В «Библиотеке воспитателя детского сада» 3 глава




Высокую культуру рисунка внесли в советскую графи­ку художники, чье творчество сформировалось па лучших традициях русского и западного классического искусства,— В. М. Канашевич, Г. С. Верейский, В. В. Лебедев, К. С. Петров-Водкин, П. П. Кончаловский. Среди лучших советских мастеров графики нужно назвать В. А. Фавор­ского, Д. А. Шмаринова, Ю. И. Пимепова, В. Н. Горяева.

Таким образом, мы видим, что среди различных видов изобразительного искусства живое и топкое графическое искусство, и в частности рисунок, позволяющий быстро откликаться на любое событие современности, занимает важное место.

Интерес к рисованию (а не только к живописи) прояв­ляется очень рано. Об этом можно судить но биографиям таких художников, как И. Суриков, И. Репин, В. Серов и др. Есть художники, основное место в творчестве которых отведено графике, а часто и исключительно графике.

Типичных рисовальщиков мы часто видим и среди де^ тей дошкольного возраста.

Рисунок выполняет и другую роль, которая также опре­деляет необходимость овладения карандашом.

1 Пл о т н и к о в а Е. 1966. с, 5.

«Рисунок — интереснейшая область художественного творчества. Он тот родник, из которого рождаются все ви­ды изобразительных искусств. Живописные полотна и ар­хитектурные проекты, скульптурные монументы и театральные декорации — все начинается с того, что

34
художник берет в руки карандаш. В рисунке возникает и оформляет­ся авторский замысел»1.

В этом смысле карандаш нужен не только представи­телям изобразительного искусства: он Необходим ученику для создания учебного рисунка по многим школьным пред­метам, конструктору, инженеру, рабочему-изобретателю, чтобы сделать набросок нужной машины, детали, и людям многих Других профессий. Но для всего этого нужно уметь правильно и свободно владеть карандашом. Поэтому важ­но, чтобы такое умение формировалось уже в дошкольном возрасте, когда дети впервые берут в руку карандаш и на­чинают рисовать.

Конечно, яркое красочное пятно, сочная широкая линия, получающаяся от работы мягкой кистью, вызывает боль­шую эмоциональную отзывчивость ребенка; приемы рисо­вания краской усваиваются детьми легче. Но несмотря на определенные преимущества краски, задача обучения тех­нике рисования карандашом не может быть снята. Учиты­вая последующую графическую деятельность ребенка в школе — рисование, письмо, черчение, необходимо уде­лить внимание отработке карандашной техники.

Овладение карандашной техникой рисования мы счита­ем необходимым и потому, что контурный линейный рису­нок — основа изображения.

Художники отмечают, что линия в рисунке едва ли не самый главный элемент изображения. Линия оконтурива-ет; она призвана определять границы формы.

Не умея нарисовать линию, ребенок не сможет овла­деть всей контурной частью рисунка, а значит, не сможет и правильно передать форму предмета. Сходство же изоб­ражения с реальным предметом достигается в основном при правильной передаче его формы.

Твердость карандаша позволяет отчетливее, чем при ри­совании кистью, почувствовать сопротивление материала в процессе рисовального движения, яснее ощутить харак­тер движения, его направленность. Это особенно важно для отработки формообразующих движений. Отчетливое вос­приятие движений способствует образованию более точно­го представления, на основе которого происходит коррек­ция движений исполнительных.

См. альбом «Рисунок. Акварель». М.,


Наиболее распространенными, используемыми для ри­сования в детском саду являются цветные каранда­ши типа «Радуга», «Искусство» и др. Количество каранда­шей в наборе может быть различным: 6, 12, 24 и более. В разных возрастных группах следует давать детям разные наборы.

В первой младшей группе дети, получают вначале по одному карандашу какого-нибудь яркого цвета, затем двух цветов, а потом весь набор карандашей в 6 цветов.

Детям второй младшей группы и в начале года средней группы дается, как правило, коробка карандашей 6 цве­тов. К концу года в средней группе нужно давать наборы из 12 цветов. А в старшей и подготовительной группах для рисования следует готовить коробки карандашей 24 цветов.

Карандаши должны быть всегда хорошо отточены (об этом необходимо заботиться накануне занятия). Ужо со средней группы надо привлекать детей к проверке каран­дашей. Дети могут выложить из коробок сломанные каран­даши, чтобы воспитатель их заточил. А детей старшей группы (к концу года) и детей подготовительной группы следует учить затачивать карандаши самостоятельно, поль­зуясь безопасной точилкой. Кроме наборов, к занятию сле­дует приготовить отточенными несколько карандашей раз­ного цвета для замены. При этом в запасе надо иметь боль­ше карандашей того цвета, который будет использоваться чаще (так при рисовании цветущего луга или сенокоса больше потребуется карандашей зеленого цвета разных от­тенков). Но, конечно, это можно предусмотреть не всегда (например, в рисовании по замыслу).

Для рисования используется и простой графитный карандаш. Давать его детям на занятии нужно со стар­шей группы.

Следует приучать, попользовавшись карандашом, класть его в коробку и после этого выбирать другой — нужного цвета. Иногда дети перекладывают использован­ный карандаш в левую руку, а правой берут другой. По­степенно в левой руке оказывается несколько карандашей. Они мешают рисовать: дети не могут левой рукой при­держивать лист бумаги, он вертится, и рисунок получается неаккуратным. Бывает, что дети кладут использованные карандаши на стол, рядом с коробкой. Карандаши рас­катываются, падают, ломаются, дети начинают их подни­мать, отвлекаются сами, мешают заниматься другим.


Иногда дети, желая получить более яркий цвет, смачи­вают карандаш, беря его в рот. Разрешать этого не следу­ет, и по гигиеническим соображениям, и потому, что после смачивания карандаш дает более бледный цвет, рисунок получается неровным. Нужно учить детей закрашивать рисунки, равномерно нажимая на карандаш, и чуть силь­нее пройтись дважды по тому месту, которое должно быть ярче. Уже со второй младшей группы следует учить детей закрашивать изображение, проводя штрихи в одном каком-либо направлении: сверху вниз, слева направо или по ко­сой, не отрывая карандаш от бумаги. Начиная со старшей группы, следует добиваться, чтобы рисунки закрашивались ровно, без просветов и темных пятен. С этой целью нужно учить регулировать скорость движения: закрашивать более быстрыми движениями середину изображения, а потом медленно, осторожно у линии контура.

Необходимо учить детей использовать разнообразные карандашные штрихи при рисовании и закрашивании изо­бражений ii зависимости от изобразительной задачи. Посте­пенно дети научаются регулировать размах движения руки при закрашивании в зависимости от величины изображе­ний (рис. 2).

В ряде случаев закраска рисунка может быть не сплош­ной, а штриховой. Так, например, чтобы передать опере­ние птицы, совсем не обязательно покрывать цветом всю форму — гораздо выразительнее изобразить оперение от­рывистыми штрихами. В тех случаях, когда рисунок вы­полняется в цвете, эти штрихи-перья будут цветными, а в тоновом рисунке они могут быть черными, серыми. Так же не сплошь, а штрихами можно покрыть тело рыбки, чтобы создать впечатление чешуйчатости (рис. 3).

В подготовительной группе нужно показать детям при­ем закрашивания изображений по форме (рис. 4).

Для достижения большей выразительности дети долж­ны уметь использовать штрих разного характера. Напри­мер, травка может быть передана короткими, вертикально расположенными штрихами. Если она занимает широкое ноле, то штрихи располагаются в несколько рядов, при этом штрихи верхнего ряда заходят за расположенные ниже. Создается впечатление поля, покрытого густой, ко­роткой щетиной зеленой травы. Но трава может быть высокой, колышущейся на.ветру. Передать это в рисунке удается более длинными, слегка наклонными штрихами.











 

 

Рис. 2. Регулирование размаха

руки при рисовании карандашом

и красками.

Важно учить детей не действовать однообразно, раз и навсегда закрепленными способами (рис. 5), а изменять приемы в зависимости от того, какую изобразительную задачу решает ребенок. Для этого он должен свободно вла­деть разнообразными движениями, уметь изменять направ­ление штрихов и линий. С самого начала нужно показы­вать детям разные варианты технического исполнения, подчеркивая их выразительность.

Рис. 4. Закрашивание в со­ответствии с формой.

Все сказанное выше дает право утверждать необходи­мость обучения детей в детском саду рисованию как крас­ками, так и карандашами. Вместе с тем нужно учитывать и их специфику.

Состояние обучения технике рисования во многих дет­ских садах показывает, что воспитатели, подбирая про­граммное содержание и тематику занятий, не учитывают


Рис. 3. Передача штрихом различных видов оперения птиц

и чешуи рыб.

особенности карандаша. Часто можно видеть, как для не­большого карандашного рисунка даются такие же большие листы бумаги, как и для рисования красками. В резуль­тате лист оказывается незаполненным (много неоправдан­но пустого белого пространства, из-за чего рисунок плохо смотрится) или ребенок, стара­ясь его заполнить, создает слиш­ком крупное изображение и не успевает закончить рисунок, что не может его удовлетворить. Не­редко также в карандашном ри­сунке воспитатели требуют за­крашивания больших плоскос­тей (неба, земли, травы и т. п.). Это связано с многократным по­вторением однообразных движе­ний, что утомляет ребенка. Ста­раясь побыстрее закончить рисунок


 

 


Рис. 5. Использование различных видов штрихов при рнсо* вашш земли, травы, до;кдя, солнечных лучен.

ребенок ускоряет темп движения, отчего нарушает­ся его ритм, направление, размах, в результате рисунок оказывается плохо выполненным. Иногда для работы цвет­ными карандашами предлагается цветная бумага, на ко­торой изображение плохо смотрится.

Все это снижает качество рисунков, лишает их опреде­ленной выразительности.

Так как карандаш позволяет более четко выделить ли­нию контура, точнее всего передать форму и конструкцию, нужно больше использовать карандаш для изображения различных предметов прямолинейной формы или предме­тов, состоящих из этих прямолинейных форм (здания, строительство, транспорт).


Мягкость кисти больше соответствует изображению пластичных форм: птиц, животных.

Вместе с тем следует продумывать разнообразные изобразительные приемы в рисовании карандашом и ки­стью. Как правило, детям дается очень ограниченная техника работы этими материалами — в основном это ри­сование с последующим закрашиванием. Между тем виды рисунка разнообразны: это может быть тщательно про­работанный рисунок или беглый набросок, выполненный всего несколькими штрихами, тоновой рисунок и с под­цветкой и др.

Очевидно, целесообразно и в работе с детьми проду­мывать, пробовать, искать разнообразные способы созда­ния изображения, по-разному используя материалы.

Наряду с цветным рисунком может создаваться и тоно­вой, выполненный черным карандашом или черной крас­кой (гуашью, акварелью), контуром, без последующего закрашивания. Отвлечение от цвета в данном случае по­зволит сосредоточить внимание на передаче формы, строе­ния изображаемых предметов, движений, композиции ри­сунка. Черный контур изображения и штрихи, передаю­щие части и детали, отчетливо выделяются на белой бума­ге, а контраст белого и черного придает рисунку выпук­лость, особую выразительность.

Позднее, в подготовительной группе, когда дети овла­девают размывкой цвета в акварели, они могут добиваться в рисунке большего тонового разнообразия, получая раз­ные оттенки серого — от темного до самого светлого.

Изображение, выполняемое в цвете, также может быть с последующим закрашиванием и без него — контурным. Но не только цветные карандаши и краска могут быть использованы для создания изображения.

Рисовальное искусство обладает многообразием тех­ник. Работа различными карандашами, углем, сангиной, соусом, мелом, пастелью относится к «сухой» технике. Здесь в основном преобладает линейный штриховой ри­сунок.

К «мокрым» относится рисунок кистью в технике туши, мокрого соуса, акварели, гуаши (две последние ближе стоят к живописи). Особо выделяется техника пера. Ко­нечно, не все многообразие этих техник можно использо­вать в детском саду (и потому, что они трудны детям, и потому, что некоторые из них требуют специальной подго-


Рис. 6. Деревья (сангина, угольный карандаш).

товки, последующего закрепления работ, что в условиях детского сада не представляется возможным). Однако некоторое расширение художественных материалов по сравнению с существующим необходимо.

Сейчас уже вошли в широкую практику работы с деть­ми по рисованию такие материалы, как угольный каран­даш «ретуш» и сангина.

У г о л ь н ы й к а р а н д а ш «р е т у ш ь» выглядит, как обыкновенный черный (цветной) карандаш. Он позво­ляет получить более широкую линию матового бархатисто­го черного цвета. Особенно выразительно выглядят нарисо­ванные им деревья, покрытые инеем. При изображении березы для нанесения черных пятен на стволе также луч­ше использовать не черную гуашь, а угольный карандаш. Нанесенные им на высохшую белую краску ствола штрихи выглядят более естественно и выразительно, так как каран­даш ложится неровно, с просветами, что больше соответст­вует фактуре березовой коры, чем сплошные черные пятна при рисовании краской. Угольный карандаш хрупок, по­этому нужно учить детей рисовать им легко, без сильного нажима.

Сангина — короткие палочки-карандаши, завернутые в бумажку. Они бывают разнообразных оттенков коричне­вого цвета.


Особенно выразительно сангиной, как и угольным ка­рандашом, получаются изображения деревьев. Сангина хорошо передает также шершавую поверхность древесной коры (рис. 6, 7). Благодаря мягкости этих материалов можно легко получить линии разной ширины (утолщение ствола, тонкость веток), действовать с ними свободнее, чем с обычными цветными карандашами, которые дают тонкую линию и требуют сильного нажима для получения более интенсивных штрихов. Представляется целесообраз­ным введение этих материалов для рисования в старшей и подготовительной к школе группах, когда детьми уже должны быть освоены основные способы работы цветными карандашами и кистью.

С самого начала введения новых материалов нужно научить детей правильно пользоваться ими, подчеркивая их отличие от уже знакомых. Карандаш «ретушь», как и цветные карандаши, не нужно остро затачивать; палочка сангины совсем не затачивается.

Рис. 7. Деревья (сангина, угольный карандаш),



Опыт обучения рисованию угольным карандашом и сан­гиной свидетельствует о том, что когда эти материалы даются детям впервые, то и после объяснения и показа способа работы некоторые дети все же используют способы действия цветными карандашами, усвоенные ранее: пы­таются закрасить рисунок так же, как цветным каранда­шом, путем близкого проведения штрихов. При этом сан­гина ссыпается, а просветы остаются.

Нередко дети переносят на новый материал и закре­пившиеся отрицательные навыки пользования каранда­шом. Так, несмотря на то что дети знают возможности получения широкой жирной линии и при легком касании бумаги угольным карандашом и сангиной, они берут их очень низко, сильно сжимают пальцами, производят силь­ный нажим на бумагу, отчего карандаш и сангина лома­ются. Некоторые, не усвоив особенности новых материа­лов, при последующем рисовании размазывают их на ри­сунке рукой. Для того чтобы этого но происходило, можно давать детям небольшой листок бумаги или бумажную салфетку, которыми прикрывается нарисованная часть, и рекомендовать придерживать рисунок рукой, кладя ее на салфетку.

Постепенно дети усваивают способы работы угольным карандашом и сангиной, и их рисунки становятся более интересными, выразительными. При этом хорошее владе­ние техникой работы уже знакомыми материалами (кисть, карандаш) оказывает положительное влияние на овладе­ние новыми материалами.

Для рисования детям можно давать и пастель — ко­роткие палочки мягких тонов 24 и более цветов (в короб­ке). Пастель позволяет передавать мягкие переходы оттен­ков разных цветов. Но это очень хрупкий, сыпучий материал, требующий легкости и известной осторожности в работе, свободного владения своей рукой, умения ре­гулировать рисовальные движения по силе. Поэтому пастель следует использовать лишь в подготовительной группе, когда дети освоят способы работы с цветными восковыми мелками, сангиной. Хрупкость пастели и недо­статочно высокий уровень овладения другими материалами для рисования могут вызвать известные трудности в ру­ководстве работой всей группой детей на занятии. В таком случае пастель можно предложить отдельным детям во второй половине дня, посоветовать родителям, дети кото-


Рис. 8. Рисование цветными восковыми мелками.

рых увлекаются рисованием, хорошо овладевают техникой работы разными материалами, приобрести пастель для рисования дома, объяснив ее специфику и способы исполь­зования.

Для рисования хороши и фломастеры. Пока еще они мало доступны для детских учреждений, но использо­вание их в младших группах было бы желательным: фло­мастеры дают яркий сочный цвет, рисовать им легко — сто­ит только прикоснуться к бумаге, как остается след. Дер­жать фломастер надо так же, как карандаш, но рисовать им легче, и рисунок получается ярким. Фломастеры должны использоваться наряду с другими материалами, но в пер­вой младшей группе лучше вначале дать детям фломастер, так как слабая ручка малыша не может нажать на каран­даш, чтобы получить отчетливый след. Постепенно, когда рука немного окрепнет, привыкнет к нужной хватке инст­румента, можно предложить для рисования карандаш.

Так как фломастеры дают несколько едкий цвет и при рисовании ими нельзя получать оттенки, применять их в изобразительной деятельности старших детей нецелесо­образно.



Рис.
9. Ранняя весна (акварель).


Очень интересный материал для рисова­ния — и в е т и ы е и о с• к о в ы е м е л к и -- ко­роткие восковые палоч­ки 10 цветов в неболь­ших картонных коробоч­ках. Сейчас этот матери­ал выпускается фабри­ками в Прибалтике. Ле­нинграде. Мелки рису­ют мягко и дают широ­кую фактурную линию. Их можно использовать и для декоративных, и для сюжетных рисунков. Держать палочку-мелок нужно тремя пальцами чуть ниже се­редины, чтобы видеть, как рисует конец мел­ка. Не следует сжи­мать его пальцами и сильно надавливать на пего при рисовании: со­греваясь в руке, мелок ломается (рис. 8).

Восковые мелки

можно использовать в старшей и подготови­тельной группах. Одна­ко существует опыт обу­чения рисованию цвет­ными мелками и в сред­ней груши1. Давая де­тям цветные восковые мелки, следует обратить их внимание на то, что при закрашивании ри­сунка нельзя добивать­ся сплошного цвета, так как мелок ложится на бумагу фактурно, с про-


Рис. 11. Цветущая весна (акварель, гуашь).

светами. Это выразительно и красиво, потому что многое в природе не имеет ровного гладкого цвета (например, земля, трава, стволы деревьев и т. п.).

Благодаря тому, что мелок дает фактурную линию, по­лучается мягкий приглушенный цвет.

В работе с детьми нужно использовать и сочетание раз­ных материалов в одном рисунке. Это позволяет добиться большей выразительности изображения; то, что трудно передать одним материалом, дополняется другим. Напри­мер, при рисовании домиков трех поросят цветными ка­рандашами использование сангины дает детям возмож­ность передать характер домика, построенного из пру­тиков.

Выразительно выглядят рисунки, в которых цветные восковые мелки сочетаются с гуашью - белилами, например «Зимний город». Цветные восковые мелки хорошо соче­таются с акварелью и в сюжетном (например, «Поздняя осень», «Лето»), и в декоративном рисовании. При соеди­нении с акварелью вначале все рисуется цветными мелка­ми, а затем небо покрывается акварелью. Можно начинать



с акварели, а потом рисовать мелками (акварель не рас­творяет мелки, и затеков не происходит). Сочетание уголь­ного карандаша, сангины и белой гуаши при рисовании зимнего леса позволяет передать цветовой контраст (тем­ные силуэты деревьев па фоне белого снега), шероховатую фактуру деревьев. Сочетание красок и простого каран­даша дает возможность выразительно решить, например, такую тему: «Дождь идет в городе». В ряде случаев можно добиться выразительности ри­сунка, сочетая гуашь и цветные карандаши. Так, красиво смотрятся нарисованные цветными карандашами (по па­мяти) старинные особняки, уголок участка со строениями, беседками, где гуляют дети. Деревья, снег при этом выпол­няются гуашью. Выразительное решение изобразительной задачи дости­гается при рисовании акварелью по сырому, когда мягко растекающаяся краска образует плавные тонкие переходы цветов и оттенков. Сочетание разных материалов в одном рисунке не мо­жет быть случайным: всякий раз нужно продумывать, про­бовать, какие из них позволяют добиться большей вырази­тельности. Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных воз­можностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысит эстетическую сторону рисунка (рис. 9, 10, 11, 12, 13). Цветные рисунки, помещенные в книге, убедительно показывают большие возможности выразительной переда­чи изображения детьми при рисовании разными матери­алами.

 


 

 


Глава IV

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОТРАБОТКИ

ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЗАДАЧ

ИЗОБРАЖЕНИЯ

Эффективное освоение технических навыков и умений возможно лишь при установлении последователь­ности овладения детьми техникой рисования, распределе­ния задач по каждой группе детского сада с учетом воз­растных особенностей развития изобразительной деятель­ности.

Обучая технике рисования малыша, необходимо учитывать, что движения руки ребенка, которые обуслов­ливают изображение, только начинают развиваться. И это­му процессу необходимо уделить особое внимание.

Маленький ребенок не владеет способами работы каран­дашом и кистью, не владеет движениями руки, необходи­мыми для передачи формы предметов. А если такие движения и появляются в опыте ребенка, то они носят слу­чайный характер и повторить их сознательно он чаще всего не может. Ребенок не умеет управлять движениями руки для достижения нужного качества: легкости, слитности дви­жения, определенного темпа его, ритмичности и др., поэто­му он не осознает зависимости качества изображения от качества движений руки при рисовании.

Всему этому ребенок учится постепенно па занятиях в процессе создания изображения. От занятия к занятию на протяжении пребывания в детском саду у ребенка фор­мируются необходимые технические навыки и умения. По мере овладения движениями руки ребенок все более легко и свободно изображает предметы и явления окружающей жизни, выражает в рисунке свой замысел.

При формировании техники рисования у детей до­школьного возраста необходимо учитывать то полезное, что есть в детской «естественной» технике, что проявляется в самостоятельных действиях ребенка с карандашом.

Многочисленные наблюдения за детьми показывают, что уже и 1 — 1,5 года дети, подражая взрослым или стар-


шим братьям, сестрам, берут в руки карандаш и начинают двигать им по бумаге1.

Чтобы подражать изобразительным движениям, ре­бенок должен управлять своими движениями. Такая воз­можность появляется ко второму году жизни.

Первые штрихи, которые ребенок наносит на бумагу, большей частью прерывающиеся: карандаш то касается бумаги, то проносится по воздуху. Но довольно быстро, обычно после нескольких проб, рука ребенка крепнет, дви­жения делаются более энергичными, многократно повторя­ющимися: ребенок двигает рукой туда-обратно, не отры­вая карандаша от бумаги. В результате получаются пучки дугообразных штрихов, но длине соответствующие размаху руки ребенка. Многократное повторение, упражнение в од­них и тех же движениях содействует развитию соответст­вующих групп мышц и механизма произвольного управле­ния ими.

В это же вре.мя маленькие дети, ударяя карандашом по бумаге, получают точки и короткие штрихи. Эти дви­жения они повторяют на протяжении второго и третьего года жизни.

Постепенно ребенок начинает изменять направление штрихов, располагая их по-разному на листе бумаги, из­меняется характер движения (прямолинейные, дугооб­разные, вращательные).

Эти изменения направленности движения не регули­руются зрением, а являются результатом двигательных поисков: производя движения в разном направлении, дети осваивают пространство листа.

Если непрерывное дугообразное движение обратно идет не по тому же пути, а загибаясь в другую сторону, то получается вращательное движение. Благодаря со­вершенствованию этого движения, форма в изображении все более и более округляется. Вращательное движение мо­жет сосредоточиваться на одном.месте, и тогда получаются мотки, может распространяться по всему листу — в этом случае образуются спирали. От неотрывного движения ребенок переходит к раздельным движениям. Отдельные

1 В освещении этого периода развития рисования мы опираем­ся на данные, полученные многими исследователями — как зару­бежными, так и советскими. Периодизация «естественной» техни­ки рисования взята налог ил монографии Н. П. Сакулиной «Рисова­ние в дошкольном детстве». М., «Просвещение», 1965.


линии приобретают все более разнообразный характер: за­кругляются, ломаются под углом (появляются зигзаги), перекрещиваются.

Рисунки детей этого возраста характеризуются боль­шим разнообразием линий, которые получаются чаще все­го случайно: но всякую линию ребенок может повторить го предложению взрослого; малыш но может сознательно в нужной точке остановить движение руки, чтобы полу­чить линию определенной длины, а рисует как выйдет.

В первом полугодии третьего года жизни ребенка от­дельные линии начинают закругляться, замыкая контуром фигуру. Это одноразовое замыкающее линию движение как бы «вырезывает» фигуру из фона бумаги. Однако далеко не полностью ребенок владеет произвольностью действий для получения тех или иных штрихов, той или иной фигу­ры; ему не всегда удается направить движение, подчинить его определенной цели. Ребенок не всегда устанавливает связь движений с полученным изображением. Возмож­ность начертания замкнутых фигур проявляется лишь в отдельных случаях. В период от двух до трех лет харак­терно также освоение несколько более сложных графиче­ских структур — круга с расходящимися от него во все стороны линиями, пересечения разных линий (вертикаль­ных, горизонтальных, наклонных).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: