В «Библиотеке воспитателя детского сада» 5 глава




Воспитательница напомнила, что в аквариуме растут водорос­ли, на дне лежит песок и камешки. Она на листе бумаги показала

66

 

всем детям, как можно нарисовать разные водоросли, затем лист убрала. Нарисовав водоросли и песок, дети приступили к закра­шиванию фона — воды в аквариуме. Для этого на столах была при­готовлена подкрашенная акварелью вода (на разных столах своего цвета: зеленоватая, голубоватая, желтоватая) и широкий флейц (кисть с плоским ворсом). Восковые мелки жирные, поэтому при закрашивании краска скатывается с тех частей, где уже что-то ими нарисовано, и покрывает лишь белый фон.

В процессе занятия воспитательница следила за тем, как дети держат мелок и рисуют им, как берут кисть, обмакивают в краску и быстрыми, неотрывными движениями покрывают фон. Тем детям, которые испытывали какие-то затруднения, помогала, напоминая, советуя, если нужно, показывая на отдельном листочке бумаги. Все дети рисовали с увлечением, почти не отвлекаясь. Справились с заданием быстро. Мелками пользовались в основном правильно1.

1 Если же цветные мелки вводятся лишь в старшей группе, то указанное занятие следует провести в этой группе. Оно може! быть организовано в начале года, когда повторяются и закрепля­ются формообразующие движения, усвоенные детьми в средней группе.

 

 

В с т а р ш е й г р у п п е идет дальнейшее совершенст­вование всех перечисленных навыков владения карандашом и кистью.

В основном дети должны научиться по-разному держать карандаш и кисть при различных приемах рисования. Так, при закрашивании широких плоскостей рисунка карандаш может быть больше наклонен к бумаге, благодаря чему получаются более широкие штрихи, позволяющие закра­сить рисунок быстрее. При рисовании мелких деталей удобнее держать карандаш почти вертикально, чуть ближе к концу, чем обычно. При рисовании широких полос и маз­ков кистью ее нужно держать наклонно к бумаге, а гонкие линии и точки рисовать концом ворса при вертикальном положении кисти — перпендикулярно по отношению к бу­маге. Отработка этих приемов способствует выработке лег­кости, свободы движения, произвольного изменения его по мере надобности.

Однако формирование умения свободно владеть каран­дашом возможно только в том случае, если в предшест­вующих группах детского сада (2-я младшая, средняя) детей научили правильно держать карандаш.

Если к моменту прихода в старшую и подготовитель­ную группы данный навык не сформирован, отработка его потребует большого труда и долгого времени.

Это можно объяснить прежде всего тем, что непра­вильный навык сильно укрепился. Он настолько автома­тизировался, что не вызывает никаких усилий, и внимание ребенка переключается на изображение. Овладение пра­вильным навыком требует переучивания. Нужно деавтоматизировать старый, неправильный навык и выра­ботать новый. Как известно, выработка нового на­выка требует постоянного внимания к выполнению дейст­вия. Когда внимание ребенка направляется на то, как он держит карандаш, он делает это правильно. Как только внимание переключается на изображение, ребенок забы­вает новый навык и в действие вступает старый, хорошо закрепившийся. У некоторых детей прежний навык оказы­вается настолько прочным, что переучить их удается лишь с большим трудом.

Это лишний раз подтверждает необходимость выработ­ки правильных навыков с самого начала, как только мы даем ребенку карандаш и кисть, чтобы потом не пришлось переучивать.


Одно из средств выразительности рисунка — использо­вание линии разной интенсивности. Это достигается регу­ляцией силы нажима на карандаш. Отработка этого навыка очень важна, по было бы неверным с самого начала доби­ваться от всех детей одинаковой силы нажима. В младших группах более целесообразно оставить ту силу *нажима, которая свойственна тем или другим детям, устраняя лишь отступления от нормы: слишком сильный нажим, рвущий бумагу, или слабый, дающий невидимые на бумаге линии.

И в последующих группах важно отрабатывать движе­ния с умеренным нажимом па карандаш. Наряду с этим в старшей группе необходимо начинать учить проводить легкие линии, так как это позволяет находить нужную форму, исправлять неточность рисунка. В этой группе нужно учить произвольной регуляции силы нажима, ис­пользовать нажим как средство для получения нужного по интенсивности тона. Усвоение этого навыка даст детям возможность при закрашивании рисунков карандашами добиваться, когда нужно, разных оттенков одного и того же цвета, получать линии контура разной интенсивности.

Умение регулировать силу нажима на карандаш фор­мируется и при создании контура рисунка простым каран­дашом и при закрашивании рисунков, когда специально ставится задача передать оттенки цвета.

Ритмичность при повторности однородных движений будет отрабатываться и в старшей группе. Особая роль в этом принадлежит декоративному рисованию. Декоратив­ные композиции, создаваемые детьми, строятся на ритми­ческом повторении элементов узора (линий, точек, мазков, пятен, дуг, различных растительных элементов: цветов, ве­точек, листьев).

В старшей группе должен быть окончательно усвоен навык сохранения движения в определенном направлении. Совершенствуется и усложняется умение изменять направ­ление движения в соответствии с формой изображаемого предмета. Перед детьми ставится задача изображения пред­метов более сложного контура, чем в предшествующих группах. Для этого необходимы: различные повороты дви­жения, изменение направления движения, большая точ­ность перехода от движения в одном направлении к движе­нию в другом направлении (переход от движения по пря­мой к движению по дуге п переход от движения по одной дуге к движению но другой дуге).

 

 

В этой группе должны быть окончательно сформирова­ны движения, направленные па изображение округлых и прямолинейных форм разного характера (круги, квадраты, треугольники, разные по величине; овалы, прямоугольни­ки, трапеции, разные по пропорциям).

Передача простейшего строения предметов и различ­ного пространственного положения частей требует разно­образных поворотов рисующей руки.

Это умение отрабатывается со второй младшей группы. Дети учатся рисовать флажок на палочке (горизонтально расположенный прямоугольник) и флажки, висящие на ниточке (вертикально расположенный прямоугольник). А в средней группе при рисовании, например, цыпленка или зайчика по-разному располагают в пространстве круг­лые и овальные части, осваивая рисование этих форм в разном положении. При этом формообразующее движе­ние остается прежним, но изменяется положение руки рисующего. Непривычное положение руки первое время может влиять и на само движение, его качество, а следо­вательно, и качество изображения. Рисуя формы в раз­личном пространственном положении, дети упражняют руку, она становится более подвижной, и ребенок легко справляется с различными поворотами.

В старшей группе формирование указанных навыков продолжается, по дети изображают ужо несколько предме­тов, находящихся в разном положении, на одном рисунке, например, рисуют постройки, в которых кирпичики ста­вятся на длинную, на короткую грань и т. д. Кроме того, дети рисуют предметы более сложного строения, чем в предшествующей группе (птицы, животные, человек). Изображение этих предметов появлялось и раньше, но оно было схематичным, передающим лишь некоторые части.

Изображение пространственных свойств предметов тре­бует умения соразмерять движения с длиной линий, вели­чиной частей (прямоугольник, квадрат и т. д.).

Отработка этих умений должна начинаться в старшей группе, так как возникает задача передавать относитель­ную величину предметов и их частей. В какой-то степени это умение уже начало формироваться при рисовании кру­га и овала, но в средней группе это происходило только в кинестезическом плане, как различие движений при рисовании. В старшей группе данное умение связывается с усвоением некоторых знаний о пропорциях предметов. Не


умея произвести формообразующее движение, ребенок не может регулировать это движение по длительности. Вот почему умению подчинять движение соразмерению отрез­ков и частей изображения начинают учить в старшей груп­пе, когда ряд способов формообразующего движения уже усвоен, так кйк умению, которое только начинает отраба­тываться, надо уделить особое внимание.

В старшей группе расширяется техника рисования карандашами и красками. Наряду с цветными карандаша­ми детей учат использовать простой графитный карандаш. Он применяется для создания контура (подготовительного рисунка) с последующим закрашиванием красками, цвет­ными карандашами; при рисовании сложных предметов, например, человека, животных, транспорта и т. п. Для это­го лучше всего использовать карандаши 2М.

Дети в этой группе должны усвоить несколько правил пользования простым графитным карандашом: рисовать им нужно легко, линии проводить только один раз. Тогда неправильно нарисованное можно исправить, и после за­крашивания это не будет заметно.

Простым карандашом нужно прорисовывать только са­мое главное, без мелких частей и деталей. Привыкнув ра­ботать цветными карандашами, дети часто нарушают это правило и сначала все мелкие детали прорисовывают про­стым карандашом, а затем обводят цветными. На рисунок затрачивается больше времени, и он выходит грязным из-за прорисовки цветными карандашами по графитному.

Не следует разрешать детям закрашивать отдельные части изображения простым карандашом (например, туфли куклы или девочки, волосы и т. п.), от этого рисунок пач­кается в тех местах, где цветной карандаш соприкасается с простым.

Впервые в старшей группе дети получают для рисова­ния акварельные краски. И важно сразу же учить пра­вильным способам работы ими (об этом подробно расска­зано в предыдущей главе).

В конце года можно показать детям прием рисования акварелью по сырому слою. Делается это так: перед рисо­ванием весь лист бумаги протирается влажным ватным тампоном, по так, чтобы вода не текла с листа и не обра­зовывалось водяных пятен, иначе все сольется. Рисовать нужно, не дожидаясь, когда бумага просохнет. Для начала лучше дать простые задания декоративного характе-



порций предметов, необходимо при обследовании предме­тов перед их изображением применять внешние разверну­тые практические действия (смерить разведенными паль­цами, полоской бумаги и т. д.), на основе которых и будет формироваться глазомер. Передача пропорций частей предметов в рисунке требу­ет также развития процессов сравнения, сопоставления частей изображаемого и отдельных изображений. В этой группе продолжается отработка умения изме­нять направление движения (переход от движения по пря­мой к движению по дуге и переход от движения по одной дуге к движению по другой дуге). К моменту перехода в школу дети должны свободно владеть карандашом и кистью, регулировать свои движе­ния при рисовании в отношении размаха, темпа, силы нажима; в результате этого отрабатываются такие качества движений, как легкость, плавность, равномерность, слит­ность. В процессе рисования предметов различной формы, величины и пропорций усваиваются умения удерживать определенное направление движения и по мере надобности изменять это направление; выдерживать нужную длитель­ность движения, подчиняя его соразмерению сторон пред­мета по длине и ширине. Все эти умения представляют собой сложные комплексы технических навыков, отрабо­танных в течение всех лет пребывания детей в детском саду. В подготовительной группе продолжается обучение ри­сованию простым карандашом. Простой карандаш, как и в старшей группе, дается для подготовки контурного рисунка с последующим закрашиванием. Детей учат и новому способу работы: созданию черно-белых (тоновых) рисунков. Для такого изображения лучше подходят нецветущие комнатные растения (аспарагус, тра-десканция, сансивьера идр.). Дети передают светлые и темные части растения, по-разному нажимая на карандаш. Для этого надо брать более мягкий, чем для подготовитель­ного рисунка, карандаш — ЗМ (рис. 18). Чтобы изображение не затиралось рукой в процессе работы, можно рекомендовать детям, создавая и закраши­вая рисунок, двигаться слева направо. Иногда они делают наоборот: рисуют вначале в правой части листа, а затем, работая над левой частью, трут рукой по уже нарисован­ному, и получается грязь.    

pa, например, «ткань кукле па платье». По сырому слою дети наносят листочки, пятнышки, линии, несложные цветы. Краска слегка растекается по сырой бумаге, обра­зуя красивые мягкие переходы цвета. Позже можно пред­ложить покрыть лист подцвеченной водой. Хорошо подо­бранные к цветному фону краски позволят создать рисунок красивой гаммы. Когда дети овладеют способом рисования по сырому слою, можно предложить создать сюжетную композицию на тему «Ранняя весна», «Весенний дождь» и др.

В подготовительной к школе группе дети должны свободно владеть умением по-разному держать ка­рандаш и кисть, менять положение руки соответственно характеру движения при рисовании прямых, дугообразных, волнистых и зигзагообразных линий, различных форм округлого и прямолинейного контура, широких и узких полос, различно расположенных мазков.

Новым является освоение движений, быстро изменяю­щих направление на противоположное, например при рисо­вании завитков вправо и влево, петель-восьмерок (декора­тивное рисование), криволинейных форм (например, раз­личные вазы, керамические фигурки животных) и т. д.

Рисование такого рода линий и форм позволяет добить­ся подвижности пальцев и свободы осевых движений кисти рук, управляющих действиями карандашом и кистью.

В подготовительной группе продолжается отработка и совершенствование навыка регуляции силы нажима на ка­рандаш. Более актуальной становится задача подчинения движения передаче любой формы, наблюдаемой в натуре, так как в этой группе основное место занимает рисование на основе обследования натуры.

В подготовительной группе требования к передаче пропорций предметов и их частей усложняются: дети должны передавать предметы разной формы и величины с большей точностью. В связи с этим продолжается совер­шенствование умений подчинять движение руки соразме­рению отрезков прямой и форм по пропорциям. Овладение этим комплексом умений невозможно без хорошего владе­ния движениями рук, подготовленного формированием тех­нических навыков в предшествующих группах, и требует развития глазомера, мыслительных процессов.

Развитие глазомерных действий — сложный процесс. Чтобы облегчить детям задачу отражения в рисунках про-

 



В этой группе можно использовать простой гра­фитный карандаш для соз­дания контурного черно-белого рисунка (без после­дующего закрашивания) типа наброска, в котором дети ищут композицию, выразительные детали. По­зднее рисунок на близкую тему выполняется в цвете. Так, например, дети рису­ют простым карандашом набросок улицы города, сказочного дворца, а затем праздничную улицу, ска­зочное царство.

Рис. 18. Рисование растений ка­рандашом при разном нажиме.

В подготовительной группе совершенствуются и обогащаются приемы ри­сования акварелью. Наря­ду с уже известными при­емами можно со второй по­ловины года научить де­тей покрыванию большого пространства листа цветом способом размывки. Дела­ется ото так: в верхней части закрашиваемой пло­скости проводится полоса насыщенного цвета, а за­тем она размывается сма­чиваемой в воде кистью быстрыми движениями книзу. Вода для размывания должна быть чистой. При этом надо по забывать чаще смачивать кисть в воде (раз­мывка сухой кистью не получится) и проводить линии сверху вниз от левой части листа к правой, без просветов.

Рисование по сырому слою более широко, чем в стар­шей группе, используется в этой группе в сюжетном п де­коративном рисовании (рис. 19).

Все названные умения применяются различно в зави­симости от решения изобразительной задачи. Использо-

 


Рис. 19. Рисование по сырому слою.

вание их позволяет достигать не только отчетливости изобра­жения, но и выразительности рисунка, характеризующей творчество того или иного ребенка.

Безусловно, овладеть техникой рисования, всеми вхо­дящими в нее навыками и умениями дети могут только в том случае, если в каждой возрастной группе они полу­чают определенный, указанный для этой группы объем навыков и умений.

Прилагаемая таблица показывает, какие навыки и уме­ния должны быть сформированы у детей в каждой воз­растной группе в соответствии с изобразительными зада­чами.

 

 

 

 


 


Глава V

ОБУЧЕНИЕ ГРАФИЧЕСКИМ НАВЫКАМ И УМЕНИЯМ

Последовательность формирования технических навыков и умений, как мы установили, должна определять­ся изобразительными задачами.

Каковы же наиболее эффективные способы обучения детей этим навыкам?

Понятное окружающим изображение может быть созда­но только на основе отчетливых представлений о предме­тах и явлениях.

В работах советских психологов указывается, что пред­ставления образуются в процессе восприятия, что изобра­жение в рисунке может получиться лишь на основе чув­ственного знакомства с предметом.

Необходимость формирования представления для после­дующего изображения подчеркивает и Н. П. Сакулина, от­мечая наряду с этим взаимосвязь всех процессов, лежащих в основе деятельности изображения.

«Создать изображение,— пишет она,— ребенок может при условии, что он представляет себе" предмет, который хочет изобразить, что владеет таким комплексом движений, которые позволяют ему передать форму предмета, его строение. Движения эти производятся под контролем зри­тельного восприятия. Не глядя на то, как действуют его руки, ребенок не может получить сколько-нибудь отчетли­вого изображения. Но взор не может контролировать дей­ствия, производимые рукой, если нет представления того, что должно получиться. Следовательно, критерием сенсор­ной оценки создаваемого изображения служит представле­ние предполагаемого результата — изображения»1.

Отсутствие у детей отчетливых представлений о пред­мете сделало бы невозможным его изображение, а следо-

1 Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. Под ред. А. П. Усовой и Н. П. Сакулиной М., 1965, с. 101-102.


вателыю, и формирование графических навыков п умений в процессе создания изображения. Регулировать изображе­ние в рисунке может только полное, отчетливое представ­ление о предмете, которое образуется при внимательном рассматривании, а не при простом взглядывании.

Процесс восприятия предмета перед его изображением должен быть организован и направлен педагогом, с тем чтобы дети прежде всего восприняли те свойства предмета, которые особенно важны для последующего изображения, а именно: форму, строение, величину, цвет. Такое органи­зованное и направляемое воспитателем восприятие детьми предмета называется обследованием. Нужно позаботиться о том, чтобы у детей были ясные представления о тех пред­метах, которые они будут изображать.

Обследование проводится но методике, разработанной Н. П. Сакулиной и описанной в книге «Теория и практика сенсорного воспитания». В начале обследования необхо­димо обратить внимание на предмет в целом, подбирая яркие и выразительные слова для его характеристики, за­тем перейти к анализу предмета, выделяя форму основной части, потом остальных частей, определяя их величину и расположение по отношению к основной части. В заключе­ние нужно вновь обратить внимание на весь предмет, что­бы закрепить целостное представление.

При обследовании предмета важно подчеркнуть именно те стороны его, которые определят характер изображения, провести связь с требуемой техникой рисунка: при рас­смотрении дома — прямизну стен, ровный ряд окон; при рассмотрении предметов овальной формы — ее некоторую вытянутость по сравнению с округлой и т. д. Сложившееся в процессе обследования представление потом воплощается в рисунке с помощью изобразительных средств.

Как показали исследования А. В. Запорожца и группы психологов, работавших под его руководством (Т. В. Ендо-вицкая, Я. 3. Неверовнч, О. В. Овчинникова, Л. С. Цвет-кова и др.), большое значение в выработке двигательных навыков (каковыми являются и графические навыки) име­ет ориентировочно-исследовательская деятельность.

Организация обследования предмета перед его изобра­женном есть организация ориентировочно-исследователь­ской деятельности, направленной па ознакомление с теми свойствами предмета, которые необходимо знать для после­дующего изображения.


Она складывается в процессе знакомства с предметом или движением, продуктом ее является образ предмета или движения; на основе его и формируется практическое дей­ствие. Без ориентировочной деятельности нельзя присту­пить к выполнению действия.

Качественный характер этой деятельности может быть различным и зависит от возраста детей, их индивидуаль­ных особенностей и от условий протекания деятельности. 'Эти различия имеют существенное значение и для форми­рования, и для функционирования навыка.

Формирование навыка происходит быстрее у того ре­бенка, который предварительно активно знакомится с за­данием и со способами его выполнения и лишь затем пере­ходит к выполнению системы исполнительных, рабочих движений, чем у того, который сразу приступает к осу­ществлению последних без предварительной ориентировки в ситуации.

В связи с этим большое значение имеет первое ознаком­ление детей со способами действия карандашом или кистью при изображении, на основе чего складывается представ­ление о нужном способе.

Ориентировочные обследовательские действия ребенка, направленные на ознакомление со способами действия, по совершенны. Это обусловлено тем, что двигательный опыт дошкольников еще очень мал. Совершенствование испол­нительных рисовальных движений происходит в течение всего периода пребывания детей в детском саду.

Ориентировка в движении руки, связанном с изобра­жением, начинается уже в процессе обследования предме­та. То или иное рисовальное движение будет обусловлено своеобразием формы предмета, поэтому мы старались включить в обследование такие движения руки, которые подготовили бы переход к освоению их в процессе изобра­жения. Это прежде всего движения руки, выделяющие коп-тур предмета.

Движение руки но контуру предмета, включенное в об­следование, способствует образованию двигательного пред­ставления, необходимого для формирования исполнитель­ного движения.

Подчеркивая решающую роль движений руки и процес­се формирования двигательного, осязательного образа, психологи отмечают, что попытка сформировать осязатель­ный образ, исключив активное обследование предмета, не


Рис. 20. Обведение предмета по контуру перед его изображенном.

приводит к успеху; в процессе формирования этого образа движениям руки принадлежит ведущая роль.

Поэтому, организуя обследование предмета, педагог не только сам движением руки по контуру.выделяет форму предмета, подчеркивая характер движения (плавное, слит­ное или прерывающееся при изменении направления), но и предлагает отдельным детям сделать то же самое. Для этого можно вызвать кого-то пз детей, чтобы он рукой по контуру предмета «обрисовал» его. Затем это же движение предлагается произвести в воздухе всем детям: «А теперь все вместе покажите, какой шарик круглый»,— говорит педагог и тоже производит движение в воздухе. Дети «ри­суют» вместо с ним.

Перед тем как дети начнут рисовать, воспитатель снова просит всех жестом в воздухе показать, какое же движе­ние нужно сделать, чтобы изобразить предмет. «Как мы будем рисовать этот шарик? Вот какой он круглый. Так мы его и нарисуем».

Особенно важно активизировать детей в процессе об­следования, когда какой-то способ изображения дети усва­ивают впервые.



r

Рис. 21. Дети показывают жестом нужное движе­ние после обследования предмета

На занятии часто бывает трудно организовать актив­ную обследовательскую деятельность всех детей. Поэтому целесообразно подробное ознакомление с предметом (что­бы каждый ребенок произвел движение рукой по его кон­туру) выносить за пределы занятия (накануне или утром в день занятия).

Итак, в процессе обследования ребенок сначала видит движение по контуру предмета в воспроизведении педаго­га, а затем повторяет сам. Образуется связь действий руки и глаза. Зрительный образ движения связывается с двига­тельным. Это способствует обеспечению двойного контроля (двигательного п зрительного) за последующими исполни­тельными движениями.

Движение руки по предмету в процессе обследования показывает ребенку связь этого движения с формой пред­мета. Такое движение по направлению, длительности и ха­рактеру зависит от особенностей формы предмета. Этот факт отмечался в работах наших психологов (Б. Г. Анань­ев, Л. М. Веккер) и педагогов (Н. П. Сакулина). Обведение предметов круглой формы требует плавного, неотрывного движения, постепенно, равномерно поворачивающегося по кругу. Обведение жестом предметов прямолинейного кон­тура производится по направлению сторон предмета, с ос­тановкой движения на углах и изменением направления движения. Длительность движения в одном направлении зависит от длины сторон предмета.

Большое значение в обучении технике рисования име­ет овладение определенными движениями, позволяющими передать различные формы (округлые, прямоугольные).


Обучая детей рисованию этих форм, важно подчерки­вать различия в движении руки, фиксируя внимание на положении руки п па двигательных ощущениях; вместе с тем подчеркивать сходство движений руки при обследо­вании и рисовании предметов одинаковой формы.

Однако и внутри одной и той же группы форм есть от­личия. Эти отличия вызывают различное движение руки при обследовании предметов и затем при их изображении. Так, в группе округлых предметов выделяются предметы круглой формы (шар, мяч и т. д.) и предметы овальной и эллиптической формы (лимон, яйцо, огурец и др.).

Обучая детей изображению округлых форм, следует подчеркивать различный способ движения руки при рисо­вании форм, разных по пропорциям. Круг рисуется плав­ным, неотрывным, постепенно закругляющимся движени­ем, а при рисовании предметов овальной формы нужно из­менять направление движения — переходить от движения по одной дуге к движению по другой дуге (вначале идет равномерное закругление, затем закругление приостанав­ливается, дуга несколько выпрямляется, потом снова сле­дует равномерное закругление и снова выпрямление). Та­кое расчленение движения и объяснение помогают детям в его освоении.

Дети быстрее осваивают различие в движении при ри­совании круга и эллипса, если вначале давать изображение круглого и эллиптического предметов, резко различающих­ся по пропорциям: предмет эллиптической формы должен быть более удлиненным и равномерно утолщающимся.

Предметы эти нужно давать на одном занятии и фор­мообразующие движения отрабатывать в сравнении.

Обучая детей способу изображения в рисунке предме­тов круглой и овальной формы, важно развивать разнона­правленные движения руки: слева направо и справа нале­во. Движения руки при рисовании круга слева направо и справа налево способствуют выработке свободы, легко­сти движений, развивают руку малыша. Это очень полезно для последующего овладения более сложными изобрази­тельными движениями и техническими навыками.

Изменение направления движения в связи с характером формы усваивается детьми не просто. Так, при переходе от рисования предметов круглой формы к прямоугольной дети (четвертый год жизни) не могут сразу изменить ха­рактер движения и продолжают скруглять углы. По мере


 

-




овладения навыком своевременной! остановки движения и изменением его направления под углом эти ошибки ис­чезают.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: