Отметим, что Закон об организации страхового дела возлагает на страхового актуария также оценку инвестиционных проектов страховой организации. Представляется, что данная обязанность расходится с традиционными представлениями о деятельности страхового актуария и сущности актуарных расчетов в страховании. Оценка инвестиционных проектов страховой организации носит характер экономического прогнозирования и выбора наиболее эффективных способов размещения и использования средств страховых резервов. Решение этой задачи не связано с применением таких специфических методов актуарных расчетов, как использование теории вероятности, закона больших числе, демографических и долгосрочных статистических данных и т.п., что выражает специфику актуарной деятельности. При оценке инвестиционных проектов требуются не специфические познания актуария как специалиста по технологии страхования, а познания экономиста, являющегося специалистом по финансовым рискам в сфере предпринимательства. Поэтому расширение обязанностей актуария до оценки инвестиционных проектов страховой организации является необоснованным.
Кроме того, Закон об организации страхового дела обязывает страховщиков по итогам каждого финансового года проводить актуарную оценку принятых страховых обязательств (страховых резервов). Результаты актуарной оценки должны отражаться в соответствующем заключении, представляемом в орган страхового надзора в установленном им порядке.
По существу это означает возложение на актуария функций страхового аудитора с одновременным возложением функций агента органа страхового надзора.
И тут возникает много проблем.
|
Начнем, во-первых, с того, что, когда актуарий будет проводить "актуарную оценку принятых страховых обязательств", он, собственно говоря, будет проверять, приняты во внимание его предыдущие рекомендации или нет. Если они приняты, то заключение актуария, естественно, будет положительным - не станет же он развенчивать свои собственные рекомендации. Отрицательного заключения актуария можно ожидать лишь в случае, когда его рекомендации не были учтены. Но при наличии такого заключения актуарий, являющийся штатным работником, завтра будет уволен с работы, а актуарий, работавший по гражданско-правовому договору, никогда в жизни уже не будет приглашен для актуарного обслуживания данного страховщика. Такова проза жизни - никакой страховщик не захочет, чтобы за его же деньги на него написали "донос" в орган страхового надзора.
Во-вторых, то, что любой страховщик нуждается в научном обеспечении своей деятельности, гарантирующем ему рентабельность и безубыточность, это очевидно. Но можно не сомневаться и в том, что 99% страховых организаций никаких своих собственных актуарных расчетов, нанимая или приглашая для этого соответствующих специалистов, не проводят. Подавляющее большинство страховых организаций принимают решения о размере страхового тарифа, его структуре, размере страховой выплаты, что называется, на эмпирическом уровне, ориентируясь на свой предыдущий опыт, опыт аналогичного страхования, осуществляемого другими страховыми организациями (попросту говоря, заимствуя их ставки и тарифы), на зарубежный опыт и т.п.
|
Другими словами, они опираются на актуарные расчеты, проведенные когда-то в прошлом, и на практику страхового дела. И надо признать, что такие страховые организации попадают нередко в точку, а если в чем-то и ошибаются, о чем подсказывает им сама жизнь, то незамедлительно вводят соответствующие коррективы. В итоге все эти вопросы так или иначе утрясаются.
В этой ситуации актуария будут приглашать лишь один раз в год и лишь с одной целью - выполнить предписание закона о ежегодном проведении "актуарной оценки принятых страховых обязательств" с направлением соответствующего заключения в орган страхового надзора. Содержание этого заключения (положительное или отрицательное для страховщика) будет зависеть от компетентности актуария и, естественно, от его принципиальности (с учетом того, что вся эта проверка и труд актуария будут оплачиваться самим страховщиком).
В-третьих, что же последует, если вывод актуария будет отрицательным для страховщика? Следует сказать, что любой актуарный расчет, представляя собой некое научное исследование, не является для страховщика обязательным. Ни в одном законодательном акте мы не найдем предписания, что страховщик обязан выстраивать систему тарифов, резервов и премий в соответствии с теми расчетами, которые были представлены актуарием (своим или чужим). Любой актуарный расчет - это лишь рекомендации специалиста. Это и понятно. Такие показатели, как размер страховой премии и размер страховой выплаты, являются не только результатом некоего научного обоснования и экономико-математического расчета. Все эти показатели являются - и в этом их правовая сущность - продуктом соглашения сторон, страховщика и страхователя. И этот продукт, выражая цену страховой услуги, в экономическом плане определяется не только актуарными расчетами, но прежде всего соотношением спроса и предложения на рынке этих страховых услуг. Поэтому установление размера страховых тарифов, страховых сумм и страховых премий, выражая собой оферту страховщика по поводу этих условий договора страхования, является правом страховщика независимо от того, соответствуют ли эти условия расчетам какого-то актуария или нет. Иначе говоря, актуарные расчеты, хотя и являются разработкой специалиста в области страхового дела, никакого юридически обязывающего значения для страховщика не имеют.
|
Кстати, актуарное заключение, будучи всего лишь мнением специалиста (хотя и научно обоснованным), по своей сути не может представлять истину в последней инстанции. И если, скажем, страховщик обратится с просьбой провести такие расчеты по какому-нибудь достаточно сложному и новому виду страхования (например, по страхованию космических рисков или политических рисков) одновременно, допустим, к трем актуариям, то он наверняка получит три отличающихся друг от друга варианта расчетов. И в этом не будет ничего удивительного: актуарный расчет есть разработка специалиста, носящая научный и индивидуальный характер. А в науке, как известно, сколько ученых, столько и мнений.
О сомнительности в обоснованности всякого рода актуарных расчетов свидетельствует и тот факт, что эти расчеты могут носить ошибочный характер даже при обязательных видах страхования, где размеры страховых тарифов, их структура, размеры отчислений от страховых премий, размеры страховых сумм и страховых премий устанавливаются непосредственно страховым законодательством. Примером может служить обязательное страхование ответственности владельцев транспортных средств. Неизвестно, услугами каких актуариев пользовалось государство, но то, что размеры страховых тарифов оказались явно завышенными, а размеры страховых сумм - явно заниженными, сомнения не вызвало даже у рядовых граждан, которые и не слышали таких слов, как "страховой актуарий". В этом, заметим, легко убедиться, если сравнить соответствующие показатели с показателями, принятыми в рамках Европейского союза <1>. В результате введение данного вида страхования в качестве обязательного вызвало грандиозный скандал и повсеместное общественное возмущение. Впрочем, это и понятно: в роли заказчиков проведения "актуарных расчетов" в данном случае выступили сами страховщики, лоббирующие соответствующие нормативные акты, которые, заказывая эти "расчеты", руководствовались лишь одним соображением - как бы урвать побольше прибыли.
--------------------------------
<1> См.: Худяков А.И., Худяков А.А. Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. СПб., 2004. С. 169 - 170.
Поэтому если страховой актуарий, давая "актуарную оценку принятых страховых обязательств", придет к выводу, что эти обязательства не соответствуют его собственным актуарным расчетам, то это будет лишь его личным мнением и не более. Поставить этот факт в вину страховщику нет никаких юридических оснований. Между тем Закон придает заключению актуария об "актуарной оценке принятых страховых обязательств", где актуарий выступает в качестве некоего независимого проверяющего, определенное юридическое значение.
Другое дело, что под витиеватой формулой "актуарная оценка принятых страховых обязательств" скрывается проверка соблюдения страховщиком предписаний страхового законодательства (например, соотношения объема договорных обязательств страховщика с его активами). В этом случае страховой актуарий, выступая в качестве "общественного помощника" органа страхового надзора, выполняет функции его агента. В результате заключение актуария, включаемое в состав годовой отчетности страховщика, предоставляемой органу страхового надзора, является методом осуществления данного надзора. Посредством этой нехитрой комбинации орган страхового надзора расширяет сферу своей деятельности, не тратя на это ни копейки.
Завершая рассмотрение института страхового актуария, отметим, что этот институт, безусловно, является важным для страхования. Он позволяет осуществлять страховую деятельность на научной основе.
Однако вызывает возражение то, каким образом пытается решить эту проблему Закон об организации страхового дела.
Прежде всего это касается предписания, согласно которому актуарием может быть только физическое лицо.
Актуарные расчеты, особенно по некоторым видам страхования, представляют собой чрезвычайно сложную научную разработку, порой доступную лишь для крупного научно-исследовательского института. Возлагать все это на физическое лицо - значит заведомо обрекать это важнейшее направление страховой науки на примитивизм и кустарщину. В этом смысле примером может служить Лондонский институт страхователей (Institute of London Underwriters), проводящий в этой сфере серьезные научные разработки, которыми пользуется весь мир. По этому пути следовало бы пойти, на наш взгляд, и российскому органу страхового надзора, направив свою энергию не на лоббирование закона, предусматривающего становление "профессиональных" страховых актуариев в виде физических лиц, выполняющих функции самого этого органа, а на инициирование совместно с объединениями страховщиков создания специального научно-исследовательского института страхового дела. Данный институт не только разрабатывал бы типовые правила страхования, но и подготавливал типовые методики расчетов размеров страховых тарифов, страховых резервов, обеспечивающих исполнение страховщиками своих обязательств, страховых сумм, страховых премий и т.д., т.е. проводил бы на высококвалифицированной основе те самые актуарные расчеты, о которых идет речь. Заметим, что такого рода институт вовсе не должен быть государственным учреждением, финансируемым из бюджета. Он вполне может содержаться на средства страховщиков в виде платы за предоставляемые им услуги (в том числе образовательные и консультационные).
Вызывает также возражение и "юридизация" статуса актуария и его актуарных расчетов.
Актуарий - это специалист в той или иной области экономико-математического обеспечения страхового дела. Причем это может быть весьма узкий специалист: один специализируется на страховании жизни, другой - на страховании предпринимательского риска, третий - на морском страховании, четвертый - на автотранспортном страховании и т.д. Сам актуарный расчет - это форма научно-исследовательской работы, проведение которой требует специальных познаний. Этот расчет, как отмечалось, не имеет юридического значения в качестве основания для определения условий страхования (и соответственно условий договора страхования). Между тем Закон об организации страхового дела возводит актуарные расчеты в ранг того критерия, который будет лежать в основании решения вопроса о том, обоснованно или необоснованно страховщик применяет ставки страховых премий, формирует свои страховые резервы, определяет размеры страховых премий и т.д. Сам же страховой актуарий возведен в ранг "субъекта страхового дела", деятельность которого подлежит "аттестации", чем замаскировано фактическое ее лицензирование. Кроме недоумения не может вызвать и то установление Закона, согласно которому актуарий, чтобы получить "аттестацию", должен пройти "аттестационный экзамен". Любопытно, кто же будет выступать в роли "экзаменаторов"? Уж не сами ли чиновники из органа страхового надзора?! Если это будет так, то мы окажемся в ситуации, когда ученому станет давать оценку неученый. С таким же основанием они могли бы заняться "аттестацией" Лапласа, Бернулли, Неймана, Моргенштерна, Колмогорова, Бернштейна и других ученых в области математики, теории вероятности, больших чисел и теории риска, труды которых и поныне лежат в основе многих актуарных расчетов.
Безусловно, актуарные расчеты имеют прикладное значение. Но еще раз повторим: производство данных расчетов - это форма проведения исследования (хотя и прикладного) в той области науки, которая именуется "актуарной математикой". А наука не нуждается ни в "аттестации", ни в лицензировании. И это известно всякому, кроме чиновников из органа страхового надзора.
В итоге российское страховое законодательство заняло, по нашему мнению, ошибочную позицию по отношению к такой безусловно важной фигуре страхового дела, как страховой актуарий. Правовое регулирование статуса этого субъекта страхового дела обусловлено не стремлением повысить качество страховых услуг, подведя их под научную основу, а желанием расширить возможности государственного страхового надзора, вписав в него страховых актуариев.
Полагаем, что для целей страхового надзора гораздо полезнее было бы использовать институт "страховых аудиторов" при условии, если этот аудит сделать обязательным и подчинить целям страхового надзора (или хотя бы совместить с ним).
Однако на сегодняшний день аудиторская деятельность - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей <1>. В результате аудиторская проверка в сфере страхования - это проверка, проводимая по заказу страховщика и в его интересах.
--------------------------------
<1> Статья 1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. "Об аудиторской деятельности".
К числу специфических субъектов, оказывающих услуги в процессе страховой деятельности, относятся аварийные комиссары.
Аварийный комиссар (от фр. commissaire d'avaries) - физическое или юридическое лицо, которое занимается установлением причин и обстоятельств страхового случая, оценкой убытка, подготовкой материалов для обеспечения требования страхователя о страховой выплате.
Как правило, аварийный комиссар выступает по поручению страховщика и действует в соответствии с его указаниями. Имя (наименование) аварийного комиссара, его почтовый или телеграфный адрес указываются страховщиком в договоре страхования (страховом полисе, свидетельстве, сертификате). Страхователь при наступлении страхового случая обязан немедленно обратиться к аварийному комиссару.
Аварийный комиссар производит установление факта наступления страхового случая, осуществляет осмотр застрахованного имущества, устанавливает причины, характер и размер ущерба, понесенного страхователем, определяет наличие вины причинителя вреда и т.п. Результаты своей деятельности аварийный комиссар оформляет документом, именуемым "аварийный сертификат".
Страховое законодательство Российской Федерации предусматривает для некоторых видов обязательного страхования фигуру независимого эксперта.
Законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" предусмотрено проведение независимой технической экспертизы транспортного средства в целях выяснения обстоятельств наступления страхового случая, установления повреждений транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его ремонта.
При морском страховании заметно участие такого субъекта, как диспашер.
Диспашер, или аджастер (англ. average adjusters), - лицо, обладающее знанием и опытом в области морского права, уполномоченное устанавливать наличие общей аварии и делать расчет по ее распределению между участниками морского предприятия.
Диспашер составляет документ, именуемый "диспаша".
Диспаша - документ, устанавливающий наличие общей аварии и содержащий ее распределение между участниками морского предприятия, т.е. между владельцами судна, груза и фрахтователем.
Глава VI. ФОРМЫИ ВИДЫСТРАХОВАНИЯ
§ 1. Классификация страхования
В процессе своего исторического развития страхование постоянно усложнялось, вовлекая в свою сферу все новые предметы и объекты страхования, предусматривая их страхование от все большего числа рисков (страховых случаев). В соответствии с этим возникли определенные виды страхования: страхование от огня, страхование от кораблекрушения, страхование стекла, страхование жизни, страхование от несчастного случая и т.д. Усложнение общественного производства, разнообразие условий человеческого существования порождали все новые и новые виды страхования. В результате в настоящее время страхуется свыше 1000 видов рисков. Объективно возникала потребность и в классификации страхования, приведения его в некую систему.
Классификация страхования - это распределение страхования по группам, производимое на основе определенного критерия, с целью приведения страхования в упорядоченную систему.
Классификация страхования производится на основе различных критериев.
Так, по юридической форме страхового отношения страхование подразделяется на договорное и бездоговорное страхование. В зависимости от характера страхового случая (точнее, вредоносности и непредсказуемости наступления события, предусмотренного в качестве страхового случая) - на рисковое и безрисковое страхование. От способа вступления сторон в страховое правоотношение - на обязательное и добровольное страхование. По объекту страхования - на личное страхование и имущественное страхование. По кругу потребителей страховых услуг - на коллективное и индивидуальное страхование.
По целям страхования его можно подразделить на страхование убытка, которое связано с его возникновением в результате страхового случая, и страхование дохода (в практике страхования обычно говорят - страхование суммы), назначением которого выступает обеспечение застрахованного доходом (например, страхование жизни).
При так называемой балансовой классификации страхование подразделяется на: 1) страхование активов; 2) страхование пассивов; 3) страхование доходов.
По видам страховых рисков страхование подразделяют на страхование ущерба, страхование неполученного дохода (упущенной выгоды), страхование вреда, причиненного жизни или здоровью страхователя (застрахованного лица).
При более детальной классификации по видам рисков выделяют такие виды страхования, как страхование от огня, стихийных бедствий, нечастных случаев, кражи, бури, наводнения, землетрясения, противоправных действий третьих лиц, градобития, аварии водопроводных систем, неполучения ожидаемых доходов, на случай болезни, инвалидности и т.п.
Использование такого классификационного основания, как страхование от вида риска (события, на случай наступления которого проводится страхование), привело к образованию достаточно устойчивых и традиционных видов страхования, используемых во всем мире (например, страхование жилых строений от пожара или, как раньше говорили, "от огня"). Однако в целом такая классификационная система в научном плане представляется бесперспективной, поскольку самих видов опасностей существует неисчислимое множество. Многие из них сегодня не страхуются, но могут страховаться завтра. Причем жизнь порождает все новые и новые подстерегающие человечество опасности, а вместе с ними соответственно все новые и новые виды страхования (например, страхование на случай падения космического спутника, от заражения СПИДом, на случай актов международного терроризма, захвата в заложники и т.п.).
В зависимости от сферы страхования оно подразделяется на производственное и потребительское.
Производственное страхование призвано обсуживать процессы производства. К числу видов такого страхования относится страхование товаропроизводителем средств производства (орудий и предметов труда), процессов обращения, финансовых результатов своей деятельности, производства товаров и их реализации, участников производственного процесса. Например, страхование производственных зданий и сооружений, страхование перевозимого товара, страхование ответственности по договору, страхование предпринимательского риска, страхование нанимателем своих работников от несчастных случаев на производстве и т.п.
Потребительское страхование связано с защитой тех условий существования страхователя, которые обеспечивают ему определенный жизненный уровень. К числу таких видов страхования относятся страхование жилых строений, домашнего имущества, страхование жизни и т.п.
В некоторых ситуациях определение характера страхования (является оно производственным или потребительским) будет зависеть от того, кто выступает страхователем. Так, если страхование ответственности владельца транспортных средств осуществляет автотранспортная организация, то для этой организации данное страхование будет носить характер производственного страхования. Если в роли страхователя выступает гражданин, являющийся владельцем автомобиля, используемого в личных целях, то данное страхование будет являться потребительским страхованием.
Деление страхования на производственное и потребительское (не разработанное, заметим, в теоретическом плане) имеет значение для определения природы страховых премий и источника их финансирования. При производственном страховании затраты на страхование должны относиться к затратам на производство и входить в состав себестоимости производимого товара, увеличивая тем самым его стоимость. Потребительское страхование осуществляется за счет прибыли организации или располагаемого дохода гражданина.
По организации страхового дела страхование подразделяют на государственное и негосударственное. В зависимости от характера деятельности страховщика страхование подразделяется на коммерческое страхование и страхование, осуществляемое в рамках общества взаимного страхования, где оно носит некоммерческий характер. В зависимости от организационно-правовой формы страховой организации страхование можно подразделить на страхование, осуществляемое государственной страховой организацией, акционерной организацией, кооперативной организацией, обществом взаимного страхования и т.п.
Кроме того, по своим юридико-техническим свойствам страхование может быть множественным (двойное и групповое страхование) и комбинированным (сострахование и перестрахование).
Таким образом, классифицировать страхование можно по самым разным основаниям, выстраивая различные его системы.
Классификация страхования имеет большое научное и практическое значение.
Классификация страхования в научных целях важна для выяснения его закономерностей как в целом, так и по определенным своим разновидностям.
Классификация страхования для юридических целей необходима для выстраивания такого механизма правового регулирования, который был бы адекватен юридическим свойствам каждой разновидности страхования. Юридическая классификация должна быть научно обоснованной, т.е. в основе этой классификации должны лежать выявленные наукой закономерности деления страхования на определенные группы и виды.
Юридическая классификация выражает требования законодательства, которые оно предъявляет к каждой разновидности страхования, обязывая субъектов страхового отношения осуществлять страхование по заданной законом модели.
В настоящее время существуют две юридические классификации страхования: одна предусмотрена Гражданским кодексом, другая - Законом об организации страхового дела.
В основе классификации, установленной Гражданским кодексом, лежит вид договора страхования.
В соответствии с этим договор страхования подразделяется на договор личного страхования и договор имущественного страхования. Последний вид страхования Гражданский кодекс подразделяет на страхование имущества, страхование гражданской ответственности и страхование предпринимательских рисков. Одновременно ГК подразделяет страхование на добровольное и обязательное, выделяя в рамках последнего обязательное государственное страхование.
Иную классификацию дает Закон об организации страхового дела.
Собственно, он дает три классификации: 1) по форме страхования; 2) по объекту страхования; 3) в целях лицензирования.
По своей форме Закон выделяет два вида страхования: добровольное и обязательное.
По объекту страхования Закон называет следующие виды страхования:
1. Личное страхование, которое подразделяется на: а) страхование жизни; б) страхование от несчастных случаев и болезней; в) медицинское страхование.
2. Имущественное страхование, которое подразделяется на: а) страхование имущества; б) страхование гражданской ответственности; в) страхование предпринимательских рисков.
Как видим, в данном случае классификации, предусмотренные ГК и Законом об организации страхового дела, в основном совпадают (если иметь в виду, что в определении, которое дает ГК договору личного страхования, можно найти признаки всех видов этого страхования, которые дает Закон).
Надо сказать, что в своей предыдущей редакции Закон об организации страхового дела делил страхование на три раздела (в литературе они получили название "отрасли страхования"): личное страхование, имущественное страхование и страхование ответственности. Это отличало Закон от ГК, который предусматривал двучленное деление (личное страхование и имущественное страхование). Сейчас данное разночтение устранено, что можно только приветствовать.
Кроме того, Закон об организации страхового дела дает специальную классификацию видов страхования, используемую для целей лицензирования страховой деятельности.
В данный перечень в настоящее время входят 23 вида страхования.
Вид страхования - это группа однородных и типизированных страховых отношений, выделяемых из общей массы страховых отношений своими специфическими признаками.
Таким образом, вид страхования выражает определенную разновидность страховых отношений. Каждый вид является носителем специфических, свойственных только этому виду условий страхования. Следовательно, один вид страхования отличается от другого вида страхования наличием только ему присущих условий страхования.
Вид страхования определяется с использованием четырех критериев: 1) предмета страхования; 2) определяемого этим предметом интереса страхователя, выступающего в качестве объекта страхования; 3) события, на случай наступления которого проводится страхование, что означает собой страховой случай; 4) способа осуществления страховой защиты.
Отметим, что в основу той классификации видов страхования, которую дает Закон об организации страхового дела, положен предмет страхования. Впрочем, если учесть, что предмет страхования всегда определяет тот интерес страхователя (застрахованного лица), который выступает объектом страхования, то можно считать, что в основу классификации видов страхования, которую устанавливает страховое законодательство РФ в целях лицензирования страховой деятельности, положены такие критерии, как предмет и объект страхования.
Если в рамках одного договора страхования имеет место страхование объектов, относящихся к разным видам имущественного страхования и (или) личного страхования, то такое страхование называется комбинированным страхованием. Например, автотранспортное страхование может объединять в себе следующие виды страхования: страхование транспортного средства (страхование КАСКО, которое относится к страхованию имущества); страхование ответственности владельца транспортного средства; страхование водителя и пассажиров, которое относится к личному страхованию; страхование груза и вещей, принадлежащих водителю и пассажирам (разновидность страхования имущества).
Виды страхования объединяются в отрасль страхования.
Под отраслью страхования понимается обособленная сфера страхования, определяемая спецификой предмета и объекта страхования, а также особенностями осуществления страховой защиты.
Отрасль страхования определяет особенности формирования фонда страховых резервов, предназначенного для обеспечения исполнения страховщиком своих страховых обязательств.
Заметим, что в западной практике традиционно деление страхования на страхование жизни и страхование, которое из-за отсутствия короткого и точного термина именуют многословно: "страхование иное, чем страхование жизни", или "обычное страхование", что также не слишком удачно, так как страхование жизни тоже обычное страхование. В сущности это есть деление страхования на страхование дохода и страхование убытка (в зависимости от характера страхового случая - на рисковое и безрисковое страхование).