АТЛАНТИДА: ДЕТЕКТИВ СЕДЫХ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ 6 глава




Микены посетить стоит. Здесь можно увидеть циклопические стены, названные так потому, что по легенде их воздвигли эти одноглазые чудовища. Посередине стены на трех монолитах возвышаются Львиные ворота. Каждый турист, подкрепляясь бутербродом в тени каменных стен, просто обязан обратить внимание на одну странность: многие камни, из которых построены циклопические стены, никак не похожи на обычные природные, поскольку состоят из разных веществ.

 

Мегалитические стены Микен

 

Мегалитические стены Микен

Они сделаны из чего-то, напоминающего бетон с крупным заполнителем. Длина самой большой циклопической стены составляет 900 метров, а выше и ниже расположены стены поменьше, построенные в более позднюю эпоху. На несколько сотен метров ниже находится так называемая сокровищница Атрея, поистине впечатляющее здание, которое, как предполагается, когда-то служило неким памятником, хотя я лично сомневаюсь, что изначально это было именно так. Это мощное куполообразное строение, раскинувшееся у подножья холма, имеет 15 метров в диаметре и 13,3 метра в высоту. Свод купола состоит из тридцати трех слоев, последовательно расположенных один на другом, а вершину купола венчает огромный каменный блок. Этот камень весит 120 тонн, а по расчетам, купол запросто выдержал бы нагрузку и в 140 тонн.

Создается впечатление, что микенские каменные блоки «слеплены» из разных материалов

 

Вход и купол сокровищницы Атрея в Микенах. Никто не знает, что хранилось здесь когда-то

 

К сожалению, нам не известно, что изначально располагалось в просторном зале под этим куполом: расхитители выполнили свою работу задолго до того, как сюда прибыли археологи.

На раннем этапе своего развития Микены имели очень тесные связи с Критом. Об этом свидетельствуют минойские рисунки и драгоценности, обнаруженные в Микенах. Потомки богов с Крита приложили руку к микенской истории — я говорю не о более позднем минойском влиянии в форме культурного обмена, но об изначальном поселении на месте будущих Микен. Это сыграло особую роль в той сети, нити которой я сейчас постепенно связываю.

Все места поклонения Древней Греции являются частью единой поразительной структуры. Чтобы полностью проиллюстрировать это, мне пришлось бы досконально описать многие из них и связать с богами, но эта задача превышает масштабы одной книги. Поэтому нам придется иметь дело с четырьмя важнейшими центрами, в числе которых Кносс, Эпидавр, Микены и Олимпия. О боге-покровителе последней мы еще поговорим. Для полноты картины нужно также упомянуть еще два культовых места: Афины и Дельфы.

Я вкратце упоминал о том, что в Олимпии устраивались состязания еще до того, как состоялись первые Олимпийские игры. Как и другие регионы, район Олимпии был заселен еще в каменном веке. Развалины храмов и спортивных арен, которые можно увидеть сегодня, в свое время неоднократно реставрировались, и тем не менее следы стиля предшествующих мегалитических строений обнаруживаются до сих пор. Я мог бы постоянно повторять: чем глубже в прошлое мы погружаемся, тем больше становятся строительные камни, которые использовали люди (megalithos означает «большой камень»). Разве не проще было строить из камней поменьше? И так во всем мире. Очевидно, в каменном веке людям нравилось поднимать гигантские камни, хотя никаких технологий для этого, казалось бы, не существовало. Позднее притязания у людей стали скромнее и потребность так напрягать свои силы почему-то исчезла.

Сам Зевс был главным богом Олимпии. О нем написаны целые тома, так что я ограничусь лишь легким обзором. Слово «Зевс» (Юпитер у римлян, Тор у германских племен) содержит индоевропейский корень «dei», «сияющий». Даже Зевс, считали греки, не возник из ничего, а был сыном Крона. Как повествует Гесиод, когда-то давно повсюду царил Хаос, праматерия, из которой сформировалась Земля, или Гея. Земля дала жизнь Урану, небесам, а от союза Геи и Урана появились титаны и Крон. От последнего зачинала его сестра, и одним из отпрысков этой выдающейся пары стал Зевс.

Чем старше становился Зевс, тем больше ненавидел он своего отца и наконец вступил в бой с ним и титанами. В результате этой божественной битвы Зевс спустился с вершин Олимпа вниз, в иные миры. Он одержал победу, убил титанов, но отца — который был бессмертным — оставил в живых. Из сыновей Крона осталось только трое: Зевс, Посейдон и Аид. Они поделили меж собой владения: Зевс воцарился на небесах, Посейдон — в морях, Аид — в подземном мире.

Вот самые основные сведения о происхождении Зевса, хотя они на самом деле немногое открывают. Одним из символов Зевса был орел. Люди наделили этого бога разными эпитетами: «Громовержец», «Поражающий громом», «Зоркий», «Многоликий». Последнее связано с его даром принимать облик разных существ, что он очень широко практиковал, когда ему хотелось овладеть той или иной красавицей. Леде он явился в облике лебедя, Европе — в виде быка, перед Каллисто предстал как юный Аполлон, а перед Данаей еще более экзотично — в виде золотого дождя. Однако его привлекали и прекрасные юноши, и он влюбился в принца Ганимеда, которого незамедлительно похитил и унес в свои небесные владения на Олимпе. Не самое деликатное для бога поведение!

Все эти атрибуты — таланты мистического сверхсущества, которое способно на все, которому все дозволено и кого никто не понимает. Особенно загадочна и необъяснима история рождения Афины, дочери Зевса. Она появилась не так, как рождаются все — от матери, а выпрыгнула во всеоружии прямо из головы Зевса (существуют и другие версии ее появления на свет). В мифологии она носит также имя Парфенос, то есть дева. Задолго до непорочно рожденного Христа подобным же образом, как гласят предания, родилась Афина. Афина, как несложно догадаться, стала богиней-покровительницей Афин. Она же принимала участие в строительстве «Арго» и вмонтировала в него говорящий брус. А также помогла Персею одолеть жуткую Медузу: греческие легенды повествуют о знаменитом крылатом коне Пегасе, которым, как и солнечной колесницей Фаэтона, нужно было управлять — или, можно сказать, его следовало пилотировать. Афина решила и эту проблемку, снабдив Персея «волшебными поводьями». Она помогала людям больше всех прочих богов, и вскорости ее произвели в покровительницу искусств, мудрости, риторики, мира и поэзии. Пожалуй, ей мне и следует молиться! Опять же, Афина даровала плуг земледельцам, чтобы облегчить их работу, ткацкий станок женщинам и алфавит любителям наук. Однажды Гефест, бог огня, воспылал вожделением к девственной Афине и попытался всеми правдами и неправдами ее заполучить. В конце концов эти двое сошлись в битве, и возбужденный Гефест оросил семенем почву холма у Афин. Люди сочли это событие достаточно важным, чтобы почитать это место священной землей и возвести здесь огромный храм: Акрополь.

Дошедшие до наших дней руины Акрополя восходят к VI–IV столетиям до нашей эры, но уже в период каменного века люди на этом месте поклонялись богам. Тому есть археологическое подтверждение: мегалитические строения возвышались на холмах над Афинами задолго до возведения храма. И на северном, и на южном склоне остались фрагменты зданий эпохи неолита. Два древнейших священных места были включены в более поздние храмы. Самый большой памятник Акрополя, Парфенон, возведен на фундаменте какого-то более раннего строения. Даже у сегодняшних туристов буквально захватывает дух, когда они, преодолев изнурительный подъем по, казалось бы, бесконечной лестнице, поднимаются к этому храму с его высокими двенадцатиметровыми колоннами из белого мрамора. Парфенон означает «дом Девы», ведь храм посвящен девственнице Афине. Здание поражает размерами: 67 метров в длину, 23,5 метра в ширину и 12 метров в высоту. На отреставрированном фронтоне можно разглядеть рельефы на сюжеты из жизни богини: рождение Афины, ссора с Посейдоном, который однажды захотел присвоить холмы Акрополя себе. И наконец, имеются изображения битв богов с титанами, битв против кентавров, Троянской войны и, что поразительно, битвы афинян с амазонками.

Афинский Акрополь

 

В Акрополе можно увидеть и доисторические строения

 

Весь мир нынче сетует на афинский смог, разъедающий величественный храм в Акрополе. И это совершенно справедливо. Но кто знает, почему Парфенон был уничтожен в XVII столетии? После эпохи правления императора Юстиниана (527–565 годы нашей эры) в Греции распространилось христианство, и древние храмы Акрополя были переделаны в церкви. Позже сюда пришли турки — вести войну против христиан. В Парфеноне они хранили порох. 26 сентября 1687 года лейтенант, служивший в венецианских войсках, взорвал весь этот порох. От взрыва разлетелись фризы и колонны. Из-за такого варварства это место наверняка покинули и последние остававшиеся там боги.

Кносс, Эпидавр, Микены, Олимпия и Акрополь — все они считались священными местами задолго до эпохи «классической Греции» и за тысячелетия до возникновения письменной истории Древней Греции. Однако мы до сих пор не выявили «центральный пост» этой сети, который связан с богами и древнегреческой историей еще ближе, чем все прочие священные места. И разумеется, узловая точка этой сети возникла не случайно, ведь в мифах все имеет причину и обоснование.

Афинский Акрополь

 

Афинский Акрополь

 

Постамент когда-то возвышавшейся здесь колонны демонстрирует масштабы сооружения

 

Как-то раз Зевс отправил двух орлов облететь землю и измерить ее, а то место, где встретятся орлы после своего кругосветного путешествия, решил определить центром земли. Символические создания Зевса встретились на крутом горном утесе, который и стали именовать omphalos, пуп земли. А у склонов горы, позднее названной Парнасом, возник мистический центр греческого мира, Дельфы. Этимология слова «Дельфы» спорна. Возможно, оно происходит от Delphinios, поскольку, согласно легенде, бог Аполлон прибыл сюда в облике дельфина; или от Delphys, что значит «лоно».

Дельфы славятся своими печально известными пророчествами, которые изрекала жрица Пифия. Кстати, и ее так назвали вовсе не случайно. Говорят, в доисторические времена в дельфийских пещерах жил дракон-змей (еще один!), и одолел его Аполлон, который тоже прибыл в Дельфы на «небесном корабле». Ужасного дракона потом уже прозвали Пифон, от глагола pythein, означающего «подвергать гниению». Аполлон убил это чудовище и укрыл его тело в пещере. Там оно разложилось, и именно оттуда Пифия, как считалось, получала свои вдохновенные пророчества.

 

Это более массивное сооружение — так называемая многоугольная стена — построено в неведомую эпоху

 

Это не более чем легенда, имеющая к тому же много разных версий. Каждый греческий поэт и историк писал о Дельфах. Долгое время это место служило религиозным центром для всех греков, именно сюда приходили за советом цари и царевичи.

Геродот в первой книге своих «Историй» повествует о том, как некий Главк, который первым из людей изобрел искусство инкрустировать железо», возвел в Дельфах большую серебряную чашу для смешивания вина с водой на железной инкрустированной подставке. Жизнь в Дельфах закипела. Лидийский царь Кресс (теперь известный как Крез) не доверял оракулу и поэтому разослал несколько делегаций к разным оракулам по всей Греции.

Конусообразные камни в Дельфах свидетельствуют о точности проведенных замеров

 

Каждому оракулу был задан один и тот же вопрос: «Что теперь делает царь лидийцев Крез, сын Алиатта?» Со своими посыльными царь заранее условился, в какое время они будут это спрашивать. Когда они вернулись, оказалось, что единственный правильный ответ был получен в Дельфах. В тот момент, когда задавали вопрос, Крез разрубил черепаху и ягненка и сам сварил их вместе в медном котле, а котел накрыл медной крышкой. Дельфийский оракул дал такой ответ:

Числю морские песчинки и ведаю моря просторы,

Внятен глухого язык и слышны мне речи немого.

В грудь мою запах проник облаченной в доспех черепахи,

В медном варимой котле меж кусками бараньего мяса.

Медь распростерта под ней и медною ризой покрыта.

Сокровищница афинян в Дельфах

 

В Дельфах тоже устраивались спортивные состязания. Когда-то на этом стадионе могло разместиться четыре тысячи человек

 

Царь Крез был настолько поражен, что завалил Дельфы дарами. Говорят, он принес там в жертву не менее трех тысяч голов скота и «приказал переплавить несметное количество золота и изготовить из него слитки [в виде] полукирпичей». Каждый из ста семнадцати слитков имел локоть в ширину и шесть локтей в длину. Очевидно, этого показалось недостаточно, поскольку царь привез в Дельфы статую льва из чистого золота, а также два огромных кувшина из золота и серебра, драгоценности и море роскошной одежды. Геродот, несколько раз посещавший Дельфы, сообщает нам, что золотой кувшин стоял справа от входа в храм, а серебряный слева. Позже, говорит он, Крез отправил сюда еще и две чаши для святой воды, на которых была выгравирована неправильная надпись. Историка это спустя две с половиной тысячи лет раздражало: «На золотой кропильнице начертана надпись, гласящая: „Посвятительный дар лакедемонян". Это, однако, неверно: ведь эти кропильницы — посвятительный дар Креза. Надпись же на ней вырезал какой-то дельфиец, желая угодить лакедемонянам. Я знаю имя этого человека, но не хочу называть», — писал он.

Я привел эту историю затем, чтобы напомнить вам, откуда произошло выражение «богат как Крез», и продемонстрировать, как обогатились Дельфы. Хотя царь Крез, в сущности, полностью выкупил Дельфы и обеспечил себе право всегда обращаться к Пифии, оракул не помог ему в критический момент. Крез не был уверен, стоит ли вести войну против персов. Дельфийский оракул сказал ему, что если он перейдет реку Галис, то разрушит великое царство. Фраза в духе современных гороскопов — ее можно толковать двояко. В 546 году до нашей эры царь Крез пересек реку Галис, уверенный в победе, — и потерпел поражение от персов. «Великое царство» разрушилось — но только его собственное царство.

 

Фундамент храма Аполлона в Дельфах подтверждает грандиозное значение этого города

 

В центре Дельф возвышался храм Аполлона, который впечатляет до сих пор. Аполлон, сын Зевса, обладал целым рядом способностей. Его считали богом света и богом медицины. Недаром его сыном был Асклепий из Эпидавра. Аполлон имел пророческий дар, а также почитался как бог юности, музыки и стрельбы из лука. Младшего брата Аполлона звали Гермесом. В древнеегипетских текстах говорится, что Гермес — это та же самая личность, которую египтяне именуют Идрисом или Сауридом, а иудеи — «Енохом, сыном Джареда». (Даже если все это хотя бы отчасти верно, нам приходится возвращаться в допотопные времена. Саурид, как говорят, возвел Великую пирамиду до этой катастрофы, а Енох, библейский пророк, тоже жил до Великого потопа.) Что любопытно, Аполлон, как считается, возвел неприступные стены Трои. Ему поклонялись как «защитнику путей и дорог», а он на своем небесном корабле регулярно путешествовал в земли других народов, в частности гиперборейцев, которые жили где-то «по ту сторону северных ветров». Даже во времена Геродота люди не знали, кто такие эти загадочные гиперборейцы. Гесиод и Гомер упоминали их, а Геродот в конце концов отказался от мысли найти их: «Итак, о гипербореях сказано достаточно. Я не хочу ведь упоминать сказание об Абарисе, который, как говорят, также был гипербореем: он странствовал по всей земле со стрелой в руке и при этом ничем не питался (в существование гипербореев я вообще не верю). Ведь если есть какие-то люди на крайнем севере, то есть и другие — на крайнем юге. Смешно видеть, как многие люди уже начертили карты земли, хотя никто из них даже не может правильно объяснить очертания земли».

Я сам невольно улыбаюсь, когда размышляю о том, сколько тысячелетий человечество, спотыкаясь, блуждает в тумане мифологии. Легенды и предания могут быть прекрасным поэтическим источником и благодатной почвой для человеческой фантазии, но, к сожалению, они недостоверны. Из мифов нельзя реконструировать поддающуюся датировке историю, вывести точные факты. И все же в них содержится очень убедительное и важное зерно истины, пережившее все войны и катастрофы, сохранившись в форме смутной народной памяти, которая в конечном итоге трансформировалась в камень и явлена пред нами во всех «мистических» местах планеты. В наши дни ничего не изменилось. Все без исключения паломнические центры возникают на местах не столь существенных событий, свидетелями которых стали небольшие группы людей. Примерами таких событий служат Фатимские явления Девы Марии или какое-либо внезапное чудесное исцеление, рождение источника или иной необъяснимый природный феномен. Другие люди, изумленные рассказами очевидцев, начинают из любопытства посещать место, где произошло чудо. Там, где случилось нечто необъяснимое, строится первая гостиница, первая часовня, первый храм. А фундаментом для них служит коллективная память народа.

Дельфы должен увидеть каждый. Древний комплекс раскинулся у подножья Парнаса, в окружении отлогих склонов гор, которые по вечерам накрывают пейзаж саваном цветов, света и теней. Павсаний, путешественник, живший восемнадцать столетий назад, передает свои впечатления благоговейными словами, не забывая упомянуть о том, как много существует спорных и неоднозначных преданий о Дельфах. Около трех тысяч статуй обрамляют священную улицу. Во времена Павсания стену галереи главного храма украшали изречения «семи мудрецов», высеченные в камне. То были перлы мудрости, высказанные величайшими из гостей Дельф, которые и сегодня не потеряли своей значимости.

— Познай самого себя.

— Худших всегда большинство.

— Навык мастера ставит.

— Лови момент.

— Ничего сверх меры.

— Тише едешь — дальше будешь.

— От судьбы не уйдешь.

Дельфийские храмы неоднократно разрушались вследствие землетрясений и оползней и каждый раз восстанавливались из руин. Дельфийский «бизнес» стоил вложений. Пифия шептала свои пророчества, сидя на треножнике над глубокой трещиной в земле, откуда валил дым. На этот счет было немало предположений, и недавно геологи даже объявили об открытии на территории храма зон геологического разлома, под которыми находятся слои с содержанием углеводорода: «Подобные формации часто выделяют газы, такие как этилен, метан и водород». Эти газы, по их мнению, вызывали «своего рода наркотическое опьянение Пифии и стимулировали ее проницательность». Я не верю ни единому слову из этого. Никто не знает, что именно происходило в храме Аполлона, хотя древнегреческие авторы много о нем писали. Греческий историк Плутарх описывает процесс предсказания, «но Плутарх твердо придерживается принципа, который для всех жрецов Аполлона считался само собой разумеющимся: не говорить ни слова о том, что происходит в доме бога». Любой турист, взобравшийся на склон по зигзагообразным тропинкам, просто обязан повнимательнее приглядеться к фундаменту храма Аполлона (неоднократно восстановленного). Здесь древность сочится из каждой щели. Мощные каменные плиты, которые в наши дни просто лежат на земле, а когда-то подпирали колонны, очень напоминают посадочную площадку для вертолетов. Эти платформы датируются VI веком до нашей эры. Фундамент, так называемая полигональная стена, старше. Я рекомендую каждому задержаться здесь на мгновение, присесть на ступень дельфийского театра и понаблюдать внутренним взором, как оживает прошлое. Из полукруга амфитеатра открывается потрясающий вид — Дельфы лежат у ваших ног. (Выше по склону есть еще одна спортивная арена, возведенная в римские времена.) Дельфы, раскинувшиеся перед вами, состоят из разрушенных зданий, в которых когда-то толпились люди — просители и упавшие духом, политики и посланники, жрецы и торговцы, искавшие шальных денег. Их объединяло одно: вера в Аполлона и его могущество. Сомневаюсь, что они так же безоговорочно верили в пророчества: кажется, они воспринимали их как своего рода ориентир, примерно как наши современники относятся к газетным гороскопам. Каждый мог толковать слова оракула так, как ему хочется.

Ниже когда-то стояли тринадцать статуй богов и героев, а также сокровищницы сифносцев, сикионцев, фиванцев и афинян. Здесь были различные изваяния, мраморные колонны и скульптурная группа из бронзы — запряженная четырьмя лошадьми колесница, от которой уцелела лишь фигура возничего (ныне хранится в Дельфийском музее). И конечно же, нельзя не упомянуть шестнадцатиметровую статую бога Аполлона, что находилась перед огромным храмом. Павсаний пишет, что храм Аполлона изначально, вероятно, был сделан из металла.

В центре всего этого великолепия, между сокровищницами, храмами, сферическими зданиями и мраморными колоннами, можно было заметить очень необычный камень удлиненной формы, напоминающий улей. На нем была выгравирована странная сеть линий, многие из которых через равные промежутки пересекались друг с другом. Это и был омфал, символизирующий пуп земли. Его копия древнеримской эпохи хранится теперь в Дельфийском музее. У оригинального омфала в местах пересечения линий располагались драгоценные камни, а окружали его два золотых орла. С этой резьбой по камню Аполлон, жрецы или, если желаете, мифология в камне попали, как говорится, не в бровь, а в глаз — намеренно или случайно.

Я должен вернуться к своему предположению, которое впервые выдвинул в 1979 году в книге «Prophet der Vergangenheit» («Предсказатель прошлого»). В 1974 годуя читал лекцию в Афинах и обратил внимание на одного человека с лысиной, поскольку тот все время делал какие-то заметки. Когда все покинули аудиторию, он подошел ко мне и вежливо осведомился, знаю ли я, что греческие храмы и сакральные места в большинстве своем расположены в точном геометрическом соотношении друг с другом. Я улыбнулся и ответил, что не могу в это действительно поверить, поскольку «древние греки» не владели геодезическими методами обследования.

Кроме того, сказал я, им не помог бы даже теодолит, ведь многие храмы расположены во многих километрах друг от друга, а горы не позволяют напрямую увидеть из одного священного места другое. Наконец, полагая себя большим знатоком, я добавил, что сакральные места иногда располагаются и на островах, порой едва ли не в сотне километров от материка, а значит, увидеть их невооруженным глазом просто невозможно. Я задумался о расстоянии до Крита или турецкого Измира, в прошлом известного как Смирна. Так что же мог иметь в виду этот приятный господин?

Через пару дней мы встретились с ним снова, на этот раз не на публичном мероприятии, а на лекции, читаемой для членов афинского ротари-клуба. После обсуждения он пригласил меня в соседний кабинет, где на большом столе были разложены карты и материалы аэрофотосъемок. Господин представился: доктор Теофаниас Маниас, бригадный генерал греческих военно-воздушных сил. Какое отношение имел такой высокопоставленный военный к археологии? Мы выпили по чашке чая, и он все объяснил. Военные пилоты, начал он, обыкновенно проводят мониторинг и тренировочные полеты над горами и выполняют упражнения по стрельбе над морем. После этого им нужно составлять рапорт, в котором также фиксируется расход топлива. Однажды, после многолетних наблюдений, лейтенанта, который вносил эти данные в книгу, вдруг осенило, что он снова и снова записывает совершенно одинаковые данные о расстоянии и расходе горючего, хотя пилоты летают по разным маршрутам и в разные регионы. Лейтенант подумал, что раскрыл какое-то жульничество или же пилоты ленятся записывать точные данные в своих бортовых журналах и просто копируют их друг у друга.

Дело было расследовано, и наконец досье оказалось на столе полковника Маниаса (бригадным генералом он стал позже).

Он взял пару циркулей, выбрал центром Дельфы и провел круг через Акрополь. Как ни удивительно, на этой окружности оказались Аргос и Олимпия.

То есть эти города находились на равном расстоянии от Дельф. Странное совпадение, подумал полковник Маниас, а затем переставил циркуль на критский Кносс. На окружности, проведенной из этой точки, оказались Спарта и Эпидавр — феноменально! Полковник Маниас продолжил. Когда в центре был Делос, на окружности оказались Фивы и Измир; когда Парос — Кносс и Халкидой; а когда он выбрал центром Спарту, на окружность попали Микены и пещера оракула Трофония!

Доктор Маниас продемонстрировал мне все это на картах, которые предварительно разложил, и я пришел в полное замешательство. Как такое могло быть? Хотя карты доктора Маниаса были гораздо точнее, чем те, что продаются в магазинах, я решил проверить все дома. Бригадный генерал заметил мое изумление и поинтересовался, знакомо ли мне понятие золотого сечения. Я закивал в ответ несколько обреченно: я смутно помнил, что в далеком прошлом нам что-то говорили о золотом сечении на уроках геометрии, но вот что именно, сказать я был не в силах. Маниас терпеливо объяснил мне: «Золотое сечение, или соотношение, это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как самая большая часть относится к меньшей». Поскольку я не понял из этого ни слова, вернувшись домой, я тотчас же схватил учебник геометрии своей дочери и прочитал:

Если отрезок АВ делится точкой Е так, что большая его часть АЕ так относится к меньшей части ЕВ, как весь отрезок АВ относится к АЕ, то считается, что отрезок АВ поделен золотым сечением. Если поделенный золотым сечением отрезок удлинить на величину большего отрезка золотого сечения, то полученный новый отрезок снова делится золотым сечением конечной точкой первоначального отрезка. Этот процесс можно продолжать до бесконечности.

Мне стало жаль свою дочь. Для меня все это было понятно так же, как китайские иероглифы! Я сел за стол и начал вычислять. Мой секретарь Килиан встревоженно наблюдал за мной, как будто опасаясь, что я вот-вот рехнусь. Повозившись какое-то время с отрезками побольше и поменьше, я наконец-то стал догадываться, в чем суть этого золотого сечения. Теперь я всем рекомендую применять такой же практический метод.

Итак, вернемся в кабинет доктора Маниаса. Бригадный генерал показал мне таблицы и продемонстрировал свое открытие на картах. Каждому, кто пожелает проверить его, придется продираться через дебри следующих фактов:

— Расстояние между местами поклонения в Эпидавре и Дельфах соответствует большому отрезку (62 %) золотого сечения между Эпидавром и Делосом.

— Расстояние между Олимпией и Халкидой соответствует большому отрезку (62 %) золотого сечения между Олимпией и Делосом.

— Расстояние между Дельфами и Фивами соответствует большому отрезку (62 %) золотого сечения между Дельфами и Акрополем.

— Расстояние между Олимпией и Дельфами соответствует большому отрезку (62 %) золотого сечения между Олимпией и Халкидой.

— Расстояние между Эпидавром и Спартой соответствует большому отрезку (62 %) золотого сечения между Эпидавром и Олимпией.

— Расстояние между Делосом и Элевсином соответствует большому отрезку (62 %) золотого сечения между Делосом и Дельфами.

— Расстояние между Кноссом и Делосом соответствует большому отрезку (62 %) золотого сечения между Кноссом и Халкидой.

— Расстояние между Дельфами и Додони соответствует большому отрезку (62 %) золотого сечения между Дельфами и Акрополем.

— Расстояние между Спартой и Олимпией соответствует большому отрезку (62 %) золотого сечения между Спартой и Акрополем.

Я был поражен! Доктор Маниас сообщил мне, что в Греции существует Ассоциация оперативных исследований, высокообразованные члены которой читали лекции об этих геометрических странностях, например, 18 июня 1968 года в присутствии представителей Греческой промышленной ассоциации и офицеров греческих ВВС. Аудитория была озадачена не меньше, чем я сейчас. Позже в мои руки попал документ на двух языках, составленный Ассоциацией оперативных исследований при активной поддержке Департамента военной географии. Доктор Маниас вручил мне также солидную брошюру, в которой все эти математические странности были изложены так, чтобы их мог проверить даже такой дилетант, как я. Доктор Маниас настойчиво попросил меня обратить внимание на эти геометрические аспекты, поскольку, по его словам, археологи ведут себя так, словно их просто не существует.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: