АТЛАНТИДА: ДЕТЕКТИВ СЕДЫХ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ 1 глава




Эрих Фон Дэникен

Одессея Богов

 

FineReader 11

«Одиссея богов»: Питер; СПб; 2012

ISBN 978-5-459-00905-7; 978-1-60163-192-3

Аннотация

 

Древнегреческие мифы уже не одно тысячелетие будоражат воображение людей. Еще бы! Боги, так похожие на людей, Троянская война, развернувшаяся из-за каприза красавицы, Ясон и аргонавты… Думаете, все это не больше чем выдумка? Эрих фон Дэникен утверждает обратное. Он обладает неоспоримыми доказательствами, что все описанное в мифах было реальностью, в которой жили наши предки.

Но что случилось со всеми этими существами — атлантами, циклопами, кентаврами и другими? Какие тайные знания они передали людям?

Признанный мастер, известнейший исследователь Эрих фон Дэникен откроет все тайны Одиссеи богов.

 

Эрих фон Дэникен

ОДИССЕЯ БОГОВ

Мифы были реальностью История контактов с внеземными цивилизациями

 

Предисловие

 

Известно ли вам, что такое оргия? В энциклопедиях указывается, что изначально этим словом обозначались религиозные церемонии в Древней Греции. Теперь оно подразумевает куда менее сдержанные эскапады, в которых секс играет не последнюю роль.

Но в действительности такое же значение это понятие имело и в Древней Греции. В те времена мужчины часто собирались после сытного обеда и устраивали философские дискуссии, за которыми через несколько часов следовал «симпозиум», то есть попойка, который, в свою очередь, нередко завершался оргией. Женщины при этом не присутствовали, были лишь мальчики и юноши. Греки не знали табу в этом отношении — в Древней Элладе люди думали и чувствовали по-другому.

Все знают, что такое научно-фантастический рассказ. Но знаете ли вы, что свои научно-фантастические рассказы имелись и в Древней Греции, пусть и гораздо более фантастичные, чем наши? Разница лишь в том, что греки не считали свою научную фантастику утопией, а верили, что в ней описываются реальные события. Есть и еще одно различие. Нынешние научно-фантастические произведения — к примеру, «Звездный путь» — относятся к будущему, тогда как греки обращались к туманному прошлому, оглядываясь на тысячелетия назад.

Только представьте, что остров Крит постоянно обходил металлический страж, обладавший феноменальной способностью отслеживать передвижение всех кораблей, что направлялись к острову, и отгонять их прочь. Ни один чужеземец не мог пристать к берегу, если того не желали правители острова.

Если же корабль каким-то чудом проскальзывал в прибрежные воды, металлический страж насылал на него нестерпимый жар и незваные гости сгорали. Однако у этого робота-стража было одно слабое место: если некий винт в его металлическом теле раскручивался, из него вытекала густая кровь и он не мог больше двигаться. Разумеется, только его создатели и их преемники знали точное расположение этой жизненно важной детали. История эта, до того как ее записали, существовала уже два с половиной тысячелетия, и греки были убеждены, что в ней правдиво повествуется о том, что было много лет назад. Охранявшего Крит робота звали Талое, а механики, которые знали, где расположено место, откуда вытекала гидравлическая жидкость, и могли инактивировать монстра, именовались богами.

Древняя Греция изобиловала невероятными историями. В «Аргонавтике» — предании, истоки которого затеряны во мгле веков, — упоминаются некие «кентавры». Кто же это? Кентавр — это гибрид, существо с головой и торсом человека, но с телом лошади. По существу — абсурд, плод воображения. Но гибриды существовали в древнем мире повсеместно. Историк и отец церкви Евсевий, вошедший в церковную историю как епископ Кесарии и автор раннехристианских хроник, писал об этом в пятом томе своих работ. Боги, сообщает Евсевий, создали «различных гибридных существ»:

…В те времена боги создали существ странной наружности. Были люди с двумя крыльями, а иные с четырьмя крыльями и двумя лицами. У них было одно тело, но две головы, мужская и женская, два типа гениталий, женские и мужские. Иные люди имели ноги и рога козлов, или копыта лошади, или заднюю часть лошади, а переднюю — человека… И зверей они создали — быков с человеческими головами, собак с четырьмя туловищами и рыбьим хвостом, торчащим из зада; лошадей с собачьими головами… и других монстров с головой и телом лошади, но хвостом рыбы; разных зверей с внешностью всех животных. Помимо этих [зверей] были рыбы, и пресмыкающиеся, и змеи, и множество других странных существ, каждый разной наружности. Изображения их находятся в храме Бела.

То есть речь идет о том, что существовали «человеческие существа с двумя крылами»? Абсурд? А не их ли изображения смотрят на нас со стел и скульптур в крупнейших музеях мира? Единственная разница в том, что их не называют «человеческими существами с двумя крылами», поскольку в современной науке их принято именовать «крылатыми гениями». Человеческие существа с лошадиными копытами, кентавры (наполовину люди, наполовину лошади) увековечены в античных изображениях. А еще имелись быки с человеческими головами. Критский монстр, Минотавр, был одним из таких чудовищ — быком с головой человека, для которого критяне воздвигли знаменитый лабиринт.

Возможно ли тогда, что древние предания, вошедшие в «Аргонавтику», это вовсе не сказки? Имеют ли они какое-то отношение к реальным событиям? И когда в бесконечной реке времени все это происходило?

Никто не знает. Однако на Мальте есть храм, который специалисты (на основе его астрономической ориентации) датируют XII тысячелетием до нашей эры. Есть также подводные свидетельства и в Атлантическом, и в Тихом океанах. В Средиземноморье, неподалеку от Марселя, дайверы на глубине тридцати пяти метров обнаружили подводный тоннель, направленный вверх. Тоннель переходит в сорокаметровый коридор и заканчивается подземным озером. Над озером прожекторы исследователей осветили картинную галерею: согласно результатам радиоуглеродного анализа, местные краски были произведены около 18 тысяч лет назад.

Создается впечатление, что наши датировки не вполне верны. А вдруг греческие легенды и предания гораздо старше, чем готовы признать исследователи? Может ли быть, что мифы — или по крайней мере их часть — вовсе не плод воображения, не научная фантастика в классическом смысле, но отображение реалий далекого прошлого? Может ли быть, что по мифам мы в силах восстановить историю своей планеты? В ваших руках не книга по истории Древней Греции и не книга древнегреческих историй, но книга об историях. Имели ли странствования Одиссея место в реальности? Что происходило в Дельфах? Существовала ли на самом деле пророчица, которая предсказывала все важнейшие политические события? Имеют ли яркие описания Трои какие-либо реальные основания? А что насчет Атлантиды? Все имеющиеся у нас сведения об этом материке получены от древних греков. И кем были аргонавты, которые отправились за золотым руном? Греция достойна глубоких изысканий. Я приглашаю вас вместе со мной совершить необычное путешествие.

 

Глава 1

ЗВЕЗДНЫЙ ДЕСАНТ ЯСОНА

 

Нечистые средства приводят к нечистому концу,

Махатма Ганди

 

 

 

Давным-давно жил на свете дальний потомок богов. Никто не знал его настоящего имени, но греки называли его Ясоном. Мне придется именовать его так же, ведь других вариантов я не знаю. Ясон не был обычным человеком, в его жилах текла голубая кровь. Его отцом был Эсон, царь города Иолк в Фессалии. Но, как часто бывает в мифах, у Ясона имелся злобный сводный брат, который лишил его отца трона, когда Ясон был еще ребенком. Отец Ясона определил своего отпрыска на воспитание к кентавру. Иные говорят, к кентавру его отправила мать, но это не столь важно. Кентавр представлял собой любопытный гибрид: с головой, торсом и руками человека, но с телом лошади. Поистине изумительный феномен! И Ясон, должно быть, получил довольно необычное воспитание.

О Ясоне имелось пророчество — пророчество в Древней Греции было о каждом, кому предстояло совершить хоть что-то значительное. В данном случае пророчество предписывало остерегаться человека в одной сандалии. И однажды недостойный царь, сводный брат Ясона, во время праздника, устроенного на морском берегу, увидел прекрасного юношу, что пришел издалека. То был Ясон, облаченный в шкуру леопарда и кожаную тунику. Царь не признал чужака и раздраженно спросил его, кто он такой. Ясон, улыбаясь, ответил, что приемный отец называет его Ясоном, но его настоящее имя Диомид, и он сын царя Эсона.

Ясон вскоре осознал, с кем ведет беседу, и потребовал вернуть трон, который по праву принадлежал ему. К его удивлению, царь согласился, но с одним условием (выполнить которое, думал он, Ясону не под силу). Он потребовал, чтобы Ясон освободил его царство от проклятия. Для этого было нужно достать золотое руно, которое охранял вечно бодрствующий дракон в далекой Колхиде. Только после этого царь был готов отказаться от трона.

Ясон согласился, и так началась невероятная научно-фантастическая история. Для начала Ясон направился на поиски выдающегося корабела, который смог бы построить самый изумительный корабль всех времен. Этого человека звали Apr, и ученые по сей день спорят, откуда он. Очевидно одно: Apr был превосходным инженером, ведь он построил корабль, равных которому просто не существовало. Разумеется, у Арга были исключительные связи: не кто иной, как сама Афина, направляла его, под ее руководством он строил корабль из дерева, которое «никогда не гниет». Не ограничившись этим, Афина внесла свой личный вклад в виде чудесного говорящего бруса, который вделали в корпус корабля. Когда корабль покидал гавань, брус издавал громкие возгласы, радуясь предстоящему путешествию, а позже неоднократно предупреждал экипаж о всевозможных опасностях. Apr, строитель корабля, назвал свое детище «Арго», что с древнегреческого переводится как «быстрая» или «быстроногая». Всю команду стали называть аргонавтами, а историю о них — «Аргонавтикой» (нынешние астронавты и космонавты косвенно позаимствовали свое название именно от греческих аргонавтов).

Экипаж «Арго» состоял из пятидесяти мужчин, каждый из которых должен был быть специалистом в своей области.

Для этого Ясон разослал воззвания всем правящим домам в поисках добровольцев на разные должности. На призыв откликнулись герои и потомки богов со всей Эллады. Список членов судовой команды сохранился лишь частично, и ученые полагают, что некоторые имена были добавлены поздними авторами. Экипаж был исключительным, ведь в него входили: Мелампус, сын Посейдона, Анкей из Тегеи, тоже сын Посейдона, предсказатель Амфиарай, зоркий Линкей, борец Кастор из Спарты, Ифит, брат микенского царя, Авгий, сын царя Форбаса, вестник Эхион, сын Гермеса, пловец Евфем из Тенара, силач Геракл из Тиринфа, Гилас, возлюбленный Геракла, Идмон, аргивянин, сын Аполлона, Акает, сын царя Пелия, Калаид, крылатый сын Борея, моряк Навплий, Полидевк, лучший кулачный боец из Спарты, стрелок Фалер, Фан, критский сын Диониса, Apr, строитель «Арго», сам Ясон, предводитель этого смелого предприятия.

Авторы, описывавшие путешествие «Арго» более двух тысячелетий спустя, добавили и другие имена. Древнегреческие писатели и историки разных эпох, обращавшиеся к сюжету об аргонавтах, предполагали, что тот или иной известный персонаж несомненно должен был входить в их число. Старейший список в Пифийской оде 4 был написан Пиндаром. В нем указано лишь десять имен: Геракл, Кастор, Полидевк, Евфем, Периклимен, Орфей, Эхион, Еврит (два последних — сыновья Гермеса, посланника богов), а также Калаид и Зет. Пиндар непрерывно подчеркивает, что все эти герои были потомками богов.

Лучшее и наиболее подробное описание и всего путешествия, и его участников принадлежит перу Аполлония Родосского. Он жил между IV и III веками до нашей эры. Но Аполлоний, несомненно, не является автором «Аргонавтики».

Ученые полагают, что он заимствовал канву истории из более древних источников. В первой песне Аполлоний упоминает, что и до него поэты рассказывали о том, как Apr под руководством Афины построил корабль. Отдельные фрагменты «Аргонавтики» восходят к VII веку до нашей эры. Ученые не исключают возможности того, что эта история в действительности берет начало в Древнем Египте.

«Аргонавтика» Аполлония Родосского была переведена на немецкий язык в 1779 году. В цитатах я буду придерживаться в основном этого перевода, выполненного более двух столетий назад. Перевод 1779 года еще не пропитан нашим модернистским мировоззрением и передает оригинальный цветистый стиль Аполлония. Автор приводит следующий список имен, записанный приблизительно 2400 лет назад:

Полифем, сын Элата, пришел из Лариссы.

Много лет назад стоял он плечом к плечу с лапифами, сражаясь в битве против диких кентавров.

Пришел и Мопс Титаресий, которого Аполлон научил толковать полет птиц…

Ифит и Клитий, сыны дикого Еврита, которому бог Дальновержец дал лук, также к ним присоединились…

Алкон послал своего сына, хоть больше не осталось сыновей в его доме…

Из героев, покинувших Аргос, последним пришел Идмон. У бога [Аполлона] он перенял искусство толковать полет птиц и жертвенное пламя…

Пришел и Линкей… одаренный зрением острым. Говорят, он мог видеть, что происходит глубоко под землей…

Затем пришел быстроногий Евфем из стен Тенара, и два сына Нептуна пришли тоже…

Какой бы список ни был ближе к оригиналу, аргонавты в любом случае представляли собой отборную команду сыновей богов, и каждый из них обладал особым даром и знаниями. Эта исключительная компания собралась в Пагасейской гавани на полуострове Магнесия, чтобы отправиться с Ясоном на поиски золотого руна.

Прежде чем пуститься в путь, они устроили пир в честь Зевса, отца богов, а затем все вместе взошли на борт, провожаемые тысячами любопытных наблюдателей. Аполлоний описывает это так:

Герои прошествовали по городу, направляясь к кораблю…

Их сопровождала огромная безумствовавшая толпа. Герои блистали средь них, как звезды меж облаков…

Народ приветствовал храбрых мореплавателей и желал им успеха во всех начинаниях и благополучного возвращения домой, а обеспокоенные матери прижимали детей своих к сердцу. Гул в городе не прекращался, пока «Арго» наконец не скрылся за горизонтом и не исчез из виду.

Ради чего все эти усилия? Ради золотого руна. Но что представлял собой этот несколько странный объект устремлений? В большинстве энциклопедий, к которым я обращался, золотое руно описывается как шкура золотого барана. Неужели из-за какой-то шкуры, пусть и золотой, отправились в путь аргонавты? Неужели ради этого нелепого куска меха был построен величайший корабль эпохи, а сыновья богов и царей с радостью предложили свои услуги? Неужели из-за него над целой страной висело проклятье, для снятия которого требовались столь невероятные усилия? А дракон, который «никогда не спит», охранял этот кусок шкуры день и ночь?

Конечно же, ведь золотое руно обладало поразительными свойствами. Оно могло летать!

Как повествует легенда, Фрике, сын царя Афаманта, страдал от своей мачехи, пока его родная мать не выкрала его вместе с сестрой. Она посадила детей на спину крылатого золотого барана, которого однажды даровал ей бог Гермес, и на этом удивительном животном дети полетели над землей и морем и приземлились в конце концов в Эе, столице Колхиды. Это царство располагалось в самом далеком конце Черного моря. Колхидский царь, жестокий тиран, который запросто нарушал свои обещания, когда ему было угодно, пожелал завладеть этим «летающим бараном». Поэтому животное пригвоздили к дереву, а охранять его определили огнедышащего дракона, который никогда не спит.

Итак, золотое руно представляло собой некий летательный аппарат, некогда принадлежавший богу Гермесу. Он ни в коем случае не должен был оставаться в руках тирана, который мог использовать его для достижения своих нечистых целей, — вот почему за ним отправилась первоклассная команда, члены которой, отпрыски богов, обладали различными знаниями. Все они хотели вернуть то, что некогда принадлежало обитателям Олимпа.

Отправившись в путь, аргонавты решили общим голосованием выбрать себе предводителя. Все поддерживали Геракла, сильнейшего из людей, но он отверг предложение. Геракл объявил, что этой чести достоин только Ясон, вдохновитель всей экспедиции. Корабль быстро вышел из Пагасейской гавани и обогнул полуостров Магнесия. После нескольких безобидных приключений аргонавты добрались до полуострова Капыдаг[1], который связывала с материком узкая полоса земли. Здесь проживало племя долионов, молодой царь которых, Кизик, предложил аргонавтам бросить якорь в бухте Хитос, почему-то забыв предупредить о шестируких великанах, которые там обитали. Ничего не подозревавшие аргонавты поднялись на ближайшую гору, чтобы посмотреть дальнейший путь. Лишь Геракл и еще несколько мужчин остались охранять «Арго». Шестирукие великаны тотчас же напали на корабль — не ведая, однако, что Геракл заметил их приближение. Некоторых он еще до начала битвы умертвил смертоносными стрелами. Тем временем вернулись аргонавты и, благодаря своим особенным талантам, расправились с нападавшими. Аполлоний так описывает этих великанов: «У каждого, как сучья у дерева, торчали шесть длинных рук: две, как у людей, — от плеч и по две с каждой стороны по бокам».

Великаны? Всего лишь плод воображения рассказчика? В литературе наших далеких предков такие существа не редки. Любой, кто знаком с Библией, вспомнит битву Давида и Голиафа. А в Бытии говорится:

В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им… (Быт. 6:4).

Об исполинах в Библии также говорится во Второзаконии 3:3—11; в Книге Иисуса Навина 12:4; в 1-й книге Паралипоменон 20:4–5; во 2-й книге Самуила 1:16. И в книге пророка Еноха приведено описание великанов. В 14-й главе мы читаем:

Зачем вы оставили вышнее, святое, вечное небо и преспали с женами, и осквернились с дочерьми человеческими, и взяли себе жен, и поступали как сыны земли, и родили сынов-исполинов?

В апокрифической Книге Баруха приводятся даже числа:

Господь наслал потоп на землю и уничтожил весь род, четыре миллиона и девяносто тысяч великанов.

Подтверждение тому мы находим в эфиопской «Кебра Нагаст» («Книге о Славе Царей»):

И дочери Каина, с коими ангелы имели общение, зачали, но не сумели произвести на свет детей их и умерли. Из детей, что были в утробах, какие-то умерли, а какие-то вышли; разверзнув чрева матерей своих… и когда выросли и возмужали, сделались они исполинами…

А в книге, где собраны древние сказания об иудеях, можно даже прочитать о разнообразных племенах этих великанов. Среди них были «эмимы», или внушающие ужас, «рефаимы», или исполины, «гиборимы», или жестокие, «самсуниты», или коварные, и, наконец, «авиды», неверные, и «нефилимы», вредители. А в священной книге эскимосов лаконично сказано: «В старые времена на земле жили великаны».

Я мог бы привести множество цитат, но предпочитаю не повторять материал из своих прошлых книг. Напомню лишь, что были найдены даже кости гигантов, хотя некоторые антропологи до сих пор пытаются доказать, что они принадлежали гориллам. В 1936 году немецкий антрополог Л. Коль-Ларсен обнаружил кости гигантских людей на берегу озера Эяси в Танзании. В 1941 году немецкие палеонтологи Гюстав фон Кёнигсвальд и Франц Вейденрейх с изумлением увидели в одной гонконгской аптеке несколько огромных костей. Сообщение об этой находке было опубликовано в ежегодном сборнике Американского этнологического сообщества в 1944 году. Примерно в шести километрах южнее замка Сафита в Сирии археологи нашли топоры, которые могли использовать только гиганты. Каменные инструменты, обнаруженные в Айн-Фритисса (в восточной части Марокко), размером 32 сантиметра в длину и 22 сантиметра в ширину, должно быть, тоже принадлежали каким-то крупным людям. Если они способны были орудовать инструментами, весившими около 4,3 килограмма, скорее всего, их рост составлял порядка 4 метров. Находки гигантских скелетов на острове Ява в южной части Китая и в Трансваале (ЮАР) неоднократно упоминались в специальной литературе. А профессора Вайденрайх и Сора тщательно задокументировали собственные исследования, касающиеся великанов. Доктор Луи Буркхальтер в журнале Revue du Musee de Beyrouth в 1950 году писал: «Я бы хотел отметить, что существование гигантских гуманоидов в ашельскую эпоху должно считаться научно доказанным фактом».

В шумерском эпосе о Гильгамеше тоже повествуется об исполинах, как и в произведении с другого конца света — книге индейцев майя «Пополь-Вух». Скандинавские и германские мифы также населены гигантами. Так почему древний мир изобилует историями о существах, которых никогда не было?

В эпосе Древней Греции об исполинах говорится не только в «Аргонавтике», но и в более позднем мифе об Одиссее, который с ними сражался. Эти силачи появились на свет как плод любви людей и богов. У меня есть немало оснований полагать, что эти же самые гиганты имеют отношение к мегалитическим конструкциям, которые интригуют археологов, например к тем, что расположены на островах Мальта и Гоцо. Огромные руины храма на острове Гоцо до сих пор носят название Джгантия (букв, «башня гигантов»).

«Арго» продолжил свой путь без каких-либо существенных злоключений, не считая того, что морское божество по имени Главк взмыло над морской гладью, как подводная лодка из глубин. Он принес послание от Зевса для Геракла и его возлюбленного Гиласа, после чего Главк нырнул в морскую пучину. Волны над ним вспенились и захлестнули корабль.

В Салмидессе аргонавты неожиданно встретили старого царя, окруженного страшным зловонием и истощенного от голода. Несчастного звали Финей. Он обладал пророческим даром и явно разгласил слишком много божественных планов. За это боги определили ему довольно странное наказание: каждый раз, когда Финей пытался съесть что-нибудь, два крылатых существа слетались с небес как молнии и выхватывали у него пищу. То, что они не забирали, превращалось в смердящие отходы, есть которые было невозможно.

Когда прибыли аргонавты, старик едва мог двигаться. Он взмолился о помощи и обещал вознаградить их предсказанием о надвигающихся опасностях. Не обо всех, однако, поскольку Финей догадывался, что именно этого боги и не хотели. Аргонавты сжалились над ним и подготовились вместе с царем к роскошному пиру. Как только царь решился подкрепиться, летающие существа — гарпии — опустились с неба и накинулись на его еду. Но на этот раз все сложилось иначе. Два аргонавта, обладавшие способностью летать, бросились за гарпиями. Вскоре они вернулись и сообщили царю, что отныне ему не стоит бояться этих свирепых существ. Герои почти настигли гарпий и легко могли их убить, но богиня Ирида приказала им пощадить злобных созданий, поскольку те были «псами Зевса».

Многие предпочитают считать, что это просто выдумка или сказка. Кто-то поднимается из глубин на поверхность моря и создает воронку, два аргонавта взмывают в воздух на немыслимой скорости, а Зевс, отец богов, в своем распоряжении имеет летающих собак. И это всего лишь скромное начало загадочной научно-фантастической истории из древних времен. А дальше все сбивает с толку еще сильнее!

Царь, избавившийся от зловония и способный наконец спокойно есть, сдержал свое обещание и поведал аргонавтам о нескольких грядущих опасностях. Он описал путь к Колхиде, который ждал их, и предостерег, в частности, о двух огромных отвесных скалах, что открывались и закрывались, как врата, и разрушали любой корабль, который не мог пройти в правильном месте в нужный момент. Старый царь посоветовал им взять с собой голубя и выпустить вперед перед скалами. Аполлоний сообщает:

И направились они к пенящемуся Босфору. Волны вздымались, как скалы, грозя разрушить корабль и поднимаясь зачастую выше туч. Никто и помыслить не смел, как им удастся спастись, но как ни жутки были волны, они вдруг усмирялись, когда искусный пилот держал в руках румпель…

Слово «пилот» — не мое изобретение. Оно появляется в переводе Аполлония 1779 года. Царь описал путь аргонавтов до последней детали; очевидно, он знал название каждого залива и горы, а также названия стран и имена их правителей. Как это ни странно, царь дважды предупреждает об опасности от амазонок:

А дальше вы попадете на землю Дойанта и в города амазонок… Ни за что на свете не причаливайте к этим заброшенным берегам, где вас встретят наглые птицы, заполонившие остров бесчисленной стаей. Именно здесь правительницы амазонок… воздвигли храм своему богу.

Престарелый правитель знал все даже о золотом руне:

Когда вы войдете в устье реки, увидите башню Эита и тенистую рощу Ареса, где хранится руно… Охраняет его чудище-змей ужасного вида. Не смыкает он глаз ни днем, ни ночью, ни на миг не прекращает он свой вечный дозор…

Это чудище-змей, или дракон, напоминает робота с множеством сенсоров. Что же это за существо, которое не имеет физических потребностей, никогда не спит и постоянно наблюдает за тем, что происходит вокруг? Аналогичные создания описываются в других древних текстах, таких как эпос о Гильгамеше, список которого был найден на холме Куюнджик, в бывшей Ниневии. Глиняные таблички, на которых было записано это произведение, когда-то хранились в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала. В эпосе повествуется о том, как Гильгамеш и его друг Энкиду поднялись на гору богов, на вершине которой стояла светящаяся белая башня богини Ирнини. Незадолго до того как они достигли своей цели, им встретилось чудовище по имени Хумбаба. У Хумбабы лапы были как у льва, тело покрыто железной чешуей, на ногах острые когти, над головой — светящиеся рога, а на кончике хвоста — змеиная пасть. Должно быть, монстр был поистине ужасен. Братья по оружию пускали стрелы в монстра, но те просто отскакивали. С горы богов сыпались вспышки молний:

С чистого неба внезапно ударила буря. Шамаш, заметив опасность, восемь выпустил ветров. Загромыхали громы. Молнии пересекались, словно мечи великанов.

Немного позже Энкиду умирает от неизлечимой болезни. Ужасно обеспокоенный, Гильгамеш вопрошает: «Неужели тебя отравило дыханье небесного существа?» Кем бы ни было это существо, оно, должно быть, вызвало смерть Энкиду. Далее по сюжету Энкиду с дверью деревянной беседовал «как с человеком»! Говорящий брус на «Арго» делает то же самое. А затем идет речь о священных горах, которые охраняются двумя ужасными гибридными существами, гигантскими людьми-скорпионами. Они видны только по грудь, остальная часть их тел находится под землей: «Грозен их вид, их взоры — гибель, их мерцающий блеск повергает горы»[2].

Однако же люди-скорпионы из эпоса о Гильгамеше обладали большим разумом, чем чудище-змей и драконы-стражи. Гильгамеш разговаривает с ними, и они предупреждают его о надвигающейся опасности на суше и на море, точно так же, как царь Финей предостерегал аргонавтов. Финей посоветовал аргонавтам взять на борт Евфема, который отправил голубя пролететь между скалами и умел перемещаться по воде, не замочив ног. Сорок дней аргонавты отдыхали в царстве Финея. (в эпосе о Гильгамеше путь к горе кедров занимает сорок часов.) Часть аргонавтов спали на борту корабля, часть — в царском дворце. За это время они пополнили запасы продовольствия и возвели алтарь в честь Зевса. На сорок первый день «Арго» оказался уже в извилистой реке или проливе. Вскоре аргонавты заметили «плавучие острова» с опасными отвесными скалами, и Евфем приступил к действию.

Медленно и с великой осторожностью направляли они свой корабль. Вот уже слышен стал скал замыкавшихся грохот. И отвечали ему эхом берега, разбивавшие волны. Поднялся Евфем на нос корабля, голубку в руках держа… Всем было страшно. Евфем отпустил голубку, и головы вверх аргонавты подняли, следя за ее полетом. Скалы сомкнулись снова с оглушительным грохотом. Вздыбилось море, волны рванули вперед, вихрь закрутился… и течением корабль отбросило прочь. Но острые скалы отрезали только лишь кончики перьев хвоста у голубки, оставив ее невредимой. Возликовали гребцы громогласно… и снова раздвинулись скалы… вдруг поднялась волна… увидев ее, перепугались мужи, что потопит она их корабль. Тифис же их успокоил и повелел развернуть корабль так, что волна ударила по резной фигуре на носу корабля, а затем подняла его прямо над скалами, так что поплыл он грациозно по воздуху… И вдруг повис, как коромысло. Но Афина оттолкнула его левой рукой от скалы и правой подтолкнула вперед. Быстро, как окрыленная стрела, корабль промчался меж скал… Случилось предрешенное, то была судьба.

Тифис, рулевой «Арго», успокоил своих взволнованных товарищей. Им удалось избежать серьезной опасности, которую несли сдвигавшиеся скалы, но это чудо стало возможным лишь благодаря богам. Снова протянула руку помощи Афина, которая давала советы во время строительства корабля и сделала «Арго» крепким и непотопляемым.

Очевидно, без божественного вмешательства избежать опасности не удалось бы. Жители Олимпа то и дело помогали путешественникам. Вскоре после того как аргонавты миновали грозные скалы, они увидели бога Аполлона, который пролетал мимо них, возвращаясь из Ликии. Он направлялся в страну гиперборейцев, которая располагалась по «ту сторону северного ветра», — Аполлон посещал «народы другой расы». От шума его летательного корабля по островам прокатилось эхо. Увиденное потрясло аргонавтов до глубины души, и они решили воздвигнуть Аполлону алтарь. Вскоре после этого Тифис, опытный кормчий «Арго», заболел и скончался. Аргонавты выстроили над его могилой пирамиду, что в действительности довольно странно, поскольку погребальные пирамиды, как принято считать, появились лишь во времена египетских фараонов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: