Воспитательница напомнила, что в аквариуме растут водоросли, на дне лежит песок и камешки. Она на листе бумаги показала
66
всем детям, как можно нарисовать разные водоросли, затем лист убрала. Нарисовав водоросли и песок, дети приступили к закрашиванию фона — воды в аквариуме. Для этого на столах была приготовлена подкрашенная акварелью вода (на разных столах своего цвета: зеленоватая, голубоватая, желтоватая) и широкий флейц (кисть с плоским ворсом). Восковые мелки жирные, поэтому при закрашивании краска скатывается с тех частей, где уже что-то ими нарисовано, и покрывает лишь белый фон.
В процессе занятия воспитательница следила за тем, как дети держат мелок и рисуют им, как берут кисть, обмакивают в краску и быстрыми, неотрывными движениями покрывают фон. Тем детям, которые испытывали какие-то затруднения, помогала, напоминая, советуя, если нужно, показывая на отдельном листочке бумаги. Все дети рисовали с увлечением, почти не отвлекаясь. Справились с заданием быстро. Мелками пользовались в основном правильно1.
1 Если же цветные мелки вводятся лишь в старшей группе, то указанное занятие следует провести в этой группе. Оно може! быть организовано в начале года, когда повторяются и закрепляются формообразующие движения, усвоенные детьми в средней группе.
В с т а р ш е й г р у п п е идет дальнейшее совершенствование всех перечисленных навыков владения карандашом и кистью.
В основном дети должны научиться по-разному держать карандаш и кисть при различных приемах рисования. Так, при закрашивании широких плоскостей рисунка карандаш может быть больше наклонен к бумаге, благодаря чему получаются более широкие штрихи, позволяющие закрасить рисунок быстрее. При рисовании мелких деталей удобнее держать карандаш почти вертикально, чуть ближе к концу, чем обычно. При рисовании широких полос и мазков кистью ее нужно держать наклонно к бумаге, а гонкие линии и точки рисовать концом ворса при вертикальном положении кисти — перпендикулярно по отношению к бумаге. Отработка этих приемов способствует выработке легкости, свободы движения, произвольного изменения его по мере надобности.
Однако формирование умения свободно владеть карандашом возможно только в том случае, если в предшествующих группах детского сада (2-я младшая, средняя) детей научили правильно держать карандаш.
Если к моменту прихода в старшую и подготовительную группы данный навык не сформирован, отработка его потребует большого труда и долгого времени.
Это можно объяснить прежде всего тем, что неправильный навык сильно укрепился. Он настолько автоматизировался, что не вызывает никаких усилий, и внимание ребенка переключается на изображение. Овладение правильным навыком требует переучивания. Нужно деавтоматизировать старый, неправильный навык и выработать новый. Как известно, выработка нового навыка требует постоянного внимания к выполнению действия. Когда внимание ребенка направляется на то, как он держит карандаш, он делает это правильно. Как только внимание переключается на изображение, ребенок забывает новый навык и в действие вступает старый, хорошо закрепившийся. У некоторых детей прежний навык оказывается настолько прочным, что переучить их удается лишь с большим трудом.
Это лишний раз подтверждает необходимость выработки правильных навыков с самого начала, как только мы даем ребенку карандаш и кисть, чтобы потом не пришлось переучивать.
Одно из средств выразительности рисунка — использование линии разной интенсивности. Это достигается регуляцией силы нажима на карандаш. Отработка этого навыка очень важна, по было бы неверным с самого начала добиваться от всех детей одинаковой силы нажима. В младших группах более целесообразно оставить ту силу *нажима, которая свойственна тем или другим детям, устраняя лишь отступления от нормы: слишком сильный нажим, рвущий бумагу, или слабый, дающий невидимые на бумаге линии.
И в последующих группах важно отрабатывать движения с умеренным нажимом па карандаш. Наряду с этим в старшей группе необходимо начинать учить проводить легкие линии, так как это позволяет находить нужную форму, исправлять неточность рисунка. В этой группе нужно учить произвольной регуляции силы нажима, использовать нажим как средство для получения нужного по интенсивности тона. Усвоение этого навыка даст детям возможность при закрашивании рисунков карандашами добиваться, когда нужно, разных оттенков одного и того же цвета, получать линии контура разной интенсивности.
Умение регулировать силу нажима на карандаш формируется и при создании контура рисунка простым карандашом и при закрашивании рисунков, когда специально ставится задача передать оттенки цвета.
Ритмичность при повторности однородных движений будет отрабатываться и в старшей группе. Особая роль в этом принадлежит декоративному рисованию. Декоративные композиции, создаваемые детьми, строятся на ритмическом повторении элементов узора (линий, точек, мазков, пятен, дуг, различных растительных элементов: цветов, веточек, листьев).
В старшей группе должен быть окончательно усвоен навык сохранения движения в определенном направлении. Совершенствуется и усложняется умение изменять направление движения в соответствии с формой изображаемого предмета. Перед детьми ставится задача изображения предметов более сложного контура, чем в предшествующих группах. Для этого необходимы: различные повороты движения, изменение направления движения, большая точность перехода от движения в одном направлении к движению в другом направлении (переход от движения по прямой к движению по дуге п переход от движения по одной дуге к движению но другой дуге).
В этой группе должны быть окончательно сформированы движения, направленные па изображение округлых и прямолинейных форм разного характера (круги, квадраты, треугольники, разные по величине; овалы, прямоугольники, трапеции, разные по пропорциям).
Передача простейшего строения предметов и различного пространственного положения частей требует разнообразных поворотов рисующей руки.
Это умение отрабатывается со второй младшей группы. Дети учатся рисовать флажок на палочке (горизонтально расположенный прямоугольник) и флажки, висящие на ниточке (вертикально расположенный прямоугольник). А в средней группе при рисовании, например, цыпленка или зайчика по-разному располагают в пространстве круглые и овальные части, осваивая рисование этих форм в разном положении. При этом формообразующее движение остается прежним, но изменяется положение руки рисующего. Непривычное положение руки первое время может влиять и на само движение, его качество, а следовательно, и качество изображения. Рисуя формы в различном пространственном положении, дети упражняют руку, она становится более подвижной, и ребенок легко справляется с различными поворотами.
В старшей группе формирование указанных навыков продолжается, по дети изображают ужо несколько предметов, находящихся в разном положении, на одном рисунке, например, рисуют постройки, в которых кирпичики ставятся на длинную, на короткую грань и т. д. Кроме того, дети рисуют предметы более сложного строения, чем в предшествующей группе (птицы, животные, человек). Изображение этих предметов появлялось и раньше, но оно было схематичным, передающим лишь некоторые части.
Изображение пространственных свойств предметов требует умения соразмерять движения с длиной линий, величиной частей (прямоугольник, квадрат и т. д.).
Отработка этих умений должна начинаться в старшей группе, так как возникает задача передавать относительную величину предметов и их частей. В какой-то степени это умение уже начало формироваться при рисовании круга и овала, но в средней группе это происходило только в кинестезическом плане, как различие движений при рисовании. В старшей группе данное умение связывается с усвоением некоторых знаний о пропорциях предметов. Не
умея произвести формообразующее движение, ребенок не может регулировать это движение по длительности. Вот почему умению подчинять движение соразмерению отрезков и частей изображения начинают учить в старшей группе, когда ряд способов формообразующего движения уже усвоен, так кйк умению, которое только начинает отрабатываться, надо уделить особое внимание.
В старшей группе расширяется техника рисования карандашами и красками. Наряду с цветными карандашами детей учат использовать простой графитный карандаш. Он применяется для создания контура (подготовительного рисунка) с последующим закрашиванием красками, цветными карандашами; при рисовании сложных предметов, например, человека, животных, транспорта и т. п. Для этого лучше всего использовать карандаши 2М.
Дети в этой группе должны усвоить несколько правил пользования простым графитным карандашом: рисовать им нужно легко, линии проводить только один раз. Тогда неправильно нарисованное можно исправить, и после закрашивания это не будет заметно.
Простым карандашом нужно прорисовывать только самое главное, без мелких частей и деталей. Привыкнув работать цветными карандашами, дети часто нарушают это правило и сначала все мелкие детали прорисовывают простым карандашом, а затем обводят цветными. На рисунок затрачивается больше времени, и он выходит грязным из-за прорисовки цветными карандашами по графитному.
Не следует разрешать детям закрашивать отдельные части изображения простым карандашом (например, туфли куклы или девочки, волосы и т. п.), от этого рисунок пачкается в тех местах, где цветной карандаш соприкасается с простым.
Впервые в старшей группе дети получают для рисования акварельные краски. И важно сразу же учить правильным способам работы ими (об этом подробно рассказано в предыдущей главе).
В конце года можно показать детям прием рисования акварелью по сырому слою. Делается это так: перед рисованием весь лист бумаги протирается влажным ватным тампоном, по так, чтобы вода не текла с листа и не образовывалось водяных пятен, иначе все сольется. Рисовать нужно, не дожидаясь, когда бумага просохнет. Для начала лучше дать простые задания декоративного характе-
порций предметов, необходимо при обследовании предметов перед их изображением применять внешние развернутые практические действия (смерить разведенными пальцами, полоской бумаги и т. д.), на основе которых и будет формироваться глазомер. Передача пропорций частей предметов в рисунке требует также развития процессов сравнения, сопоставления частей изображаемого и отдельных изображений. В этой группе продолжается отработка умения изменять направление движения (переход от движения по прямой к движению по дуге и переход от движения по одной дуге к движению по другой дуге). К моменту перехода в школу дети должны свободно владеть карандашом и кистью, регулировать свои движения при рисовании в отношении размаха, темпа, силы нажима; в результате этого отрабатываются такие качества движений, как легкость, плавность, равномерность, слитность. В процессе рисования предметов различной формы, величины и пропорций усваиваются умения удерживать определенное направление движения и по мере надобности изменять это направление; выдерживать нужную длительность движения, подчиняя его соразмерению сторон предмета по длине и ширине. Все эти умения представляют собой сложные комплексы технических навыков, отработанных в течение всех лет пребывания детей в детском саду. В подготовительной группе продолжается обучение рисованию простым карандашом. Простой карандаш, как и в старшей группе, дается для подготовки контурного рисунка с последующим закрашиванием. Детей учат и новому способу работы: созданию черно-белых (тоновых) рисунков. Для такого изображения лучше подходят нецветущие комнатные растения (аспарагус, тра-десканция, сансивьера идр.). Дети передают светлые и темные части растения, по-разному нажимая на карандаш. Для этого надо брать более мягкий, чем для подготовительного рисунка, карандаш — ЗМ (рис. 18). Чтобы изображение не затиралось рукой в процессе работы, можно рекомендовать детям, создавая и закрашивая рисунок, двигаться слева направо. Иногда они делают наоборот: рисуют вначале в правой части листа, а затем, работая над левой частью, трут рукой по уже нарисованному, и получается грязь. |
pa, например, «ткань кукле па платье». По сырому слою дети наносят листочки, пятнышки, линии, несложные цветы. Краска слегка растекается по сырой бумаге, образуя красивые мягкие переходы цвета. Позже можно предложить покрыть лист подцвеченной водой. Хорошо подобранные к цветному фону краски позволят создать рисунок красивой гаммы. Когда дети овладеют способом рисования по сырому слою, можно предложить создать сюжетную композицию на тему «Ранняя весна», «Весенний дождь» и др.
В подготовительной к школе группе дети должны свободно владеть умением по-разному держать карандаш и кисть, менять положение руки соответственно характеру движения при рисовании прямых, дугообразных, волнистых и зигзагообразных линий, различных форм округлого и прямолинейного контура, широких и узких полос, различно расположенных мазков.
Новым является освоение движений, быстро изменяющих направление на противоположное, например при рисовании завитков вправо и влево, петель-восьмерок (декоративное рисование), криволинейных форм (например, различные вазы, керамические фигурки животных) и т. д.
Рисование такого рода линий и форм позволяет добиться подвижности пальцев и свободы осевых движений кисти рук, управляющих действиями карандашом и кистью.
В подготовительной группе продолжается отработка и совершенствование навыка регуляции силы нажима на карандаш. Более актуальной становится задача подчинения движения передаче любой формы, наблюдаемой в натуре, так как в этой группе основное место занимает рисование на основе обследования натуры.
В подготовительной группе требования к передаче пропорций предметов и их частей усложняются: дети должны передавать предметы разной формы и величины с большей точностью. В связи с этим продолжается совершенствование умений подчинять движение руки соразмерению отрезков прямой и форм по пропорциям. Овладение этим комплексом умений невозможно без хорошего владения движениями рук, подготовленного формированием технических навыков в предшествующих группах, и требует развития глазомера, мыслительных процессов.
Развитие глазомерных действий — сложный процесс. Чтобы облегчить детям задачу отражения в рисунках про-
![]() |
В этой группе можно использовать простой графитный карандаш для создания контурного черно-белого рисунка (без последующего закрашивания) типа наброска, в котором дети ищут композицию, выразительные детали. Позднее рисунок на близкую тему выполняется в цвете. Так, например, дети рисуют простым карандашом набросок улицы города, сказочного дворца, а затем праздничную улицу, сказочное царство.
Рис. 18. Рисование растений карандашом при разном нажиме. |
В подготовительной группе совершенствуются и обогащаются приемы рисования акварелью. Наряду с уже известными приемами можно со второй половины года научить детей покрыванию большого пространства листа цветом способом размывки. Делается ото так: в верхней части закрашиваемой плоскости проводится полоса насыщенного цвета, а затем она размывается смачиваемой в воде кистью быстрыми движениями книзу. Вода для размывания должна быть чистой. При этом надо по забывать чаще смачивать кисть в воде (размывка сухой кистью не получится) и проводить линии сверху вниз от левой части листа к правой, без просветов.
Рисование по сырому слою более широко, чем в старшей группе, используется в этой группе в сюжетном п декоративном рисовании (рис. 19).
Все названные умения применяются различно в зависимости от решения изобразительной задачи. Использо-
Рис. 19. Рисование по сырому слою.
вание их позволяет достигать не только отчетливости изображения, но и выразительности рисунка, характеризующей творчество того или иного ребенка.
Безусловно, овладеть техникой рисования, всеми входящими в нее навыками и умениями дети могут только в том случае, если в каждой возрастной группе они получают определенный, указанный для этой группы объем навыков и умений.
Прилагаемая таблица показывает, какие навыки и умения должны быть сформированы у детей в каждой возрастной группе в соответствии с изобразительными задачами.
Глава V
ОБУЧЕНИЕ ГРАФИЧЕСКИМ НАВЫКАМ И УМЕНИЯМ
Последовательность формирования технических навыков и умений, как мы установили, должна определяться изобразительными задачами.
Каковы же наиболее эффективные способы обучения детей этим навыкам?
Понятное окружающим изображение может быть создано только на основе отчетливых представлений о предметах и явлениях.
В работах советских психологов указывается, что представления образуются в процессе восприятия, что изображение в рисунке может получиться лишь на основе чувственного знакомства с предметом.
Необходимость формирования представления для последующего изображения подчеркивает и Н. П. Сакулина, отмечая наряду с этим взаимосвязь всех процессов, лежащих в основе деятельности изображения.
«Создать изображение,— пишет она,— ребенок может при условии, что он представляет себе" предмет, который хочет изобразить, что владеет таким комплексом движений, которые позволяют ему передать форму предмета, его строение. Движения эти производятся под контролем зрительного восприятия. Не глядя на то, как действуют его руки, ребенок не может получить сколько-нибудь отчетливого изображения. Но взор не может контролировать действия, производимые рукой, если нет представления того, что должно получиться. Следовательно, критерием сенсорной оценки создаваемого изображения служит представление предполагаемого результата — изображения»1.
Отсутствие у детей отчетливых представлений о предмете сделало бы невозможным его изображение, а следо-
1 Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. Под ред. А. П. Усовой и Н. П. Сакулиной М., 1965, с. 101-102.
вателыю, и формирование графических навыков п умений в процессе создания изображения. Регулировать изображение в рисунке может только полное, отчетливое представление о предмете, которое образуется при внимательном рассматривании, а не при простом взглядывании.
Процесс восприятия предмета перед его изображением должен быть организован и направлен педагогом, с тем чтобы дети прежде всего восприняли те свойства предмета, которые особенно важны для последующего изображения, а именно: форму, строение, величину, цвет. Такое организованное и направляемое воспитателем восприятие детьми предмета называется обследованием. Нужно позаботиться о том, чтобы у детей были ясные представления о тех предметах, которые они будут изображать.
Обследование проводится но методике, разработанной Н. П. Сакулиной и описанной в книге «Теория и практика сенсорного воспитания». В начале обследования необходимо обратить внимание на предмет в целом, подбирая яркие и выразительные слова для его характеристики, затем перейти к анализу предмета, выделяя форму основной части, потом остальных частей, определяя их величину и расположение по отношению к основной части. В заключение нужно вновь обратить внимание на весь предмет, чтобы закрепить целостное представление.
При обследовании предмета важно подчеркнуть именно те стороны его, которые определят характер изображения, провести связь с требуемой техникой рисунка: при рассмотрении дома — прямизну стен, ровный ряд окон; при рассмотрении предметов овальной формы — ее некоторую вытянутость по сравнению с округлой и т. д. Сложившееся в процессе обследования представление потом воплощается в рисунке с помощью изобразительных средств.
Как показали исследования А. В. Запорожца и группы психологов, работавших под его руководством (Т. В. Ендо-вицкая, Я. 3. Неверовнч, О. В. Овчинникова, Л. С. Цвет-кова и др.), большое значение в выработке двигательных навыков (каковыми являются и графические навыки) имеет ориентировочно-исследовательская деятельность.
Организация обследования предмета перед его изображенном есть организация ориентировочно-исследовательской деятельности, направленной па ознакомление с теми свойствами предмета, которые необходимо знать для последующего изображения.
Она складывается в процессе знакомства с предметом или движением, продуктом ее является образ предмета или движения; на основе его и формируется практическое действие. Без ориентировочной деятельности нельзя приступить к выполнению действия.
Качественный характер этой деятельности может быть различным и зависит от возраста детей, их индивидуальных особенностей и от условий протекания деятельности. 'Эти различия имеют существенное значение и для формирования, и для функционирования навыка.
Формирование навыка происходит быстрее у того ребенка, который предварительно активно знакомится с заданием и со способами его выполнения и лишь затем переходит к выполнению системы исполнительных, рабочих движений, чем у того, который сразу приступает к осуществлению последних без предварительной ориентировки в ситуации.
В связи с этим большое значение имеет первое ознакомление детей со способами действия карандашом или кистью при изображении, на основе чего складывается представление о нужном способе.
Ориентировочные обследовательские действия ребенка, направленные на ознакомление со способами действия, по совершенны. Это обусловлено тем, что двигательный опыт дошкольников еще очень мал. Совершенствование исполнительных рисовальных движений происходит в течение всего периода пребывания детей в детском саду.
Ориентировка в движении руки, связанном с изображением, начинается уже в процессе обследования предмета. То или иное рисовальное движение будет обусловлено своеобразием формы предмета, поэтому мы старались включить в обследование такие движения руки, которые подготовили бы переход к освоению их в процессе изображения. Это прежде всего движения руки, выделяющие коп-тур предмета.
Движение руки но контуру предмета, включенное в обследование, способствует образованию двигательного представления, необходимого для формирования исполнительного движения.
Подчеркивая решающую роль движений руки и процессе формирования двигательного, осязательного образа, психологи отмечают, что попытка сформировать осязательный образ, исключив активное обследование предмета, не
Рис. 20. Обведение предмета по контуру перед его изображенном.
приводит к успеху; в процессе формирования этого образа движениям руки принадлежит ведущая роль.
Поэтому, организуя обследование предмета, педагог не только сам движением руки по контуру.выделяет форму предмета, подчеркивая характер движения (плавное, слитное или прерывающееся при изменении направления), но и предлагает отдельным детям сделать то же самое. Для этого можно вызвать кого-то пз детей, чтобы он рукой по контуру предмета «обрисовал» его. Затем это же движение предлагается произвести в воздухе всем детям: «А теперь все вместе покажите, какой шарик круглый»,— говорит педагог и тоже производит движение в воздухе. Дети «рисуют» вместо с ним.
Перед тем как дети начнут рисовать, воспитатель снова просит всех жестом в воздухе показать, какое же движение нужно сделать, чтобы изобразить предмет. «Как мы будем рисовать этот шарик? Вот какой он круглый. Так мы его и нарисуем».
Особенно важно активизировать детей в процессе обследования, когда какой-то способ изображения дети усваивают впервые.
![]() |
r |
Рис. 21. Дети показывают жестом нужное движение после обследования предмета
На занятии часто бывает трудно организовать активную обследовательскую деятельность всех детей. Поэтому целесообразно подробное ознакомление с предметом (чтобы каждый ребенок произвел движение рукой по его контуру) выносить за пределы занятия (накануне или утром в день занятия).
Итак, в процессе обследования ребенок сначала видит движение по контуру предмета в воспроизведении педагога, а затем повторяет сам. Образуется связь действий руки и глаза. Зрительный образ движения связывается с двигательным. Это способствует обеспечению двойного контроля (двигательного п зрительного) за последующими исполнительными движениями.
Движение руки по предмету в процессе обследования показывает ребенку связь этого движения с формой предмета. Такое движение по направлению, длительности и характеру зависит от особенностей формы предмета. Этот факт отмечался в работах наших психологов (Б. Г. Ананьев, Л. М. Веккер) и педагогов (Н. П. Сакулина). Обведение предметов круглой формы требует плавного, неотрывного движения, постепенно, равномерно поворачивающегося по кругу. Обведение жестом предметов прямолинейного контура производится по направлению сторон предмета, с остановкой движения на углах и изменением направления движения. Длительность движения в одном направлении зависит от длины сторон предмета.
Большое значение в обучении технике рисования имеет овладение определенными движениями, позволяющими передать различные формы (округлые, прямоугольные).
Обучая детей рисованию этих форм, важно подчеркивать различия в движении руки, фиксируя внимание на положении руки п па двигательных ощущениях; вместе с тем подчеркивать сходство движений руки при обследовании и рисовании предметов одинаковой формы.
Однако и внутри одной и той же группы форм есть отличия. Эти отличия вызывают различное движение руки при обследовании предметов и затем при их изображении. Так, в группе округлых предметов выделяются предметы круглой формы (шар, мяч и т. д.) и предметы овальной и эллиптической формы (лимон, яйцо, огурец и др.).
Обучая детей изображению округлых форм, следует подчеркивать различный способ движения руки при рисовании форм, разных по пропорциям. Круг рисуется плавным, неотрывным, постепенно закругляющимся движением, а при рисовании предметов овальной формы нужно изменять направление движения — переходить от движения по одной дуге к движению по другой дуге (вначале идет равномерное закругление, затем закругление приостанавливается, дуга несколько выпрямляется, потом снова следует равномерное закругление и снова выпрямление). Такое расчленение движения и объяснение помогают детям в его освоении.
Дети быстрее осваивают различие в движении при рисовании круга и эллипса, если вначале давать изображение круглого и эллиптического предметов, резко различающихся по пропорциям: предмет эллиптической формы должен быть более удлиненным и равномерно утолщающимся.
Предметы эти нужно давать на одном занятии и формообразующие движения отрабатывать в сравнении.
Обучая детей способу изображения в рисунке предметов круглой и овальной формы, важно развивать разнонаправленные движения руки: слева направо и справа налево. Движения руки при рисовании круга слева направо и справа налево способствуют выработке свободы, легкости движений, развивают руку малыша. Это очень полезно для последующего овладения более сложными изобразительными движениями и техническими навыками.
Изменение направления движения в связи с характером формы усваивается детьми не просто. Так, при переходе от рисования предметов круглой формы к прямоугольной дети (четвертый год жизни) не могут сразу изменить характер движения и продолжают скруглять углы. По мере
-
овладения навыком своевременной! остановки движения и изменением его направления под углом эти ошибки исчезают.