Существует несколько вариантов выполнения этого.
Вариант 1. Попробуйте использовать будильник. Заводите его на время, кратное полутора часам с того момента, как ляжете спать. Это значит, что для пробуждения в отдаленной БДГ-фазе будильник должен зазвонить через четыре с половиной часа, шесть или семь с половиной часов после того, как вы легли слать.
Вариант 2. Вы можете попросить друга следить за вашим сном в течение ночи. Посторонний наблюдатель способен заметить повторяющиеся движения глаз, показывающие состояние сновидения, без всякого прибора и будить вас.
Сновидение лучше записывать сразу же после пробуждения, так как в этом случае сознание сохранит больше деталей и подробностей. Для этого необходимы как минимум две тетради: дневник сновидений и дневник работы со сновидениями.
При выборе этих тетрадей следует соблюдать определенные правила:
тетради должны вам нравиться (или по крайней мере не вызывать негативных эмоций или ассоциаций);
они должны предназначаться исключительно для реализации поставленной цели;
для записи в них лучше использовать разноцветные ручки (еще лучше фломастеры, так как ими можно писать находясь в любом положении) или карандаши со старательной резинкой и пользоваться ими исключительно для работы со сновидениями;
в тетрадях предпочтительно иметь специально отведенные места или вклеенные конверты для вкладывания вырезок, заметок, записок, ксерокопий ит. п.;
и, наконец, тетради должны предназначаться только для личного пользования и всегда быть под рукой в необходимый момент.
Сам дневник сновидений ведут следующим образом.
1. Перед сном вверху страницы ставят дату минувшего дня и предположительное время засыпания. Ниже при желании пишут сформулированную в одном предложении предполагаемую (желаемую) тему будущего сновидения (если это возможно, и ее художественное оформление — рисунок, название возникшей мелодии, запаха и т. п.).
|
2. После пробуждения описывают сновидение1, чуть пропустив место для заглавия.
При этом важно придерживаться таких правил: I) если вы запомнили лишь фрагмент сна, все равно запишите его, каким бы бессвязным он ни казался;
1 Записывать сновидение пред почтительно с закрытыми глазами в настоящем времени, как если бы они происходили в данный момент.
2)* записывайте все, что только сможете вспомнить (даже если это всего лишь ускользающее ощущение);
3) даже если у вас не осталось никаких воспоминаний, спокойно садитесь и начинайте писать: «Я проснулся(-ась)... Я не помню никаких снов. Я чувствую...» Рано или поздно, если вы будете соблюдать это правило, что-то обязательно всплывет в памяти.
4) НЕ ЗАСТАВЛЯЙТЕ СЕБЯ НАСИЛЬНО ВСПОМИНАТЬ
СНЫ;
5) относитесь серьезно, бережно и внимательно к любому
своему сну;
6) отмечайте приблизительное время виденного сна;
7) отдельно для каждой ночи указывайте, какие сны вы видели раньше, а какие позже (то есть в том порядке, в котором они вам припоминаются);
8) озаглавьте ваши сновидения, исходя из их особенностей. После того, как вы записали сновидение, попробуйте проделать с ним следующую работу:
1) отметьте свое эмоциональное состояние после сна и свое актуальное отношение к увиденному сновидению;
2) запишите вопросы к сновидению;
3) зафиксируйте ассоциации и факты предыдущей жизни (особенно предыдущего дня), на ваш взгляд, так или иначе имеющие отношение к увиденному сну,
|
4) зафиксируйте ассоциации и воспоминания, возникающие в ответ на увиденный сон;
5) дайте краткую интерпретацию;
6) попытайтесь выразить сновидение каким-либо другим способом (в виде рисунка, музыки и т. п.);
7) записывайте в дневник все происходящее в течение дня. что более или менее связано со сновидением1;
Желательно фиксировать:
1) полное описание процесса и результатов четырехфазовой (или иной) аналитической работы со снами;
2) все ваши размышления, интерпретации, чувства и другую продукцию на тему сновидений;
3) свой персональный сонник с символами ваших снов и их особым, важным только для вас значением;
4) все посторонние материалы, имеющие значение для работы со сновидениями (чужие рисунки, внешние стимулы сновидений, вырезки и т. д.);
5) каталог признаков сна — с целью большего взаимопроникновения сновидения и реальности обыденной жизни, для размывания границ между ними.
1 V.
Признаки сна классифицируются в соответствии с ощущениями спящего по четырем основным категориям.
1. Внутренняя осведомленность — включает то, что Эго спящего воспринимается как происходящее внутри него, то есть как собственные мысли и чувства.
2. Действия — включают действия и движения всех персонажей сновидения. В свою очередь подразделяется на действия Эго (например, «Я иду домой»), действия других лиц («Меня преследует чудовище») и действия объектов («Загорается лежащий на дороге камень»).
3. Форма — делится на форму Эго (например, «Я робот, сделанный из ржавых консервных банок»), форму других персонажей («Красавица из хрусталя, чье лицо меняется каждую минуту»), форму места («Тропинки кривы, как турецкие ятаганы») и форму объектов («Гигантское черное облако»).
|
4. Обстоятельства — необычное сочетание элементов сна (персонажей, ситуаций, сюжетов и пр.), в то время как в каждом из них в отдельности нет ничего странного. Включает: роль Эго (например, «Мы скрываемся от фашистов»), роли других персонажей («Моя девушка становится ведьмой»), местонахождение персонажей («Умерший человек беседует со мной в нашем доме»), местонахождение объектов («Ванна оказалась на многолюдной улице»), место действия («Я один в открытом космосе»), время действия («Я в детском садике»), ситуация («Я присутствую на сатанинской мессе»).
Полезно применять статистическую методику: записывая сновидения, отмечайте признаки сна, распределяя их по своему каталогу и в конце ранжируя с точки зрения частоты встречаемости1. Получившаяся иерархия базовых категорий и их основных признаков будет показывать качественные закономерности происходящего актуально психического процесса.
Индивидуация — термин, введенный К. Г. Юнгом для описания процесса, посредством которого человек становится уникальным существом, становится самим собой, тем, кто он есть на самом деле. Аналитическая психология предлагает для достижения этого действовать в двух направлениях.
Во-первых, человек должен избавиться от фальшивых одежд персоны1.
Во-вторых, необходимо прийти к соглашению с исконными образами (или архетипами) коллективного бессознательного, чтобы они больше не могли «втемную» влиять на поведение.
3 Если несколько категорий встречается одинаково часто, выберите ту, которая вам больше всего нравится.
2 Термин, также введенный К. Г. Юнгом для обозначения внешнего со-
ПИЛПКНПГП
Как злы помним, это те мифы и символы, которые согласно К. Г. Юнгу универсальны для всех людей независимо от культуры и исторической эпохи. В отличие отличного бессознательного, содержание которого первоначально осознавалось, но потом было забыто или вытеснено, содержания коллективного бессознательного никогда не были сознательными и приобретены человеком не в ходе личного опыта, а получены как некие родовые качества.
Аналитики юнгинианского направления выделяют особые сны (чаще всего у зрелых и пожилых людей), в которых находят свое отражение различные этапы процесса индивидуации.
Начало такого процесса обычно отмечено снами о наводнениях, землетрясениях, катастрофах и подобных стихийных явлениях, символически отражающих начавшуюся трансформацию психики.
Затем появляются сны о тени]. В снах отвергаемые особенности или свойства проецируются на другого, которым часто становится «черный человек» (преследование евреев, дискриминация «цветных», остракизм гомосексуалистов — примеры непризнанной тени)2. К. Г. Юнг был убежден, что всем нам очень важно вновь признать своей эту тень. Чтобы проработать свою тень, нужно в духе описанного уже метода гештальт-тера-пии отождествиться с каждой зловещей фигурой ваших снов. (Помните, мы сами создали их в своих снах. И любое зло, которое они творят, — это тоже наше порождение). Цедь если человек не признает этого зла как части себя, своей психики и продолжает лицемерно осуждать его в других, с ним происходит странная и печальная трансформация: он сам превращается в того, кого осуждает и отвергает. Именно в раскрытии этой истины и заключается смысл евангельской притчи о «непротивлении злу»3.
Тенью может быть друг, которого вы втайне презираете или которому завидуете. Если вы сексуально раскрепощенный человек, вашей тенью может стать тот, кого вы считаете пуританином. Если вы романтик и непоседа, то очень вероятно,
*" Тенью К. Г. Юнг называл «темные» стороны конкретного человек;! и человеческой природы вообще, которые он отвергает и отказывается признавать в себе.
2 Понятие тени вовсе не является открытием XX или XIX века. Еще Платон в сочинении «Республика* писал: «Даже в самых достойных из нас живут чудовищные и совершенно аморальные желания, которые порой обнаруживаются в наших снах».
3 Мы все прекрасно осознаем, что одна из трагедий нашей истории заключается в том, что очень часто люди, желающие добиться социальной справедливости, смотрят на стоящих у власти как но врагов и олицетворение зла. Но как только они побеждают на выборах и сами приходят к власти, то приобретают все те черты, которые раньше осуждали.
что роль вашей тени для вас будет играть скучный человек, живущий прозаической жизнью мелкого чиновника. Если вы добровольно установили для себя шестидесятичасовую рабочую неделю, тогда ваша тень будет томиться в очереди безработных.
Мужчинам может сниться их Анима, не находящая выражения (Таинственная Незнакомка, Беатриче и т. п.). Анимус1 в женских сновидениях может появляться в виде таинственного чужестранца, рыцаря в блистающей кольчуге, Вячеслава Бутусова или Джонни Деппа, а нередко и в виде целой группы мужчин.
Понаблюдайте, что делает Анима или Анимус в ваших снах... Представьте себе, что вы делаете то же самое в жизни... Мы не можем быть цельными личностями, пока не признаем право на существование той части нашего существа, которая представляет начало противоположного пола. Так, мужчине необходимо принять свою мягкость, заботливость, артистизм, а не стараться спроецировать эти качества на свою Аниму (и тщетно искать ее в реальной жизни). Женщине нужно принять собственную агрессивность, логичность, силу, а не выискивать постоянно эти черты в своем Анимусе и в мужчинах, которые встречаются в ее жизни.
По мере продвижения процесса индивидуации в снах может появляться символика развития — путешествия, дороги, развилки, брод через реку.
На этом этапе в снах непременно участвуют фигуры «мудрого старца» или «мудрой старой женщины». Появление этих архетипов свидетельствует о том, что вы уже почти готовы довериться голосу мудрости вашего внутреннего гуру и перестать приписывать всю мудрость внешним авторитетам, будь то Аристотель, Иисус Христос, Будда, ваш научный руководитель, Эйнштейн или Вселенский Разум.
И, наконец, появляются сны, которые символизируют чистую энергию, или единство всей жизни.
Для работы с процессом индивидуации, проявляющимся в сновидениях, П. Гарфильд рекомендует методику создания персональной мандалы сновидений2. Такой подход помогает как
1 Анима — архетип бессознательной женственности у мужчин; Анимус — архетип бессознательной мужественности у женщин.
2 Впервые психотерапевтический мир с идеей мандалы познакомил К. Г. Юнг. В его понимании мандата была чем-то вроде «магического крута», символизирующего стремления человека к обретению единства своей личности. В своих работах он опубликовал несколько рисунков мандал (в основном это были круги, разделенные на четыре части с отчетливо обозначенным центром), сделанных его пациентами, а также им самим. Однако в индийском и D тибетском тантрическом буддизме маидалы предстаачяют собой изобра-
0Пределенным образом систематизировать образы своих снов, так и прийти к гораздо лучшему пониманию себя. Она пишет: «Процесс изучения нашего персонального языка сновидений и его организации в форме архетипической мандалы может привести к синтезу. Путь мандалы сновидений — это путь внутренней мудрости. Я убеждена, что системы образов, которые рождаются внутри нас, — наши внутренние мандалы — будут являться на свет с тем большей свободой, чем большее внимание мы станем им уделять. Придав образам наших сновидений форму, зримую наяву, мы лучше поймем их богатство, глубже проникнем в их символический смысл и яснее представим себе их связь с конкретной человеческой личностью в ее целостности» (1998).
Если вы хотите поэкспериментировать, то вам в первую очередь понадобится «коллекция» снов,
Упражнение, «Построение мандалы сновидений»
Просмотрите дневник сновидений и найдите образы, которые в свое время произвели на вас наиболее сильное впечатление {вызвали восхищение, страх или прилив вдохновения). Именно такие образы способны оказывать трансформирующее воздействие.
Попробуйте перевести словесные описания этих образов обратно в визуальную форму. Это не значит, что вы должны стать художником. Просто полистайте журналы, книги, альбомы и постарайтесь найти подходящие иллюстрации, пробуждающие чувства, аналогичные тем, которые вы испытали, когда впервые увидели ваших персонажей во сне. Используйте эти фотографии и рисунки или их копии для вашей мандалы сновидений.
Если вы хотите сами нарисовать персонажей своих снов, стремитесь больше передать чувство, которое они вызывают, Нежели их внешний вид. Очень важно, чтобы рисунки эмоционально волновали вас и были связаны с образами ваших снов... Они должны быть выражением ваших внутренних ощущений, а не «картинками», подобранными по чисто внешним признакам.
Женне группы божеств, занимающих внутри круга определенные места, соответствующие их взаимоотношениям, В этой связи мандалы в изобразительной чюрме повествуют о пути через различные уровни сознания — к мистическому единению с источником жизни. Таким образом, мандала выражает Целое эзотерическое учение и служит руководством (тайным кругом медита-Ции) которое можно использовать для осмысления опыта особых состояний
Поразмышляйте над символическим смыслом каждого такого изображения, основанного на образе вашего сна... Обдумайте разные аспекты этого образа и решите, что он для вас значит... Отметьте, какие детали особенно привлекают ваше внимание и какой эмоциональный отклик они у вас вызывают.
Распределите ваши изображения-образы по категориям... Доя этого можно использовать те категории, которые описывались выше, а можно и те, что используются в тибетской буддийской мандале:
Ненависть и гнев (или боязнь того и другого)
Гордыня
Похоть
Жадность, зависть или ревность
Невежество
Восточный Квартал Южный Квартал Западный Квартал Северный Квартал Сакральный Центр
Может быть, в ваших снах встречаются образы, которые, как вам кажется, представляют не сами эти «грехи», а наоборот, «победу» над ними... Используйте их.
Если же предложенная система категорий представляется вам плохо приложимои к вашим собственным снам или вообще неправильной, попробуйте распределить свои сновидческие образы по первоэлементам: вода (например, сны о морских волнах), земля, огонь, воздух и пространство. Или по цветам: синий, желтый, красный, зеленый и белый. Ориентируйтесь на свои внутренние ощущения.
Вы можете начать с одной схемы, пользоваться ею какое-то время, а затем поэкспериментировать с другой или придумать свою собственную. Найдите такую классификацию, которая наиболее близка вам, соответствует текущей стадии вашего внутреннего развития.
Создайте мандалу-обрамление -(пустую матрицу мандалы) для ваших сновидческих образов. Для этой цели можно использовать любой материал1. Например, вы можете увеличить рису-
1 П. Гарфильд говорит о том, что мандалы сновидений могут быть изготовлены практически из любых материалов: вытканы на ковре, нарисованы на ширме или на свитке, выложены с помощью изразцовых плиток или в виде мозаичного узора на столешнице либо на полу, вышиты на подушках, одежде, скатертях и т. д. Тибетские буддисты рисуют свои мандалы красками — на ткани или на стенах (в технике фрески). Они делают и временные мандзлы (из цветного песка, кучек риса), а иногда просто изображают мандалы символическими жестами рук. Некоторые мандалы обретают зримую фор!кгу в фигура" танца. Другие представляют собой трехмерные сооружения из дерева или бронзы: они напоминают крошечные храмы; из окон выглядывают божества, похожие па обитателе!! кукольных домиков.
нок пустой мандалы, приведенный в приложении 7, или просто начертить контуры мандалы на бумаге... или нарисовать в цвете, наподобие рекламных щитов... или с помощью компьютера сделать многомерное изображение...
Поместите свои изображения-образы в матрицу мандалы... форма, которую при этом примет ваша мандала, будет зависеть только от вашего воображения и от того, как вы захотите использовать готовый продукт своего творчества.
К одним людям озарение приходит непосредственно в процессе построения мандал... Для других более значимой оказывается последующая работа с мандалами...
Если вы хотите использовать мандалу как вспомогательное средство для медитации, помните, что визуализация всегда начинается с центра. Сосредоточьтесь на центральной точке и представьте себе, что главное божество (изображение сновид-ческого образа) увеличивается в размерах; потом вообразите, что от центральной фигуры отделяются другие божества. Когда сеанс медитации закончится, вся визуализированная вами картина должна опять сжаться в одну центральную точку и как бы раствориться.
П. Гарфильд отмечает: «Мы должны помнить, что завершенная мандала — это всего лишь моментальный снимок одного из моментов нашего развития. Ее можно сравнить с фотографией шестилетнего ребенка: фотография не меняется, тогда как ребенок продолжает расти и развиваться. Все новые и новые образы наших сновидений обретают форму и вновь растворяются в небытии: мы постоянно творим внутри себя постоянно меняющуюся мандалу... и сами путешествуем по ней. В этом и состоит наша связь с великим рисунком Вселенной» (1998).
В 1954 году психоаналитик Эрнст Крис ввел в психотерапевтическую литературу понятие «личный миф», используя его для описания некоторых, ускользающих от наблюдения сторон человеческой личности, на которые психоаналитику следует обратить внимание, если он желает добиться долговременных изменений в поведении. В 1979 году Давид Файнштейн создал концепцию личной мифологии в качестве основного измерения личности, связанного как с устойчивыми мифами конкретной культуры, так и с внутренней психодинамикой человека.
Дик Маклистер рекомендовал использовать сновидения для обнаружения личного мифа человека, определяемого как «повесть, которую мы рассказываем собственной жизнью, то, что пронизывает смыслом и связностью нашу повседневность» (1976). Первыми, кто начал широко применять концепцию личного мифа в групповой работе со сновидениями, были Монтегю Ульман и Нэн Циммерман (1985). Они указывали, что одна из функций сновидения — выявление и устранение утративших связь с реаль-
ностью личных мифов путем высвечивания стратегий самообмана, которые человек использует для того, чтобы избежать перехода к новым, более адекватным моделям поведения. Самыми распространенными сюжетами неадекватных личных мифов являются: личная неуязвимость («Я могу справиться со всем, что мир поставит на моем пути»); излишняя самозащита («Любознательность опасна, безопасность — в покорности»); боязнь неудачи («Едва ли я преуспею, не стоит даже и пытаться»). Ульман и Циммерман указывают, что «зазор между истинным и ложным, известным и неизвестным создает субъективную ткань наших сновидений. Некоторый аспект нас самих, который мы считали само собой разумеющимся, теперь подвергается критической оценке. Часть нашей личности, которую... мы считали неуязвимой и нерушимой, теперь оказывается негодной. Личный миф лопнул».
Личные мифологии состоят из постоянно меняющихся систем взаимодополняющих и противоречивых личных мифов — тех устойчивых комплексов мыслей, образов и чувств, что придают смысл прошлому, определяют настоящее и указывают направление для будущего. Личный миф служит человеку для руководства, объяснения и сакрализации опыта аналогично тому, как культурные мифы когда-то обслуживали те же потребности первобытного и античного общества в целом1. Личная мифология включает в себя все взаимодействующие, порой — взаимоисключающие, мысли и чувства, которые человек питает по отношению к миру как осознанно, так и бессознательно. Эти мифы формируют характер действий, совершаемых людьми, равно как и манеру истолкования ими своего опыта. Миф работает, пока он дает эмоционально удовлетворительное отображение реальности. Он может оказать плохую услугу человеку (и целой культуре), если затушевывает существующие пробелы между чувствами и реальностью (Д. Файнштейн, С. Криппнер, 1988).
Средства массовой информации то и дело напоминают людям, что они окружены чрезвычайно талантливыми соплеменниками, искушенными в тех сферах, о которых прочим смертным мало что известно. При сравнении себя с подобными знаменитостями люди слишком легко склонны оставлять без внимания или преуменьшать собственные творческие возможности. Человек может основательно знать ту область, в которой он является специалистом, но она уже могла перестать быть новой, необычной или вдохновляющей. Умения принимаются как нечто само собой разумеющееся, тогда как уникальные
1 Антрополог Барбара Тедлок (1991) обнаружила, что в разных культурных сообществах сновидения играют значительную роль в освоении нового эмоци-
способности остаются без внимания. Странствие героя или героини — общераспространенная тема культурных мифоло-р^й _ обходится стороной ради тех мифов, что подчеркивают благо привычного и пассивного существования.
Сновидения постоянно вдохновляют человека на свободное самовыражение, на вопиющие преувеличения, на терпимость к неоднозначности. Они нередко разрешают сновидящему совершать ошибки, отбрасывать старые обычаи и предаваться явно непрактичным, необдуманным, безответственным, глупым и грешным занятиям. Сновидения показывают всю нелепость ограничивающих творческое выражение барьеров. Им нет дела до мнения других людей и до тех традиционных способов, которыми они оценивают проекты. Поэтому использованный в сновидении подход к проблеме даже может открыть ранее упущенную стратегию, способную принести успех (С. Криппнер, Дж. Диллард, 1997).
Вообще взаимосвязь состояний сознания, относящихся к сновидениям и к творческому процессу, почти ни у кого из исследователей не вызывает никакого сомнения. Так, Монтагю Ульман (1965), психиатр, получивший международное признание за работу со сновидениями, привел четыре довода в пользу того, почему любое сновидение имеет характер творческого процесса. Во-первых, все сновидения оригинальны. Во-вторых, в них соединяются разнородные элементы, тем самым создавая новые структуры. В-третьих, как и многие другие творческие акты, сновидения являются непроизвольным переживанием. И, наконец, в-четвертых, сновидения содержат символы и образы; способность человека производить их спонтанно демонстрирует творческий потенциал сновидений.
Другое дело, что у слова «творчество» есть множество возможных значений. Для большинства людей творчество означает способность вызывать к жизни что-то новое. Для других оно — не способность, а психологический процесс, посредством которого ранее неизвестные и полезные вещи обретают форму. Для третьих творчество не процесс, а результат. Поэтому определения творчества охватывают широкий диапазон: от идеи о том, как проще справиться с той или иной задачей, до концепции творческого акта как полного осуществления и выражения всех Уникальных возможностей человека. Обобщая их, можно сказать, что имеются по крайней мере четыре аспекта, в которых сновидения пересекаются с творчеством: творческая ситуация, творящая личность, творческий процес и результат творчества.
И. Торренс (1962) дал определение творчества, которое, по-видимому, соответствует тому, что происходит в сновидениях. Он считает, что творчество — это процесс, в основе которого 1 восприимчимость к возможным проблемам, недостат-
кам, пробелам в знаниях, отсутствию необходимых составных частей и несоответствиям. Во время этого процесса выявляются проблемы, происходит поиск их решений, делаются догадки и ■ формулируются общие гипотезы относительно этих проблем. Гипотезы подвергаются многократной проверке, в них вносят необходимые изменения, вновь проверяют и, наконец, сообщают результаты.
Разнообразный опыт изобретателей, деятелей искусства и ученых наглядно показывает, какую роль сновидения могут играть в творческом процессе. Гарднер Мерфи (1958), замечательный исследователь в области психологии личности, построил одну из наиболее полезных для понимания творческого процесса моделей.
Первое: для того чтобы творческий процесс мог начаться, восприимчивый ум готовится к долгому погружению в специфическую среду, такую, как цвет, тон, движение, пространство, время, язык или общественные отношения. У сновидящих этот процесс происходит перед засыпанием, по мере того как они собирают относящийся к делу материал, более избирательно сосредоточиваются на проблеме и могут даже воспользоваться предваряющим засыпание внушением, чтобы вызвать во сне нужный сюжет.
Вторая фаза творческого процесса протекает в форме организации в долговременной памяти своего рода «хранилищ», пополняемых за счет информации и переживаемого опыта, которые структурируются в виде паттернов, находящихся за пределами осознающего ума. Эти «хранилища» могут содержать в себе сочетания цветов, равно как и сочетания линий, которые изображают мир карандашом, пастелью и кистью. Они могут содержать паттерны пространственно-временных отношений, связанных с механикой и технологией. Это также могут быть и общественные взаимодействия, модели лидерства и организации. Как и в случае банков данных, информация из этих живых «хранилищ» не может быть одновременно извлечена в полном объеме, и потому они организованы в находящиеся за пределами сознания системы, из которых люди могут черпать данные по мере необходимости. В творческих, разрешающих проблемы сновидениях эти данные вынашиваются, оставаясь подвижными и легко адаптируемыми.
Третьей стадией творческого процесса согласно Мерфи является озарение. Архимед пережил озарение, когда он выскочил из ванны с криком: «Эврика!» («Нашел!»), обнаружив, что золото вытеснило меньше воды, чем равный по весу кусок серебра. Мерфи замечает, что озарение не обязательно происходит бессознательно. К «хранилищам» опыта, которые он описывает, можно обращаться и осознанно. Но когда озарение
случается в сновидении, ему, как правило, предшествует длительный период погружения в какую-то конкретную проблему Или область деятельности.
Многим кажется, что инсайтом, или озарением, творчество и завершается. Однако не менее важна четвертая часть — проверка. Работает ли идея? Приводит ли она к большей продуктивности или эффективности? Дает ли она чувство удовлетворенности собой, своей деятельностью? Можно ли доходчиво передать ее другим людям, чтобы и они могли наслаждаться ею? Использовать ее? Воспроизвести ее? Когда сновидения содействуют творческому акту, они не творят чудес сами по себе. Они могут облегчать две средние стадии творческого процесса, но они не подменяют собою таких абсолютно необходимых, как тщательная подготовка и строгая проверка. Когда подготовка материала, его организация,, озарение и проверка используются в единой последовательности, то преимущественно логические, объективные и словесные построения первой и четвертой стадий уравновешиваются по большей части эмоциональными, субъективными и визуальными процессами второй и третьей стадий. Действуя согласованно, они увеличивают вероятность успешного разрешения личных и профессиональных проблем.
Эдуард де Боно (1969), один из самых неутомимых исследователей познавательной деятельности человека, определял понятие «проблема» как разницу между тем, что имеется, и тем, что желательно иметь. Согласно де Боно существуют три вида проблем: те, которые требуют проработки наличной информации или увеличения ее объема; те, которые решаются путем преобразования структур, в которые организована информация, и те, где отвергается само существование проблемы.
Дс Боно замечает, что к решению проблем первого типа можно подойти с помощью логического мышления и/или сбора большего количества информации. Логическое, или «вертикальное», мышление ограничено, поскольку ему нелегко дается порождение новых идей. Два других типа проблем требуют «обходного» (или веерного) способа мышления — скорее, обновления методов использования уже имеющейся информации, нежели сбора все новых и новых данных. «Обходное» мышление реорганизует доступную информацию таким образом, что она образует новый и более действенный паттерн. Подобная реорганизация дает тот же результат, что и интуитивное прозрение.