АТЛАНТИДА: ДЕТЕКТИВ СЕДЫХ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ 2 глава




В последующие дни аргонавты огибали многочисленные заливы и мысы земли амазонок. Здесь раскинулась могучая река, подобной которой нет на земле, поскольку в нее впадала сотня других рек. И при этом река исходила из одного источника, беря начало в «горах амазонок». Говорят, река эта текла вдоль и поперек через множество земель (по версии Аполлония):

Никто не знает, сколько притоков пробивает себе путь через эти земли… Если бы благородные путешественники задержались на берегах этой реки подольше, им пришлось бы сразиться с женщинами, и пролилась бы кровь, ведь амазонки стремительны и мало задумываются о справедливости. Больше всего на свете любят они воевать. Применять силу доставляет им удовольствие. Они потомки Ареса и Гармонии.

Аргонавты не слишком стремились сражаться с амазонками, которые сбежались к берегу в полном боевом облачении, как только увидели корабль. Аргонавты не забыли слова царя Финея, который предупреждал их об амазонках. Старик также говорил о «беде с неба», которая и пришла спустя несколько дней после того, как аргонавты покинули залив амазонок.

Как только «Арго» причалил к пустынному берегу, корабль внезапно атаковали птицы, стрелявшие острыми смертоносными стрелами в аргонавтов. Последние оборонялись, подняв щиты над головами и создав тем самым один большой защитный экран во всю длину «Арго». Некоторые из них принялись издавать ужасный шум, который раздражал птиц и заставлял их улетать восвояси.

Аргонавты вышли на берег. Все вокруг иссохло, и причин задерживаться здесь не было. Но вдруг пред ними предстали четверо совершенно голых истощенных юношей, измученных голодом и жаждой, которые нашли в себе силы лишь молить Ясона о помощи. Это были братья, они потерпели кораблекрушение и спаслись, держась за обломки корабля, пока море не выбросило их на этот пустынный остров. Аргонавты догадались, что перед ними сыновья Фрикса, который однажды со своей сестрой прилетел в Колхиду на золотом руне. Братья прекрасно дополнили экипаж «Арго», поскольку досконально знали все о роще, где хранилось золотое руно, и о том, как туда добраться. Одного из четырех сыновей Фрикса звали Apr, и именно он глубокой ночью направил «Арго» к берегам Колхиды, а затем в устье реки Фазис. На ее берегу находился город Эя, где располагался царский дворец и, чуть поодаль, роща с золотым руном.

Но что же делать дальше? Ясон решил сначала действовать дипломатически и побеседовал с тираном Ээтом, правителем Колхиды. Аргонавты знали, что царь Ээт был жестоким властелином и мог не сдержать слово, но, с другой стороны, они спасли жизнь четверых сыновей Фрикса, его племянников. Аргонавты построили алтарь и спросили совета у богов.

Некоторые боги — имена их в данном случае не столь важны — попросили юного бога любви Эроса устроить так, чтобы дочь тирана, прекрасная Медея, без памяти влюбилась в Ясона. Это заставило бы ее помочь аргонавтам даже вопреки воле ее сурового отца. Богиня Гера присоединилась к этому «божественному сговору» и окутала аргонавтов, направлявшихся к дворцу Ээта, туманом. Благодаря этому герои стали невидимыми и добрались да самого порога дворца, не замеченные воинами и стражей. Кроме того, боги устроили так, чтобы Медея первая увидела Ясона. В то же самое мгновение Эрос пустил стрелу в сердце девушки, и она уже не могла оторвать взгляда от Ясона. Что еще оставалось царю Ээту, кроме как принять незваных гостей? В конце концов, они привели его потерянных племянников, а его собственная дочь просила устроить для них пир. Ясон старался быть дипломатичным. Он упомянул тот факт, что все они связаны друг с другом родством через богов, и сказал, что пришел с просьбой отдать ему золотое руно.

Царь Ээт, без сомнения, подумал, что ослышался. Он ни разу даже не выставлял золотое руно напоказ, а этот самонадеянный юнец осмеливается просить у него величайшее сокровище его царства! Ээт в голос засмеялся и, решив погубить Ясона хитростью, объявил, что тот может забирать золотое руно, если выполнит три задания.

У рощи, где хранится золотое руно, сказал хитрый Ээт, есть пещеры, где обитают огнедышащие быки. Ясон должен запрячь этих быков в плуг и вспахать поле. Затем засеять борозды зубьями дракона, которые быстро взойдут и превратятся в могущественных воинов, которых нужно одолеть. Ясону также предстояло справиться с драконом, который никогда не спит.

Коварный царь прекрасно знал, что эта задача никому не под силу. Он и не подозревал о том, что вскоре ему все-таки придется расстаться с золотым руном. Не учел Ээт «божественного вмешательства». После вечернего пира Ясон с друзьями вернулись на «Арго» в довольно мрачном расположении духа. Они тоже считали, что испытаний им не выдержать. Ясон с горечью посетовал своим товарищам на то, какие невероятные условия выдвинул царь:

Сказал он, что на поле Ареса пасутся два диких быка. Ноги их из железа, изо рта вырывается пламя. На них должен я четырехдольную ниву вспахать и посеять семена из пасти дракона. Из них, сказал он, вырастут воины, которых я должен убить до наступления дня.

Но дочь царя Медея, полюбившая Ясона, знала, как ему помочь. У нее была удивительная мазь с необычными свойствами. Это чудодейственное средство готовилось из лекарственной травы, что росла из земли, орошенной кровью титана Прометея. Медея велела Ясону натереть ею все тело и оружие. Мазь защитит его от жара и огня, так что огнедышащие быки не принесут ему вреда. Его оружие тоже станет непобедимым и наделит его сверхчеловеческой силой.

Ясон вышел ночью, тщательно омылся, принес жертву богам, намазал чудесной мазью себя и оружие и облачился в одежды. А вскоре началась самая необычная битва из всех описанных в древней литературе:

Вдруг из потаенной пещеры, закрытого стойла, повалил, заполнив все вокруг, едкий дым. Выскочили два быка, огонь вырывался из их ноздрей. Героев обуял страх при виде них. Но Ясон сохранял спокойствие и стоял неколебимо, ожидая нападения. Он держал перед собой щит, а быки с ревом приблизились и ударили его своими мощными рогами, но не сумели сдвинуть его с места даже на шаг. Как из жерла печи кузнеца вырывается дикое пламя с грохотом страшным, так быки извергали огонь, грозно ревя. Жар окутал героя, словно молнии вспышка, но мазь девы защитила его. И вот схватил он одного быка за рога и, напрягая всю силу, запряг его в железное ярмо. Затем опутал железные ноги зверя своими ногами и повалил его.

Как и требовал царь Ээт, Ясон вспахал поле с помощью непокорных огнедышащих животных и засеял борозды драконьими зубами. Те дали побеги, и вскоре поле заполонили страшные воины с острыми копьями и в сияющих шлемах, а земля под ними накалилась добела и осветила темную ночь.

Ясон схватил огромную каменную глыбу, такую большую, что поднять ее не смогли бы и четверо, и швырнул ее в середину выросшего из земли войска. Воины пришли в замешательство и не знали, откуда на них нападают. Это дало ему возможность повергнуть врага:

Меч из ножен извлек он и стал без разбора ранить всех, кто встречался ему. Тех, кто из земли поднялись лишь до чресел и даже до плеч. И других, кто успел на ноги встать, а затем всю толпу, что бросилась в битву бегом. Они сражались и падали… Косил их Ясон, выбивая из строя, кровь текла, как ручьи полноводной весной… одни падали вниз лицом, набирая земли полный рот, а другие валились на бок. Огромны они были, чудовищны, как киты.

Ясон одержал над ними полную победу. Но худшее было впереди: золотое руно охранял дракон, который никогда не спит. Вместе со своей возлюбленной Ясон отправился к роще, где к буковому дереву было пригвождено золотое руно:

И пошли они в поисках тенистого бука с руном… сияло оно, как облако, что освещает лучами закатное солнце. Но чудище-змей, что не спит никогда, услыхав их, вытянуло свою длинную шею, страшно шипя. Разнесся жуткий звук по холмам и по роще… клубы жаркого дыма окутали рощу, волна за волной огненный дым поднимался с земли в воздух, извивался пред ними жуткий змей с узловатым хвостом, покрытым жесткой чешуей.

Ясон не знал, как подобраться к монстру, но Медея снова ему помогла. Она обмазала ветвь бузины особенной мазью и помахала ею перед светящимися глазами дракона. При этом она произнесла магическое заклинание, и дракон начал засыпать, а в конце концов опустил голову на землю. Ясон забрался на дерево и высвободил золотое руно. Этот странный объект покраснел, к тому же он оказался слишком большим, и Ясон не мог нести его на плечах. Всю дорогу до «Арго» земля под золотым руном озарялась.

Как только Ясон вернулся на корабль, все захотели прикоснуться к золотому руну, но Ясон запретил это делать и спрятал его под большим покрывалом. Времени для пиров и празднований не было. Ясон и Медея боялись, что царь Ээт пойдет на все, чтобы вернуть это уникальное сокровище. Аргонавты не теряя времени быстрее отправились в путь вниз по реке и вышли в открытое море.

Царь Ээт, который и не собирался сдерживать свое слово, велел снарядить в погоню огромную флотилию, которую разделил так, чтобы окружить Ясона и аргонавтов. Корабль Ээта попал в страну, жители которой никогда не видели таких путешественников, почему и сочли их морскими чудовищами. Подобная история есть в эфиопской книге царей «Кебра Нагаст», где повествуется о том, как Байна-Лекхем украл величайшее сокровище эпохи у своего отца Соломона — ковчег Завета. Соломон посылает за ним своих воинов. Погоня — частично на летательных аппаратах — идет из Иерусалима до современного города Аксум в Эфиопии.

После приключений, описанных по-разному в разных версиях «Аргонавтики», «Арго» добрался до Янтарных островов. Чудесный брус, встроенный в корабль, предупредил аргонавтов о гневе Зевса (за это время он начал говорить внятным голосом). Отец богов пришел в ярость, поскольку Ясон умудрился убить его любимого брата. Это произошло не из ревности, но из-за козней Медеи. Позже Ясон был прощен за это убийство, и Зевс был удовлетворен. На многих островах и во многих землях аргонавты возводили алтари и монументы. На каком-то этапе «Арго» добрался до реки Эридан. Мы с изумлением узнаем, что «именно здесь Фаэтон упал с солнечной колесницы в глубокое море, когда Зевс молнией наполовину сжег его. Это море до сих пор смердит серой, и птицы не летают над ним».

Странная отсылка. История о Фаэтоне и солнечной колеснице очень древняя и точной датировки не имеет. Римский поэт Овидий полностью приводит ее в «Метаморфозах», хотя он писал ее примерно за сорок лет до рождения Христа, во времена, когда «Аргонавтика» существовала уже на протяжении столетий. Согласно этой легенде, Фаэтон был сыном бога солнца Гелиоса. Однажды Фаэтон посетил своего отца на небе и попросил его исполнить одно желание, поскольку жители земли не верили в его родство с богом солнца. Он попросил позволить ему проехать на солнечной колеснице. Отец ужаснулся и несколько раз предложил сыну отказаться от этой затеи, указывая, что для того, чтобы управлять солнечной колесницей, требуются определенные знания. Естественно, Фаэтон предпочел не обращать внимания на отцовские предостережения. Отец невольно пообещал выполнить любое его желание и уже не мог пойти на попятную. Поэтому пришлось накормить огненных коней амброзией и запрячь в колесницу.

Солнечная колесница рванула ввысь, но кони вскоре заметили, что вознице не под силу управлять ими. Они сбились с обычного пути, взмыли высоко в небо, а затем кинулись на головокружительной скорости обратно к земле. Это продолжалось какое-то время — колесница беспорядочно носилась вверх и вниз. Облака начали дымиться, леса и поля запылали. И в самой солнечной колеснице воздух все больше накалялся так, что Фаэтон едва мог дышать. Когда огонь перекинулся на его волосы и кожу, Фаэтон упал в реку Эридан, туда же упала и объятая искрами небесная колесница. Его сестры, дочери Гелиоса, пришли на место его гибели и плакали так долго, что превратились в тополь, который по сей день растет на берегу реки.

В наше время легенда о Фаэтоне чаще воспринимается как двойная притча. С одной стороны, в ней идет речь о солнце, которое может воспламенить землю, а с другой — о юноше, который считает, что ему под силу все, на что способен отец. Но я сомневаюсь, что эта история изначально задумывалась как некая аллегория. Слишком многие детали в ней невероятно логичны и сопоставимы с современными технологиями межзвездных перелетов. Но это справедливо и по отношению к другим частям «Аргонавтики».

В конце концов, вовсе неспроста в тысячелетних легендах появляются транспортные средства-амфибии. Аполлоний сообщает:

Из моря вынырнул необычного размера конь и вышел на берег. Грива его была из золота, голова горделиво поднята. Стряхнул он пену морскую с боков своих. А затем бросился прочь, словно вихрь.

Этот конь-амфибия считается одной из лошадей Посейдона. Посейдон был богом моря, но также и богом Атлантиды. Мы вернемся к этой истории позже. Так что же происходило здесь? Может быть, встреча с конем Посейдона — это лишь отдельный эпизод, свидетелями которого были только аргонавты? Отнюдь нет! В Библии, в книге пророка Ионы (глава 2), рассказывается о том, как Иона три дня и ночи провел во чреве кита. Теологи утверждают, что это пророчество о трех днях смерти Иисуса и его воскрешении. Абсурд. Более подробно об этом эпизоде можно узнать из третьего тома книги «Еврейские легенды с древних времен». Здесь мы читаем, что Иона вошел в пасть рыбы как «человек входит в комнату». Очевидно, то была странная рыба, поскольку ее глаза были, как окна, а внутренности светились. Разумеется, Иона мог говорить с рыбой, а через ее глаза (бортовые иллюминаторы!) видеть «озаренное светом, как при полуденном солнце» все, что происходит под водой и на дне океана.

Нечто подобное этой доисторической субмарине мы встречаем и в сказаниях о вавилонском боге Оаннесе. Примерно в 350 году до нашей эры вавилонский священник написал три труда. Его звали Берос, он служил богу Мардуку (именуемому также Бел или Баал). В первом томе его «Вавилонской истории» речь идет о сотворении мира и небесного свода, во втором — о вавилонском царстве, а в третьем — о событиях, происшедших перед написанием труда веков. Книги Бероса сохранились лишь во фрагментах, но другие древние историки — например, римский Сенека или Иосиф Флавий, современник Иисуса, — цитировали из них. А в I веке после Рождества Христова Александр Полигастор Милетский составил свой труд о вавилонянах. Так фрагменты работы Бероса пережили тысячелетия.

Этот вавилонский священник, помимо прочего, приводит описание любопытного создания, Оаннеса, которое вышло из Эритрейского моря неподалеку от Вавилона. Это существо, сообщает он, по форме напоминало рыбу, но с человеческой головой, ногами и хвостом, и говорило оно, как человек. На протяжении дня Оаннес беседовал с людьми, не притрагиваясь к пище. Он научил их не только письму и наукам, но и тому, как строить города и возводить храмы, как учреждать законы и измерять землю — словом, всему, что им нужно было знать. С тех пор никто не изобрел ничего, что вышло бы за рамки данных им знаний. Прежде чем уйти, Оаннес дал людям книгу с законами.

Неплохо для учителя из подводного мира! Конечно, кто-то воспринимает историю об Оаннесе исключительно как вымысел, как все прочие невероятные истории, но Оаннес фигурирует в преданиях и других народов. Парсы называют учителя, пришедшего из морских глубин, Юмой, финикийцы — Таутом, да и во времена легендарного китайского императора Фу Си чудовище с телом лошади и головой дракона появлялось из подводного мира. Это существо было поистине странным, поскольку тело его украшали письмена.

Лошадь-амфибия в «Аргонавтике» тоже оказалась говорящей. Герои вместе с кораблем должны были попасть в озеро, не имевшее выхода в море. Аргонавты тащили «Арго» волоком — возможно, с помощью деревянных бревен. Наконец, они принесли жертву богам и поставили им треножник, который Ясон получил, предположительно, в Дельфах, и тотчас же перед ними снова явилось существо-амфибия. Это был Еврипил, еще один сын Посейдона. Сначала Еврипил предстал перед ними в виде красивого и дружелюбного юноши, с которым можно было вести изысканные беседы. Он пожелал аргонавтам удачи в дальнейших путешествиях, указал направление к морю и сошел с треножника в холодную воду. Затем он схватил «Арго» и толкнул корабль по течению:

Богу понравилось принесенное ему поклонение, и он поднялся из глубин и явился в подлинном своем обличии. Как мужчина повел бы коня, разгоняя… так и он взял корабль за киль и направил его в море… Ниже чресел тело его разделялось на два рыбьих хвоста. И бил он по глади водной хвостами, что изогнуты были, как месяц рогатый, и привел «Арго» к самому морю. Там он вдруг погрузился в морскую пучину. Подняли радостный крик мореходы, взирая на чудо.

Радостный крик аргонавтов вполне понятен. Когда естественные силы не справляются, должны помочь сверхъестественные. Друзья Ясона возвращались домой, посещая по пути множество разных стран. На вершинах Крита они хотели было пополнить запасы воды, но этому помешал Талое, обладавший неуязвимым металлическим телом. Он описывается как «бронзовый гигант» или как существо, «все тело которого покрыто бронзой». Аполлоний сообщает, что Талое обходил дозором вокруг острова три раза в год, но другие античные авторы утверждают, что он проделывал это «трижды в день». Его волшебные глаза замечали любое судно, приближавшееся к Криту, которое он обстреливал затем с огромного расстояния (очевидно, камнями) с превеликой точностью. Он также обладал способностью испускать жар, который притягивал к нему корабли и воспламенял их. Говорят, Талоса создал бог Гефест, сын Зевса. Римляне поклонялись ему как богу огня и называли Вулканом. Для греков Гефест был и богом огня, и покровителем кузнецов.

В легендах говорится о том, что Талое был приставлен охранять Европу, бывшую возлюбленную Зевса, которая когда-то жила с отцом богов на Крите. Причина, по которой они оказались на этом острове, затерялась в мифах. Греки считали, что Европа была дочерью царя Тития. Когда она юной девушкой играла со своими животными, Зевс увидел ее и влюбился. Он превратился в молодого и красивого быка, и Европа кротко взобралась ему на спину. Этот бык, очевидно, был еще одной машиной-амфибией, иначе как бы он погрузился с Европой, столь драгоценным грузом, в морскую пучину и добрался до Крита? Затем, я полагаю, он вновь обратился в мужчину, и они предались любви. Однако боги не могут любить вечно — божественные дела потребовали Зевса покинуть Крит, и он оставил Талоса охранять остров от незваных гостей.

Хоть Талое считался неуязвимым, слабое место у него все же имелось. На лодыжке у него было сухожилие, прикрытое темной кожей, под которой располагался бронзовый гвоздь или золотой винт. Если болт открутить, вытечет бесцветная (или, как сообщают другие авторы, белая или гнилостная) кровь, и Талое выйдет из строя.

Ясон и аргонавты попытались приблизиться к Криту, но Талое выследил «Арго» и начал стрелять в него. И снова Медея, теперь уже жена Ясона, предложила выход из положения. Она сказала, что знает волшебный способ обездвижить Талоса. Аполлоний сообщает:

Они бы с радостью причалили к Криту, но Талое, стальной человек, не позволил благородным мужам пристать к берегам, пока роса не высохла на мачте. Он забросал их камнями. Талое был из древней железной расы… полубог-получеловек. Дал Европе его Зевс, велев охранять остров. Три раза в год обходил он Крит на своих железных ногах. Он был весь закован в броню и неуязвим, лишь под лодыжкой была у него полнокровная вена, прикрытая тонкой кожей. Она в себе его жизнь или смерть заключала.

Аргонавты быстро отвели корабль в открытое море. Медея принялась повторять магические заклинания и призывать духов бездны, которые вскоре явились. Затем она околдовала Талоса, наслав ему видения. Разъяренный, Талое ударил уязвимым местом по скале, и кровь вытекла из раны, как расплавленный свинец:

Хоть Талое был сделан из железа, магии противостоять он не мог… поэтому пнул лодыжкой острый камень, и жидкость, как расплавленный свинец, вытекла из него. Не мог он больше держаться на ногах и рухнул, как сосна падает с вершины горы… Затем он снова поднялся на своих огромных ногах, но не сумел простоять долго и вновь с оглушительным грохотом рухнул.

Талое беспомощно метался взад и вперед, пытаясь помочь себе, но затем потерял равновесие и упал с жутким шумом в море.

«Арго» подошел к берегам Крита и безопасно встал на якорь. Но аргонавты стремились домой, да и трофей — золотое руно — они уже добыли. После непродолжительной остановки на Крите они вновь направились в море, и внезапно все погрузилось во тьму. Не видно было ни одной звезды, как будто бы они попали в подземный мир. Воздух был черен, как деготь, — ни искры света, ни мерцания луны.

Ясон молил Аполлона не покидать их, когда они уже так близки к цели: он обещал одарить его бессчетными дарами в храмах своей отчизны. Аполлон пустил в море святящиеся стрелы и осветил все вокруг, и аргонавты разглядели островок, к которому и причалили. Они воздвигли здесь святилище в честь Аполлона и назвали остров Анафи.

Дальше сказка скоро сказывается.

«Арго» без особенных затруднений миновал нескольких греческих островов и добрался до Пагасейской гавани, где начиналось путешествие. Ясона и аргонавтов приветствовали как героев. Затем произошло несколько семейных интриг. Ясон переключил внимание на другую девушку, чего Медея стерпеть не смогла. Она убила своих детей, наложила проклятье на возлюбленную Ясона, и несчастный в отчаянии бросился на собственный меч. Так что наш божественный герой закончил свою жизнь довольно неподобающе — самоубийством.

А что же стало с золотым руном? В подземельях какого замка или крепости хранится шкура летающего барана? Кто пользовался им? Появлялось ли оно снова? В каком музее его можно увидеть? Величайшее путешествие древних времен было совершено во имя золотого руна. Оно, должно быть, обладало невероятной ценностью для своего нового владельца.

Но в древней литературе о нем не говорится больше ни слова — следы золотого руна затеряны во мгле веков.

Многие авторы и исследователи обращались к истории аргонавтов, современные историки и экзегеты пытались постичь смысл их путешествия. Где побывал корабль? Где имели место все приключения? На каких берегах, островах и вершинах следует искать алтари и монументы, воздвигнутые аргонавтами? Аполлоний в своей «Аргонавтике» нередко дает нам очень точные географические координаты. Обратите внимание, как подробно в цитируемом мною отрывке Аполлоний описывает места действий, как серьезно он относится к географии:

Аргонавты миновали Пифон, поля Ортигии… проплыли с попутным ветром мимо самого дальнего мыса, Тисейского… позади них скрылась из виду темная земля пеласгов.

Миновали они Мелибею, где разбиваются дикие волны о скалы. А на заре увидали они пред собою Гомолу, возведенную у моря. Но проплыли и мимо нее, а вскоре миновали русло Амира-реки. Тут увидали они долины Евримены и глубокие складки Олимпа. И мыс Канастрейский… А в сумерках вечерних разглядели они вершину горы Афон, тень которой накрывала остров Лемнос.

И, наконец, они вновь подошли к берегу долионов… увидали макриадские скалы и перед ними земли фракийские. А также веселое устье Босфора, высоты мизийские, а в другой стороне Адрастею и реку Непей.

И попали в гостеприимное русло реки Калихор, где когда-то устраивал оргии Вакх, когда герой вернулся в Фивы от народов Индии.

Затем они подошли к земле ассирийской… когда первые лучи рассвета ласкали снежные вершины Кавказских гор.

В те дни в земле пеласгов правили потомки Девкалиона. Но Египет, мать самой древней человеческой расы, уже был прославлен везде…

Поплыли они дальше, и рассвет застал их в земле гиллеров. Множество островов лежали впереди, и опасен был путь между ними для корабля.

Ирида с Олимпа спустилась, легкие крылья расправив, и опустилась в Эгейское море.

Здесь из воды возвышалась Сцилла… здесь ревела Харибда.

Это лишь несколько примеров, которые показывают, что Аполлоний очень хорошо знал, в какой части мира происходили приключения аргонавтов. Он упоминает не только реки, острова и отдельные регионы, но также моря и горные системы, к примеру Кавказ. Значит ли это, что проследить путь аргонавтов очень просто?

Разумеется, это было сделано не раз — и с очень разными результатами. Два французских профессора, Эмиль Делаж и Франс Виан, составили четкие карты, согласно которым Ясон и его спутники прошли путь с Кавказа в восточной части Черного моря по реке Истр (Дунай) до Адриатики, пересекая по дороге разные притоки. В долине Фо было множество речушек и рек, по которым аргонавтам каким-то образом удалось обогнуть Альпы и добраться до Рейна и Рона. Так они оказались там, где в наши дни располагается Марсель, и снова попали в Средиземное море, а там пересекли проливы Мессины — предполагаемые Сциллу и Харибду. Наконец, они повернули на восток в сторону современных Ионических островов, затем на юг и направились прямо на песчаные отмели Ливии. Отсюда они двинулись домой через Крит. А где же то место, где на землю рухнула небесная колесница Фаэтона? Недалеко от западной границы Швейцарии, в месте, название которого переводится как «болото Фаэтона»!

Рейнхольд и Стефани Г лей представили еще более точные карты. Но мне в них сложно разобраться: как, например, можно добраться по реке Истр, или Дунай, до Адриатического моря, а оттуда через реку Эридан в долине По до «Кельтских морей» современной Франции? В конце концов, «Арго» — не надувная лодка, а величайшее судно своей эпохи с командой в пятьдесят человек. Нельзя отрицать, что в те времена, возможно, существовали водные пути, ныне отсутствующие, — что снова поднимает вопрос о датировке событий «Аргонавтики». В какую геологическую эпоху существовали водные пути там, где сейчас находится суша?

Генеральный консул Франции господин Р. Ру сравнивает странствия Одиссея, подробно описанные греческим поэтом Гомером, с «Аргонавтикой»: «Никогда нельзя забывать о величайшей точности Страбона: „Одиссея" имеет место в западной части океана, тогда как путешествие „Арго“ — в восточной».

Кристина Пеллех имеет на этот счет иную точку зрения. В своем исчерпывающем исследовании она тоже сравнивает скитания Одиссея с «Аргонавтикой», делая вывод, что «путь Одиссея частично пересекается с маршрутом аргонавтов». Она утверждает, что Одиссей в действительности объехал вокруг света — за тысячу лет до Колумба — и предполагает, что египтяне использовали финикийские источники и что существовала некая сюжетная «финикийско-египетская смесь», которая была целиком перенята греками. Содержание и «Аргонавтики», и «Одиссеи» восходит к событиям, имевшим место в Египте, согласно Пеллех, и она доказывает это тем фактом, что Аполлоний Родосский вырос в Александрии, посещал местную библиотеку и оставил Египет только после ссоры со своим учителем.

Кристина Пеллех прекрасно подтверждает свои аргументы документами, ей также удалось сопоставить немало пунктов путешествия с реальными точками на карте мира. И тем не менее остается еще немало вопросов.

Если ее доводы верны, большая часть географических данных, приведенных Аполлонием, неправильна и множество ученых лишь теряли время. Как можно подтвердить ее теорию? Давайте предположим, что Аполлоний действительно перенес сюжет истории об аргонавтах из Египта в Грецию. Тогда, чтобы создать более полную картину для себя самого, он, возможно, добавил географические детали, известные ему из собственного опыта. Для этого, однако, он должен был бы обладать обширными знаниями о Греции того времени, а также о реках, побережьях и горных системах за ее пределами. Но даже это не объясняет все: как, к примеру, можно растолковать следующий приведенный Аполлонием эпизод?

К вечеру достигли они побережья острова Атлантида. Орфей умолял их не отвергать с презрением островные ритуалы, тайны, законы, обычаи, религиозные церемонии и труды. Если последуют они этому совету, то обеспечат себе благосклонность небес на протяжении всего дальнейшего пути через опасный океан. Но дальше говорить об этом я не осмелюсь.

Давайте не будем забывать, что Атлантида была островом бога Посейдона, что среди аргонавтов было два Посейдоновых сына и что транспортные средства-амфибии, появлявшиеся из пучины морской, являлись творением этого же бога. Но как Аполлоний узнал об Атлантиде — если имеется в виду именно Атлантида? Он как минимум пишет о ритуалах, которыми нельзя пренебрегать, а также о тайнах, законах и обычаях. И, несмотря на то что во всех остальных случаях он приводит даже малейшие географические детали, здесь он воздерживается от дальнейших подробностей. Что-то тут не так, и позже я еще вернусь к истории об Атлантиде.

Происходило ли на самом деле путешествие «Арго»? Поскольку мы не располагаем более древними источниками, чем тот, что процитирован, этого мы, возможно, никогда и не узнаем. Но я на протяжении последних сорока лет разыскивал следы, оставленные богами, и убежден, что многие детали «Аргонавтики» не могут быть лишь плодом фантазии. Воображение — прекрасная вещь, и даже тысячелетия назад люди умели наслаждаться полетом фантазии. Но фантазия всегда на чем-то основывается, в качестве отправной точки она берет происшедшие когда-то события, необъяснимые обстоятельства, загадки, которые наше сознание не в состоянии четко классифицировать. В нынешнее время мы изо всех сил стараемся придать психологический уклон «воображению» древних, используя старые избитые схемы и связывая образы и сюжеты с явлениями природы — громом, молнией, звездами, тишиной и бесконечностью, извержениями вулканов и землетрясениями. Но как показывает история толкования священных текстов, каждый ученый думает лишь в рамках собственного опыта, обусловленного моментом, в котором он живет. Так называемый Zeitgeist, дух времени, сужает нашу точку зрения и говорит, что является «разумным» и «научным». Мой усердный секретарь принес мне для работы девяносто две книги из библиотеки Берлинского университета, посвященные «Аргонавтике». Как водится, в каждой из них приведены километры комментариев, написанные влиятельными учеными в разные периоды, но истины я не нашел ни в одном труде. Каждый автор отстаивает собственные теории.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: