АТЛАНТИДА: ДЕТЕКТИВ СЕДЫХ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ 4 глава




1970

«Бессмертные боги, обитающие в небесных домах, сначала сотворили золотое поколенье людей слабых. Это было во времена Кронида, когда он все еще царствовал на небесах. И жили они как боги, не имея тревог в сердце своем».

Знания древнегреческого языка, полученные некоторыми из нас в школе, недостаточны, чтобы судить о том, какая версия точнее. Хотя общий смысл обоих переводов в широком смысле одинаков, существует фундаментальное различие между «высотами Олимпа» и «небесными домами», между «правил Кронид» и «во времена Кронида». Каким будет перевод этих слов в 2100 году? И каким были их изначальные смысл и значение в эпоху Гесиода? После «золотой расы» боги создали вторую, меньшую, «серебряную расу». Эту расу сотворили те же боги, которые «обитают на высотах Олимпа» или, возможно, «в небесных домах». «Серебряная раса» была ниже золотой (и по внешнему виду, и по мировоззрению) и состояла из «простаков», которых баловали матери.

Затем появилось третье поколение «людей говорящих». Они были «могучи и страшны», у них «необорные руки росли на плечах многомощных». Эти люди считались упрямыми и своевольными, сельскохозяйственные инструменты они изготавливали из металла. Очевидно, они разочаровали богов, и Кронид сотворил четвертую расу: то были герои и полубоги.

Согласно Гесиоду, мы, современные люди, принадлежим к пятому поколению — железному. Мы — смесь «добра и зла», мы испытываем радость и боль. Но когда наступит такое вырождение, что дети потеряют сходство с отцами, хозяева перестанут радушно принимать гостей, а братья — любить друг друга, будет уничтожена и наша раса во имя Зевса.

Гесиод приводит яркое и подробное, вплоть до тонкостей вооружения, описание битвы между богами и титанами. Несмотря на то что последние были созданы богами, их нужно было стереть с лица земли. Разразилась жестокая борьба, в нее вступил даже отец богов Зевс, метавший с небес огромные молнии-снаряды, из-за которых вскипели моря и сгорели целые регионы, а жители Земли упали на дрожащие колени.

Гесиод приводит многостраничные описания этих событий, но я процитирую лишь небольшой отрывок:

 

Также титаны с своей стороны укрепили фаланги

С бодрой душою. И подвиги силы и рук проявили

Оба врага. Заревело ужасно безбрежное море,

Глухо земля застонала, широкое ахнуло небо

И содрогнулось; великий Олимп задрожал до подножья

От ужасающей схватки. Тяжелое почвы дрожанье,

Ног топотанье глухое и свист от могучих метаний

Недр глубочайших достигли окутанной тьмой преисподней.

Так они друг против друга метали стенящие стрелы.

Тех и других голоса доносились до звездного неба.

Криком себя ободряя, сходилися боги на битву.

 

Сдерживать мощного духа не стал уже Зевс, но тотчас же Мужеством сердце его преисполнилось, всю свою силу Он проявил. И немедленно с неба, а также с Олимпа, Молнии сыпля, пошел Громовержец-владыка.

Такая битва велась не с помощью земных средств. Очень похожее, но еще более грозное оружие описано в индийском эпосе «Махабхарата». И здесь битва шла между двумя разными расами богов:

Неизвестное оружие, железный удар молнии, гигантский посланец смерти, превративший в пепел всех, кто принадлежал к родам Вришни и Андхаков. Тела были так сожжены, что стали неузнаваемыми. Волосы и ногти выпадали. Посуда разбивалась без видимой причины, и птицы становились белыми. Вскоре все продукты стали зараженными. Молнии падали на землю и обращались в пыль.

А что говорит Гильгамеш, когда его друг Энкиду умирает в страшных мучениях после встречи с божественным монстром Хумбабой? «Неужели тебя отравило дыханье небесного существа?»

Все доступные на немецком языке версии «Махабхараты» отредактированы и сокращены. Поскольку я не читаю на санскрите, мне пришлось обращаться главным образом к многочисленным переводам этого произведения на английский. Сходство с Гесиодом здесь слишком явное, чтобы его просто не замечать:

Сжигаемый жаром оружия, мир шатался, как в лихорадке. Слоны загорались от жара и дико носились туда и сюда в поисках защиты от ужасной силы. Вода стала горячей, звери погибали, враг был скошен, а неистовство огня валило деревья рядами… Тысячи колесниц были уничтожены, потом глубокая тишина опустилась на море. Начали дуть ветры, и земля осветилась. Трупы погибших были изувечены ужасным зноем так, что они больше не походили на людей… никто ранее не слышал о таком грозном оружии.

Стоит также привести еще одну цитату из эпоса о Гильгамеше:

Кричало небо, в ответ земля ревела. Засверкала молния, огонь взметнулся, смерть дождем пролилась. Свет померк, угас огонь. Все, куда молния попала, обратилось в пепел.

Все это оружие массового поражения — описанное Гесиодом, в «Махабхарате», в эпосе о Гильгамеше — использовалось задолго до начала письменной истории. Если бы эти битвы богов произошли в «историческую эпоху», мы бы могли точно определиться с датами. Но поскольку это не так, они, должно быть, имели место в доисторические времена — или в воображении. Я еще могу понять точку зрения ученых, которые составляли комментарии к древним текстам до 1945 года. Но после окончания Второй мировой войны, после Хиросимы и Нагасаки мы должны были стать немного мудрее. Теперь мы знаем, на что способны «боги».

Двадцать четыре тысячи двустиший «Рамаяны» — источник бесценных знаний о божественных делах в доисторическую эпоху и об их технологических возможностях. Хотя письменная версия «Рамаяны» датируется IV или III веком до нашей эры, ее повествование восходит к более древним источникам, нам не известным. Герой предания — царский сын Рама, жену которого, Ситу, украл демон-великан Равана и укрыл на острове Ланка. Этот сюжет напоминает завязку Троянской войны. С помощью царя обезьян (и технологий) Раме удается вернуть жену.

Удивительный аппарат, который поднимается в воздух, описан очень подробно. Он похож на пирамиду и взлетает вертикально. Высотой он с трехэтажный дом. Он летит с Ланки (Шри-Ланки, или Цейлона) в Индию, то есть преодолевает расстояние более чем в три тысячи двести километров. Внутри летающей пирамиды — каюта для нескольких пассажиров, а также несколько потаенных комнат. Когда пирамида поднимается с земли с Рамой и Ситой на борту, раздается ужасный шум. Есть даже описание того, как от грохота этого аппарата сотрясаются горы, а когда он устремляется ввысь, то воспламеняет здания, поля и леса. За десятилетия до Хиросимы профессор Герман Якоби прокомментировал этот отрывок так: «Не остается никаких сомнений в том, что здесь описана обычная тропическая буря».

Как я уже говорил, после Хиросимы нам следовало бы стать немного мудрее. Но комментарии современных специалистов к древним текстам вызывают у меня ощущение, что мы застряли в прошлом. Для меня очевидно: многое из того, что записано в древних текстах, вовсе не плод воображения, а реальность давних эпох, даже если такие страшные события происходили не во времена поэтов и историков, писавших о них.

Если бы авторы были непосредственными свидетелями подобных событий, они бы все равно не смогли их описать, поскольку ни одного из них не осталось бы в живых. Составители древних текстов не были очевидцами, они записывали то, что видели и слышали другие, что передавали своим потомкам те, кто, возможно, побывал на сожженных землях и в разрушенных городах. Возможно, кто-то из выживших на дальних рубежах сражений поведал другим о происшедших ужасах.

Сведения подобного рода, передаваемые из уст в уста, никогда не бывают точными. Тем более с учетом того факта, что и свидетели тех событий, и позднейшие летописцы мало что понимали в системах вооружения. Что еще им оставалось, кроме как приписать все непонятное сверхъестественным существам? В их глазах это были «боги» — а кто же еще? Кроме того, в древней литературе прослеживается довольно четкое разграничение между явлениями природы и оружием богов. В «Теогонии» Гесиод также уделяет внимание циклопам. Это были огромные существа, подобные богам, с одним глазом во лбу, отчего их и назвали «круглоглазами»: «Лишь единственный глаз в середине лица находился».

Кто-то может подумать, что циклоп и впрямь плод чьего-то воображения, поскольку одноглазых существ в действительности никогда не существовало, однако я в этом не уверен. Начиная с семнадцатого века зафиксировано несколько случаев выкидышей плодов с одним глазом. А современные генетики выяснили, что за наши два глаза ответствен один-единственный ген. На самой ранней стадии эмбрионального развития позвоночных, к которым мы принадлежим, появляется сперва полоска светочувствительных клеток. Без гена Рах-6 это скопление светочувствительных клеток не могло бы делиться на две отдельные зоны и все мы были бы циклопами.

Кто знает, какие генетические эксперименты выдумывали боги — и откуда у древних авторов возникла идея о циклопах.

Греческий поэт Гесиод несколько раз упоминает и летающие колесницы, например в 30-м фрагменте, где Зевс с громом и молниями сходит с небесного свода. А бывший властелин Лидии, говорят, обладал довольно удивительным техническим устройством. Звали его Гиг, и изначально он был пастухом. Согласно Геродоту, юный Гиг пришел во дворец Кандавла и подружился с правителем. Однажды Кандавл посоветовал Гигу спрятаться в царской почивальне, чтобы тот смог полюбоваться красотой его обнаженной супруги. Так Гиг и сделал, но жена властелина заметила вуайериста и на следующий день потребовала, чтобы он убил ее мужа, иначе она всем расскажет, что произошло, и Г ига лишат жизни. Если же он убьет Кандавла, она сделает его царем Лидии, — так в итоге и сложилось. Говорят, у Гига был механизм, который делал его невидимым. Платон пишет об этом в диалоге «Государство». Однажды, когда Гиг был еще пастухом, разразилась страшная буря, случилось землетрясение, и земля разверзлась. Изумленный, юный Гиг увидел огромную дыру, возникшую перед ним. Он забрался в нее и:

…увидел там, как рассказывают, разные диковины, между прочим медного коня, полого и снабженного дверцами. Заглянув внутрь, он увидел мертвеца, с виду больше человеческого роста. На мертвеце ничего не было, только на руке — золотой перстень. Гиг снял его и взял себе, а затем вылез наружу.

Кольцо крутилось, и Гиг повернул его. Когда он встретил других пастухов, то понял, что те его не замечают. В зависимости от того, в какую сторону он поворачивал кольцо, он становился видимым или невидимым, но, даже незримый, он видел и слышал все, что происходит вокруг. Пойти с таким кольцом в спальню царицы, очевидно, было очень заманчиво. Однако он, должно быть, случайно повернул его, иначе царица его бы не заметила. А для того, кто способен становиться невидимым по собственной воле, стать лидийским правителем было совсем несложно.

Легенда о Гиге — самое древнее из известных нам повествований о вуайеристе. Возможно, это просто вымысел, ведь кто из нас не мечтает порой стать невидимым? Но при чем тут подземная камера со скелетом исполина и полый металлический конь с дверцами? Эта история чем-то напоминает сказку об Аладдине, которому достаточно было лишь потереть волшебную лампу, чтобы исполнилось его заветное желание.

Сказки есть сказки, поскольку в них идет речь о вымышленных событиях. Сообщения о грозном оружии, используемом в доисторические времена, не имеют с ними никакого сходства — прежде всего потому, что в них описываются технические изобретения, которые мы только сейчас начинаем узнавать. А кроме того, сказки никто не записывал на глиняных табличках тысячи лет назад по причинам, которые я излагал выше. Вдобавок оружие богов появляется в письменных источниках разных народов.

Есть еще одно подтверждение того, что сюжет «Аргонавтики» впервые появляется не в Греции. Я говорю о созвездиях. К востоку от созвездия Большого Пса, — которое легко найти в ночном небе, поскольку в него входит яркий Сириус, — находится также созвездие Арго. Арго, или «небесный корабль», относительно сложно различить, поскольку располагается оно довольно низко над южным горизонтом и весной исчезает уже вечером. Говорят, на небосвод Арго поместила Афина, которая сделала корабль аргонавтов непотопляемым и снабдила его говорящим брусом. Но это созвездие было известно как «небесный корабль» уже древним вавилонянам. Равно как и созвездие Овна. Греки связывали созвездие Овна с золотым руном. Они верили, что Фрике и его сестра Гелла однажды перелетели на золотом руне из Европы в Азию. Гелла упала с золотого руна прямо в море, поэтому и пролив в этом месте называется Геллеспонт. Баран (Овен), в свою очередь, высвободился из своей золотой шкуры и взмыл на небесный свод, превратившись там в созвездие. Однако созвездие Овна было известно очень давно, еще древним вавилонянам.

По легенде Пегас, крылатый греческий конь, носил на спине демоническую Химеру с головами льва, козла и дракона. Но и это созвездие существовало за тысячи лет до Аполлония, как и созвездия Тельца и Плеяды. Легко доказать, что греческие поэты позаимствовали названия созвездий у более древних народов и только позже связали их с собственными героями. В этом можно не сомневаться потому, что некоторые сведения, позаимствованные греками, в их время уже утратили актуальность. К примеру, Гесиод в книге «Труды и дни» предупреждает, что в сорокадневный период, когда Плеяды не видны, следует воздерживаться от морских путешествий. Он говорит, что период их исчезновения в Средиземноморском регионе всегда сопровождается сильными штормами на море (так называемыми штормами равноденствия). Но в эпоху Гесиода этого явления уже не существовало.

В действительности оно «относится к периоду с 4000 до 2000 года до нашей эры, когда гелиакический заход Плеяд приходился примерно на первые недели после весеннего равноденствия». Таким образом, очевидно, что Гесиод черпал информацию из более древних источников.

Герои «Аргонавтики» плывут по реке Эридан, которую современные ученые стремятся разместить в Северной Италии. Но в греческих текстах этот Эридан всегда связывали с созвездиями Водолея и Ориона. Звездочеты древнего Вавилона делали точно так же, что доказывает астрономическая табличка, обнаруженная в библиотеке Ашшурбанипала. А откуда взялся дракон, который тоже сверкал на небосклоне задолго до греческих поэтов? Он появляется уже в шумерских глиняных табличках. Некий бог якобы показал жрецу созвездия и даже нарисовал их. Среди них был небесный дракон с множеством голов. Это напоминает мне так называемые небесные путешествия, которые совершил допотопный пророк Енох. В его истории тоже присутствует «ангел», который нанес для него созвездия на карту:

И я видел, как выходят звезды небесные, и сосчитал врата, из которых они выходят, и записал все выходы их, — о каждой из них особо, по числу их, их именам, их связи, их положению, их времени и их месяцам, — так, как показал мне это ангел Уриил, который был со мною.

В греческих легендах много говорится о звездах, но созвездия, так же как и загадочные истории и идеи, связанные с ними, существовали за тысячелетия до этого. Прометей, говорят, научил человечество наблюдать за движением звезд. Он также научил людей искусству письма и разным наукам. Я уже рассказывал о морском существе Оаннесе, которое, по сути, сделало ровно то же самое. О том же в своей первой книге повествует Диодор Сицилийский. В частности, он сообщает, что первые люди научились языку, письму и наукам от богов. Об этом же говорится в преданиях древних египтян, японцев, тибетцев, майя, инков… Но только нам скучны эти древние истории. Конечно, ведь мы лучше знаем!

Нет ни малейшего сомнения в том, что древнегреческие поэты и историки заимствовали древние предания и соотносили их с собственными реалиями, чтобы «сделать их своими», дополняли их греческими богами и греческими пейзажами. Но суть этих историй, будь то «Аргонавтика» или рассказы Гесиода о борьбе богов и титанов, к Греции никакого отношения не имеет. И тем не менее я верю в то, что потомки богов действительно оставили после себя следы на территории Греции. Давайте посмотрим, что это за следы.

 

Глава 3

СООБЩЕСТВО БОГОВ

 

Неоспоримой правды не бывает, иначе было бы слишком скучно.

Теодор Фонтане

 

 

Египтологи уверяют нас, что египтяне были первыми людьми, построившими пирамиды. Древнейшей считается пирамида в Саккаре, возведенная для фараона Джосера (2609–2590 гг. до нашей эры). Но так ли это?

Павсаний, древнегреческий писатель и путешественник, жил примерно 1800 лет назад. Он много ездил по своей стране и оставил яркие и зачастую пышные описания Греции той эпохи. Однажды, направляясь в Эпидавр из Аргоса, городка неподалеку от залива Науплии, он увидел небольшую пирамиду справа от дороги (древнего тракта из Аргоса в Тегею). Чуть поодаль, не более чем в 800 метрах к западу от современной деревни Лигурио, прямо у подножия горы Арахнеи, стояла вторая пирамида. Павсаний внимательно осмотрел оба сооружения. Они были построены из тяжелых каменных блоков примерно полуметровой длины. Вокруг, на земле, лежали глыбы покрупнее. Павсаний решил, что это погребальные сооружения.

Только в 1936 и 1937 годах археологи прошли по маршруту Павсания и обнаружили сооружения, которые мы теперь называем арголидскими пирамидами. Недалеко от них было найдено мегалитическое строение, которое достаточно условно можно назвать домом. Это квадратная постройка, возведенная из отесанных каменных брусьев. Часть этой конструкции напоминает гигантские стены, которые можно увидеть в далеком Перу.

В обоих случаях кладка выполнена не из монолитов с прямыми углами, но из замысловато соединенных многогранных блоков — это предохраняет от разрушений в случае землетрясений.

Пирамиды в Лигурио имеют следующие размеры: длина северной стороны составляет 14 метров, западной — 12,5 метра, южной — 12 метров и восточной — 12,75 метра. Высота около 10 метров, но вершина отсутствует. Ни захоронений, ни каких-либо их признаков в пирамидах не найдено. Помещение представляет собой лабиринт с маленькими комнатами, которые, по всей очевидности, служили резервуарами для воды. Но на самом ли деле они являлись купальнями (да и была ли в них когда-нибудь вода), определить невозможно. Археологи 1940-х годов датировали обе пирамиды приблизительно 400 годом до нашей эры и пришли к заключению, что эти сооружения не могли быть ни местом захоронения, ни сигнальными башнями. Возможно, это своеобразные караульные помещения, из которых несколько воинов могли обозревать дорогу. Но почему они пирамидальной формы? В ней мало смысла, ведь солдатам было бы куда удобней вести наблюдение за округой с плоской платформы.

В 1997 году греко-британская исследовательская группа еще раз попыталась разгадать загадку пирамид Арголиды. На этот раз датировка производилась посредством термолюминесценции (кварц, кальцит или полевой шпат при нагревании излучают свет, который позволяет зафиксировать и датировать радиоактивные примеси в кристалле). Результаты экспертов поразили. Пирамидам было по меньшей мере 4700 лет — а может быть, и больше. Даже по самым скромным подсчетам пирамиды, созданные в 2700 году до нашей эры, оказываются старше, чем пирамида в Саккаре.

Тем временем греческие археологи нашли другую, еще более крупную, пирамиду недалеко от Микен. Она считается на тысячу лет старше саккарской пирамиды. К сожалению, Министерство культуры Греции не дает разрешения на более тщательное исследование этой пирамиды, а уж тем более на раскопки. Поэтому все, что у нас есть, — это конфиденциальная информация (из очень надежных источников), разглашать которую не дозволяется.

Павсаний направлялся в Эпидавр, где когда-то располагался величественный храм Асклепия. Хотя Эпидавр находится всего в нескольких километрах от Эгейского моря, увидеть его с берега нельзя, поскольку он окружен лесистыми холмами. Четыре тысячи лет назад Эпидавр считался священной землей. Археологи обнаружили руины храмов, посвященных богу Аполлону Малеату, который якобы излечивал людские болезни. Здесь также были найдены остатки древних мегалитических строений. Поскольку разные древнегреческие храмы и места поклонения, о которых пойдет речь ниже, связаны друг с другом и поскольку мое детективное расследование начинается с мегалитических строений, я попрошу читателей запомнить следующее: регион, где в честь Асклепия строился и развивался Эпидавр, считался священным местом еще в эпоху каменного века. Примерно в VII веке до нашей эры, когда в Эпидавр стало прибывать все больше паломников, его посвятили Асклепию. Асклепий был сыном Аполлона, этого потомка богов, чья крылатая колесница пронеслась над «Арго» по пути в землю гиперборейцев. Считалось, что Асклепий был убит во имя Зевса вспышкой молнии. Что же такого ужасного он натворил? Все-таки он сын Аполлона, который, в свою очередь, был сыном Зевса, то есть Зевс приходился Асклепию дедушкой. По легенде Асклепий, излечив много тысяч людей, стал слишком самонадеян и принялся возвращать умерших к жизни. Это так рассердило Зевса, что тот приказал убить Асклепия. Греческие авторы приводят разные причины смерти Асклепия, но все сходятся в одном: Асклепия выкормил кентавр Хирон. Тот же самый «человек-конь», который взрастил Ясона из «Аргонавтики».

Знак Асклепия — змея, извивающаяся вокруг посоха, — до сих пор остается символом врачей и аптекарей (он больше известен как посох Меркурия).

Современный Эпидавр посетить тоже стоит. Большая часть руин действительно относится к IV веку до Рождества Христова, но встречаются и развалины мегалитических строений. По всей округе лежат огромные плиты — они заметны не сразу, поскольку часть из них уже сравнялась с землей. В центре возвышаются руины округлого здания, оригинальное назначение которого неизвестно. В древние времена круглая дыра и полированные каменные плиты, окружавшие ее, назывались «могила Асклепия». Позже, говорят, здесь выращивали «священных змей» Асклепия; в наши дни гиды в легком отчаянии говорят о лабиринте, которого здесь определенно нет. Сейчас Эпидавр реставрируется и восстанавливается, а после подобных работ всегда сложно определить, что же здесь было изначально.

Итак, что же, предположительно, происходило в Эпидавре тысячелетия назад? Неделя за неделей процессии больных людей, жертв несчастных случаев и войн совершали паломничество к древнему месту исцеления. В городе имелся постоялый двор с 1150 комнатами, несколько храмов, общественные купальни, спортивная площадка, а позднее и театр на двадцать тысяч зрителей.

 

 

Храм в Эпидавре восходит к мифическим временам

 

Так, предположительно, выглядел когда-то храм Асклепия

 

 

Некоторые части храма в Эпидавре являются мегалитическими сооружениями

 

Сегодня этот театр восстановлен, и акустика в нем так великолепна, что туристы, сидящие в верхнем ряду, слышат каждое слово, спокойно произносимое экскурсоводом у сцены. Центральная площадка, где совершалось излечение, называлась абатоном («место, куда нельзя войти»). После того как больные делали подношения жрецам и принимали участие в церемонии, их отправляли на процедуру «исцеляющего сна». Она совершалась в абатоне — длинной восьмидесятиметровой галерее, в которой регулярно происходили чудеса.

Откуда мы знаем об этом две с половиной тысячи лет спустя? Исцелившиеся поручали писцам увековечить происшедшее и поблагодарить богов на каменных и мраморных табличках. В наши дни многие из них по-прежнему расположены на своих местах, другие можно увидеть в небольшом музее Эпидавра. Некоторые были найдены на полу во время раскопок абатона в 1882 и 1928 годах. Какие же чудеса и исцеления происходили здесь? Вот несколько отрывков из надписей: «Амброзия из Афин, одноглазая. Пришла молить бога о помощи. Когда шла она по храму, то смеялась и думала, что хромых и слепых излечить нельзя. Когда поспала она в комнате исцеления, то вышла, и оба глаза ее были здоровы.»

«Эогиппус носил острие в колене шесть лет… когда настал день, он излечился.»

«Гермодикос из Лампсака, увечный телом. Асклепий излечил его, когда тот спал в комнате исцеления. Он велел ему, когда выйдет, принести самый большой камень, который сможет найти, в храм. Гермодикос принес тот, что теперь лежит перед входом».

«Альцест из Галиеи. Он был слеп и спал в храме. Когда настал день, он прозрел».

«Аратес из Лаконии, страдала водянкой. От ее имени спала мать и видела сон, когда сама она находилась в Лакедемоне… Когда мать вернулась в Лакедемон, дочь была здорова. Ей снился тот же сон».

«Эвфаний, мальчик из Эпидавра, страдал от мочекаменной болезни. Когда он спал, бог спросил его во сне: „Что ты дашь мне, если я излечу тебя?". Ребенок ответил: “Десять мраморных шариков". Бог засмеялся и обещал вылечить его. На следующий день Эвфаний проснулся в полном здравии».

«Эсхин забрался на дерево, чтобы заглянуть через окно в Абатон. Он упал с дерева и повредил оба глаза. Слепой, бросился он в Абатон и взмолился богу о помощи. Бог излечил его».

«Аристокрит из Г алиеи. Его сын выплыл в открытое море и не вернулся. Отец, не сумев найти мальчика, уснул в целительной комнате Асклепия. Когда он вернулся, то нашел мальчика невредимым».

 

В отреставрированном амфитеатре Эпидавра отличная акустика

 

Около семидесяти случаев сверхъестественного исцеления зафиксировано на табличках в Эпидавре. Кто-то скажет, что ничего особенного в этом нет, поскольку подобные чудеса случаются и сегодня — например, в местах паломничества католиков, таких как Лурд во Франции или Фатима в Португалии. Люди, исцеленные в наши дни, ведут себя точно так же, как тысячелетия назад. Их благодарность принимает такую же форму и характер, что доказывают тысячи вотивных (обетных) табличек по всему паломническому миру.

Но существует различие между чудесными исцелениями, имевшими место до Христа, и теми, что случаются сейчас. Любой исцеленный сегодня убежден, что Иисус, Мария или как минимум некий христианский святой имеет к этому чуду какое-то отношение. В Эпидавре не существовало христианских святых, к которым люди могли бы обратиться с мольбой и благодарностью. Так кто или что их исцеляло? Очевидно, не обязательно быть христианином, чтобы произошло чудесное исцеление. В Эпидавре люди верили в Аполлона и Асклепия и при этом излечивались.

Итак, остается только вера, глубокое внутреннее убеждение, которое помогает исцелению. В любых местах, в любую эпоху при излечении первостепенно самовнушение, но кроме того, и массовый гипноз. В наши дни люди молятся вместе, участвуют в процессиях и религиозных службах. Раньше они вместе совершали жертвенные обряды, вдыхали благовония (как мы ладан), играли на флейтах (как на церковных органах) или совершали какие-то иные совместные ритуалы. Важно, чтобы мысли концентрировались в одной точке и сознание отключалось от окружения и повседневных забот и тревог. Сегодня мы называем это аутогенной тренировкой или медитацией, но подобное упорядочение мыслей — очень древняя и широко распространенная во многих религиях практика.

Везде, где сегодня проходят подобные мероприятия, толпы верующих фокусируются на чем-то одном — алтаре или статуе Мадонны. Общий уровень осознанности снижается, и люди погружаются в своего рода гипнотическую рассеянность. Такой групповой опыт может испытать любой из нас. Стремление к чуду заставляет совершенно разных людей чувствовать родство друг с другом, даже если кто-то плачет или громко кричит; все комплексы исчезают. Я часто наблюдал подобное: участники дневных процессий в Лурде открываются и испытывают глубокое чувство веры. Здесь, в конце пути, на месте, до которого они так жаждали добраться, они хотят освободиться от своих страданий. Во всех религиях такие почти экстатические переживания позволяют невозможному стать возможным.

В Эпидавре это и происходило — что доказывают вотивные таблички. Жрецам-целителям было известно, какой гипнотической силой обладает подсознание. Однако не жрецы первыми совершили паломничество в Эпидавр, а простые смертные. Их становилось все больше. Эпидавр превратился в паломнический центр, а жрецы прибыли сюда уже после того, как наплыв людей существенно увеличился. Вот как я это себе представляю: где-то в районе Эпидавра случается нечто невероятное. «Бог» спускается с небес. Лишь несколько человек становятся свидетелями этого события и страшно пугаются. Но «бог» видит их и, чтобы успокоить, кладет маленькие дары на край поляны. Немного помедлив в нерешительности, люди принимают его дары и преподносят в свою очередь свои. Позже такие дары стали именовать «приношениями».

Некоторые из присутствующих больны, и «бог» это замечает. Люди проникаются к нему доверием, и «бог» начинает их лечить. Молва об этом быстро разносится, поэтому даже после того, как «бог» покидает это место, люди долго еще приходят сюда в поисках исцеления. Они построили храмы, и самовнушение сыграло свою роль. Возможно, «бог» оставил здесь какие-то технические приборы, вмонтировал их в землю, чтобы с расстояния наблюдать за происходящим и даже, наверное, как-то на это влиять. Кажется, этот «бог» знал, как действует человеческий мозг и на что способно подсознание.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: