В «Библиотеке воспитателя детского сада» 7 глава




Вначале это будет слово, сопровождающее действие пе­дагога. Затем ребенок сопровождает словом собственные рисовальные движения, показывая их у доски. Потом сло­во отделяется от действия: ребенку предлагается вначале объяснить, как надо действовать и почему именно так, и только после этого приступать к работе. Так правило уже начинает направлять действия ребенка.

Мы выделили правила рисования карандашом и кистью, которые должны усвоить дети.

Важно, чтобы дети запомнили: инструменты разные и работать ими нужно по-разному.

Правила рисования карандашом.

1. Карандаш нужно держать тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным),
не сжимая сильно, не близко к отточенному концу.

2. Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идет сбоку линии, а когда рисуешь линию слева на­
право, рука — внизу линии. Так вести руку нужно для то-

4*


 


го, чтобы видеть, как рисуешь, тогда получится прямая линия.

3. Линию нужно рисовать сразу, не останавливаясь, не
отнимая карандаша от бумаги, иначе она может полу­читься неровной. Не надо проводить одну линию несколько раз.

4. Предметы прямоугольной и квадратной формы нуж­но рисовать с остановками на углах, чтобы можно было по­
думать, как рисовать дальше.

5. Предметы округлой формы надо рисовать одним дви­жением, без остановки.

6. Закрашивать рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда - обратно.

7. При закрашивании рисунка штрихи надо накладывать в одном направлении: сверху вниз, слева направо или
по косой.

8. При закрашивании рисунка нельзя заходить за кон­
тур нарисованного предмета.

9. Закрашивать рисунок нужно без просветов.

10. Закрашивая рисунок, нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее нажимать, если хочешь закрасить поярче, и слабо — если нужно закрасить посветлее.

Правила рисования краской.

1. Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным), за
железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.

2. При рисовании различных линий кисть надо вести по
ворсу, поэтому рук» с кистью движется впереди линии.

3. При рисовании широких линий нужно опираться на
весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге.

4. Чтобы нарисовать тонкую линию, кисть нужно дер­
жать палочкой вверх и касаться бумаги концом кисти.

5. При закрашивании рисунков кистью линии нужно
накладывать рядом, вести их r одном направлении и толь­
ко в одну сторону, каждый раз начиная движение сверху
или слева (а не туда - обратно, как карандашом).

6. Каждую линию при рисовании и при закрашивании
нужно проводить только один раз.

7. Вести линии нужно сразу, не останавливаясь.
Ребенок должен назвать правило, когда его об этом

спрашивают, объяснить, почему именно так надо действо­вать, и руководс1воваться этим в своей деятельности.


Требовать запоминания правил детьми 4-го года жизни нецелесообразно: достаточно сопровождения показа спосо­бов действия объяснением, иногда с привлечением к этому детей.

Вводить правила надо постепенно, заботясь о том, чтобы дети не забывали те, которые усвоили раньше. Уже после второго-третьего занятия дети называют правила рисова­ния линий разного направления и характера карандашом и кистью, правила, определяющие, как держать инстру­мент, правила закрашивания рисунков карандашами и красками. Постепенно дети запоминают разные правила, относящиеся к технике рисования.

Усвоение правил дает возможность сознательно овла­девать техникой рисования и сознательно ее применять.

Отмечая регулирующую роль речи в процессе форми­рования двигательных навыков и в применении их в дея­тельности,, А. В. Запорожец подчеркивает, что словесный приказ или инструкция могут вызвать правильную систему ответных движений лишь в том случае, если слова инструк­ции правильно поняты детьми и вызывают представление о том, что и как должно быть сделано.

В связи с этим надо заботиться о том, чтобы дети знали названия пальцев руки: большой, указательный, средний; понимали значение таких пространственных понятий, как вверху, сбоку, снизу, наискось, наклонно; знали, что такое неотрывно, неотрывное движение, ворс, контур; название различных форм — округлых (круг, овал), прямоугольных (квадрат, прямоугольник). Знакомить с этими названиями нужно не тогда, когда дается правило, а раньше, и не толь­ко па занятиях по изобразительной деятельности, но и на других занятиях, в быту.

Таким образом, при формировании технических навы­ков рисования используются следующие пути обучения: организация ориентировочно-исследовательской деятельно­сти, обучение навыкам на основе подражания (организа­ция показа двигательного образца), проведение упражне­ний с целью отработки движений руки, их качеств, слово педагога, повторение детьми словесной инструкции, запо­минание правил и регуляция с их помощью движений руки.

Все эти способы должны использоваться в единстве. Так, организуя показ того или иного движения, одновре­менно нужно объяснить способ действия. Это помогает


осознанию воспринимаемого образца, и последующий про­цесс подражания строится на сознательной основе. Иногда для закрепления осознанности действия после показа и объяснения педагога можно предложить кому-то из детей повторить инструкцию, другому показать движение, объ­ясняя, как он действует.

Выработка обобщенных способов изображения требует опоры на детский опыт, активизации ранее полученных навыков и умений, привлечения детей к активному исполь­зованию этих умений (показ у доски).

Применение психологически обоснованных способов обучения позволяет эффективно формировать двигатель­ную основу изображения — технические навыки и умения у детей дошкольного возраста.


Глава VI

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УСВОЕНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Исследователи детского изобразительного твор­чества подчеркивают необходимость овладения техникой для создания рисунка, для развития способности к изобра­жению.

Способности формируются в деятельности, которая со­стоит из ряда компонентов: знания, навыки, умения. От­сутствие какого либо компонента будет влиять на протека­ние деятельности и, следовательно, на формирование способностей. Значит, формирование способностей к рисо­ванию будет зависеть от того, насколько верно сформи­рованы и технические навыки — один из компонентов этой деятельности.

Рассматривая структуру способностей к изобразитель­ной деятельности, А. Г. Ковалев отмечает в качестве пер­вого ее компонента острую зрительную чувствительность, обеспечивающую легкость и полноту восприятия простран­ства и колоритных отношений; в качестве второго компо­нента — специальную умелость руки. «В руке живопис­ца, — подчеркивает он, — синтезированы, или сплавлены, высокоразвитые моторные функции с обобщенными уме­ниями, закрепленными в системе движений»1.

Характеризуя развитие способностей к рисованию у де­тей дошкольного возраста, Н. П. Сакулина пишет: «Соглас­но марксистской психологии развитие способностей базируется на анатомо - физиологических особенностях ин­дивидуума. Для успешного развития способности к изобра­жению необходимо иметь задатки в области зрительных и осязательных ощущений и в области двигательной сфе­ры — владения мелкими и дифференцированными движениями рук

1 Л. Г. Ковалев. If вопросу о структуре способности к изобразительнойдеятельности — В кн.: Проблемы способностей. Отв. ред. В.Н. Мясищев. М, 1962, с 155


(кисти руки, пальцев). Значительная сниженность зрения, дефекты цветоощущений, безусловно, отрицательно сказываются на развитии способностей к изображению. Серьезные дефекты в развитии движений рук также не позволяют овладеть этой способностью»1.

Таким образом, для нормального формирования способ­ностей к рисованию большое значение наряду со способ­ностью восприятия имеет моторное развитие ребенка и особенно развитие движений его рук, координация руки п глаза.

Для творческого решения изобразительной задачи не­обходимо владеть техническими умениями. Стимулом к развитию и использованию умений является творческий замысел, эмоциональная и волевая направленность на создание определенного изображения, на выразительную характеристику явления.

Может возникнуть мнение, что такого рода творческой направленности достаточно для того, чтобы отрабатыва­лись технические навыки и приобретались умения. Но практика показала, что в большинстве случаев техниче­ская неумелость и беспомощность тормозят реализацию творческого замысла с первых штрихов рисунка.

Владение основными навыками техники позволяет при­ступить к реализации замысла. Здесь вступают в силу эмоционально-волевые процессы творчества.

Процесс использования технических умений в творче­ских рисунках прослеживался нами как при изображении предметов, которые предварительно обследовались, так и при выполнении иллюстраций к сказкам, когда мобилизовывалось воображение детей.

Как показывают исследования (Н. П. Сакулина, Е. Ф. Рыбалко и др.), способности к рисованию у разных детей проявляются по-разному, с большими индивидуаль­ными различиями.

Наблюдения за детьми свидетельствуют, что и форми­рование технических навыков происходит у детей различ­но и часто является ярким показателем индивидуальных проявлений.

У художников-графиков различия в технике изображе­ния называют индивидуальной манерой.


Исследовав графическое творчество В. А. Серова, И. Э. Грабарь отмечает:

«Рисунки абрамцевских альбомов отличаются большим разнообразием технических приемов. Заметно, что Серов неудовольствовался удачно найденным, раз навсегда вы­работанным графическим решением задачи, как мы это видим у Шишкина, а каждый раз искал нового, еще не использованного им подхода. То он прибегает к широкой, энергичной, бравурной трактовке, подсказанной ему моти­вом, то вдруг переходит па деликатную, тонкую, изоби­лующую нежными полутонами трактовку. Любопытно, что это постоянное стремление искать для каждого сюжета новую, наиболее ему отвечающую форму графического выражения, столь рано проявившееся у Серова, сохрани­лось у него на всю жизнь»1.

О графической манере В. А. Серова-рисовальщика, за­нимавшего в изобразительном искусстве одно из первых мест, другой исследователь его творчества Г. Стернин пи­шет: «Лучшие рисунки Серова отличаются не только глу­биной постижения жизни и не только поразительной най-денностью пластического образа, но и замечательным умением раскрыть богатейшие возможности графики. Ни­когда не испытывая желания канонизировать какую-либо одну графическую систему, будь то, например, тональный рисунок с четко выявленным трехмерным пространством или же композиция, акцентирующая силуэтную вырази­тельность контурной линии, художник в каждом случае стремился использовать те выразительные средства, кото­рые с наибольшей полнотой позволяли воплотить его за­мысел»2.

И далее отмечаются присущие графическому мастерст­ву Серова лаконизм свободно бегущей карандашной линии, ясная определенность светотеневых градаций рисунка, тон­кие цветовые отношения акварельного письма. Все это как нельзя более убедительно подчеркивает индивидуальный, отличающийся простотой, искренностью и изяществом ри­совальный талант этого замечательного художника.

Индивидуальность графической манеры разных художников можно видеть, изучая творчество таких мастеров, как Веронезе, Рембрандт, Матисс, Ван-Гог, Пикассо, а также современных художников-графиков:


 


1 С а к у л и н а Н. П. Развитие художественно-творческих спо­собностей у детей дошкольного возраста в занятиях рисованием.— «Известия АПН РСФСР», вып. 100, 1959, с. 10.


1 Грабарь И. Э. Серов - рисовальщик. М., 1961, с..10

2 С т е р н и н Г. Графика В. А. Серова. М., 196З, с. 6.


Лебедева, П. Митурича, Е. Чарушина, Т. Maвриной и др.

Можно ли так отчетливо увидеть индивидуальные раз­личия в манере исполнения у детей? Работа с детьми убеж­дает нас в том, что индивидуальные особенности в овла­дении изобразительными движениями, техникой рисования у детей появляются очень рано. Дети по разному овладевают движениями, направленными па изображение про­стых предметов: одним достаточно общего показа у доски, чтобы они смогли повторить движение и получить изобра­жение; другие не могут перенести зрительно воспринятое движение в руку, им недостаточно зрительного образа, а нужно, чтобы рука кинестетически восприняла движение, почувствовала его. Таким детям после общего показа сле­дует показать это движение, взяв руку ребенка в свою. Некоторые же дети (их, правда, немного, но они встреча­ются в каждой группе) осваивают движения с еще боль­шим трудом. Им нужен не только зрительный показ, но и неоднократное движение с их рукой, так как глаз и рука этих детей тут же «забывают» движение и в следующий раз ребенок делает попытку вспомнить, пытается сделать и так, и так, а ничего не получается. Формирование дви­жения рук у таких детей требует пристального внимания педагога на каждом занятии в течение длительного вре­мени, пока правильное движение не закрепится оконча­тельно.

Все сказанное об индивидуальных различиях в усвое­нии движений относится и к овладению инструментом. Одни дети производят движения быстро, энергично, и неко­торая неточность движения их не смущает, а интересует лишь общая направленность его. Другие стараются произ­вести как можно более точное движение, чтобы передать форму изображаемого предмета во всех ее деталях. На первых порах движения этих детей могут быть несколько замедленными, осторожными, затем становятся все более уверенными, смелыми, но точность от этого не страдает. У некоторых детей точность движений не удается и при большой их осторожности.

Овладение формообразующими движениями в младшем возрасте является той основой, па которой затем строится усвоение более сложных технических навыков и умений.

Наличие отработанных в предшествующих возрастных группах навыков владения карандашом и кистью позво­ляет

 

 


старшим детям быстро и смело наносить линии кон­тура и покрывать рисунок цветом.

Индивидуальный подход в обучении технике рисования уже на первых этапах овладения детьми деятельностью способствует успешному формированию ее у всех детей группы: все дети получают равные возможности изображе­ния окружающих предметов и явлений. При этом овладе­ние одними и теми же техническими приемами не ведет к однообразию рисунков. И дальше развитие техники изо­бражения идет с индивидуальными различиями.

Мы убедились в этом, наблюдая процесс рисования и анализируя рисунки многих детей.

Остановимся на анализе характера изображения в свя­зи с использованием детьми тех пли иных технических навыков и умений и на различии манеры исполнения.

Дети рисуют разные предметы. Контур одних состоит из прямых и строгих линий, например здания, других — из плавных линий (животные, люди и т. д.). Форма может быть массивной и вместе с тем стройной, величественной: Спасская башня Кремля, высотные дома.

Общий характер башни, высотных зданий, их пропор­ции удачнее передают те дети, у которых сложился более отчетливый и впечатляющий образ и которые в большей степени владеют техникой рисования. Движения их смелы, быстры, решительны.

Изображение вазы с ветками вечнозеленого растения требует слитных, плавных и широких, свободных движе­ний. Эти движения дети делают руками в воздухе при восприятии вазы с ветками. Рисуя, они воспроизводят те движения, характер которых сохранился в их ощущениях. И в этом случае наблюдается смелость, плавность, уверен­ность движений, быстрый темп работы. Вместе с тем, как и при рисовании башни, дети следят за передачей отноше­ния частей предмета по величине, форме, пропорциям. В случае необходимости дети прибегают к исправлению величины и формы, стараясь передать характер вазы и гибких длинных ветвей.

Так, несмотря на различный характер изображаемого, владея разнообразной техникой рисования, дети могут разрешить поставленные перед ними задачи.

У некоторых детей качество рисунка снижается из-за неумения активно участвовать в обследовании предмета, в результате чего отсутствует достаточно ясное представление о


предмете, совокупности его пространственных свойств. Можно наблюдать иногда затруднения, которые испытывают дети и в силу того, что рука их «не слушает­ся». Ребенок видит несоответствие рисунка представлению предмета и не может добиться большей точности в переда­че величины, формы, пропорций, прямизны или плавного закругления линий. Совет и помощь воспитателя прини­маются детьми охотно. Улучшенный рисунок радует их.

Особенно ярко проявляются различия в манере испол­нения при рисовании с натуры. Дети все по-разному пере­дают один и тот же предмет. И хорошо видны индивиду­альные особенности интерпретации натуры. Одни рисуют более обобщенно, не останавливаясь на прорисовке мелких деталей, другие стараются передать мельчайшие детали; часть рисуют крупно, другие несколько уменьшают изобра­жение по сравнению с натурой и т. д.

Форма круглой вазы с цилиндрическим горлышком пе­редана детьми по-разному. У Лены П. форма ее близка к шару, у Алеши П.— удлинена по вертикали и сужена в боках, у Миши Г., наоборот, растянута в ширину (см. рис. 29). По-разному переданы полосы: у Лены 3.— свет­лые, мелкие, частые; у Лели Г.— светлые, широкие; у Га­ли— темные на светлом фоне (см. рис. 32). Во всех слу­чаях надо отметить свободу и уверенность движений при проведении горизонтальных полос, прямизну их у боль­шинства детей.

Различна и манера изображения гибких длинных вет­вей с ягодами. У Гали, Лены П., Миши Г. линии тонкие и гибкие, получились в результате плавного, неотрывного движения по дуге. У Кати, которая тоже старалась нари­совать ветки тонкими, линия прерывистая, то тоньше, то толще. Веточки с листьями приложены к основным вет­вям, но не сливаются с ними. У Лены 3., Гали, Игоря, Алеши мелкие ветки органично вливаются в основные, также изогнуты по дуге, расположены ритмично. Рисунок Игоря отличается энергичным нажимом на кисть при про­ведении линий и нанесении листьев крупными мазками. Рядом с ним рисунок Гали кажется легким и изящным (см. рис. 32).

По-разному нарисованы группы ягод: они то чаще рас­полагаются на ветвях, то реже, то крупными и густыми группами, как у Игоря, то мелкими, как у Лены 3. Процесс выполнения этих рисунков носил творческий характер.


Манера, в которой выполнял рисунок тот или иной ребенок, говорит как о степени усвоения им техники, так и об индивидуальных различиях ее использования.

Техника не сковывает возможности выразительной пе­редачи образа, не навязывает детям одинаковую манеру исполнения, но принуждает к однообразному решению образа. Овладев техникой работы, разными материалами, дети используют их по-своему, выразительно раскрывая образы предметов в рисунке.

Для выполнения иллюстрации к сказке «Лиса и заяц» были предложены краски (гуашь), угольный карандаш и сангина. Дети по-разному использовали полученные материалы исоздали разнообразные, выразительные варианты избушки зайца. Одни рисовали сангиной широкими штри­хами, и у них получился домик из веточек; другие санги­ной изобразили бревнышки; третьи, нарисовав домик белой краской, провели но ней черные штрихи угольным каран­дашом — получилось впечатление березовой коры. Саша К. нарисовал домик угольным карандашом, штрихами, полу­чив изображение из черных прутиков, а Элла А. нарисо­вала сначала березовые столбики с торчащими боковыми ветвями (гуашь, угольный карандаш), а между ними по­ложила коричневые веточки (штрихи сангины). По-раз­ному дети рисовали крышу этого домика: из веточек ели (гуашь), веточек деревьев, прутиков (сангина, угольный карандаш).

Сравнивая изображения дерева, выполненные одним и том же ребенком красками, угольным карандашом и сан­гиной, мы замечаем различие, определяемое разными воз­можностями материала и вместе с тем индивидуальными особенностями трактовки образа при использовании того или иного материала. Миша П., рисуя гуашью, передает мелкое разветвление короткими линиями, благодаря чему создается впечатление кружев. Он же, рисуя сангиной и угольным карандашом, сохраняет характер линий (они также коротки и соединены под большим углом), однако мелких веточек значительно меньше (их нанесение санги­ной и угольным карандашом затруднено), стволы прори­сованы энергичнее, к основанию ствол сильно расширяется. У Гали С. в рисунке гуашью ветки собраны густой метел­кой и устремлены вверх по вертикали, создавая крону с небольшими просветами. В рисунке сангиной и каранда­шом сохранен тот же характер строения дерева и ветвей,


I


[jiic. 23. Андрей С. «Кони пасутся на лугу» (гуашь).

но мелкие веточки видны отчетливее, и каждое из трех изображений, выполненных на одном листе разными мате­риалами, имеет свои отличительные особенности.

Индивидуальный характер исполнения виден и в дру­гих рисунках.

Детям было дано довольно трудное задание — изобра­жение предметов сложного контура, требующее энергич­ной, свободной линии, владения разнообразными поворо­тами руки. Предлагалось нарисовать лошадку (по кера­мической игрушке) и, чтобы она была не статичной, вклю­чить ее в сюжет «Лошадки пасутся на лугу». Предлага­лось не только нарисовать несколько лошадок, но и по-разному расположить их на большом листе бумаги.

Рисунки получились очень интересными по композиции и манере, исполнения. Одни рисовали крупно, размашисто, уверенно. Чтобы заполнить лист, им потребовалось 2—3 фигурки. Таковы рисунки Вовы Г., Миши С. Другие ри­совали мельче, сдержаннее; для заполнения пространства листа Диме Б., Лене П., Андрею С. пришлось нарисовать больше лошадок (рис. 23, 24).

И те и другие дети овладели умением производить раз­нообразные повороты рисующей руки, подчиняя ее движе­ния сложившемуся представлению о предмете.


Повторяя изображение предмета па листе бумаги, Дети каждую новую фигурку рисуют отличной от ранее изобра­женных, меняют положение и пространстве, величину, по форма и пропорции при этом не искажаются. Движения детей смелы, энергичны, они легко заполняют большой лист бумаги.

При выполнении задания обнаружились и трудности, которые встречались детям. Так, Витя С. не умел рисовать плавные линии, поэтому контуры его рисунка выглядят неровными, дрожащими. И хотя ребенок владеет разнооб­разными поворотами руки, что позволяет изображать пред­меты сложного контура, хорошо справляется с заполнением пространства, отсутствие плавного движения руки снижает качество рисунка.

Есть рисунки, обнаруживающие попытки найти соот­ветствующее движение руки для решения задачи: ребенок повторяет изображение еще и еще раз, но нужное движе­ние не получается (Алеша Я., Витя 3.), поэтому пере­дать сложную фигурку не удается. Недостаточное овладе­ние техникой рисунка приводит к неудаче.

 
Рис. 24. Лена П. «Кони пасутся па лугу» (гуашь). Hi

Выполнение некоторых тем требует от детей большой свободы и динамичности линий. Рисунки, лишенные этого качества, оказываются маловыразительными. Одной из та­ких тем, требующих передачи движения, является изобра­жение праздничного салюта. Детей поражает взлет цветных огней и медленное падение их, как бы повисание на белых дугообразно

 



 


У Вовы Кремль дан общим силуэтом, совсем без дета­лей. Салют выражен в виде нескольких сильных и упругих дуг, упирающихся в верхнюю часть рисунка. Разлетаю­щихся огней уже нет. Таким образом, выполняя рисунок на одну тему, дети по-своему использовали навык плавно­го, слитного движения по дуге, придав этим линиям раз­личный характер.

Мы уже имели случай обращаться к рисункам Гали и Миши. Сопоставляя группы их работ, можно убедиться в различиях присущей им манеры исполнения.

Различия эти заключаются в почерке, в характере ли­ний, обобщении формы, в стремлении к уравновешенной или динамичной композиции.

Особенности техники выполнения рисунка нельзя рас­сматривать изолированно от других индивидуальных осо­бенностей изображения.

Рисунки Миши характеризуются сильной энергичной линией, отчетливостью и слитностью форм, скупостью де-


 

Рис. 25. Саша К. «Праздничный салют».

изогнутых нитях. Взор улавливает то один, то другой, то третий момент полета, каждый из кото­рых детям хочется запечатлеть на рисунке. Вот рисунок Эдика. Пышные букеты разноцветных огней взлетели над Кремлем. Этот же момент передал Саша К., по композиции рисунка у него иная (рис. 25). У Миши огни заполнили все небо, рассеялись, их соединяют энергичные, быстро на­несенные штрихи. Передано общее движение огней в небе (рис. 26). Совсем иначе изображено это Сашей Д.: силь­ные белые линии заполнили все небо. Цвет использован относительно скупо; вся выразительность — в движении линий. Их мощность и простор неба подчеркнуты мелки­ми, тщательно отработанными изображениями освещенных зданий, размещенных по нижнему краю листа.

Лена П., рисуя салют, стремится к симметричному рас­положению предметов и линий (рис. 27). Лена С. много внимания уделила изображению Спасской башни и Крем­левской стены (башня стройна и величественна, детали обобщены). Левый пучок цветных огней на тонких нитях направлен к байте. Симметрично к нему дан и правый, но сказалось утомление руки — линии получились широ­кими и грубыми.



Рнс. 26. Миша Г. «Праздничный салют».



 


Рис.27. Лена П. Праздничный салют. талей. Миша смело и быстро наносит широкие мазки и полосы. Композиция рисунка уравновешенна, но лишена симметрии. В иллюстрации к сказке «Лиса и заяц» различие лубяной и ледяной избушек показано лишь в некото­рых деталях, в цвете. Они расположены ближе к центру рисунка и разделены деревом. Справа — высокая береза, слева — маленькая елочка. Над елкой — большой диск солнца, который и уравновешивает композицию (рис, 28). Рисуя комнатное растение, свисающее из настенной ва­зы, Миша энергично передает изогнутость стеблей, значи­тельно утолщая их. Ваза дана слитно, массивно, без дета­лей. В той же мапере рисует он вазу с ветками (рис. 29). Очень характерна для Миши трактовка фигур бегущих коней. Им хорошо прочувствована упругая сила изогнутых линий торса, ног, головы. Он дает крупные изображения, динамично заполняя лист (рис. 30). Галя изображает те же предметы иначе. Настенная ва­зочка легче по форме, свисающие вниз ветви растения тоньше, расположение их симметрично. Так же изобразила она и вазу с ветками: линии веток гибки и тонки, листья


 

 

       
   


Рис. 31. Рисунок Гали С. к сказке «Лиса а Заяц».



Рис. 30. Миша Г. «Кони пасутся».

и ягоды относительно невелики. Весь лист заполнен, ком­позиция уравновешенная. Рисуя коней, Галя не подчерки­вает их бег, как Миша, а равномерно располагает их по листу. Пустые места заполняет изображениями летящих птиц, придавая рисунку декоративный характер.

Ее рисунок к сказке «Лиса и заяц» гораздо детализи­рованной, чем у Миши. Линии и мазки не такие размаши­стые и плотные. Сангину и угольный карандаш, которые предлагалось детям использовать наряду с гуашью, Галя употребила для легких штрихов на коре березы, на лубя­ном домике, тогда как Миша покрыл сангиной сплошь сте­ну домика, а угольным карандашом изобразил густой дым из трубы дома (рис. 31, 32, 33).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: