Напомнить детям об аккуратном закрашивании рисунка, о том, чтобы нарисовали Снегурочке шапочку, украсили шубку.
Тем детям, которые быстро закончат изображение, предложить другой листочек; пусть нарисуют еще Снегурочку (можно в другой шубке).
Готовые работы выставлять на стенде. Подчеркнуть, как много красивых Снегурочек нарисовали дети. Предложить выбрать самых красивых и объяснить, почему тот или иной рисунок понравился. В заключение отметить ин-
1 Все формы и линии, из которых будет создаваться изображение, знакомы детям (к этому времени они должны владеть кругообразным движением, способами рисования линий в разных направлениях), поэтому педагогу не надо показывать, как рисовать Снегурочку.
тересные, выразительные детали изображения: шапочку, украшение шубки и т. п.
Подготовка к занятию.
Беседы с детьми о Новогоднем празднике в детском саду, о гостях праздника, об их подарках. Лепка Деда Мороза. Рассматривание игрушки Снегурочки.
Подготовить бумагу в половину альбомного листа, краски гуашь.
Рисование на тему «Моя любимая кукла»
Программное содержание.
Учить детей передавать в рисунке образ любимой игрушки. Закреплять умение изображать форму частей фигуры человека, их относительную величину, расположение. Продолжать учить рисовать крупно, во весь лист. Закреплять умение рисовать и закрашивать рисунки карандашами, правильно держать карандаш. Проводить штрихи в одном направлении, не заходя за линии контура. Учить рассматриванию рисунков, выбору наиболее интересных. Учить объяснять свой выбор.
Методика проведения занятия.
Сказать детям о том, что сегодня они будут рисовать любимую куклу. Надо постараться сделать так, чтобы сразу было видно, что она самая любимая. Уточнить, спрашивая детей, форму одежды куклы, форму частей и их расположение. Спросить у нескольких детей, как украсить платье куклы. Напомнить, что куклы бывают с короткими волосами, с косичками, с бантиками; можно нарисовать моряка, солдатика. Спросить детей, с чего они начнут рисовать куклу, как расположат ее на листе. Напомнить, что кукла должна быть крупной, во весь лист. В процессе занятия следить, как дети держат карандаш, как закрашивают рисунок. Помогать советом, по мере необходимости на отдельном листе бумаги показать некоторые приемы рисования. В конце занятия обратить внимание на то, как много красивых кукол получилось. Предложить 2—3 детям рассказать о своей кукле, еще двум найти другую красивую куклу, рассказать, почему она понравилась.
|
Подготовка к занятию.
Рассмотреть с детьми несколько кукол и разной одежде, в том числе куклу-солдатика, куклу-моряка и др. Обратить внимание на форму и величину частей, их располо-
жение, на одежду, волосы. Подготовить цветные карандаши, бумагу в половину альбомного листа.
Примечай и е. Это занятие проводится в конце учебного года. До него в течение предыдущих месяцев дети не раз рисовали разных кукол, людей, поэтому нет необходимости в подробном объяснении, рассматривании кукол, вызове детей к доске для показа приемов изображения: на основе ранее усвоенных знаний, навыков и умений дети рисуют кукол но собственному замыслу.
Старшая группа
Рисование на тему «Осенние цветы (космея)»
|
Программное содержание.
Учить определять форму предмета и его частей. Передавать в рисунке форму и строение растений, относительную величину их частей, расположение. Учить продумывать композицию рисунка на листе бумаги в соответствии с конструкцией растения. Учить передавать цветовую гамму букета.
Учить правильно пользоваться акварелью, продолжать знакомить с ее особенностями по сравнению с гуашью.
Методика проведения занятия.
В начале занятия показать детям акварельные краски, спросить, как они называются1. Уточнить название этих красок, от какого слова оно происходит (аква —вода). Показать, как их набирать на кисть (слегка поворачивая кисть, положив ее ворсом на краску). Затем предложить вспомнить и объяснить, как ими пользоваться (эта краска разводится водой на палитре; чем больше воды, тем светлее становится краска. Чтобы краски лучше рисовали, их готовят перед занятием, капая на каждую каплю воды). Предложить всем детям приготовить краску. Проследить, как они это делают. Поправлять по мере надобности. Напомнить детям, какие красивые цветы — космея — растут на клумбе, как их много. Они похожи на ромашки, толь-
1 Этому занятию должно предшествовать первое знакомство с акварелью и рисование ою. Чтобы дети не отвлекались на создание изображения, а лучше узнали способы работы красками, не следует ставить перед ними изобразительные задачи. Пусть они на листах бумаги (линиями, пятнами, как хотят) попробуют рисовать краской то одного, то другого цвета, высветляя его путем постепенного добавления воды.
ко крупнее, и все разного цвета. Рассмотреть те цветы, которые стоят в вазе. Уточнить их строение, форму (дети не рисуют вазу). В процессе занятия напоминать об использовании красок разных цветов для передачи цвета космеи, о необходимости вначале попробовать цвет на палитре, а затем уже рисовать. Следить за тем, как дети рисуют акварелью. Напоминать о необходимости смены воды для промывания кисти по мере загрязнения. (Если в краску попадет грязная вода, то цвет ее испортится и рисунок получится грязным, некрасивым.) Напоминать, что прома-кивая кисть после промывания о салфетку, можно проверить, чисто ли она промыта.
|
По окончании занятия все рисунки выставить на стенд, полюбоваться красивыми цветами, подчеркнуть использование разных красок красного цвета. Предложить детям сказать, какими красками они рисовали, уточнить основные приемы работы. Спросить, чем акварель отличается от гуаши. Ответы детей уточнить: гуашь густая непрозрачная краска, рисовать ею надо обмакивая кисть всем ворсом в розетку с краской. Акварель разводится водой. Это прозрачная краска.
Подготовка к занятию.
Рассматривание цветов на клумбах и газонах, на участке, сравнение и определение оттенков: малиновый, посветлее, бледно-розовый и т. д.
Набрать 8—10 цветов космеи разных оттенков, поставить их в вазу (дети не обязательно должны изобразить столько же, важно, чтобы они передали их особенности).
Рисование на тему «Грузовая машина»
Программное содержание.
Учить детей изображать предметы, состоящие из нескольких частей прямоугольной я круглой формы. Учить правильно передавать форму каждой части с ее характерными особенностями (кабина и мотор — прямоугольной формы со срезанным углом), правильно располагать части при их изображении. Закреплять навык правильного рисования вертикальных и горизонтальных линий, правильного закрашивания предметов.
Методика проведения занятия.
Показать детям заранее выбранную игрушечную машину. Сказать, что сегодня они будут рисовать такую же.
_
Предложить детям внимательно ее рассмотреть. Лучше начать рассматривать с самой крупной части, с кузова. Спросить детей, какой формы кузов, при этом обвести его по контуру пальцем. Ответ детей подтвердить: «Правильно, кузов прямоугольной формы». Можно вызвать кого-либо из детей, предложив обвести рукой кузов по контуру и назвать его форму. Затем спросить, какой формы кабина. Если дети ответят «прямоугольной», сказать: «Да, почти прямоугольной»; если будут затрудняться с ответом, задать наводящий вопрос: «На какую форму больше похожа?» После ответа детей спросить у них, чем кабина отличается от прямоугольной формы (один угол срезан и сторона идет косо).
После этого спросить у детей, какая часть самая большая, как все части машины расположены (кузов — прямоугольная часть в длину, кабина в высоту, а мотор опять в длину).
Обратить внимание на колеса, их форму и расположение по отношению к другим частям машины (одно — почти посередине, под кузовом машины, другое — под мотором). Как правило, дети на это не обращают внимания и в рисунке смещают расположение колес (как получится).
Спросить детей, знают ли они, с чего надо начинать рисовать машину. (Удобнее начинать с самой большой части — с кузова и затем последовательно рисовать следующие, сравнивая их по величине.) Уточнив последовательность работы, можно предложить вспомнить (если не у всех закрепились эти знания), как нужно рисовать стороны всех прямоугольных частей машины, чтобы было видно, как ведешь линию. Предложить взять карандаш правильно, показать в воздухе, как надо вести руку при рисовании линий слева направо и сверху вниз. После этого разрешить рисовать.
Напомнить, чтобы рисовали кузов не очень близко к нижнему краю листа, иначе не поместятся колеса, рисунок будет некрасивым.
Следить, чтобы дети использовали показанные способы рисования, правильно передавали форму частей, их величину, расположение, красиво закрашивали рисунки.
По окончании работы все рисунки выставить на доске. Предложить рассмотреть их, выбрать лучшие. Направлять выбор лучших работ, припоминая задачи, которые были поставлены перед детьми (передать форму частей, их вели-
чину, расположение, проводить прямые линии, рисовать колеса ровные).
Примечание. Дети часто не умеют рисовать круглые, ровные колеса, поэтому перед началом этого занятия целесообразно провести упражнение на рисование небольших кругов, добиваться их одинакового размера. Такое упражнение нужно провести до рассматривания машины, сказав, что дети будут рисовать машину, у которой круглые, одинаковые колеса, и нужно поучиться их хорошо делать.
Подготовка к занятию.
Рассмотреть с детьми грузовую машину. (Можно хорошо сделанную игрушку или иллюстрацию в книге, где машина изображена сбоку и отчетливо видны все части. Для рисования не обязательно выбирать машину с низким кузовом: это может быть специализированная машина с закрытой высокой частью вместо кузова.)
Приготовить цветные карандаши, бумагу белую размером в половину альбомного листа.
Рисование на тему «Деревья без листьев»
Программное содержание.
Учить детей рисовать предметы и несложные сюжеты по представлению, передавать строение предмета, его характерные особенности (ствол, толстые и тонкие ветки, отходящие в разные стороны). Изображать характер деревьев, их строение, направление ветвей, их величину по отношению к стволу дерева, красиво располагать деревья на листе бумаги. Учить детей рисовать угольным карандашом и сангиной прямые и изогнутые линии, меняя слегка направление движения карандаша. Учить регулировать силу нажима на карандаш по мере надобности. (В основном рисовать карандашом и сангиной легко, так как этот материал дает яркую, четкую линию, но если что-то надо нарисовать темнее, можно нажать на карандаш посильнее, провести эту линию еще раз. Это даст возможность изобразить предмет более выразительно.) Закреплять умение рисовать линии легко, свободно, без напряжения.
Методика проведения занятия.
Вспомнить с детьми, какие деревья растут на участке, какие они видели на картинках.
Предложить вспомнить строение деревьев, относительную величину их ствола, веток, характер ствола и веток.
Частично показать детям приемы рисования деревьев угольным карандашом и сангиной, подчеркнув характер работы этими материалами: рисовать ими надо легко, слегка касаясь бумаги, в некоторых местах можно нажать посильнее, чем везде, тогда получится темнее, будет выглядеть, как будто в этом месте кора дерева потемнела; можно не нажимать сильнее, а провести по одному месту еще раз карандашом, палочкой сангины. В процессе показа обратить внимание на характер движения руки при передаче искривления ствола, веток: рука движется сверху вниз или слева направо и при этом слегка отклоняется то в ту, то в другую сторону. Спрашивать детей о том, как движется рука с карандашом при рисовании вертикально расположенных частей дерева, как при рисовании горизонтально расположенных частей, добиваясь объяснения, почему нужно вести руку именно так. Предложить детям подумать, как они разместят изображения деревьев на листе бумаги.
Во время выполнения задания следить за тем, как дети держат карандаш, добиваться, чтобы они свободно, легко вели линии, свободно держали карандаш, сангину. Следить за процессом создания изображения, передачей характера дерева, его строения, относительной величины ствола, веток. Напоминать о передаче некоторых характерных особенностей ствола и веток.
По окончании все рисунки рассмотреть с детьми, отметить наиболее интересные деревья: толстые, искривленные, сучковатые или, наоборот, стройные. Отметить красивое расположение их на листе.
Несколько самых выразительных рисунков отобрать, чтобы составить из них небольшой фриз и повесить его на некоторое время в групповой комнате. К отбору привлечь детей, предложив обосновать их выбор.
Подготовка к занятию.
Рассматривать иллюстрации, на которых изображены деревья без листьев. Наблюдать деревья на прогулках, отметить разнообразие деревьев в зависимости от породы, возраста. Деревья бывают высокие, низкие, с небольшим количеством веток и сильно разветвленные. Различен и характер стволов: одни — высокие, стройные, другие — толстые, сучковатые, третьи — раздвоенные и т. д.
Приготовить бумагу размером в альбомный лист, угольные карандаши, сангину.
Рисование на тему «Бабочки летают над лугом»
Программное содержание.
Учить отражать в рисунках несложный сюжет, передавая картины окружающей жизни. Располагать изображения на широкой полосе. Передавать колорит того или иного явления на основе наблюдений. Развивать цветовое восприятие. Передавать контуры бабочек неотрывной линией. Закреплять умение рисовать акварелью. Учить сочетать в рисунке акварель и гуашь. Учить готовить нужные цвета, смешивая акварель и белила.
Методика проведения занятия.
Спросить у детей, какое сейчас время года. Предложить рассказать, что они видели на прогулке (много цветов, бабочек на лугу). Вспомнить, каких красивых бабочек видели (махаон, лимонница, аполлон, адмирал и т. д.). Сказать детям, что они будут рисовать, как бабочки летают над лугом. На отдельном листе бумаги у доски показать, как рисовать крылья бабочек одним слитным движением. Вызвать к доске ребенка, чтобы он показал, как нужно рисовать бабочку. Предложить использовать акварель вместе с белилами. Попросить кого-либо объяснить, как на палитре в белую краску добавить основную, чтобы получить более светлый оттенок цвета. Уточнить, спрашивая детей, как можно приготовить розовую, голубую, светло-серую краски, используя белила. Напомнить о возможности рисовать белилами цветы, узоры на крыльях бабочек и т. п. В процессе рисования стимулировать использование детьми разнообразных цветов и оттенков. Обращать внимание на применение различных приемов рисования кистью в зависимости от задач изображения: всем ворсом, при покрывании цветом широких плоскостей (трава, небо), при рисовании широких линий. Делать концом кисти тонкие линии: травинки, стебельки, лепестки и т. п. При этом кисть надо держать вертикально, палочкой вверх, касаясь бумаги лишь концом ворса. Напоминать детям о том, чтобы краску на краску накладывали по высыхании.
По окончании рассмотреть детские рисунки. Отметить, какие яркие, нарядные бабочки летают над лугом. Предложить детям выбрать понравившиеся рисунки, рассказать о них. В заключение спросить детей, понравилось ли им Рисовать акварелью и гуашью - белилами. Предложить
объяснить, почему понравилось. Если дети сами не ответят на этот вопрос, сказать, что рисунки получаются разнообразными, богатыми по цвету. Летом много цветов, ярких бабочек. При помощи белой гуаши можно получить много разных оттенков цветов и создать красочные рисунки, передающие летнее цветение.
Подготовка к занятию.
Наблюдать с детьми на прогулке цветущий луг, летающих над ним бабочек. Рассмотреть иллюстрации с изображением бабочек. Уточнить, что у них есть крылья, тельце, усики. Обратить внимание на разнообразие цветов и оттенков цветущего луга, крыльев бабочек.
Приготовить акварельные краски, гуашь - белила, бумагу размером в альбомный лист или чуть больше.
Подготовительная группа
Рисование на тему «Спасская башня Кремля»1
Программное содержание.
Учить детей рисовать Спасскую башню, правильно передавая ее форму, строение, величину частей, характерные детали. Закрепить способы рисования краской; рисования всей кистью и ее концом, способы рисования прямых линий, прямоугольных форм, закрашивания изображения.
Методика проведения занятия.
Напомнить детям о том, что им показывали картинки, на которых была нарисована Спасская башня Кремля, что они вырезали и наклеивали эту башню. Это высокая красивая башня, и ее надо постараться очень хорошо нарисовать, чтобы она получилась такая же красивая. (Если не удастся достать хорошую иллюстрацию, где четко видна конструкция башни, пропорции частей, надо ее нарисовать, опустив мелкие детали.) Рассмотрев еще раз иллюстрацию, уточнить строение башни: внизу самая большая часть прямоугольной формы, затем идет квадратная небольшая часть, на ней расположены часы, выше небольшая прямо-
1 Это занятие может быть организовано в старшей группе. Но проводить его нужно в конце года после празднования 1 Мая. К этому времени дети овладевают необходимыми техническими навыками, у них развивается глазомер, формообразующие движения, позволяющие решить сложную задачу передачи в изображении конструкции Спасской башни Кремля.
угольная часть и на ней шпиль со звездой, по обе стороны от башни отходит зубчатая стена.
Очень важно, как будет нарисована звезда на шпиле башни. Дети, как правило, звезду рисовать не умеют. Поэтому, перед тем как проводить это занятие, нужно научить их рисовать пятиконечную звезду. Детям хочется нарисовать красивую звезду, и они учатся этому с удовольствием.
Чтобы башня получилась прямая, стройная, нужно работать не спеша. Прежде чем рисовать каждую часть, нужно наметить ее крайние точки. Педагог показывает, как это сделать: подумать, посмотреть, сколько места должна занять на рисунке башня, какая по отношению к другим частям самая большая часть, наметить ее точками, посмотреть; если правильно намечено и осталось достаточно места для других частей, можно рисовать. И так каждую часть. Тогда башня будет правильной, красивой. Спросить детей, как надо рисовать кистью прямые линии. Затем предложить начать. В процессе выполнения задания следить, чтобы дети намечали каждую часть, прежде чем ее рисовать, правильно рисовали все части башни, аккуратно закрашивали. По окончании рисунки выставить на доску, рассмотреть вместе с детьми, предложить выбрать наиболее удачные, при этом объяснить, почему они выбирают именно эти рисунки. Обратить внимание на передачу конструкции башни, формы и пропорций ее частей.
Подготовка к занятию.
Рассмотреть иллюстрации с изображением башни. Рассказать детям о башне. Аппликация башни из готовых форм с вырезыванием ворот, шпилей, зубчатой стены (дети старшей группы получают стену в готовом виде). В аппликации уточнить строение башни, последовательное расположение частей, их величину. При подготовке красок обратить внимание на цвет краски для башни (она не должна быть светлая, ярко-красная); для шпилей подготовить темно-зеленую и белую краски (неправильно подобранные цвета сделают рисунок крикливым, некрасивым).
Рисование на тему «База с ветками» (с натуры)
Программное содержание. Учить детей рисовать предмет с натуры, точно передавая его характерные особенности: форму, строение, цвет.
Учить рисовать краской изогнутые линии (рука плавно движется в том же направлении, что и линия, отклоняясь по ходу движения влево - вправо или вниз - вверх); закреплять способы рисования кистью (всем ворсом — толстые линии и концом — тонкие линии), аккуратного закрашивания рисунка.
Методика проведения занятия.
Поставить вазу с ветками на стол. Сказать детям, что сегодня они нарисуют такую вазу. Рассмотреть вазу, обратив внимание на ее форму: ваза низкая, внизу круглая, а кверху сужается и образует небольшое горлышко. При рассматривании вазы привлекать детей к активному анализированию формы: предложить движением рук в воздухе описать форму вазы. Обратить внимание на расположение веточек: они, плавно изгибаясь, наклоняются книзу; одна, слегка наклонившись, смотрит вверх. Предложить детям движением рук показать, как изгибаются ветки. Повторить это движение несколько раз. Затем показать, как концом кисти нарисовать тонкие изгибающиеся ветки; вызвать для показа кого-нибудь из детей (после показа педагога), обратив внимание на положение кисти при рисовании больших веток, на плавность, слитность движения руки ребенка. Уточнить, с чего нужно начинать рисунок (с вазы). Чтобы рисунок хорошо уместился на листе бумаги, нужно отметить точками, какой величины он будет, посмотреть, уместятся ли ветки. Предложить начать рисовать.
В процессе выполнения следить за тем, как рисуют дети, напомнить, чтобы они аккуратно пользовались краской, веточки рисовали концом кисти, иначе они получатся слишком толстыми.
По окончании рассмотреть рисунки, сравнить с натурой, отметить рисунки, больше всего похожие на натуру. Отметить качество рисунков: красиво нарисованная ваза, хорошо, аккуратно закрашенная, ветки нарисованы концом кисти, плавным, неотрывным движением.
Подготовка к занятию.
Рассмотреть с детьми форму ваз с цветами и ветками, стоящих в групповой комнате, сравнить их по форме, подчеркнуть их сходство и различие. Провести занятие по аппликации, на котором научить детей вырезывать вазы различной формы. Наклеить ну па одном листе бумаги, сравнить, отметить характер формы. Подобрать валу для рисо-
вания накануне занятия, поставить в нее ветки, рассмотреть, уточнить ее форму, характер веток.
Приготовить листы бумаги какого-нибудь светлого тона, подходящего по цвету к вазе и веткам, чтобы в целом создавалась красивая цветовая гамма. Формат листа бумаги должен соответствовать пропорциям натуры в целом.
Подготовить гуашевые краски.
Рисование на тему «Избушка ледяная и лубяная»
Программное содержание.
Учить изображать эпизоды знакомой сказки, правильно располагая предметы на листе бумаги и передавая соотношение частей предметов по величине.
Учить детей использовать в рисунке гуашь, угольный карандаш, сангину, учитывая их выразительные возможности; закреплять приемы рисования прямых линий кистью, приемы рисования сангиной.
Методика проведения занятия.
Сказать детям: «Недавно вы рисовали домики трех поросят. Вспомните, какие еще сказочные домики вы знаете». Дети должны вспомнить домики лисы и зайца по сказке «Лиса и заяц». Спросить детей, какие это были домики. Предложить кому-нибудь вспомнить, как говорится об этом в сказке, спросить, чем какой домик лучше рисовать. Уточнить приемы работы кистью и сангиной, поговорить о том, как рисовать домики.
Предложить детям правильно взять сангину, показать, как они ее держат, сказать, как ею нужно рисовать (сильно не нажимать, при рисовании горизонтальной линии рука с сангиной идет внизу линии, при рисовании вертикали—сбоку линии; можно показать это на доске). Предложить начать рисовать лубяную избушку. Когда дети будут переходить к рисованию краской, напомнить, что кистью можно рисовать по-разному: всем ворсом и концом; уточнить, как в том и другом случае нужно держать кисть. В процессе работы следить за тем, как рисуют дети, какие способы рисования используют, напоминать, чтобы красиво располагали избушки на листе бумаги. Когда дети нарисуют, напомнить, что зайчик и лиса построили свои домики в лесу, обратить внимание на передачу величины домиков и деревьев. Поощрять изображение леса, зайца, лисы.
L
По окончании занятия просмотреть все работы, выбрать наиболее интересные и хорошо выполненные, предложить детям объяснить, почему они выбрали именно эти рисунки, отметить прочность и красоту лубяной избушки, интересные изображения ледяного домика. Отметить вместе с детьми (спросить их) интересные элементы в тех рисунках, которые не были отобраны. Так, в одном может быть выразительно нарисована какая-нибудь одна избушка, в другом — деревья, в третьем — зверушки.
Подготовка к занятию.
За 1—2 дня до занятия или накануне прочитать детям сказку «Лиса и заяц», поговорить о том, какие домики построили себе заяц и лиса.
Приготовить листы бумаги по размеру больше альбомного голубоватого тона, краски гуашь (белая, зеленая, желтая, охра), угольный карандаш, сангину.
Рисование на тему «Олешек»1
Программное содержание.
Учить детей передавать в рисунке керамическую скульптуру, изображающую животного. Учить передавать характерные особенности формы: слитность, плавность, изящество линий, гладкую полированную поверхность. Развивать плавные, слитные движения, учить контролировать движения руки зрением, развивать зрительно-двигательные координации.
Методика проведения занятия.
Сказать детям о том, что они будут учиться рисовать керамическую фигурку. Показать скульптуру, обследовать ее, включив движение указательного пальца по контуру животного (в профиль). Начать движение руки с головы животного, вести медленно, не отрывая пальца от поверхности фигуры, подчеркивая ее слитность, плавность. Движение обследования сопровождать словами, объясняющими, какую часть обрисовывает палец: «Голова олешка, рога, шея, спина, одна задняя нога, другая, живот» и т. д. Это позволит детям осознать направление движения, его последовательность, даст возможность лучше запомнить части
1 Может быть взята любая керамическая скульптура, изображающая животного: козлик, лань, конь.
животного. Обведение повторить, так же как и первый раз произнося название частей. Затем мягким карандашом с более толстым грифелем (типа «Деловой», «Кремль») на доске показать способ рисования слитным безостановочным движением1. Движение руки воспитателя сопровождать объяснением последовательности создания изображения. Вести линию контура медленно, плавно, не отнимая карандаша от бумаги.
После этого предложить детям на специальном листочке бумаги поупражняться в рисовании олешка. Обращать внимание на правильность движения, подчеркнуть необходимость внимательно следить за тем, какая часть рисуется, какой величины. Если кто-то из детей будет испытывать затруднения, не справится с изображением, провести индивидуальное обследование фигурки, обводя ее пальцем ребенка (взяв его руку в свою). Затем, если этого будет недостаточно, нарисовать фигурку на отдельном листочке вместе с ребенком (взяв его руку в свою). Индивидуальное обследование и показ рисования сопровождать объяснением.
Детям, у которых получится контур животного, предложить рисовать скульптуру и закрашивать ее на приготовленном для этого листе бумаги.
Все рисунки выставить на доске, обратить внимание на слитность, плавность линий животного, гладко закрашенную поверхность. Спросить детей, как рисовать такие керамические фигурки. Подчеркнуть, что у тех детей, которые рисовали и закрашивали правильно, аккуратно, фигурка получилась красивой.
Подготовка к занятию.
Рассматривание с детьми керамических изделий, скульптурок животных, подчеркивание плавности, слитности, изящности их линий. Обведение по контуру.
К занятию подготовить 1/2 писчего (альбомного) листа бумаги или лист в форме квадрата (в зависимости от пропорций скульптуры, выбранной для рисования).
Отобрать керамическую фигуру животного, цветные карандаши.
1 Если воспитатель не уверен в том, что изображение при показе у доски получится без искажений, следует заранее легко простым графитным карандашом нарисовать контур фигурки, а при показе у доски обвести его. Важно, чтобы движение руки педагога было таким, какое требуется от детей.
Примечание. Чтобы закрепить способ рисования сложной формы неотрывным плавным движением, после этого занятия целесообразно предложить выполнить сюжетный рисунок, в которой бы включалось несколько изображений такой фигуры. Например: «Олешки гуляют на лугу» или «Олешки пасутся» и т. п. На таком занятии способ рисования животного показывают вызванные к доске дети.
Рисование на тему «Наш город зимой»
Программное содержание.