Закреплять умение передавать в рисунке сюжет. Учить изображать картину города зимой. Располагать изображения выше и ниже по листу бумаги, чтобы передать дальше и ближе расположенные предметы. Учить передавать цветовую гамму зимнего города. Развивать чувство композиции, чувство цвета. Учить детей использовать разные материалы с целью создания выразительного рисунка. Закреплять умение рисовать цветными восковыми мелками: держать палочку не слишком близко к концу, не сдавливать сильно пальцами, проводить линии, легко касаясь бумаги. Вначале рисовать мелками, а затем гуашью.
Методика проведения занятия.
Вспомнить с детьми, какие дома в городе (по форме, величине, цвету), как они расположены (вытянуты вверх или по горизонтали, одни стоят впереди и загораживают другие). Предложить нарисовать картину зимнего города: снег на земле, на деревьях; можно нарисовать, как снег падает, и тогда все кажется бледным за снежной пеленой. Направить детей на продумывание композиции рисунка. Спросить, с чего они начнут рисовать картину (сначала расположение домов, деревьев, затем снег). Спросить кого-либо из детей о том, как надо рисовать цветными восковыми мелками. В процессе занятия следить, чтобы дети не нажимали мелком на бумагу слишком сильно. Поощрять стремление обогащать рисунок изображениями разных предметов городского пейзажа (машины, ограды, детские площадки около домов). По окончании все рисунки рассмотреть, предложить детям выбрать наиболее интересно передающие картину города, объяснить свой выбор.
Подготовка к занятию.
Наблюдения на прогулке, во время экскурсий. Отмечать колорит зимнего города. Аппликация на тему: «Но-
|
вый район города». Подготовить цветную бумагу мягкого тона величиной с альбомный лист или немного больше, цветные восковые мелки, гуашь - белила.
Примечание. Рисование на эту тему может быть проведено и в старшей группе. Но тогда программное содержание нужно изменить. Так умение рисовать цветными восковыми мелками будет не закрепляться, а отрабатываться. Или, если дети не очень хорошо рисуют цветными мелками, не следует давать гуашь для снега, чтобы не отвлекать внимание детей от овладения основным материалом занятия (мелками).
Изменится и методика проведения занятия: вначале нужно напомнить детям (спросив их) о том, как надо рисовать цветными мелками.
Рисование на тему «Зимний пейзаж»
Программное содержание.
Учить детей передавать в рисунке картину зимнего пейзажа, используя наблюдения на прогулке, впечатления, полученные при рассматривании репродукций с картин, изображающих зимний пейзаж. Закреплять навыки и умения рисования красками гуашь, смешивать краску для получения нового цвета. Продолжать учить рисовать угольным карандашом, сангиной.
Методика проведения занятия.
Напомнить детям, что недавно они рассматривали зимний пейзаж на картинах художников, наблюдали на прогулке. Предложить ответить, какие зимние явления они помнят, какого цвета бывают деревья в сильный мороз (деревья покрыты инеем) и после мокрого снега. Казались ли им деревья когда-нибудь синего цвета. Подтвердить ответы детей (правильно, когда на улице туман, небольшая изморось). Вспомнить, какого цвета бывает снег. Отметить (спрашивая детей), что деревья бывают разные: старые, развесистые и молодые, стройные и разных пород. Сказать: «Постарайтесь и вы нарисовать разные деревья». Напомнить, чтобы при рисовании угольным карандашом и сангиной не сильно нажимали на бумагу. В процессе занятия обращать внимание на работу каждого ребенка п оказывать помощь по мере надобности советом, вопросом, дополнительным показом отдельных детален. Уточнять
|
правильные приемы работы краской, угольным карандашом, сангиной.
По мере окончания рисунки выставлять на доску. Дать возможность полюбоваться ими, а затем двум-трем детям предложить рассказать о своей работе, отметив, что удалось, а что можно нарисовать лучше. Из рисунков составить панно, вывесить его в группе.
Подготовка к занятию.
Рисование зимних деревьев, рассматривание картин И. И. Шишкина, иллюстраций с изображением зимнего пейзажа. Беседа о зимнем пейзаже. Подготовить бумагу серого цвета, гуашь белую, синюю, черную, коричневую, кисти № 10, банки с водой, палитру.
Рисование на тему «Ранняя весна»
Программное содержание.
Учить детей изображать картину ранней весны (разлив, ледоход, прилет грачей, таяние снега, прозрачность воздуха). Учить продумывать композицию рисунка (как расположить лист бумаги, что и где нарисовать). Закреплять умение передавать колорит, характерный для ранней весны, подбирая нужные цвета. Учить детей чувствовать и передавать в рисунке красоту природы весной.
Учить применять умение разбавлять акварельные краски водой для получения светлых тонов. Закреплять умение рисовать акварелью. Учить приему размывки. Закреплять умение пользоваться палитрой для приготовления нужного оттенка цвета, пробы краски.
|
Методика проведения занятия.
Сказать детям, что они будут рисовать картины ранней весны: ледоход, прилет грачей, разлив, уборку снега. Напомнить, что каждый уже продумал, какое весеннее явление будет рисовать; что, где и как он нарисует. Предложить вспомнить и сказать, что они хотят нарисовать (спросить 3—4 детей).
Показать детям, как приемом размывки, быстро проводя широкой кистью по бумаге, покрыть цветом часть листа — небо. Предложить подумать, какие цвета понадобятся для этой картины.
В процессе рисования проследить, как дети располагают изображения на листе бумаги, какие краски выбирают, почувствовали ли колорит весны. Обращать внимание на
приемы рисования акварелью. Напоминать детям, чтобы не забывали вовремя сменить воду.
Выставить все детские работы на доске. Попросить нескольких детей выбрать рисунки, на которых красиво изображена ранняя весна (вызвать 3—4 детей). Направлять н активизировать объяснения детей вопросами: 1. Какие весенние явления отражены в рисунке? 2. Что ребенок нарисовал на своей картине? 3. Какой день изображен в рисунке? Объясни, почему ты так думаешь?
Предложить детям полюбоваться своими рисунками, отметить выразительное решение темы в разных рисунках.
Подготовка к занятию.
Сделать выставку репродукций с картин «Весна — большая вода» И. Левитана, «Грачи прилетели» А. Саврасова, иллюстрацией из книг. Разучивать стихи о ранней весне. Прочитать рассказы из книг «Березовая роща», «Здравствуй, весна» Г. Скребицкого.
На прогулке наблюдать, как подтаивает снег, образуются проталины, обратить внимание на цвет неба, снега, воды, земли. Подготовить белую бумагу, акварель и все принадлежности для рисования ею.
ЛИТЕРАТУРА
Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., Политиздат, 1974.
Ленин В. И. О литературе и искусстве. М., «Художественная литература», 1969.
Бехтерев В. М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении. СПб., Типография Сойкииа, 1910.
Бродский И. А. Репии-подагог. М., Изд-во Академии худо-жеств СССР, 1960.
Волков Н. Н. Восприятие предмета и рисунка. М., Изд-во АПН РСФСР, 1950.
Грабарь И. Э. Серов-рисовалыцик. М., Изд-во Академии художеств СССР, 1961.
Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. М., Изд-во АПН СССР, 1960.
Запорожец А. В. О действенном характере зрительного восприятия предмета.— «Доклады АПН РСФСР», № 1, 1962.
Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. М., Учпедгиз, 1961.
Казакова Т. Г. Рисуют младшие дошкольники (пособие для воспитателя). М., «Просвещение», 1971.
Кип л и к Д. И. Техника живописи. М.— Л., «Искусство», 1950.
Костин В. Т. А. Маврина. М., «Советский художник», 1966.
Крамской И. Н. Об искусстве. М., Изд-во Академии художеств СССР, 1900.
Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М., «Советский художник», 1965.
Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., «Мысль», 1965.
Л о м о в Б. Ф. Формирование графических знаний, умений и навыков у учащихся. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959.
Мастера искусства об искусстве. М., «Искусство», 1965—1970.
Павлов И. П. Полное собрание сочинений. М,— Л., Изд-во АПН СССР, 1951-1952.
Платонов К. К. О знаниях, навыках и умениях.— «Советская педагогика», 1963, № 11.
Программа воспитания в детском саду. М., «Просвещение», 1976.
Психология рисунка и живописи. Под ред. Е. И. Игнатьева. М., Изд-во АПН РСФСР, 1954.
Психология детей дошкольного возраста (Развитие познавательных процессов).— Под ред. А, В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. М., «Просвещение», 1964.
Репин И. R. Письма к художникам п художественным деятелям. М., «Искусство». 1952,
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., Учпедгиз, 1946.
Сакулин а Н. П. Рисование в дошкольном детстве. М., «Просвещение», 1965.
Саку л пи а Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность.— В кн.: Сенсорное воспитание в детском саду (методические указания). Под ред. Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддьякова. М.г «Просвещение», 1969.
С а к у л и н а И. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. М., «Просвещение», 1973.
Сеченов И. М. Очерк рабочих движений человека. М., 1906.
Система эстетического воспитания в детском саду. Под ред. Н. А. Ветлугилой. М., Изд-во АПН РСФСР, 1962.
С т е р н и и Г. Ю. Графика В. А. Серова. М., «Советский художник», 1965.
Усова А. П. Обучение в детском саду. М., «Просвещение», 1970.
Флерина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М., Учпедгиз, 1956.
Флерина Е. А. Элементы обучения в руководстве рисовапи-см детей 6—7 лет.— «Известия АПН РСФСР», вып. 16, 1948.
Художественное воспитание в детском саду. Из опыта работы детских садов Ленинграда. Сост. Е. Г. Ковальская. М., Учпедгиз, 1959.
Художественное творчество и ребенок. Под общей ред. Н. А. Ветлугиной. М., «Педагогика», 1972.
Чистяков П. П. Письма, записные книжки, воспоминания. 1832—1919 гг. М.—Л. «Искусство», 1953.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие................................................................................. 3
Глава I. Что такое техника рисования и ее роль в созда
нии изображения........................................................................ 5
Глава П. Формирование двигательных навыков и умений. 17
Глава III. Материалы для рисования и способы их исполь
зования........................................................................ 28
Глава IV. Последователыгость отработки техники рисования
в зависимости от задач изображения.... 50
Глава V. Обучение графическим навыкам и умениям.. £0
Глава VI. Индивидуальные особенности усвоения графичес
ких навыков............................................................................. ЮЗ
Приложение. Конспекты занятий................................................... 129
Литература.................................................................................................... 156
Тамара Семеновна Комарова
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ТЕХНИКЕ РИСОВАНИЯ
Редактор Е. А. Данилова Художественный редактор Л. Ф. Малышева Технический редактор В. В. Новоселова Корректор О. С. Захарова
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРОСВЕЩЕНИЕ* ВЫПУСТИТ В 1976—1978 гг.
следующие книги по дошкольному воспитанию:
В «Библиотеке воспитателя детского сада»
Воспитание детей раннего возраста. Под ред. Г. М. Лямпной
Воспитание детей в средней группе детского сада. Под. ред.
Г М. Л яминой.
Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф. А. Со-
хпна.
М е т л и н а Л. С. Математика с детском саду.
Как знакомить дошкольников с природой. Под ред. П. Г. Са-
моруковой
Эстетическое воспитание в детском саду. Под ред. Н. А. Вет-
лугиной.