Вначале это будет слово, сопровождающее действие педагога. Затем ребенок сопровождает словом собственные рисовальные движения, показывая их у доски. Потом слово отделяется от действия: ребенку предлагается вначале объяснить, как надо действовать и почему именно так, и только после этого приступать к работе. Так правило уже начинает направлять действия ребенка.
Мы выделили правила рисования карандашом и кистью, которые должны усвоить дети.
Важно, чтобы дети запомнили: инструменты разные и работать ими нужно по-разному.
Правила рисования карандашом.
1. Карандаш нужно держать тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным),
не сжимая сильно, не близко к отточенному концу.
2. Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идет сбоку линии, а когда рисуешь линию слева на
право, рука — внизу линии. Так вести руку нужно для то-
4*
го, чтобы видеть, как рисуешь, тогда получится прямая линия.
3. Линию нужно рисовать сразу, не останавливаясь, не
отнимая карандаша от бумаги, иначе она может получиться неровной. Не надо проводить одну линию несколько раз.
4. Предметы прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановками на углах, чтобы можно было по
думать, как рисовать дальше.
5. Предметы округлой формы надо рисовать одним движением, без остановки.
6. Закрашивать рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда - обратно.
7. При закрашивании рисунка штрихи надо накладывать в одном направлении: сверху вниз, слева направо или
по косой.
8. При закрашивании рисунка нельзя заходить за кон
тур нарисованного предмета.
9. Закрашивать рисунок нужно без просветов.
10. Закрашивая рисунок, нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее нажимать, если хочешь закрасить поярче, и слабо — если нужно закрасить посветлее.
|
Правила рисования краской.
1. Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным), за
железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.
2. При рисовании различных линий кисть надо вести по
ворсу, поэтому рук» с кистью движется впереди линии.
3. При рисовании широких линий нужно опираться на
весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге.
4. Чтобы нарисовать тонкую линию, кисть нужно дер
жать палочкой вверх и касаться бумаги концом кисти.
5. При закрашивании рисунков кистью линии нужно
накладывать рядом, вести их r одном направлении и толь
ко в одну сторону, каждый раз начиная движение сверху
или слева (а не туда - обратно, как карандашом).
6. Каждую линию при рисовании и при закрашивании
нужно проводить только один раз.
7. Вести линии нужно сразу, не останавливаясь.
Ребенок должен назвать правило, когда его об этом
спрашивают, объяснить, почему именно так надо действовать, и руководс1воваться этим в своей деятельности.
Требовать запоминания правил детьми 4-го года жизни нецелесообразно: достаточно сопровождения показа способов действия объяснением, иногда с привлечением к этому детей.
Вводить правила надо постепенно, заботясь о том, чтобы дети не забывали те, которые усвоили раньше. Уже после второго-третьего занятия дети называют правила рисования линий разного направления и характера карандашом и кистью, правила, определяющие, как держать инструмент, правила закрашивания рисунков карандашами и красками. Постепенно дети запоминают разные правила, относящиеся к технике рисования.
|
Усвоение правил дает возможность сознательно овладевать техникой рисования и сознательно ее применять.
Отмечая регулирующую роль речи в процессе формирования двигательных навыков и в применении их в деятельности,, А. В. Запорожец подчеркивает, что словесный приказ или инструкция могут вызвать правильную систему ответных движений лишь в том случае, если слова инструкции правильно поняты детьми и вызывают представление о том, что и как должно быть сделано.
В связи с этим надо заботиться о том, чтобы дети знали названия пальцев руки: большой, указательный, средний; понимали значение таких пространственных понятий, как вверху, сбоку, снизу, наискось, наклонно; знали, что такое неотрывно, неотрывное движение, ворс, контур; название различных форм — округлых (круг, овал), прямоугольных (квадрат, прямоугольник). Знакомить с этими названиями нужно не тогда, когда дается правило, а раньше, и не только па занятиях по изобразительной деятельности, но и на других занятиях, в быту.
Таким образом, при формировании технических навыков рисования используются следующие пути обучения: организация ориентировочно-исследовательской деятельности, обучение навыкам на основе подражания (организация показа двигательного образца), проведение упражнений с целью отработки движений руки, их качеств, слово педагога, повторение детьми словесной инструкции, запоминание правил и регуляция с их помощью движений руки.
|
Все эти способы должны использоваться в единстве. Так, организуя показ того или иного движения, одновременно нужно объяснить способ действия. Это помогает
осознанию воспринимаемого образца, и последующий процесс подражания строится на сознательной основе. Иногда для закрепления осознанности действия после показа и объяснения педагога можно предложить кому-то из детей повторить инструкцию, другому показать движение, объясняя, как он действует.
Выработка обобщенных способов изображения требует опоры на детский опыт, активизации ранее полученных навыков и умений, привлечения детей к активному использованию этих умений (показ у доски).
Применение психологически обоснованных способов обучения позволяет эффективно формировать двигательную основу изображения — технические навыки и умения у детей дошкольного возраста.
Глава VI
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УСВОЕНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
Исследователи детского изобразительного творчества подчеркивают необходимость овладения техникой для создания рисунка, для развития способности к изображению.
Способности формируются в деятельности, которая состоит из ряда компонентов: знания, навыки, умения. Отсутствие какого либо компонента будет влиять на протекание деятельности и, следовательно, на формирование способностей. Значит, формирование способностей к рисованию будет зависеть от того, насколько верно сформированы и технические навыки — один из компонентов этой деятельности.
Рассматривая структуру способностей к изобразительной деятельности, А. Г. Ковалев отмечает в качестве первого ее компонента острую зрительную чувствительность, обеспечивающую легкость и полноту восприятия пространства и колоритных отношений; в качестве второго компонента — специальную умелость руки. «В руке живописца, — подчеркивает он, — синтезированы, или сплавлены, высокоразвитые моторные функции с обобщенными умениями, закрепленными в системе движений»1.
Характеризуя развитие способностей к рисованию у детей дошкольного возраста, Н. П. Сакулина пишет: «Согласно марксистской психологии развитие способностей базируется на анатомо - физиологических особенностях индивидуума. Для успешного развития способности к изображению необходимо иметь задатки в области зрительных и осязательных ощущений и в области двигательной сферы — владения мелкими и дифференцированными движениями рук
1 Л. Г. Ковалев. If вопросу о структуре способности к изобразительнойдеятельности — В кн.: Проблемы способностей. Отв. ред. В.Н. Мясищев. М, 1962, с 155
(кисти руки, пальцев). Значительная сниженность зрения, дефекты цветоощущений, безусловно, отрицательно сказываются на развитии способностей к изображению. Серьезные дефекты в развитии движений рук также не позволяют овладеть этой способностью»1.
Таким образом, для нормального формирования способностей к рисованию большое значение наряду со способностью восприятия имеет моторное развитие ребенка и особенно развитие движений его рук, координация руки п глаза.
Для творческого решения изобразительной задачи необходимо владеть техническими умениями. Стимулом к развитию и использованию умений является творческий замысел, эмоциональная и волевая направленность на создание определенного изображения, на выразительную характеристику явления.
Может возникнуть мнение, что такого рода творческой направленности достаточно для того, чтобы отрабатывались технические навыки и приобретались умения. Но практика показала, что в большинстве случаев техническая неумелость и беспомощность тормозят реализацию творческого замысла с первых штрихов рисунка.
Владение основными навыками техники позволяет приступить к реализации замысла. Здесь вступают в силу эмоционально-волевые процессы творчества.
Процесс использования технических умений в творческих рисунках прослеживался нами как при изображении предметов, которые предварительно обследовались, так и при выполнении иллюстраций к сказкам, когда мобилизовывалось воображение детей.
Как показывают исследования (Н. П. Сакулина, Е. Ф. Рыбалко и др.), способности к рисованию у разных детей проявляются по-разному, с большими индивидуальными различиями.
Наблюдения за детьми свидетельствуют, что и формирование технических навыков происходит у детей различно и часто является ярким показателем индивидуальных проявлений.
У художников-графиков различия в технике изображения называют индивидуальной манерой.
Исследовав графическое творчество В. А. Серова, И. Э. Грабарь отмечает:
«Рисунки абрамцевских альбомов отличаются большим разнообразием технических приемов. Заметно, что Серов неудовольствовался удачно найденным, раз навсегда выработанным графическим решением задачи, как мы это видим у Шишкина, а каждый раз искал нового, еще не использованного им подхода. То он прибегает к широкой, энергичной, бравурной трактовке, подсказанной ему мотивом, то вдруг переходит па деликатную, тонкую, изобилующую нежными полутонами трактовку. Любопытно, что это постоянное стремление искать для каждого сюжета новую, наиболее ему отвечающую форму графического выражения, столь рано проявившееся у Серова, сохранилось у него на всю жизнь»1.
О графической манере В. А. Серова-рисовальщика, занимавшего в изобразительном искусстве одно из первых мест, другой исследователь его творчества Г. Стернин пишет: «Лучшие рисунки Серова отличаются не только глубиной постижения жизни и не только поразительной най-денностью пластического образа, но и замечательным умением раскрыть богатейшие возможности графики. Никогда не испытывая желания канонизировать какую-либо одну графическую систему, будь то, например, тональный рисунок с четко выявленным трехмерным пространством или же композиция, акцентирующая силуэтную выразительность контурной линии, художник в каждом случае стремился использовать те выразительные средства, которые с наибольшей полнотой позволяли воплотить его замысел»2.
И далее отмечаются присущие графическому мастерству Серова лаконизм свободно бегущей карандашной линии, ясная определенность светотеневых градаций рисунка, тонкие цветовые отношения акварельного письма. Все это как нельзя более убедительно подчеркивает индивидуальный, отличающийся простотой, искренностью и изяществом рисовальный талант этого замечательного художника.
Индивидуальность графической манеры разных художников можно видеть, изучая творчество таких мастеров, как Веронезе, Рембрандт, Матисс, Ван-Гог, Пикассо, а также современных художников-графиков:
1 С а к у л и н а Н. П. Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста в занятиях рисованием.— «Известия АПН РСФСР», вып. 100, 1959, с. 10.
1 Грабарь И. Э. Серов - рисовальщик. М., 1961, с..10
2 С т е р н и н Г. Графика В. А. Серова. М., 196З, с. 6.
Лебедева, П. Митурича, Е. Чарушина, Т. Maвриной и др.
Можно ли так отчетливо увидеть индивидуальные различия в манере исполнения у детей? Работа с детьми убеждает нас в том, что индивидуальные особенности в овладении изобразительными движениями, техникой рисования у детей появляются очень рано. Дети по разному овладевают движениями, направленными па изображение простых предметов: одним достаточно общего показа у доски, чтобы они смогли повторить движение и получить изображение; другие не могут перенести зрительно воспринятое движение в руку, им недостаточно зрительного образа, а нужно, чтобы рука кинестетически восприняла движение, почувствовала его. Таким детям после общего показа следует показать это движение, взяв руку ребенка в свою. Некоторые же дети (их, правда, немного, но они встречаются в каждой группе) осваивают движения с еще большим трудом. Им нужен не только зрительный показ, но и неоднократное движение с их рукой, так как глаз и рука этих детей тут же «забывают» движение и в следующий раз ребенок делает попытку вспомнить, пытается сделать и так, и так, а ничего не получается. Формирование движения рук у таких детей требует пристального внимания педагога на каждом занятии в течение длительного времени, пока правильное движение не закрепится окончательно.
Все сказанное об индивидуальных различиях в усвоении движений относится и к овладению инструментом. Одни дети производят движения быстро, энергично, и некоторая неточность движения их не смущает, а интересует лишь общая направленность его. Другие стараются произвести как можно более точное движение, чтобы передать форму изображаемого предмета во всех ее деталях. На первых порах движения этих детей могут быть несколько замедленными, осторожными, затем становятся все более уверенными, смелыми, но точность от этого не страдает. У некоторых детей точность движений не удается и при большой их осторожности.
Овладение формообразующими движениями в младшем возрасте является той основой, па которой затем строится усвоение более сложных технических навыков и умений.
Наличие отработанных в предшествующих возрастных группах навыков владения карандашом и кистью позволяет
старшим детям быстро и смело наносить линии контура и покрывать рисунок цветом.
Индивидуальный подход в обучении технике рисования уже на первых этапах овладения детьми деятельностью способствует успешному формированию ее у всех детей группы: все дети получают равные возможности изображения окружающих предметов и явлений. При этом овладение одними и теми же техническими приемами не ведет к однообразию рисунков. И дальше развитие техники изображения идет с индивидуальными различиями.
Мы убедились в этом, наблюдая процесс рисования и анализируя рисунки многих детей.
Остановимся на анализе характера изображения в связи с использованием детьми тех пли иных технических навыков и умений и на различии манеры исполнения.
Дети рисуют разные предметы. Контур одних состоит из прямых и строгих линий, например здания, других — из плавных линий (животные, люди и т. д.). Форма может быть массивной и вместе с тем стройной, величественной: Спасская башня Кремля, высотные дома.
Общий характер башни, высотных зданий, их пропорции удачнее передают те дети, у которых сложился более отчетливый и впечатляющий образ и которые в большей степени владеют техникой рисования. Движения их смелы, быстры, решительны.
Изображение вазы с ветками вечнозеленого растения требует слитных, плавных и широких, свободных движений. Эти движения дети делают руками в воздухе при восприятии вазы с ветками. Рисуя, они воспроизводят те движения, характер которых сохранился в их ощущениях. И в этом случае наблюдается смелость, плавность, уверенность движений, быстрый темп работы. Вместе с тем, как и при рисовании башни, дети следят за передачей отношения частей предмета по величине, форме, пропорциям. В случае необходимости дети прибегают к исправлению величины и формы, стараясь передать характер вазы и гибких длинных ветвей.
Так, несмотря на различный характер изображаемого, владея разнообразной техникой рисования, дети могут разрешить поставленные перед ними задачи.
У некоторых детей качество рисунка снижается из-за неумения активно участвовать в обследовании предмета, в результате чего отсутствует достаточно ясное представление о
предмете, совокупности его пространственных свойств. Можно наблюдать иногда затруднения, которые испытывают дети и в силу того, что рука их «не слушается». Ребенок видит несоответствие рисунка представлению предмета и не может добиться большей точности в передаче величины, формы, пропорций, прямизны или плавного закругления линий. Совет и помощь воспитателя принимаются детьми охотно. Улучшенный рисунок радует их.
Особенно ярко проявляются различия в манере исполнения при рисовании с натуры. Дети все по-разному передают один и тот же предмет. И хорошо видны индивидуальные особенности интерпретации натуры. Одни рисуют более обобщенно, не останавливаясь на прорисовке мелких деталей, другие стараются передать мельчайшие детали; часть рисуют крупно, другие несколько уменьшают изображение по сравнению с натурой и т. д.
Форма круглой вазы с цилиндрическим горлышком передана детьми по-разному. У Лены П. форма ее близка к шару, у Алеши П.— удлинена по вертикали и сужена в боках, у Миши Г., наоборот, растянута в ширину (см. рис. 29). По-разному переданы полосы: у Лены 3.— светлые, мелкие, частые; у Лели Г.— светлые, широкие; у Гали— темные на светлом фоне (см. рис. 32). Во всех случаях надо отметить свободу и уверенность движений при проведении горизонтальных полос, прямизну их у большинства детей.
Различна и манера изображения гибких длинных ветвей с ягодами. У Гали, Лены П., Миши Г. линии тонкие и гибкие, получились в результате плавного, неотрывного движения по дуге. У Кати, которая тоже старалась нарисовать ветки тонкими, линия прерывистая, то тоньше, то толще. Веточки с листьями приложены к основным ветвям, но не сливаются с ними. У Лены 3., Гали, Игоря, Алеши мелкие ветки органично вливаются в основные, также изогнуты по дуге, расположены ритмично. Рисунок Игоря отличается энергичным нажимом на кисть при проведении линий и нанесении листьев крупными мазками. Рядом с ним рисунок Гали кажется легким и изящным (см. рис. 32).
По-разному нарисованы группы ягод: они то чаще располагаются на ветвях, то реже, то крупными и густыми группами, как у Игоря, то мелкими, как у Лены 3. Процесс выполнения этих рисунков носил творческий характер.
Манера, в которой выполнял рисунок тот или иной ребенок, говорит как о степени усвоения им техники, так и об индивидуальных различиях ее использования.
Техника не сковывает возможности выразительной передачи образа, не навязывает детям одинаковую манеру исполнения, но принуждает к однообразному решению образа. Овладев техникой работы, разными материалами, дети используют их по-своему, выразительно раскрывая образы предметов в рисунке.
Для выполнения иллюстрации к сказке «Лиса и заяц» были предложены краски (гуашь), угольный карандаш и сангина. Дети по-разному использовали полученные материалы исоздали разнообразные, выразительные варианты избушки зайца. Одни рисовали сангиной широкими штрихами, и у них получился домик из веточек; другие сангиной изобразили бревнышки; третьи, нарисовав домик белой краской, провели но ней черные штрихи угольным карандашом — получилось впечатление березовой коры. Саша К. нарисовал домик угольным карандашом, штрихами, получив изображение из черных прутиков, а Элла А. нарисовала сначала березовые столбики с торчащими боковыми ветвями (гуашь, угольный карандаш), а между ними положила коричневые веточки (штрихи сангины). По-разному дети рисовали крышу этого домика: из веточек ели (гуашь), веточек деревьев, прутиков (сангина, угольный карандаш).
Сравнивая изображения дерева, выполненные одним и том же ребенком красками, угольным карандашом и сангиной, мы замечаем различие, определяемое разными возможностями материала и вместе с тем индивидуальными особенностями трактовки образа при использовании того или иного материала. Миша П., рисуя гуашью, передает мелкое разветвление короткими линиями, благодаря чему создается впечатление кружев. Он же, рисуя сангиной и угольным карандашом, сохраняет характер линий (они также коротки и соединены под большим углом), однако мелких веточек значительно меньше (их нанесение сангиной и угольным карандашом затруднено), стволы прорисованы энергичнее, к основанию ствол сильно расширяется. У Гали С. в рисунке гуашью ветки собраны густой метелкой и устремлены вверх по вертикали, создавая крону с небольшими просветами. В рисунке сангиной и карандашом сохранен тот же характер строения дерева и ветвей,
I
[jiic. 23. Андрей С. «Кони пасутся на лугу» (гуашь).
но мелкие веточки видны отчетливее, и каждое из трех изображений, выполненных на одном листе разными материалами, имеет свои отличительные особенности.
Индивидуальный характер исполнения виден и в других рисунках.
Детям было дано довольно трудное задание — изображение предметов сложного контура, требующее энергичной, свободной линии, владения разнообразными поворотами руки. Предлагалось нарисовать лошадку (по керамической игрушке) и, чтобы она была не статичной, включить ее в сюжет «Лошадки пасутся на лугу». Предлагалось не только нарисовать несколько лошадок, но и по-разному расположить их на большом листе бумаги.
Рисунки получились очень интересными по композиции и манере, исполнения. Одни рисовали крупно, размашисто, уверенно. Чтобы заполнить лист, им потребовалось 2—3 фигурки. Таковы рисунки Вовы Г., Миши С. Другие рисовали мельче, сдержаннее; для заполнения пространства листа Диме Б., Лене П., Андрею С. пришлось нарисовать больше лошадок (рис. 23, 24).
И те и другие дети овладели умением производить разнообразные повороты рисующей руки, подчиняя ее движения сложившемуся представлению о предмете.
Повторяя изображение предмета па листе бумаги, Дети каждую новую фигурку рисуют отличной от ранее изображенных, меняют положение и пространстве, величину, по форма и пропорции при этом не искажаются. Движения детей смелы, энергичны, они легко заполняют большой лист бумаги.
При выполнении задания обнаружились и трудности, которые встречались детям. Так, Витя С. не умел рисовать плавные линии, поэтому контуры его рисунка выглядят неровными, дрожащими. И хотя ребенок владеет разнообразными поворотами руки, что позволяет изображать предметы сложного контура, хорошо справляется с заполнением пространства, отсутствие плавного движения руки снижает качество рисунка.
Есть рисунки, обнаруживающие попытки найти соответствующее движение руки для решения задачи: ребенок повторяет изображение еще и еще раз, но нужное движение не получается (Алеша Я., Витя 3.), поэтому передать сложную фигурку не удается. Недостаточное овладение техникой рисунка приводит к неудаче.
Рис. 24. Лена П. «Кони пасутся па лугу» (гуашь). Hi |
Выполнение некоторых тем требует от детей большой свободы и динамичности линий. Рисунки, лишенные этого качества, оказываются маловыразительными. Одной из таких тем, требующих передачи движения, является изображение праздничного салюта. Детей поражает взлет цветных огней и медленное падение их, как бы повисание на белых дугообразно
У Вовы Кремль дан общим силуэтом, совсем без деталей. Салют выражен в виде нескольких сильных и упругих дуг, упирающихся в верхнюю часть рисунка. Разлетающихся огней уже нет. Таким образом, выполняя рисунок на одну тему, дети по-своему использовали навык плавного, слитного движения по дуге, придав этим линиям различный характер.
Мы уже имели случай обращаться к рисункам Гали и Миши. Сопоставляя группы их работ, можно убедиться в различиях присущей им манеры исполнения.
Различия эти заключаются в почерке, в характере линий, обобщении формы, в стремлении к уравновешенной или динамичной композиции.
Особенности техники выполнения рисунка нельзя рассматривать изолированно от других индивидуальных особенностей изображения.
Рисунки Миши характеризуются сильной энергичной линией, отчетливостью и слитностью форм, скупостью де-
Рис. 25. Саша К. «Праздничный салют».
изогнутых нитях. Взор улавливает то один, то другой, то третий момент полета, каждый из которых детям хочется запечатлеть на рисунке. Вот рисунок Эдика. Пышные букеты разноцветных огней взлетели над Кремлем. Этот же момент передал Саша К., по композиции рисунка у него иная (рис. 25). У Миши огни заполнили все небо, рассеялись, их соединяют энергичные, быстро нанесенные штрихи. Передано общее движение огней в небе (рис. 26). Совсем иначе изображено это Сашей Д.: сильные белые линии заполнили все небо. Цвет использован относительно скупо; вся выразительность — в движении линий. Их мощность и простор неба подчеркнуты мелкими, тщательно отработанными изображениями освещенных зданий, размещенных по нижнему краю листа.
Лена П., рисуя салют, стремится к симметричному расположению предметов и линий (рис. 27). Лена С. много внимания уделила изображению Спасской башни и Кремлевской стены (башня стройна и величественна, детали обобщены). Левый пучок цветных огней на тонких нитях направлен к байте. Симметрично к нему дан и правый, но сказалось утомление руки — линии получились широкими и грубыми.
Рнс. 26. Миша Г. «Праздничный салют».
Рис.27. Лена П. Праздничный салют. талей. Миша смело и быстро наносит широкие мазки и полосы. Композиция рисунка уравновешенна, но лишена симметрии. В иллюстрации к сказке «Лиса и заяц» различие лубяной и ледяной избушек показано лишь в некоторых деталях, в цвете. Они расположены ближе к центру рисунка и разделены деревом. Справа — высокая береза, слева — маленькая елочка. Над елкой — большой диск солнца, который и уравновешивает композицию (рис, 28). Рисуя комнатное растение, свисающее из настенной вазы, Миша энергично передает изогнутость стеблей, значительно утолщая их. Ваза дана слитно, массивно, без деталей. В той же мапере рисует он вазу с ветками (рис. 29). Очень характерна для Миши трактовка фигур бегущих коней. Им хорошо прочувствована упругая сила изогнутых линий торса, ног, головы. Он дает крупные изображения, динамично заполняя лист (рис. 30). Галя изображает те же предметы иначе. Настенная вазочка легче по форме, свисающие вниз ветви растения тоньше, расположение их симметрично. Так же изобразила она и вазу с ветками: линии веток гибки и тонки, листья |
Рис. 31. Рисунок Гали С. к сказке «Лиса а Заяц».
Рис. 30. Миша Г. «Кони пасутся».
и ягоды относительно невелики. Весь лист заполнен, композиция уравновешенная. Рисуя коней, Галя не подчеркивает их бег, как Миша, а равномерно располагает их по листу. Пустые места заполняет изображениями летящих птиц, придавая рисунку декоративный характер.
Ее рисунок к сказке «Лиса и заяц» гораздо детализированной, чем у Миши. Линии и мазки не такие размашистые и плотные. Сангину и угольный карандаш, которые предлагалось детям использовать наряду с гуашью, Галя употребила для легких штрихов на коре березы, на лубяном домике, тогда как Миша покрыл сангиной сплошь стену домика, а угольным карандашом изобразил густой дым из трубы дома (рис. 31, 32, 33).