В «Библиотеке воспитателя детского сада» 10 глава




Закреплять умение передавать в рисунке сюжет. Учить изображать картину города зимой. Располагать изображе­ния выше и ниже по листу бумаги, чтобы передать дальше и ближе расположенные предметы. Учить передавать цве­товую гамму зимнего города. Развивать чувство компози­ции, чувство цвета. Учить детей использовать разные ма­териалы с целью создания выразительного рисунка. За­креплять умение рисовать цветными восковыми мелками: держать палочку не слишком близко к концу, не сдавли­вать сильно пальцами, проводить линии, легко касаясь бу­маги. Вначале рисовать мелками, а затем гуашью.

Методика проведения занятия.

Вспомнить с детьми, какие дома в городе (по форме, величине, цвету), как они расположены (вытянуты вверх или по горизонтали, одни стоят впереди и загораживают другие). Предложить нарисовать картину зимнего города: снег на земле, на деревьях; можно нарисовать, как снег падает, и тогда все кажется бледным за снежной пеленой. Направить детей на продумывание композиции рисунка. Спросить, с чего они начнут рисовать картину (сначала расположение домов, деревьев, затем снег). Спросить кого-либо из детей о том, как надо рисовать цветными восковы­ми мелками. В процессе занятия следить, чтобы дети не нажимали мелком на бумагу слишком сильно. Поощрять стремление обогащать рисунок изображениями разных предметов городского пейзажа (машины, ограды, детские площадки около домов). По окончании все рисунки рас­смотреть, предложить детям выбрать наиболее интересно передающие картину города, объяснить свой выбор.

Подготовка к занятию.

Наблюдения на прогулке, во время экскурсий. Отме­чать колорит зимнего города. Аппликация на тему: «Но-


вый район города». Подготовить цветную бумагу мягкого тона величиной с альбомный лист или немного больше, цветные восковые мелки, гуашь - белила.

Примечание. Рисование на эту тему может быть проведено и в старшей группе. Но тогда программное со­держание нужно изменить. Так умение рисовать цветными восковыми мелками будет не закрепляться, а отрабаты­ваться. Или, если дети не очень хорошо рисуют цветными мелками, не следует давать гуашь для снега, чтобы не от­влекать внимание детей от овладения основным материа­лом занятия (мелками).

Изменится и методика проведения занятия: вначале нужно напомнить детям (спросив их) о том, как надо ри­совать цветными мелками.

Рисование на тему «Зимний пейзаж»

Программное содержание.

Учить детей передавать в рисунке картину зимнего пейзажа, используя наблюдения на прогулке, впечатления, полученные при рассматривании репродукций с картин, изображающих зимний пейзаж. Закреплять навыки и уме­ния рисования красками гуашь, смешивать краску для по­лучения нового цвета. Продолжать учить рисовать уголь­ным карандашом, сангиной.

Методика проведения занятия.

Напомнить детям, что недавно они рассматривали зим­ний пейзаж на картинах художников, наблюдали на про­гулке. Предложить ответить, какие зимние явления они помнят, какого цвета бывают деревья в сильный мороз (деревья покрыты инеем) и после мокрого снега. Каза­лись ли им деревья когда-нибудь синего цвета. Подтвер­дить ответы детей (правильно, когда на улице туман, не­большая изморось). Вспомнить, какого цвета бывает снег. Отметить (спрашивая детей), что деревья бывают разные: старые, развесистые и молодые, стройные и разных пород. Сказать: «Постарайтесь и вы нарисовать разные деревья». Напомнить, чтобы при рисовании угольным карандашом и сангиной не сильно нажимали на бумагу. В процессе за­нятия обращать внимание на работу каждого ребенка п оказывать помощь по мере надобности советом, вопросом, дополнительным показом отдельных детален. Уточнять



правильные приемы работы краской, угольным каранда­шом, сангиной.

По мере окончания рисунки выставлять на доску. Дать возможность полюбоваться ими, а затем двум-трем детям предложить рассказать о своей работе, отметив, что уда­лось, а что можно нарисовать лучше. Из рисунков соста­вить панно, вывесить его в группе.

Подготовка к занятию.

Рисование зимних деревьев, рассматривание картин И. И. Шишкина, иллюстраций с изображением зимнего пейзажа. Беседа о зимнем пейзаже. Подготовить бумагу серого цвета, гуашь белую, синюю, черную, коричневую, кисти № 10, банки с водой, палитру.

Рисование на тему «Ранняя весна»

Программное содержание.

Учить детей изображать картину ранней весны (раз­лив, ледоход, прилет грачей, таяние снега, прозрачность воздуха). Учить продумывать композицию рисунка (как расположить лист бумаги, что и где нарисовать). Закреп­лять умение передавать колорит, характерный для ранней весны, подбирая нужные цвета. Учить детей чувствовать и передавать в рисунке красоту природы весной.

Учить применять умение разбавлять акварельные кра­ски водой для получения светлых тонов. Закреплять уме­ние рисовать акварелью. Учить приему размывки. За­креплять умение пользоваться палитрой для приготовле­ния нужного оттенка цвета, пробы краски.

Методика проведения занятия.

Сказать детям, что они будут рисовать картины ранней весны: ледоход, прилет грачей, разлив, уборку снега. На­помнить, что каждый уже продумал, какое весеннее явле­ние будет рисовать; что, где и как он нарисует. Предло­жить вспомнить и сказать, что они хотят нарисовать (спро­сить 3—4 детей).

Показать детям, как приемом размывки, быстро прово­дя широкой кистью по бумаге, покрыть цветом часть лис­та — небо. Предложить подумать, какие цвета понадобятся для этой картины.

В процессе рисования проследить, как дети располагают изображения на листе бумаги, какие краски выбирают, по­чувствовали ли колорит весны. Обращать внимание на


приемы рисования акварелью. Напоминать детям, чтобы не забывали вовремя сменить воду.

Выставить все детские работы на доске. Попросить не­скольких детей выбрать рисунки, на которых красиво изо­бражена ранняя весна (вызвать 3—4 детей). Направлять н активизировать объяснения детей вопросами: 1. Какие весенние явления отражены в рисунке? 2. Что ребенок на­рисовал на своей картине? 3. Какой день изображен в ри­сунке? Объясни, почему ты так думаешь?

Предложить детям полюбоваться своими рисунками, отметить выразительное решение темы в разных рисунках.

Подготовка к занятию.

Сделать выставку репродукций с картин «Весна — большая вода» И. Левитана, «Грачи прилетели» А. Саврасова, иллюстрацией из книг. Разучивать стихи о ранней весне. Прочитать рассказы из книг «Березовая роща», «Здравствуй, весна» Г. Скребицкого.

На прогулке наблюдать, как подтаивает снег, образу­ются проталины, обратить внимание на цвет неба, снега, воды, земли. Подготовить белую бумагу, акварель и все принадлежности для рисования ею.


 


ЛИТЕРАТУРА

Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., Политиздат, 1974.

Ленин В. И. О литературе и искусстве. М., «Художественная литература», 1969.

Бехтерев В. М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении. СПб., Типография Сойкииа, 1910.

Бродский И. А. Репии-подагог. М., Изд-во Академии худо-жеств СССР, 1960.

Волков Н. Н. Восприятие предмета и рисунка. М., Изд-во АПН РСФСР, 1950.

Грабарь И. Э. Серов-рисовалыцик. М., Изд-во Академии ху­дожеств СССР, 1961.

Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. М., Изд-во АПН СССР, 1960.

Запорожец А. В. О действенном характере зрительного вос­приятия предмета.— «Доклады АПН РСФСР», № 1, 1962.

Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. М., Учпедгиз, 1961.

Казакова Т. Г. Рисуют младшие дошкольники (пособие для воспитателя). М., «Просвещение», 1971.

Кип л и к Д. И. Техника живописи. М.— Л., «Искусство», 1950.

Костин В. Т. А. Маврина. М., «Советский художник», 1966.

Крамской И. Н. Об искусстве. М., Изд-во Академии худо­жеств СССР, 1900.

Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М., «Советский художник», 1965.

Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., «Мысль», 1965.

Л о м о в Б. Ф. Формирование графических знаний, умений и навыков у учащихся. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959.

Мастера искусства об искусстве. М., «Искусство», 1965—1970.

Павлов И. П. Полное собрание сочинений. М,— Л., Изд-во АПН СССР, 1951-1952.

Платонов К. К. О знаниях, навыках и умениях.— «Совет­ская педагогика», 1963, 11.

Программа воспитания в детском саду. М., «Просвещение», 1976.

Психология рисунка и живописи. Под ред. Е. И. Игнатьева. М., Изд-во АПН РСФСР, 1954.

Психология детей дошкольного возраста (Развитие познава­тельных процессов).— Под ред. А, В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. М., «Просвещение», 1964.


 

 

Репин И. R. Письма к художникам п художественным дея­телям. М., «Искусство». 1952,

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., Учпед­гиз, 1946.

Сакулин а Н. П. Рисование в дошкольном детстве. М., «Про­свещение», 1965.

Саку л пи а Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная дея­тельность.— В кн.: Сенсорное воспитание в детском саду (методи­ческие указания). Под ред. Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддьякова. М.г «Просвещение», 1969.

С а к у л и н а И. П., Комарова Т. С. Изобразительная дея­тельность в детском саду. М., «Просвещение», 1973.

Сеченов И. М. Очерк рабочих движений человека. М., 1906.

Система эстетического воспитания в детском саду. Под ред. Н. А. Ветлугилой. М., Изд-во АПН РСФСР, 1962.

С т е р н и и Г. Ю. Графика В. А. Серова. М., «Советский худож­ник», 1965.

Усова А. П. Обучение в детском саду. М., «Просвещение», 1970.

Флерина Е. А. Изобразительное творчество детей дошколь­ного возраста. М., Учпедгиз, 1956.

Флерина Е. А. Элементы обучения в руководстве рисовапи-см детей 6—7 лет.— «Известия АПН РСФСР», вып. 16, 1948.

Художественное воспитание в детском саду. Из опыта работы детских садов Ленинграда. Сост. Е. Г. Ковальская. М., Учпедгиз, 1959.

Художественное творчество и ребенок. Под общей ред. Н. А. Ветлугиной. М., «Педагогика», 1972.

Чистяков П. П. Письма, записные книжки, воспоминания. 1832—1919 гг. М.—Л. «Искусство», 1953.


СОДЕРЖАНИЕ


Предисловие................................................................................. 3

Глава I. Что такое техника рисования и ее роль в созда­
нии изображения........................................................................ 5

Глава П. Формирование двигательных навыков и умений. 17

Глава III. Материалы для рисования и способы их исполь­
зования........................................................................ 28

Глава IV. Последователыгость отработки техники рисования

в зависимости от задач изображения.... 50

Глава V. Обучение графическим навыкам и умениям.. £0

Глава VI. Индивидуальные особенности усвоения графичес­
ких навыков............................................................................. ЮЗ

Приложение. Конспекты занятий................................................... 129

Литература.................................................................................................... 156


Тамара Семеновна Комарова

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ТЕХНИКЕ РИСОВАНИЯ

Редактор Е. А. Данилова Художественный редактор Л. Ф. Малышева Технический редактор В. В. Новоселова Корректор О. С. Захарова


ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРОСВЕЩЕНИЕ* ВЫПУСТИТ В 1976—1978 гг.

следующие книги по дошкольному воспитанию:

В «Библиотеке воспитателя детского сада»

Воспитание детей раннего возраста. Под ред. Г. М. Лямпной

Воспитание детей в средней группе детского сада. Под. ред.

Г М. Л яминой.

Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф. А. Со-

хпна.

М е т л и н а Л. С. Математика с детском саду.

Как знакомить дошкольников с природой. Под ред. П. Г. Са-

моруковой

Эстетическое воспитание в детском саду. Под ред. Н. А. Вет-

лугиной.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: