АТЛАНТИДА: ДЕТЕКТИВ СЕДЫХ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ 5 глава




Эпидавр по сей день довольно любопытное место. Мобильные телефоны здесь не работают вообще или работают очень плохо, а государственной телевизионной компании пришлось установить в этом районе немало усилителей, чтобы обеспечить качественный прием. Неподалеку от археологической зоны для тех, кто желает исцелиться, построены новые отели, и даже бывший президент Франции Франсуа Миттеран тайно совершал сюда паломничество, моля о здоровье. Мы не знаем, какому богу он направлял свои молитвы.

Божественные отпрыски активно потрудились еще в одном месте — на Крите. История этого средиземноморского острова связана в некотором роде с техникой, здесь были сделаны довольно любопытные изобретения. Я уже писал о том, как царская дочь Европа якобы влюбилась в быка, в которого обратился Зевс: он унес ее прямо на Крит. Здесь у Зевса с его возлюбленной родилось трое сыновей, одного из которых звали Минос. Он стал царем Крита и каждые девять лет получал от своего отца Зевса новые законы — довольно неплохой способ идти в ногу со временем и быть примером для других народов. Минос построил огромный дворец — больше, чем где бы то ни было в мире. И, разумеется, будучи сыном бога, он взял себе жену из рода богов, дочь бога солнца Гелиоса.

Однажды Минос решил совершить жертвоприношение, и бог моря Посейдон послал ему прекрасного молодого быка, предназначавшегося для этого ритуала. Но Минос оставил себе этого быка и забил другого. Посейдон пришел в ярость и возжаждал мщения — не все божественные отпрыски были сердечными друзьями. Каким-то образом Посейдон заставил жену Миноса влюбиться в быка — не правда ли, бесчеловечная идея? Естественно, жене Миноса пришлось помалкивать о своей извращенной любви, но она повелела одному блестящему инженеру, который жил на Крите, изготовить искусственную корову. Инженера звали Дедал, и он создал такую совершенную корову, что царица могла забираться в нее, а прекрасный бык и не подозревал о подлоге. Бык покрыл корову, и вскоре после этого царица почувствовала сильные боли в чреве своем. Через какое-то время она родила гибридное существо с человеческим телом и головой быка. А поскольку она была женой царя Миноса, это существо назвали Минотавром (дословно переводится как «бык Миноса»).

Минос, должно быть, не на шутку разгневался и приказал Дедалу соорудить огромную тюрьму для Минотавра — лабиринт настолько запутанный, что никто не смог бы из него выбраться. Но забыть о Минотавре не удавалось — этот получеловек-полубык был чудовищен в своих желаниях. Каждый год в лабиринт отправляли семь юношей и семь девушек на съедение Минотавру. В конце концов Тесей, сын афинского царя, решил убить Минотавра и положить конец человеческим жертвоприношениям. Он добровольно вызвался стать одним из семи юношей и отправился на Крит, где влюбился в Ариадну, дочь Миноса. Она тоже обратилась за помощью к Дедалу и попросила его сделать так, чтобы ее возлюбленный сумел найти обратный путь из лабиринта, когда убьет Минотавра. Дедал, у которого находилось решение любой проблемы, показал дочери царя выход из лабиринта и дал ей клубок, знаменитую нить Ариадны. Ее возлюбленному нужно было, отправляясь в лабиринт, привязать кончик нити к входу и разматывать клубок по дороге, чтобы по этой нити потом вернуться.

Далее сказка сказывается быстро. Тесей убил Минотавра. Царь Минос, естественно, прослышал о том, какую роль сыграл Дедал в этой истории, и бросил того — вместе с сыном Икаром — в тюрьму. Дедал изобрел две хитроумные летающие конструкции из дерева, перьев, смолы и других материалов. Дедал с Икаром отправились в полет и успешно поднялись в небо над Критом, но, увы, Икар забыл предостережение отца — не подлетать близко к солнцу, чтобы не расплавилась смола и не отвалились крылья. Именно это Икар и сделал — и стремительно рухнул вниз. С тех пор море, в которое он упал, стали называть морем Икара. А остров, к берегу которого прибило его тело, именуют Икарией.

Дедал долетел до Сицилии, король которой с восторгом принял этого гения инженерии. Ведь ни один правитель не откажется иметь технологическое преимущество над другими странами. Но Минос пришел в ярость, узнав о побеге Дедала. С целым флотом он отправился искать Дедала по всему Средиземному морю и наконец нашел его на Сицилии. Но король Сицилии с Дедалом расстаться не пожелал. Вместо этого дочери короля утопили Миноса в кипящей воде. Согласно некоторым греческим легендам, тело царя Миноса вернули на Крит и погребли там.

Конечно же, ничто не происходило именно так, как описано в мифах. Греческий археолог Анна Михайлидис исключает даже малейшую возможность подобного: «Миф не имеет абсолютно никакой основы в исторической реальности». Все знаменитые поэты и историки Древней Греции обращались к критским мифам: Гомер, Гесиод, Фукидид, Пиндар, Плутарх, Диодор Сицилийский и, разумеется, Геродот. Каждый из них приводил свои версии событий и свою точку зрения, и только основа истории оставалась неизменной.

На Крите не нашли никакого лабиринта, разве что под ним подразумевался дворец царя Миноса: «дом Миноса» в Кноссе был больше Букингемского дворца и располагался на нескольких этажах. В нем насчитывалось тысяча четыреста комнат, и там действительно можно было заблудиться.

В середине XIX столетия этот гигантский комплекс в Кноссе был всего лишь неприметным холмом. Только в 1878 году грек Минос Калокаиринис начал вести там скромные раскопки. Затем в 1894 году на Крит приехал британский археолог Артур Эванс. Равно как и Генрих Шлиман, он верил в реальность того, о чем писал Гомер. Тот в свое время очень подробно изложил критские легенды и привел подробное описание Кносского дворца.

Сначала Артур Эванс вернулся в Англию и был назначен директором Эшмоловского музея в Оксфорде. Он нашел средства и покровителей, чтобы вести раскопки на Крите. Наконец, 23 марта 1900 года Эванс с группой из тридцати человек приступил к работе и, слой за слоем, постепенно раскопал легендарный дворец царя Миноса.

 

 

Сотни кносских глиняных сосудов находились под землей. Может быть, в них когда-то хранилось топливо для «летающих кораблей» божественных отпрысков?

 

Кносские глиняные сосуды

 

Кносские глиняные сосуды

 

Фундамент дворца царя Миноса на Крите восходит к мегалитической эпохе

 

Сразу стало ясно одно: здесь главенствовал культ быка. Изображения быка обнаружились на фресках и глиняных фрагментах, а бычьи рога были нарисованы повсюду. Никаких технологически выдающихся находок обнаружить не удалось — ни мастерской гениального Дедала, ни костей Минотавра, ни единой, увы, металлической детали робота Талоса, описанного в «Аргонавтике». Все это, возможно, полностью проржавело в водах одной из тысяч критских бухт.

На всем острове нет никаких оборонительных сооружений — ни городских стен, ни замков, ни стен, защищавших бы жителей от захватчиков с моря. Может, критяне действительно полагались на Талоса? Как бы там ни было, Артур Эванс сумел доказать, что Гомер оставил весьма точные описания.

Что особенно удивило археологов, так это древность находок. Кносский дворец разрушался и снова отстраивался несколько раз, но размер его всегда оставался неизменным. Самые древние развалины датируются 3000 годом до нашей эры, но чем дальше копали археологи, тем больше они углублялись в каменный век. В итоге выяснилось, что на этой территории люди жили 8000 лет назад, задолго до возведения Кносского дворца. А было ли найдено что-то особенное? Удалось обнаружить руины мегалитических сооружений — не только на месте Кносского дворца, но и на территориях различных храмов.

 

 

Развалины Кносского дворца на Крите

 

Восстановленный зал Кносского дворца на Крите

 

Кносский дворец оказался объединенным комплексом с внутренними двориками, комнатами, небольшими залами и низкими дверями. Также были найдены сосуды наподобие ванн с отверстиями для затычек — но без каких-либо труб, присоединенных к ним. Поразило исследователей и количество ступеней и лестниц: три лестничных марша располагались в одном крыле всего в десяти метрах друг от друга и вели на просторную террасу на крыше.

Возможно, по какой-то причине все жители дворца должны были одновременно попадать наверх? И наконец, Артур Эванс обнаружил множество кладовых и хранилищ, заполненных глиняными сосудами, в которые свободно могут поместиться два взрослых человека. Профессор X. Г. Вундерлих писал об этом:

Даже при виде кносских сосудов «нормального размера» удивляешься, как их опорожняли и время от времени чистили, поскольку вряд ли кому под силу достать до дна с помощью пусть и очень длинного черпака, встав на стул или табуретку. Гигантские пифосы [каменные сосуды] ставят перед нами дилемму: их невозможно наклонить… Кувшины для хранения таких размеров должны были доставить сюда еще до возведения стен и на всех последующих стадиях переместить их было уже невозможно. Заполняли и опустошали их, наверное, с помощью труб, по принципу сообщающихся сосудов. И все же как непрактично обносить подобные пифосы стенами так, что к ним едва ли можно подобраться! Это даже слегка раздражает…

Кто-то выяснил объем одного из этих исполинских сосудов — 586 литров. «Количество контейнеров только в западном крыле Кносского дворца доходит до четырехсот двадцати, а значит, их совокупная вместимость равна 246 120 литрам».

Помимо глиняных сосудов в западном крыле по всему комплексу были обнаружены масляные резервуары, которые археологи называют цистернами. Их общая вместимость просто огромна. Но что в них хранили? По одной версии, минойцы делали запасы провианта на случай кризиса, но это объяснение звучит неубедительно. Кноссу, кажется, не угрожали никакие опасности, ведь на всем острове не было ни единого оборонительного сооружения. Правитель являлся сыном бога и мог справиться с любыми непредвиденными обстоятельствами, к тому же остров охранял робот Талое. Так с какой стати жители Кносса стали бы в таких абсурдных объемах хранить съедобное масло, которое к тому же при средиземноморской жаре довольно быстро портится?

Нам остается только строить предположения и догадки. Несколько лет назад мой интерес привлекли царь Соломон и царица Савская. Оказывается, Соломон использовал летательный аппарат, «который построил он, руководствуясь мудростью, дарованной ему Богом». Такую «колесницу, летающую по воздуху», он предоставил своей возлюбленной царице. То было не инопланетное транспортное средство, а, пожалуй, относительно простая конструкция вроде шара, летающего благодаря нагретому воздуху. Давайте не будем забывать, что в мифах сыновья богов получали всевозможные технологические знания от своих отцов, что давало им преимущество перед обычными людьми.

В преданиях о Соломоновой летающей колеснице, которым уже несколько тысяч лет, упоминается о том, что таким средствам передвижения требовались «огонь и вода». Кроме того, на вершинах разных гор обнаружены любопытные сооружения, воздвигнутые в честь Соломона. Такие горные вершины называют «Тахти-Сулейман», «трон Соломона», и встречаются они в современном Кашмире, Иране и Ираке, а также на Аравийском полуострове вплоть до Йемена. Все эти сооружения и храмы на вершинах гор были посвящены воде и огню, и в каждом из них удалось обнаружить маслохранилища. Если летательный аппарат Соломона работал на примитивном паровом двигателе, ему обязательно требовались вода и огонь. Но как Соломон нагревал воду в своей летающей бадье? С помощью горючего, по принципу масляной лампы.

Итак, у меня есть немало оснований задать довольно провокационный вопрос: не топливо ли держали в маслохранилищах Кносского дворца? Не устремлялись ли все обитатели дворца на крышу, когда прибывал летательный аппарат? Есть данные, подтверждающие эту идею: в шестой книге своей «Естественной истории» римский историк Плиний Старший, который погиб при извержении Везувия в 79 году нашей эры, рассказывает о жителях Аравии следующее: «Однако самая величественная из всех царских резиденций — Мариаба… В стране минойцы живут по соседству с атрамитами. Они считаются потомками критского царя Миноса». А в двенадцатой книге Плиний повествует о разнообразных деревьях, растущих на Аравийском полуострове, в частности о ладанном дереве, босвеллии:

Рядом лежат другие земли, где живут минойцы, через земли их везут благовония. Народ этот начал торговать и по сей день преуспевает в этом, почему такое ремесло и прозвали «меном». Кроме минейцев, да и то не всех, никто из арабов не видел ладанного дерева. Число народа того три тысячи семей, и они заботятся о том, чтобы право это передавалось через поколения.

Все постепенно проясняется. На протяжении длительного периода Кносский дворец непрерывно разрушался и возводился снова, но около 1500 года до нашей эры минойцы бесследно исчезли, а их сооружения на Крите были уничтожены какой-то катастрофой. До того момента во дворце располагались гигантские маслохранилища. В то же время некие «минейцы» появляются в далеком Йемене и начинают торговать благовониями. Благовония в те дни были на вес золота — которого отпрыскам богов как раз и не хватало. Даже в те времена, когда бартер и обмен только зарождались, художникам и рабочим приходилось платить, ведь никто не мог жить впроголодь. Царица Савская владела самой крупной и технологически совершенной в древности дамбой, построенной в Марибе, в Йемене, а ее родственникам на Крите приходилось содержать гигантский дворец, который часто разрушался из-за землетрясений. Без финансовой поддержки ничего подобного бы не происходило. Согласно Плинию, «минейцы» принялись торговать благовониями, поэтому такую торговлю и назвали «меном». Плиний считал этих «минейцев» не торговцами с Крита, а арабами, поскольку он пишет: «Кроме минейцев, да и то не всех, никто из арабов не видел ладанного дерева».

Царица Савская была наследницей критского царя Миноса. Тот, в свою очередь, являлся потомком богов и обладал всеми технологическими секретами, переданными ему прародителями. Соломон принадлежал к тому же кругу наимудрейших, о чем свидетельствует арабская литература, вот почему этот библейский правитель имел в своем распоряжении технологии совсем иного порядка, нежели все прочие, описанные в Ветхом Завете. В конце концов, его возлюбленной была царица Савская, к которой он часто наведывался на своем летательном аппарате. В общем, все это значит, что мифический царь Минос был, как гласит легенда, сыном «бога», женатым на дочери бога солнца Гелиоса — того самого, который с неохотой передал поводья (или лучше сказать управление?) своей колесницы собственному сыну Фаэтону.

 

 

Дамба в Марибе (Йемен) была воздвигнута царицей Савской

 

 

Дамба в Марибе

 

Напрашивается вывод, что все это семейство обладало техническим ноу-хау. На Крите его представители укрепили власть и позволили себе предаться неге, которую с готовностью создавали для них люди. Они построили робота Талоса, который охранял остров, и научили жителей производить в больших количествах масло, необходимое для царских летающих аппаратов. Потомки Миноса правили Аравией и начали торговать фимиамом. Во владениях царицы Савской тоже производили масло в объеме, превосходящем среднестатистический. Вполне вероятно, что на протяжении многих поколений между минойской родней туда-сюда перемещались немалые суммы. Члены семьи помогали друг другу вести царский образ жизни до тех пор, пока не откололось критское колено их рода. То же самое происходило в царстве Саба. Даже «голубая кровь» «богов» в конечном счете растворяется в обычной, а вместе с ней стираются из памяти и тайные знания о древних технологиях. Когда именно начался этот процесс, нам остается лишь гадать, но, очевидно, он совпал с этапом, когда люди впервые стали совершать паломничества в Эпидавр в поисках исцеления. Здесь, по моему убеждению, важен тот факт, что «богам» поклонялись уже 6000 лет назад на том же самом месте, где позже был построен Кносский дворец, в пяти километрах на юго-восток от современного города Ираклион на Крите. Это все имеет отношение к загадкам, которые я и пытаюсь разгадать.

К северу от Крита проходит Антикитерский канал, названный по имени двух островов, Китера и Антикитера. В стародавние времена, когда моряки с радостью променяли бы просторы океана на твердую почву под ногами, часто случались кораблекрушения. Порой корабли врезались друг в друга в темноте, порой на борту возникал пожар, порой их грабили пираты или неприятели, а зачастую они просто шли ко дну. Об одном из таких кораблекрушений стало известно совершенно случайно уже в наше время. Корабль с греческими моряками на борту укрылся от шторма в заливе в восточной части острова Антикитера. Моряки промышляли сбором губок и раковин с морского дна в поисках жемчуга, и поскольку они разбили лагерь на побережье острова, чтобы переночевать, то решили на следующий день немного понырять. Во время отлива Элиас Стадиатис на глубине тридцати метров заметил деревянную мачту, а затем и корпус корабля. Он тут же сообщил об этом своим товарищам, и все кинулись в воду посмотреть на затонувший корабль своими глазами. Это произошло за два дня до Пасхи в 1900 году. На протяжении последующих дней мужчины вытаскивали на берег все новые и новые находки и в конце концов сообщили о своем открытии властям.

Нырять было опасно. Учитывая большую глубину, нельзя было погружаться чаще двух раз за день. У ныряльщиков не было кислородных баллонов, и сил хватало только на то, чтобы добраться до развалин корабля, затолкнуть какой-нибудь предмет в корзину, привязанную к веревке, а затем быстро всплыть на поверхность. Поэтому неудивительно, что два человека из команды погибли во время погружения, а еще двое серьезно заболели.

На протяжении нескольких месяцев было найдено немало статуэток, монет, два бронзовых орудия, голубые вазы и даже небольшая мраморная статуя (позже датированная 80 годом до нашей эры). Наконец один из ныряльщиков заметил в непроглядной глубине какой-то квадратный предмет, облепленный раковинами, известняком и ржавыми кусками металла. Ныряльщик и представить себе не мог, что он обнаружил.

За несколько последующих дней фрагменты этого предмета удалось поднять на поверхность, но даже археологи, присутствовавшие на борту, не сумели сразу осознать всю важность этой уникальной находки.

В Национальном археологическом музее в Афинах эту бесформенную конструкцию подвергли химической обработке, что позволило обнажить слой, закрытый пластами отложений. Перед изумленными хранителями музея предстали три зубчатых колеса, соединенных вместе крестообразными металлическими рейками. Затем под кистью одного из сотрудников рассыпалась крохотная шестерня — размером всего два миллиметра в диаметре. Тогда историки поняли, что перед ними некий сложный механизм и без помощи специалистов здесь не обойтись.

Валериос Стаис был в числе студентов, которые пинцетом брали отдельные шестерни, давали им просохнуть и обрабатывали химическими очищающими средствами. Позже он стал археологом и первый начал догадываться о том, что лежит в полутемных помещениях Национального археологического музея. К тому времени было обнаружено порядка тридцати шестерен различного размера, с какими-то надписями на древнегреческом. Было довольно очевидно, что аппарат этот имеет отношение к астрономии.

Именно это Валериос Стаис и заявил журналистам, за что получил от своих коллег жесткий выговор.

В последующие годы к проблеме антикитерского механизма, как его стали называть, обращалось несколько специалистов — как настоящих, так и самопровозглашенных. Как водится, все они пришли к совершенно разным выводам. Летом 1958 года, спустя 58 лет после открытия, молодой английский математик доктор Дерек Дж. Солла Прайс получил разрешение исследовать эту спорную древнюю находку. Наконец-то математику, изучавшему астрономию, было позволено, опираясь на свои знания, провести собственные изыскания. Доктор Солла Прайс позже стал профессором кафедры истории науки в Йельском университете. Он опубликовал единственное всестороннее исследование этого механизма, не утаивая своего изумления.

Антикитерский механизм теперь можно увидеть в Национальном археологическом музее в Афинах

 

 

Антикитерский механизм

 

Антикитерский механизм

 

Металлические детали были выполнены из беспримесной бронзы и меднооловянных сплавов различного состава. В малых количествах присутствовали также золото, никель, мышьяк, натрий, железо и сурьма. Выгравированные греческие буквы, лишь частично поддающиеся прочтению, абсолютно определенно подтверждали, что этот странный предмет имел астрономическое назначение. Удалось разобрать такие фразы, как «в вечер Быка», «Вега садится вечером», «Плеяды появляются утром». Попадались и названия созвездий и звезд, таких как Близнецы, Альтаир, Арктур. По всему тексту были рассеяны цифры. Наконец, удалось идентифицировать три круглые масштабные линейки с миллиметровыми линиями, напоминающие логарифмическую линейку. Более 30 шестерен разного размера были соединены друг с другом и прикреплены к медной пластине с помощью маленьких осей. В механизме использовалась дифференциальная передача, которая, очевидно, позволяла рассчитывать движение небесных тел. Звучит довольно сложно, но на самом деле все гораздо проще: например, когда Плеяды поднимаются, где находится звезда Альтаир? Механизм позволял также рассчитывать положение Луны по отношению к положению Солнца и Земли, восход и закат Сириуса в сравнении с Венерой.

Механизм из Антикитеры, очевидно, был сконструирован за несколько столетий до нашей эры. И, должно быть, его создавали в секретной лаборатории, поскольку знаниями, на которые опирались разработчики, в те времена никто другой не обладал. То же самое можно сказать и об уровне примененных технологий и точной механики. Профессор Солла Прайс занимался исследованиями этой машины годами и однажды на лекции в Вашингтоне сказал, что само ее существование в ту эпоху удивляет его, как удивил бы, допустим, консервный нож, найденный среди сокровищ Тутанхамона. Конечно, Солла Прайс знал все о достижениях великих греческих математиков и философов, таких как Аристотель или Архимед. Он также знал, что и арабы славились выдающимися астрономами и создавали механические календари, так называемые астролябии, уже в 1000 году нашей эры. Но ничто из этого не объясняет, откуда у древних были такие знания, которые позволили создать антикитерский механизм. Разрешите мне процитировать слова Соллы Прайса:

Либо антикитерский механизм представляет собой образец передовой научной мысли, о развитии которой не осталось никаких письменных свидетельств, либо это изобретение какого-то выдающегося неизвестного гения. Даже если исходить из существенных допущений в отношении датировки этой машины, совершенно очевидно, что перед нами гораздо более сложное изобретение, чем все те, о которых есть хоть какие-то упоминания в античной литературе.

Профессор Солла Прайс единственный посвятил столько лет исследованию этой удивительной машины. В ходе своих изысканий он изучил все античные произведения о механике, математике и астрономии. В конце своего исследования он написал: «Антикитерский механизм ставит нас перед феноменом совершенно иного порядка: это то, что мы называем высокими технологиями, особым прорывом в науке».

Антикитерский механизм скрывали от публики почти 90 лет. Не так давно несколько его деталей поместили под стеклянную витрину в Национальном археологическом музее. Этот аппарат, теперь освещенный прожекторами, говорит нам о том, как мало мы представляем, какие знания передали боги своим любимцам. Он также демонстрирует леность и серость стадного менталитета нашего общества. Перед нами высокотехнологичное устройство с 240 зубцами, которое позволяет делать измерения с точностью до сотой миллиметра. Если бы дифференциалы были хоть насколько-то больше, шкала измерения оказалась бы неточной или неправильной. Это техническое чудо не упоминается в античной литературе, хотя, когда оно появилось, о нем наверняка судачили все. Где его предвестники? Они должны были существовать, поскольку даже величайший гений точной механики не мог бы создать нечто подобное с нуля. А если существовали более ранние модели, то почему о них не написал ни один поэт или историк той эпохи, которые так старались зафиксировать буквально все? (Более поздние версии такого рода машин существуют, но их механическое устройство гораздо примитивнее. Однако это уже другая история.) И откуда взялись астрономические знания, на которые опирались создатели этого чуда? Посетители Национального археологического музея в Афинах всматриваются в стеклянную витрину и думают: «Как-то же это древние сделали. Гении ведь с Луны не сваливаются».

Антикитерский механизм можно назвать портативным: размером он с пишущую машинку. Его легко можно было транспортировать из одного дворца «бога» в другой. Он также мог пригодиться и на борту доисторических летательных аппаратов. И Соломон, и индийские королевские особы, которые тоже путешествовали по воздуху, несомненно, нуждались в навигационных инструментах. Поэтому неудивительно, что арабские историки, рассказывая о Соломоновой «колеснице, которая летала по воздуху», упоминают, что царь использовал «волшебное зеркало, которое показывало ему все места на земле». Этот чудесный предмет был «сделан из различных веществ» и позволял Соломону на его ковре-самолете «видеть во всех семи атмосферах». А вот Абдул аль-Масуди, самый главный географ и историк арабского мира, пишет в своих трудах о том, что на вершинах гор, где Соломон, очевидно, пополнял запасы топлива, возведены были чудесные стены, которые показывали царю «небесные тела, звезды, землю с ее морями и континентами, заселенные регионы, растения и животных, обитавших там, и много изумительных вещей».

Эти вещй, без сомнения, изумляли не меньше, чем Антики — терский механизм.

К северу от островов Антикитера и Китера раскинулся Пелопоннес, самый большой греческий полуостров, площадь которого составляет 21410 квадратных километров. Здесь расположены города Аргос, Эпидавр и Немея, а между ними очень древние Микены. Как и все в Греции, Микены неотделимы от мифологии. По легендам этот город основал Персей, мать которого утверждала, что он сын Зевса, — который, кажется, был причастен к рождению каждого необычного ребенка. Персей прославился своей победой над горгонами, ужасными монстрами со множеством голов. Считалось, что руки их были из латуни, а крылья из золота и у любого, кто бросал на них взгляд, лицо тотчас же обращалось в камень. Одной из этих горгон была Медуза, которая до сих пор олицетворяет самые ужасные женские качества. Именно ее убил Персей, почти в буквальном смысле с «божьей» помощью. Нимфы дали ему волшебную сумку, которую он перебросил через плечо, крылатые сандалии и шлем, делавший его невидимым. Затем явился Гермес и вручил Персею оружие — алмазный серп. Вооружившись, Персей полетел в цитадель горгон, глядя только в свой гладкий щит, который отражал, как зеркало. Это позволило ему избежать прямого зрительного контакта и не превратиться в камень. Поскольку он был невидим, страшные чудовища не заметили его, и храбрый герой отрубил Медузе голову.

Взяв с собой голову этого монстра, Персей сначала полетел в Египет, где жили два его старших брата, а затем в Эфиопию. Эфиопскому царю тогда предстояло принести в жертву морскому чудовищу свою любимую дочь Андромеду. Разумеется,

Персей разобрался с подводным зверем, а после пары интриг заполучил наконец спасенную им красавицу. Тем временем его друзья в Эфиопии подверглись нападению великой силы. «Я с этим разберусь», — сказал себе Персей и, велев друзьям закрыть глаза, достал голову Медузы из волшебной сумки и показал ее врагам, отчего все они превратились в камень. Персей использовал свое секретное оружие еще раз, уже по другому случаю. (Интересно было бы сравнить этот сюжет с историей из книги о царях эфиопских «Кебра Нагаст» о том, как таинственным образом погибли тысячи воинов, взглянувшие на Ковчег Завета, который сын Соломона выкрал из Иерусалима и привез в Эфиопию.) Позже Персей вместе с Андромедой вернулся в свои родные земли близ Арголиды и в конце концов основал Микены. Разумеется, существуют и другие легенды о Персее.

Никто точно не может сказать, когда на территории Микен появились первые жители, но это определенно произошло в каменном веке. Местность здесь гористая, и в Арголидских горах скоро начали добывать медную руду. Мы никогда не узнаем, пришли ли сюда люди из-за меди или по какой-то другой, «священной», причине. Археологически доказано, что местные мегалитические конструкции были возведены уже к 2500 году до нашей эры и что через тысячу лет Микены защищали мощные каменные стены до шести метров в ширину. Кроме того, Микены играют важную роль в гомеровском повествовании о Трое, хотя нам до сих пор неизвестно, откуда поэт черпал информацию. Согласно Гомеру, герои Троянской войны Агамемнон и его товарищи якобы похоронены в Микенах. Именно поэтому Генрих Шлиман вел в Микенах раскопки. В пяти гробницах он обнаружил скелеты двенадцати мужчин, трех женщин и двух детей. И поскольку гробницы были богато украшены золотом, Шлиман незамедлительно отправил телеграмму в Афины греческому королю и заявил, что одних этих сокровищ будет достаточно, чтобы заполнить большой музей. Его оптимизм оказался чрезмерным: сегодня, чтобы полюбоваться находками Шлимана, достаточно осмотреть лишь один зал Национального археологического музея в Афинах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: