Движение при рисовании предметов округлой формы различного характера должно быть плавным. От этого зависит качество изображения. При отсутствии плавности или недостаточной ее отработанности линия контура получается угловатой. Плавность движения отрабатывается в процессе рисования предметов округлой формы, и далеко не сразу. Переход к рисованию предметов овальной формы (в группе детей пятого года жизни) вызывает у детей трудности. Не умея еще плавно повернуть, они делают резкую остановку и поворот под углом (обратное тому, что было отмечено во второй младшей группе при переходе к изображению новой формы — прямоугольной).
Очевидно, встречаясь с новым движением, необходимым для изображения предметов овальной формы, дети возвращаются к уже освоенному к этому времени движению с остановкой на углах и резкой сменой направления1. Ориентировочно-исследовательская деятельность не ограничивается только выяснением условий и способов выполнения задания. Она протекает и в процессе выполнения рисунка, когда осуществляется сверка производимого действия с образом, сформированным при ознакомлении с заданием, и коррекция выполняемого действия в соответствии с этим образом.
Для образования навыка правильного владения инструментом очень важно, когда дети впервые получают тот или иной инструмент, проследить, как держит карандаш пли кисть каждый ребенок, и к случае надобности исправить. При этом важны не только словесные указания: «Оля, возьми карандаш правильно», но и исправление действенным путем: показать, как надо держать, а иногда подойти к ребенку и правильно вложить карандаш в его руку.
Такое воздействие нужно потому, что двигательный опыт, а тем более опыт действия с инструментами у маленьких детей очень незначителен. Порисовав карандашом и положив его в коробку, они часто вновь уже не могут взять его правильно, а берут сверху щепотью или в кулак: так удобнее. Вот почему важно, чтобы ребенок не только
|
1 Замеченные факты требуют еще дальнейшего изучения и объяснения.
видел, но и чувствовал правильное положение карандаша в руке. Постепенно у него образуется зрительное и кине-стезическое представление о том, как надо держать карандаш и кисть при рисовании, тогда он и сам может поправить его в руке.
С целью выработки перцептивного контроля за рисовальными движениями, их мышечной регуляции необходимо направлять ориентировочную деятельность ребенка на анализ характера движения и способы его выполнения. Поэтому при показе движения нужно обращать внимание детей как на характер движения, так и на состояние движущейся руки, на сравнение и различие мышечно-суставных ощущений. Так, обучая детей способам рисования прямых линий, следует подчеркивать, что положение руки различно при рисовании вертикальных, горизонтальных и наклонных. Показывая способы закрашивания рисунков, замечать: чтобы не перейти за контур, движения у линии контура должны быть медленными, осторожными, производиться пальцами руки; при закрашивании середины рисунка они могут быть более быстрыми, размашистыми. Надо обращать внимание детей на то, что при рисовании мелких изображений должны двигаться только одни пальцы руки, а при рисовании крупных изображений в движение включается вся кисть руки.
|
Фиксируя внимание детей на характере движения и способе его выполнения, важно подчеркивать зависимость от этого направления и качества линий в рисунке. Только в этом случае дети осознанно усваивают технические навыки и умения, могут сами заметить ошибку в своих действиях и скорректировать (исправить) движение в соответствии с имеющимся представлением о том, какое действие является правильным. Благодаря сохранению ориентировочных действий в процессе выполнения изобразительных движений, последние становятся точнее, правильнее и рисунок улучшается.
Некоторыми двигательными навыками и умениями дети овладевают самостоятельно в процессе деятельности, без обучающего воздействия взрослых. Однако такой путь нельзя считать эффективным в формировании человеческой моторики и особенно моторики, связанной с использованием в деятельности определенных предметов, орудий. Способы действия с орудиями труда и предметами быта дети не могут усвоить без руководства взрослого.
Пути усвоения двигательного опыта разнообразны. Один из наиболее элементарных и генетически ранних — путь подражания.
В работах А. В. Запорожца1 подражание рассматривается как особый психический процесс, заключающийся в усвоении новых форм поведения или выполнения старых форм в новых, необычных условиях путем приведения в соответствие собственных движений с движениями имитируемого лица.
В таком понимании подражания важно выделить образ движений, производимых перед ребенком.
|
Каков же тот образ, который предполагается как образец для подражания? Для формирования технических навыков и умений важно продумать и осуществить правильный и вместе с тем четкий, понятный показ действия с инструментом, восприняв который, дети могли бы воспроизвести движение. Подражание оказывается связанным с ориентировочной деятельностью. Однако не всякий воспринятый образец действия ребенок может сразу правильно воспроизвести. А. В. Запорожец характеризует процесс подражания как сложный и многогранный.
Первая фаза — это предварительная ориентировка, которая заключается в том, что в результате прослеживания действий другого лица складывается образец, образ этих действий, являющийся, по выражению И. М. Сеченова, «меркой для подражания».
Вторая фаза — это фаза отработки исполнительных реакций, усовершенствования воспринятых движений. На протяжении этой фазы субъект путем ряда проб подравнивает свои движения к имеющемуся образцу, пока воспроизводимое движение не будет соответствовать воспринятому.
Следовательно, уподобление движения воспринятому ребенком двигательному образу, как правило, связано не с единичным его воспроизведением: первые попытки подражания лишь очень приблизительно соответствуют воспроизводимому образцу. Чтобы добиться полного соответствия, необходимо неоднократное воспроизведение движения при соотнесении его всякий раз с образом, представлением движения, образовавшимся на основе его восприятия.
13апорожец А.В. Развитие произвольных движений М., 1960
Младшему дошкольнику для образования соответствующего навыка путем подражания требуется большое количество повторений. Объясняется это тем, что хотя дети 3—4 лет внимательно следят за действиями педагога, но ограниченность их двигательного опыта, отсутствие зрительно-моторных координации приводит к тому, что возникающие у них в момент наблюдения за действиями взрослого зрительные впечатления не вызывают еще соответствующих движений. В результате ребенок не может воспроизвести нужное движение и подражание оказывается менее успешным.
Очевидно, надо искать более простой путь. Советская психология указывает, что это — путь «механического руководства», к которому относится способ пассивных движений (когда взрослый движет рукой ребенка). Опыт показывает, что этот путь оказывается эффективным в работе с детьми младшего дошкольного возраста, а в случаях запоздания в развитии рисовальных движений и в старшем дошкольном возрасте.
Начиная обучение тому или иному способу, нужно показать его всем детям и предложить действовать так же. При этом обнаруживаются индивидуальные различия в усвоении двигательного опыта: одни могут после показа воспроизвести движение правильно, в обучении других используется и путь пассивных движений, в отношении третьих этот метод приходится применять несколько раз даже при отработке одного какого-то движения. Причина индивидуальных различий в усвоении движений кроется, очевидно, в анатомо-физиологических особенностях каждого индивида, в формировании общего двигательного опыта ребенка.
При обучении графическим навыкам и умениям детей старшего дошкольного возраста наиболее эффективным оказывается метод подражания. Объяснить это можно тем, что у старших дошкольников благодаря накопленному опыту зрительные впечатления от демонстрируемых движений вызывают двигательные представления (возникает зрительно-моторная связь) и дети уже способны воспроизвести рисовальное движение, внимательно просмотрев показ воспитателя.
Однако в тех случаях, когда дети приходят в старшую группу, не овладев навыками рисования в предшествовавших группах, использование метода пассивных движений
также дает положительные результаты. Но, учитывая возможности детей 5—6 лет, мы считаем необходимым при движении взрослым рукой ребенка обращать его внимание на характер движения, состояние руки и определять их словом, чтобы формировать осознанные представления о движении.
Например, при обучении умению свободно держать инструмент и правильно двигать рукой, подчеркивать, что при сильном сжимании карандаша рука напряжена, быстро устает, карандаш сильнее нажимает на бумагу, линия получается тяжелой. Ослабление напряжения делает движение более легким, свободным, его легче остановить, повернуть в другую сторону.
Показ рукой ребенка используется в этой группе и при обучении рисовальным формообразующим движениям. Показ производится на отдельном листе бумаги или жестом с фиксированием внимания па характере движения и состоянии руки.
Случаи применения метода пассивных движений па этом этапе обучения не часты, и наибольший эффект дает метод подражания.
Используя подражание как способ обучения техническим навыкам и умениям, нужно как можно больше активизировать детей, развивая их самостоятельность в усвоении двигательного опыта. В связи с этим педагог должен показать тот или иной прием выполнения движения только в том случае, если этот прием дается детям впервые. Если же он знаком и его следует только напомнить, то нужно предложить вспомнить движение, необходимое для изображения, всем детям, а уж потом вызвать кого-то к доске.
Лучше, чтобы это были дети, которые хорошо усвоили движение, могли сразу безошибочно воспроизвести его после показа педагога. Когда же движение более знакомо, можно вызывать разных детей. В ряде случаев полезно, предлагая детям нужный способ действия, показать его в воздухе рукой с карандашом или кистью (например, показать, подняв руку с инструментом, как они его держат, или показать в воздухе способ движения руки, необходимый для рисования предмета круглой формы и т. д.). Такие приемы активизации детей эффективно сказываются на усвоении ими движений: проделав движение в воздухе, дети увереннее действуют на листе бумаги,
* * *
Для усвоения способов действия, овладения навыком нужно, чтобы ребенок не только зрительно воспринял действия педагога, но и повторил их.
Сложные двигательные навыки (к ним мы относим и графические навыки) усваиваются путем целенаправленного обучения в условиях специально организованных упражнений. В результате многократных повторений способ выполнения действия совершенствуется, вырабатываются и автоматизируются более рациональные способы, поэтому упражнение является основным условием, обеспечивающим образование навыка. В связи с этим важно так продумать обучение рисованию, чтобы найти место упражнениям, необходимым для формирования технических навыков.
Но упражнения не должны носить формального, механического характера. Их содержание должно быть разнообразно. Надо так построить занятия по рисованию, чтобы на каждом из них дети упражнялись в том или ином действии и у них отрабатывался тот или иной навык.
Формирование технических навыков и умений требует длительного времени и постоянного внимания. Как только интерес детей переключается на образную трактовку рисунка, они перестают думать о технике исполнения и в тех случаях, когда навыки недостаточно хорошо отработаны, действуют неправильно. Это влечет за собой ухудшение качества рисунка. Чем старше становятся дети, тем большее значение имеет для них исполнительная сторона: плохо выполненные рисунки не удовлетворяют детей, вызывают недовольство собой, снижают уверенность в своих силах, интерес к деятельности вообще.
Изучение развития предметных движений, проведенное Я. 3. Неверович, показало, что, наблюдая действия взрослых, ребенок прежде всего обращает внимание на их результат. Подражая этим действиям, он также ориентируется на результат, пытаясь его добиться с помощью любых уже известных ему приемов, не заботясь об их усовершенствовании даже тогда, когда педагог показывает наиболее правильные. Достижение эффекта в овладении навыком требует переключения цели деятельности ребенка с результата на способы ее осуществления.
Процесс упражнений тесно связан с подражанием, которое играет существенную роль в упражнении.
Рис. 22. Показ всем детям па доске.
Постепенно подражание становится осознанным: ребенок начинает сознательно усваивать заданный образец движения, все более и более осознанно подравнивать способ выполнения действия воспринятому.
Иногда упражнения могут носить образный характер («паутинка», «волны», «дым» и т. д.). На необходимость проведения игровых упражнений тина «Намотаем клубочек ниток» с целью развития движений руки указывала в свое время Е. А. Флерина. Но и в этих упражнениях интерес не полностью направлен на овладение техникой: несмотря па то что образ очень прост и его решение тесно связано с техническим исполнением и обусловлено им, внимание разделяется на две задачи: техническое исполнение и образное. А так как содержательная сторона изображения привлекает ребенка более сильно, мотив деятельности часто целиком переключается па создание образа.
Поэтому правильные графические навыки и умения нужно формировать с самого начала обучения детей рисованию, не ожидая закрепления неправильных. Если же неправильные навыки уже сложились, тогда изобразительные задачи, стоящие перед ребенком, отвлекают его внимание
от применения правильных способов действия. Вместе с тем отсутствие правильных навыков мешает ребенку выполнить изображение. Приходится прибегать к специальным упражнениям. Например, если не получается ровное красивое закрашивание, нужно подобрать несложные картинки в книжках-раскрасках и предложить ребенку научиться ровно, аккуратно раскрашивать рисунки, объяснив и показав, как нужно это делать.
Иногда результату упражнения можно придать разное значение — декоративное, предметное или сюжетное: «Вот какие красивые вышли коврики, полосочки на них ровные, прямые», «Вот как много извилистых ручейков течет у пас» п т. д. Такому упражнению может быть отведено 3—4 минуты в начале занятия. Отрабатываемый в упражнении навык должен входить в решение последующей изобразительной задачи.
В специальных упражнениях могут отрабатываться навыки рисования прямых линий — вертикальных и горизонтальных, различные способы действия кистью (всем ворсом, примакиванием и т. д.), способы создания различных форм и др. Например, в начале занятия педагог говорит детям, что они будут рисовать сказочные домики трех поросят (тема занятия может быть другой: рисование красивой тележки, дома и т. д., важно лишь, чтобы изображение создавалось прямыми линиями), но чтобы нарисовать домик красиво, нужно уметь правильно рисовать линии сверху вниз и слева направо. Педагог предлагает детям поучиться этому.
Если упражнение проводится впервые (когда у детей не сформированы технические навыки), воспитатель показывает и объясняет, как это нужно делать. Если же ранее дети учились рисовать эти линии, для показа у доски целесообразно вызвать ребенка, предложив прежде всем детям вспомнить, как надо правильно держать руку с карандашом. Затем следует предложить всем детям показать правильное движение руки с карандашом в воздухе, после чего уже провести линии на отдельных небольших листках бумаги.
Могут быть продуманы специальные упражнения для отработки определенного качества движений, например, чтобы научить детей держать карандаш ненапряженно, полезно предложить в начале занятия упражнение: двигать кистью руки с карандашом сверху вниз и слева направо,
L
поднимая и опуская указательный палец, лежащий вдоль карандаша. При таком движении пальцы сами собой расслабляются, держат карандаш свободно, и ребенок чувствует это свободное положение карандаша или кисти в руке.
В целях отработки различных движений и их качеств очень важно обеспечить повторность движений на одном занятии, что позволяет упражнять руку, способствует выработке двигательных навыков.
Используя естественное стремление детей к повторению, нужно подбирать такое содержание, которое само требует повторного создания изображения. Так, например, во второй младшей группе детям предлагается нарисовать шарики (а не один шарик), разноцветные колечки, лесенки разные, цветы и т. д. В средней группе дети рисуют тележки, которые едут по дорожке, домики трех поросят, плавающих рыбок и др.
Повторность изображений на одном занятии легче обеспечить в младшей и средней группах детского сада, так как этому способствует простота изобразительных задач, выделенных в программе этих групп. Необходимо искать возможности такого повторения и па некоторых занятиях в старшей и подготовительной группах (рисование на тему «Зайчиха с зайчатами» по песенке «Много зайчиков приходит и больших и маленьких», «Машины едут по улице и везут разные грузы», «Дома на улице», «Птицы» и т. д.).
Однако повторение изображения на одном занятии будет служить упражнением в выработке двигательных навыков при условии, что дети применяют правильные способы действия с инструментом. Иначе это повторение сыграет отрицательную роль, так как каждый раз будет закрепляться неправильное движение и сформируется неправильный навык.
Поэтому очень важно позаботиться о том, чтобы у детей был сформирован образ движения и отрабатывалось его правильное воспроизведение.
Опишем, как проходили некоторые из таких занятий.
Рисование цветными карандашами на тему «Разноцветные колечки» (вторая младшая группа)1.
В начале занятия воспитательница показала детям колечки и сказала: «Посмотрите, дети, какие красивые разноцветные колеч-
1Это первое занятие на рисование предметов круглой формы.
ки. Вы вчера играли с этими колечками, а сегодня вы их нарисуете. И у каждого будет много красивых разноцветных колечек. Колечко круглое по форме (при этом воспитательница обводит его пальцем по контуру).
— Оля, покажи, какое круглое колечко (девочка обводит кольцо). Теперь Алеша покажет пальчиком всем детям, какой формы это колечко (дает ребенку в руки другое колечко).
Увидев, что движение руки мальчика неточное, торопливое, воспитательница взяла его палец в свою руку: «Давай хорошо покажем, чтобы всем было видно» — и вместе с рукой ребенка неторопливо обвела предмет по контуру. «Колечко круглое. Покажите все пальчиком, какое оно круглое»,— предложила воспитательница и сама показала жестом в воздухе. Затем показывает на доске, как надо рисовать круглое колечко. Обращается к детям: «Кто хочет показать, как надо нарисовать колечко? Иди, Миша, покажи».
Мальчик выходит к доске и рисует колечко на листе бумаги, приколотом к мольберту. Воспитательница обращает внимание детей на то, как правильно держит карандаш Миша, напоминает, что рисовать колечко надо, не останавливая руки, сразу.
«Теперь будем рисовать колечки красного цвета. Возьмите все красные карандаши, покажите, как вы держите карандаш». Воспитательница проверила, поправила тех, кто ошибался, вкладывая карандаш в руку ребенка, напомнила, что рисовать нужно сразу, не останавливаясь. Затем она предложила положить красный карандаш и взять синий, чтобы нарисовать колечки синего цвета: «Возьмите карандаш правильно, покажите, как вы его держите».
Дети рисовали колечки, а воспитательница проверяла, отмечала, как много колечек рисуют дети. В тех случаях, когда дети затруднялись или у них получалось неправильно, воспитательница поправляла, иногда брала руку ребенка в свою и, рисуя на отдельном листе бумаги, показывала, подчеркивая, как надо держать карандаш и вести руку, не отрывая карандаша от бумаги. В конце занятия все рисунки были выставлены на доску. Воспитательница привлекла к ним внимание детей: «Посмотрите, дети, как много разноцветных, красивых колечек вы нарисовали».
Другое занятие. Рисование цветными карандашами на тему «Тележки едут по дороге» (средняя группа).
Воспитательница сказала детям, что они будут рисовать тележки, которые едут по дороге, напомнила, что тележки бывают разные: большие, маленькие, высокие, низкие, длинные, короткие, разных цветов. «Чтобы хорошо нарисовать,— обратилась она к детям,— давайте рассмотрим эту тележку (показала игрушку)
и вспомним, какой формы борт у тележки» (вызвала одного из детой, поднявших руку).
«Синий»,— ответил ребенок.
«Синий» — это цвет,— поправила воспитательница.— А форма? «Прямоугольная»,— вспомнил ребенок.
Воспитательница вызвала другого п предложила обнести по контуру борт тележки. Ребенок обвел пальчиком, называя длину сторон: длинная, короткая, длинная, короткая. «Прямоугольная»,— подтвердила воспитательница.
Затем она спросила, какой формы колеса. Получив правильный ответ, вызвала ребенка, предложила обвести по контуру колеса. Уточнила, где они расположены.
После этого воспитательница взяла такой же (удлиненный), как у детей на столах, листок бумаги, показала его всем и сказала: «Вот у вас такие же листочки — это дорожка. На ней вы нарисуете много разных тележек, которые едут по дороге. С чего вы начнете рисовать тележки?» Получив правильный ответ, предложила всем детям взять карандаш, показать, как они его держат (проверила, поправила тех, кто ошибся), посоветовала подумать, где поедет первая тележка, и начать рисовать ее с борта.
Дети рисовали, а воспитательница проверяла, все ли правильно держат карандаш, слитно ли ведут линии; тем, кто ошибался, напоминала, что линию надо вести прямо и все время смотреть, куда ведешь, чтобы вовремя остановиться и повернуть линию в другую сторону, а то тележка получится некрасивая. В ходе работы она уточнила, что сначала нужно нарисовать несколько тележек, а потом их закрашивать.
Увидев, что некоторые дети уже нарисовали одну тележку, она сказала: «У Веры, Сережи, Маши одна тележка уже едет по дороге, сейчас другая поедет». Тем, которые долго рисовали первую, предлагала поторопиться и начинать рисовать другую.
Когда было нарисовано несколько тележек, воспитательница напомнила: «А теперь аккуратно закрасьте свои тележки, чтобы они были красивые, как новые. Помните, что закрашивать нужно в одну сторону, как начали, не меняя направления: сверху вниз или слева направо; не спешите, у краев двигайте карандашом помедленнее, чтобы не выйти за линию, иначе получится некрасиво; не нажимайте на карандаш очень сильно».
Воспитательница следила, как дети закрашивают свои рисунки. Если она замечала, что кто-нибудь изменяет направление штрихов или спешит и выходит за линии контура, пли неравномерно нажимает на карандаш, напоминала, как надо правильно закрашивать, а иногда, беря руку ребенка в свою, производила дви-
жения в нужном направлении, темпе и с определенной силой, чтобы ребенок почувствовал, каким должно быть движение при закрашивании. Часть детей увлеклась, забыла, как нужно действовать правильно, и воспитательница вновь напомнила им.
Увидев, что одни дети закончили рисование тележек, а другие еще нет, но до конца занятия есть некоторое время, воспитательница предложила: «Кто уже нарисовал тележки, подумайте, какой груз они везут».
Постепенно готовые рисунки выставлялись на доску.
В конце занятия воспитательница обратилась к детям: «Вот какие длинные дороги получились (проводит рукой по рядам), а но ним едет много-много разных тележек: и больших, и маленьких, п длинных, и коротких, с высокими бортами и с низкими (при этом показывает разные тележки), и все они разного цвета. Затем воспитательница подчеркнула, что некоторые дети очень хорошо нарисовали тележки (ровные, с прямыми бортами, с одинаковыми круглыми колесами) и правильно их закрасили: тележки получились красивые, как новые. Предложила детям найти такие рисунки.
Приведенные примеры показывают, как повторение изображения одних и тех же предметов в рисунке может способствовать упражнению детей, отработке определенных графических навыков и умений. В обоих случаях техническая задача была тесно связана с изобразительной, хорошее техническое исполнение обеспечило и хорошее решение изображения в целом.
* * *
Психологические исследования, проведенные под руководством А. В. Запорожца, показали важное значение слова, словесной инструкции в формировании двигательных навыков.
Словесное воздействие повышает не только скорость усвоения навыков, но и их качество. Навыки приобретают осознанный, обобщенный характер, облегчается их перенос в другие условия, перестройка при изменении обстоятельств деятельности.
Только благодаря слову движения могут приобрести преднамеренный и сознательный характер, что качественно отличает произвольные движения от непроизвольных. Учитывая ото, нужно сопровождать показ способа дейст-
4 Заказ 5678
L
вием объяснением. Ребенок, понимая, что означает то или иное слово, какое движение с ним связано, в дальнейшем по одному словесному указанию сможет правильно выполнить нужное движение.
Существенное влияние на процесс формирования навыков оказывает умение детей предварительно объяснить способ действия. Опыты Я. 3. Неверович показали, что даже при обучении детей дошкольного возраста методом наглядного показа часть из них уже в самом начале может рассказать, что и как надо делать. Эти дети, как правило. овладевают двигательным навыком значительно успешнее, при меньшем количестве упражнений и допускают меньше ошибок, чем те, которые не осознают заданного движения или осознают его па более поздних этапах обучения. Дети младшего возраста еще не могут повторить объяснение, но в старшей группе целесообразно вслед за показом и объяснением движений вызывать для повторения инструкции (задания и способов его выполнения).
Вызывая детей к доске, нужно просить, чтобы они, показывая, называли способ действия, определяли словом положение руки с инструментом. Когда же па последующих занятиях встречается знакомый прием, прежде чем вызвать кого-то к доске, полезно спросить всех, как в данном случае надо действовать, какое правило они знают.
Слово может выполнять и регулирующую роль. Например, дети трех лет в начале обучения рисованию прямоугольных форм скругляют углы. Слово же помогает ребенку остановить движение руки. Воспитатель говорит в процессе рисования формы: «Вверх — остановились, прямо — остановка, вниз — остановились...» И случаи скругления углов уменьшаются Когда же такие подсказывающие ело ва не произносятся, количество скругленных углов при изображении формы значительно больше.
Роль слова в формировании практических навыков на каждом возрастном этапе различна. -Для детей трех лет воспроизведение способа действия только по словесной инструкции представляет большие трудности. В связи с этим надо очень четко продумывать слова, сопровождающие показ приемов исполнения, способов действия: отбирать наиболее точные и не загромождать объяснение. Например, показывая детям, как надо закрашивать изображение, педагог говорит «Веду кисть сверху вниз, сверху вниз, сверху вниз». При последующих показах словесная инструкция
может быть несколько расширена: «Закрашивать надо сверху вниз, сверху вниз, линии вести не останавливаясь».
На этом этапе обучения техническим навыкам и умениям слово может выступать не только в смысловой функции, но также в интонационно-ритмической. Так, педагог, предложив детям нарисовать много шариков, регулирует процесс, говоря: «Еще шарик, еще шарик, еще шарик». Эти слова определяют ритм кругообразного движения руки ребенка, не дают задерживать движение, организуют его во времени.
Роль словесной инструкции в правильном выполнении движений значительно повышается на протяжении, дошкольного возраста.
Так, старшие дети действуют по словесной инструкции значительно легче, более того, они начинают самостоятельно пользоваться словом, называя производимые действия. В связи с этим детей старшей и подготовительной групп можно подвести к усвоению правил по технике рисования.
Определение словом способа движения руки помогает осознать движение, дает возможность руководствоваться этим словом как правилом при рисовании. Закрепленные в правиле знания способа действия в соединении с отработанными навыками способствуют приобретению умений.