На эту особенность изобразительной деятельности указывали и художники и психологи — исследователи детского рисунка. Еще Микеланджело говорил: «Циркуль в глазах, не в руке, ибо руки работают, а глаз оценивает».
Определяя способность к рисованию, советские исследователи В. И. Киреенко, А. Г. Ковалев, Н. П. Сакулина подчеркивают необходимость развития глаза и руки, коор-динированности их действия.
Маленькие дети еще не могут управлять движениями своих рук, поэтому они не могут скатать глину, сдавить ее ладошками с нужной силой, чтобы получить плоскую форму, не могут самостоятельно правильно взять карандаш, подчинить движение руки с карандашом созданию изображения того или иного предмета. Детей нужно учить и самому осуществлению движения, и его качествам: силе, длительности, направленности и др.
Техника рисования включает и движения, и восприятие их, т. е. движение под контролем зрения и двигательных (осязательных и кинестезических) ощущений.
Изобразительное движение руки при рисовании, ленке, аппликации связано с мышечно-двигательными ощущениями, восприятием самого движения кинестезически и зрительно: ребенок видит, как движется рука, и ощущает это движение.
При восприятии движения у ребенка образуется представление о нем, и на этой основе строятся исполнительные действия.
Подчеркивая это, И. П. Павлов писал: «Давно было замечено и научно доказано, что раз вы думаете об определенном движении (т.e. имеете кинестезическое представление), вы его невольно, этого не замечая, производите»1.
В соответствии с образовавшимися у ребенка зрительными и кинестезическими представлениями производится нужное движение и по ходу его выполнения корректируется. В связи с этим первый момент показа движения педагогом (показ формообразующего движения, технического приема) очень важен, так как оп кладет начало изображению. Ведь в результате восприятия движения и формируется представление о нем, на основе которого осуществляется движение.
|
На различных этапах овладения техническими навыками и умениями в рисовании зрительный контроль за движением и кинестезические (двигательные) ощущения соотносятся по-разному.
1Павлов И. П. Полн. собр. соч., т. Ill, кн. 2, 1951, с. 316.
Вначале зрительный контроль за движением руки будет иметь большое значение, так как опыт движения только образуется. Постепенно, по мере формирования движений, роль зрительного контроля несколько снижается: рука «приобретает представление» о движении, ощущение как бы входит в руку, и рисующий может произвести движение не глядя. Однако зрительный контроль не может быть снят совсем, так как без этого невозможно сколько-нибудь отчетливое расчлененное изображение. Передача пространственных свойств предмета (формы, величины, строения) требует постоянного зрительного контроля за движением. С образованием двигательных представлений, накоплением опыта рисовальные движения становятся более свободными, уверенными, увеличивается произвольность регуляции движений по направленности, размаху, длительности и т. д.
Зрительный контроль за процессом изображения осуществляется на основе имеющегося у ребенка представления о предмете. Направляя взором действия рук при создании рисунка, ребенок все время сверяет создаваемое с представлением того, что должно получиться, и исправляет изображение в соответствии с образовавшимся представлением.
|
Поэтому нужно, чтобы у ребенка было отчетливое представление о предмете.
Регуляция изобразительного движения через двигательные ощущения возможна в том случае, если сформировано представление о движении. Это происходит на основе опыта движений. Ребенок начинает приобретать его уже в процессе обследования, когда включается движение руки по контуру предмета и ребенок ощущает, как движется его рука: в каком направлении, каково движение по размаху, по продолжительности и т. д.
Включенные в обследование предмета движения руки организуют зрительное и кинестезическое восприятие детей, способствуют уточнению зрительных и двигательных представлений о форме предмета и его конфигурации.
Однако значение движений руки, обследующей предмет, не исчерпывается только их ролью в формировании образа. Давно уже отмечалось, что характер этого движения зависит от формы обследуемого предмета. Движения обследования по своему направлению сходны с движениями исполнительными, изобразительными: они как бы предваряют исполнительные, и, уже обследуя предмет, ребе-
нок упражняется в том движении, которое нужно будет произвести, чтобы изобразить предмет, т. е. передать его пространственные свойства.
Ориентировочно-исследовательская деятельность при предварительном подробном обследовании предмета приводит к возникновению целостного образа того, что и как должно быть нарисовано.
|
Взор может контролировать действия, производимые рукой, только на основе сформировавшегося представления о том, что в результате произведенного движения должно получиться. При рисовании оно служит критерием сенсорной оценки создаваемого изображения.
Процессы восприятия, представления (зрительные и двигательные), движения рук взаимосвязаны между собой и должны развиваться в единстве.
Нарушается единство этого процесса, в частности, из-за недостаточного развития движений рук ребенка. У него может быть сформировано отчетливое представление о предмете и о том движении, с помощью которого можно изобразить этот предмет, но если рука с инструментом не владеет этим движением, то ребенок не сможет его произвести, а следовательно, и изобразить предмет.
Таким образом необходимо единство зрительной и моторной координации для осуществления процесса изображения и выработки технических навыков.
В результате многократных повторений движений и восприятия получающегося изображения под руководством педагога у детей формируются обобщенные представления движений, заключающиеся в том, что изображение предметов одинаковой формы требует одних и тех же движений. Обобщенные представления связаны с обобщенными умениями. Это очень важный момент в обучении движениям: без наличия такого обобщенного представления ребенок не сможет перейти к самостоятельному изображению предметов и явлений окружающего мира.
***
Что же такое двигательные навыки и каковы особенности их формирования?
Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие, а затем функционирует как автоматизированный способ выполнения действия.
Автоматизированное выполнение действия не есть
бессознательное. Сознательный контроль остается в любой степени автоматизации. На эту особенность автоматизированного действия указывал еще И. М. Сеченов: «Чем заученнее движение, тем легче оно подчиняется воле»1.
С. Л. Рубинштейн выделяет два рода автоматизмов — первичные и вторичные. Первично автоматические действия — это действия, возникающие независимо от сознательного намерения и протекающие вне сознательного контроля; к такого рода автоматическим действиям он относит рефлекторные реакции и привычки. От них следует отличать навыки — вторичные автоматизмы, т. е. действия, выработанные сознательно, а затем применяемые автоматически.
Такое понимание навыков и процесса их автоматизации помогает раскрыть механизм формирования технических навыков рисования.
Ни один из технических навыков рисования и после их отработки и автоматизации не может быть применен бессознательно. Это в одинаковой степени относится как к навыкам использования материала и владения инструментом, так и к навыкам регуляции движений. Не может, например, бессознательно регулироваться сила, скорость, размах движения, так как изменение регуляции движений всегда направлено на характеристику изображаемого.
Технические навыки рисования носят сенсомоторный характер. В каждом из них есть двигательная часть — выполнение рукой рисовального движения и сенсорная — восприятие движения и осуществление контроля за ним. Контроль за произведенным движением может быть зрительным и кинестезическим.
Роль этих компонентов на различных этапах процесса отработки технических навыков рисования различна. Вначале, когда движение только начинает отрабатываться, ведущая роль принадлежит зрительному компоненту. Ослабление зрительной регуляции па данном этапе сразу приводит к ошибочному, неуверенному движению, например оно теряет взятое направление, линия искривляется. В других случаях недостаточно регулируется длительность движения — и линия получается слишком длинной или, наоборот, слишком короткой. Постепенно, по мере отработки
1Сеченов И. М. Очерк рабочих движений человека. М., 1906, с, 255.
навыка более существенным становится кинестезический контроль за движением. Однако при выработке некоторых технических навыков рисования зрительная регуляция не может быть совершенно заменена мышечной. Это объясняется тем, что техника рисования служит изображению предметов, передаче формы, величины, определенных пропорций, чего нельзя выполнить при одной только кинестезической регуляции. С другой стороны, одной зрительной регуляции при выработке двигательного навыка графической деятельности также недостаточно: глаз замечает ошибку тогда, когда она уже возникла или начала возникать, например отклонение от прямой, несоответствие проводимой линии изображаемой форме (ее излишняя длина, искривления), в то время как ошибку нужно по возможности предупредить. Этому помогают кинестезические ощущения, сопутствующие данному движению, когда оно отработано как навык.
В процессе выполнения движения импульсы поступают в кинестезический (двигательный) анализатор. Их анализ позволяет сличать выполняемое движение с имеющимся представлением о нем и корригировать его до полного уподобления.
Важным является и то, как соотносятся зрительная и кинестезическая регуляция в процессе выполнения рисовального движения. Соотношение этих двух компонентов зависит не только от степени отработанности того или иного навыка, о чем говорилось выше, но и от сложности самого навыка.
Одни навыки требуют меньшего зрительного контроля, например навык правильного владения инструментом, навык регуляции силы движения; другие могут осуществляться при условии преобладания зрительного контроля над кинестезическим. Так, в движениях, связанных с передачей пространственных свойств предметов, зрительная регуляция остается ведущей даже тогда, когда навык отработан, например навык правильного положения кисти при рисовании широких и тонких линий, навык произвольной регуляции амплитуды, размаха движения, навык сохранения направления движений и др.
В ряде психологических работ (Е. И. Бойко, Д. Ф. Николаенко, К. К. Платонов и др.) мы находим указания на необходимость четкого различения понятий навыка и умения. Навык определяется как часть более общего понятия. 23
Умение характеризуется как способность использовать знания и навыки для решения разнообразных практических задач.
Такое понимание навыков и умений дает возможность выделить в предлагаемой группировке не только технические навыки, но и умения.
Механизмы отработки различных компонентов техники рисования будут разными. Навыки отрабатываются в результате многократного повторения действия, так как требуют доведения его до автоматизма (как держать карандаш и кисть, положение руки при рисовании прямых вертикальных и горизонтальных линий и др.).
Однако важно не только научить детей правильно держать карандаш, но и отработать более сложное и пластичное умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисования. Для этого нужен не только навык, но и знание о том, каким должно быть положение руки с инструментом при выполнении той или иной изобразительной задачи.
В это умение входит ряд навыков: правильно держать инструмент (исходное положение), положение руки с инструментом при рисовании вертикальных и горизонтальных линий, положение руки с кистью при рисовании широких полос и тонких линий и др.
Овладев всеми этими навыками и зная, какой способ действия должен применяться в том или ином случае, дети приобретают умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисования. Таким образом, первая группа нашей классификации включает не только навыки, но и умения.
Вторая группа классификации включает навыки, отработка которых приведет к образованию умения регулировать рисовальные движения в отношении силы нажима, скорости, размаха, равномерности, слитности, плавности в соответствии с задачами изображения.
Каждое из названных качеств движения отрабатывается как навык.
Навыки, выделенные в третью группу, перерастают в сенсомоторные умения, обусловливающие создание изображения: умения подчинять движение передаче любой формы, ее конфигурации, положения в пространстве, относительной величины, пропорций, что требует умения соразмерять, подчинять движения контролю взора. Эти
относительно сложные умения требуют усвоения определенных знаний и овладения входящими в них навыками: произвольное прекращение движения в нужной точке, легкое, без излишнего напряжения движение, удержание направленности движения (по прямой, по дуге, по окружности и т. д.), изменение направления движения. Эти навыки обеспечивают передачу относительной величины и пропорций форм предметов.
Так, для того чтобы произвести формообразующее рисовальное движение, нужно ощутить и определить, каким должно быть это движение, соотнеся его с формой изображаемого предмета. Известно, что это движение будет различным в зависимости от формы изображаемого предмета. Для проведения движения необходимы: навык сохранения направленности движения, навык произвольного изменения направления движения, навык правильного положения руки при рисовании прямых (вертикальных, горизонтальных, наклонных), округлых и изогнутых линий. А так как рисование осуществляется карандашом или кистью, то важно еще и овладение способами действия с этими инструментами. При неправильных действиях формообразующее движение может быть произведено неточно, а следовательно, и форма предмета искажена.
Таким образом, умение нарисовать предмет требует отработки не одного, а нескольких навыков и может быть окончательно сформировано тогда, когда навыки, входящие в его состав, отработаны. Кроме того, это умение применяется сознательно: оно требует такого умственного действия, как представление формы, величины, пропорций изображаемого предмета и соотнесение с ним рисовального движения. Овладение умениями, входящими в третью группу нашей классификации, даст возможность свободно, легко, уверенно изображать предметы любой формы, сложной конфигурации. Однако приобретение этих умений невозможно без овладения навыками и умениями, входящими в I и II группы классификации.
Итак, предлагаемая нами классификация компонентов техники рисования делится на три группы, включающие в себя навыки и умения. Навыки будут отрабатываться путем правильной постановки действия и доведения его до автоматизма в результате повторения, упражнения. Умения же будут приобретаться детьми по мере отработки входящих в них навыков, осознания задачи изображения,
а также усвоения знаний о том, как, в каких условиях эти навыки можно применять. Ясно, что одни компоненты техники должны быть отработаны раньше (навыки владения инструментом, навыки и качества движения, включенные во II группу нашей классификации, навык удержания направленности движения — по прямой, по дуге, по окружности), другие — позднее (умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисования, умение регулировать движения по силе, темпу и т. д. в соответствии с задачами изображения). Умения, направленные на передачу формы предметов, ее пространственного положения, величинных отношений формируются в соответствии с овладением навыками и усложнением изобразительных задач.
Такая последовательность определяется тем, что умения, как говорилось выше, могут быть приобретены тогда, когда отработаны входящие в них навыки и усвоены знания о материалах и инструментах, используемых в рисовании.
Глава III
МАТЕРИАЛЫДЛЯ РИСОВАНИЯ II СПОСОБЫИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Техника любого вида изобразительного искусства не существует сама по себе — она подчинена задаче изображения. Выбор того или иного материала для создания рисунка определяется его выразительными возможностями. И обучение технике рисования—не самоцель. Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.
«Программа воспитания в детском саду» предусматривает в основном обучение детей рисованию карандашом и кистью.
Каждый из этих инструментов имеет свою специфику, что определяет и способы работы с ними. Для руководства рисованием детей необходимо хорошо знать выразительные возможности обоих инструментов и разнообразные способы действия с ними.
Рассмотрим особенности каждого инструмента.
Карандаш — твердый; при работе с ним рука чувствует сопротивление материала. Карандашом можно резко очерчивать контур изображаемых предметов. Твердость его дает возможность производить разнонаправленные движения, не отрываясь от бумаги (например, при закрашивании неотрывное движение туда — обратно).
Изменение интенсивности цвета достигается изменением силы нажима на карандаш: слабый нажим — более светлый цвет, сильный нажим — более интенсивный цвет. Карандашом можно провести неширокую линию; получение более широкой линии требует неоднократного движения, а закрашивание рисунка связано с многократным повторным движением. Чем большую поверхность нужно закрасить, тем более длительно будут совершаться эти движения.
Кисть — мягкая. Рисование ею не требует сильного нажима, сопротивление материала незначительное. Это снимает напряжение руки, которое создается в работе карандашом, поэтому при рисовании кистью рука не устает. Работа кистью и краской позволяет получить цветовое пятно, сочную широкую линию, быстро покрывать цветом большие поверхности рисунка, без затраты усилий. Но зато уменьшается ощущение характера движения, что затрудняет формирование отчетливых представлений о движении, а следовательно, и самих движений. Линия контура при рисовании краской получается расплывчатой, недостаточно четкой.
Разумеется, дети не знают своеобразия этих двух инструментов (материалов) и не могут сами выделить способы работы с ними. Сходство карандаша и кисти по назначению (и тем и другим рисуют), по способу держания может побудить детей использовать их одинаково. Поэтому действиям с ними, как специфически орудийными, детей надо учить.
Анализ широкой практики показывает, что часто отдается предпочтение то одному, то другому материалу. В том случае, когда отработке техники рисования одним инструментом уделяется больше внимания, а другим — меньше, дети переносят лучше усвоенные приемы работы одним из инструментов на другой, не учитывая их специфики. Так, если отрабатывается только техника карандашного рисунка, дети переносят ее на работу с кистью, например при рисовании вертикальных и горизонтальных линий ведут кисть сбоку линии. Закрашивая рисунок, дети часто водят кистью туда — обратно, не отрывая ее от бумаги, как при закрашивании карандашом. От этого закрашенная поверхность получается в пятнах, где светлее, где темнее, и в отдельных местах мазки выходят за контур. Чтобы этого не происходило, необходимо одновременно учить способам работы и карандашом, и кистью, подчеркивая различие между ними. Такое обучение положительно влияет на выработку навыков рисования этими инструментами, на качество изображения, на выразительную сторону рисунков.
Первые краски, с которыми знакомится малыш и которыми учится рисовать,— гуашь. Можно использовать краски в специальных наборах: «Художественная», «Плакатная» или в отдельных флаконах. Краска эта густая и перед рисованием ее нужно развести водой (она должна быть
похожа на жидкую сметану). Гуашь — кроющая краска,) непрозрачная, поэтому после высыхания ее можно накладывать цвет на цвет. Чтобы получить более светлый тон того или иного цвета, к краске добавляются белила. При' этом нужно брать немного краски и в нее постепенно добавлять белила, добиваясь нужного оттенка.
Гуашевыми красками дети рисуют во всех группах детского сада. Как правило, малыши получают одну краску, но на каждом занятии ее цвет может меняться. К концу года можно дать 2 краски (при этом следует давать две кисти).
Во второй младшей группе вначале детям даются 2—3 краски, а к концу года их может быть 4—6. Такое же, а в некоторых случаях и большее, количество красок необходимо готовить и для рисования в средней группе (конечно, есть занятия, требующие меньшего количества красок). Со второй младшей группы нужно учить детей промыванию кисти перед тем, как набрать краску другого цвета.
В старшей и подготовительной группах при рисовании гуашью может быть дано в готовом виде 5 — 6 цветов. Недостающие цвета дети учатся готовить сами, смешивая краски на палитре (можно использовать плитку белого кафеля, светлый пластик или белую тарелку, блюдце). Сначала дети делают это с помощью воспитателя, а затем и самостоятельно. По окончании занятия оставшуюся чистую гуашь нужно слить из розеток в пустые флаконы (по цветам) и хорошо закрыть.
Детей старшей и подготовительной групп нужно учить работать и акварелью.
Есть разные наборы акварели в коробках по 8—12 и более цветов. Лучше приобретать акварель, залитую в металлические или фарфоровые кюветики, а не сухими плитками, так называемую «школьную» (она очень суха и, как правило, не дает чистого цвета).
Для получения более светлого тона акварельные краски разбавляются водой. Делается это на палитре. На ней же и смешиваются краски, если нужно получить какой-то новый цвет, которого нет в наборе.
Давая детям акварель, следует сразу показать правильные приемы работы ею. Перед рисованием краски надо смочить, стряхивая по капле чистой воды на каждую (чтобы они стали мягче), не касаясь их при этом ворсом кисти, т. к. иначе краска остается па ворсе, при последующем
рис. 1. Дети рисуют акварелью.
обмакивании кисти вода загрязняется, и загрязняются краски, которые смачиваются ею. (рис. 1)
Перед тем как начать рисовать, нужно попробовать цвет акварели он зависит от того, сколько воды добавлено в краску, а не постоянен, как в приготовленной к занятию гуаши.
Если требуется покрыть цветом большое пространство листа, следует учить детей готовить краску нужного оттен-
ка на палитре. Если же каждый раз брать краску из кюветика оттенок будет получаться разный, и рисунок закрасится неровно.
Для создания рисунка кисть нужно хорошо насыщать краской. Линии следует проводить один раз. Вести кисть можно только в направлении по ворсу — иначе она лохматится и портится, а линии получаются неровными, некрасивыми.
При закрашивании рисунков мазки накладываются в одном направлении; обратного движения, как при закрашивании карандашами, нет. Чтобы рисунок получился красивым, нужно не забывать своевременно обмакивать кисть в краску, не проводить по одному месту несколько раз
При повторном проведении кистью краска ложится неровно, предыдущий, еще не высохший слой, смазывается.
Необходимо овладеть различными способами работы кистью: концом кисти, всем ворсом, постепенным переходом от рисования концом к рисованию всем ворсом (если нужно передать постепенное расширение линии, например, при рисовании ствола дерева). Широкие липни удобнее рисовать, держа кисть по отношению к бумаге наклонно, а тонкие линии, рисуемые концом кисти, получаются лучше, если держать кисть вертикально, палочкой вверх.
Кисть при рисовании нужно тщательно промывать, что
бы не загрязнять краски. Поэтому необходимо заранее при
готовить воду. Лучше всего использовать пол-литровые
стеклянные банки: в них вмещается много воды, и не по
требуется частая смена ее во время работы; кроме того,
если вода загрязняется, это легко заметить и сменить ее.
Нужны также тряпочки, чтобы осушить кисть после промывания и проверить, чисто ли она вымыта и можно ли
набирать краску другого цвета. Для кистей следует иметь
подставки. Ни во время рисования, ни после не нужно оставлять кисти в банке с водой: мягкий ворс быстро меняет форму, и рисовать кистью становится трудно. По окончании занятия сразу же следует собрать кисти, прополоскать их в чистой воде и, убедившись в том, что они хорошо промыты, поставить ворсом вверх для просыхания. В подготовительной группе эту работу можно поручить детям. Если
кисти промыты плохо, то у основания ворса остается засохшая краска, которая при последующем пользовании кистью загрязняет новую краску. 1
В детском саду используются круглые кисти: для детей | младших и средних групп — одного, лучше всего среднего j размера, с 10 по 14 номер; для детей подготовительной группы — двух размеров: маленькие (2—6 номера) и большие (12—16 номера).
Для закрашивания больших плоскостей (земля, трава, небо и т. п.) можно использовать ф л е й ц (кисть с плоским ворсом в отличие от обычной круглой кисти).
Большое внимание работе кистью издавна уделялось в декоративном рисовании, где повторность элементов дает возможность отрабатывать приемы и качество рисования краской.
В свое время Е. А. Флерина указывала на декоративное рисование как на один из путей отработки техники.
После выполнения ряда декоративных работ движения детей становились смелее.
Е. И. Васильева, Е. Г. Ковальская, разрабатывая каждая свою систему декоративного рисования, также указывали, что наряду с воспитанием ряда ценных художественных качеств декоративное рисование способствует формированию разнообразных приемов работы кистью (прикладывание кисти к бумаге плашмя, всем ворсом, рисование всей кистью широких полос и концом — тонких линий, точек, завитков и т. д.).
Это очень важно. Однако следует подходить к вопросу формирования техники рисования в более широком плане, чтобы овладение техническими навыками и умениями позволяло ребенку изображать окружающий мир во всем его многообразии.
Иногда высказывается мнение, что в детском саду должно преобладать рисование краской, так как это более легкий для детей материал, ярче и красочнее карандаша, и рисунки, выполненные краской, больше радуют детей. Основываясь на этом, некоторые воспитатели совсем почти не проводят рисование карандашами.
Нам такая точка зрения представляется неверной.
Рисование в детском саду как деятельность, отражающая впечатления о предметах и явлениях окружающего, основывается на тех же позициях, что и изобразительное искусство взрослых.
Какое же место в нем занимает рисунок?
В истории развития мирового искусства рисовальное искусство всегда идет бок о бок с другими. Рисунок называют творческой лабораторией каждого мастера; наряду с этим он выделился в совершенно самостоятельный вид изобразительного искусства.
Все художники реалистического направления считали важным, более того, необходимым существование рисунка, графического искусства наряду с живописью. Мы знаем, что многие крупнейшие художники, начиная с великих мастеров Возрождения, художников XV—XVII и последующих веков вплоть до художников XX в. Матисса, Пикассо, русские художники: О. Кипренский, А. Иванов, П. Федотов, И. Репин, М. Врубель, В. Серов — придавали рисунку большое значение и сами были замечательными рисовальщиками.
Заказ 5678
Многие художники-педагоги подчеркивали необходимость овладения карандашным рисунком, особенно в ученические годы. Так, английский художник XVIII в. Д. Рейнольдс говорил в своих академических речах, что карандаш должен быть постоянным спутником учащегося. Этого же требовал от своих учеников П. П. Чистяков, указывая, что без рисунка нет живописи.
Важное место занимал рисунок как вид изобразительного искусства в творчестве В. А. Серова, замечательного рисовальщика, про которого И. Э. Грабарь писал: «Серов-рисовальщик, на мой взгляд, не уступает Серову-живописцу». По свидетельству художников-современников, Серов никогда не расставался с карандашом, с ранних лет и до конца жизни. Рисунок был его стихией. В. А. Серов хорошо владел карандашной техникой. Его графическое наследие по своему обилию и разнообразию тематики может сравниваться разве что с репинским.