В «Библиотеке воспитателя детского сада» 9 глава




Напомнить детям об аккуратном закрашивании рисун­ка, о том, чтобы нарисовали Снегурочке шапочку, украси­ли шубку.

Тем детям, которые быстро закончат изображение, предложить другой листочек; пусть нарисуют еще Снегу­рочку (можно в другой шубке).

Готовые работы выставлять на стенде. Подчеркнуть, как много красивых Снегурочек нарисовали дети. Предло­жить выбрать самых красивых и объяснить, почему тот или иной рисунок понравился. В заключение отметить ин-

1 Все формы и линии, из которых будет создаваться изобра­жение, знакомы детям (к этому времени они должны владеть кру­гообразным движением, способами рисования линий в разных на­правлениях), поэтому педагогу не надо показывать, как рисовать Снегурочку.


тересные, выразительные детали изображения: шапочку, украшение шубки и т. п.

Подготовка к занятию.

Беседы с детьми о Новогоднем празднике в детском са­ду, о гостях праздника, об их подарках. Лепка Деда Моро­за. Рассматривание игрушки Снегурочки.

Подготовить бумагу в половину альбомного листа, крас­ки гуашь.

Рисование на тему «Моя любимая кукла»

Программное содержание.

Учить детей передавать в рисунке образ любимой иг­рушки. Закреплять умение изображать форму частей фи­гуры человека, их относительную величину, расположе­ние. Продолжать учить рисовать крупно, во весь лист. Закреплять умение рисовать и закрашивать рисунки каран­дашами, правильно держать карандаш. Проводить штрихи в одном направлении, не заходя за линии контура. Учить рассматриванию рисунков, выбору наиболее интересных. Учить объяснять свой выбор.

Методика проведения занятия.

Сказать детям о том, что сегодня они будут рисовать любимую куклу. Надо постараться сделать так, чтобы сра­зу было видно, что она самая любимая. Уточнить, спраши­вая детей, форму одежды куклы, форму частей и их рас­положение. Спросить у нескольких детей, как украсить платье куклы. Напомнить, что куклы бывают с короткими волосами, с косичками, с бантиками; можно нарисовать моряка, солдатика. Спросить детей, с чего они начнут ри­совать куклу, как расположат ее на листе. Напомнить, что кукла должна быть крупной, во весь лист. В процессе за­нятия следить, как дети держат карандаш, как закраши­вают рисунок. Помогать советом, по мере необходимости на отдельном листе бумаги показать некоторые приемы рисования. В конце занятия обратить внимание на то, как много красивых кукол получилось. Предложить 2—3 детям рассказать о своей кукле, еще двум найти другую красивую куклу, рассказать, почему она понравилась.

Подготовка к занятию.

Рассмотреть с детьми несколько кукол и разной одеж­де, в том числе куклу-солдатика, куклу-моряка и др. Об­ратить внимание на форму и величину частей, их располо-


 


жение, на одежду, волосы. Подготовить цветные каранда­ши, бумагу в половину альбомного листа.

Примечай и е. Это занятие проводится в конце учеб­ного года. До него в течение предыдущих месяцев дети не раз рисовали разных кукол, людей, поэтому нет необ­ходимости в подробном объяснении, рассматривании ку­кол, вызове детей к доске для показа приемов изображе­ния: на основе ранее усвоенных знаний, навыков и уме­ний дети рисуют кукол но собственному замыслу.

Старшая группа

Рисование на тему «Осенние цветы (космея)»

Программное содержание.

Учить определять форму предмета и его частей. Пере­давать в рисунке форму и строение растений, относитель­ную величину их частей, расположение. Учить продумы­вать композицию рисунка на листе бумаги в соответствии с конструкцией растения. Учить передавать цветовую гам­му букета.

Учить правильно пользоваться акварелью, продолжать знакомить с ее особенностями по сравнению с гуашью.

Методика проведения занятия.

В начале занятия показать детям акварельные краски, спросить, как они называются1. Уточнить название этих красок, от какого слова оно происходит (аква —вода). Показать, как их набирать на кисть (слегка поворачивая кисть, положив ее ворсом на краску). Затем предложить вспомнить и объяснить, как ими пользоваться (эта краска разводится водой на палитре; чем больше воды, тем светлее становится краска. Чтобы краски лучше рисовали, их го­товят перед занятием, капая на каждую каплю воды). Предложить всем детям приготовить краску. Проследить, как они это делают. Поправлять по мере надобности. На­помнить детям, какие красивые цветы — космея — растут на клумбе, как их много. Они похожи на ромашки, толь-

1 Этому занятию должно предшествовать первое знакомство с акварелью и рисование ою. Чтобы дети не отвлекались на созда­ние изображения, а лучше узнали способы работы красками, не следует ставить перед ними изобразительные задачи. Пусть они на листах бумаги (линиями, пятнами, как хотят) попробуют рисовать краской то одного, то другого цвета, высветляя его путем посте­пенного добавления воды.


ко крупнее, и все разного цвета. Рассмотреть те цветы, которые стоят в вазе. Уточнить их строение, форму (дети не рисуют вазу). В процессе занятия напоминать об ис­пользовании красок разных цветов для передачи цвета космеи, о необходимости вначале попробовать цвет на па­литре, а затем уже рисовать. Следить за тем, как дети ри­суют акварелью. Напоминать о необходимости смены воды для промывания кисти по мере загрязнения. (Если в кра­ску попадет грязная вода, то цвет ее испортится и рисунок получится грязным, некрасивым.) Напоминать, что прома-кивая кисть после промывания о салфетку, можно прове­рить, чисто ли она промыта.

По окончании занятия все рисунки выставить на стенд, полюбоваться красивыми цветами, подчеркнуть использо­вание разных красок красного цвета. Предложить детям сказать, какими красками они рисовали, уточнить основ­ные приемы работы. Спросить, чем акварель отличается от гуаши. Ответы детей уточнить: гуашь густая непрозрач­ная краска, рисовать ею надо обмакивая кисть всем вор­сом в розетку с краской. Акварель разводится водой. Это прозрачная краска.

Подготовка к занятию.

Рассматривание цветов на клумбах и газонах, на уча­стке, сравнение и определение оттенков: малиновый, по­светлее, бледно-розовый и т. д.

Набрать 8—10 цветов космеи разных оттенков, поста­вить их в вазу (дети не обязательно должны изобразить столько же, важно, чтобы они передали их особенности).

Рисование на тему «Грузовая машина»

Программное содержание.

Учить детей изображать предметы, состоящие из не­скольких частей прямоугольной я круглой формы. Учить правильно передавать форму каждой части с ее характер­ными особенностями (кабина и мотор — прямоугольной формы со срезанным углом), правильно располагать части при их изображении. Закреплять навык правильного ри­сования вертикальных и горизонтальных линий, правиль­ного закрашивания предметов.

Методика проведения занятия.

Показать детям заранее выбранную игрушечную машину. Сказать, что сегодня они будут рисовать такую же.


_


Предложить детям внимательно ее рассмотреть. Лучше начать рассматривать с самой крупной части, с кузова. Спросить детей, какой формы кузов, при этом обвести его по контуру пальцем. Ответ детей подтвердить: «Правиль­но, кузов прямоугольной формы». Можно вызвать кого-либо из детей, предложив обвести рукой кузов по контуру и назвать его форму. Затем спросить, какой формы каби­на. Если дети ответят «прямоугольной», сказать: «Да, почти прямоугольной»; если будут затрудняться с ответом, задать наводящий вопрос: «На какую форму больше похожа?» После ответа детей спросить у них, чем кабина отли­чается от прямоугольной формы (один угол срезан и сто­рона идет косо).

После этого спросить у детей, какая часть самая боль­шая, как все части машины расположены (кузов — пря­моугольная часть в длину, кабина в высоту, а мотор опять в длину).

Обратить внимание на колеса, их форму и расположе­ние по отношению к другим частям машины (одно — по­чти посередине, под кузовом машины, другое — под мото­ром). Как правило, дети на это не обращают внимания и в рисунке смещают расположение колес (как получится).

Спросить детей, знают ли они, с чего надо начинать ри­совать машину. (Удобнее начинать с самой большой ча­сти — с кузова и затем последовательно рисовать следую­щие, сравнивая их по величине.) Уточнив последователь­ность работы, можно предложить вспомнить (если не у всех закрепились эти знания), как нужно рисовать сто­роны всех прямоугольных частей машины, чтобы было видно, как ведешь линию. Предложить взять карандаш правильно, показать в воздухе, как надо вести руку при рисовании линий слева направо и сверху вниз. После это­го разрешить рисовать.

Напомнить, чтобы рисовали кузов не очень близко к нижнему краю листа, иначе не поместятся колеса, рису­нок будет некрасивым.

Следить, чтобы дети использовали показанные способы рисования, правильно передавали форму частей, их вели­чину, расположение, красиво закрашивали рисунки.

По окончании работы все рисунки выставить на доске. Предложить рассмотреть их, выбрать лучшие. Направлять выбор лучших работ, припоминая задачи, которые были по­ставлены перед детьми (передать форму частей, их вели-


чину, расположение, проводить прямые линии, рисовать колеса ровные).

Примечание. Дети часто не умеют рисовать круг­лые, ровные колеса, поэтому перед началом этого занятия целесообразно провести упражнение на рисование неболь­ших кругов, добиваться их одинакового размера. Такое уп­ражнение нужно провести до рассматривания машины, ска­зав, что дети будут рисовать машину, у которой круглые, одинаковые колеса, и нужно поучиться их хорошо делать.

Подготовка к занятию.

Рассмотреть с детьми грузовую машину. (Можно хо­рошо сделанную игрушку или иллюстрацию в книге, где машина изображена сбоку и отчетливо видны все части. Для рисования не обязательно выбирать машину с низким кузовом: это может быть специализированная машина с закрытой высокой частью вместо кузова.)

Приготовить цветные карандаши, бумагу белую раз­мером в половину альбомного листа.

Рисование на тему «Деревья без листьев»

Программное содержание.

Учить детей рисовать предметы и несложные сюжеты по представлению, передавать строение предмета, его ха­рактерные особенности (ствол, толстые и тонкие ветки, от­ходящие в разные стороны). Изображать характер деревь­ев, их строение, направление ветвей, их величину по от­ношению к стволу дерева, красиво располагать деревья на листе бумаги. Учить детей рисовать угольным карандашом и сангиной прямые и изогнутые линии, меняя слегка на­правление движения карандаша. Учить регулировать силу нажима на карандаш по мере надобности. (В основном рисовать карандашом и сангиной легко, так как этот ма­териал дает яркую, четкую линию, но если что-то надо на­рисовать темнее, можно нажать на карандаш посильнее, провести эту линию еще раз. Это даст возможность изобра­зить предмет более выразительно.) Закреплять умение ри­совать линии легко, свободно, без напряжения.

Методика проведения занятия.

Вспомнить с детьми, какие деревья растут на участке, какие они видели на картинках.

Предложить вспомнить строение деревьев, относитель­ную величину их ствола, веток, характер ствола и веток.


Частично показать детям приемы рисования деревьев угольным карандашом и сангиной, подчеркнув характер работы этими материалами: рисовать ими надо легко, слег­ка касаясь бумаги, в некоторых местах можно нажать по­сильнее, чем везде, тогда получится темнее, будет выгля­деть, как будто в этом месте кора дерева потемнела; мож­но не нажимать сильнее, а провести по одному месту еще раз карандашом, палочкой сангины. В процессе показа об­ратить внимание на характер движения руки при переда­че искривления ствола, веток: рука движется сверху вниз или слева направо и при этом слегка отклоняется то в ту, то в другую сторону. Спрашивать детей о том, как дви­жется рука с карандашом при рисовании вертикально рас­положенных частей дерева, как при рисовании горизон­тально расположенных частей, добиваясь объяснения, по­чему нужно вести руку именно так. Предложить детям подумать, как они разместят изображения деревьев на лис­те бумаги.

Во время выполнения задания следить за тем, как дети держат карандаш, добиваться, чтобы они свободно, легко вели линии, свободно держали карандаш, сангину. Сле­дить за процессом создания изображения, передачей ха­рактера дерева, его строения, относительной величины ствола, веток. Напоминать о передаче некоторых характер­ных особенностей ствола и веток.

По окончании все рисунки рассмотреть с детьми, отме­тить наиболее интересные деревья: толстые, искривленные, сучковатые или, наоборот, стройные. Отметить красивое расположение их на листе.

Несколько самых выразительных рисунков отобрать, чтобы составить из них небольшой фриз и повесить его на некоторое время в групповой комнате. К отбору привлечь детей, предложив обосновать их выбор.

Подготовка к занятию.

Рассматривать иллюстрации, на которых изображены деревья без листьев. Наблюдать деревья на прогулках, от­метить разнообразие деревьев в зависимости от породы, воз­раста. Деревья бывают высокие, низкие, с небольшим ко­личеством веток и сильно разветвленные. Различен и ха­рактер стволов: одни — высокие, стройные, другие — тол­стые, сучковатые, третьи — раздвоенные и т. д.

Приготовить бумагу размером в альбомный лист, уголь­ные карандаши, сангину.


Рисование на тему «Бабочки летают над лугом»

Программное содержание.

Учить отражать в рисунках несложный сюжет, переда­вая картины окружающей жизни. Располагать изображе­ния на широкой полосе. Передавать колорит того или иного явления на основе наблюдений. Развивать цве­товое восприятие. Передавать контуры бабочек неотрывной линией. Закреплять умение рисовать акварелью. Учить сочетать в рисунке акварель и гуашь. Учить готовить нуж­ные цвета, смешивая акварель и белила.

Методика проведения занятия.

Спросить у детей, какое сейчас время года. Предложить рассказать, что они видели на прогулке (много цветов, бабочек на лугу). Вспомнить, каких красивых бабочек ви­дели (махаон, лимонница, аполлон, адмирал и т. д.). Ска­зать детям, что они будут рисовать, как бабочки летают над лугом. На отдельном листе бумаги у доски показать, как рисовать крылья бабочек одним слитным движением. Вызвать к доске ребенка, чтобы он показал, как нужно ри­совать бабочку. Предложить использовать акварель вместе с белилами. Попросить кого-либо объяснить, как на палит­ре в белую краску добавить основную, чтобы получить более светлый оттенок цвета. Уточнить, спрашивая детей, как можно приготовить розовую, голубую, светло-серую краски, используя белила. Напомнить о возможности ри­совать белилами цветы, узоры на крыльях бабочек и т. п. В процессе рисования стимулировать использование деть­ми разнообразных цветов и оттенков. Обращать внимание на применение различных приемов рисования кистью в за­висимости от задач изображения: всем ворсом, при покры­вании цветом широких плоскостей (трава, небо), при ри­совании широких линий. Делать концом кисти тонкие ли­нии: травинки, стебельки, лепестки и т. п. При этом кисть надо держать вертикально, палочкой вверх, касаясь бума­ги лишь концом ворса. Напоминать детям о том, чтобы краску на краску накладывали по высыхании.

По окончании рассмотреть детские рисунки. Отметить, какие яркие, нарядные бабочки летают над лугом. Предло­жить детям выбрать понравившиеся рисунки, рассказать о них. В заключение спросить детей, понравилось ли им Рисовать акварелью и гуашью - белилами. Предложить


 


объяснить, почему понравилось. Если дети сами не ответят на этот вопрос, сказать, что рисунки получаются разнообраз­ными, богатыми по цвету. Летом много цветов, ярких ба­бочек. При помощи белой гуаши можно получить много разных оттенков цветов и создать красочные рисунки, пе­редающие летнее цветение.

Подготовка к занятию.

Наблюдать с детьми на прогулке цветущий луг, лета­ющих над ним бабочек. Рассмотреть иллюстрации с изоб­ражением бабочек. Уточнить, что у них есть крылья, тель­це, усики. Обратить внимание на разнообразие цветов и от­тенков цветущего луга, крыльев бабочек.

Приготовить акварельные краски, гуашь - белила, бума­гу размером в альбомный лист или чуть больше.

Подготовительная группа

Рисование на тему «Спасская башня Кремля»1

Программное содержание.

Учить детей рисовать Спасскую башню, правильно пе­редавая ее форму, строение, величину частей, характерные детали. Закрепить способы рисования краской; рисования всей кистью и ее концом, способы рисования прямых ли­ний, прямоугольных форм, закрашивания изображения.

Методика проведения занятия.

Напомнить детям о том, что им показывали картинки, на которых была нарисована Спасская башня Кремля, что они вырезали и наклеивали эту башню. Это высокая кра­сивая башня, и ее надо постараться очень хорошо нарисо­вать, чтобы она получилась такая же красивая. (Если не удастся достать хорошую иллюстрацию, где четко видна конструкция башни, пропорции частей, надо ее нарисовать, опустив мелкие детали.) Рассмотрев еще раз иллюстра­цию, уточнить строение башни: внизу самая большая часть прямоугольной формы, затем идет квадратная небольшая часть, на ней расположены часы, выше небольшая прямо-

1 Это занятие может быть организовано в старшей группе. Но проводить его нужно в конце года после празднования 1 Мая. К этому времени дети овладевают необходимыми техническими на­выками, у них развивается глазомер, формообразующие движения, позволяющие решить сложную задачу передачи в изображении конструкции Спасской башни Кремля.


угольная часть и на ней шпиль со звездой, по обе стороны от башни отходит зубчатая стена.

Очень важно, как будет нарисована звезда на шпиле башни. Дети, как правило, звезду рисовать не умеют. По­этому, перед тем как проводить это занятие, нужно на­учить их рисовать пятиконечную звезду. Детям хочется нарисовать красивую звезду, и они учатся этому с удоволь­ствием.

Чтобы башня получилась прямая, стройная, нужно ра­ботать не спеша. Прежде чем рисовать каждую часть, нуж­но наметить ее крайние точки. Педагог показывает, как это сделать: подумать, посмотреть, сколько места должна за­нять на рисунке башня, какая по отношению к другим ча­стям самая большая часть, наметить ее точками, посмот­реть; если правильно намечено и осталось достаточно ме­ста для других частей, можно рисовать. И так каждую часть. Тогда башня будет правильной, красивой. Спросить детей, как надо рисовать кистью прямые линии. Затем предложить начать. В процессе выполнения задания сле­дить, чтобы дети намечали каждую часть, прежде чем ее рисовать, правильно рисовали все части башни, аккуратно закрашивали. По окончании рисунки выставить на доску, рассмотреть вместе с детьми, предложить выбрать наиболее удачные, при этом объяснить, почему они выби­рают именно эти рисунки. Обратить внимание на передачу конструкции башни, формы и пропорций ее частей.

Подготовка к занятию.

Рассмотреть иллюстрации с изображением башни. Рас­сказать детям о башне. Аппликация башни из готовых форм с вырезыванием ворот, шпилей, зубчатой стены (де­ти старшей группы получают стену в готовом виде). В ап­пликации уточнить строение башни, последовательное рас­положение частей, их величину. При подготовке красок обратить внимание на цвет краски для башни (она не дол­жна быть светлая, ярко-красная); для шпилей подготовить темно-зеленую и белую краски (неправильно подобранные цвета сделают рисунок крикливым, некрасивым).

Рисование на тему «База с ветками» (с натуры)

Программное содержание. Учить детей рисовать предмет с натуры, точно переда­вая его характерные особенности: форму, строение, цвет.


Учить рисовать краской изогнутые линии (рука плавно движется в том же направлении, что и линия, отклоняясь по ходу движения влево - вправо или вниз - вверх); закреп­лять способы рисования кистью (всем ворсом — толстые линии и концом — тонкие линии), аккуратного закраши­вания рисунка.

Методика проведения занятия.

Поставить вазу с ветками на стол. Сказать детям, что сегодня они нарисуют такую вазу. Рассмотреть вазу, обра­тив внимание на ее форму: ваза низкая, внизу круглая, а кверху сужается и образует небольшое горлышко. При рассматривании вазы привлекать детей к активному анализированию формы: предложить движением рук в воз­духе описать форму вазы. Обратить внимание на рас­положение веточек: они, плавно изгибаясь, наклоняются книзу; одна, слегка наклонившись, смотрит вверх. Пред­ложить детям движением рук показать, как изгибаются ветки. Повторить это движение несколько раз. Затем пока­зать, как концом кисти нарисовать тонкие изгибающиеся ветки; вызвать для показа кого-нибудь из детей (после по­каза педагога), обратив внимание на положение кисти при рисовании больших веток, на плавность, слитность движе­ния руки ребенка. Уточнить, с чего нужно начинать рису­нок (с вазы). Чтобы рисунок хорошо уместился на листе бумаги, нужно отметить точками, какой величины он бу­дет, посмотреть, уместятся ли ветки. Предложить начать рисовать.

В процессе выполнения следить за тем, как рисуют дети, напомнить, чтобы они аккуратно пользовались кра­ской, веточки рисовали концом кисти, иначе они получатся слишком толстыми.

По окончании рассмотреть рисунки, сравнить с нату­рой, отметить рисунки, больше всего похожие на натуру. Отметить качество рисунков: красиво нарисованная ваза, хорошо, аккуратно закрашенная, ветки нарисованы концом кисти, плавным, неотрывным движением.

Подготовка к занятию.

Рассмотреть с детьми форму ваз с цветами и ветками, стоящих в групповой комнате, сравнить их по форме, под­черкнуть их сходство и различие. Провести занятие по ап­пликации, на котором научить детей вырезывать вазы раз­личной формы. Наклеить ну па одном листе бумаги, срав­нить, отметить характер формы. Подобрать валу для рисо-


вания накануне занятия, поставить в нее ветки, рассмот­реть, уточнить ее форму, характер веток.

Приготовить листы бумаги какого-нибудь светлого тона, подходящего по цвету к вазе и веткам, чтобы в целом со­здавалась красивая цветовая гамма. Формат листа бумаги должен соответствовать пропорциям натуры в целом.

Подготовить гуашевые краски.

Рисование на тему «Избушка ледяная и лубяная»

Программное содержание.

Учить изображать эпизоды знакомой сказки, правильно располагая предметы на листе бумаги и передавая соотно­шение частей предметов по величине.

Учить детей использовать в рисунке гуашь, угольный карандаш, сангину, учитывая их выразительные возмож­ности; закреплять приемы рисования прямых линий кистью, приемы рисования сангиной.

Методика проведения занятия.

Сказать детям: «Недавно вы рисовали домики трех по­росят. Вспомните, какие еще сказочные домики вы знаете». Дети должны вспомнить домики лисы и зайца по сказке «Лиса и заяц». Спросить детей, какие это были домики. Предложить кому-нибудь вспомнить, как говорится об этом в сказке, спросить, чем какой домик лучше рисовать. Уточнить приемы работы кистью и сангиной, поговорить о том, как рисовать домики.

Предложить детям правильно взять сангину, показать, как они ее держат, сказать, как ею нужно рисовать (силь­но не нажимать, при рисовании горизонтальной линии ру­ка с сангиной идет внизу линии, при рисовании вертика­ли—сбоку линии; можно показать это на доске). Предло­жить начать рисовать лубяную избушку. Когда дети будут переходить к рисованию краской, напомнить, что кистью можно рисовать по-разному: всем ворсом и концом; уточ­нить, как в том и другом случае нужно держать кисть. В процессе работы следить за тем, как рисуют дети, какие способы рисования используют, напоминать, чтобы красиво располагали избушки на листе бумаги. Когда дети нарисуют, напомнить, что зайчик и лиса построили свои домики в лесу, обратить внимание на передачу величины домиков и деревьев. Поощрять изображение леса, зайца, лисы.


L


По окончании занятия просмотреть все работы, выбрать наиболее интересные и хорошо выполненные, предложить детям объяснить, почему они выбрали именно эти рисунки, отметить прочность и красоту лубяной избушки, интерес­ные изображения ледяного домика. Отметить вместе с деть­ми (спросить их) интересные элементы в тех рисунках, ко­торые не были отобраны. Так, в одном может быть вырази­тельно нарисована какая-нибудь одна избушка, в другом — деревья, в третьем — зверушки.

Подготовка к занятию.

За 1—2 дня до занятия или накануне прочитать детям сказку «Лиса и заяц», поговорить о том, какие домики построили себе заяц и лиса.

Приготовить листы бумаги по размеру больше альбом­ного голубоватого тона, краски гуашь (белая, зеленая, жел­тая, охра), угольный карандаш, сангину.

Рисование на тему «Олешек»1

Программное содержание.

Учить детей передавать в рисунке керамическую скульптуру, изображающую животного. Учить передавать характерные особенности формы: слитность, плавность, изящество линий, гладкую полированную поверхность. Развивать плавные, слитные движения, учить контролиро­вать движения руки зрением, развивать зрительно-двига­тельные координации.

Методика проведения занятия.

Сказать детям о том, что они будут учиться рисовать керамическую фигурку. Показать скульптуру, обследовать ее, включив движение указательного пальца по контуру животного (в профиль). Начать движение руки с головы животного, вести медленно, не отрывая пальца от поверх­ности фигуры, подчеркивая ее слитность, плавность. Дви­жение обследования сопровождать словами, объясняющи­ми, какую часть обрисовывает палец: «Голова олешка, ро­га, шея, спина, одна задняя нога, другая, живот» и т. д. Это позволит детям осознать направление движения, его последовательность, даст возможность лучше запомнить части

1 Может быть взята любая керамическая скульптура, изоб­ражающая животного: козлик, лань, конь.


животного. Обведение повторить, так же как и пер­вый раз произнося название частей. Затем мягким каран­дашом с более толстым грифелем (типа «Деловой», «Кремль») на доске показать способ рисования слитным безостановочным движением1. Движение руки воспитателя сопровождать объяснением последовательности создания изображения. Вести линию контура медленно, плавно, не отнимая карандаша от бумаги.

После этого предложить детям на специальном листоч­ке бумаги поупражняться в рисовании олешка. Обращать внимание на правильность движения, подчеркнуть необхо­димость внимательно следить за тем, какая часть рисуется, какой величины. Если кто-то из детей будет испытывать затруднения, не справится с изображением, провести ин­дивидуальное обследование фигурки, обводя ее пальцем ребенка (взяв его руку в свою). Затем, если этого будет недостаточно, нарисовать фигурку на отдельном листочке вместе с ребенком (взяв его руку в свою). Индивидуаль­ное обследование и показ рисования сопровождать объяс­нением.

Детям, у которых получится контур животного, пред­ложить рисовать скульптуру и закрашивать ее на приго­товленном для этого листе бумаги.

Все рисунки выставить на доске, обратить внимание на слитность, плавность линий животного, гладко закрашен­ную поверхность. Спросить детей, как рисовать такие ке­рамические фигурки. Подчеркнуть, что у тех детей, кото­рые рисовали и закрашивали правильно, аккуратно, фи­гурка получилась красивой.

Подготовка к занятию.

Рассматривание с детьми керамических изделий, скульптурок животных, подчеркивание плавности, слитно­сти, изящности их линий. Обведение по контуру.

К занятию подготовить 1/2 писчего (альбомного) листа бумаги или лист в форме квадрата (в зависимости от про­порций скульптуры, выбранной для рисования).

Отобрать керамическую фигуру животного, цветные карандаши.

1 Если воспитатель не уверен в том, что изображение при по­казе у доски получится без искажений, следует заранее легко про­стым графитным карандашом нарисовать контур фигурки, а при показе у доски обвести его. Важно, чтобы движение руки педаго­га было таким, какое требуется от детей.


 


Примечание. Чтобы закрепить способ рисования сложной формы неотрывным плавным движением, после этого занятия целесообразно предложить выполнить сюжет­ный рисунок, в которой бы включалось несколько изобра­жений такой фигуры. Например: «Олешки гуляют на лу­гу» или «Олешки пасутся» и т. п. На таком занятии способ рисования животного показывают вызванные к доске дети.

Рисование на тему «Наш город зимой»

Программное содержание.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: