и ведут к противопоставлению различных конфессий (а в условиях России этноконфессиональных общностей) друг к другу, к резкому обострению противоречий внутри вероисповеданий. Средства массовой информации. Большую роль в создании порождении этнических конфликтов играют не всегда компетентные, а подчас и подстрекательские, оскорбительные публикации и передачи в СМИ, возбуждающие национал-экстремизм, за которые журналисты не несут никакой ответственности. Социальная напряжѐнность. Находясь в благоприятных условиях, когда людей устраивает их уровень жизни, они не уделяют особое внимание другим этносам. Социальная напряженность, возникающая в определенной этнической общности, зачастую порождает недовольство к другой общности. Появляется сравнительные суждения (Мы - они). Этнические конфликты в таких случаях неизбежны, они продолжают либо поддерживать высокий уровень напряженности, либо (при разрешении конфликтов) резко идут на убыль. Таким образом, этнический конфликт — форма межгруппового конфликта, когда группы с противоречивыми интересами поляризуются по этническому признаку. Этнический конфликт является формой межгруппового конфликта, следовательно, методы управления межгрупповыми конфликтами, можно использовать и для работы с этническими конфликтами. В ходе исследования сделан вывод, что существует множество методов профилактики и предупреждения этнических конфликтов. Самыми эффективными являются: формирование этнической толерантности, анализ и контроль СМИ, мониторинг социальной напряженности. Этих методов достаточно для эффективной профилактики этнических конфликтов. Необходимо использовать их на территории где, по прогнозам, может случиться этнический конфликт. На основе изучения теоретических данных предпринята попытка анализа и прогнозирование этнического конфликта (на примере Грузино-Осетинского конфликта 2008 г.). В ходе исследования выяснилось, что во время Грузинского конфликта 2008 года в средствах массовой информации велась информационная война. Это доказывается тем, что передававшаяся в новостях информация не соответствовала действительности (сравнение информации СМИ с объективным описанием конфликта). Как показал анализ, информационная война повлияла на общественное мнение. Сравнение объективного описания конфликта с информацией СМИ показывает, что некоторая информация не соответствует действительности и эмоционально окрашена. Новостные ресурсы описывали конфликт, не так, как он протекал на самом деле. Вследствие этого зрители восприняли ситуацию иначе. Анализ общественного мнения показал, что ложная информация, полученная людьми, была воспринята, как истинная. Вследствие чего у иностранных граждан сложилось мнение о том, что Россия напала на Грузию, несмотря на то, что Россия выполняла миротворческие планы. Все это привело к тому, что у населения сформировалось различное мнение об этническом конфликте. На просторах интернет шли споры по этому поводу. Некоторые откровенно обвиняли русских в агрессии. Все это подтверждает гипотезу о том, СМИ участвует в формировании общественного мнения об этнических конфликтах. Более того, СМИ может создавать этнические конфликты, это подтверждается сообщениями в интернет общении. Выяснено, что при своевременном мониторинге конфликтной ситуации между Грузией и Осетией, можно было выявить возрастающую социальную напряженность, и предотвратить эскалацию конфликта. Итак, рассмотрены структуры этнического конфликта, его причины, особенности и аспекты. Определены методы, с помощью которых можно успешно прогнозировать и предотвращать этнические конфликты. Проведено изучение материалов СМИ и других публикаций с помощью метода контент-анализ. Этим способом выявлена существовавшая до конфликта социальная напряжѐнность. На основе исследования публикаций до Грузино – Осетинского конфликта доказано, что социальная напряженность может приводить к эскалации конфликта или даже порождать сам конфликт. Тем самым показана возможность с помощью данной методики своевременно обнаруживать опасность возникновения этнического конфликта для его предупреждения или же более конструктивного разрешения. С помощью сравнительного анализа выявлено влияние СМИ на общественное мнение об этнических конфликтах. Доказана важность своевременного мониторинга СМИ с целью выявления подстрекательных, эмоционально окрашенных, заведомо ложных публикаций. Такой мониторинг не допустит дезинформировать граждан, а так же существовать информационной войне. Таким образом, гипотеза о том, что этнический конфликт можно спрогнозировать при помощи мониторинга СМИ и выявления социальной напряженности, а так же предотвратить и предупредить его подтвердилась. Поставленные задачи решены, цель работы достигнута. АЛГОРИТМ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ЭПОХУ АГРЕССИИ Титова Л.Г., Россия, г. Ярославль Становление новой социально-политической структуры в России сопровождалось ростом преступности во всех ее формах – от коррупции и казнокрадства до криминальных разборок и терроризма.

Рост социальной агрессии – явление эпох кризисов, революционных переворотов, насыщенных негативными эмоциями, направленных на настоящий и предшествующий режим, критика или уничтожение


которого в представлении негодующих масс – начало торжества справедливости. Справедливой становится борьба с врагами нового режима, которые скрыто или явно противодействуют новой власти, стремясь вернуть уходящий и бесперспективный мир. Борьба с ними осознается как трудная, но священная, любая жестокость по отношению к ним оправдывается революционной необходимостью. Возможность и необходимость справедливости, достигаемой «огнем и мечом» - исторически сложившаяся философия и идеология агрессии. Добро и Зло как две стороны бытия, составляющие его живую суть, вечное продвижение к истине – добру и торжество его спутника – Зла – баланс мироздания, нарушение которого осознается как несправедливость, великая аморальность сущего. Агрессия и есть, по сути, процесс разрушения соотношения Добра и Зла. Толерантность – способ его восстановления. Терпимость не означает торжества позитивных начал, а является лишь инструментом управления социальным равновесием. Формирование толерантных отношений имеет свои этапы, периоды, переходные стадии, поэтому может быть представлено в виде модели, алгоритмической конструкции выстраивания отношений взаимопонимания. Арсенал современной конфликтологии содержит богатый инструментарий толерантности, начиная с определения общих нравственных требований к взаимодействующим сторонам и кончая созданием равновесия конфликтующих сторон на уровне международных, внутригосударственных и межличностных отношений. При этом вырисовываются некие общие принципы, за пределами которых толерантность превращается в свою противоположность. Принцип ограничений. Толерантность должна иметь свои границы, за пределами которых снисходительность оборачивается попустительством и безответственностью. Принцип альтернативности. Формируя толерантные отношения, необходимо прислушиваться к мнению оппозиции, вносящей конструктивные предложения, хотя они и противоречат сложившимся стереотипам и официальным установкам. Принцип рациональности. Необходима трезвая оценка возможностей сторон, способности к компромиссам и соглашениям, социально-психологической готовности к новым отношениям. Противоборствующие стороны должны иметь ясное представление об интересах друг друга. Принцип информативности. Информация об изменениях условий и положения сторон позволит гибко осуществлять политику соглашений и компромиссов, постепенно создавая атмосферу терпимости. Опираясь на предложенные принципы, конфликтующие стороны способны выстроить систему толерантных отношений, в основе которых станет обоюдное желание сохранять уважительное отношение у противоположностей, выдержку и спокойствие даже тогда, когда ситуация переходит в более напряженную стадию. Толерантность, таким образом, не является качеством, органично присущим той или иной системе межличностных, социальных или международных отношений. Она есть результат длительной, последовательной внутренней и внешней работы личности, общества, государства, включающей: - процессы социализации, - целенаправленную и гибкую политику, - информационное обеспечение, - договоры и переговоры, - аналитическую деятельность по выявлению деструктивных явлений в межличностных, внутригосударственных и межгосударственных отношениях. Алгоритм толерантности в обществе – последовательность действий, создания социального равновесия, которые включают фазу выявления интересов, фазу создания информационного поля, фазу подготовки населения к снятию социального напряжения, фазу формирования собственно толерантных отношений. Фаза выявления интересов, способностей, возможностей, социальных настроений – необходимая составляющая процесса формирования толерантности. Разнообразие интересов и потребность их реализации создает потенциальную угрозу конфликтов, разрешение которых как на межличностном уровне, так и на уроне обществ и государств определяется наличием ресурсов. Личные, социальные и государственные ресурсы создают основу рационализации толерантности, переводу ее из области политической риторики в область достижимой реальности. Здесь важная роль отводится научным экспертам, которые создают реальную, рационализированную картину готовности общества к взаимопониманию. Фаза создания информационного поля, оповещения населения о состоянии общества, существующих протестных движениях, действиях оппозиции, другими словами – об уровне социальной напряженности позволяет создать временной люфт для осмысления возможностей взвешенного подхода к ситуации. Своевременная информированность населения о событиях создает возможности для принятия решения о том, что предпочтительнее – радикальные действия или взвешенные и продуманные решения.

Фаза подготовки населения к снятию социального напряжения. Это проведение взвешенной социальной политики, двусторонние и многосторонние переговоры на уровнях общественно-политических


движений и объединений, подключение гражданского общества к процессам принятия решений, тесное взаимодействие власти и бизнес-структур. Фаза формирования толерантных отношений. Длительный процесс, стратегическая деятельность по созданию системы социальной и политической социализации, стержневой задачей которого будет формирование в обществе ценностей Добра – терпимости, сочувствия и понимания ближнего. Каждая фаза предполагает наличие собственных субъектов ее реализации. Выявление интересов и состояние социальной напряженности осуществляется в социологических службах и управляющих кругах. В это процесс вовлекается научное сообщество и лидеры партий и общественных движений. В создании информационного поля активное участие принимают средства массовой информации, главной задачей которых становится обеспечение морального воспитания общества. Государство является центральной фигурой, обеспечивающей процесс предупреждения социальной напряженности путем формирования адекватной социальным потребностям социальной политики. Процесс социализации создается системой образования, задачами которой являются формирование межличностных отношений в изменяющемся и сложносоставном обществе. Таким образом, толерантные отношения возникают как результат культуры, нравственности, социализированности, информированности, способности к взвешенному и рациональному подходу к любой возникающей в межличностным, общественных и межгосударственных отношениях ситуации. Алгоритм толерантности – пошаговый процесс создания толерантных отношений, включающий движение от осмысления процесса до формирования взвешенного, обдуманного поведения в любой ситуации, терпимого и сочувственного отношения к человеку. Следовательно, толерантность можно определить как особое состояние межличностных, общественных и межгосударственных отношений, предполагающих взвешенное, рациональное поведение их участников в любой предконфликтной, конфликтной и кризисной ситуациях, основанное на высоком уровне культуры, нравственности, осознанности, информированности и ресурсообеспеченности, исключающее радикальные формы проявления. Толерантность является действенным способом достижения социального равновесия, добра и справедливости. МУЛЬТИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Фурсова В.В., Россия, г. Казань В любых современных общественных системах образование является одним из главных социальных институтов, формирующих сознание и поведение граждан любого общества. Образование, как институт, наряду с другими функциями, выполняет также и политическую - приобщение граждан к политике и идеологии данного государства. Поэтому содержание образовательных программ оказывает существенное влияние на социальные стереотипы, мировоззрение и социальное поведение человека в данном обществе. В связи с этим, можно сделать вывод о том, что образование формирует личность не вообще, а личность в конкретном обществе. Так, в советский период, в соответствие с идеологическим контекстом образовательных дисциплин, формировались интернационалисты – люди с широким кругозором и доброжелательным отношением ко всем нациям и народностям, проживающим на территории СССР. И не только теоретически (в рамках существующей идеологии становления единой общности- советский народ), но и в повседневных практиках люди толерантно относились к представителям других этносов. К сожалению, это позитивное наследие было потеряно в постсоветский период, и институт образования утратил свою главную воспитательную функцию. В связи с этим, интересно обратиться к разработкам некоторых зарубежных исследователей в этой области и переосмыслить роль современной системы образования в данном контексте. Обратимся к постмодернистской социологии.

По мнению зарубежных социологов, настоящее столетие связано с ростом регионального национализма и утверждением прав различных меньшинств во всем мире. Происходит также и рост социальных движений: афроамериканцев, панков, феминистов, экологов, гомосексуалистов, фашистов, экстремистов в противовес «культуре потребления», которая анонимирует и деиндивидуализирует личность. Интерпретируемая нами проблема обстоятельно рассмотрена Д. Бэнксом. Он широко известен в науке как специалист по мультикультурному образованию. Бэнкс изучал процесс высшего образования в США, Англии, Австралии, Швеции и Нидерландах. В работе «Мультиэтническое образование» [1] он пишет, что студенты должны научиться понимать зависимость судеб наций в современном мире, выяснять свои позиции по отношению к другим нациям и отражать свою идентификацию с мировым сообществом. Это является очень сложной задачей, так как в мире еще часто господствуют национальные предрассудки. Бэнкс отмечает, что жесткий национализм в отношениях между государствами, добровольное этническое обособление принимает форму нарциссизма. Именно студенты нуждаются в развитии деликатного баланса между этнической, национальной и глобальной идентификацией. Автор выдвигает гипотезу, что глобальная идентификация может развиваться на основе здорового национализма, а тот, в свою очередь, на основе рефлексирующей этнической идентификации. Результатом этих процессов является личностная идентификация студента, на которую оказывает влияние наследственнось, культура личности, ее


жизненный опыт, образование. Бэнкс также предложил свою версию стадий овладения студентами многокультурного восприятия мира. Это, конечно, идеально-типическая конструкция, но очень интересная для теоретического анализа. Стадия 1. Учащийся на этой стадии остается удовлетворенным своей этнической идентичностью. Поэтому необходим поиск междисциплинарных и гуманистических путей для дальнейшего развития этнического сознания. Стадия 2. На этой стадии учащийся осознает свою этническую идентичность и чувствует враждебность по отношению к другим этническим группам-аутсайдерам. Педагог должен преодолеть негативное отношение учащегося к другим этногруппам и наметить пути конструктивного сотрудничества с ними. Стадия 3. На этой стадии становится необходимым, чтобы учащийся полностью и глубоко осознал свою этническую принадлежность с обьективных позиций. Стадия 4. Учащемуся нужно помочь освоить ценности и манеры поведения другой этнической группы. Стадия 5. Учащийся должен научиться оценивать ход событий и перспективы развития данных этнических групп в рамках всего национального государства и отношения этого государства к другим государствам. Он должен научиться жить в многоэтническом и многокультурном окружении и проводить дискуссии с другими группами, то есть овладевать культурой межэтнического общения. Тем самым учащийся должен научиться жить в рамках единого мультиэтнического и глобального мирового сообщества. Стадия 6. На этой стадии учащийся осваивает три уровня идентификации: этнический, национальный и глобальный, устанавливает межкультурное общение. Он должен освоить не только основные ценности этнической и национальной, но и мировой культуры. Под идентификацией Бэнкс понимает социально-психологический процесс усвоения ценностей, стандартов, ожиданий или социальных ролей определенных личностей. Идентификация личностей с определенными группами означает интернационализацию интересов и выполняемых социальных ролей. Студент проходит семейную идентификацию, расовую, этническую, и идентификацию с той или иной неформальной или формальной группой. Идентификация является эволюционным процессом, динамичным, а не статичным. Все индивиды принадлежат одновременно к различным группам и, значит, проходят несколько ступеней идентификации. В ходе социализации студенты проходят различные степени идентификации. 1 ступень - этнически закрытая. На этой стадии индивид впитывает негативные идеологические и поведенческие ценности других этносов для того, чтобы институализироваться в рамках своей этнической группы. Это период оценки значимости своей этнической группы. На данном этапе проявляется психология несовместимости индивида по отношению к господствующей культуре, проявляющаяся в агрессивности. Индивид становится как бы заложником своей этнической группы. 2 ступень – этнически открытая. Личность на этой стадии этноцентрична. Происходит выделение личностью этнически исключительных черт, добровольного сепаратизма. Сознание представляет собой этническую группу как высшую по отношению к другим этническим группам и расам. Эта стадия борьбы за освобождение этнической группы - стадия этнического сепаратизма. Члены аутсайдерских этнических групп могут стать фанатами и экстремистами. 3 ступень - этническая идентичность. Личность толерантно относится к другим этническим группа, стремится их понять. На этой стадии личность разъясняет для себя свою собственную позицию и этническую идентичность, ликвидирует психологический конфликт и изменяет свою позицию по отношению к другим этногруппам и отказывается от рассмотрения своей этнической группы как аутсайдера. На этом этапе члены данной этнической группы достигают для себя определенной экономической, социальной и политической безопасности и осуществляют контакты взаимопомощи с членами других этнических групп. 4 ступень - биэтническая. Она представляет собой освоение личностью наравне со своей культурой другой этнокультуры. Индивид чувствует наряду со своей этнической идентичностью наличие у себя психологических характеристик, позволяющих ему успешно участвовать в освоении какой-либо этнокультуры. То есть у индивида есть четкое желание функционировать в рамках двух этнокультур. Примеры биэтнических культур - участие многих афро-американцев в развитии англосаксонской культуры. 5 ступень - многоэтническая. Она представляет собой рефлексирующий национализм в рамках нации-государства. Это период усвоения индивидом культурных ценностей, принадлежащих единому национальному государству, состоящему из многочисленных этнических групп. Эта стадия не идеализированного, а рефлексивного мышления, формирования новых решений этнопроблем. Это период, когда личность становится гражданином национального, демократического, плюралистического государства. Это стадия межкультурного понимания и сотрудничества.

6 ступень - глобализм. Это уже рефлексирующий национализм в рамках нации-государства. На этой стадии личность разъясняет, осмысливает в позитивном плане свою этническую, национальную и глобальную идентификацию, определяет свои поступки и позиции по отношению к другим нациям и государствам. Личность интернационализирует универсальные этнические ценности и принципы


человеческого поведения. [1]. Таким образом, с точки мультикультурного подхода, необходимо проникновение идей интернационализма в учебные программы. Важно превратить мультикультурную проблематику в составную часть учебных планов, не ограничиваясь отдельными курсами и дисциплинами. Все преподаватели должны знать о проблемах мультикультурализма и быть готовыми к проявлению предубеждений, недооценке и негативного отношения к этническому происхождению своих учеников. На наш взгляд, не существует нейтральных предметов. Не важно, насколько предмет связан с культурой и обществом, он не может преподаваться в культурном или социальном вакууме. Особое значение приобретают такие предметы как социология, искусство, музыка, литература, право, этика. Главные требования выражаются в том, что каждый должен иметь равные возможности. Они предполагает развитие позитивного отношения ко всем работникам и учащимся независимо от этнического происхождения, что может быть использовано для развития антирасистских инициатив через учебный план и, тем самым, учебный процесс. Подготовка ребенка к этническому и культурному образованию должна начинаться с дошкольного возраста в семье. Способствуя развитию всеобщего школьного образования в духе принципов этнического плюрализма необходимо добиваться, чтобы учащиеся изучали различные аспекты истории и культуры различных национальных групп с целью достижения этнической идентичности. Школьное управление должно защищать личные права учащихся: сохранение уважения к нему самому и его этническому окружению; позитивное саморазвитие личности; достижение понимания и уважения этнических особенностей других личностей, получение равных образовательных возможностей. Каждый образовательный институт призван руководить и контролировать поведение учащихся. Цель данного руководства - достижение многоэтнической гармонии во взаимоотношениях учащихся. Навязывая учащемуся идеальную модель поведения, учебная политика помогает им лучше приспособиться к этническим групповым различиям. Равноправное образование требует защиты лингвистических и культурных различий среди учащихся, вплоть до создания специальных образовательных классов. Учебное заведение должно организовывать досуг учащихся с учетом их этнического разнообразия, в частности, проведение студенческих фестивалей, религиозных праздников. Все это может быть внесено в учебные программы и планы работы учебных заведений. Многоэтническое образование связано с необходимостью развития у каждого учащегося чувства собственного достоинства. В ходе обучения учащийся должен осуществить свою этническую идентификацию в положительном смысле. Для этого нужно способствовать успехам учащихся в школе в рамках отдельных многоэтнических и многокультурных групп. Многоэтнические программы должны развивать у учащихся чувство собственного достоинства. Такое самоутверждение позволяет учащимся успешно действовать в будущем, в ходе его профессиональной деятельности. Научить студента работать в рамках отдельной учебной группы не означает уничтожить его индивидуальность. Учащийся должен получать навыки работы в различных социальных и этнических группах, сохраняя при этом свою индивидуальность, сформулированную в результате влияния семейных традиций. Каждый учащийся должен сформировать у себя личную гордость, даже если он принадлежит к группам этнического меньшинства. Образовательные учебные программы должны позволить каждому учащемуся охватить всеобщность одной этнической группы. Необходимо достигнуть в ходе обучения ликвидации так называемых этнических стереотипов, связывающих определенные недостатки в поведении (насилие, алкоголизм, наркомания) с деятельностью отдельных этнических групп.В ходе обучения необходимо, чтобы учащиеся поняли, что право выбора средств и уровней этнической идентификации личности является добровольным и не обязательно совпадает с деятельностью всей этнической группы. Учащиеся должны поддерживать и развивать у себя индивидуалистическое мышление. Многоэтническое образование направлено на формирование ценностей, позиций, поведения этнического плюрализма. Положительные цели этнического плюрализма включают в себя уважение национального и этнического достоинства личности, осознание того, что разнообразие суть одна из важнейших черт человеческой жизни, а межэтнические конфликты являются деструктивными и разделяющими. Все это будет способствовать формированию поликультурного общества, в котором решение межнациональных конфликтов должно выйти на новый уровень позитивного развития. Литература:

1. Banks J. Multiethnic education. – N.Y.: Praeger, 1994.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКА КСЕНОФОБИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН Чистов В.В., Казахстан, г. Алматы За последние двадцать лет в период закрепления всеми Республиками СНГ своей независимости и национального суверенитета, гласности и свободы самовыражения, существенно изменился стиль взаимоотношений, формы личностного самореализации и самоутверждения молодежи. Наиболее сильное влияние на становление нового отношения к жизни и повседневным проблемам сыграло, несомненно, информационное пространство сферы влияния Запада и, в еще большей степени, США. Позиции гуманистической психологии А.Маслоу, К.Роджерса, Г.Олпорта, наряду с идеями гештальта, психоанализа и неофрейдизма сыграли определенную роль в стремлении к самовыражению себя в новом мире равных возможностей.


Казахстан, также как и Россия, полиэтническое государство, в котором проживает более 130 разных народов. С первых дней построения качественно нового государства первостепенное внимание в Республике уделялось проблеме мирного содружества всех народов и равноправия всех религий. Так, уже в январе 1992 года в Казахстане был принят закон «О свободе вероисповедания», давший всем народом законное право жить, соблюдая свои исторически сложившиеся традиции, совершать обряды, праздновать национальные праздники. Каждый народ Республики получил право не только исповедовать ту или иную религию, но и создавать этнические объединения, развивать своѐ искусство, познавать свои исторические корни и культуру. Сегодня в Казахстане существует Ассамблея народов, включающая в себя более ста представителей разных наций; активно действуют еврейская, греческая, армянская, азербайджанская, украинская, немецкая, польская и другие национальные общины; появились реальные возможности для актуализации национального самосознания и обретения всеми народами многонационального Казахстана подлинной независимости. Специальные молодѐжные программы дают возможность приобщаться к многовековой этнокультуре, изучать родной язык и традиции, получать образование на земле предков. Так, например, по молодѐжным программам «Сохнута» еврейская молодѐжь получила возможность побывать в Израиле; немецкая – выезжает в Германию. В Казахстане, как одной из самых многонациональных по составу Республик, удивительно ярко проявляется интерференция различных культур, слияние их в единое целое, что представляет качественно новый тип взаимоотношений, при котором каждая этническая группа получила полное право на самоопределение и самовыражение в присущих данному этносу характерных особенностях. Этому способствую межнациональные браки, которых достаточно много в Казахстане. Во всех учебных заведения Республики введен в процесс обучения курс «Этнопсихологии», главной целью которого также является формирование, в первую очередь, толерантности к обычаям, традициям и культуре всех народов, проживающих в стране и, во-вторых, проведение бесед и диспутов, осуждающих те или иные проявления межэтнического антагонизма и ксенофобий. Данной дисциплине уделяется в настоящее время первостепенное значение, ибо посредством ее формируются мировоззренческие позиции молодежи, что служит мощным средством взаимоуважения между народами. Поддержание братства и дружеских взаимоотношений между народами осуществляется также многими государственными программами: проведением межконфессиональных съездов и конференций, форумов дружбы и единства народов, праздников подлинной независимости. Большую популярность в Республике получают фестивали, в которых принимают участие и демонстрируют свою национальную культуру почти все народы многонационального Казахстана. В Республике удалось осуществить синтез западных ценностей и восточных религиозных традиций, утвердить постулаты национального самосознания и религиозной культуры. Подтверждением этому являются праздники Курбан айт и Рождество, которые являются нерабочими днями, и наглядно демонстрируют наличие сочетания христианских и мусульманских традиций как неотъемлемой части развития полиэтнического общества. Не менее значимы ныне и праздники других народов, которые достаточно широко и свободно отмечаются не только в этнических общинах, но и в городском масштабе. Так, в частности, еврейская диаспора получила возможность праздновать свой национальный праздник независимости «Ханука» прямо на площадях и улицах городов, к которому представители других наций относятся вполне толерантно. Подлинно всенародным стал сегодня один из наиболее значимых праздников восточных народов «Наурыз». Этот праздник Весны и встречи нового этапа года в день весеннего равноденствия; известный с давних времен, стал един для всех народов многонационального Казахстана, как праздник обновления природы, примирения и нравственного очищения. Молодежь любит и ценит прекрасную весеннюю традицию, сохранившую свою красоту и значимость и в настоящее время, сопровождающуюся приготовление традиционных блюд национальной кухни, которыми можно гордиться. Очень популярен в среде молодѐжи стал религиозный обряд «Ораза», запрещающий в течение 30 дней принимать пищу в дневное время (от восхода до заката солнца), что фактически способствует очищению организма и души, развитию воли и саморегуляции. Следующий позже, праздник жертвоприношения «Курбан-Айт», призывающий угощать не только родных и близких, но и всех окружающих людей, особенно нищих и бедных, также способствует нравственному благородству и традиционному гостеприимству и щедрости казахов как характерной черты этнического склада личности, указывая на преемственность молодѐжью подобных и весьма значимых этнических эталонов взаимоотношений, определѐнных постулатами ислама. Совместные праздники являются мощным воспитательным средством, сплачивающим народы в одну семью и практически исключают возникновение ксенофобий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: